FantLab ru

Все отзывы посетителя Finstera

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Мария Галина «Берег ночью»

Finstera, 16 июня 2018 г. 13:26

Неплохой сборник повестей от одного из самых интересных современных русских авторов, работающих в жанре фантастики и магического реализма. Отличный образный, но при этом не перегруженный язык. Разнообразие антуражей и микро-жанров. Все произведения объединяет некая сюрреалистичность, неясность, ощущение морока и хмари, не дающие до конца разобраться в происходящем. Это одновременно и плюс, и минус.

Всё-таки мне больше по душе позднее творчество Марии Галиной: страшный, незабываемый роман «Малая Глуша» с одним из самых убедительных образов настоящего Зла, и завораживающий, оставляющий странное неуютное послевкусие рассказ «Ганка и её эльф».

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Кир Булычев «Посёлок»

Finstera, 20 мая 2018 г. 16:38

Отличное произведение «старой школы» — космическая робинзонада с мудрыми, правильными мыслями и вопросами; при этом написана без натужного сентиментализма, патетической героики и словесных изысков. Очень искренне и по-настоящему. Мне нравится такой Булычёв. Особенно удались автору персонажи Посёлка — живые, нефальшивые. Сильные. Хотелось бы жить среди таких людей...

Конечно, на моментах с появлением экспедиции Павлыша действие проседает — ну не сравниться «специалистам космической разведки», привыкшим жить и работать в тепличных условиях, с отчаянно отважными выходцами из Посёлка, которые вынуждены ежедневно вести поединок за выживание с непокорной чужой планетой. Повествование также обрывается резко, пусть и на торжественно-надрывной ноте. Не хватает эпилога, где автор поведал бы нам о дальнейшей судьбе героев, ставших такими близкими для читателя.

Тем не менее, всё это не умаляет неоспоримых достоинств книги. «Посёлок» Кира Булычёва — гимн человеческому духу, человеческой изобретательности, взаимоподдержке и воле к жизни.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Диана Уинн Джонс «Рыцарь на золотом коне»

Finstera, 29 марта 2018 г. 20:30

К сожалению, книга оставила очень двоякие чувства. При всём моем уважении к Диане Уинн Джонс и безусловном признании её литературного таланта, «Рыцарь на золотом коне» (или Fire and Hemlock) полон тумана, сумрака и оставляющих в недоумении сюжетных зигзагов и пируэтов, которые складываются в единое целое только по принципу лоскутного одеяла. При всём осознании глубины мифологическо-сказочного плана, проработанного Дианой, роман воспринимается очень рваным и невнятным. Это не застывший в хрупкой красоте кристалл, а жидкое золото из горшка лепрекона — растекающееся и принимающее любые формы...

Оценка: 6
–  [  9  ]  +

Мария Семёнова «Волкодав»

Finstera, 6 марта 2018 г. 14:19

В общем и целом понравилось, хотя не без оговорок. Наверное, моей читательской натуре после таких мэтров, как Толкин, Мартин и Сапковский, «Волкодав» показался несколько незатейливым произведением — слишком поздно прочитала. Хотя именно Мария Семёнова стала одним из, если не главным первопроходцем на ниве героического славянского фэнтези. «Волкодав» стал настоящей классикой отечественной фантастической литературы.

Из несомненных достоинств:

- персонажи: «на лицо ужасный, но добрый внутри» Волкодав и компания;

- Нелетучий Мыш и вообще анималистическая тема;

- любопытно обыгранный штамп с суровым и загадочным прошлым главного героя;

- подкованность автора в описании оружия, снаряжения, славянского быта (пусть и в мифической оболочке);

- небезынтересный мир;

- качественные батальные сцены;

- насыщенный слог;

- первая и последняя треть истории;

- линия таинственной связи с Оленюшкой и тема оборотничества.

Из недостатков:

- некоторая предсказуемость повествования;

- провисание сюжета в середине. Несмотря на происходящие с поездом кнесинки события, чувства динамики не возникает. Нарратив кажется однообразным;

- канитель с охраной кнесинки и сам персонаж Елени, мятущейся и эмоционально неустойчивой (но это уже очень субъективно);

- в отдельных местах «славянизация» лексики и стиля очень нарочита;

- расплывчатый финал;

- самый главный минус, на мой взгляд, в следующем: несмотря на усилия Марии Семёновой, «Волкодав» скроен не без выпирающих стежков и швов. Заботливая материнская рука автора проведёт героев через все бури и невзгоды, и в глубине души ты понимаешь, что, несмотря на любые испытания, всё будет хорошо. Образ Волкодава не может не привлекать читательниц, потому что это не просто канон героя эпоса, но воплощение женской мечты о брутальном мужчине-воине с тёмным прошлым — и в то же время воине великодушном, благородном, добросердечном, умеющим быть ласковым и нежным. И женщину превозносящим. То есть Волкодав — это махровый, лохматый и косматый идеал. Он притягивает, но в его существование верится с трудом даже на страницах книги, уже не говоря о нашей бренной реальности.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Роберт Маккаммон «Кусака»

Finstera, 23 февраля 2018 г. 15:31

Неплохой задорный боевичок об инопланетном вторжении (но не совсем обычном), дуэли ксеносуществ и жителях затерянного в техасской пустоши, вымирающего городишки Инферно, сыгравших свою роль в исходе межвидового сражения, когда на кону — судьбы целых рас и планет. В том числе и нашей собственной.

Вещица на 1 раз, но мне, в общем-то, понравилось. Бодрый экшен, качественные описания, есть любопытные персонажи, чувствуется пыльный техасский колорит. После прочтения остаётся правильное послевкусие, как при взгляде на надпись The End в конце фильма.

