Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 4 марта 2014 г. 02:18

Вот уже, действительно, всему свое время. И читать такие книги — в свое время. Либо в молодости, когда еще не определился с взглядами, либо под самый конец, когда надо подумать над прожитым. В промежутке надо жить, а не маяться дурью.

Девид Зинделл "Хранитель времени"


Девид Зинделл "Хранитель времени"
Девид Зинделл "Хранитель времени"
Может, когда-нибудь и настанет такое время. Когда Человечество разлетится по Вселенной и попробует тысячи, миллионы подходов к одним и тем же проблемам. Собственно, именно это — различные подходы — всегда и обеспечивали людям выживание, как виду, на эволюционной сцене. Но как бы мы не разнились внешне, не расходились в научных и философских трактовках. люди все равно остаются людьми. Они любят и ненавидят, природное любопытство уводит их все дальше и дальше по пути познания, а вечные вопросы не дают спать.

Вот, собственно, я описала мир этого романа. Блестящий по своему разнообразию, где традиционные культуры соседствуют с совершенно непредставимыми. Любой вариант: от полного погружения в природу до подчеркнуто рационального мира абсолютной математической логики. Невиданные возможности, когда можно создать себе любое тело, погрузиться в самые глубины сознания или пронестись по линиям пространства-времени в прошлое или будущее.

А проблемы все те же, что и окружают нас. И страсти все те же: любовь, ненависть, жажда власти, гордыня. И достигли вроде бы всего, а главного все нет. Непредставимо могучие, наделенные огромными знаниями, почти как боги, люди все так же ищут ответы на вечный вопрос: в чем смысл жизни?

Невероятный мир: яркий, разнообразный и ...искусственный. Хоть тресни, не могла поверить в его реальность. Наверное, дело было в его схематичности и однобоком восприятии, которые вытекали из выбранной формы рассказа от первого лица. В результате, все описания, детали и краски оказались ограничены рамками восприятия главного героя/читай, автора/. И, соответственно, над всем довлеет позиция автора — уже устоявшаяся, зрелая и не допускающая каких-либо философских трактовок.

Может, если бы я читала этот роман лет в 20-25, когда подобные вопросы меня еще волновали, не было собственного мнения по большинству поднятых вопросов, он мог бы стать настоящим откровением. Сочетание психологии и динамичного сюжета привлекли ли бы возможностью подумать над такими вещами, как Жизнь и Смерть, Бог и Душа, Смысл Жизни, предназначение Разума, Творец и творение. Да, много еще о чем. А так, то и дело, мое уже устоявшееся мировоззрение постоянно сталкивалось с таким же устоявшимся мировоззрением автора, вызывая порой скуку или полное неприятие изложенных мыслей и идей.

Порой это неприятие переходило в полное недоумение. В части философии это не фантастика, а вполне современное произведение о современных проблемах. Люди и герои чаще похожи на потерявшихся в жестоком мире детей, растерянных и испуганных, не имеющих какой-либо твердой почвы под ногами. Отсюда и странные, вызывающие ужас и брезгливость, поступки и мысли, которые сводятся, по большей части, к убийствам, мести, ненависти и странным, извращенным, представлениям о жизни, вере и любви.

Но, для меня эта, откровенно не понравившаяся, часть повествования компенсировалась захватывающими страницами, которые не могли оставить равнодушной. Лучшая часть — экспедиция к неандертальцам в поисках ответов на тайну Жизни. Великолепные описания ледяной пустыни, жизни, обычаев и верований отброшенного к самому началу цивилизации племени — ярко, красочно и достоверно. Настолько ярко, что дальнейшие описания города пилотов, планеты водных обитателей-полубогов, математической красоты пространственных уровней, войны пилотов, интриг Хранителя Времени — оказались на этом фоне блеклыми и безжизненными.

