Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «primorec» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Страницы:  1  2 [3] 4  5  6  7  8  9 ... 102  103  104

Статья написана 18 июля 04:43

Меня всегда захватывала и потрясала идея, что когда то каждый атом моего тела был рожден в недрах далекой звезды. Это сразу делает  лично меня неотъемлемой частью огромной Вселенной, неким чудом из чудес, итогом миллиардов и миллиардов событий и удивительных случайностей. И даже когда меня не станет,  мои атомы снова вольются в круговорот вселенских событий и, может быть, вновь  станут частью нового чуда. Эта идея даруют хрупкую, ускользающую  надежду, что во всем происходящем есть смысл,  и одновременно накладывает странную ответственность:  приложить все силы, чтобы, если не понять ускользающий смысл, то хотя бы попытаться.  Но эти  мои  ощущения никогда не удавалось облечь в слова самостоятельно.  Но кое-кто смог: Роберт Чарльз Уилсон   «Слепое озеро»:




Это все те же вечные вопросы: кто мы есть и каково наше место в мире. Удивительно, как много над этим думали еще каких то тридцать лет назад, огорчительно, что потом бросили поиски ответов,  превратив жанр фантастики в огромный и яркий игровой аттракцион, и отрадно, что снова возвращаемся на этот путь. "Слепое озеро" — еще один взгляд на эту тему, к слову, главную для всех романов автора.

Сбылась мечта человечества. Квантовые технологии позволили не просто заглянуть в глубины Вселенной, отыскать там потенциально обитаемые миры или найти братьев по разуму. Нет, каким-то совершенно непонятным даже для создателей этого чуда образом технология позволяет в реальном времени следить за чужой жизнью, накапливая данные, анализируя, все больше узнавая о законах Вселенной и жизни. В этот поистине великий научный проект вовлечены тысячи людей. Им  живет поселок вокруг объекта «Слепое озеро» , где ведутся наблюдения за повседневной жизнью далекой цивилизации. И все идет прекрасно, пока в один не слишком счастливый день поселок и его обитатели оказываются в карантине – полной физической и информационной блокаде.  Ну бывает: сработали тщательно продуманные протоколы безопасности, но при этом  совершенно не ясно , что стало причиной , кто виноват и сколько продлится неожиданное заключение.

Захватывающее воображение завязка, которая, если бы речь шла об очередном развлекательном аттракционе со злобными инопланетянами, плетущими заговор военными или интригующими политиками, предполагает безумный экшн с погонями и стрельбой. Но вместо этого- спокойное повествование  с массой бытовых деталей, описание жизни маленького, изолированного городка и отдельных его жителей.   Мы в подробностях узнаем, как складывается повседневная жизнь, если  людей полностью лишить связей с внешним миром, изъять из их жизней интернет с его виртуальными друзьями,  поездки за покупками или телевидение с льющимся с экранов потоком новостей.  Как они будут жить без этих любимых игрушек? Чем займут себя?




В центре сюжета – судьбы нескольких героев,  и в этой части повествование подчеркнуто традиционно.   Долгая раскрутка индивидуальных историй с обязательными погружениями в прошлое героев, чаще всего прячущее разнообразные страхи, неудачи и неуверенность в себе. С  не менее обязательным внутренним конфликтом в настоящем, достижением некой точки бифуркации и выбором своей дальнейшей судьбы. Причем эти отдельные линии опять же традиционно  начинаются как параллельные, но затем начинают сближаться, пересекаться, сплетаются в клубок  на короткое время, чтобы в итоге осталась одна единственная понятная и четкая прямая , порожденная неким решением.

Но есть и вторая, почти мистическая составляющая, иногда превращающая бытовые зарисовки в леденящий  душу триллер в стиле Стивена Кинга.  Постоянное присутствие незримого наблюдателя, иногда равнодушно нейтрального, иногда деятельно активного. Сначала абсолютно чуждого стороннего наблюдателя, а затем активного участника событий все более понятного и знакомого. Все еще Чужака, но такого, чье лицо смутно узнаваемо.  

