Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «febeerovez» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 6 мая 2012 г. 14:58


Статья написана 4 мая 2012 г. 00:47

Забавно. Не удивительно, что на втором просмотре, “Мстители” все равно смотрятся офигенно. Не удивительно и то, что во второй раз замечаешь кучу мелких деталей – не только в фильме, но и в зале.

Я опечален. Дело не в местном кинотеатре, не в плохом звуке, обрезанной картинке или духоте зала. Люди, именно они по-прежнему не устают разочаровывать. В смысле я уже как-то привык к тому, что кинозал превратился в подобие летнего кафе и базара, где большая часть либо ест, либо разговаривает по телефону. Расстраивает другое – и сейчас дело не столько в конкретных “Мстителях”, сколько во всей тенденции в целом. Просто “Мстители” – отличный пример, свежий и показательный.

В принципе я уже давно морально готов к тому, что n-нная часть населения превратилась в жрущих и ржущих животных, и они разве что не опорожняются в зале, где смотрят фильм. Но что-то я упустил тот момент, когда мозг зрителя разжижел настолько, насколько это было показательно сегодня. Вот “Мстители” – это бадабум блокбастер. Бабах, все дела. Да, когда я смотрю фильм, мне снова 10, но это не мешает мне здорово оценивать его суть. Просто оказывается, что даже когда в блокбастере автор пытается показать нечто большее, чем просто ба-бах, сиськи, жопы и перекаченных героев на фоне флагов своей страны, зритель (не весь, но…) оказывается не готов к такому жестокому удару. Не сомневаюсь, что многие выскажутся отрицательно относительно первой половины фильма, потому что там де “слишком много болтают”. А поскольку в этот момент (ближе к середине фильма) у людей (?) заканчивается еда, и им становится скучно, что сразу заметно по атмосфере в зале.

Сейчас я вспоминаю первый поход на фильм в Аймакс, и мне хочется сравнить впечатления. Этот первый раз с билетами на первый сеанс в стране, это так….по-детски…. По-детски прекрасно, как сейчас уже почти и не бывает. И сравнивая, я могу сказать, что мне просто становится грустно от того, что люди, которые сидели в сегодняшнем кинотеатре в основном не улавливают мелочей, а лишь плавают на поверхности. Им плевать, что Баннера сравнивают со Стивом Хокингом, они вообще не знают кто это. Они не могут восстановить причинно-следственную связь (история между Фьюри и Кэпом про 10 баксов) – когда последствия одной детали отражаются в фильме спустя минут 15, они не могут связать одно со вторым. Почему я так уверен? – А никто и не понял, что это была такая хорошо разыгранная шутка. Никто не смеялся. (Позвоните Джокеру). Нужно ли говорить, что Black Sabbath на футболке Тони вообще не вызвал никаких эмоций?

Мимолетные язвительные реплики проходят мимо ушей безо всякой реакции – видимо это слишком быстро, и мозг, занятый поеданием чипсов и запиванием оных пивом, не может так быстро справиться с информацией.

Ну и эмоции от просмотра – на выходе стоило только кому-то зевнуть, я бы даже не удивился. В первый раз… да даже не на “Мстителях”, и на “Титанике”, в максе, было ощущение какого-то общего порыва, фильм захватывал всех. И там и там практически постоянно гремели аплодисменты. Не только на шутках, но и на просто отличных моментах.

Скажите, я зажрался? Знаете, а да, черт возьми, я зажрался. Но я понял, что я хочу смотреть фильм, и я рад разделять то чувство магии кино, которое оно дарит, с людьми, готовыми разделить это. Дело не в этом фильме, дело вообще в поведении. Это не кино, это обед на фабрике клонированных машин.

Да, наверное, если бы я жил во время Красной революции, меня бы расстреляли как типичного представителя Белой Армии. Ну да и хрен с ним. Зато я бы умер умным и под музыку, а не под хруст чипсов.


Статья написана 26 апреля 2012 г. 15:58

Мстители – это проект мечта, проект, чье звучание отзывается в сердце любого, кто когда либо был заинтересован в комиксах, кто в детстве бегал по ларькам, стараясь собрать полную подборку выпусков “Человека-Паука” или “Людей Икс”. И сейчас даже не важно, какой из персонажей был для вас любимым много лет назад. “Мстители” это не столько фильм про команду необычных людей, сколь история о том, что и почему заставляет людей на протяжении многих и многих лет следить за судьбами выдуманных супергероев на глянцевых страницах комиксов.

