Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 9 октября 2019 г. 11:54

Да, я помню, что обещала вернуться 10 сентября и обманула ваши ожидания. Но иногда обстоятельства бывают много сильнее нас. Как всегда в пиковые нагрузки, все пошло не по плану, закрутилось в такую тугую спираль, завязалось в такие узлы, что до сих пор со многими даже не знаю что делать. Развязывать- распутывать? Резать- рубить?

Это было очень тяжелое время для меня, скорее тяжелое морально, чем физически. И оно еще не закончилось. Читать, если и хотелось, то что-то простое. Чистые приключения, такие, чтобы без излишней эмоциональной нагрузки, без глубокой философии и, желательно, без социальных и политических идей. Такие, где действие важнее смысла.

Прочитано было сразу три подходящие под заявленные параметры вещи. И, если честно, ни одна из них не достойна отдельного отзыва, ни одна не смогла стать нужным лекарством для усталого мозга. Почему так получилось, расскажу ниже в небольшом обзоре прочитанного:

Лекарство лунное: Дэвид Пэдрейра . «Пороховая Луна»:

На Луну сегодня ринулись все. Была она практически в забвении с 70-х годов прошлого века после сворачивания всех лунных программ. Висела спокойно в небе, как и миллиарды лет до сего времени, и даже ученые не слишком то поглядывали в ее сторону. Но стоило политикам вновь вспомнить о былых амбициях, как вечная спутница Земли опять потребовалась всем. В том числе и фантастам.

Казалось бы, что может измениться на Луне за какие-то десятилетия ее забвения в жанре? Но изменилось все: это больше не место открытий, вдохновения, гордости и славы, с которым связаны светлые мечты о новых победах разума, о новых горизонтах. Это больше не место, где один маленький шаг Человека открыл новую дорогу для Человечества в светлое будущее. Теперь это место политических интриг, алчности корпораций, финансовых махинаций, мелких личных амбиций и бесконечных войн.

Печально, но которая подряд книга на примере Луны доказывает: за полвека измельчало все- идеи, устремления и сами люди. И сюжеты. Хотя на фоне прочих, он неплох, пусть и прост и предсказуем: много погонь, стрельбы, немного детектива, немного политики(сами догадайтесь с одного раза, кто противники: они уже который лунный роман решают свой торговый спор, плавно перекочевавший из реальности). Герой одиночка, преданный своей команде и друзьям, а не странам, политическим идеям, партиям или даже целым системам( Да- да, время таких команд вновь возвращается, как и возвращаются их противники- с противоположным знаком ко всему выше перечисленному).

Хороший боевик-приключение? Скажем так, неплохой. Динамично, местами занимательно, атмосферно и без нарушения физических законов в угоду сюжету. С умеренным набором внутренних демонов героев и их душевных страданий. Но не из тех, что захватывают воображение настолько, чтобы забыть о реальности и превратить приключение в лунных пейзажах в твое собственное переживание.

Лекарство имперское: Джон Скальци «Крушение империи»:

Решив, что доза лекарства была выбрана неправильно, и надо обратить внимание на что-то более масштабное, обратила свой взор на новое приключение в исполнении Скальци.

В свое время «Война старика» и «Люди в красном» оставили хорошее впечатление умением мастерски сочетать фантастическое действие и ненавязчивую, понятную любому, правдивую жизненную философию.

В этот раз автор решил обойтись без этого. Только приключение, в которое намешано все и сразу: Космос и дальние перелеты, империя, правители и борющаяся за власть знать, дворцовые перевороты, тайны и интриги. Облегченная версия «Звездных войн» с такими же простыми и однозначными героями, пренебрежением любыми законами физики, и логикой, мешающими развитию сюжета в нужном направлении и яркостью декораций, но без назойливой идейной составляющей о вечной борьбе Добра и Зла и вселенской справедливости.

Простому сюжету положены простые предложения, потому читается быстро и легко, стремительно, если хотите. И также стремительно мозг очищается от прочитанного. Начать можно с любой точки, поскольку догадаться, что там делается в одной не очень далекой Галактике, кто герой, а кто злодей любой читатель может без проблем( в «Звездных войнах» я все гадала, отчего такие могучие и мудрые Джедаи в реальности такие тупые, что не замечают очевидного у себя под носом и регулярно наступают на одни и те же грабли, плодя предателей и Темных Властителей).

