Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «primorec» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9 ... 96  97  98  99 [100] 101  102  103  104

Статья написана 29 января 2014 г. 10:22

Совсем недавно писала отзыв на "Сантьяго" Майка Резника. Писала о нашей бесконечной любви к всякого рода народным мстителям, Робин Гудам, берущим правосудие в свои руки, когда те, кто обязан это делать, не могут обеспечить нам защиты и справедливости. Писала о простых решениях, о правосудии "улиц", без проволочек и адвокатов выносящем приговор преступникам и приводящем его немедленно в исполнение. О законе джунглей: "Око за око, глаз за глаз".

Вот сижу который день на процессе по делу банды убийц, членов которой народная молва вознесла чуть ли не до уровня "борцов с коррупцией" и "несправедливой властью". Я слушаю во всех подробностях, как убивали полицейских — нет не тех, которые, якобы, были коррупционерами и "крышевали" наркобизнес в богом забытом Кировском районе Приморья. Нет, первых попавшихся, которых даже не знали: простого хорошего и работящего парня — участкового из Ракитного, которого до сих пор оплакивают соседи и семья. И патрульного во Владивостоке, который просто оказался не в то время и не в том месте, и честно выполнил свой долг, подставившись под пули. Я слушаю в подробностях, как стреляли наши "защитники" в полицейских, которые своими телами закрывали случайно попавших под обстрел прохожих. Слушаю о четырех расстрелянных наркоманах, которые не были ни хорошими, ни трудолюбивыми, но были чьими-то сыновьями, пусть плохими, но все равно — любимыми. Слушаю о грабежах, поджогах, кражах... Слушаю, как обвиняемые перепихивают вину за содеянное на двух своих мертвых товарищей.

Но с этими все ясно. Но ведь даже по социологическому опросу почти половина жителей края считает этих отморозков "героями" и "борцами за справедливость". Как быть с этой половиной, которая уверена, что жизни участкового Карася, патрульного Ковальчука, сломанные судьбы их жен и детей, слезы матерей четырех застреленных парней — всего лишь неизбежное зло на пути к всеобщему добру? Как быть с ними, которые вздыхают, что "да, виноваты, но власть то виновата больше" и "свершенного не исправишь, но нечего губить молодые жизни"?

Что-то резко изменилось мое отношение к мифам о "народных мстителях". И уже не кажется история о Сантьяго безобидной романтической легендой для жаждущих справедливости в несправедливом мире. И не надо мне говорить о том, что "не мы такие, а жизнь такая". Я не поверю. Потому что рядом со мной на скамье в зале суда по одну сторону сидит плачущая мать патрульного Ковальчука, а по другую улыбающаяся подружка одного из убийц. А он смотрит на нас всех из-за решетки. И не отводит глаз.


Статья написана 28 января 2014 г. 12:59

Друзья! Я никуда не исчезла, просто очень занята в последние дни. Хотя книги читать не прекратила, просто сократилось количество часов, отведенных на чтение. Сейчас читаю, в основном, фэнтези, поскольку физически не могу забивать голову чем то более серьезным. В этом случае Вудинг — самое то. Очень хотелось легкого, воздушного и необременяющего мозг и душу. Что получила, читайте далее.

Крис Вудинг Капитан Антракоз

Крис Вудинг Капитан Антракоз
Крис Вудинг Капитан Антракоз
Чего, казалось бы, не хватает тоскующей по самым настоящим приключениям душе? Все есть в наличии: чудесный, немного таинственный мир, где среди лесов, долин и горных пиков прячутся маленькие городки — каждый со своими загадками и тайнами. В небесах плавают не менее чудесные воздушные корабли, и среди облаков достаточно места для ловких контрабандистов, жестоких пиратов и грозных блюстителей порядка. Есть в этом мире место и жутким монстрам, нападающим на честных граждан, скучающим аристократам, демоническим силам и темным искусствам, и даже религии с явными инквизиторскими замашками.