И не могу опять не вспомнить свою любимую "Дюну". Тем более, что романы часто сравнивают. Герберт писал все же более исследование и размышление о Человечестве и Человечности, не навязывая своего мнения, и давая читателю делать собственные выводы. Такая позиция автора мне все же более близка: предлагать темы для размышлений, давать возможность думать и делать самостоятельные выводы, а не "глотать" готовые рецепты.


Статья написана 26 февраля 2014 г. 02:45

Попался этот очень старый роман. И сразу вспомнился рассказ Брэдбери "Завтра конец света", более ранний. Практически на одну тему. Лаконичное и достаточно жесткое мнение Брэдбери, и мягкое и милосердное Невила Шюта, который,

с моей точки зрения, просто ушел от главного ответа: кто виноват в том, что такое возможно? Хотя роман стилистически и сюжетно прекрасен, но есть в нем какой-то социальный изъян. Такое сложилось у меня впечатление, которым я решила поделиться с вами. Итак.

Невил Шют "На последнем берегу"

Невил Шют На последнем берегу
Невил Шют На последнем берегу
Я хочу начать свой отзыв на этот роман так же, как и отзыв на рассказ Брэдбери "Завтра конец света". Наступил последний день Человечества, и ничего уже не будет. Можно не строить планы на будущее, не заботиться, что не хватит денег на образование детей, не думать, сможешь ли выплатить ипотеку или погасить кредит за машину. Можно не волноваться о глобальном потеплении или грядущем ледниковом периоде, загрязнении моря или нашествии инопланетян. Возможно, все это случиться, но Человечества к этому моменту уже не будет.

Все это так. Маленький клочок Австралии и затихающие голоса, разбросанные по свету — вот и все, что осталось от Человечества. Последние люди, знающие, что приговор уже вынесен, и ничего изменить нельзя. Не будет никакого голливудского финала со спасением в последний момент или вмешательство божественных сил, увидевших раскаяние и решивших помиловать своих блудных детей. Есть только один выбор — как и на что потратить оставшиеся дни.

Одни до последнего будут жить той жизнью, которую вели всегда, продолжая заниматься повседневными делами: стричь газоны, украшать цветами сады, воспитывать детей, обрабатывать поля и торговать в магазинах. Другие постараются осуществить самые заветные свои мечты: победить в автогонках, поймать самую большую рыбу, овладеть новой профессией или полюбить достойного человека. Никакой паники, никакой патетики. Смирение перед неизбежным, достоинство и тихое мужество.

Милые, хорошие люди, добрые, преданные и милосердные, уход которых наполнен тихой печалью, а не громкими стенаниями, светлой грустью, а не злобными обвинениями небесам. И весь роман такой: тихий и печальный, без особых событий и с массой бытовых подробностей, которые бередят душу своей жестокой обыденностью.

Герой ищет подарки для своей семьи. Обычная вещь в мире, если не знать, что семьи уже нет несколько месяцев. Рыбак вытаскивает огромную форель — последнюю в этом мире. Женщина высаживает цветы, которые никогда не распустятся. Мужчина везет домой садовую скамейку, на которой никто и никогда не будет сидеть. И все это — затихающая мелодия ухода, расставания и печали.

Все это так. Роман хорош: душевно, трогательно и болезненно. Милые и добрые люди вынуждены умирать из-за чужих ошибок. Чужих? Ясного и четкого ответа в этом романе на этот вопрос нет. Так чтобы читателя пробрало до самых пяток, от осознания причин, ведущих к таким ужасным последствиям. Чтобы ответ впечатался в память и не давал потом покоя до конца дней. Есть лишь несколько фраз и полунамеков, стертых печалью и неизбежностью.