Джосс Уидон (Баффи, Ангел, Светлячок — мне нужно продолжать?) все же удивительный человек. За последние годы зритель уже довольно близко познакомился с основной линейкой студии Marvel, благодаря серии фильмов, представляющих того или иного героя. Изначальная идея – показать насколько индивидуален каждый из участников нынешней команды, срабатывала не всегда, но в целом срабатывала, что позволяло приносить производителю деньги, а зрителю – удовольствие. Уидон сработал блестяще, сумев не только скомпоновать всех героев в одну сплоченную команду, но и параллельно успев раскрыть характеры каждого из “Мстителей”. И если раньше для каждого из героев на развитие уходил, как минимум, один фильм, то Уидону, оказалось достаточно этого одного фильма, для того, чтобы раскрыть их всех.

Во многом ему как раз помогли вышеупомянутые фильмы, благодаря которым зритель должен был бы не потеряться среди многообразия супергеройских лиц. Но даже если отбросить в сторону этот опыт, то запутаться в происходящем будет довольно сложно – не ввиду сюжетной простоты в целом, но за счет тщательной проработки каждого из героев команды. Уидон плавно представляет зрителю всех героев по очереди, и каждое из этих “первых” появлений уже вовсю работает на раскрытие характеров – не только за счет серий коротких флэшбеков, но и с помощью чудесных Уидоновских диалогов.

Уже второй раз за последнее время (первый раз был на Титанике в 3д) я убеждаюсь в том, что когда режиссер фильма отвечает еще и за сценарий – это идет фильму на пользу. Не каждый, конечно, умеет писать сценарии, да еще делать это хорошо; но благодаря такому сплаву режиссеру гораздо проще работается – ему не надо объяснять “как и что”, все события и так уже выстроены у него в голове. И сейчас, после выхода “Мстителей” на экран, хочется вспомнить “Светлячка”, а заодно ткнуть изрезанный сценарий “Миссии Серенити” в лицо продюсерам, с яростным воплем “Вы поняли, ЧТО вы тогда сделали?”.

В этот раз Уидону дали развернуться – и результатом стал прекрасный сценарий (и фильм), в котором развитие сюжета и развитие героев связывается одной нитью, а масштабные спецэффекты и разрушения не создаются по принципу Майкла Бэя “крушить, еще больше крушить” – акцент на них вообще гораздо меньше, чем упор на угаранный экшн, которому сюжетное многообразие героев только помогает.

Как можно уже было заметить по предыдущим работам Уидона, большой ставкой в его идеях и сценариях, являются персонажи. Сюжет тоже играет немаловажную роль – но какой может быть сюжет без хорошо созданных героев? В “Мстителях” Джосс продолжает гнуть свою линию – и с бесконечным задором неустанно обыгрывает классические киношные ситуации на свой фирменный лад. Разговоры между героями пестрят разнообразными подколами и шуточками, причем масштабные разрушения и битвы вовсе не мешают им вспоминать минувшие дни, и отвешивать едкие комментарии. В какой-то момент так и хочется перефразировать одного персонажа из фильма, радостно вопя “Они живые! Живые!”, по отношению к героям. За счет веры в эти характеры, за счет гармоничного сочетания участников сюжета, и собственно, самого развития действия, создается невероятное ощущение динамической живости происходящего. В этот раз, как это часто бывает, диалоги не сбивают динамику фильма, а вовсе наоборот – увеличивают ее.

Конечно, главная концепция фильма "по Уидону" проста — те непохожие друг на друга люди и нелюди, которые поначалу не могут найти общий язык, ближе к финалу, конечно же, учатся работать в команде – пускай склочной, ворчащей, но команде. Но честно приложив руку к сердцу – да какая, к черту, разница — насколько проста или сложна идея? На мой взгляд, к двери с названием “Мстители” подошел бы только такой ключ – он прост, но понятен, и, одновременно, захватывающ.

Можно еще долго распространяться по поводу технических терминов, обсуждая мощные спецэффекты или невероятно активную камеру. Можно еще долго говорить об актерских талантах Роберта Дауни мл. или Марка Руффало….но я не буду этого делать. Все это в фильме хорошо — хорошо, но в этом случае, для меня это — не главное. Те люди, кто не особо заинтересован комиксами вряд ли получат схожий с фанатом эффект после фильма, но во всяком случае они уж точно смогут оценить фильм не только с точки зрения технической, но и сценарной стороны. Что до остальных….

Глядя на себя сейчас со стороны, я думаю о том, что вот – фанаты дожили до дня “Мстителей”. Все те, кто грезил этим еще с детских лет. У нас таких фанатов меньше (хотя в утро рабочего четверга зал был полон) – зато я даже представить боюсь, что нынче твориться в Америке, где люди с яслей растут на историях про этих героев. Сейчас я понимаю, что фильм вышел, и ничего сверхмасштабного не произошло – мир не перевернулся. Но я совру, если скажу, что глупая улыбка на моем лице, с которой я глядел на прохожих в метро, была неискренней. Мои слова, пожалуй, подтвердят аплодисменты и смех из зала. Да – манипулирует на самых простых чувствах. Да – про летающих мужиков в костюмах. Да – пафосно. Но фильм несет с собой запах краски из старых ларьков, которых нынче мало. Ощущение детства – не наигранного, не опошленного, а того самого, в котором у тебя загорались глаза во время чтения новой истории. Мир не перевернулся, о да – но глаза снова горят, и может быть….. может быть, он стал чуточку другим.