И, опять же: какие могут быть претензии к героям? Таинственные, каждый со своей нелегкой судьбой, вызывающей сочувствие, яркими и запоминающимися характерами. И чего еще нужно? Все есть, но...вот чего то не хватило. Если "Водопады возмездия" прочитались легко и непринужденно, оставив по себе ощущение легкости, приятно проведенного времени и азарта нестрашного приключения, то на втором появлении на сцене экипажа "Кэтти Джей" откровенно споткнулась.

Почему? Ведь все то же, что и в первой книге: немного таинственности, путешествие в поисках неприятностей, погони, стычки, враги и друзья почти те же самые. Вот в этом "почти" все и дело. Было впечатление, что и не закрывала "Водопады возмездия" — просто перелистнула страницу, и началась новая глава, в которой:

- прекрасный Дориан Фрей по-прежнему трусит, мошенничает, избегает ответственности и очень медленно двигается от состояния вечного подростка к зрелости

- демонист Крейк мучится от чувства от вины

- доктор Мелвери продолжает пить горькую и периодически подает умные идеи

- штурман Джез борется со своей темной стороной и страхами

- Пинн продолжает вздыхать по своей невесте и занудно талдычит про свою любовь к ней

- Бесс продолжает отрывать головы врагам и, вообще, всем, на кого укажут и...и так далее. Даже кот и тот ничем не может удивить, поскольку продолжает донимать пилота Харкинса и тешить свое кошачье эго.

История "Кэтти Джей" плавно продолжается с теми же самыми проблемами героев, уже знакомыми сюжетными ходами, вполне предсказуемыми поворотами в действии и не менее ожидаемым финалом. Это — как встреча с давно знакомыми людьми, которые вдруг начинают рассказывать о каком-то ярком событии из своей жизни, а ты ловишь себя на том, что это событие ничем не отличается от десятка предыдущих, и даже предугадываешь слова, которыми будет рассказана "новая" история.

Думаю, что вся беда не в качестве самой книги — это вполне крепкое произведение, написанное на грани фантастики и фэнтези, а в том, что читала оба романа почти друг за другом.

Ошибка! Прошло бы с годик, сюжет бы первой книги забылся, восприятие бы обострилось, и все прошло просто прекрасно! А так, так исчезло пленившее меня в "Водопадах возмездия" ощущение карточной игры, азартной и бесшабашной, когда на кон ставится сама жизнь. И уж совсем исчезло вот это: "Облака кончились, и "Кетти Джей" свободно взлетела. Темное одеяло грозового фронта протянулось под ними, так далеко, как можно было увидеть, скрывая все что ниже. Над ними было только бесконечная кристальная синева и ослепительное солнце". Этому — настроению, описанию, ощущению — не нашлось в этот раз даже трех маленьких строчек.

Ну и последнее, откуда, собственно, взялся капитан Антракоз? Зачем надо было обзывать героя и книгу в целом "Антракоз", если чем болен капитан Грист говорится вскользь, всего один раз и никакой особой роли не играет: мог бы болеть хронической пневмонией, запущенным бронхитом курильщика или другой какой опасной легочной болезнью.

Так вот мой вердикт: роман "Водопады возмездия" был законченной и самодостаточной историей. Продолжение могло бы быть, а могло и не быть. Но если уж оно появилось, хотелось бы какого-то движения вперед, а не простого повторения пройденного. Даже самая лучшая игра, какой, надеюсь, является Райк, может надоесть, если играть в нее слишком много.


Статья написана 24 января 2014 г. 02:29

Ричард Морган Видоизмененный углерод

Ричард Морган. Видоизменный углерод
Ричард Морган. Видоизменный углерод
Может, наступит такое время, когда мы будем менять тела, как платье или пальто. Когда существовать в виртуале станет также естественно, как в реальности. Когда дизайнеры будут представлять на модных показах последние модели клонов: сегодня снова в моде голубоглазые блондины и смуглокожие мулаты! Приобретайте новинку сезона!

Может, настанет такое время, но, надеюсь, я до него никогда не доживу, потому что, познакомившись с ним в этом романе, мне захотелось сделать все, чтобы такого будущего у нас никогда не было.

