Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 31 октября 2015 г. 08:13

Роберт Сойер для меня автор неоднозначный. Как Гарри Гаррисон: одни романы нравятся очень, другие вызывают такие же по накалу эмоции, но со знаком "минус". Этот я отнесу к первой категории. Рекомендую: Golden Fleece/Золотое руно/

 Роберт Сойер "Золотое Руно"
Роберт Сойер "Золотое Руно"
Придет время в последующие века, когда океан расширит земной шар на всем своем протяжении, а новый Тифий откроет нам Новый Свет, и Фула [так в античности называли Исландию] перестанет быть для нас концом вселенной». /древнеримский поэт Сенека/

У всего есть свое начало и те, кто принес это новое человечеству. Одни имена история забыла, другие сохранила. Сказание о самом первом путешествии за пределы знакомого мира, полном неимоверных трудностей и неизвестных опасностей, через века до нас все-таки дошло. Сказание удивительное, противоречивое, трагичное и поучительное — история плавания "Арго" к неизвестным землям, выполнения возложенной миссии и возращения домой.

Арго
Арго
Это было Великое Деяние Героев, одно только участие в котором обещало не просто Славу, а настоящие Бессмертие- вечную память о героях, совершивших нечто поистине невозможное/ и ведь оказались правы в этом Аргонавты, ничего не скажешь/. И тут самое важное не то, что они привезли с собой вожделенное богатство, а само путешествие в сказочную Страну Солнца Эю, Колхиду или куда там еще — граница для новых поколений аргонавтов все отодвигалась и отодвигалась, пока на Земле уже не осталось места для неизвестного горизонта.

И вот сотни поколений спустя после этого первого плавания от обитаемой земли в неизвестность отчаливает очередной корабль. Опять "Арго", пусть он теперь и не утлое суденышко, а многокилометровый межзвездный корабль. Опять с Героями на борту — молодыми, дерзкими, готовыми доказать, что они первые, лучшие и достойны Бессмертия Вечной Славы. Опять в Колхиду, пусть она и лежит теперь не за соседним морем, а за 47 световых лет у Эты Цефея IV. И опять всех поведет Язон. Не герой, кстати, упустивший свой шанс остаться Великим, а лишь искусственный интеллект, носящий легендарное имя.

Завязка впечатляет. Мы попадаем на огромный корабль в переломный момент: эйфория от начала путешествия прошла, наступили однообразные будни, без событий, без свершений — плавание по тихому морю, однообразная "гребля"- повседневные обязанности. Скука. Тоска. Обида. Недовольство. Обычное в таком предприятии: Мы совершили ошибку; Нам не под силу это деяние; Бог с ней с Вечной Славой, давайте вернемся домой! И вот тогда начинают происходить странности, которых быть просто не должно, ведь во главе предприятия сам всезнающий Язон, который не устает от однообразия, не скучает и не тоскует, и главное — не сомневается в себе и порученном деле. И может принимать жесткие и сложные решения, на которые не влияют эмоции, привязанности. предпочтения. зависть или злость, наши понятия о морали и нравственности.

Обращенные к разуму доводы Язона даже находят отклик. Но вот беда, мы то с вами, опирающиеся на опыт поколений и свой собственный, точно знаем, куда ведут благие намерения.

Собственно, весь динамичный сюжет с полетом "Арго" к Колхиде, расшифровка инопланетного сигнала и гибель Земли, лишь фон для основного. Очередного разговора не просто об искусственном интеллекте и свойствах разума, но о том, что нас делает людьми. Мы оказываемся слишком сложны для всезнающего Язона, который все никак не может понять, что нами руководит в действительности, как и почему мы принимаем решения, и порой выбираем в жизни не прямую и освещенную магистраль, а извилистые и темные лесные тропы. Он раскладывает людей на кирпичики — сознание, знания, опыт, воспоминания, эмоции — складывает их вновь и не может получить целого!

Читается легко и быстро, хотя все происходящее подается несколько сухо и лаконично. Но это оправдано, поскольку рассказ ведется от лишенного эмоций искусственного интеллекта. Концовка оставляет множество вопросов и возможность пофантазировать. Станет ли Колхида новым домом для аргонавтов? Смогут ли они вообще завершить свое путешествие? Будет ли конец Язона таким же, как у его легендарного тезки — жалкое прозябание за вероломство? Или осуществлятся его коварные планы? Остается неизвестным, поскольку, как и в мифе, в данном случае путешествие важнее всего.

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru


Статья написана 29 октября 2015 г. 05:19

Глубоко извиняюсь. Прочитала уже давно, но все не было времени написать отзыв. Исправляюсь. Итак, последний роман из цикла "Властители Зла" Джека Вэнкса "Книга Грез" показался слабее предыдущих. Мне тема уже начала надоедать. Герою, похоже, надоело маньяков искать и уничтожать. Автору надоело придумывать новые ходы. Получилось скомкано, многие темы и идеи так и остались не раскрыты. Ну и бог с ними.

