Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 3 марта 2019 г. 07:46

Обидно, насколько редко главный инструмент писателя- язык- становится героем литературных произведений. Редко кто отваживается играть с этим инструментом, но еще более редки попытки осмысления роли языка в жизни разумных существ через использование его в качестве сюжетообразующего фактора.

Нужно не просто знание слов и законов их использования, нужно особе мастерство и смелость. Ведь неудачное произведение на эту тему может надолго испортить репутацию писателя. Но и награда в случае успеха велика: место в золотом фонде литературы практически гарантировано.

Я уж молчу, какие возможности дает тема Власти Слова в фантастике. Какие сюжеты, какие повороты, какие миры открывает, какие глубинные проблемы поднимает. И удачные произведения не забываются никогда. И вот мой выбор трех из них:

.Сэмюэл Дилэни "Вавилон-17"

Из отзыва: "Прекрасный приключенческий роман, в котором слова не только инструмент, но и главные герои. Более простой и незатейливый, чем знаменитый «Вавилон-17», и тем более не такой, как перегруженный выдуманными языковыми изысками «Анафем», но от этого не менее привлекательный и умный, доказывающий на практике, что для разговора о важном необязательно городить гигабайты искусственных терминов. Достаточно имеющихся в распоряжении любого человека простых и вполне понятных слов.

Этот роман должен входить в список обязательных произведений для прочтения любого любителя фантастики. И не только" потому, что много о том, что Язык, Слово- не только инструмент, но си самое мощное оружие, из придуманных человеком. Но дело еще и в том, что в этом небольшом романе о свободе, терпимости и понимании в сто раз больше, чем во всех современных произведениях вместе взятых.


Джек Вэнс "Языки Пао"

Из отзыва: Редкое произведение, основу которого составляют законы, диктуемые главным инструментом писателя. Причем речь идет не о создании искусственных языков для предания большей достоверности происходящему. Напротив, в романе нет ни одного слова, которое бы требовало дополнительного разъяснения, поскольку главное здесь не само слово, как средство для обозначения чего-либо, а его значение для людей.

Еще один удачный пример игры писателя со словами. Прекрасный приключенческий роман, в котором слова не только инструмент, но и главные герои. Более простой и незатейливый, чем знаменитый «Вавилон-17», но от этого не менее привлекательный и умный, доказывающий на практике, что для разговора о важном необязательно городить гигабайты искусственных терминов. Достаточно имеющихся в распоряжении любого человека простых и вполне понятных слов.


Нил Стивенсон "Анафем"




Из отзыва:....Стивенсон создает не просто слова, а делает их участником событий. И это не напрягает: за каждым «выдуманным» словом легко и быстро начинаешь угадывать знакомые явления. А четко разработанный словарь не просто объясняет значение этих слов, но позволяет проследить их эволюцию, понять сложную символику всего романа. Поэтому , отдельное спасибо переводчику, который смог передать эту достаточно сложную часть книги.


Это совсем другой подход. Если первые два романа использовали существующие языки, раскрывая перед нами их силу и власть, то Стивенсон создает свой особый язык. А это не просто придумать набор звуков и записать их набором букв. Это прежде всего взаимосвязи, определяющие мышление. И даже представить сложно, как такая работа влияет на писателя, на его взгляды на мир и людей. И как, наверное, сложно пройти по самой грани и не утопить читателя в ворохе странно звучащих слов, забыв,что фантастика — это когда интересно. Стивенсону это удалось, как нельзя лучше.

Следующей темой станет: Живые крылья


Тэги: личное
Статья написана 1 марта 2019 г. 01:50

Я дочитала. Дела навались. Но буду правдива: чтение не столь захватывающее, чтобы жертвовать сном. Чувствуется явная склонность автора к эпическим вещам, таким, чтобы и самому позабыть, с чего там все начиналось, кто эти люди, что с ними делать. Ох, покусал его в детстве Джордан, да так, что до сих пор не оправился.

