Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «fox_mulder» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Страницы:  1 [2] 3  4  5  6  7  8  9 ... 31  32  33

Статья написана 25 февраля 13:21
Размещена также в рубрике «КИНОрецензии»

                                                                                                                                                           Данный текст написан в соавторстве с febeerovez

                 

Заключительная часть трилогии, посвященной телевизионному наследию "Стар Трека". С предыдущими статьями серии можно ознакомиться по этим ссылкам.

«Where No Man Has Gone Before...», часть 1: Космическая одиссея 1966 года

«Where No One Has Gone Before...», часть 2: Мир, который придумал Джин

  

Карадассианская космическая станция "Terok Nor", впоследствии переименованная в "Deep Space Nine"

К началу 90-х годов, ST TNG стал одним из наиболее популярных телесериалов в Америке. Право на его трансляцию покупали сразу десяток крупнейших телевизионных сетей, свежие романы и комиксы, а также коллекционные фигурки "Энтерпрайза- D" , Пикара и всех членов его команды разбирали как горячие пирожки. Неудивительно, что "Парамаунт" получавшая огромную прибыль от продажи, как самого сериала, так и сопутствующих ему товаров, в один прекрасный момент решила удвоить ее посредством создания спиноффа. По словам Рика Бермана, идея создания еще одного сериала в сеттинге "Стар Трека" принадлежала тогдашнему шефу "Парамаунт" Брэндону Тартикоффу, который в начале 1991 года изложил ее самому Рику и шоураннеру "Следующего поколения" Майклу Пиллеру: суть концепции заключалась в том, чтобы взять популярное на стыке 50-60-х годов телешоу "The Rifleman" и перенести его действие в авторскую вселенную Джина Родденберри. "The Rifleman" представлял собой смесь типичного телевизионного вестерна и сериала для всей семьи и рассказывал историю овдовевшего рейнджера, который путешествовал по миру эпохи Дикого Запада в компании своего маленького сына и винтовки "Винчестер", отсюда и название сериала, дословно переводящееся на русский язык как "Человек с ружьем винтовкой". И если бы этот спинофф TNG дошел до экрана именно в виде концепции, предложенной президентом студии, то стал бы первым космическим телевестерном в истории, почти на 10 лет опередив уидоновского "Светлячка". Пиллер и Берман слегка переработали идею чейрмена и получили сериал, действие которого должно было развиваться на засушливой планете Бэйджор. Центром действия спиноффа становился недавно созданный аванпост Федерации: его командиром назначали овдовевшего офицера Звездного Флота, который прибывал на место нового назначения в компании своего маленького сына. Однако во всей этой концепции была лишь одна загвоздка: телевестерны 50-60-х годов снимались исключительно в студийных декорациях, в то время как в 90-е годы уровень телепроизводства сделал огромный шаг вперед, и снимать сцены на открытом воздухе в павильонах, на фоне нарисованных задников уже было не комильфо. Студия поначалу планировала возвести съемочную площадку с декорациями аванпоста на севере Калифорнии, в часе езды от Лос-Анджелеса, но когда бухгалтеры "Парамаунт" подсчитали, во сколько им обойдется содержание целого съемочного комплекса, то схватились за головы, после чего концепция первого космического телевестерна тут же скончалась. Однако сама идея спиноффа не умерла, авторы лишь слегка подкорректировали пару деталей: отец и сын переживают недавнюю потерю жены и матери, отца назначают командующим офицером на недавно созданный аванпост Федерации, сменилось лишь местонахождение аванпоста: с самого Бэйджора он переместился на находящуюся вблизи орбиты планеты, космическую станцию "Deep Space Nine" .

У создателей спиноффа к любому популярному сериала всегда есть одного огромное преимущество и один колоссальный недостаток. Преимущество заключается в том, что ничего оригинального придумывать не надо, вот уже перед самым носом маячит конкретный пример того, что нравится зрителю: просто бери и копируй. Однако это преимущество на поверку оказывается серьезной проблемой, которая рано или поздно встает перед любым спиноффом: если под копирку переписать все особенности оригинала, то это шоу никто не будет смотреть — у зрителей же уже имеется один любимый сериал на ту же самую тему, так к чему им еще один? Таким образом, даже на этапе проработки спиноффа, главным союзником "Дальнего космоса" являлось "Следующее поколение" с его огромной фэнбазой, но одновременно оно же играло роль его главного конкурента и худшего из врагов, потому что сравнений с оригинальным сериалом просто не избежать. Ведь и TNG в свою очередь, лишь сравнительно недавно удалось выбраться из тени великого и могучего TOSа, с которым его сравнивали со всей строгостью фанатской инквизиции, разве что только носы линейкой не измеряли. Поэтому Пиллер и Берман с самого начала решили, что концепция DS9 не станет калькировать "Следующее поколение" и вместо этого попробует найти собственную тропинку к сердцам поклонников.

