Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 4 июля 2019 г. 10:53

Сколько мы уже десятилетий слушаем небеса. Сначала с верой, что вот сейчас, через месяцы, ну , в крайнем случае через годы, звезды начнут говорить с нами, ведь мы то готовы слушать. Гадали, что они скажут нам, планировали, что мы им ответим. Но время проходило, небеса молчали. Ряды верующих редели, разочарование выплескивалось в самые разные теории, от самых пессимистичных- мы одиноки-до умеренно оптимистичных- они ушли так далеко и мы им не интересны.

Сегодня уже мало кто верит и надеется, что нам удастся что-то там услышать. Мало кто ждет Посланий с Небес. И я согласна с этим большинством: не следует ждать откровений и рецептов жизни из Космоса. Самое важное послание, которое мы можем получить и отправить звездам, это простое "Мы есть". Это и есть самое оптимистичное, что можно сказать Звездам и услышать от них, и не важны в этом случае ни пространство, ни время.

И немного о подборке. Странно, но, несмотря на недавнюю популярность темы, практически никому из авторов не удалось раскрыть ее значимость, не свалившись либо в унылое философствование, либо в банальный боевик. И оказалось, что выбор рекомендаций не такой и богатый(при этом я намеренно пропускаю "Контакт" Сагана, который мне кажется исключительно неудачным произведением). И вот мои три кандидата:

Джек Макдевит

"Послание Геркулеса"

Из отзыва: Этот роман мало динамичен. В нем нет приключений, погонь, путешествий. В основном это разговоры и размышления, диалоги и монологи. Даже Космос, о котором говорится так много, является нам лишь изредка в виде холодного и равнодушного сеяния звезд над мирным земным пейзажем. Неспешное развитие сюжета, с редкими событиями, почти усыпляющее обыденными деталями. И герои — политики, чиновники, ученые, все те, кому предстоит решать, как распорядиться свалившимися с неба знаниями.

С точки зрения любителей фантастического боевика, «Послание Геркулеса» -книга малоинтересная. Но есть в ней нечто очень привлекательное, а именно то, про что мы уже забыли за долгие годы молчания Космоса. В романе земляне получают именно Послание — свод знаний, достижений, размышлений, итог эволюции цивилизации, которая, скорее всего, уже исчезла вместе со своими желаниями и чаяниями. И в этом одиноком зове есть все то, что мы сами хотели бы сказать Вселенной, пока ждем от нее ответ.



Станислав Лем

"Глас Господа"


Из отзыва: Роман очень реалистичный и эта не так книга, которую можно читать, перелистывая страницы. Здесь каждое слово значимо. Фантастическая фабула — расшифровка Послания неведомой цивилизации — лишь фон, повод поговорить о Человеке и о науке. О том, что собственно мы хотим получить от нее и что важнее для нас, как разумных существ: понимание мира и себя или материальные блага, облегчающие жизнь, но ограничивающих мышление узкими рамками собственного благополучия. Это размышления о месте науки в общей культуре и этической стороне научных исследований. Возможно ли заниматься «высокими материями», когда половина человечества прозябает в голоде, нищете и безграмотности, или надо бросить все силы на «выравнивание» развития общества на своей собственной планете, не тратя силы на не приносящие «доход» исследования? И как поступить ученому, открытия которого несут не только новые облегчающие жизнь технологии, но и опасность применения более страшного оружия?


Фред Хойл, Джон Элиот

"Андромеда"

Из отзыва: А «зацепить» они умудряются очень много: от ответственности ученых за последствия своих открытий до уже привычной нам, но тогда еще новой и неизведанной, проблемы искусственного интеллекта. Даже глобальным вопросам нашлось место: что есть Человечность, что делает нас Разумными, каковы должны быть задачи Человечества и каковы задачи Науки в современном мире. Но все это так поверхностно, что порой обида берет.

Но прочитать все же стоит. Для фанатов жанра — чтобы знать, как происходила «эволюция» темы, как зарождались «штампы, предрассудки и фобии», и почему надо постоянно «перепрыгивать» через установленные жизнью барьеры.


