Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 21 мая 2014 г. 08:58

И опять, в который уже раз, мои благодарности лаборанту пофистал. После "Иных песен", которые прекрасны, но явно не относятся к вещам, с которыми мозг отдыхает от тяжелых будней, этот небольшой роман пошел очень и очень хорошо. С удовольствием представляю: Джон Стиц "Встречи на "Красном смещении"[/URL]

Джон Стиц "Салон "Забвение", "Встречи на "Красном смещении"
Джон Стиц "Салон "Забвение", "Встречи на "Красном смещении"
Гиперпространство — это такая штука, которой уже совершенно не удивишь современного любителя фантастики. Это явление родилось, когда появилась острая необходимость решить проблему с конечностью скорости света, которая, как назло, препятствует динамичному развитию сюжета. Ну, скажите на милость. какие могут быть приключения или войны, если между причиной и следствием проходит не один десяток лет, да и то при условии, что придумаешь, как развить эту самую скорость света. За годы могут забыться все причины, побудившие отправится в путешествие, и возникают совершенно другие причины-следствия, когда прибываешь на место.

А читатель ждать не любит. Тем более, что, если соблюдать все законы природы, то и количество сюжетных ходов, связанных с этой самой конечной скоростью, тоже величина не бесконечная. Поэтому решили просто: входим в некое гиперпространство и чудесным образом, когда сразу, когда через разумный промежуток времени, оказываемся совсем в другом месте. Как это происходит — вопрос другой и не имеющий к приключению никакого отношения.

А в этой книге как раз это имеет главное значение. Решающее и определяющее успех. Приключение звездолета " Красное смещение" не просто бы не получилось, оно бы не состоялось без детальной проработки физических законов и следующих из них эффектов. Это необычное пространство, описанное детально и скрупулезно, слой за слоем, становится не просто фоном, а еще одним полноправным — и далеко не рядовым- героем всего романа. Это главный и решающий аргумент в пользу всей книги.

Второй аргумент. Это кажущаяся простота и линейность сюжета. Ничего лишнего, ничего глубоко психологического или подчеркнуто многослойного. Почти готовый сценарий для экранизации: герой с темным прошлым, благородный и неустрашимый, прекрасная героиня, нашедшая свой идеал, море погонь, драк, поисков сокровищ, загадок, за которыми, тем не менее, всегда следуют отгадки. Линейный сюжет с так любимыми Голивудом экскурсами в истории главных героев. И все это на фоне впечатляющих картин космоса и таинственных планет. Готовый космический боевик, ждущий экранизации.

Но периодически за всеми этими вещами кое- что проскальзывает любопытное. О перевернутых пирамидах сокровищниц, мрачных подвалах религий и темных сторонах благополучных цивилизаций. Эти идеи мимолетны и умело вставлены в текст, почти незаметны, но оставляют тревожное ощущение от общей картины обязательной победы Добра над Злом.

Мне роман понравился и как боевик, и как научная фантастика. Без боевика рано или поздно стало бы скучно от описаний странных эффектов, а без них роман стал бы пресным и плоским, одним из многих на подобные темы. А так я точно не забуду слоистую фантастическую реальность " Красного смещения" , в которой можно встретить и обычного Героя и обычного Злодея.


Статья написана 20 мая 2014 г. 05:41

Возвращаясь к первой истории: И снова Кедровка и ее многочисленное потомство

Кедровка в всей красе
Кедровка в всей красе
Для поклонников сериала "Пятнистая семейка" сообщаю о долгожданном событии. Первая серия нового сезона уже в Интернете. Это хорошая новость. Но есть и плохая... А, может, и нет. Посмотрим.

За жизнью Кедровки и ее котят с напряжением следили тысячи пользователей сети Интернет со всего мира. Они искренне переживали за судьбу семейства и с нетерпением ждали продолжения фильма, который обрывался на самом драматичном месте: самый мелкий и слабый котенок умудрился поранить переднюю лапу, а всей семье угрожала неведомая опасность. Не менее драматична и первая серия "Пятнистой семейки-2": наступает зима и, после долгого перерыва, мы вновь видим Кедровку, но она одна. Куда делись ее котята? Неужели произошло самое ужасное — погиб весь выводок, и все надежды экологов на пополнение популяции редких хищников были напрасны? Ответов на эти вопросы придется ждать целую неделю: новые серии "Пятнистой семейки-2" будут появляться в свободном доступе раз в семь дней.

