Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «primorec» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Страницы:  1  2  3 [4] 5  6  7  8  9 ... 102  103  104

Статья написана 3 мая 04:24

Вот пример вполне удачного возвращения к старой теме. Заметно, что за прошедшие годы автор вырос как в части писательского мастерства, так и и в понимании того, что хочет именно его читатель. Мне роман понравился, в отличии от всего предыдущего цикла. И есть надежда, что может появиться примечательное фэнтезийное произведение. Да, читать можно и с этого места: из контекста все вполне понятно. Рекомендую тем, кто ценит не только Меч-Магию, но и неспешные человеческие истории: Тэд Уильямс   "Сердце того, что было утеряно":




Не обманывайтесь, мир Светлого Арда, несмотря на свое привлекательное название, совершенно не оправдывает романтических надежд. Более того, место это абсолютно неподходящее для настроенных на волшебное приключение натур, поскольку здесь холодно, голодно, и опасно. Очень опасно, поскольку мир этот раздирают бесконечные войны, где равно в ход идет как Меч, так и Магия.

Признаюсь, мне не слишком хотелось возвращаться в этот Мир, который произвел на меня гнетущее впечатление. Причем впечатление это было испорчено  двумя последние романами цикла "Орден Манускрипта", где все было очень длинно,  затянуто и традиционно: бесконечные по времени пространству скитания героев, обязательные эпические сражения, темные властители, грозящие стереть с лица Арда все живое, благородные герои, любовь, множество разговоров  и обязательный триумф добра в самый последний оставшийся для этого миг.

Решила все маленькая повесть"Явившийся в пламени", которая в свое время покорила своей обыденной историей и простой человечностью. Была надежда, что вернувшись после стольких лет в этот Мир, автор продолжит в этом ключе, отказавшись от шаблонов традиционного фэнтези.

И вот приятный сюрприз. Редкий пример удачного возвращения к старой теме, благодаря мастерскому сочетанию традиций и новых приемов. Фактически роман начинается в том месте, где завершился последний: армия Короля Бурь разгромлена, ее разрозненные остатки отступают в последнюю горную цитадель, преследуемые победителями. Обе армии измотаны боями, измучены голодом и холодом. Но победители исполнены гнева и желания истребить врагов до последнего, стереть с лица Арда само воспоминание о них.  Для побежденных все более сложно: надо решить, как уберечь свой народ от полного исчезновения, даже если честь и традиции требуют совершенно другого



В романе много традиционных приемов Меча и Магии: долгий и трудный поход через заснеженные пустоши и обледенелые горы, с яростными и быстротечными схватками, с таинственными происшествиями, со смертоносной темной магией.  Со знакомыми по предыдущим  романам героями. И все же это не повторение пройденного, поскольку в традиционную схему вплетается очень человечные истории молодого солдата армии людей Порто и главы Ордена Строителей  народа норнов Виеки.

История первого героя- камерная и очень личная история человека, жизнь которого началась со страданий и потерь.  В  ней все человечно и правдоподобно: от растерянности и страха молодого человека, почти сломленного ужасами войны, неожиданного обретения внутренней опоры в преданности и дружбе,  до обретения им внутренней силы и мужества. Все эпизоды, когда этот герой пытается спасти сначала жизнь, а потом душу своего друга- эмоциональны и по настоящему трогают.

История второго героя более таинственная и колдовская. Здесь нет такого эмоционального накала, как в истории молодого солдата. Напротив она подчеркнуто традиционна и сдержанна, поскольку все самое главное в ней скрыто от читателя и подано глазами других участников событий. Намек, слово, казалось, проходные эпизоды, описание и даже исторические ссылки- все несет в себе  кусочки мозаики, которая должна сложиться только в самом финале. Но, к сожалению, сложиться вполне ожидаемым образом- цели заговора норнов и способ их достижения становятся понятны задолго до окончания романа.