 Джек Вэнс "Книга Грез"
Джек Вэнс "Книга Грез"
Итак, остался последний монстр. Как водится в порядочном триллере, он должен быть самым — самым жутким. Самым кровожадным, беспринципным, циничным и прочее, прочее, прочее. Так, чтобы кровь стыла в жилах только при упоминании одного его имени.

Тем более что по логике вещей и рассматриваемой нами уже четыре романа подряд классификации маньяков, осталась лишь одна незанятая ниша: Политики! Вот он высший класс чудовищ, хладнокровные представители "небожителей", в руках которых миллионы и миллиарды "обычных" людей — лишь пешки в бесконечных играх.

Наш очередной монстр Говард Алан Трисонг только рвется к власти, пытаясь пробраться к самым вершинам то в одном, то другом месте, но каждый раз терпит неудачу из-за слишком...э-э-э.. нетерпеливого характера. Т. е. сразу становится ясно, что исследовать сию наинтереснейшую категорию монстров через образ Трисонга не получится: не дотягивает он до вожделенного уровня, поскольку остается, по сути, обычным провинциальным бандитом, который может быть "Властителем" исключительно в каком-нибудь богом забытом захолустье.

Но каким бы ни был этот последний из злодеев — большим или мелким, его просто-таки необходимо прикончить, хотя бы для того, чтобы завершить пятитомную эпопею. Чем и занят наш герой Кирт Дженсен, который явно торопится завершить это последнее дело, тем более на горизонте замаячила Та Самая Единственная Номер 5. Он так спешит, что раз за разом терпит неудачи. И не от того, что Говард Алан Трисонг оказывается чем то выдающимся. Напротив, он выглядит и поступает, как заурядный маньяк с кучей подростковых комплексов и явными психическими нарушениями- с такими мы уже встречались в предыдущих романах. Нет, дело срывается каждый раз из-за того, что наш герой/или сам автор/ начинает проявлять нетерпение, неосмотрительность и демонстрировать усталость от своей манькоборческой жизни.

Что сказать? Я была разочарована, особенно после прекрасного во всех отношениях "Лица". Естественно, ждала нечто с не менее драматичным и динамичным сюжетом. Тем более что многочисленные эпиграфы в течение четырех романов, повествующие самые разные истории о власти и управлении людьми, нравах и склонностях отдельных представителей и целых культур, обещали небывалую по накалу страстей кульминацию. Но развитие идей "Лица" не произошло, хотя динамизма даже прибавилось: многочисленные сцены драк, перестрелок и погонь следуют одна за другой. Никуда не делся и вэнсовский юмор. Так что те, кто почитал цикл за его приключенческую составляющую, разочарован не будет.

Меня же разочаровала идейная составляющая. Начав достаточно смело говорить в предыдущем романе о настоящих чудовищах, жирующих в банках и крупном бизнесе, по сравнению с которыми наша пятерка маньяков с их замками, дворцами, маскарадами и играми в героев — всего лишь банда начитавшихся фэнтези уличных мальчишек, автор вдруг останавливается, едва упомянув о политиках. И возвращается к излюбленной теме — детским обидам и фобиям, подростковым фантазиям и романтическим бредням. Страшный Говард Алан Трисонг оказывается не ужасающим монстром, а едва ли не вызывающим жалость — инфантильным шизофреником, которого раздирают на части придуманные им личности, среди которых он когда-то нашел защиту от унижений и обид жестокого мира подростков.

Не менее разочаровал итог развития героя, который в первых трех романах уверенно двигался к своей форме "маньячества", грозя с обретенными финансовыми возможностями и связями стать шестым Властителем Зла. Но все вдруг останавливается и завершается едва ли сладкой сказкой. Что ж бывает в жизни и не такое. Только вместо ожидаемой социальной монстрологии в итоге я получила медицинский анамнез о развитии шизофрении у ранимых молодых людей.

Правда тут есть одна маленькая деталька, тенденция всех романов. Едва ли не каждый из наших маньяков увлекался разными фэнтезийными штучками, ролевыми играми, маскарадами, идеализмом и романтизмом, прячась в них от реальной жизни. Что это? намек от мастера? Предостережение? Диагноз? Настораживает, однако.


Статья написана 25 октября 2015 г. 10:18

Листва почти облетела, хотя еще и остались отдельные стойкие экземпляры, радующие глаз яркими оттенками. Наступило время света и удивительной прозрачности. Мимо этого трудно пройти.

  Время света
Время света

  Время света
Время света

  Время света
Время света

Фото: Собственное


Тэги: фото, осень
Статья написана 24 октября 2015 г. 11:30

Редко бывает, что лучшим в серии оказывается не первый-второй роман. а последующие. Вот такой пример. Четвертая книга цикла Джека Вэнса "Властители Зла" "Лицо" показалась самой удачной, благодаря прекрасному балансу приключений и идеи, необычному миру, который вряд ли когда-нибудь забудешь и нестандартной неожиданной концовке.

