Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «primorec» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Страницы:  1  2  3  4 [5] 6  7  8  9 ... 101  102  103

Статья написана 5 января 06:21

И снова возвращаемся к этому злободневному вопросу. Практически каждый второй  фильм или книга в последнее время внушает- думай сердцем, думай сердцем, думай сердцем. Черт, у нас для этого специальный орган природой предусмотрен- головной мозг. И если его не тренировать "думаньем", то он атрофируется.  И вот что интересно, первый роман автора был целиком о том, что бывает, когда думаешь головой, а вот это второй полная ему противоположность — о том, что получается, когда думаешь сердцем. И, если бы чуть больше иронии, получилась бы почти сатира на современность. Но иронии как раз и не хватило: Энди Вейер "Артемида"


И снова Луна. К слову, меня это радует. Когда пишем о далеких звездах, да, захватывающе, да, восхитительно, но все же понимаешь- ни тебе, ни твоим  детям и даже внукам до этих интересных времен не дожить. А Луна, она вот, видна в окне, и мы там уже были. А значит все не так плохо: полетели тогда, и снова сможем . Это почти сейчас: не слишком отличное от нашего времени в своих мечтах и пороках.

С одной стороны, это очень хорошо: все понятно и узнаваемо до раздражающего тормозящего интернета включительно. С другой,  узнаваемо до такой степени, что становится неуютно от такого близкого будущего – неужели не одумаемся и все это продолжится?

В свое время "Марсианин" мне понравился героем и уважительным отношением к науке.  Человек достигал чего-то благодаря знаниям и умениям, а также уму, сообразительности, мужеству, самодисциплине,  критическому взгляду на мир и самоиронии. Это был рассказ о времени Первых и  об одном из них, о благородном самопожертвовании и объединяющей идее, о торжестве разума и воли. Но именно это стало в глазах  многих читателей главным недостатком романа: мало событий и эмоций, и слишком много фактов, описаний и рассуждений. Ну и герой был слишком уж положительный,  все то у него строго по уставу и по законам физики и химии. А где муки совести, тяжелое детство, комплексы, несчастная любовь? Где мятежный, революционный дух, обличающий пороки мира?

Такие читатели должны быть полностью удовлетворены "Артемидой": главная героиня полная противоположность Марку Уотни(да,да- модное «женщины спасут мир», ну, или хотя бы его малую часть). Это не занудный технарь, тщательно прорабатывающий и просчитывающий каждую даже малую деталь, держащий свои эмоции в узде и контролирующий каждый шаг. Это эмоции и  действие. Ну, вы поняли: думай сердцем, а не головой.

Боже мой, сколько поколений читателей и зрителей пытались следовать в жизни этому совету и обнаруживали, что он имеет некоторые, чаще непредсказуемые и негативные,  последствия?  Если бы все они решили письменно поделиться опытом применения «думанья сердцем», то это был  бы самый длинный, разнообразный и жуткий триллер на свете.


Вот и наша героиня активно претворяет данный принцип в жизнь, ввязываясь в абсолютно идиотские авантюры, в которых замешаны и политика, и мафия, и семейные проблемы. Это вам не положительный во всех отношениях Марк Уотни, это скорее больной максимализмом подросток, который вечно обижен на весь мир, все знает сам и действует,  исключительно исходя из минутного эмоционального порыва. И потом удивленно взирает на неожиданные последствия, которые, как понимаете, были вполне предсказуемы, стоило только минут пять пораскинуть мозгами.

Только вот "подростку" этому уже лет этак 25-ть. И это первое пугающее "настоящее". Я вот недавно прочитала во вполне серьезной статье о 30-летних подростках. Что поделаешь, примета времени- глобальная инфантилизация общества. И меня сильно пугают такие герои, которые тащат во взрослую жизнь свои неизменные подростковые представления, подчерпнутые из не очень качественных книг и фильмов, о том, что такое окружающий мир и как надо решать его проблемы. Мне, знаете ли, сильно неуютно в таком мире нарушенного баланса разума и чувств, головы и сердца. В таком мире моя голова постоянно кричит, что пора бы делать ноги. И подальше.

Второе неприятное "настоящее". Книга написана с явной оглядкой на последние мировые политические и социальные тенденции. На этой  новой Луне просто рай-райский. Представители разных рас живут бок о бок в мире и согласии, мусульмане религиозно терпимы, граждане сексуально раскрепощены, семейные отношения разнообразны, хакеры, контрабандисты и бармены патриотичны и всегда готовы к маленьким подвигам во имя справедливости. И никаких захвативших космос белых колонизаторов и всяких там служителей закона, мучающих окружающих уставами и инструкциями. Кому это вообще надо, если можно быстро и по справедливости?