Рик Берман: "К моменту запуска первого спиноффа, TNG был по-прежнему в эфире, поэтому мы просто не могли взять еще семь человек и засунуть их в еще один звездолет. Нужно было попробовать нечто совершенно иное.

Придумывая персонажей для спиноффа, Пиллер попытался учесть все ошибки, сделанные Родденберри при создании оригинала. В основе персонажей "Следующего поколения" лежал единственный базовый принцип — придумать экипаж, который бы не был клоном команды Кирка из "Оригинальных серий", однако это стремление отойти от шаблона, в итоге привело к появлению на мостике "Энтерпрайза-Д" такого "уникума" как Уэсли Крашер, который был абсолютно бесполезен во всех ипостасях — и как член экипажа, и как сюжетный персонаж. Еще одной проблемой членов команды Пикара была их полная идеальность — будто селекционные гибриды, созданные в самых лучших лабораторных условиях, они не содержали в себе ни внутренних, ни внешних противоречий, поэтому Пиллеру, который в начале третьего сезона занял пост шоураннера TNG, пришлось приложить огромное количество усилий, дабы найти для каждого из них индивидуальную точку фокусировки, при которой невзрачный, по причине своей абсолютной идеальности персонаж, сверкал словно настоящий алмаз. И дабы исправить все эти недочеты, Пиллер поставил перед собой невероятно сложную задачу  — придумать совершенно новых персонажей, каких не было ни в TOS, ни в TNG, причем таких, чтобы начали раскрываться с самого первого сезона; параллельно с этим внедрить в ткань повествования как можно больше конфликтов, которые будут двигать сюжет в последующих сезонах и при этом, каким-то образом умудриться не нарушить одно из основополагающих правил авторской концепции Родденберри, касающееся полного запрета на любые конфликты между офицерами Звездного Флота. Внедрять конфликты, при этом придерживаясь полного запрета на их внедрение — практически mission: impossible!

Эвери Брукс в роли Бенджамина Сиско

P. S. Данная статья посвящена 50-летнему юбилею "Стар Трека" и должна была выйти еще в 2016 году, но по независящим от автора форс-мажорным обстоятельствам, публикуется лишь сейчас.




Статья написана 1 сентября 2016 г. 17:17
Размещена также в рубрике «КИНОрецензии»

«Where No Man Has Gone Before...», часть 1: Космическая одиссея 1966 года

Журнал капитана, звездная дата 41153.7

Из неисследованной части вселенной мы вновь возвращаемся в родной сектор. Проблемы волнующих открытий, колонизаций и заполнения белых пятен на карте Галактики остались далеко позади. Основная часть сектора исследована, новые расы и населяемые ими планеты открыты, теперь перед нами стоит, пожалуй, наиболее сложная из всех возможных задач — понять чем живут наши инопланетные соседи и установить между ними и Федерацией крепкие союзнические отношения. Это будет совсем нелегко, ведь Галактика — место обитания огромного количества самых разных биологических видов, поэтому понять, кто и чем здесь дышит и дышит ли вообще, порой бывает весьма затруднительно. В качестве дополнительных трудностей нас ожидают курсирующие по всему сектору слухи. Говорят, что тропинки межзвездных исследователей наполнены необъяснимыми чудесами — одни космолетчики клянутся, что видели странных существ, похожих на людей, которые умеют перемещаться в космическом пространстве без каких-либо двигателей и одним щелчком пальцев отбрасывать наши звездолеты на тысячи световых лет. Другие утверждают, что есть пространства за пределами нашего сектора, которые бороздят таинственные корабли, выполненные в форме огромных кубов, и в каком бы направлении они не двигались, за ними остается одна лишь пустота. Но разве не в этом заключается сама суть жизни отважных исследователей — to boldly go where no man has gone before. Впрочем, учитывая присутствие различных инопланетян на борту нашего звездолета, сия фраза звучит несколько расистски, Вы не находите? А по сему, заменим No Man на No One, так будет гораздо точнее...  

