FantLab ru

Все отзывы посетителя imon

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  1  ]  +

Реймонд Хаури «Последний тамплиер»

imon, 10 августа 2015 г. 16:08

В свое время сильно интересовался историей крестовых походов. Я скупал все книги на эту тему, найденные в моем городке (их, кстати, было не так и много). На данный момент, благодаря в основном интернет-магазинам, собрано немало научно-популярных и художественных произведений. Эта книга попала на полку одной из первых, но прочитал я ее когда багаж знаний о крестоносцах был уже достаточно солидный. В итоге, устав от множества высосанных из пальца гипотез о невероятных тайнах тамплиеров, нормально воспринимать сие произведение не мог.

Если кратко, то это очередной бледный клон «Кода да Винчи» (о нем я тоже не высокого мнения). Динамичный детективный сюжет с претензией на интелектуальность. Погоня за призрачными тайнами тамплиеров, которые, как и в большинстве подобных книг, так и останутся не раскрытыми, вызывала слабый интерес. Такое ощущение, что автор писал сразу готовый сценарий к фильму на популярную тематику. Основной эмоцией при чтении было безразличие к происходящему. Дочитал лишь потому, что всегда завершаю начатое.

Итог: чтиво из серии прочитал — забыл.

Оценка: 3
–  [  5  ]  +

Колин Маккалоу «Фавориты Фортуны»

imon, 10 августа 2015 г. 12:27

Третья книга серии, наверное, наиболее насыщенная событиями. Очередная гражданская война в Италии, мятеж Сертория, восстание Спартака, война с Митридатом в Азии — это только самые ключевые моменты. Политика, интриги, заговоры, брачные союзы, выход на политическую арену одних из самых известных личностей Римской республики, да и всей истории Рима, — Цезаря, Помпея, Красса, Цицерона и других. В общем, на протяжении более 1000 страниц читатель будет в круговороте увлекательнейших событий.

Нет особого смысла останавливаться на таких атрибутах исторического романа, как увлекательность, атмосфера, герои, погружение в реалии описываемой эпохи, так как они по прежнему на высоком уровне предыдущих книг. Правда, такого восхищения, как после дебютной книги цикла, уже нет. Это как в кулинарии: пробуешь первый раз на вкус отличное блюдо — мурашки по коже, последующие разы тоже приятно, но уже только отмечаешь изменения в лучшую, или худшую сторону. Из наиболее ярких моментов, хочу отметить серторианскую войну, историю Цезаря с пиратами, амурную авантюру Гая Вереса, первый триумф Помпея.

Отдельно хочу остановится на личности Суллы. Он один из немногих оставшихся героев с первого тома. Отношение к нему потихоньку изменилось от омерзения в начале, до некой симпатии в конце его жизненного пути. Он проделал долгую дорогу к вершине власти. Но власть, как такова, не была его самоцелью. Могущество бессрочного диктатора он использовал в первую очередь на реализацию задуманных реформ. Хотя и шанса поквитаться с Гаем Марием, даже после его смерти, он не опустил: все статуи, бюсты народного героя были уничтожены, его сторонники убиты, а их имущество конфисковано. Сделав задуманное, Сулла отошел от дел, отдавшись напоследок безудержным развлечениям. Он очень хотел сберечь Рим древних традиций, практически отменив реформы Гракхов, марианцев, но, как показала история, ход ее неумолим. Отдельные личности могут только ускорить, или замедлить ее движение. Почти сразу после смерти Суллы его же сторонники приступили к отмене принятой им конституции, так как далеко не все ее пункты соответствовали потребностям тогдашнего общества.

Под влиянием Джованьоли с советских времен мы знаем Спартака, как чуть ли не первого интернационалиста, борца за права угнетенных во всем мире. Хотя, прочитав пару лет назад «Спартака», я никак не смог поверить что восстание гладиаторов имело такие благородные цели. Маккалоу отказывается от общепринятых версий. Ее Спартак совсем не похож на героя Джованьоли, но и ее трактовка событий меня тоже не убедила. Всех, кто интересуется данной темой глубже, отсылаю к историческому исследованию А. Валентинова под одноименным названием. Прекрасная книга, настоятельно рекомендую!!!

При стольких войнах сражениях, казнях кровавых сцен в романе почти нет, а те что есть, описаны без фонтанов крови и хрустов сломанных костей. Вместо этого, Маккалоу нам предлагает поразмыслить над нелегкой женской долей в патриархальном обществе. Размышляя о судьбах Юлии, жены Гая Мария, Аврелии, матери Цезаря, автор приходит к выводу, что женщина может реализовать себя только через своих мужчин: отцов, мужей, сыновей. Теряя их, она теряет и смысл жизни.

Позади более трех тысяч страниц, сорок лет римской истории, уже два поколения политиков отошло от дел. Нелегкие это были года для республики. Если к войне с внешними врагами в Риме привыкли, то к стольким гражданским войнам явно были не готовы. Но может последние пару лет затишья на Апеннинах будут предвестниками продолжительного спокойствия в сердце государства? Но мы то знаем, что самое интересное только начинается...

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Марина и Сергей Дяченко «Варан»

imon, 20 мая 2015 г. 14:13

«Варан» — ярчайшее книжное впечатление этой весны. Превосходная книга! Глубокая, увлекательная, с невероятной внутренней магией. Книга оставила приятнейшее послевкусие с легким оттенком грусти. Однозначно, это одна из моих любимых книг, к которой обязательно вернусь в будущем.

Мы попадаем в удивительный, поражающий воображение мир. В нем столько чудес, что их хватит на десяток фэнтезийных историй! Живые поля и леса, подземные поселения, освещенные корнями хрустальных деревьев. Здесь есть степь, где не знают камня, и острова, где дерево дороже золота, есть заснеженные страны, где дома из снега и льда, воздушные кареты, запряженные крыламами и многое, многое другое. Все земли входят в состав настолько огромной империи, что в отдаленных местах не знают о ее существовании.

Сначала, о таком размахе повествования и не догадаешься. Наша история начинается на крошечном остове, где нормально жить можно лишь несколько месяцев сезона. Все остальное время жители нижней части острова — поддонки, должны укрываться от бесконечных дождей, добывая пресную воду для своих господ. Местной элите, живущей над уровнем облаков, тоже несладко — в несезон беспощадно палящее солнце и сильный ветер делают невозможной жизнь за пределами каменных домов. Там внизу, в поддонье, Варан услышал историю о бродячем печнике, который приносит счастье в дома людей. Поиск этого загадочного человека и станет главной целью парня. Кто знает, какими тайнами бытия он владеет, на какие вечные вопросы о жизни и смерти, любви и дружбе у него есть ответы? На пути к мечте Варану придется многим пожертвовать. Он покидает такой родной ему отчий дом,бросает страстно любимую девушку, отказывается от высоких должностей. Вся его жизнь становится нескончаемым поиском.

Но стоит ли отказываться от тихого семейного счастья ради погони за призрачной мечтой, пустился бы в странствие юнцом седовласый старик, зная, куда его приведет эта дорога, и какие потери при этом он понесет? Эти вопросы, скорее, риторические, и однозначного ответа на них в книге мы не найдем. Каждый выбирает сам свой жизненный путь, и несет ответ за поступки прежде всего перед собой.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Генри Райдер Хаггард «Клеопатра»

imon, 13 мая 2015 г. 13:20

Клеопатра, наверное, самая известная женщина античного мира. Она покоряла сердца величайших мужчин своей эпохи. Её имя стало нарицательным для красивых, сильных духом женщин, способных побороться за свое место под солнцем. Образ Клеопатры вдохновил многих деятелей искусств последующих эпох на создание шедевров живописи, скульптуры, кино и, в том числе, литературы. И конечно же, Хаггарт, увлекавшейся историей древнего Египта, не мог пройти мимо такой интересной темы.

В основе сюжета — попытка свержения Птолемеев с египетского трона потомками древнего рода фараонов. Местной знати, да и простым людям, надоело владычество чуждых их великой культуре правителей. Сей великий замысел и предстоит свершить главному герою, принцу Гармахису, от лица которого ведется повествование. Прекрасная атмосфера древнего Египта, созданная в немалой степени благодаря авторскому слогу, увлекает с первых страниц: древнейшая культура, вечные пирамиды, бескрайние пески, благодатный Нил. Автор весьма удачно приправил повествование мистикой, порой мурашки по коже пробегали табунами. Книга читалась живо, легко и не без интереса, даже при том, что развязка известна с самого начала. Но, как не прискорбно признавать, многое существенно испортило общее впечатление от романа.

Персонажи получились блеклыми и картонными. Если у Гармахиса и Клеопатры еще можно наблюдать какое-то разнообразие характеров, то остальные уж очень схематичные. Клеопатра в романе — невероятно красивая, властная и, вместе с тем, непостоянная женщина, готовая забыть все обещания в порыве новых увлечений. Гармахис, надежда всего Египта, образованный, уверенный в себе парень, совершенно неопытный в отношениях с женщинами, что принесет ему очень много проблем. Абсолютно каждый, от царя до дворцового стражника, говорит возвышено и пафосно. Ближе к концу книги это уже раздражало. Мотивация и поступки героев в некоторых моментах были на уровне трёхлетних детей.

В своей читательской биографии, лет где-то в 12, когда к книгам относишься не так требовательно (главное — захватывающий сюжет), я уже встречался с Хаггардом и его «Копями царя Соломона». Но, как ни странно, восприятие этих двух книг у меня схожее: читается с интересом, но хватает моментов, портящих общее впечатление. Так что на этом мое знакомство с Хаггардом, скорее всего, закончится.

