Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 13 мая 2019 г. 04:28

Мне нравился этот цикл. Несмотря на огромный объем и зашкаливающее количество героев, что всегда считаю минусом. Но тут все компенсировалось наличием оригинальной сумасшедшинки, которая держала в постоянном напряжении: никогда не знаешь куда повернет сюжет, какой демон выскочит на следующей странице. Поэтому было несколько грустно читать первую половину романа, пока автор собирал разбросанных им же по миру героев в одном месте и в одно время. Поэтому не могу разделить общего восторга и назвать эту часть самой удачной в цикле. С надеждой на скорое и более успешное продолжение: Стивен Эриксон «Буря жнеца»:

Малазанская "Книга Павших" не просто перечисление имен героев, сложивших голову на малых и больших войнах, кости и кровь которых скрепляют между собой разные реальности и времена этого несчастного мира. Нет, каждый том- отдельная история, в которой есть главные герои и второстепенные персонажи. К примеру, была книга Карсы Орлонга, была книга капитана Парана и его сестры Тавор. Сейчас перед нами Книга, в центре которой не просто отдельная личность или группа героев, а целая страна.

Империя Леттер, куда после бегства из Малазана отправляются Собиратели костей, место не менее неприятное, чем виденные нами до этого. Все тоже самое: одни богатеют и правят, другие беднеют и работают в поте лица, а чтобы последние не забывали свое место есть тайные службы, карающие за любое инакомыслие жестко и беспощадно.

Однако, есть и некоторое отличие. Если в Малазанской империи мы все время провели на фронтах и в сражениях, и, собственно, об обычной жизни страны мало что знаем, то о том, как живут простые граждане этой страны- кто ее населяет и чем занимаются жители от знати до последнего раба, как работает ее экономика и денежная система, как и кем управляется, каких богов призывают себе в помощь и каких винят в неудачах- узнаем подробно. Настолько, чтобы желать этой империи скорого краха и не особенно жалеть ее жителей, когда приходит время финальной битвы.

Это подробное знакомство, с моей точки зрения, большой плюс, немного скрашивающий впечатление от большей части почти бес событийного повествования с огромным количеством второстепенных персонажей, которые не принципиальны для всей истории. Как Красная Маска и остатки его народа, за которыми с огромным количеством подробностей гонялись половину книгу, но так и не поняли, кто он и зачем вообще было это ответвление сюжета. Или история Джанат, в грязные подробности унижения которой пришлось погружаться неоднократно.

К сожалению, это правда: большую часть увесистого тома ничего существенного не происходит. Часть ключевых, сюжетообразующих персонажей, таких как капитан Парана, вообще исчезают бесследно, а такие как Танцор и прочие Боги, игравшие ранее важную роль в истории, возникают лишь эпизодически. От этого становится беспокойно: когда они вновь появятся/если появятся!/, можно уже и не вспомнить, кто они такие вообще.

Но исчезновение Новых Богов вполне компенсируется Богами Старыми, теми, во имя которых почву этого мира усердно удобряли кровью и костями тысячелетиями, но которые оказались практически полностью забыты. Теперь, перед решающими событиями, они просыпаются, оставаясь такими же мстительными, непредсказуемыми и эмоциональными как и в начале своей божественной карьеры. И очень несовременными. Куда им с древними ритуалами и заклятиями против обычной взрывчатки и изощренных интриг.

Вот чем занято две трети романа: одни герои исчезают, другие ранее известные и совершенно новые появляются, отряды героев добираются к месту выполнения своего квеста, по пути занимаясь обычными делами: спят, едят, осматривают окрестности и много разговаривают, порой на темы, о которых читатель уже успел позабыть. Иногда эти отряды героев пропадают из повествования на длительный период , а потом неожиданно возвращаются, да так, что теряется логическая связь между эпизодами. Даже тем, кто уже добрался до места, как Карса или Икарий, придется побездельничать и подождать пока прочие отряды достигнут нужной временной отметки.