Хотя, странно: в этом городе будущего правят бал вполне себе средневековые профессиональные гильдии, процветает коррупция, проституция, и царит такое классовое расслоение, что куда там нам до него. Хотя если уж свобода, то свобода во всем, чего уж там мелочиться, кто мы такие, чтобы контролировать личную инициативу, свободу предпринимательства и самовыражения?

Безусловно, такой "современный" во всех отношениях роман вскоре перекочует на экраны. С очень эффектными гонками на луноходах, прыжками в скафандрах, драками, наивными поступками, простенькими загадками и прямолинейными подростковыми решениями. На фоне сияющей в черных небесах голубой Земли. Все будет ярко, красиво, увлекательно и с понятными любому подростку(не забываем-теперь это уже не время жизни, а образ жизни и мировоззрение) героями, с голливудским счастливым  финалом с признанием заслуг «хороших» и наказанием «плохих». Кому нужен Марк со своей картошкой и скучной наукой, когда все решается так просто и занимательно?

Иногда казалось, что «Артемиду» написал совершенно другой автор, настолько разнятся герои и то, чем они живут.  И я не могу поверить, что это сделано только в угоду читателям- подросшим, но не расставшимся с детством,  поклонникам всяческих Игр.  Куда подевались легкая ирония и грусть о героических и умных временах? И так  хотелось бы надеяться, что все не скатится к бесконечному  заигрыванию  с аудиторией скучающих подростков и следованию всем современным тенденциям говорить и писать «как надо», а не «как есть».(Тут то как раз все сразу начинают думать головой, а не сердцем, не так ли?)

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru

В следующий раз мы отправимся в мир  Бекланской империи Ричарда Адамса, чтобы окунуться в интриги и нравы величественных дворцов и увидеть их глазами умудренных в любовных утехах наложниц. "Майя"


Статья написана 31 декабря 2017 г. 06:43

Дорогие друзья!


Прошел еще один год. И я очень старалась по мере сил рассказывать вам о своих впечатлениях от прочитанных книг. Рассказывать честно и интересно. Конечно, не все удавалось. Очень бы хотелось писать в колонку чаще, но не получается. (Когда то я наивно думала, что стану начальником и смогу меньше работать, а получилось совсем наоборот).

Но все же о самых примечательных прочитанных книгах я вам рассказала. И не моя вина, что чаще я ругала, чем хвалила. Этот год вообще был годом разочарований: огорчали даже писатели, на которых возлагала большие надежды. Книг, от которых было невозможно оторваться, которые заставляли думать и переживать, было ничтожно мало.

Поэтому мое новогоднее пожелание будет о наболевшем. Желаю всем больше качественных и интересных книг от талантливых авторов. От тех, кто не боится высказывать свое мнение, даже если оно не нравится читателям. От тех, кому есть что сказать нам, читателям, и от тех, кто не боится экспериментировать, ищет новые сюжеты, дает волю воображению, а не следует проверенным штампам.

С НОВЫМ ГОДОМ! и УДАЧИ ВСЕМ НАМ!

Новый год я начну с моих впечатлений от романа Энди Вейера "Артемида"


Статья написана 18 декабря 2017 г. 04:17

Целый год пролетел незаметно за чередой событий и работой.  И среди всей этой суеты  было достаточно книг, о которых мы с вами говорили. Правда,  не так часто, как хотелось. Но все же можно подводить очередные годовые  итоги чтения.

Сначала мое общее впечатление. Год прошел под знаком  Разочарования. В этой номинации сложно выбрать, поскольку горчали все: и новички, и маститые авторы.


Если говорить о последних, то это было разочарование особого рода, разочарование опытного читателя. Вот возьмем трилогию Кима Стэнли Робинсона о Марсе. Я ее довольно высоко оценила, но оценила за социальную часть, а никак не за захватывающее и будящее воображение чтение, какое любители фантастики в праве ожидать от романов о Красной планете. Или, к примеру, "Хронолиты"    Роберта Чарльза Уилсона— вновь отличная социальная часть и слабое приключение. Или Тед Косматка с его "Мерцающими".