Намного лучше, чем «Они жаждут», но можно ясно ощутить, что Роберту Маккаммону в рамках бульварного sci-fi-horror-боевичка явно тесно. Талант просится наружу, однако в выбранном жанре пространства для манёвра очень мало. Разгуляться негде удали писательской...

Оценка: 7
–  [  14  ]  +

Робин Хобб «Ученик убийцы»

Finstera, 2 февраля 2018 г. 00:39

В общем и целом — неплохое крепкое фэнтези, хотя после мастодонтов жанра вроде Толкина, Мартина или Сапковского «Ученик убийцы» воспринимается слишком пресно. Интриги незамысловатые. Мир любопытный, но намечен лишь общими мазками, а потому видится, скорее, декорацией, нежели живым местом действия. Слог Робин Хобб действительно похож на Джорджа Мартина — полновесный, размашистый, украшенный «средневековыми» стилистико-лексическими виньетками.

Но если у Мартина грамотно выдержано соотношение между экшн-сценами и медитативным повествованием, то госпожа Хобб (Линдхольм) упорно и методично погружает читателя в бездну рефлексии главного героя, скрупулёзно фиксируя будни Фитца. Из-за этого 2/3 книги тонут в деталях и описаниях психологических мытарств ГГ, и лишь в последней трети удаётся вынырнуть с этой Марианской впадины и вдохнуть динамики с чуточкой интриг.

К тому же, при чтении очень чувствуется «женская рука»: это видно и по одинокому интроверту Фитцу, и по количеству описаний в тексте, и по диалогам, и по устройству Шести Герцогств, и по видению автором профессии королевского убийцы, и по обилию женщин на несвойственных им позициях в обществе, пусть даже псевдосредневековом (например, дворцовый мастер-оружейник...)

Кроме того, композиционно «Ученик убийцы» выстроен так, будто постаревший Фитц пишет хронику собственной жизни, невольными читателями которой мы и становимся. Неоднозначный приём... да, он придаёт повествованию изюминку, но в то же время лишает азарта и снижает остроту переживаний. Мы понимаем, что несмотря на все передряги, ГГ как минимум останется жив.

Из плюсов: необычная магия, детально проработанная линия связи Фитца с животными (собаки!), развязка истории с Nosy (Востроносом), более-менее динамичная последняя 1/3 книги, некоторые персонажи. Особая авторская удача — персонаж загадочного Шута.

Короче, для меня чтение «Ученика убийцы» стало долгой дорогой в дюнах.. продолжение прочту, но точно не скоро.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Айзек Азимов «Конец Вечности»

Finstera, 8 декабря 2017 г. 00:32

Отличная хронофантастика! Я вообще уважаю Айзека Азимова и питаю глубокую симпатию к его творчеству. Мэтру удаётся и глобальные вопросы поднимать, и при этом создавать живых персонажей в канве интересного сюжета (на что силёнок не хватает у многих современных «твёрдых» фантастов типа Питера Уоттса, забывающих, что они пишут не научный трактат, а художественное произведение). Хотя в начале действие буксовало, уже последнюю треть я читала не отрываясь. Тут и хронопарадоксы, и судьба Человечества на кону, и вера в благоразумие и триумф нашей цивилизации; и драматичный конфликт, и крутые сюжетные повороты, и очень красивая история любви... А по окончании чтения такое светлое щемящее чувство возникает в душе!.. Что ещё надо? :)

Воистину, через тернии — к звёздам!...

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Уильям Гибсон «Нейромант»

Finstera, 23 ноября 2017 г. 11:36

Неоднозначная вещь. С одной стороны — незатейливый сюжет из боевичков 80-х, рваный (хотя не лишенный какой-то декадентской образности) слог, не всегда яркие персонажи-маргиналы... повествование сухое, а смысловые пласты скрываются за толстым слоем стилистических примочек.

С другой стороны, «Нейромант» — программное произведение для киберпанка, «альфа и омега» цифровой антиутопии. Это произведение-предвестник компьютерной эры и одновременно — продукт её разложения. Атмосфера и антураж абсолютно доминируют над психологической и сюжетной проработкой.

На мой взгляд, сегодня «Нейромант» Гибсона смотрится архаизмом и неологизмом в одном флаконе. Архаизмом, потому что версия кибербудущего, представленная автором, соответствует видению 80-х — начала 90-х. Эдакое будущее на VHS-кассете. Но в то же время ещё многим технологическим новшествам и социально-психологическим феноменам из мира «Нейроманта» только предстоит сбыться.

Да, книжка Гибсона — это, скорее, памятник фантастической литературы и экспонат в музее массовой культуры. Но при этом автор верно уловил дух разочарования целого поколения, когда оптимизм, воля, любопытство исследователя и стремление к высоким моральным стандартам отступили перед глобализацией, компьютеризацией и вседозволенностью... Ведь яблони на Марсе так и не зацвели. К Альфа-Центавре никто не полетел. Всё ушло в Интернет, виртуальную реальность, смартфоны, нейросети и прочие твиттеры...

А Человек потерялся.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Джон Уиндэм «Кукушки Мидвича»

Finstera, 10 ноября 2017 г. 01:10

Фантастическое допущение в «Кукушках» отличное. И проблематика интересная. Но вот исполнение... все персонажи сливаются в какое-то невнятное целое, т.к. их характеры слабо проработаны, речевые портреты — однообразны. Повествование развивается неспешно, притом большую часть романа занимают бесконечные диалоги и беседы: в кабинетах, актовых залах, столовых, барах, верандах, во дворах, на улицах... Сюжет фактически подаётся через натурфилософскую болтологию и социологическую говорильню, так что уже к середине книги ты устаёшь от всех этих устных пассажей — хочется больше действия!