У Брэдбери рассказ обличал обывателей, игнорирующих мир за окном и прячущихся в собственных мирках. И люди на последнем берегу, в сущности, ничуть не лучше. Милые, добрые и милосердные, которые очень долго прятались в своих придуманных маленьких мирках, не замечая, что огромный мир за окнами катится к концу, находя оправдание собственному равнодушию и безразличию. Они не замечали целый мир, потому что им не нравилось, что в нем происходит. Потому и отдали его тем, кто распорядился им не лучшим образом. Но только мир — един, и последствия пришлось расхлебывать всем вместе, без различий — властолюбивым политикам, верным долгу военным и милым домохозяйкам, мечтающим о лучшем садике на свете. И вывод прост: самые жестокие вещи, совершаемые отдельными негодяями, всегда происходят при молчаливом попустительстве милых, добрых, но равнодушных людей. Актуально по-прежнему, что ни говори. Может даже еще актуальнее, чем раньше.


Статья написана 25 февраля 2014 г. 03:57

История вторая. Мымра

Выдра Мымра в Приморском сафари-парке
Выдра Мымра в Приморском сафари-парке
Не знаю, за что так обозвали стольо очаровательное существо, наверное, это случилось, когда у смотрителя, выхаживающего зверька в доме исчез очередной носок, или пропала со стола ручка, или кошка оказалась покусана за хвост. Тогда и прозвучало: "Ну, ты настоящая Мымра!".

Хотя и говорят, что выдра в Приморье встречается почти повсеместно, но увидеть ее достаточно сложно. Сколько не распрашивала рыбаков, они в основном говорили только о следах и признаках, но не о самом звере. Осторожна и недоверчива. Легкий всплеск, шерох в прибрежных кустах.

Выдра Мымра в Приморском сафари-парке
Выдра Мымра в Приморском сафари-парке
Нашли Мымру осенью два года назад рыбаки на берегу реки. Она сама вышла к ним из кустов: маленький заморыш ходил весь день за людьми и требовал еду. Рыбаки оказались настоящие: дикого зверя кормить или тискать не стали, памятуя, что рядом может оказаться мать. Но на следующий день вернулись проверить: вдруг со зверенышем в самом деле какая беда. Малыш оказался на месте, еще более голодный и несчастный. Теперь стало понятно, что с матерью что-то не так и придется брать найденыша с собой. Так Мымра очутилась у людей.

Выдра Мымра в Приморском сафари-парке
Выдра Мымра в Приморском сафари-парке
Сейчас, зимой, она живет в тепле, в сторожке смотрителей Приморского сафари-парка. Соседство это нелегкое: подвижная, как ртуть, готова к игре в любую минуту, проказливая и непоседливая.
Выдра Мымра в Приморском сафари-парке
Выдра Мымра в Приморском сафари-парке
Поймать ее в объектив просто невозможно. Эти фото удалось сделать исключительно потому, что было нас двое, и пока один отвлекал, другой мог хоть что-то сделать. А поскольку отвлекаю обычно я, то мои фото практически не получились: один большой нос и измазанный объектив. Но настроение повышает. Даже если вас до этого мучила самая черная меланхолия, все мигом пройдет. Выдротерапия — просто, дешево и очень эффективно.

Фото: собственное, семейное


Статья написана 25 февраля 2014 г. 02:21

Решила прочитать то-нибудь на тему, которая лично для меня стала почти забытой. А, вот: Эпидемия, Катастрофа, Постапокалиптика и Мистика. Монстры, вот, что надо моей душе. В сущности, что просила, то и получила. Имея каждый день дело с настоящими монстрами, вряд ли испугаешься таких : гнусных с виду, вертлявых, тупых. Если бы все наши монстры были такими, легко узнаваемыми и легко определяемыми! Посмотришь и сразу ясно — МОНСТР! Но, в жизни все не так просто.