Происходит это где в последней трети повествования, когда оно возвращается к вполне уже традиционным массовым баталиям и личным поединкам. Герои сходятся в одной временной точке и в одном месте, чтобы решить проблему несимпатичной империи и ее правителя, заключивших сделку не с тем Богом. Все неожиданно становится очень динамичным, иногда до обидного скоротечным. Проблемы, о которых долго и подробно рассказывалось столько времени, решаются быстро и эффективно. И почти без потерь среди героев. Хотя о потерях к этому тому эпопеи можно перестать скорбеть: когда герои потребуются, можно их вызвать из небытия по отработанной в этом романе схеме.

Т.е. плюсов и минусов в этой части оказалось практически поровну. И главное: осталось совершенно не понятно, в какую сторону повернется сюжет, и с какими героями мы отправимся дальше и в какие страны попадем, чтобы вписывать новые имена в Малазанскую Книгу Павших.

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru


Отдохнем от фэнтези. Спорная и опять остросоциальная вещь Кима Стэнли Робинсона "Красная Луна"


Статья написана 4 мая 2019 г. 08:31

Робинзонады в фантастике разнообразны и многочислены, так что и выбрать три чрезвычайно сложно. Классику жанра "Робинзонов Космоса" пропускаю, хотя с детства люблю эту книгу и перечитываю регулярно. Пропускаю, потому что этот роман входит в "обязательный" набор, без которого не обойтись ни одному любителю жанра.

Но выбрать очень сложно. Наверное, придется несколько раз вернуться к теме. Но на сегодня мой выбор Робинзонов следующий:

1. Джек Вэнс

"Планета Приключений"

Из отзыва: Приключение начинается. Стареющая звезда Карина 4269 высвечивает для нас свою единственную планету, на которой нам придется провести изрядное время. «Это было типичное небесное тело класса К-2, однако людям, наблюдавшим его с борта «Эксплоратора IV», оно казалось таинственным и загадочным».

Каскад приключений, в которых герой Адам Тан проявляет себя мастером на все руки и с честью выходит из любой безнадежной ситуации. Планета Приключений. Поймите буквально и примите происходящее, как должное. Просто замечательно, лежа на диване, глотнуть настойку чистого Приключения, без примесей заумных рассуждений о всеобщем Добре и Зле, проблемах мироздания и прочих философских или социальных штучек.



2. Петер Желдош

"Возвращение "Викинга"

Из отзыва: Таков и главный герой Грегор, оказавшийся не просто на чужой планете, а в ситуации, когда его знания, умения и весь жизненный опыт ничего не значат. Это потрясающая по внутреннему накалу часть романа- возвращение к самым истокам человеческой истории, когда духовные ценности цивилизации — не убий, не укради, будь терпим — растворяются под давлением реальности, уступая место простым животным инстинктам — есть, пить, спать, ВЫЖИВАТЬ. А затем робкие попытки вернуть утраченное вместе с «прогрессорскими» экспериментами среди дикарей.

Жаль, что роман редко читают сейчас. А он стоит потраченного на него времени: разнообразное приключение на чужой планете, полное драматизма и смысла. Возвращение через познание своей сущности.

Замечательный роман, умело сочетающий яркие приключения и глубокие раздумья. Любители робинзонад найдут в нем массу действия и приключений с дикарями, динозаврами , вполне земными и космическими опасностями. Любители психологии получат повод поразмышлять над значимостью привычных для нас ценностей, над границами дозволенного и пределами терпимости. Даже для знатоков фантастического прогрессорства есть некие новые моменты.

3. Энди Вейер

"Марсианин"

Из отзыва: И позвольте не согласиться с теми, кто говорит, что в романе мало что происходит. В нем происходят огромные, космического масштаба события. Только этот Космос внезапно оказывается сжат до одного единственного сознания. В нем в этом Космосе возникают и рушатся планы, в нем царит невероятное напряжение воли и мысли, в нем столько драмы и борьбы, что хватит и на настоящий большой Космос. Просто все это происходит буднично и передается скупо, с легкой иронией, человеком, который под строгим контролем держит свои чувства и эмоции.