Кому много слов- недостаток, кому- явное достоинство. Надо отдать должное: Сандерсон стал мастером. Он уже наработал багаж своих фирменных шаблонов и штампов и лепит из них крепкие и профессиональные произведения в промышленных масштабах. Не шедевры на все времена, но достойные внимания читателя. Поэтому, кто начал читать «Архив Буресвета» : Брендон Сандерсон «Давший Клятву»


На Рошар пришли новые времена, которые не сулят ничего хорошего. К обычным Бурям добавилась еще таинственная Буря Бурь, от которой нет никакой защиты, и Опустошение, когда армии бывших покорных рабов сметает с лица мира целые людские страны, порабощая бывших хозяев. Из забвения выходят древние сущности, и старые враги вновь начинают противостояние.

Армия алети, одержав горькую победу, обретя новые силы в лице Сияющих рыцарей, оказывается изолирована в древней цитадели Уритиру. И становится понятно, что война, которую она вела, не просто локальное сражение за поруганную честь или новые богатства, а часть Общей войны за выживание. И, чтобы в ней победить, необходимы союзники, которых убедить в чистоте намерений алети после десятилетий раздоров практически невозможно.

Можно сказать, что все предыдущее повествование было подготовкой, прологом. Основное действие только-только начинается. Кто станет на этой доске пешками или главными фигурами, кто и за какие цвета будет играть в этой партии- все только определяется. И, в сущности, именно этому посвящен «Давший клятву».

А главной фигурой несомненно становится Далинар. Остальные сюжетные линии, как бы ни были они интересны, только поддерживают основную: прочие герои делают выбор, как они будут поддерживать Делинара в его деяниях(или не будут), насколько принимают провозглашенные им Идеалы и готовы ли им следовать до конца.

Естественно, такой выбор для героев подразумевает долгий период сомнений, переживаний и душевных страданий. Каладину, теперь Сияющему, Благословенному Бурей, необходимо принять, что не всех можно защитить, и угнетенный не всегда прав, особенно когда подменяет справедливую борьбу за свободу кровавой местью. Шаллан предстоит понять, кто же она: ранимая художница, мечтающая о простых человеческих радостях, циничная, легко отбрасывающая традиции и обходящая правила Вуаль или воительница Сияющая- прекрасная, но холодная. Даже такому милому и цельному Адолину предстоит сделать выбор. И таких выборов, которые делают герои , в романе великое множество.

А множество предполагает и большой объем. Герои страдают и переживают со вкусом, детально и по любому поводу, до самой последней страницы. Собственно, это и занимает основной объем романа. И, с моей точки зрения, это сильно портит впечатление. Потому как герои точно также много и со вкусом страдали первые два тома, и к третьему хождение по кругу душевных метаний, особенно в паре Каладин-Шаллан, становится привычным и ожидаемым, чтобы вызывать интерес и сопереживание героям.

Главный герой, Давший Клятву Далинар, тоже, понятное дело, страдает. Но в этой линии есть одна интересная вещь- а именно подробные экскурсы в прошлое Далинара- отдельные эпизоды, объясняющие, почему, несмотря на его человеческие недостатки, на все совершенные им зверства и несправедливости, Высшие силы выбирают именно его защитником Людей. И эти локальные эпизоды из прошлой жизни Далинара много живей и интересней долгих метаний как прочих героев, так и его самого, уже ставшего Сияющим, но продолжающим сомневаться и искать истину.

Т.е. я хочу сказать, что на одних страданиях-метаниях третий том подряд выезжать, как то не очень перспективно. Ведь есть же в этой книге стоящие линии, развитие которых украсили бы роман, но их явно оставили для грядущих еще семи томов. Тайна Уритиру- что это обитель богов, живое существо или забытая технология? Страна спренов, где эти сущности живут обычной жизнью- строят города, торгуют, путешествуют, что-то изучают. Сами спрены, которые играют такую значимую роль, но о которых мы знаем к третьему тому до обидного мало. Древние сущности-Несотворенные, роль которых в древней и настоящей истории Рошара пока не ясна совершенно. Интрига с предательством союзников и написанием Диаграммы, которая совершенно теряется среди мучений- страданий, но оказывается чеховским "ружьем на стене". К сожалению, этим линиям уделено до обидного мало места.

Еще одна моя печаль. Практически все последние романы Сандерсона скроены по одному лекалу. Множество героев неоднозначных и с темным прошлым(обязательно мужчины- женщины приблизительно в равной пропорции для роазвития романтических линий), раздавленные судьбой, мечутся, совершают глупые ошибки и проходят множество промежуточных квестов, чтобы добыть кусочки мозаики. Потом герои выбирают сторону, чтобы победить/проиграть в промежуточной битве и перейти на новый уровень.