Пасторальный дух Мидвича никакие инопланетяне не прошибают! Атмосфера британской деревни забивает всё повествование, её здесь слишком много... Я уже молчу про эпизод с русскими. Понятно, что Уиндем — человек своей эпохи, но всё же представленный автором способ решения проблемы от лица суровых «Русских за Железным Занавесом» + рассуждения о причинах такого решения попахивают клюквой...

Я уважаю Джона Уиндема, мне нравится его творчество. «Куколки» («Хризалиды») — замечательная работа, и рассказы у писателя достойные (пока до «Триффидов» не добралась). Но вот «Мидвичские кукушки» так и остались бы разочарованием, если бы не... достоверная концовка. Хотя она немного предсказуема, но всё же эффектна. Именно финал снимает слой «цивилизованности», от которого чуть не забронзовели «благородные доны» Мидвича; ниспровергает историю с вершин гуманистического пафоса до тверди земной.

С волками жить — по-волчьи выть. Или, как говорят американские морпехи, «если не хочешь, чтобы тебя сожрали — не будь едой».

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Антология «Век волков»

Finstera, 1 ноября 2017 г. 13:25

Любопытный сборник фэнтези и фантастики от славянских авторов. Сама попытка создания подобного «сплава», среза фантастических произведений последних лет от российских, украинских, белорусских и, конечно же, польских писателей уже выделяет «Век волков» от общей массы антологий на книжном рынке.

В сборнике встречаются как рассказы и повести признанных мэтров (уже публиковавшиеся ранее), так и новые имена. В целом, все авторы не опускаются ниже определенной планки, хотя мои личные ожидания были слишком высоки...

На мой взгляд, в «Веке волков» особо стоит выделить два рассказа:

1. Кир Булычев — Поступили в продажу золотые рыбки

Замечательный рассказ от советского классика. Бесконечно добрый, мудрый и искренний! Так и веет от него ностальгией по самому чистому и светлому, что было в советском обществе. Булычев изящно балансирует на грани реализма и фантазии, описании мелких людских страстишек и вере в Человека. Невольно задаёшься вопросом: а как сегодня распорядилось бы наше население золотыми рыбками, исполняющими желания?! Ответ напрашивается нерадостный...

2. Мария Галина — Ганка и её эльф

Ещё один будоражащий душу рассказ от одного из самых интересных и самых искусных современных русских авторов, работающих в жанре фантастики и магического реализма. Сочный слог, яркий закарпатский колорит, тонкая грань между «былью и небылью», тревожная лесная атмосфера... Оторваться невозможно! И неоднозначная концовка — как струна надломленная. Так кем же оказался этот странный, загадочный эльф, каковы были его истинные намерения? Эх, недаром силу эту кличут в народе «нечистой»... Или нет?

Также хочу отметить:

3. Рассказы Анджея Сапковского

К рассказам пана Анджея у меня есть вопросы. Не все они одинаково хороши. Но в оригинальности и умелой стилистике им не откажешь. Понравился «Испанский крест» — интересная зарисовка на тему Возмездия. «Случай в Мисчиф-Крик» — сюжетная история о преследовании отрядом охотников одной ведьмы, в антураже Америки эпохи английской колонизации. Кто тут прав, а кто виноват — не разберёшь. «Тандарадай!» — любопытная мистика с щепоткой готического хоррора и сентиментального романа.

4. Сергей Малицкий — Сито

И страшненько, и миленько. Привлекает внимание образ домового-шотландца. Чем-то напомнило детские сказки и побасенки, где нечисть вроде настоящая, но подспудно ты всё же понимаешь, что это — «понарошку». К минусам отнесу маленькую продолжительность рассказа.

5. Дмитрий Колодан — Тяжесть рыб

Чем подкупает «Тяжесть рыб» — это экзотическим местом действия и завораживающей тасманийской легендой, на которой строится фантастическое допущение. Притом описано очень достоверно. Чувствуешь одиночество, тоску, холод океанских волн, мокрый песок на пляже, гладкие стены таинственной пещеры... Огорчил только скомканный финал.

6. Ярослав Гжендович — Век волков

Повесть, давшая название всему сборнику. Что могу сказать? Интересно, нетривиально, мрачно, но всё-таки — не блестяще. Не на 100% синхронизировались два пространства, два мира (наш и мифический), да и слишком навязчиво автор вызывает симпатию к главному герою, командиру субмарины СС Рейнхардту. Круче Рейнхардта только горы, горше — лишь полынь, а хладнокровней — исключительно льды на Энцеладе.

Отдельная благодарность составителю за возможность познакомиться с польскими авторами. Хотя розовых иллюзий питать не стоит: задумки-то оригинальные, но реализация не вывозит... И, к сожалению, иногда перевод оставляет желать лучшего. Всё-таки уход Евгения Павловича Вайсброта — невосполнимая потеря. «Да, были люди в наше время — не то что нынешнее племя» (с) ...

Но не будем о грустном. В целом, «Век волков» — весьма неплохой сборник, положивший начало линейке антологий, которые заслуживают внимания всех любителей фантастики.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Диана Уинн Джонс «Кудесник на колёсах»

Finstera, 1 ноября 2017 г. 11:39

Мне нравится творчество Дианы Уинн Джонс, но конкретно этот рассказ не очень зацепил... Незадачливый волшебник, спасаясь от «полицейского преследования», попадает в параллельный мир, где попадает в чужой автомобиль, где попадает в компанию маленькой капризной девчонки и странной собаки-сторожа...

Незатейливо, наивно, рассмешит совсем уж карапузов.

Оценка: 6
–  [  13  ]  +

Дж. Р. Р. Толкин «Фермер Джайлс из Хэма»

Finstera, 13 октября 2017 г. 19:09

Люблю Толкина... вот и эта сказка не стала исключением. Добрая, уютная и ироничная! Главный герой одержал верх благодаря житейской смекалке и отваге. И обыкновенный человек может достичь самых невероятных целей, если сердцу его хватит широты, а рассудку — умения правильно воспользоваться обстоятельствами.