Мне нравится роман и нравится фильм. И прежде всего главным посылом, о котором всем уже пора вспомнить. Спасают Знания и Наука. И даже для прочтения/просмотра "Марсианина"нужны хотя бы минимальные школьные знания о физике, химии, астрономии, биологии, что заставляет вспомнить, что именно пропаганда знаний и науки всегда была одной из задач фантастики.

Меня в этом романе не устроил только финал. Конечно, хотелось, чтобы Марк победил. Победил обстоятельства, враждебную планету, законы природы, себя самого. Но не так, не с помощью голливудских трюков и ковбойского рейда. Разумом, умениями, знаниями. Хотелось, чтобы был какой-то ясный финал, итог более духовный, чем материальный.

Робинзон, помнится, оценил и свой остров, и опыт, который тот ему подарил. А так, получается, что ни марсианином, ни человеком Космоса Марк вовсе не стал, оставшись обычным хорошим земным парнишкой. Можно, конечно, сказать: вот видите, герой остался прежним, его не сломили испытания. Сломить не сломили, но прежним — вот это уже чистая фантастика.

Следующая подборка будет на тему "Сверхдальний перелет"


Тэги: личное
Статья написана 28 апреля 2019 г. 06:54

В этот раз традиционное вступление будет несколько длинным, но, надеюсь, для вас занятным.

В реальности, когда не читаю и не ругаю фантастические книги, я занимаюсь промышленным производством стандартных текстов. По крайней мере, для себя это определяю, как довольное крупное предприятие, которое бесперебойно снабжает страну новостями об одной трети ее территории.

Промышленное производство подразумевает наличие стандарта. Все уже давно определено: сколько знаков и сколько строк, сколько абзацев и сколько предложений в этих абзацах. С чего начинаем и как заканчиваем. Где запятые ставим, а где точки. Какие кавычки ставим и где должны быть пробелы. Такой подход позволяет быстро собирать любой текст из деталей-заготовок, на любую тему – будь то крушение самолета или приезд иностранного лидера. Дай нам толковую инструкцию, как писать рецензии на фантастические книги, начнем производить и их в промышленном масштабе. Ну, может, потребуется неделя, чтобы провести анализ наиболее употребляемых слов и выражений и провести пару тренингов. И поверьте: само чтение книг при таком подходе не обязательно.

К чему это все. Я никогда не читаю «профессиональных» рецензий, потому что меня не интересует стандартный разбор текста на запятые с использованием стандартных фраз и выражений, написанный с оглядкой на какие- то закулисные отношения авторов и издателей. Я не вижу в этих текстах главного для меня — читателя и его искреннего мнения о прочитанном. Не вижу автора текста с его узнаваемым стилем и оригинальными идеями. Поэтому мне милее любительские отзывы: пусть порой и сумбурные, но наполненные эмоциями и впечатлениями.

Поэтому я заверяю вас: менять подход в написании своих текстов я не намерена. Я достаточно дорожу вашим мнением и уважаю всех вас, чтобы выдавать стандартный продукт за творчество автора.

Ну и после такого вступления, которое косвенно касается и этого произведения: Конн Иггульден «Дариен»


Можно было бы начать отзыв с "Я же вас предупреждала!", потому что, когда видишь на обложке "Двенадцать семей, один трон", сразу из памяти выскакивает рекламный набор раскрученных Старков-Ланистеров-Таргариенов и прочих, в доспехах/мехах с мечами/кинжалами, с драконами/волками за спинами и, естественно, Железным троном в качестве главного приза. Т.е эта рекламная фраза обещает читателю очередной вариант престольных Игр.

Можно было начать отзыв со слез и стенаний, что вот еще один крепкий автор пошел на поводу у читателей, не желающих расставаться с любимым сюжетом, изменил самому себе, что никогда не заканчивается хорошо, поскольку играть приходится по чужим правилам и на чужом игровом поле.

Но я, пожалуй, все это пропущу и начну с главного вопроса, который возник у меня в процессе прочтения, буквально через 10 страниц и мучил все время чтения: зачем вообще это было написано, а потом еще и издано?