И лицо незнакомца становится все более ясным.  Потому что все- странные события- будь то сцены из жизни инопланетян или видения маленькой девочки, сомнения героев и их маленькие личные трагедии, семейные драмы или философские теории пожилого писателя- буквально все- лишь кусочки общей мозаики, которые складываются… нет, нет, не в ясный и четкий ответ, а скорее в очередной вопрос. Кто же мы такие- звездная пыль, пошедшая по неправильному эволюционному пути,  недоразумение,  игра случайностей, неприкаянные и потерянные сироты, безнадежно ищущие хоть какой-то смысл своих скоротечных жизней, заглушающие внутреннюю пустоту яркостью никчемной суеты? Или мы значимая часть великой общности  Вселенной,  чудесное проявление законов Природы, призванные искать и познавать ,   сохранять и преумножать драгоценные зерна жизни, добавлять в общую копилку новые идеи и открытия?   И в этом, по версии автора столь мне симпатичной, и есть наш главный выбор- просто взять и определить  для себя, обычной звездной пыли, путь личного эволюционного развития.

В этом романе, в отличие от «Биоса», где был много ярких моментов, сюжет порой целиком концентрируется на внутренней жизни героев.   Это требует постоянного внимания к деталям, описаниям и диалогам. Это надо учитывать при чтении. Это не тот вариант, когда можно пролистывать страницы, когда действие внезапно замирает. Требуется внимание и терпение. Но можете быть уверены, оно того стоит.


В следующий раз порассуждаем о проблемах долговременного планирования космических путешествий: Ким Стэнли Робинсон "Аврора". А потом забьем последний гвоздь в крышку гроба для бесконечного Барраярского цикла Лоис Макмастер Буджолд


Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru


Статья написана 28 июня 04:50

Вот вам пример, как погоня за красочностью сгубила неплохую задумку. Тут практически все пошло не так, в основном из желания запихнуть в один текст все самое популярное и читаемое. В результате, получился холостой выстрел, вместо интереса вызывающий едва ли не скуку. Но судить вам: Нил Эшер

"Темный разум":



Представьте, что разом воплотились в жизнь все страшилки, которыми пугают нас фантасты . Воплотился весь кошмарный набор.  Злобные инопланетяне- кровожадные, необузданные, членистоногие и жрущие  людей  монстры, достичь понимания с которыми просто невозможно, поскольку они воплощают все страхи по поводу Чужих, усиленно нагнетаемые уже бог знает сколько времени. Война- кровавая, ничего и никого не щадящая, калечащая тела и сознание. Искусственные разумы- холодные, равнодушные и презирающие своих создателей, преследующие какие-то свои , неведомые людям цели. Генетические модификации, уводящие человечество на какие то уж совсем немыслимые тропы биологии. Виртуальная реальность, дарующая вечное мучение. И, конечно, Вселенная- холодная, равнодушная, опасная, в темноте которой прячутся жуткие чудовища. как вполне понятные- убийцы, бандиты, маньяки, так и порождения самой больной человеческой фантазией.

Представили? Если вам хватило фантазии объединить все, воплощенные в фантастике за последние лет так 30-ть,  человеческие фобии, связанные с грядущим будущим, то вот это и есть мир «Темного разума» , его  герои и сюжет. Т.е вся Вселенная не просто плоха, она столь ужасна, что вообще не понятно, почему ее население- и люди и чужие- так цепляются за подобную жизнь. Причем не просто цепляются, а упоенно и с большим энтузиазмом добавляют в нее  ужасов и крови, словно соервнуясь, кто же из них самый мерзкий,  жестокий и глупый. Причем последнее касается не только органических созданий, но и, казалось бы,  рациональных и свободных от бремени эмоций  искусственных разумов.