"Архив Буресвета" все больше напоминает мне незабвенное "Колесо времени". И я больше всего боюсь, что как в знаменитой саге, автор начнет подгонять сюжет под заявленный объем. И мы получим проходные романы, когда герои только и знали что страдать и совершать дурацкие поступки, упорно не замечать очевидного, заходить в тупики и сидеть там пару томов без дела, но упоенно занимаясь всякой ерундой, чтобы в финале скороговоркой ответить на все вопросы. Единственное на что уповаю, так на наметившееся объединение разных сюжетов общего цикла «Космер». Сейчас это главная интрига. Что станет объединяющей темой? Люди, разрушившие свой мир, и способные разрушить Рошар? Боги, путешествующие между мирами? Загадочные по своей сути спрены? Встретим ли мы старых знакомых ? Вот ради получения этого ответа будут читать дальше.


Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru


Лучше сто раз ...самому прочитать, чем слушать сто раз хвалебные отзывы: Юн Ха Ли "Гамбит девятихвостого лиса"


Статья написана 24 февраля 2019 г. 06:14

Задерживаюсь с Сандерсоном. Чтение не настолько захватывающее, чтобы я жертвовала ради него сном. Иногда оно напоминает вариант поздних романов "Колеса времени": слишком много слов, слишком много разговоров. Но и бросить уже жалко. Поэтому честно добью, хотя хочется чего-то более короткого и динамичного. И поэтому пока для вас только воспоминания о прочитанном.


Песнь о Нездешнем. Редко встречаются такие произведения, особенно сегодня, которые можно назвать "Песнь". Я имею в виду особую поэзию самого произведения- самих слов, их сочетаний, рождающих ритм, который иначе как мелодией назвать нельзя. Это редкое умение писателя( и переводчика) передать такой ритм, донести до читателя музыку, слышимую творцу произведения. Такие вещи редки. драгоценные алмазы на книжной полке. И вот три из них.

Эллен Кашнер "Томас Рифмач"


Из отзыва: Четыре рассказа-баллады, наполненные музыкой, стихами, воспоминаниями, чувствами. И почти нет никакого действия. Кто-то скажет — она не о чем. Кто-то — о тех струнах чувств и желаний, мечтаний и фантазий, на которых играет свою музыку сама Жизнь. А Эллен Кашнер просто смогла уловить эту музыку и облечь ее в слова.

Удивительное произведения. в которое автор вложил не одну- Четыре- разные мелодии. Они более о человеческом, потому как Мечта о нездешнем такая соблазнительная для всех живущих в жестоком реальном мире, такая недостижимая, такая обманчивая.И понятная всем.

Питер С. Бигль "Соната Единорога"

Из отзыва: Пожалуй, только еще Эллен Кашнер удавалось передать музыку через слова. Но в «Рифмаче» музыка — это баллада вересковых пустошей и полых холмов, фантазий и мечтаний. Здесь — именно соната, классическая музыка природы, гармония жизни, забытая в погоне за материальными благами, но все еще доступная для всех: стоит только прислушаться.


Музыка природы: свободного полета птиц, бездумного порхания бабочек, неудержимой энергии резвящихся жеребят и даже голода охотящегося хищника. музыка распускающегося цветка и падающего умирающего листа. Музыка стихий: воздуха, воды, огня и самой земли. Прекрасная соната, почти не слышная уже за шумом больших городов.

Сэмиэль Дилэни "Баллада о Бете-2"


Из отзыва: Пара фраз — и вместе с героями переживаешь ужас, отчаяние, безнадежность. Маленькие детали — и вместе с Джонни стоишь на пороге грандиозного открытия. Строчки баллады о песке, море, Жизни и Смерти плавно перетекают в рассказ о людях, о наших надеждах и чаяниях, о победах и поражениях, о страхе перед пустотой и восторге перед бесчисленными маяками звезд. И трудно порой понять, где же закончилась баллада и началась проза.

Справедливо будет, если после двух фэнтезийных произведений, вспомним об одном фантастическом. В этом жанре песни еще более редки( в этом свете так и приходит на ум вечный спорт физиков и лириков). Но Дилэни практически во всех своих фантастических произведениях удавалось это: передать музыку Вселенной.