Беда не в том, что не нужно ставить проблемы и задавать вопросы. Это как раз и есть задача фантастики. Беда в том, что говоря о них неинтересно, можно оттолкнуть от жанра всех тех читателей, которые хотели бы не только стрелять и бегать, но и немного шевелить мозгами, но при этом желали бы, чтобы этот процесс был не менее захватывающим, чем простое физическое приключение.

Но ладно маститые. У них есть сильные социальная и научная составляющие. Но как объяснить целый вал пустых историй от молодых, которые должны просто фонтанировать новыми идеями? Но нет же: год принес множество слабых и пустых книг, содержание которых с трудом можно вспомнить уже после закрытия последней страницы.

Не буду перечислять всех. Но все же пальму первенства в номинации "Разочарование года" я отдаю Дженнифер Фэнер Уэллс  с ее потрясающе пустым романом "Цель".

Это было о плохом. Теперь перейдем к хорошему. Номинация "Открытие года". Тут я радостно отмечаю: это польские авторы Кшиштоф Пискорский с его "Тенеграфом" и Ярослав Гжендович с «Владыкой  ледяного сада: Ночной Странник». Безусловно, продолжу читать и следить, хотя пока не могу сказать, что это лучшее, что я читала в этом году.

А лучшем будет следующее. В номинации "Фэнтези" это будет Гай Гэвриел Кей   «Дети Земли и Неба». Второе место я отдаю Брендону Сандерсону с его "Сплавом закона" и  "Тенями Истины".

В номинации "фантастика" , к сожалению, в этом году у меня только один победитель. И это- Йен Макдональд и его  "Новая Луна". И опять, как и в прошлом году, главный критерий моего выбора был в исключительной "интересности" темы и ее подачи. Мне было захватывающе интересно и это по-прежнему главное для меня в фантастике.

Кстати, хочу выделить в этом году в отдельную  номинацию космический боевик, в которой победу отдаю Грегу Биру с его "Псам войны: пробуждение Ареса".

Ну и на последок, что же запало и что обязательно перечитаю. И это будет великий мастер Толкиен с его «Неоконченные предания Нуменора и Средиземья», которые по-прежнему манят и обещают, и не оставляют равнодушным никого.

И вот этого я хочу пожелать всем, и прежде всего себе самой, в Новом читательском году: книг, которые манят, завлекают, обещают и .. не обманывают нас.


Тэги: Личное
Статья написана 5 декабря 2017 г. 05:20

Скорее всего, я сужу слишком строго. Но я считаю этого автора  одним из немногих, кто пишет сегодня оригинальную и именно научную фантастику. Отсюда и впечатление: многое показалось сырым и непродуманным, и, более того, написанным исключительно в угоду читателю, даже если это написанное идет вразрез с логикой и здравым смыслом. Конечно, хочется, чтобы тебя читали, но есть все же какая то грань, которую переходить не нужно в следовании ожиданиям читателей и  моде  в подаче определенных тем. Ну, и библейские сюжеты- они все же предполагают, что автору есть что сказать нам о Человечестве. Но судить вам: Нил Стивенсон "Семиевие":


"И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их. (Книга Бытия. Глава 6)". Но в первый раз Бог все же передумал и решил дать обитателям Земли второй шанс: выбрал праведника Ноя с семьей, чтобы они построили Ковчег и спасли всех остальных обитателей, не умеющих работать топорами и молотками. И все ради второго шанса.

Не знаю, что под этим точно подразумевалось, но подозреваю не то, что получилось в итоге. И обещание "не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал. (Бытие, глава 8)"- наверняка показалось Создателю слишком поспешным.

Но, случилось так, что у Создателя (Вселенской справедливости, мудрых инопланетяне или кто там еще) терпение, наконец, лопнуло, и он все же нашел вариант обойти свои собственные клятвы и наслать кое-что посущественней 40-дневного дождя. В этот раз не было никаких увещеваний, никаких инструкций на тему постройки средства спасения. Только приговор окончательный и беспощадный. Хотя, как по мне, так несправедливо жестокий: ладно люди, с них спрос особый, но кошки тут при чем?

Но получилось, что получилось. Не будет никаких героев-одиночек или гениальных ученых, спасающих мир в последнюю оставшуюся секунду. Гибель для всех и ее не избежать. И можно спасти только немногих с призрачной надеждой, что когда-нибудь их потомки смогут возродить былое величие Человечества.


Оставим за бортом приключенческую часть. Все- космическую катастрофу и космическое же спасение со всеми резкими поворотами сюжета, неожиданными(и абсолютно нелогичными) решениями, интересными ходами с использованием роботов, фантастическими орбитальными станциями, техническими находками и хитроумными способами избежать неминуемой гибели. Я хочу поговорить о другой составляющей, которая сделала этот роман....противоречивым.