А ведь начинается все очень и очень неплохо. Интригующе. Некоего Торвальда Спира воскрешают по его ментальной записи спустя 100 лет после его гибели на войне. И тут бы наслаждаться жизнью в новом мире, но вот не дает спать навязчивое желание отомстить своему предполагаемому убийце- искусственному интеллекту со странным именем Роял Пенни, который предал своих создателей-людей и совершил всякие чудовищные преступления, список которых длиннее диаметра Галактики.  К слову сказать, главный злодей успел за столетие насолить практически всем- людям, Чужим и различным механизмам разной степени разумности, причем многие из обиженных решают практически одновременно призвать чудовище к ответу.  В результате подбирается весьма пестрая компания Мстителей, среди которых по любым меркам есть чудовища и похлеще Рояла Пенни.



Хорошая задумка. Мстителей, даже если они сами не очень то годятся в благородные рыцари, любят все. И наши симпатии всегда целиком на стороне обиженных и страдающих, даже если они вполне заслужили свое страдание. И тут можно закрутить такую историю, что дух захватит.  Тем более,  что за всеми эмоциональными порывами и внезапными решениями вскоре начинает просматриваться рациональная схема некоего  хитроумного Игрока.

Только вот реализация этого Праздника  великолепных чудовищ явно подкачала. Вот я, к примеру, если уж речь зашла о монстрах  всех мастей,  жду бегающих по коже мурашек и боязни темноты по углам, . Ощущения ужасности, опасности и  темноты. Ну,  хотя бы легкой брезгливости от описаний ужасных поступков. Но  никак уж не волевого усилия, чтобы заставить  себя не уснуть и дочитать до конца главу. Согласитесь, последнее совершенно не вяжется с нашими понятиями о демонах Фобосе и Деймосе.

Да, пожалуй, это главная претензия: об ужасах- не страшно, о страданиях – без сочувствия, о приключениях- без интереса, о раскаянии – без согласия и понимая. Потому читается очень тяжело,  в темпе навязанном повествованием – медленном, как время возле черной дыры. Впечатление усугубляет рваный, постоянно перескакивающий с одного героя на другого, сюжет, который то пропускает значительный промежуток, то  вдается в мельчайшие подробности жизни героев или работы техники. Да и интригующая линия прошлой и настоящей жизни Торвальда Спира быстро сходит на нет, передавая лидерство другим героям.  И если меня сейчас, после прочтения, спросить о чем была книга- не отвечу. В памяти остались только какие то обрывки описаний растерзанной человеческой и нечеловеческой плоти, скачки в пространстве, и туманные диалоги , похожие на изречения дельфийского оракула. А ведь было о чем поговорить с читателем. На вечную тему борьбы Света и Тьмы в любом разумном существе. О раскаянии, искуплении и прощении. И это лежало буквально на поверхности. НО… так и осталось лежать.


Еще одно путешествие в Зону:  Уилсон Роберт Чарльз "Слепое озеро"


Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru


Статья написана 21 июня 04:36

Мы опять с вами вернулись в уже знакомый мир, в этот раз в Мир Меекханской империи, где, как вы помните, происходят всякие  разные события, которые сначала были распределены по сторонам света, а (уже не помню с какого романа) начали перемешиваться. При этом разные сочетания образуют довольно  забойные и разнообразные  замесы. Приятно уже то, что разнообразие сохраняется, и особых провалов в сюжете не наблюдается. Чего еще надо, чтобы продолжать читать сериал и все еще ждать продолжения? Тем, кто начал читать, рекомендую: Роберт М.Вегнер   "Память всех слов":



Итак, мои ожидания оправдались. Пара Юг-Запад, в отличии от Севера-Востока, действительно, оказалась более мистической, чем боевой. Нет-нет, любителей боев все же порадуют несколькими сценами схваток, но никаких глобальных, эпических битв. Так, по мелочам, по домашнему: небольшие стычки в грязных переулках, бандиты, не слишком искусные во владении мечом, кучка воинов, вполне профессиональных, но не выдающихся.  Но все буднично, по рабочему,  исключительно для того, чтобы наши герои могли доказать свое мастерство, не слишком подвергая жизнь опасности.

