Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «primorec» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Страницы:  1 [2] 3  4  5  6  7  8  9 ... 99  100  101

Статья написана 5 апреля 04:55

Сегодня очень коротко, поскольку разбирать в этом романе нечего. От слова совершенно. Поскольку со всеми сюжетными ходами, которые есть в этой книге, любой современный человек знакомиться к семилетнему возрасту, посмотрев пару мультиков про пиратов. Ну, ладно, чуть добавили более взрослых штучек. о которых все узнают классу так пятому. Но читается легко, местами занимательно, в голове не задерживается: Майк Брукс     "Секретный рейс"


Итак, перед нами еще одна история а-ля "Светлячок". Рассказ об удалых контрабандистах, которые может и хотели бы жить честно, но, как говорится, "не мы такие, а жизнь такая". Последнее, как вы понимаете, вполне себе универсальное средство для успокоения не слишком чистой совести и оправдания любого порока.

Но оставим мораль. Тем более, что ее в этой истории нет вовсе. Это просто приключение. Ничем не замутненное. Вполне традиционное:  кучка авантюристов, изгоев общества, занимается всякими незаконными и не очень привлекательными законными операциями. Контрабанда, мелкий разбой или охота за головами- берутся за все, лишь бы приносило деньги. Не слишком удачливые, из тех. у кого деньги утекают между пальцами,  как песок, но очень задиристые и рисковые.

Но главная беда: нынешние их нелады с законом — просто детские шалости по сравнению с теми скелетами. которые у каждого из команды спрятаны в  шкафах. А где тайны, там легко найти средство, чтобы заставить  даже самого решительного и принципиального делать то, что ему очень и очень не хочется. Да и казалось все так просто: доставить посылку в нужное место и в нужное время. Кто же знал, что все так завертится.


И завертелось. Интриги, тайны, ловушки для недругов, бои в открытом космосе и на космических станциях. Бластеры, ножи и просто кулаки.  Пыльные скелеты, вываливающиеся из шкафов.  Давние приятели, которые хуже врагов, и старые враги, которые получше некоторых «друзей». Т.е вполне нормальный, бодрый боевик. Без всякой морали, соплей и условно благородных порывов.

Есть два очень приятных момента. Роман достаточно короток. Диалоги просты, как односоставные предложения, описания лаконичны до схематичности, зато боевых сцен в полном достатке. Все очень быстро, устать не успеваешь, как все уже закончилось. Трах-бах, тут труп, там два.

Второй приятный момент- традиционность. Больная совесть не мучит условно раскаявшихся негодяев сотни страниц подряд, они просто идут и делают свое негодяйское дело. Никто не страдает от неразделенной любви к лицам своего или противоположного пола, не стенает, не комплексует опять же сони страниц подряд на почве нелегкого детства, а просто идет в ближайший бордель. Никто не читает лекции на тему морали и этики, не углубляется в проблемы социального развития общества, не клеймит поганый строй, коррупцию и преступность, не философствует, не страдает психозами и неврозами.  Все просто и очень традиционно: хандра напала, пойди пристрели парочку негодяев, хлопни стаканчик, сходи к веселым девчонкам, и все неприятности пройдут, как не было.

Я абсолютно не против таких книг. Это особый поджанр в фантастике. Разгружающий мозг и отвлекающий от забот. В памяти не задержится, но и отторжения не вызовет. Здесь главное соблюсти баланс, не затянуть действие, не переборщить с динамикой, не примешивать действительно реальных проблем. И тогда будет то, чего периодически так хочется: просто приключение, в чистом виде. И более ничего.

В следующий раз порассуждаем зачем надо было возвращаться на  Марс: Ким Стэнли Робинсон "Марсиане"

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru


Статья написана 27 марта 03:23

Роман стоящий. Во всех отношениях. По исполнению, по наполнению, по переводу. Не из тех, что забываются с последней прочитанной страницей. Не из тех, с которыми соглашаешься безоговорочно, а из тех, которые запускают цепочку размышлений о жизни и о себе. С радостью рекомендую всем тем, кто ищет в фантастике не только развлечения: Джефф Вандермеер   "Борн"::


Пикник в этот раз устроили не на обочине. И это были не случайные неизвестные гости, которые остановились перекусить и передохнуть, намусорили, насорили, да и двинулись дальше, ничуть не заботясь о том, кто и как будет расхлебывать последствия  веселого отдыха, кто будет собирать объедки, или что там натворит заводной мишка.