А ведь ожиданий было много. Автор, опытный в описании приключений в средневековых декорациях. А что есть, по большей части, фэнтези, как не средневековое приключение с примесью магии и мистики? Верилось, что не будет проблем в насыщении истории колоритными деталями, которые могут оживить самый блеклый мир. И еще верилось, что не менее автор опытен в понимании людских мотиваций и способен это донести до читателя через слова и их сочетания. И были немалые надежды, что есть у автора в запасе подходящий и оригинальный сюжет, ведь история Человечества, как не крути, готова поставлять такие сюжеты прямо таки в промышленных масштабах, столько в ней накопилось малых и больших тайн, а войн и революций- цветов скоро начнет не хватать, чтобы всем дать красивое название.

Ожиданий было много, но, к сожалению, все они оказались обмануты. Вместо красочного мира и деталей- кочующие из одного средневекового романа в другой, похожие, как близнецы, и изрядно надоевшие грязные таверны, убогие деревенские домишки, роскошные замки знати. Все очень схематично и без деталей. И правда, зачем они, если вы уже побывали в десятках, если не сотнях подобных за свою читательскую карьеру?

Но дело можно было бы поправить Магией или Легендариумом. Но и с этим все не так просто: Дариен, который подают нам, как сосредоточение всего мира, место довольно банальное. Да, есть Легенды и Тайны. Но они лишь слабая тень, тихий, ничего не значащий для сюжета, шепот. Малоинтересный и не интригующий. Магия, да, присутствует. Не оригинальная, но разнообразная. Но она.... блеклая, потому что таковы владеющие ею герои.

Мы знаем, что харизматичные герои могут спасти любое, даже самое слабое с литературной точки зрения произведение. Герои, завоевавшие сердце читателя, заставят его забыть все претензии. Но мне трудно представить, что предложенный набор марионеточных персонажей, пусть их и наделили впечатляющими магическими способностями, которые позволяют им сжигать целые армии, ловко уворачиваться от пуль и кинжалов, стрелять без промаха и владеть разными полезными штучками, может сгладить общее впечатление унылости и серости. Т.е. среди всего разнообразия воинов, магов, простолюдинов и знати не нашлось ни одного вызвавшего хоть малый интерес.

И поэтому встает опять тот же вопрос: Зачем это вообще было написано? Мода? Желание воспользоваться читательским спросом на разные варианты Игры престолов? У меня ответа нет. И я не верю, что столь неудачная завязка может породить удачное продолжение, что, как по волшебству, герои оживут, а мир заиграет красками. Я, знаете ли, люблю читать про чудеса, но в реальности в них не верю.

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru


Долгое, мучительное и прерываемое визитами малых и больших персон чтение романа Стивена Эриксона "Буря жнеца" подходит к концу. Он и будет следующим.


Статья написана 14 апреля 2019 г. 03:43

Речь пойдет именно об расхитителях гробниц, потому как сам труд археологов весьма прозаичен. Долгий и упорный труд, когда историю открывают буквально по миллиметру, не менее долгий и тщательный этап лабораторного изучения и анализа. В этом мало романтичного и потому труд этих ученых редко становится в чистом виде сюжетом для книг. То ли дело расхитители: пришли, взяли, что могли, сделали поспешные выводы, сформировали армию фанатов и снискали мировую славу.



Джек Макдевит

"Двигатели Бога"

Из отзыва: Есть в романе и глобальная загадка, ради ответа на которую, действительно, стоит рискнуть, отправляющая в необычное путешествие с множеством опасностей, и к разгадке, которой только-только прикоснемся в первой книге «Космоархеологов». Представьте себе: Человечество вышло в Космос, освоило полеты быстрее света, идет от звезды к звезде — и нигде никого, только древние развалины и кучка черепков. Нет никаких мудрых цивилизаций, готовых поделиться с нами знаниями, нет даже дикарей с дубинками. Только тлен былых эпох и молчащий Космос.