Даже здесь прослеживаются характерные для творчества Профессора темы и образы. Фермер Джайлз — зеркальное отображение Бильбо Бэггинса, крестьяне из Хэма смахивают поведением на хоббитов из Шира. Дракон Хризофилакс чем-то похож на Смауга, но далеко не так свиреп. Трусливого и жадного короля с рыцарьками справедливо изгоняет более достойный правитель.

Вот из таких легенд, кстати, и берут своё начало геральдические символы. Мне показалось, что даже Джордж Мартин мог вдохновиться подобной историей (в числе прочих), создавая образ валирийцев и династии Таргариен, драконьих властителей.

А пес фермера назван Гармом в честь пса-стражника Хельхейма — страны мертвых в скандинавской мифологии.

Вроде сказка сказкой, но и над ней витает дух Легенды, преданья далёкой, славной старины — так, как умеет только Толкин.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Роджер Желязны «Ночь в одиноком октябре»

Finstera, 11 октября 2017 г. 09:53

Довольно изящная Игра во всех смыслах этого слова от признанного мастера фантастики. Эдакий оммаж английской мистической литературе, постмодернистская шалость..

Мне понравилось! Хотя я ожидала всё-таки большего — уж слишком легковесным и полусерьёзным получилось повествование, но Желязны не откажешь в атмосферности и изобретательности. XIX век, туманный Альбион, осень, октябрь, сельская пастораль, таинственные Игроки, загадочные артефакты, завораживающие фамильяры... Но истинная сила — в дружбе.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Роберт Маккаммон «Они жаждут»

Finstera, 11 октября 2017 г. 09:52

Слишком жанровая, слишком «палповая», слишком бульварная вещь. Повествование кинематографично и местами ярко, но сюжет не блещет оригинальностью, герои ходульные, события предсказуемые. Антагонисты-вампиры почти не пугают. Одним словом — ранний Маккаммон...

Самое лучшее в этом романе — потрясающе атмосферный и по-настоящему щекочущий нервы пролог! Остальное можно не читать.

Оценка: 6
–  [  9  ]  +

Диана Уинн Джонс «Ходячий замок»

Finstera, 26 апреля 2017 г. 20:48

Отличная фэнтезийная сказка от английской писательницы Дианы Уинн Джонс! С запоминающимися, живыми персонажами:

- обаятельный плут, чародей и просто добрый валлийский парень Хоул, точно не страдающий от проблем с самооценкой!

- отважная и чуткая Софи, на долю которой выпадет немало испытаний

- прекрасный огненный демон Кальцифер — кладезь магической силы, в буквальном смысле звезда с небес

- ученик чародея Майкл — робкий, но смышленый малый с глубокими душевными резервами

и многие другие!

Конечно, от наметанного глаза взрослого читателя не укроются «чудесные совпадения», щедро рассыпанные по повествованию. Но это не обязательно плохо, тем более что все сюжетные узелки развяжутся к финалу истории. В «Ходячем замке» есть все компоненты по-настоящему увлекательной сказки: пропитанный магией мир, волшебные существа и артефакты (чего только стоит сам ходячий замок!), множество аллюзий на литературные сказки и народные предания, даже неожиданное пересечение с нашей реальностью. Юмор, в конце концов! И конечно, изобилие невероятных ситуаций, приключений и испытаний, в которых героям нужно продемонстрировать свои самые лучшие качества, чтобы в дальнейшем жить долго и счастливо. :))

Истинная сказка приоткрывает дверь в мир чудес не только перед ребенком. Она не дает зачерстветь сердцу взрослому. И сказка Дианы Уинн Джонс — как раз из таких.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Альберт Санчес Пиньоль «Пандора в Конго»

Finstera, 20 апреля 2017 г. 22:57

Занятная история почти гениального преступления. Этот «роман в романе» выдержан, с одной стороны, в духе рассказов о викторианской Англии, а с другой стороны, напоминает произведения Ж. Верна, Р. Киплинга, Г. Хаггарда, М. Рида и других классиков приключенческой литературы. Порадовали яркие и живые персонажи (чего только стоит черепаха Мария Антуанетта!), лёгкость, ироничность и сатиричность повествования (жизнь Томми в пансионе, тяжелые будни литературного негра и т.д.). Перевод достойный, переводчику — спасибо!

Плутовская рука автора умело запутывает ГГ вместе с читателем, стирая грань между реальностью и фантазией, чтобы в финале лихой саблей разрубить сюжетный узел! Я смутно догадывалась о происходящем, да и вообще историю эту можно просчитать, но будет куда эффектнее позволить Пиньолю Вас одурачить. Тот редкий случай, когда «я сам обманываться рад«!

Жаль только Томми Томсона с его разбитым сердцем...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Увы, талантливый, но слишком неопытный и легковерный писатель пал жертвой расчётливой, жестокой «акулы бизнеса» и гнусного уголовничка. Цена за творческий полет оказалась такой кусачей, что шрамы сохранятся на всю оставшуюся жизнь...

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Тим Пауэрс «Ужин во Дворце Извращений»

Finstera, 20 апреля 2017 г. 03:20

Честно говоря, от книги ожидала куда большего. Интригующее название вкупе с не менее завлекательной аннотацией нарисовали в моём воображении тёмный и романтичный постапокалипсис в антураже Диковинного Запада (Weird West) — изощрённый, эпатажный, экзальтированный, на грани фола...