Почему тогда "Баллада о Бете-2"? Именно в этой повести смешение сказок, воспоминаний, потрясающих красок пространства и времени можно назвать музыкой Нездешнего, превращаясь в возвышенную балладу о стремлении человечества к звездам, наполненную восторгом перед красотой Космоса, неукротимой жаждой знаний и верой в волшебную силу Вселенной, в которой возможно все, даже самое чудесное и фантастичное, в силу Человека и его способность преодолеть самые непреодолимые препятствия.


В следующей раз мы поговорим о Власти Слова


Тэги: личное
Статья написана 16 февраля 2019 г. 05:40

У Брендона Сандерсона и его "Архива Буресвета" есть два недостатка. Первое — огромные объем романов. Второе- явное влияние Джордана- всего слишком много -героев, сюжетных линий, страданий, слов, ненужных сцен, описаний. И все это требует много времени. В буквальном смысле- промежутки между романами весьма значительны, и есть всегда опасность не дожить до следующего. И на чтение каждого романа уходит не один вечер.

И пока я читаю последний из романов цикла "Давший клятву", захотелось вспомнить три цикла незаслуженно не особо популярных у читателя, но от этого ничуть не хуже романов Сандерсона.



Дейв Дункан "Истории о королевских клинках"

Очень примечательный цикл из трех романов: "Золоченая цепь" "Властелин огненных земель" и "Небосвод мечей"

Аннотация: Действие цикла разворачивается в псевдосредневековом мире. В королевстве Шивиаль самых буйных, никчемных мальчишек зачисляют в особую школу Айронхолл, где путем жестокой тренировки, делают из них Королевских Клинков — лучших воинов мира. Перед зачислением в королевскую гвардию, Клинкам предстоит пройти особый колдовской ритуал, в результате которого они оказываются связанными с королем (или другим подопечным) узами крови.

Но в этой аннотации не говорится главное. При всем обычном наборе фэнтези- короли и рыцари, малые и большие сражения, шпионы и магия. в романах присутствует оригинальная интрига. Первые два из них рассказывают два варианта одних и тех же событий . При этом варианты настолько отличаются друг от друга, что не могут трактоваться, как вполне ожидаемые вариации в восприятии разных участников. Это подразумевает некую тайну. Третий роман рассказывает о том, какой из этих вариантов будет воплощен в реальности. Или не будут оба. Или вообще произойдет что-то совершенно непредсказуемое.



Дэниел Абрахам "Суровая расплата"


Из Отзыва: Хорошая история. Трагичная и неоднозначная, жестокая и справедливая. Об обычных людях, которые, как маятник, колеблются всю жизнь между хорошим и плохим, и никак не находят равновесия. О том, что за все совершенное в жизни бесчестное или злое, как бы тайно и мало оно ни было, рано или поздно придется заплатить. И о том, что есть рецепт, как быть хорошим человеком, разработанный еще на заре нашей истории, но ему никто не следует. А жаль.


В цикле четыре романа, но переведены только три. Потому что история в них закончена однозначно. Все ясно. Остальное излишне. Но главное- какая это история. Здесь есть оригинальная и хорошо проработанная система магии, сложная , многоходовая интрига. Но главное- живые и понятные герои( в романах практически нет злодеев)с обычными человеческими слабостями. Очень приятное и весьма поучительное чтение.


Майкл Салливан "Рийрия"

Здесь у нас длинный цикл и до сих пор еще не завершенный. Но у него есть два достоинства, помимо обязательных Меча и Магии. Первое: все романы имеют весьма скромный размер и, если уронишь томик на ногу, ничего себе не сломаешь. Второе и немалое достоинство: романы очень ровные. Нет совершенно провальных или скучных. Приятные интерьеры, приятные герои, древняя история, Мечи и Магия, эльфы и гномы- все в наличии. Чтение занимательное и, несмотря на описания схваток, притонов и пороков.....целомудренное. Настолько, что можно давать читать подросткам.


Вот такой мой выбор. Следующей темой станет: Баллада о нездешнем


Тэги: Личное
Статья написана 10 февраля 2019 г. 04:23

Сегодня речь пойдет о Поколении достигшем цели. Под эту тему подходит множество романов, потому что долговременные цели могут самыми разными, но речь сегодня пойдет о классической теме: Ковчегах поколений и людях, которые, прибыли к месту назначения.