Тогда почему такое лекарство не помогло? Да просто потому, что не хватило щепотки оригинальности. Это как дженерики: вроде бы состав тот же, но эффект не тот. Трудно полностью отдаться действию, если наперед знаешь, что будет на следующей странице и что ждать через десять, сто, двести и так до самого финала.

Лекарство испробованное: Дэниел Абрахам и Тай Фрэнк. «Пепел Вавилона»

Потерпев неудачу с новыми лекарствами, решила обратиться к старым и проверенным временем. Бесконечную историю «Пространства» читаю уже не один год, где-то были явные удачи, где-то не слишком явные провалы.

Мы уже так давно скитаемся с этим героями, что знаем уже о них практически все: что едят, с кем спят, о чем мечтают и какие скелеты прячут в шкафах. Мы излазили с ними всю Солнечную систему и не по одному разу, побывали за пределами на незнакомых планетах. Короче, они уже так знакомы и привычны, что сериал просто двигается без неожиданностей по устойчивой колее из прошлого в будущее.

Это привычно, это понятно, и я знаю, что меня ждет. А ждало меня, прямо скажем, достаточно унылое действие, подчиненное только одному: как вернуть героев из зашедшего в тупик и исчерпавшего себя во всех отношениях действия с гражданской войной в Солнечной системе назад к первоначальному приключению с протомолекулой, чужими и звездными вратами.

Решить эту задачу оказалось не так просто, поскольку надо было более-менее правдоподобно завершить некоторые линии, но так, чтобы осталась возможность к ним вернуться вновь, если опять потребуется взять паузы в разгар творческого кризиса в развитии основного сюжета.

Получилось … не очень, неправдоподобно и вымученно. Враги, которым удалось буквально разгромить землян, осуществив весьма долговременный и оригинальный план, резко поглупели и начали совершать детские ошибки, впав в грех гордыни и самолюбования. Героям же напротив Вселенная начала подыгрывать в русскую рулетку, и, наплевав на логику и теорию вероятности.

Тут, с моей точки зрения, вся беда в ставке на непрерывность действия, которое не предполагает такой успешный прием , как описание эпизодов с длительными пропусками в несущественном для общего сюжета повествовании. В результате и рождаются такие проходные варианты: что читал, что не читал, все едино.

Подведу итог: ни новые, ни старое лекарства не помогли. То ли приключения потеряли свою эффективность и более не способны захватить мое воображение, то ли выработалось привыкание и больше нет удивления перед оригинальным сюжетом и фантазией авторов, но факт остается фактом: чтение не удалось. Выздоравливать уставшему мозгу приходится старым способом: через сон, еду , прогулки на природе. Время все лечит и уже хочется читать не только про чистые приключения.

И в следующий раз:Ким Стэнли Робинсон «Нью Йорк 2140»


Статья написана 11 августа 2019 г. 16:06

В мире фантастического Космоса есть планеты не просто с «непростым характером», а именно Неукротимые. С большой буквы. Которые не собираются мириться с человеком-колонизатором и готовы выкинуть вон захватчиков, коли они не собираются подчиняться местным законам. И вот мои любимые Неукротимые планеты.

Гарри Гаррисон

«Мир на колесах"

Из отзыва: Вот такое приключение, совершенно в духе «Неукротимой планеты», приготовил нам Мастер на планете Халвмерк, где для голодающей Земли выращивают невиданные урожаи зерна, за которыми один раз в четыре года прилетают корабли. Планета очень необычная и сулящая неведомые опасности, такая горячая, что человек может жить только в сумеречной зоне, следуя за долгой зимой то на юг, то на север. И живут на этой планете суровые фермеры, а в сущности — рабы. Только о том, что они рабы, они даже и не догадываются.

И поверьте, путешествие «поездов» через планету будет настоящим приключением. С немыслимыми опасностями — через пустыню и болото, горы и джунгли с неизвестной флорой и фауной, с тяжелыми препятствиями, с ноткой любви, интригами и заговорами. Немножко наивное и прямолинейное, но от этого не менее захватывающее.