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Стивен Кинг «Мёртвая зона»

imon, 31 марта 2015 г. 13:06

Ох и умеет Кинг приковать читателя всецело к страницам, ох умеет! «Мертвая зона» читалась и в час ночи, и в пять утра... Не знала покоя моя душа, пока меленький томик не вернулся на свое прежнее место на книжной полке. А ощущение лёгкой грусти не отпускало еще несколько дней.

После «Противостояния», я почти год, кроме 2 рассказов, ничего из произведений Мастера и не читал. Долго «Мертвая зона» ждала своей очереди, чтобы оторвать меня от будничных забот и изменить взгляды на некоторые жизненные ценности. До этой книги всегда немного завидовал людям с необычными способностями. Почему-то казалось, что круто быть избранником судьбы, имея некий дар. Это возвышает тебя над остальными, что ли. Ну не приходили в голову мысли, что вместе со сверхспособностями приходит сверхответственность, и ты уже не принадлежишь себе.

Так случилось с Джонни Смитом — главным героем романа. Нелепый случай на катке в детстве, кардинально изменил его жизнь. Получив провидческий дар, он потерял все, чем дорожил: любовь, родную мать, работу, лучшие годы жизни. Совершенно случайно Джонни открылось, что приход к власти одного из политиков может закончится ужасом ядерной войны. Джонни просто не имеет права растратить по пустякам так дорого доставшийся ему талант, он обязан найти в себе силы поступить по совести и сделать все возможное для предотвращения угрозы. А как поступил бы на его месте я? У меня нет на ответа на этот вопрос. Однозначно лишь то, что теперь я намного больше ценю мир и покой в моем семейном гнездышке и уже не завидую «избранникам судьбы».

Невероятно трогательная и трагическая любовная линия. Искренняя любовь, вынужденное и неотвратимое расставание. Боль и обреченность главного героя чувствуются сквозь страницы, а последние строки пробирают до мурашек.

История Джонни Смита разворачивается на фоне политических передряг 70-х. Дух того времени ощущается очень сильно. Здесь и президентские выборы, и война во Вьетнаме, и цены на нефть. Было интересно и познавательно увидеть эти события глазами американцев.

В романе есть еще одна примечательная особенность: он состоит из двух завершенных сюжетных линий. Мы имеем две взаимосвязанные, но вместе с тем, самостоятельные и логически законченные истории. Похожую структуру имеет роман «Молот и Крест» Гаррисона и Шиппи, где таких историй аж три.

Итог: драматичное, трогательное произведение с невероятно задушевным финалом, заставившим пустить скупую мужскою слезу даже такого законченного циника как я.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Терри Пратчетт «Дамы и Господа»

imon, 25 марта 2015 г. 15:52

Фэнтези без эльфов — зверь нынче редкий. Я удивляюсь, как это Пратчетт обходил стороной эльфийскую тему целых 13 книг. Это при том, что гномы и тролли, ещё одни завсегдатаи фэнтезийных миров, встречаются в Плоском мире с завидной регулярностью. Так что готовтесь: «Дамы и господа» расширят ваш кругозор, и разрушат стереотипы о всем эльфийском очаровании.

Коротко о сюжете. Маленькому, но очень гордому, королевству Ланкр некогда скучать. Вовсю идет подготовка к великому событию: королевской свадьбе. Со всех концов Плоского мира съезжаются гости, будут даже волшебники из самого Анк-Морпорка. Ведьмы готовятся к приходу Дам и Господ, а одна из них даже собирается поменять свой статус и стать королевой. Еще нас ждет встреча с сыновьями нянюшки Ягг, вторым величайшим любовником Плоского мира — Казанундой, многочисленной челядью Ланкрского замка, и еще кучей чудных персонажей!

Главная идея романа, простая, но очень важная: слишком часто, за привлекательным внешним видом, мы не замечаем сути многих вещей. Давно покинувшие Плоский мир эльфы остались в памяти красивыми созданиями, подтверждая тот факт, что со временем вспоминается только хорошее. Все забыли, что если с вами играет эльф, то весело только ему. Все забыли, что человек для эльфа, не больше, чем мышь для кота. Все забыли, что всё неэльфийское для него второсортное и не заслуживает ни малейшего внимания. Что тут скачешь, настоящие плоскомирские арийцы! Что ж, пора снимать пелену с глаз...

Как всегда у Пратчетта, много мудрых и глубоких мыслей, скрытых под потоком юмора. В легкой, шутливой форме поднимаются проблемы о конфликте поколений, обманчивости внешности, веры в себя и свои силы, о выборе жизненного пути. От книги к книге Пратчетт только повышает планку. Однозначно, это лучшая книга про ведьм, из всех вышедших до нее. Осталось две, и я надеюсь, что смогу повторить вышесказанное ещё два раза.

P.S. Заканчивая чтения этой книги, узнал о том, что закончил свой земной путь Терри Пратчетт. Он навсегда останется в наших сердцах, и будет жить вечно в героях Плоского мира. Спасибо, Маэстро, за отличные книги и море улыбок подаренных ими. Покойся с миром!

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Висенте Бласко Ибаньес «Куртизанка Сонника»

imon, 22 марта 2015 г. 19:07

В романе описываются события, послужившие поводом к Второй Пунической войне. Ганнибал с детства ненавидел Рим. Он поклялся сделать всё возможное и невозможное, чтобы уничтожить его. Повод появился весьма кстати. Жители Сагунта приняли покровительство Рима, казнив при этом сторонников семьи Ганнибала. Он им отомстит, и отомстит очень жестоко...

Автор дотошно описывает каждый домик, одежду жителей, их обычаи. На эти отступление иногда уходит до 80% текста главы. Например, треть книги ушла на то, чтобы главный герой добрался, минуя пригороды, от порта до города. При этом, практически никаких событий с ним не произошло. Динамикой действия порадовала только концовка, но ради нее не стоило пробираться сквозь гущу скучных описаний.

Итог: роман больше похож на научно-популярный фильм канала «Дискавери», чем на художественное произведение.

Оценка: 4
–  [  3  ]  +

Стивен Кинг «Смерть Джека Гамильтона»

imon, 22 марта 2015 г. 16:01

Хорошая история о дружбе, преданности и взаимовыручке. Само название рассказа напрочь лишает читателя интриги. Мы наверняка знаем, что как бы не старались помочь Джеку, спастись ему уже не суждено. Но не смотря на это, Мастеру Кингу получилось создать весьма увлекательное повествование. Начав читать рассказ, я уже не смог оторвать глаз, пока все не закончилось.

Для Америки времён Великой депрессии, гангстеры, грабившие банки, то есть — богатеньких, были олицетворёнными Робин Гудами. Кинг, вторя народной молве, идеализирует образ Диллинджера, и его подельников. Все они, вроде, неплохие парни, весёлые, преданные друг другу, вплоть до самопожертвования. И, возможно, сложись их жизнь немного иначе, они бы не ступили на преступный путь...

В общем, атмосферно, развлекательно, познавательно и даже поучительно. Но настоятельно рекомендую читать рассказ только после ознакомления с жизнедеятельностью Джонни Диллинджера.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Пол Догерти «Крестоносец. За Гроб Господень»

imon, 18 февраля 2015 г. 12:10

Эта книга не из тех, что читаются на одном дыхании. Она тягуча и угрюма, как и сам крестовый поход. Начав ее читать, я не просто стал свидетелем событий почти тысячелетней давности, я стал одним из их участников.

Сюжет книги не блещет оригинальностью. Будущие основатели ордена Храма Гуго де Пейн и Годфрид де Сен-Омер, состоя в армии Раймунда Тулузского, отправились вместе с ним отвоевывать у мусульман Иерусалим. Их путь к гробу Господнему тернист, полон лишений и испытаний. Герои книги — либо участники, либо свидетели уже известных исторических событий. Не могу сказать, что они получились яркими и запоминающимися. Мне даже кажется, скорее сам крестовый поход является главным героем романа, так как именно ему автор уделяет наибольшее внимание. Главная изюминка романа — его атмосфера. Полу Догерти удалось создать ну очень правдоподобный исторический фон. Страницы книги словно пропитаны духом средневековья.

Возможно, как литературное произведение, роман Догерти и не заслуживает такой оценки. Но у меня остались очень теплые воспоминания после прочтения и меньше поставить рука не поднялась.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Джек Линдсей «Ганнибал»

imon, 21 мая 2013 г. 20:05

Как часто власть имущие предавали свой народ, свою страну лишь бы их личные интересы не пострадали. Как часто, они плевали на всё, что не имеет отношения к их благополучию. И как часто потом оставались ни с чем. Но уроки истории не учат никого...

После поражения во Второй Пунической войне Карфаген, разбитый, униженный, уже не представлял угрозы Риму. Флот потерян, заморские владения тоже. Правящая верхушка не очень торопится поднимать страну с колен. Зачем? Торговать позволяют, да и налоги поднять можно. Какая разница, что очень многие будут отдавать последнее, главное, чтобы собственные доходы не уменьшились. Народ всё стерпит. Пусть кто-нибудь попробует бороться с олигархией, которая у власти. Она всех раздавит, всех уничтожит.

В Карфагене есть только один человек, способный бросить вызов местным олигархам — это Ганнибал. Он и есть главным героем романа. Это уже не Ганнибал — великий полководец, не Ганнибал — победитель римлян во многих великих битвах; перед нами Ганнибал — проигравший войну, потерявший авторитет, униженный, но не сломленный. Он один из немногих, кто еще верит в возрождение Карфагена. Собрав под своим началом достаточно влиятельных единомышленников, Ганнибал вступает в борьбу, но уже на политическом ринге, правила которого, более безжалостные, чем на войне.

