Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 20 января 2014 г. 02:40

Стив Миллер, Шарон Ли Завтрашняя запись

Стив Миллер, Шарон Ли Завтрашняя запись
Стив Миллер, Шарон Ли Завтрашняя запись
Есть стандартный рецепт хорошего фантастического приключения. Возьмем молодых и отважных героев, и лучше, если они не будут строго положительными. Пусть будет немного порока, но так, слегка, и исключительно, как следствие тяжелой жизни или непреодолимых обстоятельств. Обязательно, разнообразие героев: от старых ретроградов до молодых революционеров. А также полов — ведь необходимо вплести любовную историю, как же без нее/немодную нынче тему однополой любви обсуждать здесь не будем/.

Теперь добавим сюда Космоса, звездолетов, неизвестных планет, странных и непонятных традиций, побольше инопланетных артефактов с неизвестным происхождением и свойствами. Можно немного мистики, но тут главное — не переборщить, все-таки фантастика. Очень неплохо всегда идут такие добавки, как пираты, контрабандисты, звездные войны, преступные сообщества, межзвездные интриги, искривления пространства и времени и прочее. Теперь выстраиваем все эти ингредиенты в единый "вкусовой" ряд и, все! Приключение готово.

А дальше, как повезет. Может оказаться шедевром, с ярким букетом ощущений и долгим "послевкусием"/ненавижу это слово, но с "гастрономическими" ассоциациями вполне подойдет/. Может оказаться добротным "домашним" блюдом, без изысков, но сытным, легко перевариваемым и легко усвояемым, а потому полезным для голодного до приключений организма. Может оказаться пресным и безвкусным, но, в общем то, неопасным: проглотил и забыл. Ну, и совсем крайний случай — опасная отрава/тут может быть большое разнообразие в консистенции, внешнем виде и "вкусовых" качествах — вязкая, липкая, приторная, недоваренная или переваренная и т.д./, способная вызвать долгое заболевание и тяжелые последствия в виде неприятия приключенческой фантастики на долгое время.

Нет, "Завтрашняя запись" не столь тяжелый вариант, не пугайтесь. Она скорее зависла где-то между вторым и третьим вариантами. Вроде бы все необходимые "ингредиенты" есть: молодые герои, приятной наружности, смелые и честные, но с точно отмеренной дозой пороков. Космос и корабли, причем, находку с вечно скитающимся по Вселенной кораблем поколений можно считать вполне удачной. Странные культуры и многочисленные артефакты, среди которых выделяется один мощный и даже устрашающий, вокруг которого развивается действие. Присутствуют также сражения, погони, интриги, преступники всех мастей, искажения пространства-времени и прочие, фантастические и не очень, штучки.

Т.е. набор необходимых ингредиентов полный и достаточно качественный. А вот само блюдо, на мой вкус, оказалось абсолютно пресным. Ела его "по ложечке" в день, долго и мучительно, уговаривая себя: ну, прочитай еще страничку за Рэя Бредбери, за Айзека Азимова, за всех отцов-основателей. Едва до конца книги хватило авторов, за кого согласилась моя душа прочитать еще страничку-другую.

Почему так получилось? Думаю, будь мне сегодня лет 10-15, и слаще этой морковки еще ничего в меню не было, была бы в восторге. Но, этого не случилось, и мое время для этой книги безвозвратно ушло.


Статья написана 19 января 2014 г. 08:26

Майк Резник Сантьяго: миф далёкого будущего

Майк Резник Сантьяго: миф далёкого будущего
Майк Резник Сантьяго: миф далёкого будущего
Наверное, рассказ о романе и герое, именем которого он назван, следует начать так же, как и книгу. "Говорят, что родился он от матери – кометы и отца – солнечного ветра, что разбрасывает планеты как пушинки и борется с черными дырами, чтобы нагулять аппетит". Такое начало может быть только у легенды, но никак не у реальной истории.