На удивление, роман достаточно лаконичен, особенно на фоне объемных томов "Ордена Манускрипта". И это как раз вредит: многие вещи оказались скомканы, особенно в части событий, происходящих в подземном городе Наккиге, его темных пещерах, где живет неизвестное зло, подробностей жизни его обитателей, как норнов, так и их смертных слуг, и особенно тайн инобытия и темного колдовства. Вот тут бы надо было бы подробнее, острее, драматичней, чтобы был эмоциональный отзыв и на предательство, и на жертву.

Однако, направление, в котором развивается Мир Светлого Арда обнадеживает. Тем более в романе заложены возможности для дальнейшего развития, как с этими героями, так и с другими. Мне, к примеру интересно, что скрывалось за обещанием женщины-ситхи,  осуществится ли отчаянный план глав Орденов норнов по спасению своего народа,  и найдет ли Порто покой и счастье в своем далеком южном городе.



Следующую встречу посвятим очень неплохому космическому приключению. Пол Макоули "Тихая война"


Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru


Статья написана 26 апреля 04:43

Хорошая подростковая книга, которая поднимает действительно важные темы. особенно важные в мире, где все чаще "пойдем и убьем" звучит чаще, чем "пойдем и поговорим". И лучше сразу предупредить горячие головы, что война никогда не завершается без последствий. И это касается в равной мере  и побежденных, и победителей.

И хотя для взрослого читателя история может показаться слишком простой, но именно благодаря этому она выглядит трогательной и невинной. И достойной прочтения: Паоло Бачигалупи     "Затонувшие города"



Война- самое страшное, что изобрело человечество. Но мы, в вечном оправдании своего двуличия и равнодушия к чужим бедам, порой даем этому постыдному явлению некую индульгенцию. Мол, есть войны справедливые, и даже святые.

Но, как бы мы войны не определяли, суть одна- разруха, голод, поломанные судьбы и смерть. И Жертвы. И это не только погибшие или искалеченные. Жертвами становятся все. Все, кого хоть краем коснулась война, оставляя свой разрушительный след в памяти, образе мыслей, в самой жизни, сколько бы лет и какие бы расстояния не отделяли от трагических событий. И самые пострадавшие, самые несчастные среди этих Жертв — дети.

Можно восхищаться пионерами-героями, их мужеством и верностью, но нет ничего во Вселенной страшнее и противоестественнее ребенка, стреляющего в людей, или испытывающего гордость и радость о того, что смог кого-то убить. Это настолько противоестественно, насколько вообще способно вместить в себя это понятие людское сознание. И это самое тяжкое военное преступление взрослых- лишать детей Детства, втягивать в свои игры тех, кто в силу своего незначительного жизненного опыта еще не в состоянии сам отделить добро от зла, не может сопереживать или сочувствовать. И никакие условия, факты, события не могут быть оправданием для взрослых, допустившим подобное, кем бы эти взрослые ни были- участниками событий или просто сторонними наблюдателями. Мы все сопричастны подобному, которое, кстати говоря, происходит где-то и прямо сейчас.

Вот об этом достаточно простая и бесхитростная история о Затонувших городах, где идет бесконечная война между отдельными бандами за остатки былого величия. Оставшиеся жители — заложники этой бойни, влачат жалкое существование, теряя последнюю человечность.

А ее, Человечности, остается все меньше и меньше. Нет больше ни жалости, ни милосердия, ни сострадания, а единицы, еще призывающие вспомнить эти не способствующие выживанию человеческие качества, пытающиеся противостоять всеобщему озверению, воспринимаются как местные сумасшедшие или самоубийцы.


Но все же главные герои этой истории — дети, не знавшие Детства, вынужденные с рождения бороться за выживание. Но все же — дети: растерянные, мечтающие о тепле и семье, желающие безопасности и простых радостей.  Их даже невозможно назвать жестокими, как не бывают жестокими животные. Ведь никто не научил маленьких выросших на законах джунглей- каждый сам за себя- зверят жалости и состраданию. Они все такие- маленькие напуганные зверьки. Не солдаты- солдатики, не целые люди, а лишь отшметки войны- потерянные, брошенные, испуганные, не живущие- выживающие., но все же в глубине жаждущие любви.