Хотя археологи тут какие-то, мягко говоря, странные. Не из тех, кто по миллиметру в сезон открывает историю, просеивает тонны бесполезной породы и радуется найденной пуговице.Они тут какие-то нетерпеливые и самовлюбленные, готовые наплевать на собственные принципы и просто вырвать нужный артефакт из его культурного слоя, что больше похоже именно на расхищение гробниц, чем на науку.


Иэн Бэнкс

"По ту сторону тьмы"

Из отзыва: Нам предстоит долгое и полное опасностей путешествие в компании авантюристов и мошенников, под предводительством леди Шеррис- своеобразного варианта другой аристократки и расхитительницы гробниц, леди Крофт.

Но, если кто-то подумал, что это — лишь вариант подобного приключения, то зря, поскольку в этой книге все не так, как кажется с первого взгляда. Хотя можно прочитать и так/и получить при этом немалое удовольствие/ — как приключение очередной инкарнации Лары Крофт, заброшенной в космические дали. Просто насладиться путешествием по экзотическим местам, преодолевая опасности на суше, воде и космосе, в поисках таинственного артефакта, разгадывая загадки и открывая древние тайны.

Мне показалось, что на этом романе Бэнкс отдохнул о Культуры, полностью сосредоточившись на приключениях. Его можно прочитать, как триллер — с перестрелками, погонями, мировыми заговорами фанатиков и свихнувшимися маньяками, мистическим погружением в сны, видения и воспоминания. А можно, как очень ироничное произведение, где через детали — имена, названия, надписи, намеки — можно узнать много больше, чем через многостраничные диалоги или описания. Тогда можно наслаждаться скрытыми за словами и действиями взаимосвязями, причудливой интригой, волнообразным действием, масштабностью замысла, замечательными сюжетными находками, иронией, когда события вдруг резко меняют направление или разрешаются самым неожиданным образом, насмешничая не только над героями, но и читателями.


И опять:

Джек Макдевит

"Чинди"


Из Отзыва: Что-то в этом бесконечном путешествие есть печальное: далекая цивилизация, затеявшая его, скорее всего, уже сгинула, но полет продолжается, копятся знания, создается объединяющая всю Галактику сеть. Для чего? Чтобы, однажды, кто-то другой увидел, восхитился или, наоборот, ужаснулся, и вспомнил — они были!

В этом романе мне особо нравится идея огромного корабля-музея, гигантской гробницы, которая несет через Космос память об уже сгинувших цивилизациях. И опять ученые-земляне более похожи га расхитителей, которых заботит овладение артефактами-сокровищами, чем на подлинных археологов, желающих узнать истинную историю изучаемого объекта. Но все равно, есть в книге притягательная неразгаданная тайна и какое то сожаление по быстротечности разумной жизни, от которой остаются только рассыпающиеся в пыль непонятные артефакты.


В следующей раз поговорим о Робинзонах

Друзья! А кто-то еще, кроме меня, пострадал в последние недели от некоего минусометчика, который размещает свои ругательные отзывы на самые читаемые новинки последних лет?


Тэги: личное:
Статья написана 11 апреля 2019 г. 04:18

В этот раз- без долгого предисловия. Мне понравилось. Радует, что есть целый ряд писателей-фантастов, которые регулярно радуют проблемными вещами. С их посылами можно соглашаться или нет, но важно уже то, что они есть. Одну из таких вещей с радостью рекомендую: Светерлич Том "Исчезнувший мир":

Я- чистый гуманитарий, считаю, что люди с самой богатой фантазией- это физики и математики. Каждый дурак может представить себе в уме картинку на любую тему, надергав сюжетов из фильмов, книг и компьютерных игр. А тут, вдумайтесь, люди только на основании набора каких-то закорючек-символов, знаков и чисел рассказывают нам, как это непонятное выглядит в реальной жизни и где это непонятное нужно искать. И, что еще более поразительно, это непонятное часто оказывается вполне знакомым и обыденным, что ежедневно попадается на наши гуманитарные глаза. И это рождение реальности из символов и знаков, с моей точки зрения, более похоже на волшебство, чем сотни придуманных писателями миров.