Действительно, так. В "Сантьяго" мифическое и легендарное будет постоянно переплетаться с реальностью, а поэтические символы будут значить для понимания происходящего столько же, сколько и достоверные факты, подтвержденные свидетельствами очевидцев и официальными документами.

Примечательно, что с героем , который назвался Сантьяго, мы встретимся лишь в самом конце, и ничего не сможем достоверно узнать ни о его характере, ни о его жизни, ни о тех мотивах, которые толкнули лично его на избранный путь. Почти 90 процентов книги — это поиски легендарного бандита, главы преступного мира, ответственного за сотни преступлений и убийств по всей Галактике. И если избавиться от такого, то плакать Галактика точно не будет. По крайней мере, так это видится со стороны тех, кто эти поиски начинает. А это, в свою очередь, тоже легендарные личности: знаменитые охотники за головами Ангел и Каин-Певчая птичка, для которых поиск Сантьяго — вершина нелегкой карьеры. Вот эти двое через встречи с другими персонажами будут поставлять нам те самые факты, документы и рассказы очевидцев, которые должны лечь в основу нашей "объективной" оценки происходящего.

Но есть еще и "субъективная" составляющая, которую щедро будет поставлять нам герой романа, который, к слову, так и не появится лично на страницах. Нам будут доступны лишь отрывки из бесконечной саги Пограничья Внутренних миров, которую пишет полусумасшедший поэт Черный Орфей, вечно тоскующей по своей Эвридике/опять мифология!/, метко описывая самых колоритных персонажей, с которыми в нелегких поисках придется встретиться нашим охотникам. А это, по большей части, личности, хоть и известные, но сплошь неприятные — контрабандисты, убийцы, воры, мошенники, лжецы, неудачники, фанатики. И невольно думаешь, что, если уж таких Сантьяго страшит, то каким же он должен быть чудовищем?

Каждая глава- веха в поисках легендарного преступника, посещение самых разных планет, встречи с различными персонажами, каждый из которых оказался не просто достоин упоминания в поэме Черного Орфея, а ярким и колоритным сам по себе, даже без привязки к истории Сантьяго. Каждая глава дает новые кусочки мозаики, которые должны сложиться в стрелку, указывающую направление к «логову» Сантьяго. Вместе с героями азартно следишь за тем, как распутывается клубок — переплетение домыслов, недомолвок, откровенной лжи, невинных фантазий, приправленный опасными стычками, драками и перестрелками. Пока не становится понятным, что что-то явно здесь нечисто, и большую часть книги мы потратили на версию лишь одной заинтересованной стороны, и потому неплохо бы услышать мнение другой. Но когда эта другая сторона получает, наконец, слово, то звучит оно как-то не очень убедительно. Пары глав, которые автор дал Сантьяго, чтобы оправдать себя по всем пунктам обвинения, оказалось, с моей точки зрения, маловато, чтобы проникнуться к герою лично, созданному им образу "благородного разбойника" и его делу симпатией.

Хотя это беспроигрышный образ- защитник обиженных и обездоленных, преследуемый неправедным законом и творящий простую и понятную справедливость: забрать у богатых и отдать бедным, покарать виновных и защищать невиновных. Четко и ясно: зуб за зуб, глаз за глаз. Не борец с системой, не революционер, не политик — просто парень, решающий конкретные проблемы конкретных людей, не брезгующий при этом разбоем, контрабандой, убийством, воровством и мошенничеством.

Сантьяго оказался не просто таким парнем. Он стал новыми Робин Гудом, Зорро, суровыми героями вестернов в одном флаконе/русские читатели могут добавить еще Дубровского/для далекого будущего, скорее мифом, идеей, утешением и фантазией о справедливости в изначально несправедливом мире, чем реальной силой, способной как-то повлиять на жизнь людей. Печально, но этот миф оказался не менее выгоден самой порочной системе, как предохранительный клапан, спускающий пар в мелкие стычки и незначительные баталии и позволяющей не доводить дело до глобальных социальных потрясений.