Киберпанковские варианты будущего всегда не очень приятны современному, привязанному к своему времени и пространству, человеку, а этот, вообще, собрал все наши страхи о грядущих временах. Разделение на "богатых" и "бедных" достигло наивысшей точки, поскольку поддерживается еще одним фактором: жизнь богатых длится бесконечно долго, жизнь "бедных" не стоит ни гроша, дешевле минуты виртуального времени. И те, кто стоят у власти — не просто богаты, беспринципны или аморальны. Все это перешло на совершенно другой уровень беспринципности, безнаказанности и аморальности. Как, скажите, определять убийство, если всегда можно "загрузить" резервную копию? Или соотносить виртуальное и реальное, когда они практически неотличимы? Учитывать наличие клонов, копий, искусственные интеллекты, виртуальные пытки?

Вот такой этот мир, где практически стерты различия между преступлением и законностью, где размыты понятия "вина", "наказание", "совесть", раскаяние", "преступление", "закон", смертельно опасное место для тех, кто по-прежнему живет по "классическим" правилам Добра и Зла.

Потому и героев, способных решать проблемы такого мира, нельзя уже мерить мерками современности. Жестокие, под стать своему миру, и сентиментальные одновременно. Растерявшие по дороге к "лучшему" будущему Человечность и... сохранившие эту Человечность на самом донышке своих лоскутных личностей. Странные, пугающие герои, как раз такие, которые могут почувствовать себя своими в мире, в котором виртуальное и реальное, Добро и Зло, справедливость и преступление переплетены настолько плотно, что и не разделишь. Причем это можно сказать обо всех героях: и тех, кто предстает в "положительном" свете, и тех, кто выступает в образе злодеев.

И, естественно, что при наличии такого мира и таких героев, действие не может не быть детективом или боевиком. Или сочетанием обоих, как в данном случае. Что может быть загадочнее убийства, когда жертва по-прежнему жива и здорова? И далее — поиски мотивов преступления и самих преступников, маленькая ниточка, сворачивающаяся к мощный клубок из преступных планов, мафиозных разборок и даже политических интриг. Ничего не скажешь, подобное держит в напряжении, тем более, что для мелких, но очень важных деталей потребуется все читательское внимание. Несколько раз действие достигает пика, и ждешь развязки. Но нет, появляется новый факт или идея, и после небольшого спада сюжет вновь набирает обороты. После второго или третьего раза острота этого приема пропадает, и уже с нетерпение начинаешь ждать скорейшего завершения всего действия.

Но это, пожалуй, самое большое замечание к сюжету, действию и героям. Вполне удачный роман, и как боевик, и как киберпанк. Заставивший подумать. О ценности Жизни, о значимости Смерти. О том, есть ли пресловутая Душа, насколько мы привязаны к своим телам и что же мы такое на самом деле- простой набор данных или нечто большее и значимое? Так привлекательно: жить вечно, меняя тела и личины, попробовать разные занятия, познать море ощущений. Но вот, согласны ли мы заплатить за все это такую большую цену, как люди этого мира? Желательно бы людям на эти вопросы поискать ответы до того, как начнем играть в серьезные виртуальные игры с нами самими в качестве героев.


Статья написана 20 января 2014 г. 02:40

Стив Миллер, Шарон Ли Завтрашняя запись

Стив Миллер, Шарон Ли Завтрашняя запись
Стив Миллер, Шарон Ли Завтрашняя запись
Есть стандартный рецепт хорошего фантастического приключения. Возьмем молодых и отважных героев, и лучше, если они не будут строго положительными. Пусть будет немного порока, но так, слегка, и исключительно, как следствие тяжелой жизни или непреодолимых обстоятельств. Обязательно, разнообразие героев: от старых ретроградов до молодых революционеров. А также полов — ведь необходимо вплести любовную историю, как же без нее/немодную нынче тему однополой любви обсуждать здесь не будем/.