Я назвала роман простым и бесхитростным. Это действительно так. В нем нет никаких скрытых смыслов или того, что следует искать между строк, что необходимо читателю обдумать самому и сделать какие-то выводы, сверившись с собственным жизненным опытом. Все сказано предельно ясно. Действие линейно, диалоги просты, а мотивации героев четко прописаны, так, что не остается никаких вариантов альтернативных трактовок. И это оправдано: роман откровенно подростковый, но- и это делает честь автору- не сюсюкающий и смягчающий жестокие сцены. Подростковый в смысле аудитории, к которой он обращен, которой все еще надо объяснять, что такое плохо и почему именно плохо. И объяснять, не особо щадя, потому как это как раз та тема, главные понятия в которой должны быть уяснены раз и навсегда. Чтобы потом в реальном мире не удивляться, откуда берутся- не солдаты- солдатики, а звери-чудовища оказываются человечнее людей.


И, несмотря на всю простоту, мне история понравилась, хотя и не вызвала того эмоционального отклика, который должна вызывать. Но это возрастное- таким уже не пробить мой защитный панцирь от негатива и всех тех реальных ужасов, с которыми сталкивается в нашем мире человек.

Но все же  оказалась достаточно интересной. И  не только выбранной темой, но и замечательными пейзажами Затонувших городов, хорошо прописанными, пусть и в ограниченных рамках, персонажами, эмоциональными эпизодами. И открытой концовкой, которая после однозначного морального посыла предлагает проверить, насколько усвоен урок, предлагая юным читателям придумать свое продолжение истории.




Следующий раз предпримем еще одно возвращение в один знакомый мир- Тэд Уильямс "Сердце того, что было утеряно"


Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru


Статья написана 18 апреля 04:38

Я хочу быть честной с вами до конца. Мне лично, как человеку,  прочитавшему и высоко оценившему Марсианскую трилогию, этот сборник практически ничего не дал. За исключением трех рассказов, объединенных общими героями, и еще одного, который мог бы стать прологом всей трилогии, ничего особо не заинтересовало. Скажем так, "Сильмариллионом" Марса этот сборник не станет. Но ценителям трилогии-  и только им и никому  более- все же его советую прочитать: Ким Стэнли Робинсон " "Марсиане"




Сразу скажу главное, чтобы не отнимать время у занятых людей. Не надо идти на поводу своих тайных и явных желаний любителя фантастики, и, как бабочка на свет, "лететь" на яркую обложку и завлекательное слово "Марсиане". Этот сборник исключительно для тех, кто прочитал основную трилогию. И только они могут найти в нем что-что полезное и занимательное. Для прочих же это- просто набор отдельных, иногда бессюжетных, записей и отрывков в виде документов, стихов и сказаний и рассказов, с какими-то непонятными героями, вынырнувшими неожиданно в середине истории и так же исчезающими, без какого то внятного финала истории.

И это даже не вариант "Всегда возвращаясь домой" Ле Гуин, где разрозненные записки были связаны личностью рассказчика. В этом случае это просто отдельные, иногда связанные героями, иногда временами, а иногда просто не имеющие каких-то связей с другими историями, записи-рассказы.

Напомню: сама Марсианская трилогия- произведение объемное, с множеством разнообразных героев, мест, протяженностью в целую планету, и времен, охватывающих более двух столетий. При таком масштабе просто нереально вести линейное повествование, и был выбран формат отдельных эпизодов,  рассказывающих о ключевых героях и событиях. И эти эпизоды порой были разделены тысячами км в пространстве и десятками лет во времени.  Само собой, образовывались некоторые лакуны, в которых "пропадали" подробности отдельных судеб. Причем эти подробности могли бы прояснить некоторые вопросы, не такие уж важные для общего сюжета, но необходимые для понимания логики событий и характеров героев.