В этот раз на свой маленький праздник заезжие гости пригласили даже местных аборигенов, раздавая им зеркала и бусы. И ничего что последним приходилось поступиться кое- чем, но ведь можно же сделать приятное  для таких милых и щедрых гостей.

Видимо, все подобные пикники, в не зависимости от формы их проведения, заканчиваются примерно одинаково: гости, довольные или не очень, отправляются восвояси, а хозяева остаются расхлебывать последствия- убирать довольно опасный мусор и подсчитывать убыток. И придумывать, что делать с забытыми игрушками, завод которых никак не хочет заканчиваться, а веселые гости забыли показать, как их  выключить.

Не думаю, что Вандермеер когда то читал "Пикник на обочине", просто умные и тревожные мысли о человеческом живут во вселенском эфире, а настоящие писатели чутко улавливают их шепот и доносят до нас самыми разными способами.

Итак,  вот что произошло. Человечество, наконец, доигралось в свои технологии, изгадив мир до такого состояния, что жить в нем стало невозможно. Доигралось еще до того, как прибыли незваные гости со своими зеркалами и бусами. И ведь сначала казалось, что подарки — всякие полезные и милые биотехнологические игрушки- помогут если не исправить,  то хотя бы немного облегчить ситуацию.


Но люди, как всегда, забыли, что добрые самаритяне- герои сказочные, у всех есть свои шкурные интересы. И получили в результате, что получили: город, разрушаемый вышедшим из под контроля "мишкой" и его жителей, стремительно теряющих человеческий облик.

Но эта поляна после очередного пикника- лишь сцена для разворачивающейся пронзительной и очень человечной драмы, в центре которой три судьбы: мусорщицы Рахиль, ее любовника и партнера Уика и чудовища Борна. Все трое- порождение этого безумного пикника, миазмов, которые исторгают оставленные гниющие кучи мусора и дыхание его чудовищных властителей-противников, разъедающие все человеческое.

О чем история? Это порой жестокая, порой сентиментальная, порой срывающаяся на безумную череду событий, порой почти замирающая в перечислении одинаковых и бессобытийных дней, иногда таинственная и сумбурная, а иногда четкая и беспощадная в изложении фактов и происходящих событий, история о человеческой чудовищности и о чудовищной человечности.

В героях всего намешено- и беспредельной жестокости, и алчности, и равнодушия, и странной, извращенной любви, и любви истинной, способной на милосердие и самопожертвование. Этот коктейль — гремучая смесь, заставляющая совершать самые странные, импульсивные и чудовищные поступки, но при этом поступки вполне по-человечески понятные. Мы ведь такие- тех, кого больше всего любим, мы и больше всего порой мучим, искренне считая, что творим добро и поступаем исключительно во благо.

А еще это- история обретения утраченной человечности. Рахиль и Вик, благодаря мучительным попыткам чудовищем Борном познать человеческую сущность, сами обретают ее после долгих, долгих, долгих лет спячки, вновь находят среди мути каждодневной борьбы за существование внутри себя уже прочно забытые милосердие, сострадание, доброту, заботу о ближнем, желание разделить с ним самое главное и дорогое. Обретают не выживание, а жизнь.

Интересна форма повествования. Это рассказ от лица главной героини, причем рассказ не о настоящем, а уже прошедшем, данный через призму последующего переживания, опыта и размышления. Это — скорее исповедь о своих ошибках, глупости, наивности и эгоизме, о взрослении, когда раскрывают самые потаенные намерения, не скрывая страхи и самые темные мысли и желания. И в этой исповеди много фраз, которые вполне бы могли украсить в качестве эпиграфов не одно, и не только фантастическое, произведение. От этого читать не просто занятно: можно останавливаться и размышлять, смакуя отдельные предложения и абзацы, взвешивая их и оценивая их значимость(за что отдельное спасибо переводчикам), размышляя, соглашаясь или споря.