Получилось действительно на грани «фола», только в другом смысле. Роман Пауэрса можно назвать одной из многочисленных предтеч серии «Fallout». Оказалось, что «Ужин во дворце извращений» — неплохой плутовской экшн-квест, но не более того. Пауэрс обыграл тему сектантства в фантастическом ключе, увязав её с архетипом спасения «девицы в беде» и переоценкой главным героем своих чувств и ценностей в финале истории, поместив всё это действие в постапокалиптический мир Западного побережья США. Однако персонажи получились довольно плоскими, неглубокими. Главный злодей чересчур карикатурен. Сюжетная динамика в середине провисает, по-настоящему живо читались лишь завязка, кульминационная сцена побега и развязка. Мироустройство любопытно, но также намечено автором лишь пунктиром.

В общем, задумка оказалась куда более сочной, чем её исполнение. А может, мои ожидания от «Ужина» Пауэрса были слишком велики. Получился не «ужин», а сонный полдник под юккой в пустыне Мохаве.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Дэниел Киз «Цветы для Элджернона»

Finstera, 8 апреля 2017 г. 18:38

Я читала именно рассказ, т.к. слышала, что в малой форме эта история производит куда более сильное впечатление. Рассказ действительно замечательный. Очень трогательный, щемящий сердце, светлый и грустный одновременно. Может, лично я ждала от «Цветов для Элджернона» слишком многого, но не могу не признать, что искренность и глубина чувств в этом рассказе очень подкупает! Как безумно жаль Чарли Гордона и мышонка Элджернона!... Разум способен принести и великое счастье, и великое горе. Причём осознание потери своего разума, распада своего «Я» абсолютно чудовищно, разрушительно и беспредельно жестоко. Невольно задумываешься о старости и понимаешь, почему же она внушает столько страха..

«Цветы для Элджернона» — это трагедия ума, трагедия интеллекта, трагедия живого существа. Прерванный полёт чистой души, которая каждой клеточкой стремилась к познанию бытия. Но всё-таки — полёт. Чарли Гордон ушёл сломленным, но непобежденным. Он успел постичь столько, сколько миллионы людей никогда не сумеют понять за все свои долгие жизни.

Оценка: 8
–  [  18  ]  +

Нил Гейман «Американские боги»

Finstera, 11 декабря 2016 г. 16:06

Мне книга не особенно понравилась. Да, отдельные моменты и находки автора интересны (противостояние старых «аналоговых» и новых цифровых богов; адаптация «старичков» в американской реальности — так, Один а-ля Born in the USA совсем не похож на аутентичную исландскую ипостась; развязка истории похищения детей), но в остальном... Выбор богов какой-то случайный, динамики остро не хватает, в повествовании слишком много длиннот. И всё это сдобрено политкорректностью, ругательствами и секс-сценами ради секс-сцен, призванных показать читателю, что в «Американских богах»-то уж точно всё по-взрослому!!!

Формат роуд-муви оправдан, если на каждом этапе пути с персонажами происходят по-настоящему захватывающие события или же их характеры в ходе путешествия кардинальным образом меняются. А здесь что? Всё монотонно и уныло. Нет глубины. Декорации однообразны. Главный герой — словно бледная моль, влекомая ветрами судьбы. И раскрытие его истинной сущности

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(а он оказался, ни много ни мало, аж самим Бальдром)
, меня не убедило... Да и книга заканчивается, по сути, ничем. Кульминация не случилась, катарсис не наступил,
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
битва не прогремела.

Так что никакой это не шедевр, о котором трещат по всем углам. А «Сыновья Ананси», похоже, ещё унылей. Вообще после «Американских богов» я сильно разочаровалась в Геймане и читать его опусы более не тянет.

Но сериалу можно дать шанс. Кто знает, вдруг режиссёрско-актёрский состав вкупе с грамотным сценаристом из не слишком удачной основы сделает конфетку?

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Дэн Симмонс «Фотография класса за этот год»

Finstera, 26 июня 2016 г. 18:47

Неоднозначное отношение у меня к творчеству Дэна Симмонса, и этот рассказ тоже не стал исключением, вызвав двойственные чувства.

Нужно отдать автору должное — задумка оригинальная. Симмонс взял модель«Школьный учитель — ученики» и поместил её в декорации зомби-апокалипсиса. Старенькая учительница мисс Гейсс не теряет надежды пробудить разум в своих зомби-учениках и каждый день проводит с ними «занятия». А чтобы взрослые мертвецы не мешали «учебному процессу», мисс Гейсс приходится мужественно оборонять здание школы. И делает это она весьма хладнокровно и изобретательно, особенно для своих лет.

Если прочитать этот рассказ как аллегорию учительского труда, как метафору тяжелой, но благородной миссии педагога — то да, рассказ работает. Только тот учитель, кто вкладывает всю свою душу и сердце в работу с учениками, способен сделать из них Людей.

Ну, а если отринуть гуманитарно-дидактический пафос, то что тогда? А тогда придётся задуматься об изнанке педагогической деятельности. Всё существование мисс Гейсс крутилось вокруг обучения школьников. Личная жизнь главной героини не сложилась, иной работой она не занималась, круг увлечений и знакомств тоже не простирался за пределы школы. И когда мир заполонили зомби, а общественные институты рухнули, то мисс Гейсс оказалась в полной фрустрации. Ей срочно было нужно обрести новый смысл жить. А поскольку в условиях апокалипсиса школы не работают, то она сама собрала класс из бывших учеников, превратившихся в зомби, и продолжила с ними «заниматься».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Не верю я в оптимистичный финал рассказа. Ну не могут зомби вновь обрести сознание, и дети — в том числе.
Бедная мисс Гейсс просто не смогла придумать лучшего выхода из тупика, чем попытаться воссоздать прежнюю учительскую жизнь. Не смогла переключиться. К сожалению, педагоги особенно подвержены профессиональной деформации, и главная героиня — наглядный тому пример.

Вот и думай, чем является рассказ Симмонса: необычной одой Учителю или апогеем человеческого безумия.