Фильм о жизни леопардов возник в процессе реализации проекта видеомониторинга в национальном парке "Земля леопарда". Десять автоматических камер были расставлены на участке обитания семейства в ноябре прошлого года и в течение почти двух месяцев снимали жизнь леопардов. Всего получено свыше семидесяти часов уникального видеоматериала.

О том, что в национальном парке обитает "многодетная" семья леопардов стало известно прошлой осенью. Самка леопарда приносит трех котят крайне редко, и не все доживают до взрослого возраста. Поэтому ученые и экологи решили узнать как можно больше о жизни самки по кличке Кедровка и ее трех котят.

"Мы с нежным трепетом следим за судьбой Кедровки и ее детенышей, ведь рождение сразу трех котят – это уникальный случай, и остается надеяться, что с котятами все будет хорошо", — сообщил мне директор нацпарка Андрей Бородин.

"Проект доказал: вполне возможно сделать так, чтобы сугубо научные данные стали интересны широкой аудитории, — подчеркнула заместитель директора парка "Земля леопарда" по научной работе Елена Салманова. — Фильм привлек в ряды защитников дальневосточного леопарда уже сотни пользователей интернета. И вскоре их может стать еще больше: первые восемь серий уже переведены на английский язык".

Кстати, обратите внимание: на сайте "Земли леопарда" есть чудесные обои для вашего компьютера. Портреты Кедровки и Лорда могут удивить ваших коллег и родственников.

Фото: нацпарка "Земля леопарда"


Статья написана 18 мая 2014 г. 07:31

Это было долгое чтение. Не потому, что было скучно. Напротив, мне — поклоннице Джина Вулфа — хотелось, чтобы чтение не заканчивалось и длилось вечно. Именно о том, как мне удалось достичь такого состояния — мой — даже не отзыв или рецензия — рассказ. Не о структуре сюжета, наполнении деталями, философии Аристотеля — об этом уже написали другие толковые отзывы. Об эмоциях, ассоциациях и идеях, рожденных в моей голове "Иными песнями" Яцека Дукая.

Яцек Дукай "Иные песни"
Яцек Дукай "Иные песни"
Аннотация: Если говорить о фабуле, "Иные песни" — это рассказ о человеке сломленном войной, но который постепенно обретает достоинство. Так же это и роман об альтернативной Земле, на которой существуют летающие города, и жители которой колонизировали Луну. Еще это рассказ о вторжении Чужих — совершенно непонятных существ, искажающих Реальность. Но самая замечательная и бросающаяся в глаза черта романа Дукая, это Вселенная основанная на предположении, а что, если бы Аристотель был прав, и мир состоял из Материи и формирующей ее Формы?...

"Иные Песни" не поддаются классификации, посему роман могут читать (и полюбить) сторонники различных жанров небанальной литературы.

Небольшое лирическое отступление, которое, тем не менее, поможет понять суть происходящего

Любите ли вы песни на иностранных языках? Нет, не на тех, которыми владеете свободно, а на тех, которые знаете едва-едва, несколько десятков слов, не больше, или на тех, слова которых для вас просто набор звуков, мелодичных или режущих слух своей чуждостью? Вы слушаете такие песни без раздражения? Если, да, то продолжим наш разговор.

Я люблю все хорошие песни, на каком бы языке не рассказывал певец свои истории. Сначала ты пытаешься уловить хоть какой-то смысл в звучащих словах, ловишь знакомые сочетания звуков. Твой мозг усиленно работает, пытаясь интерпретировать получаемые данные в знакомые слова и символы, но все его попытки напрасны.

И вот, когда ты уже сдался, что-то щелкает внутри головы. По давно спящим аксонам и синапсам пробегают электрические волны, вызывающие к жизни давно забытые ассоциации и эмоции, и, неожиданно, из глубин мозга всплывает УЗНАВАНИЕ — этот таинственный левиафан ПОНИМАНИЯ. Звуки полузнакомого или вовсе незнакомого языка сливаются со звучащей мелодией, и становится понятен СМЫСЛ, заключенный в этих Иных песнях. Иногда это глубинное понимание даже невозможно выразить словами. Я знаю, я понимаю, я готов петь эту песню вместе с вами....

Путешествие материалиста в страну Зазеркалья

Мир Иных песен — это своеобразное "Зазеркалье" нашего с вами существования. Мы дети мира, где материальное главенствует над духовным. Мы практичны, рациональны, свято верим в нерушимость причинно-следственных связей и всегда знаем, где "черное" и где "белое". Нам исключительно неуютно в мире, где мысль главенствует безраздельно и формирует материальное, лепит материю по своему усмотрению, и творит саму Вселенную. Где более сильная мысль и воля творят структуру и наполнение всего мира, а более слабые духовно обитатели просто слепо следуют уготованной им судьбе.