Книга Линдсея получилась более исторической, чем художественной. Описания быта, обычаев, ритуалов того времени никак не уравновешены сюжетной составляющей. Несколько сюжетных линий, отображающих жизнь в Карфагене на рубеже III и II веков до н. э., слабо связаны с главной историей Ганнибала. Душевные драмы героев, их победы и поражения вызывают ничтожно мало чувств. Единственный эпизод, зацепивший за живое — это сцена описания остатков карфагенского флота, некогда самого сильного флота Средиземноморья.

«Ганнибал» не выдерживает никакого сравнения с великолепной серией «Владыки Рима» Коллин Маккалоу. Немного познавательно, чуть-чуть интересно, но академично сухо и вяло. Вряд ли эта книга стоила потраченного на нее времени.

Оценка: 5
–  [  5  ]  +

Грегори Киз «Век безумия»

imon, 16 мая 2013 г. 21:59

Роман «Пушка Ньютона» в итогах «Мира Фантастики» 2004 года был признан лучшим зарубежным научно-фантасчическим романом, этот цикл мне настоятельно рекомендовал продавец на книжном рынке «Петровка» (как он говорил: «Я этой «байды» продал штук 150, все благодарили за рекомендацию»). Целых два года книги ждали на полке своей очереди, еще год ушел на чтение, и вот, эпопея прочитана...

Действие книги проходит в Новое время, когда жили и творили Ньютон, Вольтер, Франклин. Мир вроде-бы такой, как наш, но он пошел другим путем развития. Ньютону удалось получить первоисточник материи — философскую ртуть. После этого основным двигателем прогресса стала алхимия. В круговороте событий целый ряд исторических личностей: Бенжамин Франклин, Ньютон, Людовик XIV, Пётр І, Карл XІІ и многие другие.

Первая книга эпопеи выгодно отличается от последующих. Там автор намного больше внимания уделял внутреннему миру героев, их мотивам, объяснению мироустройства. Размах действия в «Пушке Ньютона» меньше, зато проработано все намного лучше. Начатая во второй части романа-эпопеи «Исчисления ангелов» дикая мешанина событий, героев и сюжетов в следующих книгах усилилась еще больше. Киз легко перекраивает мировую историю, вводит в повествование много известных исторических деятелей. Все это, наверное, должно было создать масштабность и эпичность действия. Но на деле получилось сумбурно, не более. Да и в героях книги я почему-то, никак не мог увидеть реальных исторических личностей. О них говорили только имена.

Растратив все силы на неимоверный размах сюжета, автор напрочь забыл, что происходящее с героями должно вызывать хоть какие-то эмоции у читателя. А их, эмоций, на протяжении многих сотен страниц я получил не больше, чем от прочтения утренней сводки новостей. Вся глубина повествования была погублена излишней кинематографичностью: уничтожающие все живое машины смерти, летающие корабли, стреляющие молнией крафтпистоли, эфирные существа — из этого набора получился бы отличный, яркий фильм с огромным бюджетом на спецэффекты. Только для хорошей книги этого мало...

Подводя итоги, скажу, что ожидания не были оправданы. Лучшей получилась первая часть цикла — «Пушка Ньютона». Если бы остальные книги романа-эпопеи были на на том же уровне, то получилось бы очень даже не плохо. А так, средненько.

Оценка: 5
–  [  13  ]  +

Чарльз Диккенс «Тайна Эдвина Друда»

imon, 14 мая 2013 г. 21:49

Стыдно признаться, но мое знакомство с Диккенсом ограничилось сокращенным изложением «Оливера Твиста» по школьной программе. В те годы произведения Дюма, Берроуза, Жюль Верна котировались мной намного выше, а Диккенс казался скучным и неинтересным. «Тайна Эдвина Друда» была прочитана лишь благодаря спонтанной подписке на серию «Золотая библиотека приключений» от Клуба семейного досуга. Но именно этот роман, наверное, лучший во всей серии, открыл для меня Диккенса.

За основу произведения взята реальная история, произошедшая в Рочестере. Один тамошний житель был опекуном своего племянника, имевшего огромное наследство. Молодой человек уехал в Вест-Индию, потом неожиданно вернулся. После этого исчез. Все думали что он снова отправился путешествовать. Много лет спустя возле дома дяди проводили земляные работы и нашли скелет молодого мужчины.

События в книге происходят в небольшом городке, где все всех знают, и всё про всех знают. Молодой Эдвин Друд еще с детства обручен с прелестной девушкой Розой. Роза обучается в Клостергэме, где живет дядя Эдвина Джаспер, уважаемый в городке человек, певчий в соборе, известный своей огромной любовью к племяннику. Ближе к свадьбе молодые люди понимают, что не все так гладко между ними, и, возможно, не стоит слепо исполнять принятое за них решение. Они соглашаются на том, что стоит взять паузу в отношениях. Эту новость решено сообщить на ужине у Джаспера. Но в преддверии ужина Эдвин исчезает при загадочных обстоятельствах. Роман Диккенс не успел окончить, и что случилось с Друдом мы уже не узнаем. Ушел ли он сам, или был похищен, а может и убит?

Хоть роман и с интересным сюжетом, главное удовольствие я испытал именно от процесса чтения. Диккенс любовно описывает своих героев. Каждый с ярко выраженным характером, каждый неповторим и безумно интересен. Филантроп не терпящий инакомыслия, он готов «хватать своего ближнего за шиворот и пинками загонять его на стезю добродетели». А чего стоит самодовольный тупица мистер Сапси, восхваляющий себя на надгробном памятнике жены. Не могу удержатся, чтобы не привести цитату:

«Здесь покоится

ЭТЕДИНДА,

почтительная жена мистера ТОМАСА САПСИ

аукциониста, оценщика, земельного агента и пр.

в городе Клойстергаймеме,

Чье знание света, Хотя и обширное,

Никогда не приводило его в соприкосновение

С душой, Более способной

Взирать на него с благоговением.

ПРОХОЖИЙ, ОСТАНОВИСЬ!

И спроси себя: МОЖЕШЬ ЛИ ТЫ СДЕЛАТЬ ТОЖЕ?

Если нет, КРАСНЕЯ, УДАЛИСЬ!»

Но мой любимец — мистер Криспаркл, младший каноник. Он знаток музыки и античной словесности, приветливый, всем довольный, всегда любезный и общительный, готов при любых обстоятельствах отстоять свое мнение. В отличии от большинства заплывших жиром служителей церкви, младший каноник в отличной форме (спасибо боксу и плаванью). В общем, мистер Криспаркл яркий пример всесторонне развитого позитивного человека. В противовес оптимизму Криспаркла Диккенс явно ставит отравляющий душу пессимизм Джаспера. Для него однообразная размеренная жизнь в маленьком городке лишена всякой радости. Он ищет спасения от провинциальной скуки в опиумном притоне.

«Тайна...» — это не та книга, которую можно читать взахлеб, лихорадочно листая страницы. Нет. Ею надо смаковать не спеша, как гурман смакует изысканное блюдо. Только так можно ощутить всю полноту и богатство вкуса этого произведения. Здесь нет случайных персонажей, нет диалогов ради заполнения страниц, нет событий ради событий. Все происходящее в романе идеально выверено, ни одна деталь не выпадает с общей мозаики. И очень жаль, что мы так и не сможем увидеть задуманную Диккенсом цельную картину. Остается лишь собирать из оставленных подсказок недостающие фрагменты и гадать, так ли все было задумано автором?

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Стивен Кинг «Сон Харви»

imon, 25 апреля 2013 г. 13:03

С творчеством Кинга мое знакомство только начинается. Слава Кинга, как «короля ужасов», почему-то отталкивала меня от его литературного достояния. Но прочитанные «Зеленая миля» и «Стрелок» утвердили меня во мнении, что я зря обходил стороной его произведения. Дополнительное подтверждение вышесказанному и этот небольшой рассказ.

Казалось бы, незамысловатая история, ничего особенного: обычное утро обычной американской семьи. Первое, что бросается в глаза, это как тонко Кинг рисует психологические портреты своих героев. Многолетний брак потопил в трясине рутины былые чувства. Осталось только раздражение и сожаление того, что лучшее в жизни уже случилось. А чего хорошего ждать от притаившейся в углу старости? Одиночества? Безысходности? Тут еще муж пристал со своим нелепым сном. А нелепым ли? Ведь сны имеют дурную привычку сбываться...

Чувство нарастающего напряжение держит в оцепенении на протяжении всего коротенького рассказа, кажущегося бесконечным, как ночной кошмар. Ощущение надвигающейся беды — неизбежной, неотвратимой — давит тяжелым прессом. Из рассказа хочется вырваться, словно с дурного сна. И Кинг сам нас пробуждает в самый драматический момент. Остается только гадать, чем же все закончилось.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Жозе Сарамаго «Каин»

imon, 10 апреля 2013 г. 16:09

Библейская история о Каине и Авеле вдохновляла многих гениальных людей. Байрон, Бодлер, Франко, Рейлес, Доре, Дюрер — лишь немногие из этого списка. В этом рассказе продолжает свое развитие библейская тема моральной ответственности, впервые прозвучавшая в рассказе об Адаме и Еве. Имя Каин стало нарицательным для завистливого человека, злобного и подлого по своей сути. Так кто же он, Каин? Братоубийца, отступник, завистник, или, может, не справедливо отвергнутый Богом человек? Над этим вопросом спорили тысячи раз, и еще будут спорить столько же. У Сарамаго по этому поводу свое мнение...