Оценка: 7
–  [  11  ]  +

Айзек Азимов «Сами боги»

Finstera, 23 июня 2016 г. 21:04

*содержит спойлеры*

К своему стыду, это было моё первое знакомство с литературным творчеством великого Айзека Азимова. До этого лишь смотрела экранизацию «Я, робот» и слышала какие-то общие вещи вроде знаменитых «Трёх законов робототехники». Что могу сказать? Роман не оставил меня в диком восторге, но всё-таки знакомство удалось.

Азимов подкупает своей эрудицией. Чувствуется, что эту книгу писал не абы какой обыватель-дилетант, а профессиональный учёный! Произведение базируется на теориях и гипотезах из области физики, астрофизики, химии, биологии, космологии... Азимов не просто рассказывает читателю историю, а попутно берёт на себя роль популяризатора науки. В доступной художественной форме автор приоткрывает перед читателем завесу тайны рождения и функционирования не только нашей Вселенной, но и параллельных миров. Дух захватывает от одной лишь мысли, что привычная нам реальность, работающая на привычных физических законах, может оказаться только одной из граней Мультиверсума...

И хотя порой Азимов слишком увлекается просвещением читателя, всё-таки ему удаётся не превратить персонажей в функций. Наоборот, главные герои получились живыми, в них можно поверить.

Роман делится на три части:

Первая часть рисует завязку конфликта. Мы погружаемся в распри учёных по поводу работы Электронного Насоса (Electron pump) — источника бесконечной энергии, получаемой при содействии «пара-существ» из параллельной Вселенной. Мне кажется, что у Айзека Азимова получилось показать неприглядность взаимоотношений в научном сообществе. Учёные мужи, профессоры, исследователи — все они точно так же выясняют отношения между собой, соперничая за признание и славу, бульдожьей хваткой цепляясь за высокую должность. Лишь единицы готовы пойти на жертвы во имя научного прогресса и блага человечества.

Вторая часть «Самих богов» — лучшая в романе. Это отличная ксенофантастика! Тут есть всё: и потрясающе показанные инопланетные формы жизни, и морально-нравственные дилеммы, и поиск своей идентичности, и самопожертвование. Нельзя не сопереживать ключевому персонажу — эмоционалю по имени Дуа! Именно во второй части книги для читателя наступает катарсис.

А вот третья часть про Луну... на мой взгляд, получилась самой слабой. Да, было по-своему любопытно читать об укладе жизни лунаритов (Lunarites), обосновавшихся на спутнике Земли. Но повествование это рваное, бессистемное, с кучей ненужных бытовых деталей. Персонаж Селены откровенно раздражал... В течение всей книги ты предвкушаешь мощную развязку кризиса вселенских масштабов с участием инопланетных существ, но тут... Возникает парадокс: вроде бы в финале тема параллельных вселенных всплывает и даже под новым ракурсом, но решение конфликта всё равно оказалось слишком местечковым.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Персонажи тихонько провели успешный эксперимент, а все дальнейшие разногласия разрешили в кабинете за столом в процессе цивилизованной дискуссии...

Резюмируя, скажу: «Сами боги» — хорошее научно-фантастическое произведение старой закалки. Азимов задаёт правильные вопросы, поднимает вечные темы и не позволяет читательским мозгам застояться. Но слишком слабая третья часть романа вкупе со скромным финалом наталкивают на невесёлую мысль: потенциал «Богов» так и не был реализован автором до конца.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Олег Дивов «Выбраковка»

Finstera, 13 мая 2016 г. 22:57

Мне кажется, что от 80 до 95 % от смысловых пластов этой книги уже основательно препарировали. Чем является «Выбраковка» Олег Дивова в жанровом смысле? Это микс из боевика о суровых милицейских буднях, альтернативной истории, псевдодокументальной хроники, элементов фантастики и даже щепотки производственного романа. Но наиболее трудно ответить на вопрос — является ли «Выбраковка» утопией или антиутопией?

На мой скромный взгляд, это причудливый, но удивительно органичный гибрид и того, и другого.

Утопии, потому что идея запуска Выбраковки довольно притягательна. Глядя на весь тот беспредел, что бессовестным образом творится на просторах нашей необъятной Родины, невольно затоскуешь «по сильной руке». А как отметил один из рецензентов на Фантлабе, Агенство Социальной Безопасности (АСБ) и есть воплощение «гнева маленьких людей». (с). И инструмент этот беспощадный и эффективный.

На первый взгляд. Потому что под оболочкой Славянского Союза наливаются пышным цветом социальные фурункулы. Новый порядок строится на костях, каждый житель рискует попасть под раздачу, сами выбраковщики чуть ли не ежедневно практикуют сделки с совестью в ущерб психологическому здоровью. К тому же механику политических и исторических процессов никто не отменял. Как тут не вспомнить Закон Термидора и губительную обреченность всякой революции? Неудивительно, что даже столь могущественная силовая организация, как АСБ, становится жертвой интриг со стороны традиционных репрессивных структур. Ни одна властная элита никогда не допустит того, чтобы максимум полномочий сосредоточился в руках альтернативных игроков, ибо тогда даже «власть предержащие» окажутся подсудны, а значит — лишатся рычагов управления. Ход истории только это подтвердил: несмотря

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
на успешный поход выбраковщиков «с вилами на Кремль»
(хотя сцена эта выглядела как гротеск, да),
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
в дальнейшем от «услуг» агентов АСБ по общественной санации отказались.
Мавр сделал своё дело, мавр может уходить.