Как вы помните, наш знакомый вор Альтсин оказался в очень затруднительном положении из-за поселившейся в нем агрессивной сущности- частички одного из божеств. В не менее сложном положении оказалась вечно конфликтующая с традициями своего народа воительница  Деана Д’Кллеан. И теперь  обоим героям необходимо отправиться в длительное путешествие, чтобы решить свои проблемы. Но люди предполагают, а Боги располагают...

Сказать, что Боги в ходе этой части сюжета вмешиваются постоянно- ничего не сказать. Здесь и те, с кем мы познакомились раньше, и те, кто только вступает в Игру. А это именно Игра, где количество участников определить трудно, поскольку многие по-прежнему скрываются под масками или действуют через посредников. Но это не мешает им интриговать, немного жульничать, иногда деликатно, иногда грубо используя своих пешек-людей.

И все что касается "мистической составляющей" по-прежнему интригует. Автор лишь в малой степени объясняет происходящее, выдавая ровно столько информации, чтобы поддерживать постоянный интерес, не раскрывая при этом всей подоплеки событий. Можно только догадываться, насколько масштабна Игра, в которую втянуты наши герои, какие силы задействованы, хотя,  что же там произошло в прошлом, что привело к таким катастрофическим последствиям,  становится более понятным.



Естественно, такое наполнение предполагает более спокойный сюжет. Наши герои много путешествуют, много размышляют, много говорят и не слишком много делают. Мы сможет в мельчайших подробностях узнать о жизни торгового города и монастыря, где нашел временный приют Альтсин. Или вместе Деаной изучить все нюансы религии, экономики и внутренней политики южного государства, включая дворцовые традиции и ритуалы жрецов.  Причем происходит это в таких подробностях, с таким количеством пояснений, уточнений, с такой детализацией, что к концу повествования сможете написать антропологический труд о жизни огнепоклонников  Белого Коноверина. Или древопоклонников острова Амонерия. Или о формах правления в различных частях этого мира, или о социальных и экономических опасностях рабства, или об исторических аспектах  развития торговых маршрутов. Тему можете выбрать сами.

Такая детализации предполагает весьма немалый объем и такую,  не очень привлекательную особенность,  как периодически застывающий  почти в полной неподвижности сюжет. Иногда много страниц ничего вообще не происходит, кроме бесцельных перемещений и разговоров, не имеющих для сюжета особой значимости. Ну и да, достаточный объем отдан под развитие любовной истории.

Да,да, Прежние части не слишком нас баловали любовными историями. Схватками, да, магией, да, мистикой всякой разной. Но настоящей, развернутой, наполненной переживаниями героев и их терзаниями любовной истории не было. Кто скучал,  получите и распишитесь.  Тут вам и интриги, и обиды, и ревность, и переживания, взлеты и падения. Все, как положено.

Но вот с моей точки зрения всего этого детально-бытового и любовно-эмоционального — слишком много для повествования на тему Меча и Магии. И хотя в результат всех описываемых мелких бытовых событий и любовных переживаний напрямую влияет на промежуточный итог  Игры в паре Юг-Запад, все же можно было бы сократить многословие процентов этак на 25-ть. Без особого ущерба для понимания. Но это дело вкуса.

А результат Игры, как вы догадываетесь, опять промежуточный. Финал — он же и пролог для нового повествования, обещающий очередные раунды долгой партии. И похоже еще очень и очень долгой.


Кое-что новенькое: Нил Эшер "Темный разум"


Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru


Статья написана 7 июня 03:33

Сэр Терри по-прежнему любит людей. Это и понятно, ведь если их не любить, то писать о них не стоит. Он любит их, но он не верит в них больше. Иначе не проскальзывали бы горькие нотки посреди сказочно-благостного финала, а грустная ирония не заменила бы искрометный юмор. Вот я тоже в людей больше не верю, и, за редким исключением, больше их не люблю. Потому испытывала беспокойство, читая эту сказку про котов, крыс и людей. Терри Пратчетт

"Изумительный Морис и его ученые грызуны" :




Жил был кот. Обычный такой, уличный боец, счастливо проводивший время в драках с соперниками, ловле крыс, сладком сне и долгих ночных прогулках. Жил тяжело, но в общем то счастливо, если считать, что статье — в неведении.