Мы переносимся во времена Ветхого Завета. Тогда все было ново, все было впервые: первый мужчина, первая женщина, первое грехопадение, первый убийца, первая жертва... Мир был молод, но зло уже тогда начало уверенно пускать корни. Осужденный за убийство брата Каин обречен на вечные скитания, причем, не только в пространстве, но и во времени. Его глазами мы увидим многие ключевые ветхозаветние события: жертвоприношение Авраама, разрушение Содомы и Гоморы, страдания Иова, вавилонское смешение языков, падение стен Ерихона, всемирный потоп. Все эти сцены показаны Сарамаго с одной единственной целью — задать вопрос: почему? Почему Господь испытывает веру праведников таким жестоким способом? Зачем карает невинных наравне с грешниками? Для чего препятствует стремлениям человека?

Сказал ли Сарамаго что-то новое в «Каине». Скорее, нет. Озвученные им вопросы задавались и раньше, ответы на них у богословов припасены давно. Кого-то эти ответы удовлетворяют, есть и несогласные. Лично меня он не убедил. Если следовать логике автора, то за убийство соперника надо судить не совершившего преступление, а отдавшую предпочтение другому девушку. Можно зарезать коллегу по роботе лишь за то, что руководство ценит его больше, хотя тот и не очень напрягался на роботе. Прекрасный тогда у нас мир получится!!! Будем судить не злодеев, а тех, кто, якобы, толкнул их на преступление.

Это вторая книга Сарамаго в моем списке прочитанного и точно не последняя, несмотря на то, что не все его взгляды разделяю. Сарамаго — Писатель с большой буквы, хоть и пишет имя Бога с маленькой. Его стиль великолепен, погружающий в атмосферу книги с головой, речевые обороты текут ровной полноводной и глубокой рекой. От книг Сарамаго всегда остается приятное послевкусие, побуждающее возвращаться к его творчеству снова и снова.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Марина и Сергей Дяченко «Ритуал»

imon, 28 марта 2013 г. 17:45

«Я — бабочка в душной сети Ритуалов.»

С первых страниц «Ритуал» показался мне очередным ремейком знакомой с детства сказки. Посудите сами: принцесса, похитившей ее дракон, храбрый принц... Но на деле все оказалось намного сложнее. «Ритуал» — это, в первую очередь, психологическая книга, книга о предназначении человека, его роли и месте в жизни.

Сюжет — не главная изюминка романа. Все внимание авторов сконцентрировано на внутреннем мире героев, их чувствах и переживаниях. Главные драмы происходят не на полях брани, а в душах людей. Герои загнали себя в рамки мертвых ритуалов, они всячески подавляют внутренние порывы, лишь бы соответствовать предписанным ролям. Принц идет спасать ненужную ему принцессу от дракона, который украл ее только затем, что так делали все его предки. Принцесса, невзирая на то, что познала радость полета на драконе, готова вернутся в обычную для ее положения неторопливую дворцовую жизнь.

Неужели и мы все пленники, невольники своего социального статуса, родительских надежд, происхождения? Неужели все наши поступки идут не от души, и мы неуклонно подчиняемся закостенелым стереотипам? Очень хочется верить, что это не так...

Первое знакомство с творчеством четы Дяченко прошло успешно. Остается только определится с следующей их книгой. «Скитальцы», или, может, «Варан»?

Оценка: 8
–  [  13  ]  +

Роджер Желязны «Пятикнижие Корвина»

imon, 11 марта 2013 г. 14:27

Честно признаюсь, до прочтения Хроник Амбера подходил с опаской. Большое количество восторженных отзывов где-нигде разбавлялись откровенным неприятием цикла, причем — аргументировано. Сам не принадлежу ни к первым, ни к вторым, и свое отношение к пятикнижию Корвина сформулирую так: скорее понравилось, чем нет.

Мир созданный Желязны очень интересен и оригинален. Нескончаемое множество параллельных миров являются тенями (отражениями) единственного истинного и реального Амбера. Чем дальше тени, тем больше они отличаются от оригинала. Властью над тенями обладают только отпрыски королевской семьи Амбера. Они могут достигнуть в параллельных мирах беспредельного могущества, но чего стоит власть лишь в отражении реальности?

Отсюда берет истоки и главный конфликт: король Амбера Оберон бесследно исчез и его дети сцепились в братоубийственной войне. Родственные чувства не имеют в ней ни малейшего значения, нет ни братьев, ни сестер, есть лишь союзники, или враги. Но казавшаяся, на первый взгляд, простая борьба за трон на самом деле оказалась противостоянием сил Порядка и Хаоса. И сюжет описывающий все эти события получился очень увлекательным. Мастерски поддерживаемая Желязны интрига не отпускала до последних страниц. Бывали моменты, когда казалось, что все уже становится понятно, но тут бац — и все переворачивается с ног на голову.

Главный герой — принц Корвин, и от его лица ведется повествование. Он не самый лучший фехтовальщик, не самый сильный, не самый хитрый, но зато — самый человечный из всей королевской семьи Амбера. Он прошел долгий и тяжелый путь. Сначала боролся за престол, потом был одержим жаждой мести, но в конце осталось только чувство долга. Желязны обходит привычные штампы жанра, и создает Корвина не благочестивым рыцарем, а вполне практичным человеком, во многом противоречивым, не лишенным пороков и недостатков. Он жесток и сентиментален, в чем то благочестив, в чем то коварен.

Другие герои получились менее интересны и реалистичны. В первых книгах их характеры не раскрыты, описаны они скупо и эмоций не вызывали. По ходу развития сюжета эта прореха восполнялась, и к концу пятикнижия они ожили. Очень радует, что у Желязны нет закостенелых злодеев или добряков, отношения ко многим персонажам сильно менялось, когда становились ясны их мотивы.

Стиль Желязны не покорил. Я не смею судить, плохой он, или хороший, но лично мне — не очень понравился. Описания пейзажей, путешествий по теням, занимающие немалую часть пятикнижия, уж слишком натуралистичны. Возможно, они должны были способствовать большему погружению в мир, но на деле лишь раздражали. Мне припомнились слова Стивенсона по этому поводу. Пародируя стиль писателей-натуралистов, он цитирует: «Роланд подходил к дому. У дома были зеленые двери и ставни. На верхней ступеньке была железная скоба для чистки обуви» — и добавляет: «К черту Роланда и железную скобу!» Несмотря на наличие подробнейших описаний, сам Амбер, вечный город, получился блеклым и неживым. Складывается впечатление, что кроме претендентов на трон там больше никого и ничего нет. Извините за тавтологию, но Амбер кажется только тенью своей же тени — Нью-Йорка, изображенного на порядок реалистичнее.

И немного о переводах. Очень жаль, что нет «канонического» перевода Хроник, сделанного одним человеко. «Девять принцев Амбера» первый раз я прочитал в ужасном переводе Глинского, и если бы не второй заход с переводом Тогоевой, то, наверное, мое знакомство с Хрониками на том бы и закончилось. Лучшие, на данное время, переводы собраны в двухтомнике от Эксмо и в их же серии «Гиганты фантастики». Но в связи с тем, что переводчики разные, книги не воспринимаются как цельное полотно, несхожесть стилей режет глаза. Полный, цельный, без серьезных искажений оригинала перевод просто обязан появится для такой серии. В интернете чаще всего попадаются именно самые первые, чуть ли не компьютерные переводы, которые категорически не рекомендую читать.

Подводя итог, скажу, что не разочарован знакомством с миром Амбера. Увлекательный сюжет, интересный главный герой, не отпускающая до конца интрига — вот далеко не полный перечень достоинств пятикнижия. Очень жаль, что впечатление подпортили не самые лучшие переводы, да и собственных недостатков у цикла хватает. Только не стоит забывать, что Роджер Желязны один из тех, на чьих плечах стоит жанр. Его идеи были подхвачены и развиты другими авторами, но знать первоисточники каждый любитель фантастики просто обязан!

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Роджер Желязны «Владения Хаоса»

imon, 7 марта 2013 г. 13:57

Окончание циклов у меня всегда сопровождается чувством легкой грусти. Очередная великая сага закончена, приходится прощаться с миром, с героями. И пусть еще остается пятикнижие Мерлина, история Корвина закончилась...

Мир Порядка находится под угрозой полного разрушения. Стирающая все на своем пути гроза создает гнетущую атмосферу скорой гибели упорядоченного мира. Только Корвин способен остановить всепоглощающую ходу Хаоса. Он очень устал, его уже не беспокоит престолонаследие, остался только долг. Долг спасти существующий Порядок, или погибнуть в имя его спасение.

Что не понарвилось: говорящие животные, бесконечные путешествия по Теням, уже набившее оскомину в предыдущих книгах (наверно, больше половины страниц ушло на описание пути Корвина от Амбера к Двору Хаоса).

Что понравилось: Корвин, атмосфера безысходности, очень трогательное обращение Корвина к мертвым и живим его родственникам, финал.

Неплохое завершение хорошего, но не более, цикла.

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Роберт Льюис Стивенсон «Клуб самоубийц»

imon, 5 марта 2013 г. 15:43

«Клуб самоубийц» — довольно таки интересный цикл рассказов с детективным уклоном.