Хотя «Выбраковка» грешит штампами милицейско-пацанских боевиков, недостаточным психологизмом и бульварной мелодраматичностью концовки, всё-таки роман Олега Дивова стоит прочитать. Особенно если вы родом из России или другой страны бывшего СССР. «Выбраковка» — это динамичное, живое, провоцирующее мозговую активность чтение, пропитанное хаосом 90-х и неопределенностью нулевых. Это тревожные думы автора о прошлом и будущем нашей многострадальной Родины.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Макс Фрай «Книга Одиночества»

Finstera, 13 мая 2016 г. 21:41

Вот и состоялось моё знакомство с творчеством обретшего широкую известность на просторах экс-СССР Макса Фрая (aka Светланы Мартынчик). Это была попытка № 2. Честно говоря, не увлекаюсь основным циклом про приключения сэра Макса, т.к. для меня уж очень он карамельно-кофейный, даже беззубый (не в обиду фанатам).

«Книга Одиночеств» — это сборник воспоминаний и размышлений автора на такую животрепещущую тему, как — та-да! — Одиночество. Больше всего эта книга напоминает монолог случайного попутчика в ночном поезде или кухонные посиделки «за жизнь». Что является безусловным плюсом — так это живой, лёгкий и остроумный слог рассказчика. Текст так и хочется растащить на афоризмы.

Госпожа Мартынчик полна самоиронии, и это не может не импонировать. Но за её усмешкой скрывается горечь — та самая «невыносимая лёгкость бытия», тот самый холод вечного одиночества, на который обречен каждый человек. У автора в руках целая колода трагикомичных ситуаций, и г-жа Мартынчик, как заправский картёжник, умело вытаскивает нужную карту из колоды, делясь с читателем ещё одним воспоминанием. Сколько разномастных людей прошли сквозь её жизнь шумною толпой, но чувство одиночества так и не исчезло. Это вечная константа. И недаром сборник озаглавлен именно как «Книга ОдиноЧЕСТВ», ибо каждый человек заключен в непроницаемую капсулу собственных мыслей, убеждений и чувств. Так вот мы и живём на этой планете — 7 миллиардов, и каждый — бесконечно одинок.

И хотя над отдельными эпизодами можно искренне посмеяться, настроение у этой книги, скорее, минорное. Так и веет от неё тоской по детству, ностальгией и неизбежностью смирения с настоящим.

Из минусов могу отметить то, что не все истории одинаково интересны: некоторые будут понятны исключительно личным знакомым автора. Да и та лёгкость, с которой читается«Книга Одиночеств», не совсем играет ей на пользу. Сборник легко читается и также легко забывается. О потраченном времени, пожалуй, не жалею. Но! Чтобы полностью проникнуться этой книгой, нужно любить творчество Макса Фрая, нужно находиться с госпожой Мартынчик на одной жизненной частоте, в одной системе координат. А это — не для всех.

Оценка: 6
–  [  10  ]  +

Чайна Мьевиль «Вокзал потерянных снов»

Finstera, 7 мая 2016 г. 04:00

Столько уже было сказано об этом романе... сложно добавить что-то новое. Лишь некоторые мысли вслух (есть спойлеры):

«Вокзал потерянных снов» (или Perdido Street Station) — любопытный литературный экзерсис за авторством фантаста-экспериментатора Чайны Мьевиля, лидера течения «New Weird». Книга неоднозначная. Этот опус на 866 страниц читался долго и нелегко. Жалею ли я о прочтении? Скорее, нет. Но перечитывать ВПС вряд ли когда-либо решусь.

Произведение представляет собой умопомрачительный, дикий коктейль из стимпанка, биопанка, городской фэнтези, сюрреализма, абсурда, нуара, элементов шпионской фантастики и триллера. Не «открою Америку», если скажу, что сила воображения Мьевиля поражает. Рисуемые им образы предельно натуралистичные и мрачные, в палитре преобладают то кромешно чёрные, то ярко-кислотные тона. Главное действующее лицо в книге — это «Великий и Ужасный» город Нью-Кробюзон, воплощение гротеска, кривое отражение каждого Города, когда-либо существовавшего на страницах книг.

С одной стороны, изобретательность автора при описании антуража восхищает. Мир Нью-Кробюзона донельзя самобытен и оригинален. С другой же стороны, слишком увлекаясь «градостроительным» трудом, Мьевиль недостаточно прорабатывает персонажей. За ними наблюдаешь, но особо им не сопереживаешь. Единственным героем, вызвавшим у меня сочувствие, стал Ягарек.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Финальный отказ Айзека помочь гаруде вроде бы можно понять, однако всё равно от поступка дер Гримнебулина несёт неприятным предательским душком. Разве после стольких мытарств, страданий, сражений плечом к плечу, с риском для жизни Ягарек не искупил свою вину?...

Чувствуется и «ученический» характер книги. Слишком высока в ней плотность разнообразных идей и однообразных описаний на квадратный сантиметр, отчего сюжетная динамика теряется. Повествование по горло увязает в Нью-Кробюзонской смачной грязи. Отдельные эпизоды читались на «ура», а иные — вызывали настоящую скуку. Роман бы только выиграл от сокращения процентов эдак на 45, а то и даже на все 50.

Не обошлось и без deux ex machina (Ткача (The Weaver), Совета конструктов (Council of Constructs) ), «роялей в кустах» (вспомнить хотя бы «городскую легенду» Джека) и персонажей, обреченных на гибель с самого первого момента введения в сюжет

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(команда наёмников)
. Так и виделось порой, как Мьевиль белыми нитками сшивает куски сюжетного полотна, нарочито сводит действующие лица в нужной нарративной точке. Такие же противоречивые чувства вызвал и слог автора: иногда — буйный и многоцветный, а иногда излишне вычурный и претенциозный, словно бы Чайна спешил использовать в тексте весь почерпнутый им из Оксфордского или Кембриджского словаря вокабуляр.

И всё же рука не поднялась поставить оценку ниже «8» баллов. Слишком смелое, слишком экстравагантное, слишком безумное и эклектичное это произведение, пусть и очень неровное, чересчур затянутое. Меланхоличный финал логично растекается многоточием: дороги героев на Вокзале разошлись.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Городские «пасынки», триумфаторы и калеки в одном лице, уходят прочь, а изгнанник переосмысливает себя и остаётся.