Джин Родденберри, автор Star Trek: The Original Series и Star Trek: The Next Generation

В начале 1978 года Paramount собиралась запустить собственную телесеть и своеобразным флагманом нового канала должен был стать сериал от Джина Родденберри, второй отпрыск из семейства Star Trek — Star Trek: Phase II. Сериал планировался как прямое продолжение "Оригинальных серий" с участием Уильяма Шатнера в роли капитана Джеймса Т. Кирка и Дефорреста Келли в качестве корабельного доктора "Боунса" Маккоя, однако на борту обновленного "Энтепрайза" должны были появиться и совершенно новые персонажи. Помимо вулканца лейтенанта Ксона, который должен был заменить отказавшегося от съемок в новом шоу Леонарда Нимоя, Родденберри и его соавторы придумали двух новых главных героев — первого офицера, командора Уилларда "Уила" Деккера и обладающую даром телепатии инопланетянку Илию, между которыми должен был завязаться страстный роман. Проект был официально согласован и готов к запуску, произведен кастинг всех актеров, построена большая часть декораций; для первого сезона было написано в общей сложности 13 сценариев, среди авторов которых фигурировали такие известные фантасты, как Алан Дин Фостер и Норман Спинрад. Но несмотря на стопроцентную готовность, "Второй фазе" так и не суждено было появиться на свет, и на это было аж целых две причины. Во-первых, у "Парамаунт" возникли непредвиденные трудности с запуском нового телеканала, на преодоление которых у них уйдет аж целых 18 лет, и та самая новая телесеть появится на свет лишь в 1996 году, под названием United Paramount Network. А во-вторых, невероятный успех лукасовской "Новой надежды" изменил все существующие представления о коммерческом успехе и заставил голливудских маркетологов отчаянно скрести в затылках в поисках чего-то подобного. Проблема заключалась в том, что в 1977 году никто не мог дать внятного ответа на вопрос: "Почему столь бешеным успехом пользуются "Звездные войны"?", с точки зрения голливудских чиновников их популярность не укладывалась ни в какие рамки, была абсолютно непостижимой и напоминала результат действия неизвестной науке языческой магии. Тогда чиновники "Парамаунта" вспомнили о "Второй фазе", которая к тому моменту прочно увязла в проволочках бюрократического лимба, и пасьянс тут же сошелся: сериал, основанный на культовой телевселенной со множеством поклонников, космические перелеты и разнообразные инопланетяне тоже присутствуют; кроме того, на руках имеется охапка готовых сценариев, утвержденный каст и даже наполовину отстроенный комплект декораций — казалось бы, что еще нужно для того, чтобы посрамить всех голливудских конкурентов и забить Мике Джорджу баки?

P. P. S. 8 сентября 2016 года исполняется ровно 50 лет с момента выхода в эфир первого эпизода сериала "Star Trek" (The Original Series) под названием "The Man Trap". Этой знаменательной дате и посвящается данная статья.




Статья написана 11 августа 2016 г. 17:56
Размещена также в рубрике «КИНОрецензии»
Внимание: в целях иллюстрации общего уровня фильмов "Человек из стали" и "Бэтмен против Супермена: На заре справедливости", данная статья содержит сюжетные спойлеры!