Главный герой — пресытившийся жизнью принц богемский Флоризель, ищущий спасение от скуки в в поиске приключений. Дворцовая жизнь с нескончаемыми приемами, выходами в свет ему неинтересна. У принца в крови авантюризм, склонность к игре, риск, в общем, все то, что теперь мы называем «экстримом». Он один из тех людей, внутреннее достоинство которых вызывает уважение в окружающих, независимо от их положения в обществе. Его прототипом послужил любивший повеселится инкогнито принц Эдуард Уэльский.

Сами рассказы построены на необычных, забавных ситуациях. Их герои — молодые люди, абсолютно не готовые к жизни неудачники. Они, поддавшись искушению, попадают в еще большие передряги. Стивенсон будто хочет сказать, что гордыня, алчность, чрезмерное самолюбие не должны быть движущей силой деяний человека.

Если говорить об моих ощущениях после прочтения, то рассказы скорее понравились, чем оставили меня равнодушным. Возможно, им не хватает эмоций, кульминационные моменты — без должного накала страстей, но все-же, читать было интересно. Легкая ирония, доля юмора предают рассказам неповторимый шарм.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Роберт Льюис Стивенсон «Чёрная стрела»

imon, 3 марта 2013 г. 18:29

Война Алой и Белой роз — один из самых драматичных и жестоких эпизодов истории Англии. На полях брани, от рук палачей и в тюрьмах погибла огромная часть английского рыцарства, лордов, а также самоуничтожились потомки королевской династии Плантагенетов. Это было время, когда главным законом была сила, и справедливость нужно было отстаивать с мечом в руках и кучей наемников.

Главный герой романа — Ричард (Дик) Шелтон, потерявший отца молодой парень. Он еще находится в том возрасте, когда девочек не понимают и даже презирают: на охоте с них толку никакого, на мечах с ними не подерешься и на конях не поскачешь. «Чума на них всех» — говорит юный рыцарь. Но еще чуть-чуть, и первая любовь ворвется в его сердце ураганом сметая все детские предрассудки. Ричард Шелтон находится под опекой сэра Дэниэла Брэкли, самого богатого и влиятельного рыцаря в округе. Сэр Дэниэл — один из тех, кто благодаря неразберихе в стране, путем манипулирования судами, грубой силой и тихими убийствами сколотил немалое состояние. Дик подозревает, что и к смерти его отца покровитель приложил руку. Чтобы восстановить справедливость, покарать виновных, вернуть любимую ему предстоит пройти немало испытаний, совершить немало подвигов...

Стивенсон принадлежит к тем писателям, которые способны описать и расставить акценты так, что своими глазами лучше не увидишь. Созданная им атмосфера средневековья просто великолепна. Маленькие штришки, вроде освещенных светом камина комнат, легкой ряби на воде, лязга мечей создают эффект стопроцентного присутствия. Если на дворе зима, то из страниц так и проступает холод, если шторм на море, то соленый воздух дует бризом в лицо. Роман не без недостатков. Стивенсон его писал по частях, в промежутках между переездами, поэтому чувствуется некая рваность, неровность произведения. Некоторые сюжетные линии кажутся не до конца развитыми и оконченными. Не стоит искать в романе и более глубокий смысл. Здесь просто приключения ради приключений.

Многие, конечно, скажут что Стивенсон для школьников, но в мои 28 лет он очаровал меня неповторимой романтикой и жизнеутверждающей энергией исходящими из его книг.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Терри Пратчетт «Эрик»

imon, 2 марта 2013 г. 11:37

«Бывают такие люди, удар кузнечным молотом для них — слишком тонкий намек.»

Случается, когда я устаю от кровопролитной войны в Семи королевствах Мартина, когда хочется отдохнуть от интриг Древнего Рима Коллин Маккалоу, когда нет сил осмысливать вопросы, поставленные братьями Стругацкими, да еще и жизненные проблемы невыносимо давят прессом, я беру отпуск, пакую чемоданы и отправляюсь в самый плоский из миров — Discworld Терри Пратчетта. Ибо что лучше поднимает настроение, как не хороший юмор, что не дает свихнутся в нашем безумном мире, ка не умение посмеяться над собой и другими.

На этот раз мне выпало путешествие в стиле «Фауста», только на плоскомировский лад. Пратчетт намешал тут очень многого, и солянка получилась просто великолепной. Сюжеты Гомера, Алигьери, Гете в его интерпретации смешны до колик. Книга получилась своеобразным экскурсом в историю Плоского мира. Знакомые каждому школьнику истины, Пратчетт показывает под совершенно неожиданным углом. Например, кто задумывался над тем, насколько могла изменится Елена Троянская за десять лет осады? В чем разница между богами и демонами? Отдельно стоит отметить Ад, превратившийся в бюрократическую машину, или наоборот, бюрократическая машина — это ад? Пратчетт снова заставляет поражаться его способностью несерьезно говорить об очень даже серьезных вещах.

В общем, смешно, весело, задорно. Да, есть самоповторы. Но смешно же!!!

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Роджер Желязны «Рука Оберона»

imon, 28 февраля 2013 г. 18:53

Четвертая книга Хроник Амбера многое перевернула с ног на голову. Это касается как сюжета, так и моего восприятия цикла. Оказалось, бурная деятельность Корвина по захвату трона больше вредила Амберу, чем помогала. Корвин многого не знал, во многом заблуждался, и, поэтому, неправильно понимал мотивы своих родственников. Былые враги не столько против него боролись, как против сил, угрожающим основам существующего мироздания, невольным помощником которых стал сам Корвин.

Предыдущие книги цикла я читал только ради того, чтобы узнать, чем же все закончится. Почему-то, не получалось без оглядки погрузится в мир Амбера, не получалось полюбить его героев, не воспринимался стиль Желязны. Но здесь все изменилось. Я полюбил мир Амбера, герои стали очень близки и дороги мне. За одних — переживал, других — ненавидел, былая апатия сошла, как снег весной. Раньше, я воспринимал всех многочисленных претендентов на трон только как ослепленных жаждой власти гордецов. Но все оказалось намного сложнее.

«Рука Оберона» очень интересный в плане сюжета роман. Накал страстей — максимальный, ответов дано много, но чем все закончится — не имею ни малейшего понятия. Остается только бегом браться за последний роман пятикнижия.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Роджер Желязны «Знак Единорога»

imon, 20 февраля 2013 г. 18:09

После прочтения предыдущей части цикла у меня глубоко засела мысль, что следующая книга Хроник Амбера для меня будет последней. Но Желязны молодец — удивил, и очень даже приятно удивил. «Знак Единорога», в значительной мере лишившись недостатков, так раздражавших меня в «Ружьях Авалона», стал более содержательным. Беготни по отражениям намного меньше, смысла — больше. Также, радует уклон в сторону детектива. Итак, Корвин добился цели, но радость победы омрачена новыми проблемами. И опять надо искать источник невзгод, гадать, кому нужно разрушать Амбер, и главное, зачем?

В этой книге раскрывается немало секретов предыдущих двух. Корвин разузнает или вспомнит многое, что случилось с ним до потери памяти. Перед нами сформируется уже более-менее цельная картина происходящего. Только полученные ответы порождают еще больше вопросов. Наконец-то, в третей книге многочисленные братья и сестры королевского семейства собрались в полном составе. Их характеры описаны уже более подробно, но для меня они так и остались просто персонажами. Им недостает живости и лишь Корвин вызывает ответные эмоции. Простоватость стиля Желязны никуда не делась. Нарезать цитат, как, например, у Мартина, здесь не из чего. Но Желязны уверено держит интерес читателя на кончике своего пера, подсовывая все новые загадки, решения которых хочется непременно узнать.

Пять месяцев прошло от прочтения «Девять принцев Амбера». Больше отвлекаться от событий в Янтарном королевстве я не намерен. В скором времени я узнаю все его тайны!

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Вальтер Скотт «Талисман»

imon, 19 февраля 2013 г. 19:00

Современный взгляд на крестовые походы во многом сформирован в эпоху Просвещения. Мыслители того периода считали средневековое христианство вредным предрассудком, а крестовые походы — навалой фанатичных и корыстных варваров на более развитый мусульманский мир. Вальтер Скотт, будучи сторонником идей Просвещения, в значительной мере отобразил эти взгляды в книге.

«Талисман» переносит нас во времена Третьего крестового похода. Отправная точка романа в значительной мере соответствует историческим событиям того периода: между крестоносцами и Саладином заключено перемирие, Ричард Львиное сердце страдает от лихорадки, другие вожди похода суетятся, не веря в успех предприятия. Большинство героев книги — реальные исторические личности, но дальнейшее развитие сюжета имеет очень мало общего с действительностью.

Вальтер Скотт одним из первых европейски писателей изобразил мусульман в положительном свете. В первую очередь это касается образов Саладина и Ричарда. Король Англии показан нам несдержанным, жестоким, властолюбивым правителем. В противовес ему, Саладин — источник мудрости и благоразумия. Именно благодаря прозорливости султана истинные злодеи получат по заслугам. Тамплиеры в романе изображены в обычном для Вальтера Скотта ключе — надменными, корыстными гордецами. Понятие честь и совесть для них нипочем.