Конечно, хотелось бы, чтобы заявленная тема "мифа далекого будущего" прозвучала четче, но тогда пришлось бы пожертвовать историей Певчей птички, которая и есть настоящая история легендарного Сантьяго- реальной личности, в котором жестокость сочетается с благородством, идеалы с цинизмом, уважение к закону с бунтарским духом, которому знакомы и страх, и боль и горечь поражения. Героя, упорно не желающего сдаваться в своем стремлении изменить мир к лучшему, пусть только через миф — в мыслях и сердцах нескольких сотен или тысяч последователей и поклонников. Вот в такого Сантьяго хочется верить, хотя его дело и проиграно заранее, и конец известен- безымянный холмик на богом забытой планете. Но миф об очередном "благородном разбойнике" продолжит жить, пока в нем есть нужда.


Статья написана 15 января 2014 г. 11:09

миниатюрные проволочные фигурки на улицах Владивостока
миниатюрные проволочные фигурки на улицах Владивостока
Хочу расcказать Вам о веселой и позитивной акции, которая состоялась сегодня во Владивостоке. Сразу скажу, что хоть она и была "веселой и позитивной", но было бы лучше, если бы проходила не в такой мороз. Побегать и померзнуть ради нее мне пришлось изрядно.

Ну, да ладно. Теперь о самой акции. Решили как — то раз художники Владивостока поставить по памятнику каждому жителю города. А что? Разве мы не достойны быть увековеченными? Живем, бог знает где. До сих пор половина мира уверена, что у нас тигры бродят по улицам.

Так вот, решили художники поставить памятники всем 700 тысячам жителям города, включая узбеков, киргизов, китайцев и северных корейцев. Но, сами понимаете, труд этот — огромный и дорогостоящий, даже если вырезать фигурки из бумаги. Поэтому подумали-подумали наши художники и решили сделать всего 33 памятника из проволоки. Число родилось не из головы, а от названия арт студии "33+1", которая и затеяла все это безобразие.

Потом художники еще подумали немного и решили, что большие памятники делать тоже, вроде бы, не с руки. И остановили свой выбор на крохотных, от 5 до 10 см фигурках. Пусть не очень монументально, но зато миниатюрный размер позволил поместить их в самых неожиданных местах: под деревьями и рекламными конструкциями, на оградах, тумбах и даже на льду Амурского залива.

миниатюрные проволочные фигурки на улицах Владивостока
миниатюрные проволочные фигурки на улицах Владивостока
Среди героев необычной акции — реальные люди — политики, журналисты, спортсмены, чиновники, предприниматели, артисты и деятели культуры, которые запомнились горожанам в минувшем году своими делами или высказываниями. Несколько фигурок не имеют конкретного прообраза. Так, один из мини-памятников создатели посвятили всему хоккейному клубу "Адмирал", который появился в городе в прошлом году. Десятисантиметровый хоккеист занял место на льду Амурского залива.

Понятно, что большинство шуточных изображений и надписей к ним понятны исключительно жителям Владивостока. Но было весело отыскивать маленькие фигурки в самых неожиданных местах и хихикать над надписями, которые заставляли вспоминать некоторые события ушедшего года. Вот, хотя бы, напоминание о группе "Туманный стон" и об ее выступлении на первом фестивале "V-ROX"!

Отыскать разбросанные по городу фигурки без экскурсовода оказалось непростым делом. Но это не уберегло их вандалов: несколько проволочных скульптурок даже не дождались официального открытия и были сломаны прохожими.

миниатюрные проволочные фигурки на улицах Владивостока
миниатюрные проволочные фигурки на улицах Владивостока
По мнению художников, новый проект — ответ на потребность горожан в городской скульптуре. За последнее время во Владивостоке появилось сразу несколько подобных объектов — памятник моряку дальнего плавания, арт-объект "Невидимая стройка" и другие, полюбившиеся туристам и горожанам.