Роберт Чарльз Уилсон

«Биос»

Из отзыва: Планета Исис оказалась «не по зубам» землянам. Вроде бы уже есть опыт покорения: Солнечная система плотно заселена до самых окраин, освоен едва ли не каждый планетоид, а наука, особенно в части познания жизни, шагнула так далеко, что способна изменять самого человека, приспосабливая его к самым неблагоприятным и враждебным условиям. И вот новое испытание для Человечества. Исис. Первая планета на пути к звездам, первая встреча с жизнью, появившейся не на Земле. Жизнью, пусть и развившейся на той же основе, но более древней, эволюционировавшей в более жестких условиях конкуренции видов и настолько враждебной земной, что даже кратковременное соприкосновение с ней является смертельно опасным.

Все действие, касающееся изучения Исис, наиболее привлекательно. Без ставшего привычным «пришел-увидел-победил». С постепенно нарастающим напряжением, когда земные плацдармы один за другим сдаются под натиском враждебной жизни. Без чудесного спасения или внезапного эпохального озарения в последний момент или финала, не допускающего каких-либо альтернативных трактовок. Исис до конца остается загадкой, тайной, одной из многих, вызовом для всего Человечества, его способности не просто находить и трактовать факты, но проникать в самую суть событий и вещей.



Кир Булычев



«Поселок»


Из отзыва: Группа людей очутилась в непривычных, опасных условиях, в месте, где их огромные знания о полетах среди звезд, высоких технологиях, великих открытиях Человечества, замечательных произведениях искусства, все моральные и этические нормы, выработанные и выстраданные людьми за тысячелетия истории- ничего не значат. Здесь нужны совсем другие навыки, уже прочно забытые Человечеством — как выследить и убить зверя, отыскать еду, спрятаться от непогоды, «почувствовать» приближение опасности. Добыть огонь или сделать оружие. Нужны те самые, древние, «дикие» умения, которые позволяли выживать нашим далеким предкам в самых невероятных условиях. И плюс к этому нужно крепкое здоровье, инстинкт хищника, грубая физическая сила и выносливость.

Сложный выбор стоял перед выжившими путешественниками со звезд, наблюдавшими, как «цивилизованность» уступает «дикости» под напором необходимости выживания. Как становятся чуждыми ценности старшего поколения, уступая другим нормам, продиктованным конкретными условиями и реалиями. Сложно решить, что лучше — сохранить во что бы то ни стало ненужные в настоящий момент знания, традиции и нормы поведения, или, уступив требованиям реальности, позволить молодому поколению создать нечто новое, пусть «дикое» и «нецивилизованное», но позволяющее выжить и закрепиться в негостеприимном мире.



Ну и теперь главное: Авторская колонка уходит на каникулы. Моя занятость на работе традиционно в это время значительно возрастает, и мне не хочется давать вам обещаний по размещению новых статей, которые я не смогу выполнить. До 10 сентября!


Тэги: личное
Статья написана 11 августа 2019 г. 15:55

Играть в компьютерные Игры я начала в весьма зрелом возрасте, когда это никак не могло уже повлиять на вкусы. И всегда для меня это было лишь развлечение, не слишком любимое, увлекающее только на время. Признаюсь, я вообще ни одну игру до конца не доиграла, теряя интерес после решения последней задачки или выполнения последнего квеста. Может поэтому не испытываю восторга от этого долгого описания финальной битвы, "изобретательно" названной "Конец пути"? Но все по порядку: Ярослав Гжендович. "Конец пути":


Финал хорошей игры всегда должен ставить жирную точку. Все загадки решены, все враги повержены, включая Самого Главного Негодяя, из-за которого было потрачено столько времени и нервов. Все это, естественно вместе с набранными призовыми и высокими местами в рейтинговых таблицах, должно принести глубокое моральное удовлетворение и восхищение собой любимым, проявившим ловкость, находчивость и огромное терпение.

Вообще финалы бывают разные. Я лично люблю сразу приступить к делу убиения Главного Негодяя. Но некоторые сценарии предлагают еще некоторую подготовку в виде бонусных квестов, где можно дополучить необходимые для последнего рывка артефакты, знания, умения или союзников.