В следующий раз мы отправимся в Зону. Ту самую, где бродят чудовища, и сталкеры прокладывают тропы.


Тэги: личное
Статья написана 2 июля 2019 г. 04:42

Жестокое разочарование, особенно обидное после прекрасного романа «Сердце того, что было утеряно». После взрослого и жесткого повествования о людской природе и страстях, что ими правят, откатиться до подросткового времени своей жизни- это чересчур. Как побывать на вечеринке пенсионеров-одноклассников, полной ностальгии по более зеленой траве и более синему небу. Одна надежда, что Уильямс вспомнит, что его преданный читатель несколько другого возраста. Для тех, кто готов разделить эту надежду: Тэд Уильямс «Корона из ведьминого дерева»:

Признаюсь сразу: я не никогда не была поклонницей приключений Саймона и Мириамели, находя их историю слишком упрощенной и детской. В меру страшной и поверхностной

, но достаточно милой и целомудренной сказкой для подростков о шустром кухонном мальчишке, влюбившемся в своенравную, но умненькую принцессу. С мрачными тайнами, которые больше напоминали рассказываемые в сумерках страшилки, с мудрыми волшебниками, хранящими великую светлую истину и обязательным темным властелином, воплощающим вселенское зло. С не менее обязательным долгим путешествием для знакомства со всеми чудесами немалого мира, с верными друзьями, которые становятся ближе родных, с приключениями и опасностями, в конце которого есть не менее обязательное масштабное сражение ос Злом и вознаграждение за перенесенные лишения в виде Короны, Любви и Мира. Все. И жили они долго и счастливо. Точка или многоточие, но без последствий.

Потом было возвращение в Мир Светлого Арда- "Сердце того, что было утеряно". Возвращение для взрослых (ведь первоначальный читатель успел вырасти и достаточно пожить, чтобы перестать верить в сказки). В этом возвращении было много знакомого и традиционного, чтобы воскресить приятные воспоминания, но и много нового, понятного только людям, нажившим опыт не только чтением книг. Повествование драматичное, порой жестокое, но очень человечное, даже несмотря на большую долю магического и таинственного, оставляющее впечатление светлой грусти и надежду, что, если и ждет нас теперь новое путешествие по многострадальному миру, то будет оно не просто приключением, но что-то даст уму и сердцу.

Обидно, но ничего из того, на что я надеялась, не воплотилось в реальность. Ну, да, они — король Саймон и королева Мириамель- уже тридцать лет правят страной, которая живет в общем то мирно и сравнительно счастливо, учитывая положение дел, которое было, когда они с товарищами одержали победу над Королем Бурь. Жизнь течет как обычно-счастье и несчастье следуют рука об руку, как это и бывает в реальности, и весы качаются то в одну, то в другую сторону. Но о таком обычно не пишут в фэнтезийных романах.

Трудно вдохнуть новую жизнь в старую историю, которая была завершена окончательно. Поэтому нового ничего не будет: история начинает раскручиваться во времени назад. Королева норнов просыпается и начинает с той точки, на которой ее остановили. В отдаленных людских провинциях вспоминают древние культы и старых и давно забытых варварских богов. Кто-то опять достает из сундуков старые манускрипты, вспоминает древние тайны и начинает доставать скелеты из семейных шкафов.

И для всех этих действий предлагается невнятное и явно "притянутое" к сюжету обоснование. Вот "не доходили" руки 30 лет до поисков пропавших родственников, а тут вдруг все воспылали к ним любовью, и резко начала мучить совесть, что так долго не вспоминали. Не писали эльфийские друзья десятилетия, и мало кого это волновало, а тут раз- и проблема номер один. Членов Ордена, якобы любопытных ученых, не слишком волновало утраченное наследие (которое хранить были должны и приумножать), а теперь вдруг вспомнили о своем долге. И все это происходит подчеркнуто медленно, с огромным количеством каких-то мелких деталей, не несущими информацию диалогами и воспоминаниями героев, длинными описательными эпизодами, которые, как поимка дракона, тянутся и тянутся столько, что за это время можно словить всех драконов мира.