История самого известного в мире супергероя началась в далеком 1933 году, в самый разгар всеамериканской Великой Депрессии. Писатель Джерри Сигел и художник Джо Шустер, каждому из которых в ту пору было всего-лишь по 19 лет, совместно сочинили графическую историю "The Reign of the Superman", которая в январе того же года была опубликована в третьем выпуске научно-фантастического фэнзина "Science Fiction: The Advance Guard of Future Civilization". Само слово "Супермен" появилось на свет в результате попытки перевести на английский язык термин Übermensch, взятый из сочинений немецкого философа Фридриха Ницше, а главным персонажем комикса являлся абсолютно лысый злодей, владеющий телепатией, который решал поставить на колени весь мир, но в конце истории терпел жестокое фиаско. Иными словами, "The Reign of the Superman" представляла собой язвительную издевку над ницшеанской теорией, а ее герой не имел ничего общего с Кларком Кентом и больше напоминал ранний прототип Лекса Лютора. В том же году Сигел и Шустер решили переделать персонажа в положительного героя, оставив от исходной истории лишь термин, заимствованный у Ницше. Сигел впоследствии рассказывал, что концепция основного персонажа, живущего сразу в двух ипостасях: могущественного Супермена и тихого застенчивого репортера, пришла к нему ночью во сне, и как только рассвело, писатель тут же рванул к своему лучшему другу Шустеру, который жил в 10 кварталах от его дома, дабы поделиться идеями. Шустер впоследствии вспоминал: "Джерри придумал все имена. Мы были большими поклонниками кино и были воодушевлены многими актерами и актрисами, которых мы видели на экране. Что касается Кларка Кента, то Сигел просто объединил имена актеров Кларка Гейбла и Кента Тейлора. И Метрополис (Metropolis), город в котором действует Супермен, пришел из фильма Фрица Ланга «Метрополис» (1927), который мы оба любили." Увлечение кинематографом отразилось даже на внешнем облике самих героев: внешность вечно неуклюжего Кента создавалась под впечатлением от комедий с участием популярного комика Гарольда Ллойда, в то время как Супермен был визуальной проекцией другого любимца кинопублики времен "великого немого" — Дугласа Фербенкса. Многие исследователи полагают, что появление образа сильного борца с преступностью было связано с личной трагедий самого Сигела — в 1932 году его отец был убит при попытке ограбления, и это дело так и осталось нераскрытым. Еще одним фактором, способствовавшим появлению подобного героя стала сама Великая Депрессия: каждодневные новые банкротства, нищета и красный от крови тротуар перед зданием фондовой биржи на Уолл-стрит; тогда казалось, что еще пара дней — и мир окончит свое существование вместе со всей американской экономикой. И образ, заботящегося о слабых сверхчеловека казался авторам идеальным персонажем своего времени: смешав в себе черты таких мифологических колоссов, как Геркулес и Самсон, Супермен прежде всего задумывался как герой, борющийся против социальной несправедливости. Джо Шустер: «В наших руках оказался отличный герой, который сильно отличался от других. Мы выбрали самые яркие цвета для его костюма и нарисовали небольшую эмблему на груди, похожую на щит. Большая буква S в имени персонажа соответствует первым начальным буквам наших фамилий. Мы были абсолютно уверены в том, что кто-нибудь когда-нибудь обязательно захочет опубликовать этот замечательный комикс». Однако на практике все оказалось гораздо сложнее, и на поиски издателя, который согласился бы приютить у себя столь необычного персонажа, у авторов ушло целых 5 лет. Персонаж, который впоследствии будет признан чуть ли не иконой массовой культуры, отталкивал редакторов журналов и крупных издательств прежде всего своей непохожестью на господствовавший в то время стереотип, как должны выглядеть типичные герои комиксов: для борьбы с преступностью уже существовало множество героев наподобие Дика Трейси, так зачем нам еще один парень, да еще и наряженный в смехотворный плащ?

В 1938 году издательство National Allied Productions планировало запустить новую серию под названием Action Comics в дополнение к уже выпускаемой ими популярной серии Detective Comics и нуждалось в совершенно новых идеях. Редактор Шелдон Майер выудил один из комиксов о Супермене, которые Шустер и Сигел безуспешно пытались продать издательству, из мусорной корзины, куда их отправил его предшественник. Идея двойственного персонажа, который скрывается под личиной простака напомнила Майеру фильмы о Зорро, и он убедил издателя Гарри Донефелда опубликовать эту историю в первом выпуске новой серии. Донефелд связался с Сигелом и Шустером и предложил им по 10 долларов за каждую страницу комикса о Супермене, в итоге получилось всего 130, причем на двоих. Это была стандартная для того времени оплата услуг писателей и художников, работающих в комикс-индустрии, и молодым авторам, которые пять лет потратили на то, чтобы хоть куда-нибудь пристроить своего персонажа, было трудно рассчитывать на большее. Первый выпуск "Action Comics" разошелся тиражом в 20 тысяч копий, но впоследствии тиражи этой серии вырастут до целого миллиона. Популярность нового персонажа станет поистине ошеломляющей, всего за несколько лет Супермен в буквальном смысле затмит всех остальных протагонистов тогдашних комиксов, став первым супергероем в истории. В 1939 году он станет героем отдельной комикс-серии, выпускаемой под его именем, в начале 40-х — получит собственное шоу на радио, где будут разыгрываться радиопостановки о его приключениях. В 1941 году выйдет первый мультсериал о Супермене, в 1948 — первая серия кинопостановок с его участием (где роль Человека из стали исполнил актер Кирк Элин), а уже в 1951 году фактически произойдет первый "ребут" персонажа в истории Голливуда, где в фильме "Superman and the Mole Men" зрителям представят нового исполнителя роли Супермена, актера Джорджа Ривса, который впоследствии станет звездой телевизионного сериала "Adventures of Superman" (1952 — 1958). Родившись на свет в виде идеи, которая казалась бесперспективной абсолютно всем, за исключением ее авторов, Супермен превратился в многомиллиардный бренд и стал основным источником финансового благополучия издательства National Allied Productions, которое в 1978 году официально сменило свое название на DC Comics. Известный исследователь истории комиксов Ларри Тай в своей книге Superman: The High-Flying History of America's Most Enduring Hero даже сравнивает 130 долларов, которые Гарри Донефелд уплатил Сигелу и Шустеру за права на Супермена с 24 долларами, за которые в 1626 году голландцы выкупили у индейцев всю территорию современного Манхэттена: таким образом, одно из наиболее значительных событий в американской истории приравнивается к одной из наиболее ключевых сделок, навсегда изменивших мировую культуру!  