И само собой, чтобы все срасталось в единую логическую цепь, автор что-то такое писал для себя: отрывки, которые связывали отдельные эпизоды. Делал пометки, которые не давали разрушить стройную картину миру, и даже составлял документы, объясняющие глобальные и локальные процессы в обществе и экономике Марса, придумывал местную мифологию, которая оживляла детально разработанный мир. Вот, похоже, из этого всего сопутствующего материала родился сборник "Марсиане".

Много ли я с него узнала нового? Практически ничего. Прояснился только один мучавший меня вопрос:  каким образом на Марсе, в самой важной миссии человечества, оказались столь неподходящие для этого люди? Вообще, как получилось, что на Марс попали не единомышленники, объединенный общей задачей, а кучка законченных эгоистов, которые тут же начали разрывать на части и топить в болоте противоречий  едва зародившееся марсианское общество. Хотя ответ тут лежал на поверхности, все же было приятно узнать, что груз ответственности за решение лежал не только на плечах такого симпатичного персонажа, как Мишель. А то, знаете, сомневалась я в профессиональных качествах человека, допустившего такие фатальные ошибки  в подборе кадров.

И, пожалуй, это единственное мое открытие. Все прочее- подробности взаимоотношений и деятельности Мишеля, Майи, Койота и прочих из первой сотни, младореформаторов из обеих фракций марсианской политики- были итак понятны из контекста эпизодов основной трилогии. Как и не вызвали особого интереса мифотворчество, описание научных экспериментов и документальные свидетельства становления марсианского общества. И причина все та же — все это не было открытием, а в той или иной мере звучало прежде.

Но даже ответы на некоторые вопросы были не принципиальны, чтобы читать этот сборник. Мне хотелось новых историй из жизни других, оставшихся за пределами основной трилогии, марсиан, а не еще одного повторения пройденного. В этом плане интерес, пожалуй, как фантастическое произведение вызвали у меня только три истории из жизни Роджера Клйеборна. Это действительно рассказы, с завязкой, содержанием и драмой. Три истории из разных периодов долгой жизни Марсианина, который хранит в своей памяти все этапы изменения планеты, ставшей не просто домом, а Родиной.  Он помнит все три Марса- Красный, Зеленый и Голубой, может сравнивать свои чувства к каждой из трех ипостасей этого меняющегося мира. И тут вам и поиски предназначения, и обретение новой цели после потери старой, и научные, социальные и философские проблемы. Т.е. это цельные, наполненные жизнью истории, которые вполне достойны объединения в одно отдельное произведение


Следующее путешествие — в "Затонувшие города" Паоло Бачигалупи


Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru


Статья написана 5 апреля 04:55

Сегодня очень коротко, поскольку разбирать в этом романе нечего. От слова совершенно. Поскольку со всеми сюжетными ходами, которые есть в этой книге, любой современный человек знакомиться к семилетнему возрасту, посмотрев пару мультиков про пиратов. Ну, ладно, чуть добавили более взрослых штучек. о которых все узнают классу так пятому. Но читается легко, местами занимательно, в голове не задерживается: Майк Брукс     "Секретный рейс"



Итак, перед нами еще одна история а-ля "Светлячок". Рассказ об удалых контрабандистах, которые может и хотели бы жить честно, но, как говорится, "не мы такие, а жизнь такая". Последнее, как вы понимаете, вполне себе универсальное средство для успокоения не слишком чистой совести и оправдания любого порока.

Но оставим мораль. Тем более, что ее в этой истории нет вовсе. Это просто приключение. Ничем не замутненное. Вполне традиционное:  кучка авантюристов, изгоев общества, занимается всякими незаконными и не очень привлекательными законными операциями. Контрабанда, мелкий разбой или охота за головами- берутся за все, лишь бы приносило деньги. Не слишком удачливые, из тех. у кого деньги утекают между пальцами,  как песок, но очень задиристые и рисковые.