/Думаю в этом месте, кто-то сразу скажет: если так посмотреть, то это никакое не Зазеркалье. В нашем мире все то же самое: сильные мира нашего кроят для слабых судьбу, только действуют при этом более грубыми, материальными средствами. Но чтобы попасть в Зазеркалье, надо сначала посмотреть в Зеркало. Не правда ли?/

И вот я, материалист до мозга костей, неожиданно попадаю в такой мир. Мне чуждо все. Я не знаю его законов, поскольку философию Аристотеля изучала тридцать лет назад, да и то ей был уделен маленький абзац. Я почти не знаю этого языка, сформированного господством мысли над материей. Я теряюсь среди незнакомых слов, фраз, событий, пытаюсь уловить их смысл, а мой мозг рационалиста мучительно ищет знакомые вехи, причины, следствия, чтобы втиснуть получаемую информацию в знакомую и устоявшуюся картину мира. Мне неуютно, некомфортно и хочется вернуться к привычному. В этом месте можно бросить все и закрыть книгу.

Но я люблю песни на незнакомых языках и знаю рецепт их восприятия. В какой-то момент я отключаю свои рациональные мозги, и начинаю воспринимать текст так, как слушаю Иные песни. И это срабатывает: на помощь приходит память, воскрешающая эмоции и ассоциации. И тогда история жизни господина Иеронима Бербелека с ее взлетом, падением и новым взлетом, с его упорным и одиноким "нет" всем сильным, пытающимся перекроить его судьбу, становится почти личной и глубоко разделяемой. И тогда все, что так раздражало — незнакомые законы, понятия и слова — воспринимается гармонично.

Т.е. я хочу сказать, что невозможно вступить в этом мир туристом, который несет с собой шлейф из обыденных забот, устоявшихся понятий и нежелания поступиться своими привычками ни на минуту. По этому миру надо путешествовать устремленным исследователем, оставившим за спиной прошлый опыт рационального восприятия, как по реке или морю, полностью отдаваясь течениям-событиям и воздушным потокам-эмоциям., по волнам узнавания и понимания.

Еще одно лирическое отступление: отголоски Иных песен в закостенелой душе материалиста или зачем все это нужно

Я хочу заметить, что сознательно ничего не пишу о построении сюжета, переводе/хотя труд переводчика в этом случае — героический подвиг, не меньше/, развитии образов героев. Потому что в данном случае это абсолютно бессмысленно. Сухие слова ничего не скажут, не подготовят к восприятию и не ответят на вопрос: читать или не читать. Книга или очень понравится или вызовет полное отторжение. Единственное... Вам нравится Джин Вулф и его "Книга Нового Солнца"? Причем даже не первая часть, а последующие, где эмоциональное важнее рационального? Вы смогли дочитать "И явилось новое Солнце"? Если, да, то вы готовы и к восприятию "Иных песен".

Теперь же я хочу ответить на свой собственный невысказанный вопрос. Зачем это нужно? Зачем придумывать такой сложный мир, наполнять текст непонятными словами, наслаивать уровни значений и скрытых смыслов. Можно ведь просто, ясно, без затей. Линейный сюжет, однозначные герои, динамичные события.

Я отвечаю сама себе, так, как прочувствовала. Все дело в идентификации. В своих и чужих. В нашем сложном мире, где происходит миллионы событий, уже невозможно исходить из крайних определений, деля мир строго на "черный" и "белый". Все усложняется многократно и линейный подход уже не годится. Не достаточно знать всего лишь один язык и утверждать, что он — единственно верно описывает окружающий мир. Без умения слушать, слышать, узнавать и понимать Иные песни уже ничего не получается. Вот такая моя версия, зачем и почему нужны нам " Иные песни" Дукая.


Статья написана 17 мая 2014 г. 14:13

Музейный чердак: старые вещи и общая память
Музейный чердак: старые вещи и общая память
Я про вас не забыла. Было много работы, суеты и поездок, но я про вас помнила. Снимала для будущих статей, встречала интересное и необычное. Читала очень объемную и сложную вещь — "Иные песни" Дукая. И сейчас наступило время " вывалить" на вас накопившиеся впечатления.

Сегодня "Ночь музеев" и , надеюсь, вы хорошо проводите время в своих городах. Понятно, что и я не могла пропустить такое событие: масса интересного, но вот, что мне понравилось более всего.