И жизнь продолжается.

Оценка: 8
–  [  21  ]  +

Джордж Р. Р. Мартин «Песнь Льда и Огня»

Finstera, 8 октября 2015 г. 02:19

Ещё задолго до появления сериала на экранах, в одном интервью я совершенно случайно наткнулась на упоминание об этом фэнтези-цикле, доселе «широко известном в узких кругах». Заинтересовавшись, решила начать чтение первого тома – пресловутой «Игры престолов». И… была покорена. С тех пор в моей читательской душе поселилась пламенная любовь к этой, не побоюсь этого слова, Великой фэнтезийной саге.

Многие презрительно покачают головами и, сквозь зубы, процедят о сугубо развлекательных целях сего «чтива», о его несостоятельности и якобы идейной ущербности в противоположность «классике» и «более интеллектуальной прозе». Но! Классика принадлежит к совсем иной весовой категории. А в «интеллектуальной прозе» сегодня затесалось немало «ремесленников» и откровенно коммерческих авторов с целой командой «литературных негров», которым до иных задумок «Песни» — как до спутника Земли ползком.

В чём же нарративная мощь этого произведения? «Песнь льда и пламени» — уникальный пример посттолкиеновского фэнтези. Мартин одним из первых вплёл в ткань эпического повествования множество элементов историко-авантюрного романа, зашкалив градус противостояния, туго закрутив клубок интриг и приправив всё это щедрым отображением средневековой жизни без прикрас. Как читатель, я с головой ушла в перипетии атмосферного мира Вестероса – мира, где зимы могут длиться десятилетиями, где бушует пламя войны и не угасает борьба за право сесть на Железный Трон, где кипят вендетты и созревают заговоры, где честь семьи или клана стоит на вершине системы ценностей. Масштабное батальное полотно приобретает новое измерение ещё и благодаря тому, что Мартин очень тонко прорабатывает в саге мистико-магическую линию. Тут не швыряются файерболлами, нет. Магия в мире «Песни» тонка и вроде бы невесома. Мы застаём Вестерос в переломную эпоху, когда, словно на последнем издыхании, магия пытается влиться в ткань бытия. Возрождаются драконы и лютоволки, просыпаются от ледяного сна Иные, хмурятся чардрева и снова горят валирийские свечи.

Сюжет неповторим в своей закрученности и непредсказуемости, все ружья на стенах стреляют с утроенной силой. История тут повторяется фарсом, а героев тревожат смутные предчувствия и загадочные пророчества, исполняющиеся самым парадоксальным образом… Сколько копий можно сломать о лихие сюжетные виражи, сколько теорий можно построить в попытке разгадать тайны мрачных предсказаний! Слог Мартина прост, но по-своему поэтичен и изящен, диалоги естественны. Настоящая находка – это полифоничная структура повествования «Песни», где каждая глава написана от лица разных персонажей. Тем самым у читателя появляется шанс не только взглянуть на события, но и покопаться в сознании героев саги… хотя приём «ненадёжного рассказчика» не дремлет.

Нельзя не сказать об одной из главных жемчужин «Песни льда и пламени» — об её персонажах. Их тут целый легион, но основные события крутятся вокруг человек 20-25. Здесь практически нет безликих картонок, каждый так или иначе облечен в плоть и кровь. Каждый таит секреты в уголках своей души, каждому можно в чём-то посочувствовать, а в чём-то – осудить. Нет чисто белых и черных красок, есть серые полутона, за счёт чего и достигается психологическая достоверность героев. Многие персонажи на протяжении повествования эволюционируют. Или мутируют. Один из самых ярких примеров – пара близнецов Ланнистеров. Если Джейме оказался способным встать «на путь истинный», то вот Серсея всё упорнее стремится к моральному дну. Или взять сестёр Старк. Сначала я была в восторге от Арьи, а Санса раздражала безумно. Но перечитав, я поняла, что ожесточение Арьи может обернуться «путём в никуда», а вот Санса ещё удивит и возьмёт реванш в «игре престолов».

В общем, галерея персонажей настолько многообразна, что каждый читатель сможет сначала определить одних фаворитов, а потом, при повторном прочтении – уже других. В этом один из плюсов цикла — он не одноразовый. Автор тщательно насыщает текст аллюзиями и «мимолётными» деталями, поэтому при последующем прочтении можно многое для себя открыть. Интересна и общая композиция цикла. Если первые три тома – это первый раунд «игры престолов», а катарсис его – «Красная свадьба», то последующие две книги («Пир стервятников» и «Танец с драконами») – это передышка перед финальной схваткой, цейтнот, когда на поверхность вылазят новые пешки. Последние же два тома должны явить решающую партию, когда на кону окажется не только пресловутый Железный трон, но и судьба всего мира.

Да-да, именно так. Не упрекните меня в пафосности. Мы видим Вестерос на пороге катастрофы. На пороге неотвратимых перемен. Меч истории безжалостно уничтожит одних и пощадит других. И мир больше никогда не будет прежним. Пусть Мартин пишет последние книги столько, сколько нужно. Дайте ему время. Это его opus magnum. Ещё долгие годы сопоставимого по мощи произведения в жанре мы не увидим. Есть ли фэнтези после Толкиена? Как выяснилось, есть. А есть ли фэнтези после Мартина? Покажет лишь время.

Сойдутся в финальной схватке два антипода – Лёд и Пламя. Мир содрогнётся, но сможет пережить и это. Мы начали слушать эту песнь вместе с маленьким мальчиком Браном. А закончим – с последним зелёным сновидцем. The last Greenseer.

Оценка: 10
⇑ Наверх