 Джек Вэнс "Лицо"
Джек Вэнс "Лицо"
Монстры, по своей сущности не способные понять человеческие чувства и устремления, страшны. Ужасны маньяки, получающие удовольствие от страданий и боли других. Но, мне они понятны. В том, плане, что я могу, исходя из своего личного опыта, понять, как появляются на божий свет подобные экземпляры.

Но вот никогда не могла понять тех, для которых власть и деньги значат больше, чем сама жизнь. Хотя, даже при самом поверхностном взгляде на нашу жизнь, нельзя не сделать вывода, что самые жуткие монстры обнаруживаются не в темных переулках или прокуренных забегаловках. Нет, самые страшные дела вершатся тихо и спокойно, иногда даже открыто и демонстративно, поддерживаемые законом и освещаемые многочисленной прессой, в комфортабельных и дорогих кабинетах и офисах, за тонированными стеклами шикарных лимузинов, в пахнущей лучшими сортами виски атмосфере престижных клубов. Там одним словом или росчерком пера отправляются на ненужную им бойню солдаты, отбирается последнее у нищих, лишаются будущего дети или последних спокойных дней старики. Там оперируют миллиардами и триллионами, графиками и статистической отчетностью, в которой судьбы обычных людей становятся лишь безликими строчками в графах о прибылях и убытках.

Потренировавшись в ликвидации тройки вполне себе понятных маньяков-убийц, наш герой Кирт Дженсен приступает к работе более серьезной. На очереди таинственный Ленс Ларк. Это рыба покрупнее, ее не поймаешь в сети обещанием газетной славы или мелкой интрижкой. Тут приходится нырнуть в бурное море коммерции и финансов, питаться планктоном из акций, облигаций, займов и денежных вкладов, уворачиваться от самых настоящих хищников, не страдающих романтизмом или идеализмом, для которых — убийство, мошенничество, воровство, грабеж — лишь инструменты коммерческого успеха. И речь тут даже не о Ленсе Ларке — куда ему до настоящих акул этого океана возможностей. Он лишь мелкая сошка на фоне признанных чудовищ этого Царства особых представителей человечества , отличительной особенностью которых являются непревзойдённые эгоизм и цинизм, и всеобъемлющее презрение ко всем, кто не входит в "избранный круг" правителей мира.

Приятно, что с переходом на новый уровень борьбы с монстрами, меняется и подача сюжета. Мы уходим/ хоть и не далеко/ от обычной схемы: случайная удача — след взят — постепенное продвижение от одного эпизода к другому — кульминация на территории врага-идентификация злодея — возмездие/спасение девицы/девиц/ преобразование мира в лучшую сторону. Из предложенного набора в этом романе останется только девица, но и то эпизод ее спасения приобретет ехидный и прямо-таки анекдотический оттенок/приключение в пустыне благородных матрон – почти анекдот из жизни высшего света- веселый и поучительный/.

Если кто испугался, что за всеми обещанными акциями-финансами исчезнут обязательные приключения в виде перестрелок, драк и погонь, то дышите спокойно. Этого добра будет, хоть отбавляй: драки на ножах и кулаках, стрельба, погони по воздуху и на своих двоих, отравления, убийства, мошенничества, подлоги, воровство, шпионские игры — весь набор, который обеспечивает покой и тишину в респектабельных особняках и шикарных офисах. И, пожалуй, одна из самых из больших удач – колоритный и живой мир планеты Дар Сай, который вы точно никогда не забудете.

Еще один примечательный момент. Если в отношении всех предыдущих маньяков все было абсолютно ясно, и в конце охватывало чувство удовлетворения от свершившегося возмездия, то здесь я испытала едва ли не жалость к наивному Ленсу Ларку который считал, что огромного количества денег и безмерной жестокости достаточно, чтобы стать вровень с настоящими Властителями Зла. И его наивная попытка доказать что-то своим обидчикам таким оригинальным и показательным способом вызвала настоящее сочувствие. Как и последнее решение нашего героя-мстителя и бескомпромиссного борца с чудовищами, униженного и отвергнутого монстрами, которые оказались ему в этот раз явно "не по зубам". Хотя... получилось неплохо. Даже самые наглые чудовища и всякие там Властители Зла, реальные или только номинальные, должны все время помнить, что где-то подрастает рыбка покрупнее, и рано или поздно она заглянет к ним на огонек.


Статья написана 24 октября 2015 г. 07:37

Новая позитивная картинка. Снято вчера на парковке кампуса Дальневосточного федерального университета. Хотя всему есть объяснение, историю все же предлагаю придумать самим.

  Вечер. Парковка
Вечер. Парковка

фото:Собственное


Тэги: фото, осень



  Подписка

Количество подписчиков: 134

⇑ Наверх