Эта раскрутка назад во времени смотрится странно и натянуто, а герои- новые и старые, вялые и жалкие -выглядят едва ли не гротескно: "играющие в молодых" престарелые Саймон и Мириамель, спивающийся и вечно страдающий от обид на весь мир их внук Морган, тролль Бинабик со своей дочкой и ее женихом, даже Порто, судьба которого тронула в предыдущем романе, и многие, многие другие. К слову, бедные тролли должны нести тяжкую ношу- облегчать повествование долей юмора, но получается как-то уныло и убого.

И главное- это все тот же знакомый роман для подростков. Он не становится взрослым, несмотря на все постельные сцены — добровольные и насильственные. В нем нет ни взрослых идей, ни взрослых действий. Он традиционен, прост по сюжету и характерам героев, и безнадежно, уныло предсказуем. Мне все время казалось, что автору самому скучно писать таким образом и о таких героях. Так бывает, когда старики хотят повторить дни юности, забывая, что время молодости и беззаботных историй бывает только раз. Но все же не оставляет меня глупая надежда, что завязка окажется много слабее продолжения, и мы найдем не только "Корону из ведьминого дерева", но и все то, что было уже обретено нами в Светлом Арде, но в этом романе утеряно.

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru


И опять в знакомый мир: узнаем кто такой Владыка Ледяного Сада Ярослава Гжендовича


Статья написана 12 июня 2019 г. 07:26

Про Чужака, который прячется внутри, написано много. Сразу вспоминается жуть про Чужих, которые не слишком то заботятся о твоем сохранении. Или про парализующих волю Кукловодов. Поэтому я отобрала для вас менее кошмарные варианты, с Чужими, которые вполне уживаются с твоей личностью и даже могут стать вполне себе приличными и даже полезными соседями.

1. Клифорд Саймак

"Принцип Оборотня"


Из отзыва: Эндрю Блейк — чужак в мире будущего. Для одних — диковинка, найденная в Космосе, для других — интересный медицинский случай. Он чужак даже для самого себя. Человек, потерявшийся во времени, забывший прошлое, все, что составляло его «Я». Но пусть он чужак, но он не одинок. Еще двое делят с ним одно пространство и одно время. Охотник с ледяной планеты, порывистый и смелый, жаждущий действия и движения. И полная противоположность этому мохнатому вихрю — неторопливый Мыслитель, способный на годы замереть в неподвижности, перебирая факты и складывая кусочки мозаики. И между этими, такими разными личностями, сам Эндрю, нет, не Эндрю — Оборотень — другой, иной, больше, чем Человек.

Великолепен Саймак со своей редкой в наши дни верой в созидающую силу Разума и в Людей, какими бы они не казались странными или безобразными. И меня всегда поражало в Саймаке это: страстное желание доказать нам самим, что в глубине нас всех и каждого в отдельности всегда есть что-то хорошее: мужество, доброта, сострадание, милосердие. И что всегда есть возможность понять смотрящего на тебя из зеркала Чужака и поладить с ним, не разрывая свою душу на куски. И мне всегда стыдно и неловко от того, что я не могу разделить эту Веру и Любовь.


2. Александр Мирер

"Главный полдень"

"Дом Скитальцев"


Эти две вещи невозможно разделить и читать их следует вместе, хотя они немного о разных вещах. Первая о самом начале взросления с неожиданным открытием, что во многих родных и знакомых прячутся Чужаки.И в тебе самом.

Из отзыва/ "Главный полдень" ... в повести этот тайный страх воплощается в реальность: люди меняются, друзья и знакомые становятся чужаками, добрые — злыми, друзья — предателями. И никто не поможет, никто не спасет. И кульминация в романе — не бегство пришельцев. Кульминация — моменты взросления героев. Преображение — секунду назад был ребенок, а сейчас уже — взрослый.