Музейный чердак: старые вещи и общая память
Музейный чердак: старые вещи и общая память
После долгого ремонта открылось старое здание музея им. Арсеньева, построенное еще в 1888 году. Теперь здесь разместился Музей Города. Всегда было обидно: город есть, история у него есть, а места, где хранить эту историю — нет.

Понятно, что излазили новый музей от и до. Но самое интересное обнаружилось .... на чердаке. Экспозиция эта так и называется " Старый чердак".

Музейный чердак: старые вещи и общая память
Музейный чердак: старые вещи и общая память
Что обычно хранили на чердаке? Старые вещи, которые пока жалко выбросить. Игрушки, которые были долгие годы добрыми друзьями, виниловые пластинки с вышедшими из моды песнями, потрескавшуюся посуду, ботинки с коньками, которые стали малы, лыжи/ может на следующий год выберусь покататься/ неизвестно откуда привезенные сувениры и дедушкины письма, которые он писал еще юной бабушке, альбомы с детскими рисунками и старую швейную машинку. Мало ли что можно хранить на чердаке.

Музейный чердак: старые вещи и общая память
Музейный чердак: старые вещи и общая память
Вот и на этом чердаке можно найти все что угодно. Все вещи принесли обычные горожане и получился музей обычной жизни 50- 80 годов прошлого века. История вещей, история людей, не такая уж давняя. Среди этих вещей даже самые молодые могут ходить и говорить: ой, у нас точно такой же комод стоял в чулане. Или вот такую швейную машинку я видел у своей бабушки. И сразу вспомнить и дедушку с бабушкой, которым принадлежал старый комод или швейная машинка, и сладкое варенье, и первую книжку, и подаренный на день рожденье долгожданный велосипед и многое еще чего.

Музейный чердак: старые вещи и общая память
Музейный чердак: старые вещи и общая память
Так мы и бродили с мужем по этому темному чердаку, натыкаясь то на уголок советского школьника с припрятанным альбомом для марок, то на " рабочее место" юного фотографа, то на швейную машинку с ножным приводом или обычную чугунную сковородку. Знакомые вещи, воскрешающие дорогие воспоминания детства и юности. Вспомнили, что и у нас лежит доставшаяся от прабабушки одна из первых советских искусственных елок и игрушки к ней. Решили подарить ее этому замечательному музею: в нем ведь тоже есть времена года.

Еще одна вещь понравилась в этом новом музее. Практически на каждом углу лежат такие большие альбомы, в которых можно написать свой рассказ: о себе , о своей семье, о том, что тебе дорого, оставить фотографию или рисунок. И внести свой вклад в Музей Города.

Но самое приятное в таком музее это то, что его можно организовать где угодно. В школе, в клубе, в кафе, во дворе дома. Экспонаты есть у каждого дома, а тематику экспозиции можно менять хоть каждый день. Было бы только желание.

Фото: Собственное


Статья написана 9 мая 2014 г. 02:54

Есть много прекрасных, горьких, проникновенных, торжественных или эпических стихотворений о войне. А мне больше всего нравится вот это. Наверное, потому что оно больше даже не о войне, а о Памяти. В нем о нас сегодняшних больше, чем об истории. И актуально, как никогда. С Днем Победы!







Дмитрий Сухарев, 1977 год

ВСПОМНИТЕ, РЕБЯТА












Вспомните, ребята, поколение людей

В кепках довоенного покроя.

Нас они любили,

За руку водили,

С ними мы скандалили порою.

И когда над ними грянул смертный гром,

Нам судьба иное начертала -

Нам, непризывному,

Нам, неприписному

Воинству окрестного квартала.

Сирые метели след позамели,

Все календари пооблетели,

Годы нашей жизни как составы пролетели -

Как же мы давно осиротели!

Вспомните, ребята,

Вспомните, ребята,-

Разве это выразить словами,

Как они стояли

У военкомата

С бритыми навечно головами.

Вспомним их сегодня всех до одного,

Вымостивших страшную дорогу.

Скоро, кроме нас, уже не будет никого,

Кто вместе с ними слышал первую тревогу.

И когда над ними грянул смертный гром,

Трубами районного оркестра,

Мы глотали звуки

Ярости и муки,

Чтоб хотя бы музыка воскресла.

Вспомните, ребята,

Вспомните, ребята,-

Это только мы видали с вами,

Как они шагали

От военкомата

С бритыми навечно головами.





  Подписка

Количество подписчиков: 134

⇑ Наверх