К сожалению, основная тема- как возник и почему стал именно таким мир, порожденный Семью прародительницами- определяет все повествование. Это как раз тот самый случай, когда все подгоняется  под задуманный финал. Иногда кажется, что сначала был написан роман о  вариантах выживания и будущем Человечества после Апокалипсиса. Вполне стандартный, но занимательный. И только потом автор решил написать о том, что было до того.  О том как дошли до жизни такой,  пришивая «белыми нитками» сюжетные ходы к основной задумке. И ничего, что эта «подгонка» порой противоречит элементарной логике и здравому смыслу.

Что хотите делайте, но я не могу поверить, что среди имеющихся в наличии 7 млрд людей нет( не праведников, нет) а просто молодых, здоровых, умных, собранных и смелых(причем все это вместе), тем более что требуется всего лишь пара тысяч. Может кто не знает, но в мире есть молодые ученые с отменным здоровьем и умеющие много чего делать собственными руками, есть ученые  в погонах всех родов войск, включая космические- и опять же молодые, здоровые и главное дисциплинированные, есть не слабые отряды космонавтов и астронавтов, включающий людей самых разных профессий, специальностей и уровней  знаний, опять же физически и психически здоровых. Есть управленцы, способные организовать что угодно и где угодно с использованием абсолютного минимума средств. И главное есть- множество других молодых- умных, здоровых во всех отношениях, умеющих работать руками и головой, смелых и дисциплинированных, готовых к любым трудностям(все это одновременно), чтобы образовать вполне достойный отряд, нацеленный на выполнение любой самой сложной задачи и для работы в самых сложных условиях.


Как вы понимаете, такой отряд действительно мог бы выполнить задачу, погубив весь замысел романа. И потому Человечество совершенно забывает о всем своем опыте выживания, делает одну фатальную ошибку за другой и предстает перед нами бесконечно глупым, беспомощным и порочным, вручая свою судьбу совершенно случайным и неподготовленным людям. и в результате, целые две обширные части, описывающие катастрофу и отчаянную попытку спасения, представляются набором нелепостей, единственной задачей которых- вывести на часть третью, описывающую новое Человечество.

Вполне ясно сразу из названия, что сотворить в этот раз мир доверили не Адаму или Ною, а Еве, точнее семи Евам. Адамов мир и мир Ноя были не очень- в них правили агрессивность, жестокость, алчность, эгоизм и прочие пороки.  Они, эти мужские миры,  признаны виновными во всех вселенских грехах разом, осуждены и приговоры привели в исполнение.

И вот новый шанс. Маятник качнулся в противоположную сторону. Евы, как существа более мягкие и творческие, могли бы разнообразить и улучшить мир, сделать его подобрее, потерпимей и покрасивее. Более женственным. Могли бы, но вот понравился вам этот мир? Когда вместо единения — новое, еще более острое разобщение. Вместо искоренения пороков- еще большее их количество и разнообразие?

Но главное…главное не в этом. С моей точки зрения, библейские сюжеты очень коварны. В какой бы форме они не подавались, без морали они превращаются в обычное приключение. И не важно в каком виде сюжет подается- реализм, мистика, фантастика, юмор или сатира- мораль должна присутствовать. В этом вся соль истории:  зачем автор воскрешает старый сюжет и что он хочет нам сказать. В этот раз это осталось загадкой. Я так и не поняла, почему автор считает, что мы достойны спасения. Почему женщины справятся лучше там, где целых два раза мужчины потерпели крах. Почему это Человечество лучше, чем было наше. Но стало ясно одно: Евам, как и Адамам,  важное дело доверять нельзя(можно проще, но будет грубо), а  политиков и дураков надо выбрасывать в открытый Космос. Без скафандров.