миниатюрные проволочные фигурки на улицах Владивостока
миниатюрные проволочные фигурки на улицах Владивостока
Так вот к чему это я. На дворе серо и мрачно, холодно, и ветер пробирает до костей. И замерзла, и устала гоняться за малюсенькими фигурками. А настроение отличное. Всего то надо было: немного фантазии, немного проволоки и времени.

Примечание: Студия "33+1" известна также своими картинами стрит-арта. В одном из дворов города в прошлом году появилась целая галерея — ряд картин, переходящих одна в другую: славянская азбука, абстрактные пейзажи Владивостока, причудливые линии и цветы. Они покрывают арки, стены домов, лестничные переходы. По замыслу художников, картинная галерея под открытым небом будет включена в один из туристических маршрутов города. В конце года центр Владивостока украсила картина, нарисованная на стенах сразу нескольких зданий. На ней изображены дома, снесенные в разные годы. Их облик был восстановлен по старым фотографиям.

Фото- собственные


Статья написана 15 января 2014 г. 02:12

Эдвин Чарльз Табб"Ветры Гата"

Эдвин Чарльз Табб "Ветры Гата"
Эдвин Чарльз Табб "Ветры Гата"
Люблю читать старые, полузабытые истории. Всегда охватывается чувство, что наткнулась на настоящий клад. Он может оказаться "разграбленным", в том смысле, что не принесет ничего, кроме разочарования. А, может, это окажется "сокровищница Тутанхамона" — настоящие фантастические драгоценности, которые поразят изысканной красотой замысла, изящным сюжетом, героями и действием, не утратившими привлекательности за годы забвения.

Роман "Ветры Гата" оказался именно таким, неожиданным и несущим радость открытия, "кладом". Короткий и лаконичный, наполненный яркими героями и событиями — редкое сокровище в наши многословные времена.

Итак, мы попадаем во Вселенную, населенную от края до края человечеством. С разными культурами, народами, традициями. Планетами, поражающими разнообразием условий, красотой природы и причудливой жизнью. По этой полной чудес Вселенной путешествует вечный странник Дюмарест — очередной заблудившийся в пути Одиссей, упорно ищущий дорогу домой, к ставшей легендой планете Земля. И этот роман — один из эпизодов его бесконечного странствия, который приводит его на необычную даже для этой волшебной Вселенной планету Гат.

Поразительно, но автор смог представить планету, подобие которой только недавно было найдено в Космосе. Гат повернут к своему солнцу только одной стороной, и периодически между ночной и дневной стороной проносятся мощные бури. Ветры Гата обладают колдовской силой: они стонут, жалуются, обещают, вселяют надежду, напоминают обо всем прекрасном и ужасном, что происходило и происходит во вселенной. Послушать их мелодию собираются богатые и бедняки со всей Галактики. И в этот раз судьба сведет здесь самых разных людей: путешественников и правителей, жаждущих духовного откровения и очищения и алчных властолюбцев.

Все действие — каскад событий, среди которых нашлось место красоте пейзажей, загадке инопланетной жизни, заговору с целью свержения правительства одного могущественного межзвездного государства и грустной истории очередного Одиссея. К слову, последний — настоящий, "классический" герой старой фантастики. Мужественный, опытный, находчивый и благородный. С легким налетом тайного страдания и скрытой драмы. Таких героев особенно любят женщины всех возрастов. Я, честно говоря, немного соскучилась по такому типажу в последнее время и была рада встретить его в этом романе.

Но самым большим и приятным сюрпризом, пожалуй, стало то, что читается роман вполне современно. Это касается не только картин Космоса, но и направлений развития техники и общества.

Хотя роман и открывает целый цикл произведений приключениях странника Дюмареста, читается он, как завершенное произведения. Хотя и остается несколько загадок: об искусственном интеллекте, имеющем собственные планы на развитие Человечества, о животных-телепатах Гата, о направлении в поисках дома главным героем.

В этот раз поиски "клада" были удачны. Думаю, еще не раз подниму крышку этого сундучка, в поисках очередной истории. И особая благодарность лаборанту "пофистал", который/в очередной раз/ дал карту с крестиком "где клад зарыт".