И вот однажды счастье закончилось. Поскольку из глотки вместо привычных мяу, фэр и прочих односложных, но очень эмоциональных звуков, полилась осмысленная, но чуждая речь. И в голове вдруг родились всякие разные мысли,  по большей части не соответствующие котячьей природе.

Любой в этой ситуации лишится рассудка, едва его обретя. Но ведь это КОТ. А кот- это всегда концентрированный прагматизм, который сам по себе неплохая опора в любой сложной жизненной ситуации.

Разумность довольно сложная штука и не всегда полезная. Начинаешь ЗАДУМЫВАТЬСЯ, а это не отнюдь не  полезно для здоровья. Вот хотя бы:  ел себе грызунов, как то предполагает матушка эволюция, и тут бац- а вдруг они разумные? А таких есть,  ну, как то не очень хорошо. И что вообще такое "хорошо"? И как его отличить от "плохо"? Беда...

С разумностью вообще много мороки. Вот еда оказалась говорящей, и есть ее как то не очень, но и голодным ходить нельзя. И скучно теперь среди когда-то уютных помойных куч, на просторных крышах и в темных чердаках. Гложет что-то непонятное, мысли спасть не дают, радости нет. Но коты — они такие коты, всегда приспособятся и найдут выход. Вот и Морис нашел, заведя себе ручного человека и маленькую армию ищущих свое предназначение разумных грызунов.

Это такая грустная история на вечную тему. Как всегда о людях,  а о людях, если вам уже достаточно лет, чтобы начинать задумываться над вечными вопросами, весело не бывает.  Поскольку люди, по большей части, мало когда ведут себя как разумные существа .



Это такой занимательный урок для подростков, которым следует сразу прояснить кое-что о жизни, а взрослым – напоминание о том, что голова – не только шапки носить.. Вот действительно, что это такое  эта пресловутая "разумность"? Умение говорить? Но, как известно любителям чтения, профессор Преображенский уже давно установил научно, что этого "говорить" для разумности недостаточно. Надо кое-что еще. И Морис, его крысиное племя, а также его ручной мальчик со свей подружкой как раз и заняты поиском того, что же надо делать с этой самой разумностью.  Как ею пользоваться.  И это очень трогательная часть: описание того, как каждый из героев – двуногих и четвероногих- справляется с тревожными мыслями и странными умениями, но все же не отвергает такой замечательный дар- уметь думать. В отличии от некоторых.

Почему история, хотя и по доброму ироничная, все же наводит грусть? Потому как очень печально, что крысы, Морис и парочка едва оперившиеся подростов оказываются разумнее и человечнее, чем целый город,  набитый взрослыми, а иногда даже, с точки зрения всех известных традиций- вполне умными и успешными, людьми, которые на поверку не могут просто сесть и подумать над своими проблемами, чтобы найти выход из сложной ситуации, а просто безвольно плывут по течению.

То ли дело Морис и компания, которые новички в деле разумности. Для них каждая мысль нова и пугающе великолепна. Они даже не догадываются пока, что почти все мысли в этой Вселенной уже давно передуманы и на все есть готовые рецепты. Они- новые мыслители- не знают о традициях, канонах, философиях, религиях, истинах, не требующих доказательств. Это такое новое открытие Мира, которое,  совершает каждый новый разум. Нелегкие, но такие восхитительные открытия. И очень хорошо, что не каждый смирится с тем фактом, что все уже было до него, не каждый примет на веру готовые ответы, продолжая думать и упорно искать.