Но главная беда: нынешние их нелады с законом — просто детские шалости по сравнению с теми скелетами. которые у каждого из команды спрятаны в  шкафах. А где тайны, там легко найти средство, чтобы заставить  даже самого решительного и принципиального делать то, что ему очень и очень не хочется. Да и казалось все так просто: доставить посылку в нужное место и в нужное время. Кто же знал, что все так завертится.



И завертелось. Интриги, тайны, ловушки для недругов, бои в открытом космосе и на космических станциях. Бластеры, ножи и просто кулаки.  Пыльные скелеты, вываливающиеся из шкафов.  Давние приятели, которые хуже врагов, и старые враги, которые получше некоторых «друзей». Т.е вполне нормальный, бодрый боевик. Без всякой морали, соплей и условно благородных порывов.

Есть два очень приятных момента. Роман достаточно короток. Диалоги просты, как односоставные предложения, описания лаконичны до схематичности, зато боевых сцен в полном достатке. Все очень быстро, устать не успеваешь, как все уже закончилось. Трах-бах, тут труп, там два.

Второй приятный момент- традиционность. Больная совесть не мучит условно раскаявшихся негодяев сотни страниц подряд, они просто идут и делают свое негодяйское дело. Никто не страдает от неразделенной любви к лицам своего или противоположного пола, не стенает, не комплексует опять же сони страниц подряд на почве нелегкого детства, а просто идет в ближайший бордель. Никто не читает лекции на тему морали и этики, не углубляется в проблемы социального развития общества, не клеймит поганый строй, коррупцию и преступность, не философствует, не страдает психозами и неврозами.  Все просто и очень традиционно: хандра напала, пойди пристрели парочку негодяев, хлопни стаканчик, сходи к веселым девчонкам, и все неприятности пройдут, как не было.

Я абсолютно не против таких книг. Это особый поджанр в фантастике. Разгружающий мозг и отвлекающий от забот. В памяти не задержится, но и отторжения не вызовет. Здесь главное соблюсти баланс, не затянуть действие, не переборщить с динамикой, не примешивать действительно реальных проблем. И тогда будет то, чего периодически так хочется: просто приключение, в чистом виде. И более ничего.


В следующий раз порассуждаем зачем надо было возвращаться на  Марс: Ким Стэнли Робинсон "Марсиане"


Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru


Статья написана 27 марта 03:23

Роман стоящий. Во всех отношениях. По исполнению, по наполнению, по переводу. Не из тех, что забываются с последней прочитанной страницей. Не из тех, с которыми соглашаешься безоговорочно, а из тех, которые запускают цепочку размышлений о жизни и о себе. С радостью рекомендую всем тем, кто ищет в фантастике не только развлечения: Джефф Вандермеер   "Борн"::



Пикник в этот раз устроили не на обочине. И это были не случайные неизвестные гости, которые остановились перекусить и передохнуть, намусорили, насорили, да и двинулись дальше, ничуть не заботясь о том, кто и как будет расхлебывать последствия  веселого отдыха, кто будет собирать объедки, или что там натворит заводной мишка.

В этот раз на свой маленький праздник заезжие гости пригласили даже местных аборигенов, раздавая им зеркала и бусы. И ничего что последним приходилось поступиться кое- чем, но ведь можно же сделать приятное  для таких милых и щедрых гостей.

Видимо, все подобные пикники, в не зависимости от формы их проведения, заканчиваются примерно одинаково: гости, довольные или не очень, отправляются восвояси, а хозяева остаются расхлебывать последствия- убирать довольно опасный мусор и подсчитывать убыток. И придумывать, что делать с забытыми игрушками, завод которых никак не хочет заканчиваться, а веселые гости забыли показать, как их  выключить.