И потом "Дом Скитальцев"- добро пожаловать во взрослую жизнь. Учитесь жить в этом Чуждом мире и с этими Чужаками.

Из отзыва/"Дом Скитальцев": Есть грустная правда: молодой разум свободен от внешнего давления , открыт для нового и для него возможно все, но, становясь взрослыми, мы сдаемся под давлением правил, инструкций, традиций и обязательств, иногда полностью чуждых нашей натуре, пополняя серые ряды «таких, как все». Нас всех, за редким исключением, захватывают Чужаки.

В мире, по большому счету, мало, что меняется. И потому не менее правдивый финал: без победных фанфар и громких фраз, без оды человечеству или отдельному взятому человеку. Маша и Сева остаются только вдвоем, проверив друг другу и поверив. Не важен мир, не важны взрослые игры. «Просто одному всегда тяжелей. Они оба были правы. Очень хорошо было идти по твердой, теплой земле и держаться за руки». В итоге всегда остается только это — ты и твои близкие.

3. Айзек Азимов

"Хозяйка"

Из отзыва: Все-таки замечательно, как Мастеру удалось связать вместе реальные факты из самых разных областей, перемешать их и выстроить вполне логичную цепочку доказательств своего фантастического предположения. Даже упоминание древнего мифа о Эдемском саде и Змее не стало излишеством. Хотя концовка и оставляет тягостное ощущение: нечего человеку оказалось противопоставить своим настоящим Хозяевам, но может есть еще маленькая надежда: теперь, когда все стало известно, может быть Роуз найдет выход или хотя бы сделает первый шаг в «излечении Человека»?

Рассказ одновременно забавный, поучительный и немного жуткий. Кто мешает нам жить счастливо, любить, заботиться о близких, творить, созидать? Чужаки? Или все же следует разобраться в себе и начать вести себя, как разумные создания?


Следующая подборка будет на тему "Глас с небес".


Тэги: личное
Статья написана 31 мая 2019 г. 08:45

И это случилось: Китай все чаще становится даже не место действия, а его главным героем. Красный дракон подрос, и, в данном конкретном случае, вылетел из гнезда в открытый Космос. Красные флаги на Луне уже не новость, тем более что они там уже есть не только в фантастических романах.

Стоит ли читать и кому? Стоит тем, кто следит за творчеством Робинсона, любит отслеживать различные умозрительные сценарии развития нашей жизни ближнего прицела и вполне адекватно воспринимает чуждые ему взгляды и мнения. Им я рекомендую: Ким Стэнли Робинсон «Красная Луна»

Для тех, кто думает, что речь опять, как в трилогии про Марс, пойдет о колонизации с примесью социальной проблематики, спешу сообщить: в этот раз все будет наоборот, и социальное займет большую часть содержания. Процентов так 70. Еще 20 отведем на политику. И только 10 процентов собственно на освоение Луны, колонизацию, научные отступления и описания технологий.

Поэтому не стоит ожидать, что Красная Луна повторит историю про Красный Марс. Потому что не стоит забывать, что у слова "красный" множество смыслов, часть из которых в толковые словари записал двадцатый век. Да, да, в красный Луну в данном случае окрасила определенная политическая ориентация. И не так много осталось в мире стран с чисто красными флагами, чтобы не догадаться с одного раза, о каком государстве пойдет речь в этой истории.

В последнее время Китая в литературе много. Веление времени: красно-золотой дракон неожиданно для всех вырос и уже не просто пробует силы- вызывает на бой самых признанных лидеров мира. И Робинсон не мог пройти мимо такой суперактуальной темы.

Недалекое будущее, в котором Китай и США -главные соперники в политике, экономике, науке и технологиях. Луна активно осваивается обеими странами, но Дракон явно опережает Орла. Именно здесь начинается история, и начинается она весьма многообещающе: с громкого убийства высокопоставленного китайского чиновника, в котором оказываются замешаны три главных героя.