Итак,  опять о вечном. О чем , собственно, и должна быть любая книга- о нас, о человеках. Любопытно, как и в"Пикнике", героям тоже придется отправиться в самый центр "зоны" за ответами. Хотя и вопросы и ответы всегда были внутри них, но нужен этот очищающий страхом и предательством путь. Чтобы, стоя перед нечеловечески чудовищным, осознать человеческую чудовищность, чтобы пойти дальше и обрести утраченное. Для  себя и для всех.

В следующий раз расскажу о чистом приключении контрабандистов: Майкл Брукс "Секретный рейс"

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru


Статья написана 13 марта 05:01

Фантастику, как жанр, могут убить две вещи: бессмысленность и скука.  И я даже не могу сказать, что же ей угрожает больше. Ну не может фантастика быть скучной. Не имеет права, поскольку должна будить воображение. И не может быть бессмысленной, поскольку волей-неволей формирует образ будущего. И тем более она не может быть таковой, говоря о человеке и его проблемах.

Вот когда начинаешь понимать, что же мы утратили вместе с такими мастерами, как Урсула Ле Гуин. В любой строчке ее романов о человечности, свободе, толерантности больше, чем во всем этом томе. Но! Не буду противоречить сама себе, и предоставлю судить вам: Бекки Чамберс «Долгий путь к маленькой сердитой планете»


Если говорить честно, то все эти морские плавания, если только это не веселый круиз, и, тем более,  космические путешествия, излишне романтизированы. Ах, море/звезды, ах, корабли/звездолеты, ах, ураганы/сингулярности, ах моряки/астронавты.  На самом деле, всё это весьма однообразное и будничное. Не менее, а даже может быть и более, размеренная работа, чем у какого-нибудь офисного работника, строгие инструкции и железная дисциплина. Неустроенный быт и одни и те же и не всегда приятные лица изо дня в день. Краткие заходы в порты, которых хватает едва-едва, чтобы успеть выплеснуть накопившееся раздражение и заглушить хроническую усталость. Но главная проблема, если все было подготовлено тщательно и идет как положено- это беспросветная СКУКА. Бесконечный День Сурка.

И вот перед нами роман о таком долгом путешествии. Нет, это не странствие "Светлячка" и его экипажа, который более напоминает семью, чем команду. То странствие- все же цепочка приключений благородных контрабандистов в поисках утраченной справедливости. И это не законопослушная "Королева Солнца", вечно попадающая в передряги из-за несовершенства Вселенной, но выходящая победительницей благодаря своему дружному экипажу, который не на шаг не отступает от кодекса чести. Прошли эти романтические времена приключений ищущих всеобщей справедливости благородных сердец.

Хотя кое-что проскальзывает. Старенький "Странник", на котором все время что-то отваливается и выходит из строя, а летает он и выполняет свои функции исключительно благодаря талантам его экипажа, умеющим буквально из ничего творить нечто. Дружная команда, скорее семья, чем экипаж,  в которой всякое бывает — и ссоры, и обиды, и недомолвки, но члены которой крепко стоят друг за друга, что бы не произошло между ними. Одинокий и потерянный неофит, которого радушно принимают в эту семью. Небольшие приключения: то пираты нападут, то выплывут кое-какие подробности биографий, то мелкие неприятности с законом.


Но на этом сходство с заслуженно любимыми кораблями и экипажами заканчивается. Поскольку в данном случае всякие небольшие приключения, как и обещанный долгий путь к некой маленькой сердитой планете, значения вообще никакого не имеют. Нет, нет, путь, как и заявлено, будет долгим. И маленькая сердитая планета все же появится, хотя зачем — не совсем понятно, поскольку достигнутую планету вполне можно было заменить какой-нибудь другой и поближе. Да, что там говорить,  вообще любой и даже не планетой вовсе.

Потому что все действие занимает именно заявленная долгая дорога на одиноком корабле. А мы уже знаем, что особой романтики в этом никакой нет. Есть много неустроенного быта, нудной работы, и скуки, с которой каждый, в том числе и автор, борется, исходя из своей фантазии, жизненного опыта и представлений о жизни в целом.