Не думаю, что Вандермеер когда то читал "Пикник на обочине", просто умные и тревожные мысли о человеческом живут во вселенском эфире, а настоящие писатели чутко улавливают их шепот и доносят до нас самыми разными способами.

Итак,  вот что произошло. Человечество, наконец, доигралось в свои технологии, изгадив мир до такого состояния, что жить в нем стало невозможно. Доигралось еще до того, как прибыли незваные гости со своими зеркалами и бусами. И ведь сначала казалось, что подарки — всякие полезные и милые биотехнологические игрушки- помогут если не исправить,  то хотя бы немного облегчить ситуацию.



Но люди, как всегда, забыли, что добрые самаритяне- герои сказочные, у всех есть свои шкурные интересы. И получили в результате, что получили: город, разрушаемый вышедшим из под контроля "мишкой" и его жителей, стремительно теряющих человеческий облик.

Но эта поляна после очередного пикника- лишь сцена для разворачивающейся пронзительной и очень человечной драмы, в центре которой три судьбы: мусорщицы Рахиль, ее любовника и партнера Уика и чудовища Борна. Все трое- порождение этого безумного пикника, миазмов, которые исторгают оставленные гниющие кучи мусора и дыхание его чудовищных властителей-противников, разъедающие все человеческое.

О чем история? Это порой жестокая, порой сентиментальная, порой срывающаяся на безумную череду событий, порой почти замирающая в перечислении одинаковых и бессобытийных дней, иногда таинственная и сумбурная, а иногда четкая и беспощадная в изложении фактов и происходящих событий, история о человеческой чудовищности и о чудовищной человечности.

В героях всего намешено- и беспредельной жестокости, и алчности, и равнодушия, и странной, извращенной любви, и любви истинной, способной на милосердие и самопожертвование. Этот коктейль — гремучая смесь, заставляющая совершать самые странные, импульсивные и чудовищные поступки, но при этом поступки вполне по-человечески понятные. Мы ведь такие- тех, кого больше всего любим, мы и больше всего порой мучим, искренне считая, что творим добро и поступаем исключительно во благо.

А еще это- история обретения утраченной человечности. Рахиль и Вик, благодаря мучительным попыткам чудовищем Борном познать человеческую сущность, сами обретают ее после долгих, долгих, долгих лет спячки, вновь находят среди мути каждодневной борьбы за существование внутри себя уже прочно забытые милосердие, сострадание, доброту, заботу о ближнем, желание разделить с ним самое главное и дорогое. Обретают не выживание, а жизнь.

Интересна форма повествования. Это рассказ от лица главной героини, причем рассказ не о настоящем, а уже прошедшем, данный через призму последующего переживания, опыта и размышления. Это — скорее исповедь о своих ошибках, глупости, наивности и эгоизме, о взрослении, когда раскрывают самые потаенные намерения, не скрывая страхи и самые темные мысли и желания. И в этой исповеди много фраз, которые вполне бы могли украсить в качестве эпиграфов не одно, и не только фантастическое, произведение. От этого читать не просто занятно: можно останавливаться и размышлять, смакуя отдельные предложения и абзацы, взвешивая их и оценивая их значимость(за что отдельное спасибо переводчикам), размышляя, соглашаясь или споря.

Итак,  опять о вечном. О чем , собственно, и должна быть любая книга- о нас, о человеках. Любопытно, как и в"Пикнике", героям тоже придется отправиться в самый центр "зоны" за ответами. Хотя и вопросы и ответы всегда были внутри них, но нужен этот очищающий страхом и предательством путь. Чтобы, стоя перед нечеловечески чудовищным, осознать человеческую чудовищность, чтобы пойти дальше и обрести утраченное. Для  себя и для всех.


В следующий раз расскажу о чистом приключении контрабандистов: Майкл Брукс "Секретный рейс"


Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru


Страницы:  1  2  3 [4] 5  6  7  8  9 ... 102  103  104




  Подписка

RSS-подписка на авторскую колонку

Количество подписчиков: 120

⇑ Наверх