Но это только самый поверхностный слой.  Как всегда у Пратчетта одна мысль тянет другую, создавая ожерелье. По так называемому Венцу эволюции он проходится граблями иронии,  вытаскивая на поверхность все проросшие за тысячелетия "разумности" сорняки: алчность, трусость, глупость и упорное, просто таки фанатичное нежелание  пользоваться мозгами,  и одновременно подкидывая еще не закостеневшему подростковому разуму темы для его усиленной работы.

Ну и последнее, один из главных выводов: каждому человеку нужен свой кот.  В этом месте собачники возмутятся, но позвольте объяснить свою позицию. Собаки нас любят, слов нет, мы с ними друзья. Друзья, но не партнеры, а в дружбе, как известно, можно позволить себе снисходительность, покровительство и превосходство. Коты нам не друзья, а партнеры, причем партнеры равноправные, что предполагает доверие и честность(попробуйте обидеть кота- и мокрые, очень пахучие ноги вам обеспечены надолго).  Именно кот, который никогда не жалеет вас, как это делает пес, но при этом очень тонко чувствует момент, когда надо и на какую громкость включать внутренний моторчик, делает столь многое, чтобы мы не забывали о той части нас , которая вместе с разумностью делает нас Людьми.


Если уж у нас путешествия по знакомым мирам, то заглянем в  Меекхан: Роберт М. Вегнер "Память всех слов"


Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru


Статья написана 23 мая 04:45

Представляю вам роман, который меня и радует, и огорчает одновременно.  Радует, что авторы вновь используют жанр, чтобы поговорить о проблемах, которые есть либо уже сегодня, либо вот-вот станут общей головной болью. Радует также, что достижения науки не приносятся к угоду занимательной картинке. Но на это два "Радует" приходиться и два больших "НО".  Во-первых, современные общественные  тенденции, которые , по-большей части, я не одобряю,  постепенно отвоевывают позиции в фантастике. Во-вторых, писатели все еще пытаются скрестить ежа и ужа, не очень удачно сочетая социальную часть и приключенческую.  И как вишенка на торт: немалые объемы, с уже привычным гигантским количеством героев. Как говорит один мой знакомый. "их покусал Толстой". Но судить вам: Пол Макоули     "Тихая война":



Знаменательно что тема освоения ближнего Космоса снова в почете. После весьма длительного перерыва, когда писатели наперебой описывали галактические приключения, мы снова все чаще оказываемся почти дома. Луна, Марс. максимум — орбита Плутона. Прицел вполне представимого будущего. Это радует. Хотя я и люблю помечтать о том, как время и пространство перестанет быть препятствием для Человечества, а от придуманных писателями вариантов прекрасного далеко захватывало дух, все же хотелось, чтобы любимый жанр побольше уделял внимание тому будущему, которое уже почти на пороге.  

Стоит сказать, почему меня так это радует. Во-первых, местные декорации, пусть и несколько ограничивают фантазию с одной стороны, с другой все же не позволяют превращать жанр в некий вариант фэнтези, когда можно пренебрегать законами природы ради красивой картинки. Хочешь не хочешь, но придется следовать науке, уж больно во многие места Солнечной системы мы уже заглянули, а  проблемы ближайшего будущего вытекают из нашего настоящего, так что обойти то, что волнует сегодня- экологию, перенаселение, глобальное потепление, безудержное потребление ресурсов, политические разногласия- не удастся.

В этот раз от земной орбиты, от Луны и Марса предстоит отправиться немного подальше. Часть Человечества, буквально выгнанная с родной планеты экологическими проблемами и войнами, отправилась подальше от пагубного влияния материнской цивилизации- на спутники Юпитера и Сатурна, где вполне успешно трудится над воплощением разного рода утопических сценариев своего развития. Оставшимся достается разбираться с последствиями войн, экологических катастроф, бедностью, голодом и прочими прелестями Постапокалипсиса. Понятно, что рано или поздно они задаются вопросом: справедливо ли, что те, кто бежал, теперь живут лучше, чем те, кто мужественно или в силу непреодолимых обстоятельств  остался? А там, где в головы вкладывается вопрос о справедливости распределения чего-либо, рано или поздно жди холодных и даже горячих войн.