Итак, представляю. Джастин Кронин "Перерождение"

Джастин Кронин. Перерождение
Джастин Кронин. Перерождение
Есть стандартная фантастическая страшилка, основанная на наших тайных и явных страхах перед всякими эпидемиями. Не знаю, может это говорит наша генетическая память потомков выживших в эпидемиях "Черной Смерти", но любое произведение — фильм или книга, рассказывающие о всеобщем заражении чем-либо особо смертоносным, вызывает в нашей душе отклик. А где есть спрос, есть и предложение. Уж такую тему Голливуд упустить не мог, и вот уже родились на свет многочисленные и почти неотличимые друг от друга, но технически и сюжетно крепкие истории о перерождение человечества под влиянием особо опасного вируса/обязательно — игры военных или ошибки безумных ученых/ в гнусных, тупых, но почти всемогущих и бессмертных монстров, под натиском которых рушится цивилизация. И лишь группа последних людей стойко держится, сражаясь с всеобщим злом... Вот так, и никак не меньше. Штамп утвержден и тиражируется.

И если посмотреть на этот роман так, то он является просто-таки каноническим. Все выше перечисленное в нем присутствует: эпидемия, вырвавшаяся из армейских лабораторий, гнусные монстры, тупые, но могучие, гибель цивилизации, наказанной за многочисленные грехи, последние люди, в руках которых судьбы Человечества, доля мистики и божественное вмешательство. И форма вполне традиционная. С долгим началом, в котором изучаются самые мелкие детали из жизни героев, с постепенным нагнетанием страха и безнадежности. Динамичная середина с не менее обязательным долгим путешествием, схватками с собственно монстрами и предавшимися Злу людьми. Ну, знаете эти сцены: толпа тварей преследует горстку отчаянно отстреливающихся людей, которые спасаются — на машине, поезде, лошадях или своих двоих. Взрывы, вопли и клочки плоти.

И концовка, грустно-печальная, поучительная и с обязательной искрой надежды. На тему: Добро все равно победит Зло, даже если для этого потребуются еще жертвы. И через весь роман — мистическая нотка, религиозные символы и не менее обязательные фобии и сны/без них никак!/, через которые Зло искушает и соблазняет последних людей. И даже огромный объем романа вполне традиционен: когда это авторы в наши дни подобное излагали на страницу-другую?

Все чтение не могла отделаться от штампованных образов и представлений из многочисленных фильмов и книг, которые услужливо подсовывали память и воображение. Не могла отделаться от мысли, что нечто подобное уже читалось или смотрелось. Первую часть книги казалось, что читаю что-то из Кинга, так все вписывалось в устоявшееся представление, каким должен быть роман на такую тему.

Но, надо отдать должное, сюжет, герои, описания — все детально проработано до мельчайших подробностей. Особо хорошо воссоздана жизнь маленькой, затерянной колонии последних людей, уже практически лишившихся всякой надежды, уже сдавшихся и уязвимых перед Злом. Социальная структура, детали быта, даже борьба за власть — все исключительно логично и продумано. Интересно также путешествие друзей через Америку в поисках разгадки тайны Эми. Причем интересно опять же деталями и описаниями разрушенного мира, готового уже к возрождению.

Так что, читать было занятно и увлекательно. Но читалось именно, как приключение в очередном постапокалиптическом мире. Не вызывая никакого душевного отклика: заезженные образы монстров и Зла смотрелись привычно и обыденно, не вызывая душевного трепета или внутреннего возмущения, заставляющих подумать о "неправильности" современной цивилизации или ошибках собственной жизни. Даже монстры и Зло могут вызвать привыкание. Тут главное не забыть, как выглядят в самом деле настоящие монстры.