В данном конкретном случае перед нами второй вариант: сначала надо побегать, чтобы совершить последние приготовления. А тщательные приготовления, как это обычно бывает, дело достаточно нудное, а порой и сумбурное.

Ожидание финального события- сражения двух противоборствующих сторон- явно затягивается. Не спасают и дополнительные квесты, поскольку ответы на все загадки практически получены в предыдущей части. Мы знаем, кто прячется за громкими именами волшебников, устроивших кавардак в этом славном мире, как и почему они дошли до жизни такой. Даже о природе странной Магии не приходится строить догадки. Даже очень и очень невнимательные читатели в этому моменту просто обязаны понять, что волшебство тут совершенно ни при чем.

К сожалению, объяснение всех загадок слишком рано, имеет некоторые отрицательные последствия. История молодого Журавля, Носителя Судьбы все повествование значительно оживляла действие, придавая ему красок и эмоций. Но в предыдущем томе его роль оказалась практически выполнена, и теперь он отходит на второй план, от чего содержание становится целиком и полностью похожим на компьютерную игру. Да, с хорошей графикой и сценарием, но вполне понятной схемой и правилами.

Всю первую половину тома мы тщательно и довольно нудно готовимся к финальному сражению в надежде на яркое и динамичное завершение. Но вот оно как раз, с моей точки зрения, таким совершенно не получилось. Осталось впечатление чего-то хаотичного и блеклого.

Все дело в подаче. Использование повествования от первого лица и придания ему формы свидетельства очевидца всегда несет некоторую опасность для всей истории. Такие свидетельства обычно сумбурны и крайне субъективны, а тут еще высокообразованного и харизматичного молодого Журавля, чьи впечатления так оживляли все повествование, неожиданно поражает косноязычие, бедность фантазии и провалы памяти. Осталось странное впечатление: будто нехватку фантазии, способную сделать долгожданное решающее сражение кульминацией всей эпопеи за счет ярких и неожиданных масштабных мазков, заменили тщательным и многословным описанием ничего не значащих деталей.

Но и это еще не все. Некоторые игры грешат не просто долгим финалом, а финалом, состоящим из нескольких этапов. Кажется, точка, можно выдохнуть, свет гаснет, но вместо надписи «конец» начинается новый эпизод, а потом еще один и еще один. И вместо удовлетворения возникает разочарование, а потом и раздражение. Тем более, точки так и нет. И многоточия нет. А есть опять жирная запятая. Так что не спешите прощаться с этим миром и этим героем. Успешные бизнес проекты так не заканчиваются, всегда бывает потом вариант 2, а потом и 3 и далее- пока люди играют в эти игры.

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru


Сразу два чистого приключения дуплетом: шестая книга цикла пространства Дэниела Абрахама и Тая Френка "Пепел Вавилона"и Джон Скальци "Крушение Империи"


Статья написана 24 июля 2019 г. 00:47

В этот раз я отобрала для вас романы о «классических» Зонах. С неизвестностью и беспощадностью этой неизвестности. С тропами, которые прокладывают сталкеры, и сталкерами, которые бродят среди опасностей, постепенно изменяясь и переходя на новый уровень мышления и бытия.

И вот мой выбор:


Джефф Вандермеер

«Борн»

Из отзыва:Пикник в этот раз устроили не на обочине. И это были не случайные неизвестные гости, которые остановились перекусить и передохнуть, намусорили, насорили, да и двинулись дальше, ничуть не заботясь о том, кто и как будет расхлебывать последствия веселого отдыха, кто будет собирать объедки, или что там натворит заводной мишка.

В этот раз на свой маленький праздник заезжие гости пригласили даже местных аборигенов, раздавая им зеркала и бусы. И ничего что последним приходилось поступиться кое- чем, но ведь можно же сделать приятное для таких милых и щедрых гостей.

Видимо, все подобные пикники, в не зависимости от формы их проведения, заканчиваются примерно одинаково: гости, довольные или не очень, отправляются восвояси, а хозяева остаются расхлебывать последствия- убирать довольно опасный мусор и подсчитывать убыток. И придумывать, что делать с забытыми игрушками, завод которых никак не хочет заканчиваться, а веселые гости забыли показать, как их выключить.