Выбор героев на первый взгляд весьма странен. Невозможно представить себе более разных людей, оказавшихся в одной компании: специалист по квантовым технологиям , молодой американец Фред Фредерикс, весьма неприятная в своем "красном" фанатизме, избалованная и своевольная революционерка Чан Ци и пожилой репортер и знаток традиций Китая Та Шу. Но именно они должны вытаскивать основную идею романа: нет таких разногласий, которые не могли бы преодолеть разумные люди, просто слушая и пытаясь понять друг друга.

Но чтобы развить эту идею требуется достаточно долгое повествование, которое не слишком изобилует действием. В основном это различные бытовые зарисовки жизни людей на Земле- непосредственно в Китае, где на них давят политика, идеология и неимоверно долгая история социальной несправедливости и жесткого контроля. И противопоставляемые им сцены из жизни первых поселений на Луне, где агрессивная среда и постоянная опасность отодвигают на задний план политические игры, идеологические разногласия и экономическое соперничество. И, как примеры, два способа построения нового общества- китайская колония- технологическая идиллия с лотосами, тихими прудами с золотыми карпами и пагодами, воплощение полотен старых мастеров, и супертехнологичное поселение сообщества богатых мечтателей и футуристов, пытающихся построить под прозрачным куполом(в который раз в истории людей) прекрасную, но очень хрупкую утопию для немногих избранных.

Но хватит о содержании. Об удачах и неудачах. После "Марса" с огромным количеством героев и не менее огромными задействованными пространствами и временами, "Красная Луна" поражает скромным набором действующих лиц, линейным сюжетом и скромными пространственно-временными рамками. Это позволяет полностью изжить схематичность "Марса" и тщательно прописать характеры главных героев. Вторая безусловная удача — описания мест и наполнение их деталями, строгое следование имеющимся на сегодня научным теориям и фактам.

Однако портит впечатление вот что. Китай для автора (как и для большинства прочих жителей Земли) во многом остается территорией неизвестной. Стандартный набор: Китайская стена, фэн-шуй, кунг-фу, Конфуций, Мао и события на площади Тяньаньмэнь. Из современности Си Цзиньпин и китайская экономическая угроза. Порой кажется, что все, что автор знает о Китае и его жителях подчерпнуто из СМИ и интернета. Отсюда странные представления о том, как думают и ведут себя жители этой страны, о чем они говорят на своих кухнях, какие книги читают и о чем мечтают. Такой подход сильно упрощает, а порой, делает почти карикатурными самые главные для сюжета эпизоды.

И, конечно, оказалась не слишком интересной традиционная для автора тема народной демократии, как единственного средства для достижения социальной справедливости. И, несмотря на смену времени и места действия, подача этой темы, оправдывающая любые насильственные меры "угнетенных" масс ради свободы и справедливости, практически не изменилась. А мне бы у такого опытного автора все же хотелось бы видеть эволюцию взглядов, новые подходы и идеи. Мир не стоит на месте и привычной мантры уже недостаточно, чтобы решить его проблемы.

Но все же это было полезное чтение. Оно, как и прочие романы Робинсона, дает представление, нет, не о современных процессах, которые как не крути, но влияют и нашу жизнь, но о том, как эти процессы понимаются и воспринимаются огромных количеством людей. И, кстати, мне бы хотелось продолжения истории. Очень уж интересно узнать, сможет ли автор описать такие условия, при которых задуманные утопии- лунные и земные- выдержали бы испытания жизнью.

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru


И снова в мир Светлого Арда — Тэд Уильямс "Корона из ведьминого дерева"


Статья написана 16 мая 2019 г. 10:38

Сверхдальний перелет. Сюда я решила включить романы, повествующие именно о таких путешествиях. Конечно с нашей точки зрения, любой космический перелет- Сверхдальний, но есть среди фантастических полетов выдающиеся.

Мой выбор определен не просто сверхдальностью описанного пути, но и тем, что герои этих путешествий никого не уничтожают и никого не завоевывают. Эти романы о страстном и таком человеческом желании узнать, что же скрывается за ускользающим горизонтом. И о пользе знаний и Науки.