Но еще больше- до замирания сердца, до священного ужаса, меня поражает квантовая физика. Когда я начинаю задумываться над этими вопросами, то мой мир, такой ясный и понятный, начинает терять четкость, и через туман неопределенности проступает Страна Небывальщина, где возможно все. И кажется, что усилия физиков дают просто неограниченное количество сюжетов для писателей. И так горько от того, что огромные по запасам месторождения сюжетов едва-едва разрабатываются старателями-одиночками в лице отдельных авторов.

Этот сюжет, редкий для наших дней, одновременно о времени, черных дырах, квантовых эффектах и ... людях, несмотря на некоторые претензии к детективной части, мне показался удачным. В основном.

Главная удача- это, несомненно, идея зыбкого будущего, которое мы творим своими настоящими поступками. Существующего только для тебя, такого, как ты есть в настоящий момент — со всем опытом, поступками, произнесенными словами, намерениями и даже молчанием. Сама идея, что все, что мы совершаем и даже не совершаем, определяет не просто то, какими мы становимся, а, как взмахи крыльев знаменитой бабочки, взаимосвязано со всем происходящим в мире, и даже малое слово или поступок отзываются в будущем большими потрясениями.

И хотя идея эта не нова, здесь, через жизнь специального агента Шеннон Мосс — со всеми ее терзаниями, неудачами, опустошенностью, виной и беспросветным одиночеством- история о времени и пространстве приобретает эмоциональность и трагизм. Действительно проникаешься атмосферой безнадежности и беспомощности перед лицом неизбежной катастрофы, переживаешь за героиню, которая раз за разом, вопреки фактам и логике, пытается противостоять самой Вселенной, сочувствуешь ее упорному стремлению исправить пусть малую на фоне всей жестокости реальности несправедливость, восхищаешься ее мужеством и решимостью, ее готовностью к самопожертвованию, ее печалью по всем сгинувшим в квантовой пене теням людей.

Добавляет искренней печали и то, как в целом неплохие люди, движимые благородными целями, порой выбирают для этого неправильные методы, которые запускают цепочку роковых событий, вовлекая в них других людей. Как вполне понятные человеческие слабости могут в совокупности полностью исказить окружающую действительность, превращая цветущий сад в погребальный костер для многих и многих душ. Т.е я хочу сказать, что эта часть повествования получилась трогательной, печальной, очень человечной и запоминающейся. Немного обыденной, да, но именно это придает фантастической истории реализм: люди всегда люди, в какой бы ситуации не оказывались.

Но и одновременно это выводит книгу в разряд "не для всех". Поскольку те, кто ожидал головокружительных приключений во времени, с инопланетянами-чужими, маньяками-учеными, стрельбой и погонями, или те, кто ждал детектива с тщательным поиском доказательств и обязательным изобличением/наказанием преступников- все они будут разочарованы. Но те, кого привлекают рассказы о людях- об их мотивациях, чаще противоречивых, об их странных, нелогичных решениях, которые иногда оказываются верными, несмотря на все законы Вселенной- это как раз для них.

В этом плане- это очень крепкий психологический сюжет в фантастическом обрамлении. Меня, не особого любителя любых детективов, но почитателя произведений о людях в необычных обстоятельствах и интерьерах, не устроил только финал. Нужно было поставить точку на самой трагической ноте принятия решения, с открытым финалом, позволяющим каждому читателю самому, на основании своего опыта, понимания жизни, надежд на справедливость Вселенной, понимания людей и любви/нелюбви к ним додумать, как должна завершиться история. Все, что дальше этой точки, показалось приторно-фальшивым, рассчитанным на скорое появление на экране, чтобы наевшийся попкорна зритель, успокоенный и удовлетворенный, отправился домой, не особо задумываясь над тем, какую пену порождают его поступки, слова и мысли.

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru


В следующий раз буду ругаться: Конн Иггульден "Дариен"





  Подписка

Количество подписчиков: 134

⇑ Наверх