Я не буду трогать такие известные вещи, как "Пасынки Вселенной", а расскажу о трех книгах, где изначальный план, да, был осуществлен, но результат оказался не совсем таким, как задумывалось. И результат этот не просто спорен с моральной точки зрения, а отличается особой жестокостью.


Гарри Гаррисон "Плененная Вселенная"

Из отзыва: Помните этот жестокий социальный эксперимент в «Поколении достигшем цели» Саймака? Вот и это нечто подобное — путешествие Звездного Ковчега, когда скатывание в варварство, духовная пустота и религиозный фанатизм были запланированы с бюрократической тщательностью. Все несчастья бесчисленных поколений людей, голод и болезни, бездумное следование «традициям», и даже все кровавые жертвы, принесенные жрецами, и вырванные ими во славу бездушных богов сердца — всего лишь пунктики в масштабном плане.

Недооцененный роман Гаррисона, ничуть не хуже в приключенческом плане "Неукротимой планеты". С впечатляющей и неоднозначной концовкой, где бунтарь-одиночка, как и в классическом рассказе, несмотря на всю свою смелость — мышления и действий- всего лишь малый винтик, следующий плану давно умерших гениальных психологов-кукловодов, до самой малой детали спланировавших жестокий эксперимент над своими потомками. Но вот в чем вопрос: при любом, даже самом гениальном планировании, остается риск ошибки. И мы так и не узнаем, вкралась ли такая ошибка в этот план или нет.

Брайан Олдисс "Без остановки"

Из отзыва: Представляя первый полет между звезд, авторы предлагают нам, как правило, два варианта. Либо все трудности будут преодолены и первоначальный план, так или иначе, будет выполнен /«Поколение, достигшее цели» Саймака/, либо — полный провал, катастрофа, потеря контроля над кораблем и откатившееся в варварство человечество/«Пасынки Вселенной» Хайнлайна/. И вариаций про эти две возможности множество.

Но ведь есть и третий вариант: не победа, не поражение, а нечто среднее, неожиданное для всех, поскольку люди вступают на неизведанную территорию, и никто не знает что ждет людей, бросивших вызов Вселенной и ее законам. И «Звездный корабль» в этом отношении произведение примечательное, поскольку рассматривает именно эту, третью возможность.

Скажите, что здесь речь не о том Поколении? Нет, тут все тоже Цель была долететь и вернуться. И это поколение осуществляет возвращение, завершает миссию, пусть даже и не догадываются об этом. Но опять все не так, как планировалось: маленькая неучтенная деталь, мелкая мелочь, превратившая триумф ... нет, не в поражение, в трагедию Но нравится мне этот роман не этим, а моральной дилеммой: вынужденная жестокость или риск для всех людей? Однозначного решения нет и быть не может. И опять нам остается только сами додумать. чем закончится дело, в зависимости от собственных взглядов и предпочтений.

Ким Стэнли Робинсон "Аврора"

Из отзыва: Потому что для этих потомков мечты и надежды предков, сама их Великая Цель станут всего лишь сказками, а Ковчег из транспортного средства, везущего к новому дому, станет самим домом, пусть не очень комфортным, но родным и единственно знакомым. И все усугубит то, что в таком планирование на многие столетия не предусмотришь всего, и всегда что-то пойдет не так. В замкнутом, с ограниченными ресурсами пространстве любое ЧТО-ТО , даже не значительное в других условиях, становится настоящей катастрофой.

Свежий роман, но не могу не упомянуть его в этой теме. Потому что он не просто о Поколении, которое стало жертвой жестокого эксперимента. Он о Поколении, которое сознательно выбрало поражение. Люди из первых двух романов при всей неоднозначности ситуации, характеров и поступков вызывали симпатию и уважение. В них есть и достоинство, и мужество, и воля к жизни. Они достойны стать Победителями, что бы эта Победа не значила.

В "Авроре" все иначе. Все вроде бы тоже самое, но это Поколение не вызывает ни уважения, ни даже малого сочувствия. Не любим мы нытиков, пораженцев и предателей, какие бы веские оправдания они приводили своим поступкам.

В следующей раз, как и обещала, я назову три фэнтезийных цикла, которые ничуть не хуже "Архива Буресвета" Сандерсона


Тэги: оичное



  Подписка

Количество подписчиков: 134

⇑ Наверх