Роберт Сойер

"Старплекс"

Из отзыва: Путешествие гигантского звездолета, задача которого та же, что и у «Энтерпрайза» — смело идти туда, куда не ступала нога человека. Только это еще более масштабно, более впечатляюще.

Приключение, охватывающее не годы — миллиарды лет, ради разгадки самых сокровенных тайн Вселенной — что такое Темная материя, пространство, время, как возник окружающий нас мир, и какой его ждет конец, что такое жизнь и разум, есть ли у них цель, как развиваются цивилизации, как преодолеть вечное проклятие — войны и достижимо ли бессмертие — всему нашлось место на страницах небольшого романа.

Редкий роман сегодня. Герои — не политики или военные, а ученые — редкость в современной фантастике и в современном мире в целом. Они решают проблемы не силой оружия, а лишь правильным применением своих знаний, ищут и находят выход из самых невероятных и, казалось бы, безвыходных ситуаций, смело отбрасывая косные традиции и ветхие каноны. И даже, если приходится сражаться, то никогда не ставят своей целью уничтожение чего или кого-либо.


Альфред Ван Вогт

"Путешествие "Космической Гончей"

Из отзыва: Эллиот Гросвенф — не вояка, бластером расчищающий путь человечеству, не политик, решающий проблемы хитрыми интригами и подковерной борьбой. Он — ученый, достигающий победы, используя только свои огромные знания и опыт своих коллег, раз за разом посрамляющий властолюбцев и военных.

Но уже и здесь не за горами новый век, когда романтика открытий Космоса сменится сражениями за его богатства. Недаром, все четыре истории — о злобных инопланетянах, жаждущих гибели людей. Ну, не попадаются «Космической гончей» адекватные братья по разуму, с кем Эллиоту и его соратникам можно обсудить последние научные достижения. Да и на самой «Гончей» не все благополучно: интриги и взаимное недоверие между учеными и военными, готовые вылиться в открытое противостояние.

Вот такой гимн науке, написанный в самый разгар романтического времени фантастики. Когда ученый — звучало гордо и заманчиво, а дети хотели стать открывателями и исследователями, а не бизнесменами и банкирами. Когда казалось, что именно ученые, и только они решат все проблемы человечества, найдут выход для всех. Но проходили годы, выход из череды войн, кризисов, бедности не находился, а наступление обещанного «золотого века» все больше отдалялось от живущих. И общество и писатели обратились к другим методам: военным и политическим, отодвинув ученых на второй план, забыв об этих былых героях звездного пути.

Пол Андерсон

"Тау-Ноль"

Из отзыва: Конечно, будут увлеченные своим делом ученые, восторги по поводу начала пути, разочарование от обыденности и скуки долгого путешествия, порождающие отчаяние и неизбежные конфликты между участниками экспедиции, обязательна авария или катастрофа, борьба с последствиями которой займет большую часть истории, и, в награду за долготерпение — благополучный финал.

Все это есть в «Тау-Ноль». И, как не странно, наличие всех этих штампов роман не портит. Как часто у Андерсона — немного смещенные акценты и небольшие нюансы — и книга из рассказа об очередной смелой попытке людей проложить путь между звездами, каких уже много написали и еще напишут, превращается в эпическую историю о путешествии сквозь Пространство и Время, через Начало и Конец, через всеобщую Смерть — к новой Жизни.

И не надо обладать огромной фантазией, чтобы представить, что ощущают эти запертые в мчащемся без остановки корабле люди, о чем они думают, когда гаснет последний луч света и вокруг — только безбрежная Пустота и Одиночество. Вот этот постоянный накал страстей — от надежды — к отчаянию — и снова к надежде — удачная находка романа, поддерживающая интригу до самого финала.

И следующая тема: Чужак внутри


Тэги: личное



  Подписка

Количество подписчиков: 134

⇑ Наверх