Само повествование построено традиционно для современной фантастики. Множество героев, представляющих разные стороны конфликта. Каждому отводится несколько глав-эпизодов, в которых приводится множество подробностей из прошлой и настоящей жизни этого героя, и попутно-  множество картин окружающего его мира. Постепенно линии героев сближаются, пока не сходятся в одной точке. С одной стороны, такая форма позволяет ненавязчиво насытить повествование множеством деталей и фактов, но с другой предполагает немалый объем и длительные промежутки между эпизодами с участием тех или  иных героев. Причем порой таких длительных, что забываешь, кто эти герои вообще.

И если говорить о подробностях, то здесь кроется и основная претензия к роману. Автор очень подробно описывает особенности жизни как общества землян, с его мафиозно-клановой общественной системой, так и многообразные утопии обитателей Внеземелья. С огромным множеством деталей, красочных, ярких. Но...но выбивающих из ритма повествования, поскольку становится абсолютно непонятно, что автор пишет: социальную фантастику, где приключение- лишь приятная приправа к основному блюду, или боевик, где социальная часть необходима только для объяснения причин происходящего.  В результате мы имеем почти галоп в одних главах и сонное стойло в других.

По мне, так социальная часть более интересна, хотя и спорна. И если логика развития общества на Земле вполне понятна, то все,  что делается во внеземных колониях,  вызывает иногда недоумение. Который роман подряд писатели пытаются пересадить на внеземную почву утопические земные идеи.  Причем порой сами себе противоречат, пытаясь доказать нам их глобальную значимость и незаменимость. Что –то типа: да, есть множество недостатков у современной демократии, но это единственный путь Человечества, так что надо продолжать экспериментировать. И сразу встает вопрос: а с чего это современные общественные идеи сытого и довольного постиндустриального общества должны работать  в агрессивной среде, где опасность подстерегает на каждом шагу? Обидно: для земли те же авторы предлагают совершенно новые, пусть и далекие от совершенства, варианты развития, но, если заходит вопрос о совершенно новых условиях, упорно предлагают все те же старые рецепты.



Но интересны уже сами попытки описать новые общества, как интересны озвученные идеи развития техники и технологий освоения новых территорий. Наконец снова без страха начали обсуждать забытую на годы проблему эволюции человека, причем именно биологической его эволюции,  путем вмешательства в генотип, со всеми вытекающими отсюда экономическими религиозными и нравственными проблемами. С моей точки зрения, тема одна из самых актуальных, поскольку такие вмешательства уже ведутся, пусть и сначала в медицинских целях. Но лиха беда начало. Сколько пройдет времени, прежде чем встанет вопрос о том,  как  сделать человека умнее, быстрее, сильнее, выносливее, что грозит еще большим разделением Человечества ?  Ученые говорят- считанные десятилетия, и лучше заранее изучить возможные последствия. Скажите, что это уже делалось много раз и в книгах и в фильмах? О, да, но тогда это казалось делом далекого гипотетического будущего, а сегодня это будущее уже стучится в дверь.

Итак, что имеем в остатке. Не без огрехов и поклонов в сторону современных мировых трендов(ничего не попишешь- без поклонов феминизму и левым идеям сейчас никуда), но достаточно любопытное и крепкое произведение, с умелым использованием имеющихся на сегодня научных знаний и многочисленных футуристических прогнозов. С явной заявкой на продолжение, которое я буду ждать с тайной надеждой, что все хорошее в этом романе получит продолжение, а все неудавшееся — будет исправлено.



Еще одно возвращение в старый мир: поговорим о грустной сказке про крыс и людей. Терри Пратчетт "Изумительный Морис и его ученые грызуны"


Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru


Страницы:  1  2 [3] 4  5  6  7  8  9 ... 102  103  104




  Подписка

RSS-подписка на авторскую колонку

Количество подписчиков: 120

⇑ Наверх