Очень впечатляющий роман, один из лучших из прочитанных за последние годы, История порой жестокая, порой сентиментальная, порой срывающаяся на безумную череду событий, порой почти замирающая в перечислении одинаковых и бессобытийных дней, иногда таинственная и сумбурная, а иногда четкая и беспощадная в изложении фактов и происходящих событий, история о человеческой чудовищности и о чудовищной человечности. Об обретении человечности теми, кто, казалось бы, утратил ее безвозвратно, что делает в итоге историю очень оптимистичной.



Джефф Вандермеер

«Аннигиляция»

Из отзыва: Услышали — «Зона» и стразу появилась ассоциация со Стругацкими? С разрушенными зданиями и искореженной неизвестной силой природой, где за привычными предметами и явлениями скрывается нечто чуждое и всегда — опасное, с воскрешенными неведомой силой родными и знакомыми, приходящими молчаливым укором к живым. С первого взгляда, похоже. Природа, измененная неведомой силой, брошенные дома, в которых до сих пор живут странной жизнью бывшие обитатели, некто, страдающий в болоте и тяжко стонущий во тьме, возращенные Зоной родные — страшные молчаливые незнакомцы... Все внешне так…Но... Зона Стругацких была все странно близкой. В ней все было достаточно ясно и однозначно: опасно, настораживает, но ее можно изучать, понимать, классифицировать и подчинять. Она порождала вполне знакомые проблемы, лежащие более в области морали и нравственности, чем науки или сознания.Может тогда это лемовский «Солярис» с его вывертами подсознания и «скелетами в шкафу»? И снова, нет. Там все можно рационально объяснить законами психологии, опять же понять и рационально объяснить.В этой Зоне рационального объяснения даже не надо искать, поскольку она существует на притягательной границе сознательного и бессознательного, когда понятия «реального», «сознательного», «бессознательного» практически теряют свой смысл.


Почему не весь цикл? Потому что этот первый роман о классической зоне. С ее разрушениями, смертельными опасностями и тропами, проложенными сталкерами. Больше написать трудно Каждый роман прочитает по-своему, и прочитает в нем то, что хочет прочитать. Меня он захватил своей жуткой таинственностью, глобальной тоской по изменчивости и какой-то безнадежностью. Для меня он стал скорее притчей о внутренних границах, одиночестве и страхе, чем обычным повествованием о таинственной и опасной территории. Другие же могут прочитать совсем, совсем другое.

Роберт Чарльз Уилсон

«Слепое озеро"

Из отзыва: Захватывающая воображение завязка, которая, если бы речь шла об очередном развлекательном аттракционе со злобными инопланетянами, плетущими заговор военными или интригующими политиками, предполагает безумный экшн с погонями и стрельбой. Но вместо этого- спокойное повествование с массой бытовых деталей, описание жизни маленького, изолированного городка и отдельных его жителей. Мы в подробностях узнаем, как складывается повседневная жизнь, если людей полностью лишить связей с внешним миром, изъять из их жизней интернет с его виртуальными друзьями, поездки за покупками или телевидение с льющимся с экранов потоком новостей. Как они будут жить без этих любимых игрушек? Чем займут себя?

В этом романе Уилсон не просто рассказывает о повседневной жизни тех, кто внезапно оказался «в зоне». Это очень умный разговор на тему, кто мы такие. Все вместе и по отдельности- звездная пыль, пошедшая по неправильному эволюционному пути, недоразумение, игра случайностей, неприкаянные и потерянные сироты, безнадежно ищущие хоть какой-то смысл своих скоротечных жизней, заглушающие внутреннюю пустоту яркостью никчемной суеты? Или мы значимая часть великой общности Вселенной, чудесное проявление законов Природы, призванные искать и познавать , сохранять и преумножать драгоценные зерна жизни, добавлять в общую копилку новые идеи и открытия? И в этом, по версии автора столь мне симпатичной, и есть наш главный выбор- просто взять и определить для себя, обычной звездной пыли, путь личного эволюционного развития.