Статья написана 20 февраля 2014 г. 02:40

Продолжаю читать цикл "Пандора" Фрэнка Гертерта. Как и с любой книгой Герберта, дело идет нелегко. Это не то произведение. которое можно "проглотить" за вечер и потом забыть содержание. Приходится вчитываться в каждую строчку, искать и обдумывать. Мне не хотелось бы раскрывать понятое. Книга о духовности и человечности — вещах, которые каждый отдельный человек должен прочувствовать и принять самостоятельно, без навязанного извне мнения. Единственно, что скажу: я получила бы большее удовольствие, именно в плане работы своего сознания, если бы читала первым этом роман, а предыдущий, о котором писала несколько дней назад — вторым. Но прочитанного в книгу назад не запихнешь, поэтому давайте погорим о втором романе цикла "Ящик Пандоры"

Фрэнк Герберт. Ящик Пандоры
Фрэнк Герберт. Ящик Пандоры
А знаете ли Вы, что Пандора по-гречески значит "наделенная всеми дарами"? Потому что наделили боги свою посланницу живым умом, изобретательностью, неотразимой прелестью, любопытством таким неуемным, что только одна она не смогла сдержать сжигающего ее желания познать запретное. И открыла на беду Человечества заветный ящик, из которого пошли гулять по свету войны, страдания, болезни. И только одна Надежда осталась на дне Ящика, потому что Надежда всегда остается.

Исходя из названия, можно ожидать, что "Ящик Пандоры" перескажет нам древний миф. И внешне это выглядит именно так. Странствия наделенного Разумом, Самосознанием и неизмеримым, почти божественным могуществом безднолета "Землянин" завершаются у планеты Пандора. За века путешествия внешне изменилось само Человечество, несущее память множества Земель — из разных Вселенных и времен. И это Человечество малосимпатично: оно мало, что приобрело в духовном плане за минувшие времена, так и не продвинувшись по пути духовных исканий, чего так хотел от них Корабль. Несмотря на разнообразие форм, внутри это по-прежнему знакомое нам Человечество, несущее через Вселенную свои старые "пандоровские" пороки: зависть, ксенофобию, войну, жажду власти, гордыню и прочее.

Даже у Бога может закончиться терпение: Корабль веками заботился и пестовал Человечество, которое не смогло воспользоваться таким даром для своего развития. Наступает момент, когда людям или придется взять на себя ответственность за свое развитие или погибнуть.

И тут я вновь не могу не сравнить роман с Вселенной Дюны. У меня было впечатление, что в "Пандору" вошло то, что не нашло полного воплощения в Дюне в силу ограничения темы определенными рамками. Хотя бы тема клонов, генетической памяти, вмешательства в природу наследственности человека, которые в Дюне получили достойное, но однобокое воплощение, здесь исследуется с самых разных позиций: научных, экономических, моральных и духовных. Как и тема космических связей всего живого.

Несмотря на то, что действие романа разворачивается на одной единственной планете, здесь присутствует все тот же космический размах, что и в Дюне. Только с материального уровня мы уходим на духовный. Все тот же вселенский масштаб проблем, захватывающий огромный временной и пространственный пласт.

Вообще, в этом романе, несмотря на достаточно занимательный сюжет, замешанный на интригах при колонизации враждебного мира и загадках неизвестной планеты, имеет место зрелая, устоявшаяся и не имеющая каких-либо интерпретаций философия. Это мнение взрослого, имеющего собственные взгляды человека, способного эти взгляды отстаивать с помощью художественного произведения. Размышления о духовности и о душе, о сущности Человека, о соотношении рационального, эмоционального и инстинктивного. Мысли о сущности Творения в той же мере, что и о самом Творце, о том, что значит быть Живым, какую ответственность это налагает на живущего.

Легко ли такое читать? очень нелегко. Приходится многократно возвращаться назад, сравнивать реплики и описания, вчитываться вновь в уже прочитанное и залазить в энциклопедии, чтобы уточнить отсылки к историческим событиям, реальным религиозным текстам и языческой мифологии. Скорее всего, в более раннем возрасте, книга была бы отложена и не дочитана. Для нее необходимо главное: начать самому задумываться над поднятыми вечными вопросами и иметь по ним хоть какое-то оформленное мнение. Если это условие выполнено, то тогда текст воспринимается более на эмоциональном и подсознательном уровне, чем на логическом и сознательном.





  Подписка

Количество подписчиков: 134

⇑ Наверх