Статья написана 14 января 2014 г. 03:56

Пол Андерсон "Нелимитированная орбита"

Пол Андерсон Нелимитированная орбита
Пол Андерсон Нелимитированная орбита
Давненько я не писала отрицательных отзывов. Как-то получалось, что читала только то, что нравилось. А тут сразу попались несколько книг, которые вызвали отрицательные эмоции. Эту прочитала по двум причинам. Во-первых, Пол Андерсон- автор, который смог меня удивить несколько раз подряд. Оказалось, что его полузабытые и мало читаемые романы, порой, много лучше, чем разрекламированные произведения. Потому теперь жду от таких книг автора неожиданного. Во-вторых, очень хотелось почитать о колонизации новых планет. Чтобы было все, как надо: долгий перелет, мужественные первооткрыватели и девственная планета. Не получилось.

Мне почему-то всегда казалось, что первые колонисты, которые решатся навсегда покинуть родную планету и отправятся в неизвестность, будут чем- то сродни тем пионерам и авантюристам, которые осваивали на Земле новые территории. Не от того, что это сулило какую-то прибыль или от желания найти уединение. Просто от того, что их сжигало любопытство, вечное стремление узнать что-то новое, побывать там, где не бывал никто и свершить то, что другим не по силу/хотя прибыль и свобода тоже неплохо/. И будут присущи этим первым колонистам все те качества, которые мы привыкли видеть в первопроходцах: мужество, решительность, находчивость, дух товарищества и взаимовыручки.

Но герои этого сборника Андерсона явно не таковы. Более скажу, это — история самой странной колонизации, которую я когда-либо читала.

Начнем с того, что эта кучка крайних индивидуалистов отправилась в путь не совсем по доброй воле. Это, если так можно сказать, идейные мигранты, не согласные с политикой земного правительства. В этом вопросе с ними трудно не согласится: в этом будущем цивилизацию Земли не ждет ничего хорошего. Ресурсы истощены, пропасть между богатыми и бедными все больше, наука в загоне, процветают невежество, нетерпимость, языческие культы и мистицизм. Человечество, уже шагнувшее за пределы Солнечной системы, вновь сжимается до размеров одной единственной планеты. И лишь некоторых людей тревожит такое положение вещей.

Вот тут начинаются странности. Философия конституционализма, из-за которой разгорается конфликт — настолько рыхлая и неоформленная, что и непонятно ради чего такой переполох, поскольку носители этой философии — безобидные "диванные революционеры", неспособные на организацию или совместные действия. Да, что там говорить: такие вообще не способны на какие-то действия, даже если "жареный петух" будет их клевать с утра до вечера. И вот такие странные товарищи отправляются ради идеалов свободы — прежде всего умственной — на другую планету строить новое общество!

Сборник — четыре рассказа об этих "колонистах". На какие уловки приходится пойти инициаторам и организаторам экспедиции, чтобы буквально выпихнуть их с Земли, заставить завершить долгое путешествие, остаться на новой планете и основать колонию! Тут и обман, подкуп, шантаж, подлог и преступления. А иначе "мужественные первопроходцы"- самовлюбленные и самодовольные, бездушные в своем "научном рационализме"- сбегут обратно, даже не сделав попытки чего- то добиться стоящего.

Единственный рассказ, который понравился — самый первый "Амбар Робин Гуда". Его стоит прочитать только ради нескольких, очень современных фраз об образовании и ради колоритного персонажа — Комиссара СвОбоды, который ради своего сына перевернул целый мир. Остальные же рассказы вызвали чувство полного отторжения: я была бы не против, если бы автор прикончил эту кучку бездушных и вечно хныкающих эгоистов каким-либо особо мучительным способом: ядовитая атмосфера, злобные монстры, природные катаклизмы. Сгодилось бы все, лишь бы не засорять приятную планету Рустам ТАКИМ человечеством.





  Подписка

Количество подписчиков: 134

⇑ Наверх