И следующая подборка: Неукротимые планеты


Тэги: личное
Статья написана 22 июля 2019 г. 04:06

В играх "бродилка-стрелялка" меня всегда напрягает момент, когда упираешься в тупик: нутром чуешь, что пора на новый уровень, поскольку вроде поубивал всех врагов и все квесты выполнены, но заветная ладья к причалу не приплывает/ двери- порталы не открываются. Начинаешь судорожно бегать и искать, с кем не договорил/не о том говорил/ ключик какой не заметил или умение какое пропустил. И сильно бесят придуманные сценаристами излишние сложности. В данном варианте такого не будет: игра продолжается, враги покруче, задания посложнее, магия позабористей. И переход на новый уровень в финале без проблем обещан заранее Кто любит такое, оценит: Ярослав Гжендович "Владыка ледяного сада. Носитель Судьбы":

Сколько было за жизнь подобных ситуаций. Прибегаешь на очередной виртуальный причал(конечно не сам во плоти, а твой герой-аватар), стоишь среди такелажа и бочек, как дурак. Нутром чуешь, тут и есть выход на следующий уровень, но чего-то не хватает: то ли какого чувака не добил, то ли перед тем, как его добить, не тот вопрос ему задал, то ли не тот артефакт с его трупа бездыханного забрал. И какое же это облегчение было, когда после стольких мук, беготни, допросов и обысков всех вновь встреченных или восставших из праха персонажей находил у причала качающееся на волнах судно и всходил победителем на его борт.

Вот точь в точь начало романа. Ледяной драккар принимает на борт нашего героя со товарищами , которые много трудились, бегали и сражались, допрашивали всех встречных- поперечных ради перехода на новый уровень игры. Где и монстры покруче, и квесты посложнее, но и награда повесомей.

Что главное в этой части? Во-первых, и это можно поставить роману в "плюс", мы узнаем, кто такой Владыка Ледяного Сада и собственно, что это за Сад, как создавался и какие цели ставит его творец. Фактически в этой части дается полная картина того, что и как произошло с экспедицией землян, как и почему произошла трансформация из рациональных ученых в свихнувшихся колдунов и тиранов с выраженной манией величия. И это не догадки и домыслы, а свидетельство непосредственного участника.

В части, касающейся деятельности землян на Мидгарде, тайн становится все меньше, а вот что касается самого мира и его странных, пугающих чудес- все больше. Постепенно накапливаются свидетельства того, что волшебство и магия тут совершенно ни при чем. Кто-то явно напортачил и заигрался в богов, но мы то знаем что в мире есть много чего продвинутого настолько, что неискушенной душе захочется верить в чудеса. И за этими чудесами лучше бы приглядывать. Или хотя бы не забывать снабжать инструкциями по эксплуатации или, что желательней, правилами техники безопасности.

К сожалению, все, что касается приключений Ночного Странника продолжает напоминать более продвинутый уровень компьютерной игры , как в плане построения действия, так и в плане диалогов, характеров, умений героев. Это мало эмоционально и схематично. Жизни в повествование, как и прежде, добавляет другой герой- Носитель Судьбы из Клана журавля. Юный принц, оказавшийся в рабстве, набирается горького жизненного опыта, превращаясь из наивного мальчика в сурового мужа, способного на нелегкие решения и решительные действия. Эта часть фактически может быть отдельной повестью, пока еще связанной с основным повествованием миром и отдельными эпизодами. И повестью красочной, богатой на детали и чувства. С массой небольших происшествий, открывающих мир с новых сторон, хотя бы части отношения местных обитателей к происходящему, в котором им пока отводится роль статистов.

Именно это решило мою оценку части: более динамичной по отношению ко второму тому, в котором порой сюжет практически замирал в описательном болоте. Здесь появилась масса новых сюжетных ходов и вполне удовлетворительный балансом между Игровым действием и жизненными картинами, достойными называться литературой.

И естественно, вполне предсказуемо, выполним все намеченные квесты, мы переходим на новый уровень. И, как обещают, финальный. А в финале любой Игры, как известно, всегда ждет Самый главный злодей и эпическая битва с ним.

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru


узнаем, чем закончится история Владыки Ледяного Сада Ярослава Гжендовича





  Подписка

Количество подписчиков: 134

⇑ Наверх