С моей точки зрения, для первого романа акценты в теме были выбраны неудачно. Чтобы рассказать о долгом космическом странствии, не прибегая к приключенческой составляющей, а делая акцент исключительно на отношения между героями, надо иметь, как минимум, очень-очень богатый(и разнообразный)опыт этих самых отношений. Собственный, а не подчерпнутый из книг, фильмов и социальных сетей.

Потому что отношения людей- это сама по себе огромная Вселенная. И в ней больше темной материи и темной энергии, о которых, как и в реальной Вселенной, мало кто что знает, чем видимого, понятного и материального. И лишь единицам из писателей-фантастов(и писателям вообще) удавалось рассказать об этой Вселенной, не скатившись до навязывания собственного мнения. Или морализаторства. Или скуки. Или пошлой мелодрамы.

В этом случае попытка не удалась. Автор, в отличие от мною глубоко любимой Урсулы Ле Гуин,  не смогла остаться над тонкой и таящей множество ловушек темой, чтобы предоставить делать выводы о том, что такое хорошо, а что такое плохо, самому читателю. Все сделано за него: это правильно и хорошо, а вот это плохо и неправильно. А кто думает иначе, тот и сам плохой и неправильный. Его надо переучить в обязательном порядке. Это несколько напрягает, особенно, если автор делает акцент на вопросах толерантности и свободы личности.

Я, знаете ли, не настолько стара, что забыть, какую роль играет секс в этой жизни. Но, господи, помимо него есть еще множество не менее приятных граней и проблем во взаимоотношениях личностей. И свобода не ограничивается возможностью выбирать партнеров по вкусу, не оглядываясь на мораль, традиции или законы. И толерантность- это не только лояльное отношение к сексуальным меньшинствам. И мир не делится на черное и белое.  И получается, что в одной строчке старых мастеров жанра, не боящихся называть вещи своими именами, не маскирующих  явления и факты «правильными» словами, этой самой толерантности во много раз больше, чем в этом многословном описании.

Вот в чем главная проблема этой книги- однобокая, безапелляционная и навязчивая трактовка весьма сложных и неоднозначных вещей. Предельное упрощение сложных понятий, превращение их в аксиомы, которые необходимо просто заучить и принять. И печально, что главная тайна этого романа- а при чем тут маленькая и сердитая планета- так и осталось не раскрытой, потонув в скуке очень-очень долгого путешествия.

Для разнообразия в следующий раз я представлю действительно стоящую книгу: Джефф Вандермеер "Борн""

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru


Статья написана 28 февраля 05:17

Я по натуре оптимист и потому всегда жду, что найду в пыли обыденности алмаз, пусть и плохо ограненный.  От того я щедро раздаю авансы авторам, выискиваю плюсы среди множества минусов, и жду, что мои надежды оправдаются. Но, похоже, это не тот случай. И хорошо, что издатель разделил роман на два тома. В один присест мне это было бы не одолеть: Ярослав Гжендович "Владыка ледяного сада: в сердце тьмы":


В свое время подобные многоэпизодные игры были моим излюбленным развлечением. Но потом пришло отрезвление: каждая новая версия становилась все больше по объему, миры разрастались, количество заданий росло. Надо было все больше бегать, прыгать, махать кулаками/мечами и кидаться огненными шарами, набирать артефактов и чего то  там искать.  При этом, в сущности, сам сюжет практически не менялся, и в конце концов пришло понимание, что я попусту трачу свое время, которое лучше потратить на хорошую книгу. Кто же знал, что оставленные игры все равно достанут меня, теперь уже через вполне традиционное чтение.

Так вот,  эта часть- замечательная иллюстрация для моего рассказа, почему же я больше не играю в подобные игры. Ну вот хоть убейте, не вижу  привлекательности в необходимости в сотый раз пробегать по уже изученному до мельчайших деталей  миру, чтобы найти  кому мы там должны задать какой-то там вопрос, чтобы потом отнести ответ еще кому то пока неизвестному. По нелегкому игровому опыту знаю, что этот кто- то необходимый будет сидеть в самом начале пути, но ответит,  только если ты умудрился задать искомый вопрос каждому гоблину на своем пути, прежде чем снести ему голову. И, не дай бог, перепутаешь порядок.