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru


Статья написана 22 ноября 2017 г. 04:24

Сандерсон вырос, мастерски освоил приемы, изучил настроения читателя и заматерел. Этот цикл явное тому подтверждение. Кажется, что теперь он может бежать... ой , простите, писать бесконечно долго, не сбивая темпа.  Рекомендую крепкое, профессиональное и по-хорошему стандартное фэнтезийное чтение: Брендон Сандерсон "Тени Истины::


История мира Пепла и Стали началась для нас в момент, когда кучка неудачников решилась на небывалое: свергнуть тысячелетнего тирана, перевернуть весь мир, чтобы на его костях построить новый. Может быть, если повезет. Поскольку никто из разношерстных участников так далеко не заглядывал: одних вела просто ненависть, других — любовь к авантюрам, третьи вообще просто случайно оказались в центре событий и безвольно плыли по течению. Но ведь получилось же, хотя и не совсем так, как планировалось. И уж вряд ли герои планировали тогда, что наступят времена, где они почитаются как боги, и уж тем более не планировали, что несправедливость, ради уничтожения которой они пожертвовали столь многим, даст новые уродливые побеги.

Сразу сделаю небольшое отступление: со времени первого романа Сандерсон вырос как автор, превратившись из подающего надежды литератора в признанного и маститого мастера фэнтезийного жанра. Соответственно изменилось и написание. И самое приятное в том, что автор уяснил, что как бы ни были любимы читателям герои или занимателен мир, для поддержания интереса постоянно необходимо предлагать нечто новое. Или старое, но в новой упаковке. Стоять на месте, кормить читателя нудными диалогами, заставлять героев заниматься самокопанием и самоистязанием – своими руками рыть глубочайшую могилу своему великолепно прописанному и продуманному до мельчайших деталей миру и всем населяющим его героям и злодеям. Также не рекомендуется принуждать читателя проходить тяжкий путь, не предлагая передышку в виде отложенного чтения без каких-то фатальных последствий для понимания сюжета.

Позволю напомнить, что предыдущий роман вполне мог бы стать и законченным произведением. Вакс Ладриан и его друзья Уэйн и Мараси благополучно выпутались из всех передряг и получили заслуженную награду. Маячила на горизонте некая тайна, но не появись следующий роман, вы бы прекрасно жили и без ее раскрытия. И это очень неплохо, учитывая, что между изданиями частей сериалов у нас иногда проходит полжизни. В таких условиях появление продолжения становится приятным сюрпризом, а некая завершенность и самостоятельность частей не заставляет судорожно вспоминать, что там было до этого и кто все эти люди. И не волноваться, где купить или достать Часть первую, чтобы не чувствовать себя неловко. Сандерсон к счастью научился мастерски обходить этот вопрос, ненавязчиво напоминая(рассказывая) по ходу действия важное, и опуская второстепенное. Потому читать можно с любой части, просто получая удовольствие от истории.


А она, эта история начинается(продолжается- кому как)опять с расследования таинственных событий. Не спокойно в землях обетованных, оставленных в наследство великими героями своим потомкам. На современном языке подобное называется «кто-то раскачивает лодку», что подразумевает, что некто аморфный и неуловимый стремится нарушить хрупкое равновесие в обществе. Слух, интрига, сомнение, утечка информации, точечное действие – все пущено в ход, чтобы посеять рознь, неприязнь и вражду. Умелые действия и не менее умелая подача информации всегда могут раздуть один факт до масштабов национального бедствия, одно неумное слово до размеров признанной идеологии, что приводит в итоге к потрясениям и изменениям мирового масштаба. Тем более, что в мире Пепла и Стали это уже однажды проделывали.

Вот с чем приходится столкнуться нашим героям. Это не банальный заговор или кража, даже с целью захватить власть, это нечто большее, затрагивающее самые основы. И в центре всего этого- то самое новое (хорошо забытое старое), о котором говорили выше. Хорошо, что автор настолько овладел мастерством, что может держать темп в длительных забегах, не сбивая дыхания. Хорошо, что вспомнил об очень удачном ходе материнского цикла- расе, способной изменять свой облик, что давало огромные сюжетные возможности. Хорошо и то, что старые ходы получили новое воплощение, давая развитие и детективу, и вестерну, и фэнтези. Еще более приятно, что действие и герои остаются вполне сбалансированными: «тяжелые» эпизоды погонь, драк, кровавых разборок , политических интриг и божественных вмешательств перемежаются с «легкими» , разгрузочными и забавными вставками, что не дает сюжету сваливаться в занудную мрачность или морализаторство.

И уже традиционная промежуточная завершенность, позволяющая без нервов ждать следующей части. Хотите, можете остановиться в этом месте, а хотите – ожидайте продолжения, чтобы узнать, кто же этот Кукловод, который замаячил на горизонте.

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru


Страницы:  1  2  3  4 [5] 6  7  8  9 ... 101  102  103




  Подписка

RSS-подписка на авторскую колонку

Количество подписчиков: 119

⇑ Наверх