«Талисман» нельзя воспринимать как исторический роман в современном понятии этого слова. Но как художественное произведение он, безусловно, хорош. Здесь присутствуют и благородные рыцари, и прекрасные дамы, и подлые и коварные предатели, и торжество добра над злом. Созданная автором атмосфера погружает в мир средневековья с головой. Только жаль, концовка прогнозируемая. Но все же, несколько замечательных вечеров в духе крестовых походов прошли не зря.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Роберт Льюис Стивенсон «Алмаз раджи»

imon, 18 февраля 2013 г. 15:23

До чего-же увлекательная и поучительная история. Генерал Венделер за верную и далеко не всегда благородною службу получил от индийского раджи шестой по величине алмаз на свете. Но неусидчивый камень, не желает долго сидеть на месте. Он с невероятной скоростью меняет своих бестолковых владельцев, не принося им ничего, кроме проблем. «Алмаз раджи» получился намного живее «Клуба самоубийц». Герои колоритные, каждый со своим характером, проблемами и мотивами. Мой любимец Принц Флоризель появляется в рассказах редко, и лишь в конце сыграл свою решающую роль.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Роберт Льюис Стивенсон «Повесть о молодом человеке духовного звания»

imon, 17 февраля 2013 г. 17:49

В который раз убеждаюсь, что обучаясь наукам, человек получает знания, но не учится жить. Так есть сейчас, и так было во времена нашего любимого принца Флоризеля.

Получив хорошее образование и работая над научным трудом, молодой священнослужитель случайно завладел алмазом Раджи. И что же, он поступил как подобает христианину? Не имея ни связей, ни опыта в подобных делах, он все же решает извлечь из этого личную выгоду. А ему бы стоило припомнить хотя бы старые сказки, где подобные находки приносили только несчастье...

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Роберт Льюис Стивенсон «Клуб самоубийц»

imon, 17 февраля 2013 г. 02:44

Серия рассказов с детективным уклоном. Доблестный и благородный принц Флоризель не может позволить существовать ужасной организации, клубе самоубийц. Он готов рискнуть не только своей жизнью, но и будущим своего государства, лишь бы покончить с деятельностью клуба. Его друг и соратник полковник Джеральдин всячески старается уберечь падкого на приключения принца от необдуманных действий.

Каждый рассказ имея очень интересную завязку, завершается достаточно предсказуемо. Первая история — самая лучшая. Последующие, почему то, становятся все хуже и хуже. Но даже не смотря на слабую еще и эмоциональную сторону произведения, цикл достоин внимания. От него веет каким-то неописуемым очарованием.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Роберт Льюис Стивенсон «Приключения извозчичьей пролетки»

imon, 15 февраля 2013 г. 14:55

Еще раз убедился в одной из древнейших истин: не рой другому яму, не то сам в нее попадешь.

Этим рассказом заканчивается линейка «Клуба самоубийц». Интригующая завязка подводит к довольно таки предсказуемому финалу. Кульминационный момент рассказа описан вяло, без накала страстей, сразу становится понятно, чем все закончится.

Как не прискорбно, но это худший рассказ цикла.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Роберт Льюис Стивенсон «Повесть об английском докторе и дорожном сундуке»

imon, 15 февраля 2013 г. 14:14

Из этого рассказа я вынес одну простую истину: если незнакомая женщина признается в любви, не надо воображать себя дон Жуаном, а сразу думать, что ей нужно.

Второй рассказ из цикла «Клуб самоубийц» оказался чуть хуже первого. Действие происходит уже во Франции. Опять же, интересный сюжет, но так же мало эмоций. И еще, не пойму, как труп в сундуке, путешествуя из Франции в Англию, за три дня не выдал себя запахом.

В общем, не плохо, но не без изъянов.

Оценка: 7
–  [  13  ]  +

Колин Маккалоу «Первый человек в Риме»

imon, 14 февраля 2013 г. 19:13

Большинство прочитанных мною исторических романов условно можно разделить на две группы. Одни, следуя букве истории, больше похожи на хронику событий, чем на художественное произведение, их герои скучны и неинтересны. Другие же, в угоду захватывающему сюжету, значительно отходят от исторической правды. Колин Маккалоу удалось создать шедевральное произведение, сочетающее в себе и историческую достоверность, и интересный сюжет, и ярких героев, оно одинаково познавательно и захватывающее.

В романе охвачен исторический период с 110 по 100 г. до н. э. Рим, потерпев несколько крупных поражений от германцев, еще и вынужден вести войну в Нумидии. А германцы, учуяв вкус победы, снова готовятся обрушится на вечный город всей своей необузданной мощью. Риму нужен решительный человек, лишенный предрассудков, способный противостоять закостенелости Сената, ибо стандартные методы уже исчерпаны. Но найдется ли такой человек?

Маккалоу создала прекрасную атмосферу, Древний Рим словно оживает на страницах книги. Описания быта, нравов и обычаев не навязчивы, они гармонично вплетены в структуру повествования. Подробные карты, специально созданные автором, не дают потеряться на обширных территориях империи, и позволяют чувствовать себя в Риме, как в родном городе. Сражения описаны не достаточно подробно, что и не удивительно, ведь автор — женщина. Зато на эмоциональном уровне роман выше всяких похвал. Герои книги, великие исторические деятели, простые граждане Рима, очень реалистичны. Они не просто персонажи, они — живые люди, со своими достоинствами и недостатками, мечтами и надеждами. Марий, Сулла, Скавр, Цезарь, Друз, Меттел, Цепион, Сатурнин, Главция, Югурта, Аврелия, никто из них не вызывает апатии. Кого-то любишь, кого-то ненавидишь, кем-то восхищаешься, кого презираешь, кого-то жаль, кого — не очень. Но к каждому что-то чувствуешь. Поподробнее хочется остановится на двух личностях: Сулле и Гае Марии. Их объединяет стремление к власти, несгибаемая воля, нестандартность мышления, но движимы они абсолютно разными мотивами.

Гай Марий, человек, стремящейся к власти, но не ради привилегий и славы, не ради возможности стать еще богаче. Власть он воспринимает как средство, позволяющее многое изменить в государстве. Он принадлежит к так званым «новым людям», про таких говорят, что они сами сделали себя. Его мировоззрение не затуманено аристократической гордостью. Марий видит проблемы, грозящие Риму крахом, и знает, как их решить. Правда, немало нужных реформ так и остались на уровне замыслов, в связи неспособностью их инициаторов к решительным действиям. Но Марий упорен, тверд характером, непреклонен и, в конце концов, богат. Он обязательно сломает систему. Такие люди творят историю, ими восхищаются, им подражают, их ставят в пример.

Сулла начал свое восхождение с дна общества. Происходя из древнейшего рода Рима — Корнелиев, он не может надеяться стать значимым человеком, не имея за душой ни гроша, и вынужден влачить жалкое для его положения существование. Он, словно посмешище в глазах равных ему по происхождению, должен делить ложе с мачехой, чтобы иметь крышу над головой. Но волей случая, он решительно намерен изменить свою жизнь и стать творцом своей судьбы. Сулла намерен доказать, что он не хуже, а намного лучше теперешних аристократов. И все средства для этого хороши...

Творением Маккалоу можно долго восхищаться. Но времени на это в обрез, так как пора браться за продолжение. Ведь это только первая книга, огромнейшего по размерам цикла «Владыки Рима».

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Роберт Льюис Стивенсон «Повесть о молодом человеке с пирожными»

imon, 14 февраля 2013 г. 13:38

Я не любитель острых ощущений, но английский вариант русской рулетки впечатлил. Надоела жизнь — есть организация, которая поможет тебе с ней расстаться. Только может случится, что и тебе придется помочь кому-то уйти из мира сего. Что, быть жертвой намного легче, чем палачом?

Идея клуба самоубийц очень понравилась. Рассказ динамичный, но эмоций ему явно не хватает. Драматичные моменты описаны сухо, без накала страстей. Но все же, не взирая на недостатки, я приятно провел время.

Оценка: 8
–  [  13  ]  +

Аркадий и Борис Стругацкие «Стажёры»

imon, 13 февраля 2013 г. 15:20

«Никакие открытия не стоят одной-единственной человеческой жизни.

Рисковать жизнью разрешается только ради жизни.»

Первые произведения Стругацких написаны в духе романтики освоения космоса. Их герои смелые, стойкие люди, повсеместно подвергающиеся опасности, открывая человечеству богатства других планет. Достижения, принесенные своей деятельностью, они ценят выше собственной жизни. Но в «Стажерах», вместо самопожертвования ради общего блага, авторы предлагают другие ценности.

Повесть построена так, что каждую главу можно читать, как отдельное произведение. Экипаж «Тахмасиба» с молодым стажером на борту путешествует по Солнечной системе, посещая разные исследовательские базы. Им приходится принимать участие в решении многих накопившихся там проблем. Стажер Юра Бородин олицетворяет собой идеал советского человека, энергичного, деятельного, готового переносить любые тяжести ради общего дела. Он не терпит пассивных «мещан», которых все в жизни устраивает. Он во многом не согласен с повидавшими жизнь межпланетниками. Но в конце книги его убеждения кардинально меняются.

Советская идеология мне кажется инородным телом на полотнище повести, она словно обязательная программа, дающая пропуск к печатному станку. И именно финальная драма жирной линией подчеркивает неприятие социалистических идеалов. До прочтение «Стажеров» я никогда не задумывался об обратной стороне подвигов, совершенных ценой жизни. Я не думал о скорбящих родителях, потерявших сына или дочь, не думал о горе второй половинки, не думал о детях, ставших сиротами, не думал о чувствах друзей. Что им подвиг, если близкого человека уже нет.

В «Стажерах» Стругацкие отбрасывают идею покорения космоса. Путь к звездам, покорение новых горизонтов, все это отходит на второй план. «Главное на Земле». Здесь хватает проблем, решить которые можно не покидая пределов планеты. Незачем соваться в чужой дом, не наведя прядок в своем.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Пирс Пол Рид «Тамплиеры»

imon, 12 февраля 2013 г. 02:01

История крестовых походов и ордена тамплиеров всегда была одной из моих самых любимых и увлекательных тем. Я рад, что эта книга была в числе первых, прочитанных по данному вопросу. Автору стоит сказать спасибо, что уберег меня от осиного роя околонаучных книг, растревоженного успехом «Кода да Винчи». Хотя нечего скрывать, творчество Дэна Брауна подогрело и мой интерес к главному противостоянию средневековья.