Статья написана 26 апреля 2012 г. 07:51


Статья написана 22 апреля 2012 г. 23:22

“Imperial bedrooms” – это история о знакомых читателю Эллиса детях с мертвыми глазами, чьи судьбы уже давным-давно увели их на косые дороги. И сейчас, спустя много лет, дети выросли – но в глазах у них по-прежнему не осталось ничего, кроме пустоты.

Во многом, “Imperial bedrooms” это книга о лжи, которой в полной мере окружили себя “псевдо хозяева” жизни – голливудские богачи и воротилы, чей глянец больше отдает не блеском, а гнилью. Главным героем книги, так же, как и годы назад, является Клей – очередной представитель своего поколения, чье сердце до сих пор стучит разве что по инерции.

Помимо сюжетной составляющей, “Imperial bedrooms” напрямую повторяет и продолжает идеи “Ниже нуля” – ровно, как и в первый раз, герой появляется в сюжете из ниоткуда (формально из Нью-Йорка), чтобы потом снова уйти в никуда. И когда знакомый нам образ Клея снова возникает в кадре, то кажется, будто ничего особенно и не изменилось – но на самом деле это не так.

Как можно заметить, возраст повлиял не только на жизни героев, но и на самого Эллиса. Если в свое время “Ниже нуля” являлась попыткой молодого автора рассказать историю о пустоте, то “Imperial bedrooms” буквально пронизана тем иронично-насмешливым взглядом человека, который уже прожил основную часть своей жизни. За прошедшие годы Эллис отточил свой стиль – одно только вступление представляет собой огромную ироничную отсылку к первой книге, в которой автор одновременно насмехается над прошлым, и в то же время отвешивает ему почтительный реверанс. Повторяя пример “Лунного Парка” Эллис помещает своего читателя в измерение, находящееся между реальностью и вымыслом – только если в прошлый раз в этом измерении под нашим прицелом оказалась жизнь автора, то в этот, там нарисовалась самая первая история, которая и определила направление этой жизни.

“Imperial bedrooms”, пожалуй, хороша еще тем, что обратившись к событиям первой книги, Эллис собрал воедино весь опыт, который он наработал за свои предыдущие истории. “Империя”, это такая смесь из сюжетной пустоты “Less than a zero” и “Rules of attraction”, приправленная ощущением паранойи из “American Psycho”. Здесь длинные, путающиеся и уходящие за абзацы мысли героя сочетаются с жестокими убийствами и литрами выпиваемого алкоголя. С помощью последнего Эллису снова удается разыграть с читателем комбинацию правды/неправды, которую он проворачивал уже не раз: нам снова сложно сказать точно – сходит ли Клей с ума, или все его приступы паранойи все-таки имеют под собой реальные основания.

Другой интересной особенностью книги является ее оформление. Каждый кусок текста разбит на части, причем начало каждой новой строчки в таком куске обязательно выделяется черным цветом. Да и главный герой работает сценаристом неспроста – периодически появляется ощущение того, что книга и является сценарием жизни Клея, над которым он бьется на протяжении всей истории. Бессознательно, он начинает подгонять свою жизнь под формат кино – стараясь поддержать иллюзию любви, которой у него уже никогда не может быть, постоянно топя реальность в алкоголе, и пытаясь откреститься от причастности к происходящим страшным событием в ненавистном ему городе.

Игра между реальностью и вымыслом оставляет свой след и на финале произведения, но только не в том смысле, в каком она проявлялась ближе к финалу “Американского психопата”. Здесь, пожалуй, не остается ощущения сомнения в происходящем, и даже, как и в “Лунном Парке” появляется некое ощущение надежды. Вопрос оставляет лишь сам герой. Его финальный монолог однозначен, но после всего произошедшего – кто знает….

“Imperial bedrooms”, на мой взгляд, встает в один ряд с лучшими вещами, которые создавал Эллис, и в то же время она подводит последнюю неоднозначную черту разговора, который автор вел на протяжении всей своей карьеры. Это книга о периоде “после” – о заключительной части пути Клея и, отчасти, Патрика Бэйтмана. В этом периоде уже не осталось практически ничего кроме лживых эмоций и уничтожающей пустоты, а движение вперед обозначает лишь движение в двух направлениях – вниз или в никуда. Впрочем, как показал сам автор в “Лунном парке”, выход есть – нужно лишь признать свои ошибки, и принять помощь других. Эллис сделал это еще в прошлой книге, но сможет ли его герой принять подобное решение – это вопрос, выходящий за рамки этой истории. Решать вам.





  Подписка

Количество подписчиков: 157

⇑ Наверх