Теперь добавим сюда Космоса, звездолетов, неизвестных планет, странных и непонятных традиций, побольше инопланетных артефактов с неизвестным происхождением и свойствами. Можно немного мистики, но тут главное — не переборщить, все-таки фантастика. Очень неплохо всегда идут такие добавки, как пираты, контрабандисты, звездные войны, преступные сообщества, межзвездные интриги, искривления пространства и времени и прочее. Теперь выстраиваем все эти ингредиенты в единый "вкусовой" ряд и, все! Приключение готово.

А дальше, как повезет. Может оказаться шедевром, с ярким букетом ощущений и долгим "послевкусием"/ненавижу это слово, но с "гастрономическими" ассоциациями вполне подойдет/. Может оказаться добротным "домашним" блюдом, без изысков, но сытным, легко перевариваемым и легко усвояемым, а потому полезным для голодного до приключений организма. Может оказаться пресным и безвкусным, но, в общем то, неопасным: проглотил и забыл. Ну, и совсем крайний случай — опасная отрава/тут может быть большое разнообразие в консистенции, внешнем виде и "вкусовых" качествах — вязкая, липкая, приторная, недоваренная или переваренная и т.д./, способная вызвать долгое заболевание и тяжелые последствия в виде неприятия приключенческой фантастики на долгое время.

Нет, "Завтрашняя запись" не столь тяжелый вариант, не пугайтесь. Она скорее зависла где-то между вторым и третьим вариантами. Вроде бы все необходимые "ингредиенты" есть: молодые герои, приятной наружности, смелые и честные, но с точно отмеренной дозой пороков. Космос и корабли, причем, находку с вечно скитающимся по Вселенной кораблем поколений можно считать вполне удачной. Странные культуры и многочисленные артефакты, среди которых выделяется один мощный и даже устрашающий, вокруг которого развивается действие. Присутствуют также сражения, погони, интриги, преступники всех мастей, искажения пространства-времени и прочие, фантастические и не очень, штучки.

Т.е. набор необходимых ингредиентов полный и достаточно качественный. А вот само блюдо, на мой вкус, оказалось абсолютно пресным. Ела его "по ложечке" в день, долго и мучительно, уговаривая себя: ну, прочитай еще страничку за Рэя Бредбери, за Айзека Азимова, за всех отцов-основателей. Едва до конца книги хватило авторов, за кого согласилась моя душа прочитать еще страничку-другую.

Почему так получилось? Думаю, будь мне сегодня лет 10-15, и слаще этой морковки еще ничего в меню не было, была бы в восторге. Но, этого не случилось, и мое время для этой книги безвозвратно ушло.


Статья написана 19 января 2014 г. 08:26
Размещена также в рубрике «Рецензии»

Майк Резник Сантьяго: миф далёкого будущего

Майк Резник Сантьяго: миф далёкого будущего
Майк Резник Сантьяго: миф далёкого будущего
Наверное, рассказ о романе и герое, именем которого он назван, следует начать так же, как и книгу. "Говорят, что родился он от матери – кометы и отца – солнечного ветра, что разбрасывает планеты как пушинки и борется с черными дырами, чтобы нагулять аппетит". Такое начало может быть только у легенды, но никак не у реальной истории.

Действительно, так. В "Сантьяго" мифическое и легендарное будет постоянно переплетаться с реальностью, а поэтические символы будут значить для понимания происходящего столько же, сколько и достоверные факты, подтвержденные свидетельствами очевидцев и официальными документами.

Примечательно, что с героем , который назвался Сантьяго, мы встретимся лишь в самом конце, и ничего не сможем достоверно узнать ни о его характере, ни о его жизни, ни о тех мотивах, которые толкнули лично его на избранный путь. Почти 90 процентов книги — это поиски легендарного бандита, главы преступного мира, ответственного за сотни преступлений и убийств по всей Галактике. И если избавиться от такого, то плакать Галактика точно не будет. По крайней мере, так это видится со стороны тех, кто эти поиски начинает. А это, в свою очередь, тоже легендарные личности: знаменитые охотники за головами Ангел и Каин-Певчая птичка, для которых поиск Сантьяго — вершина нелегкой карьеры. Вот эти двое через встречи с другими персонажами будут поставлять нам те самые факты, документы и рассказы очевидцев, которые должны лечь в основу нашей "объективной" оценки происходящего.