Современное представления о тамплиерах во многом сформировано романами Вальтера Скотта. Образ Бриана де Буагильбера, надменного и подлого гордеца часто экстраполируется на все братство. Тамплиеры почему-то ассоциируются с богатством, властью и вероломством. Хотя подавляющее большинство вступивших в орден, нашли в его рядах лишь лишения, тяжкие испытания и смерть. Храмовники были основной ударной силой христиан в Святой земле. Их мужество и фанатичная преданность делу вселяли ужас в мусульман. За тамплиеров, попавших в плен, выкуп не брали, их тут же предавали мечу. Редкий храмовник доживал до глубокой старости. Рыцари, вступавшие в орден, не могли этого не знать.

История ордена Храма тесно связана с историей крестовых походов и является неотъемлемой частью последней. Для большего понимания темы, автор начинает из далека, а именно, с вопросов развития и взаимодействия трех религий — иудаизма, христианства и ислама, что дает возможность узнать первопричины противостояния востока и запада. Пирс Пол Рид много внимания уделяет причинам, давшим толчок крестоносному движению. Основание, развитие, становление и роспуск ордена рассматриваются в контексте происходивших крестовых походов и исторических событий. Деятельность тамплиеров изображена без прикрас, со всеми славными и позорными ее страницами. Автор использовали при написании многие источники, часто противоречивые, показывая разные мнения. Сам он на стороне тамплиеров, но в книге дает много фактов, позволяющих читателю принять другую сторону. Ценность книге придает также то, что кроме полной истории ордена Храма она дает достаточно полное представление о целой эпохе. Здесь хватило места для многих знаковых личностей того периода, уделено внимание культуре, социальному строю, много информации о других военно-монашеских орденах, описана деятельность ассасинов. Автор не гонится за дешевыми сенсациями, книга основывается только на проверенных фактах. Домыслы типа «раз мало информации о деятельности ордена в первые годы его основания, значит первые тамплиеры вели раскопки под храмом Соломона и нашли там какие то артефакты, давшие им могущество» в книге отсутствуют.

Желающие узнать, действительно ли тамплиеры поклонялись Марии Магдалине, что они нашли под развалинами Храма, или куда же подевались все их сокровища, ничего для себя здесь не найдут. Но если вас интересует подлинная история ордена тамплиеров, не приукрашенная пустыми домыслами, то эта книга для вас!

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Аркадий и Борис Стругацкие «Страна багровых туч»

imon, 8 февраля 2013 г. 18:52

Путешествие к звездам всегда было заветной мечтой человечества. Полвека назад казалось, что еще чуть-чуть, и солнечная система будет наша. Но на дворе уже XXI век, а нога человека дальше Луны не ступала. Венера, как самая яркая звезда на небосклоне, всегда была одним из первых возможных пунктов назначения межпланетной экспедиции. В свое время, Венера считалась планетой-близнецом Земли. Близость к Солнцу, похожий размер, присутствие атмосферы (а значит и воды, как тогда думали) делало ее очень похожую на нашу планету. Позже, исследования показали, что условия ну двух планетах кардинально отличаются. Температура на Венере около 500 °C, давление в 92 раза выше земного. Но в далекие шестидесятые этого не знали...

Итак, на Венере обнаружено крупное месторождение руд. Все попытки высадится там и провести геологические исследования заканчивались трагически. Вся надежда возлагается на межпланетный корабль нового типа, способный противостоять всем проискам Венеры. Для полета набирают экипаж из сверх опытных межпланетников и одного «волка» пустыни, воспринимать которого серьезно никто не хочет. Этим людям предстоит пройти тяжелейшие испытания, чтобы выполнить возложенную на них миссию. Во-первых: надо доказать, что только корабли типа «Хиус» способны вывести космические перелеты на новый уровень, во-вторых: проложить дорогу после себя другим, пришедшим осваивать богатства Венеры.

Авторы создали достаточно ярких героев, но некоторые их качества кажутся гипертрофированы. Слишком суров один, другой чрезмерно безрассуден, третий сама доброта, очень застенчивый четвертый. Объединяет их преданность к любимому делу, стремление к открытию непознанного, вера в светлое будущее. Фигура «специалиста по пустыням» Алексея Быкова наиболее притягательна. Он скромен и немногословен, никогда не бывал в космосе. Некоторые не понимают зачем он на борту. Но он стойко выдерживает насмешки, а свой профессионализм покажет не на словах, а на деле. Именно стойкость, упорство, воля к жизни Алексея сыграют ключевую роль в экспедиции. Он, словно вечно крепкий орешек Брюс Уиллис, в критический момент берет весь груз ответственности на себя и в прямом и переносном смысле тащит тащит товарищей на себе. Вот такие они, тихие и неприметные парни.

Некоторые говорят, что повесть устарела, что многие фантастически допущения авторов нереальны и огрехов достаточно. Но мне кажется, не это главное в повести. «СБТ» — книга не о научных достижениях человечества, а в первую очередь, о людях. Людях, готовых идти на смертельный риск, чтобы сделать жизнь других лучше, людях, жертвующих собой, ради друга, людях, готовых бороться до конца, хоть и надежда на успех ничтожна. Возможно, отсюда попахивает советской идеологией, но кто сказал что эти качества не достойны уважения.

Это первое прочитанное мной произведение братьев Стругацких. И с выбором я не прогадал!!!

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Александр Дюма «Учитель фехтования»

imon, 6 февраля 2013 г. 20:58

Я думаю, многие помнят из школьного курса физики такое явление как резонанс. Это усиление амплитуды внутреннего колебания тела под влиянием внешнего фактора с такой же частотой колебания. Именно это со мной произошло, когда читал «Учитель фехтования». Пребывая в состоянии так редко посещаемой меня меланхолической грусти, я поймал такую же волну в романе Дюма. Книга нашла отклик в душе, поэтому ощущение после прочтения особенно теплые.

Сюжетное полотно произведения развивается в Петербурге Александровской эпохи. Главный герой — французский учитель фехтования, приехавший подзаработать в Россию, страну, столь чтившую наставников этой национальности. Он изучает нравы и обычаи, узнает, что такое настоящий русский мороз, участвует в охоте на медведя, сражается на дуэли с царевичем, становится свидетелем восстания декабристов. В отличие от большинства произведений Дюма, события в книге развиваются неспешно, динамика появляется только ближе к концу. Эта книга писалась французом для французов, поэтому автор часто отвлекается на исторические экскурсы, чтобы подвести читателя к главным событиям.

В романе преобладает чарующая атмосфера созерцания. Учитель фехтования мало принимает непосредственное участия в событиях, он скорее наблюдатель. А посмотреть на Россию сквозь призму французского наблюдателя — редкое удовольствие. И именно его глазами я увидел все великолепие царской столицы и влюбился в этот город, вместе с ним любовался белыми ночами, вместе с ним чуть не утонул при наводнении, также, как он, не понимал сути бессмысленного восстания декабристов, вместе с ним проделал полный опасности долгий путь из Петербурга до Тобольска.

Впечатления книга оставила самые теплые. Хороший язык, приятная меланхолическая атмосфера, неплохой сюжет, полное погружение в эпоху далеко не полный список достоинств произведения.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Александр Дюма «Чёрный тюльпан»

imon, 5 февраля 2013 г. 21:29

События, описываемые в книге, имеют реальную историческую основу. Чернокожие жители Харлема захотели иметь черный тюльпан и пообещали огромную награду тому, кто выведет этот цветок. Цветоводы долго бились над заказом и, наконец, в 1637 году цветок был явлен миру на обозрение. В честь этого события в Харлеме был устроен великий праздник. Но харлемский тюльпан был скорее темно-фиолетовым нежели черным. Только в 1986 году закончилась эпопея с созданием черного тюльпана, и сделано это было, конечно, в Голландии.

«Черный тюльпан» это классический приключенческий роман. Здесь есть все атрибуты жанра: любовь, преданность, подлость, зависть, невероятные стечения обстоятельств, счастливый конец, добро и зло четко разделены. Главный герой, несправедливо осужденный родственник братьев де Витов, пытается разрешить дилемму: что важнее — любовь к женщине, или дело всей его жизни. Из ситуации он вышел, как царь Соломон, убив двух зайцев сразу.

Наибольшее впечатления на меня произвела сцена линчевания братьев де Виттов. Трудно смирится с мыслью, что люди могут быть такими жестокими и бездушными. Но в целом, роман показался мне уж очень наивным. Слишком много пафосных речей, удачных совпадений. Предчувствие хэпи-энда не покидало всю книгу.

Итог: эта книга, наверное, одна из многих, непрочитанных мною в юношестве. В этом возрасте все все кажется прекрасным, а вера в счастливое будущее сильна, как никогда.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Аркадий и Борис Стругацкие «Путь на Амальтею»

imon, 5 февраля 2013 г. 10:11

Если «Страна багровых туч» повествует о покорении Венеры — событии неординарном, я бы даже сказал, эпическим, то «Путь на Амальтею» — рассказ о суровых буднях межпланетников. Прошло всего десять лет с момента экспедиции Хиуса, первого межпланетного корабля нового типа. Фотонные планетолеты уже вовсю бороздят просторы солнечной системы, исследовательские базы разбросаны по многим планетам и их спутникам. Но космос все так же опасен. Даже такое незамысловатое задание, как доставить продовольствие на одну из многочисленых баз, может оказатся последним.