Так, что же сделало Супермена и все истории о нем такими невероятно популярными? Во-первых, это сам образ протагониста: как уже сказано было выше по тексту, Супермен — первый персонаж в истории, ставший настоящим супергероем. Создавая образ, Шустер и Сигел даже не задумывались о его способностях, и в первых выпусках комикса герой всего лишь поднимал в воздух автомобили. Однако с количеством выпусков о его приключениях росло и количество способностей Супермена: он стал летать, и не просто парить по воздуху, а совершать космические перелеты, обладал рентгеновским зрением и суперслухом, был абсолютно неуязвим к любому земному оружию, стрелял лазерными лучами из глаз и даже научился... дыханием тушить пожары. Собственно говоря, у Супермена было такое количество сверхспособностей, что дабы все истории о нем содержали хоть какое-то подобие интриги, авторам потребовалось ввести в сюжет единственную вещь, которая способна ослабить Человека из Стали, в виде зеленого инопланетного минерала под названием криптонит. Однако даже с ним, истории о Супермене читались в разы интереснее, чем заполнившие страницы изданий конкурентов похождения полицейских и прочих частных детективов, ведь после ярких фантазий о сверхчеловеке в красном плаще, случаи из реальной жизни казались чертовски скучными. И как раз с этим связана вторая причина его популярности: для большинства читателей комиксов, слушателей одноименного радиошоу и зрителей мультиков, фильмов и сериалов истории о Супермене оказались первым окном в полностью выдуманную реальность. Каждый выпуск комиксов содержал себе билет в совершенно иной мир, где возможно было практически все, что немыслимо в нашей повседневности, каждая новая история бросала вызов самым смелым читательским фантазиям и ожиданиям. Для читателей 30-40-х годов комиксы о Супермене стали уникальной возможностью хоть на полчаса удрать из опостылевшей реальности, выполняя ту же функцию отключения от повседневности, которую в нынешнее время мы реализуем посредством чтения фантастических романов, просмотра телесериалов и голливудских блокбастеров. Кстати о сериалах — истории о Супермене являются одним из первых примеров истории с продолжениями, и это уже третья причина необыкновенной популярности данного образа. Супермен стал первым персонажем, история которого постепенно вымахала в целую мифологию. Обрастая огромным количеством всевозможных подробностей и деталей, пройдя долгий путь от 30-х годов до самой современности, персонажи некогда обычного комикса превратились в подлинных героев народных сказаний вроде эпоса о Гильгамеше или "Кольца Нибелунгов". Как писал о Сигеле и Шустере известный рецензент Майкл Ризотти “Отправляя свой комикс в журнал “Action Comics”, юные авторы не могли даже предположить, что эта история станет самым знаменитым любовным треугольником американского фольклора”. Ну и четвертая причина заключается в характере самого героя: Супермен всегда поступает правильно, Супермен всегда выступает на стороне слабых и обиженных. Стоит где-то совершиться очередному злодейству, как где-то в воздухе тут же замаячит поначалу еле заметная фигура. Посмотрите вверх — что там летит — птица? самолет? Нет, Супермен, а это значит, что зло будет непременно наказано. Как бы наивно это не звучало, но из героя простых историй с картинками, Супермен он же Человек из Стали, он же Последний сын Криптона, он же Кал-Эл превратился в своеобразный моральный компас целой нации, став главным символом американского правосудия и справедливости.