Я все же надеялась, что автор уйдет из приторно игровой Вселенной. Перейдет  от Игры к Литературе. Но ситуация усугубилась еще больше. Вот вы пробовали когда-нибудь словами описать игровой мир? К примеру, эффект какого-нибудь магического действия? Тем более, что при всем совершенстве графики, игровые миры и их герои по-прежнему остаются схематичными и мультяшными.  Попробуйте ка «оживить» это словами. Получится либо еще большая  схема, либо нечто многословное,  в корне убивающее всю приключенческую составляющую своей нудностью.


Все мои надежды не оправдались. Вторая часть романа начинается хоть и без надписи «Глава/эпизод -2», но в знакомой стилистике очередного пролога.  Довольно долгого пролога, надо отметить. И скучного, поскольку потребовалось много , очень много слов, чтобы описать то, что на экране заняло бы буквально минуты три. Или пять от силы. Как раз тот печальный случай, когда либо еще большая схема, либо много слов. Нам достался второй вариант.

Ну, и дальше, все, как было бы в Игре, когда вас выбрасывает за допущенный промах, отбирают все тщательно накопленное ранее и  опять надо набирать очки, собирать артефакты и приобретать умения, бродить по миру, выполняя кое-какие задания, чтобы узнать или сделать необходимое для продвижения по сюжету.  Причем сюжету еще более жесткому: даже в Играх возможно несколько вариантов сценария- побежать по левой тропинке, а не по правой, и пусть потом все приходит к единому и неделимому, иллюзия свободы выбора остается. Но  не здесь. Из пункта А в пункт Б строго по расписанию и не отклоняясь от намеченного пути., спрашивая кого нужно и то что нужно.

К сожалению, стоит констатировать, что умерла единственная «живая» сюжетная линия. Наш юный принц, история которого вносила столько разнообразия и красок, оживляя сюжет, пал жертвой игрового сценария и также отправлен в долгое путешествие с заданными параметрами.  При этом нна этом этапе Игры абсолютно все равно, что он там делает, с кем встречается, что узнает/не узнает и кому сносит голову. Понятно, что это некий задел на будущее, но не такой же многословный!

Хотя я и повторюсь, но, думаю, это следует авторам все время помнить, а нам , читателям, им напоминать. Книга и Игра- вещи разные. Что хорошо для одной, для другой- просто смерть. Мир не заиграет красками, если долго и нудно пытаться описать в принципе неописуемое,  а герои не оживут, даже если будут бегать и махать мечами тысячу страниц подряд.  И если при оценке первой части я выдала автору изрядный аванс, то он оказался полностью потрачен и ничем не пополнился во второй. И окончательно мои ожидания угасли,  когда мне пришлось завершить очередную главу/эпизод самым  классическим игровым образом,  который не просто обещает-  навязывает переход на новый уровень.

После двух фэнтези вернемся к фантастике: Бекки Чамберс "Долгий путь к маленькой сердитой планете"

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru


Статья написана 19 февраля 10:51

Сандерсон уже настолько "набил руку", что может писать подобные романы в промышленных масштабах. Не шедевры, нет, но стандартно профессиональные и однообразно занимательные. Этакая фабрика фэнтезийных грез. Можно читать с любого места. можно бросить, пропустить и потом, ничего не потеряв, вернуться. Литературное массовое производство. Брендон Сандерсон   "Браслеты Скорби":


Каким бы ни был удачным цикл, рано или поздно автор становится перед фактом, что даже самые удачные сюжетные ходы и самые колоритные герои начинают надоедать читателю. Если только не вводить постоянно новые элементы и новых персонажей, которые своей оригинальностью будут поддерживать интерес к старой теме. В этом плане "Браслеты скорби" едва ли не образцово показательны.