Главные герои повести, те же, что дали землянам богатства Венеры. Но люди, вызывавшие в «СБТ» лиш восхищение, здесь стали для меня родными. За прошедшие годы они мало изменились. Юрковский все такой же гордый и безрассудный, Крутиков такой же милый и добрый, только Быков из застенчивого парня превратился властного, увереного в себе капитана. Повесть насковзь пропитана иронией и юмором. Герои постоянно попадают в комические ситуации, в связи з чем, события, угрожающие их жизни, воспринимаются не так серйозно и драматично, как в «СБТ». Но от этого, повесть только выигрывает. Жаль, некоторые несостыковки портят общее впечетление от книги.

«Путь на Амальтею» хоть и продолжает серию, начатую «СБТ», но воспринимается совсем по другому. Юмор авторов придал произвидению неповторимый шарм и легкость. Думаю, через пару тройку лет я еще скоротаю вечерок под силой притяжения Юпитера.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Роджер Желязны «Ружья Авалона»

imon, 24 октября 2012 г. 15:32

Вторая книга цикла, как и первая, сразу бросает нас в гущу событий. Корвин, движимый жаждой реванша, ищет в Отражениях оружие, способное дать ему ощутимый перевес в битве за трон Амбера. Но повсюду натыкается на всепоглощающую Тьму, вызванную им же. Перед ним стоит дилемма: направить свой гнев против своего главного врага — Эрика, или, спасая родной город, помочь ему в борьбе с порождением своего гнева.

Корвин много путешествует по Отражениям, встречает старых знакомых, его былые враги становятся союзниками, он попадает в любовные интриги, переживает радости встреч и горечи утрат... В общем, событий много. Только лично у меня, происходящее в книге вызвало мало эмоций. А здесь было достаточно драматических, печальных моментов, которые просто были обязаны найти отклик в моей душе. Но герои получились бездушными, безликими куклами. Только Корвин выделяется из этого ничем непримечательного списка персонажей. Заметное место в книге досталось описаниям путешествий героев по Отражениях. Там едут вдоль реки, тут заехали в лес, там свернули направо, тут дорога пошла в гору, солнце зашло за тучу, потом выехали на лужайку и тд. и тп. Все эти описания должны были произвести эффект присутствия, но они лишь раздражали.

Когда было прочитано больше половины книги, у меня возникло стойкое ощущение, что на «Ружьях Авалона» мое знакомство с миром Амбера завершится бесповоротно. Убогий стиль автора (или переводчика), бесконечные передвижения по отражениям, безликие герои напрочь погасили интерес до происходящего. Но главный козырь Желязны — интрига, побил все недостатки его произведения. Куда же, все-таки, подевался Оберон? Кто такая Дара? Куда ведет Черная дорога? Что будет с Амбером дальше? Вот далеко не полный список вопросов, на которые не терпится узнать ответ.

Что ж, до встречи, Корвин!!!

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Артуро Перес-Реверте «Фламандская доска»

imon, 27 сентября 2012 г. 13:05

Для начала, хочу поблагодарить автора за то, что возродил мою давно забытую юношескую страсть к шахматам. Я снова вернулся в этот чарующий мир 8 на 8 черно-белых клеток, который полон интриг, ложных маневров, стремительных атак и неприступных оборонительных редутов. Книга, дающая толчок к действию, уже заслуживает похвал. Но сразу скажу (кто читал — поймет), никаких особенных ощущений от глубоких ходов слоном у меня не было.

Книга сразу меня затянула. Я поверил автору и начал лихорадочно искать в сети ваг Гюйса и его картины (художник то нашелся, только жил раньше и картины такой не писал). Правда, интригующее начало романа — это лучшая его часть. Дальше — хуже. Постоянное описание эмоций и переживаний героев мне показались неуместным и излишним, напускной психологизм раздражал. Я несколько раз бросал чтение и возвращался к книге. В итоге, больше года мне понадобилось, чтобы узнать интригу, или, скорее, подтвердить догадки. Но мотива преступления я так и не понял...

Многие ругают автора за нелогичность, или даже абсурдность шахматной партии. Но книга не писалась для гроссмейстеров. Меня больше расстроило то, что автор показал несколько уровней, на которых разыгрывается партия, но не раскрыл их в книге. А могло быть интересно. Да и вообще, складывается впечатление, что потенциал задумки реализован далеко не полностью.

Я не могу сказать, что книга откровенно плохая, просто отклика в моей души она не нашла.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Луи Буссенар «Приключения парижанина в Океании»

imon, 18 сентября 2012 г. 20:30

Жил бы я 100 лет тому назад, эта книга открыла бы для меня Океанию. Она во многом напоминает географический справочник, написанный очень красноречивым человеком. Тут очень много живописных описаний флоры и фауны, нравов и обычаев туземцев. Правда, влюбится в этот край не даст никакое красноречие. И это все благодаря ленивым людоедам, встречающихся в Океании на каждом шагу. Им проще убивать и поедать себе подобных, нежели честно обрабатывать землю, собирать плоды и охотится.

Главные герои Буссенара — это классические позитивные персонажи. Понятия «честь» и «совесть», верность другу, преданность долгу для них дороже жизни. Они не теряют бодрость духа в самых критических ситуациях. Но это и убивает напрочь интригу: с какими бы неприятностями герои не столкнулись, ощущение того, что они выпутаются без особых проблем, присутствовало на протяжении всей книги. Немало удивляет рассеянность врагов: то свяжут не крепко, то, взяв в плен, оружие забудут отобрать... Единственное, что кое-как спасало от скуки — это немалая толика юмора, которой автор наделил своих героев.

Скорее всего, роман мне бы понравился, прочитай я его лет на 10-15 раньше. А так, читать было достаточно нудно, я все время смотрел на то, сколько ещё страниц оставалось до конца. Концовка книги — это завязка сюжета для следующей, но читать продолжение приключений юного парижанина я точно не буду.

Оценка: 5
–  [  5  ]  +

Генри Лайон Олди «Баллада двойников»

imon, 5 сентября 2012 г. 21:08

Как все неоднозначно и двойственно в нашей жизни. Сколько раз добро превращалось в зло, печаль — в радость, счастье — в горе, сколько раз мы, помогая одним, добавляем проблем другим. Главный вопрос повести — стоит ли поступать по велению своей души, зная, что твои действия могут погубить других? Автор оставляет эту дилемму неразрешенной, оставляя выбор за нами. Но есть ли правильный ответ?

Как всегда у Олдей, все философские проблемы приправлены реалистичным миром, живыми персонажами захватывающим сюжетом. Язык повествования просто обязывает вернутся к нему ещё не один раз.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Джек Уайт «Сокровище тамплиеров»

imon, 5 сентября 2012 г. 09:38

Тема крестовых походов одна из моих любимых. Не удивительно, что книга с названием «Сокровище тамплиеров» сразу попала в мою библиотеку. И очень жаль, что название книги, это самое интересное в ней. Никакого сокровища там и в помине нет, это просто маркетинговый ход издателя.

Сюжет нудный до безобразия. Мы путишествуем с армией короля Ричарда Львыное Сердце в Третьим крестовым походе, и все события с главним героем вертятся вогруг этого. Образ Ричарда, созданый автором, очень неприятный и отталкивающий: этакой бравый рубака, подлый и невежественный, который мало в чём смыслит, кроме войны. Я прочитал немало о Ричарде и уверенно могу сказать, что тут есть очень мало общего з настоящим английским королём.

Исторических грубых ляпов в книге немало. Чего стоит только то, что автор утверждает, будто император Священной Римской империии Фридрих Барбароса будет оттстаивать в Леванте интересы Православной церкви.

Из достоинств книги: битва при Хиттине описана неплохо, я почти что почувствовав себя участником этого сражения.

Итог: время, потраченое на прочтение этого «исторического» романа, будет потрачено впустую: нет ни интересного сюжета, ни исторической достоверности.

Оценка: 3
–  [  5  ]  +

Николь Галланд «Трон императора. История Четвёртого крестового похода»

imon, 4 сентября 2012 г. 10:59

Взятие Константинополя крестоносцами стало началом заката Византийской империи, одной из величайших держав Средневековъя. Византийцы ещё отвоюют у латинян и город и империю, но былое могущество уже не вернут никогда. Как не парадоксально, но крестоносцев под стены Константинополя привели сами византийцы, а именно, Алексей, сын низложеного императора Исаака Ангела. Обещал за помощь он больше, чем мог дать, и в итоге, крестоносцы взяли всё сами...

Вместе с героями книги мы пройдем весь путь Четвёртого крестового похода от Венеции до Константинополя, узнаем причины, которые заставили армию изменить первоначальную цель похода — Египет, увидим столицу Византии во всей красе, побываем во Влахернсокм дворце, храме сятой Софии, увидим целых две капитуляции Цареграда, которого до этого не брал никто. Безусловно, роман безупречен в плане достоверности событий, за что большое спасибо автору. Но сюжетная линия главных героев скучна и незамысловата. Они путишествуют с крестоносцами, куда-то бегут, что-то делают, но их судьба меня, как читателя, не очень волновала. Главный интерес был прикован к масштабному историческому полотну.

Итог: если вы любитель истории, в часности, интересуетесь темой Крестовых походов, найдёте в книге много интересного, в противном случае — не рекомендую.

Оценка: 7
⇑ Наверх