Но есть еще и "субъективная" составляющая, которую щедро будет поставлять нам герой романа, который, к слову, так и не появится лично на страницах. Нам будут доступны лишь отрывки из бесконечной саги Пограничья Внутренних миров, которую пишет полусумасшедший поэт Черный Орфей, вечно тоскующей по своей Эвридике/опять мифология!/, метко описывая самых колоритных персонажей, с которыми в нелегких поисках придется встретиться нашим охотникам. А это, по большей части, личности, хоть и известные, но сплошь неприятные — контрабандисты, убийцы, воры, мошенники, лжецы, неудачники, фанатики. И невольно думаешь, что, если уж таких Сантьяго страшит, то каким же он должен быть чудовищем?

Каждая глава- веха в поисках легендарного преступника, посещение самых разных планет, встречи с различными персонажами, каждый из которых оказался не просто достоин упоминания в поэме Черного Орфея, а ярким и колоритным сам по себе, даже без привязки к истории Сантьяго. Каждая глава дает новые кусочки мозаики, которые должны сложиться в стрелку, указывающую направление к «логову» Сантьяго. Вместе с героями азартно следишь за тем, как распутывается клубок — переплетение домыслов, недомолвок, откровенной лжи, невинных фантазий, приправленный опасными стычками, драками и перестрелками. Пока не становится понятным, что что-то явно здесь нечисто, и большую часть книги мы потратили на версию лишь одной заинтересованной стороны, и потому неплохо бы услышать мнение другой. Но когда эта другая сторона получает, наконец, слово, то звучит оно как-то не очень убедительно. Пары глав, которые автор дал Сантьяго, чтобы оправдать себя по всем пунктам обвинения, оказалось, с моей точки зрения, маловато, чтобы проникнуться к герою лично, созданному им образу "благородного разбойника" и его делу симпатией.

Хотя это беспроигрышный образ- защитник обиженных и обездоленных, преследуемый неправедным законом и творящий простую и понятную справедливость: забрать у богатых и отдать бедным, покарать виновных и защищать невиновных. Четко и ясно: зуб за зуб, глаз за глаз. Не борец с системой, не революционер, не политик — просто парень, решающий конкретные проблемы конкретных людей, не брезгующий при этом разбоем, контрабандой, убийством, воровством и мошенничеством.

Сантьяго оказался не просто таким парнем. Он стал новыми Робин Гудом, Зорро, суровыми героями вестернов в одном флаконе/русские читатели могут добавить еще Дубровского/для далекого будущего, скорее мифом, идеей, утешением и фантазией о справедливости в изначально несправедливом мире, чем реальной силой, способной как-то повлиять на жизнь людей. Печально, но этот миф оказался не менее выгоден самой порочной системе, как предохранительный клапан, спускающий пар в мелкие стычки и незначительные баталии и позволяющей не доводить дело до глобальных социальных потрясений.

Конечно, хотелось бы, чтобы заявленная тема "мифа далекого будущего" прозвучала четче, но тогда пришлось бы пожертвовать историей Певчей птички, которая и есть настоящая история легендарного Сантьяго- реальной личности, в котором жестокость сочетается с благородством, идеалы с цинизмом, уважение к закону с бунтарским духом, которому знакомы и страх, и боль и горечь поражения. Героя, упорно не желающего сдаваться в своем стремлении изменить мир к лучшему, пусть только через миф — в мыслях и сердцах нескольких сотен или тысяч последователей и поклонников. Вот в такого Сантьяго хочется верить, хотя его дело и проиграно заранее, и конец известен- безымянный холмик на богом забытой планете. Но миф об очередном "благородном разбойнике" продолжит жить, пока в нем есть нужда.


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9 ... 96  97  98  99 [100] 101  102  103  104




  Подписка

RSS-подписка на авторскую колонку

Количество подписчиков: 120

⇑ Наверх