К концу второй, удачной во всех отношениях книги, все же стало ясно, что границы одного, пусть и весьма разнообразного по пейзажем и обитателям, города начали сдерживать развитие сюжета. Согласитесь, если в сотый раз повторить, как герой летает между небоскребами,  метко стреляет и выходит живым из самых отчаянных передряг, то, какими бы ни были эти полет/перестрелка/ передряга захватывающи  в первый раз, в сто первый они вряд ли кого впечатлят.

Поэтому в третьей книге мы покинем город и отправимся исследовать окрестности. И это правильно. Меня, кстати, мучил этот вопрос, Помимо небольших и очень невнятных упоминаний о жизни в пустоши, было совершенно не ясно,  а что там за границами Города. Там вообще живые есть? Или кругом одна пустошь, где прячутся изгои, процветает беззаконие и нищета?

Оказывается жизнь есть и еще какая продвинутая. Провинция не просто живет, но и уже доросла до вполне себе обычного вопроса: а зачем мы кормим столицу? и не пора ли нам самим все решать? И, более того, жизнь оказывается есть и еще где-то там, в местах  совершенно не связанных с Героями пеплового катаклизма.

Вот с чем придется столкнуться нашим героям, которые отправились на  загородную прогулку. Одни на поиски некоего таинственного артефакта Вседержителя, который, якобы, может стать могучим оружием. Другие на поиски Круга и его приспешников. Третьи- просто на поиски приключений, так сказать, подышать свежим воздухом. Естественно, все вместе найдут полный набор желаемого, и каждому участнику экспедиции достанется в полной мере желаемого и не желаемого.


Что бесспорно удалось. Удалось раскрутить историю с Браслетами Скорби с весьма неожиданными поворотами сюжета. Летающие корабли и их странные экипажи с весьма занимательными связями со старыми легендами добавляют некую нотку стимпанка в наш почти классический вестерн. Новые пейзажи, переносящие в старые храмы и снежные пустоши, удачно разнообразят поднадоевшие городские кварталы. Новые персонажи, хоть их не так много, как хотелось, весьма занимательны и колоритны. От этого читается быстро, легко, без пробуксовок. Тем более, что к третьей книге автор практически полностью избавился от "технических" вопросов и длинных "теоретических" обсуждений применения магии металлов, которые весьма отвлекали от основного действия.

Еще приятный момент: как и две предыдущие книги, эта вполне себе законченная история. Ее можно начинать читать без предыдущих- из контекста все вполне ясно. И завершить чтение можно на ней же.

Однако есть и некоторые замечания. Хотя Уэйн продолжает нести на себе нелегкую роль юмористического персонажа, который должен вносит оживление в достаточно медленно развивающийся сюжет, но к третьей книге его игры с головными уборами и языковые эксперименты начинают утомлять однообразием. Шутка, повторенная 50 раз подряд, знаете ли, перестает быть шуткой.

Второе. Если главный герой Ваксиллиум Ладриан перестает надоедать своим бесконечным нытьем на тему утраченной любви и обманутых надежд, то его с успехом на этом поприще заменяет Стерис. Господи, ну почему в любом романе нужен обязательно страдающий комплексами персонаж? Это такой неистребимый голливудский штамп в приключениях? Закомплексованный герой, юмористический герой, злодейский злодей... Кстати, кто в этом романе последний опять же так ясно, как в диснеевском мультике. И это тоже занесем в минус.

Последнее и главное. Сам главный сюжет, а именно Игры таинственных темных богов, практически не получает никакого развития. Т.е все многостраничное, пусть и  весьма  увлекательное приключение, ясности в это дело не вносит никакого. Кроме некоторого прореживания рядов персонажей. Так что все, кто читает три романа подряд не ради приключения, а ради того, чтобы узнать некие глобальные тайны, останутся при своем. И будут вынуждены читать дальше. Т.е. мы пришли к тому с чего начали: автор успешно водит нас за нос, заставляя с нетерпением ждать продолжения.

Ярослав Гжендович "Владыка ледяного сада: в сердце тьмы

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru


Страницы:  1 [2] 3  4  5  6  7  8  9 ... 99  100  101




  Подписка

RSS-подписка на авторскую колонку


Количество подписчиков: 117

⇑ Наверх