fantlab ru

Все отзывы посетителя Дм.Дудко

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  14  ] +

Андрей Дмитрук «Смертеплаватели»

Дм.Дудко, 3 марта 2013 г. 23:55

Сковородинский роман о бессмертии

В современной фантастике на утопии – неурожай. В одном из докладов на харьковском «Звездном мосту» был сделан неутешительный вывод. Нынешние российские фантасты в лучшем случае мечтают о том, чтобы во всей России жили, как сейчас в Москве. Украинские же лучшего будущего для своей страны и не представляют. Даже недавно умерший Борис Стругацкий, став антикоммунистом, за 20 лет не написал ничего, кроме двух безрадостных романов о шестидесятниках. Ну, не вдохновлял его капитализм, даже шведский. Фантастика – чуткий социальный барометр. И она свидетельствует: постсоветское общество восставшего из могилы капитализма не имеет будущего.

Между тем без утопий, т.е. художественных образов лучшего будущего, социального идеала общество просто не может развиваться. Как воплотить утопию в жизнь – забота уже не фантастов, а политиков. Украинская же литература имеет богатую утопическую традицию. Первым фантастом Украины был Григорий Сковорода с его утопией «горней республики». Замечательные картины будущего создавал великий мечтатель и поклонник Сковороды Олесь Бердник. И вот журнал «Радуга» издал отдельной книгой утопический роман Андрея Дмитрука «Смертеплаватели».

Андрей Всеволодович – известный кинодокументалист и убежденный коммунист. Но роман его – не политическая агитка. И, вопреки мрачному названию, не «ужастик» и не «готика». А произведение на редкость жизнерадостное и глубоко сковородинское, хотя Сковорода там упоминается лишь раз и в весьма необычном контексте. На экземпляре, подаренном музею народного мудреца в Сковородиновке, автор написал: «Если бы не Григорий Савич и не русские космисты, не было бы и этой книги!»

Был такой чудак – народник и русский космист Николай Федоров. Работал библиотекарем и мечтал о воскрешении всех умерших – средствами не религии, а науки будущего. И вот в романе эта мечта становится реальностью далекого IV тысячелетия. Разместить и прокормить миллиарды воскресших – уже не проблема. Для начала возвращают к жизни семерых: сарматскую амазонку Аису, греческого философа-киника Левкия, индейца майя Ахава, знатную византийку Зою, викторианского мистика-сатаниста Доули, полпотовца Тана и киевлянина ХХІІ века Алексея Кирьянова. Они должны силой памяти материализовать своих современников, а те – своих. И вот уже воскресают целые эпохи и цивилизации.

Но оживают все: герои и злодеи, господа и рабы, палачи и жертвы. Как же им всем ужиться в мире будущего? Нечто подобное описано в «Мире реки» Ф.Фармера. Но там бездушные экспериментаторы-инопланетяне взяли, да и перемешали воскресших между собой, и смотрят, что из этого выйдет. Экспериментаторы-земляне грядущего во главе с очаровательной Виолой Мгеладзе – гуманисты. Оберегая оживленных от психологических травм, дают им поначалу воссоздать привычные общества. Вмешательство в их развитие минимальное («Трудно быть богом»!).

Что же победит в душах обретших вторую жизнь – добро или зло? Стремление к миру, труду и творчеству или к насилию и низменным наслаждениям? Вообще, добр или зол человек по природе? Сковорода думал над этим всю жизнь. Он допускал существование «рожденных к воровству». Но преимущественно рассматривал «истинного», «внутреннего», «нового» человека как существо доброе, рожденное для «сродного» труда и творчества. И призывал реализовать «нового человека» здесь, в земной жизни.

Дмитрук в этом согласен с ним. Потому и избавляются предки, общаясь с новыми соседями и потомками, от предрассудков своего времени. И вот уже крестоносец, убивший Зою и всю жизнь сожалевший об этом, предлагает ей руку и сердце. А жестокий, но убежденный полпотовский комиссар, пройдя через муки раскаяния, строит новое общество вместе со своими бывшими жертвами. А что делать с великими злодеями – Гитлером или Чезаре Борджиа? Их воскрешают, но – детьми. Не родился же маленький Адольф неисправимым извергом…

Но в каждом человеке сидит и темное начало, «Хайд». Представляете себе: «Жанна д'Арк – содержательница борделя в завоеванном англичанами Париже; Григорий Сковорода с ножом наемного убийцы; Авраам Линкольн, бичом стегающий черного раба…»? Это не кощунство в духе Бузины. «Все похоже на правду, все может статься с человеком» (Гоголь). Доули (прототип его – скандальный оккультист Алистер Кроули) предлагает дьявольский эксперимент: создать «темных» двойников первых воскресших и свести «джекилей» с этими «хайдами». Не без колебаний люди будущего решаются на него. И что же? «Хайды» оказываются бессильными развратить своих «джекилей» и гибнут в борьбе с ними. Ибо не могут роскошь, распутство и деспотизм дать большее счастье, чем творчество и труд. В этом был убежден Сковорода. Не помогает Доули даже материализация почитаемых им демонов вседозволенности. Добрые люди и добрые боги, живущие в их сознании, оказываются сильнее.

Особо примечательна картина Киева ХХІІ века. Автор уверен: будущее Украины – «неосоциализм» в составе Евразийского Союза (Русского Мира). Многоэтажный мегаполис Большой Киев, состоящий из «домоградов», в воздухе «авионы» и «минилеты», дети играют с «биоргами», каждого охраняет «вживленный блок безопасности». Нет больше голода, войн, эксплуатации. С детства люди приучены к самоуправлению…. Мир, в котором хочется жить, как в Мире Полдня, созданном (и преданном) Стругацкими. Не рад этой жизни разве что доживающий двухсотлетний век бывший «крутой» бизнесмен Щусь.

Есть в этом мире проблемы, даже трагедии и преступления. Гена Фурсов, сын погибших космонавтов, вырос избалованным и превратился в «идейного» хулигана и насильника. Аморально ведет себя его возлюбленная Кристина. Их друг Алексей Кирьянов зверски убивает обоих, а заодно и свидетеля – Щуся. И сводит счеты с жизнью, не вынеся груза собственного злодеяния. Но вот все они обрели новую жизнь. Фурсов употребил ее на попытку взорвать планету, за что был лишен жизни – без воскрешения.

И этот поистине прекрасный новый мир – лишь преддверие мира XXXIV века, когда человечество стало достаточно могущественным и духовно развитым, чтобы решить задачу всеобщего воскрешения. Сам Сковорода, надо сказать, скептически относился к поискам телесного бессмертия, полагая, что главное – прожить не долго, а достойно и содержательно. Но в его времена слишком многие искали «эликсир бессмертия» далеко не в высоких целях. Хотя еще древние алхимики полагали: добыть философский камень можно, только возвышая и очищая в ходе «Великого Делания» свою душу.

С Дмитруком есть о чем поспорить. Например, можно ли примирить материализм с идеализмом через понятие «Творческого Абсолюта», напоминающего Бога Сковороды? Просветитель видел в Боге не личность, тем более не небесного деспота, а природу и ее законы, добро, истину – или же дух, «Ум Всемирный». То есть колебался между материализмом и идеализмом. Творческий Абсолют тоже можно понимать по-разному и не «убеждать» друг друга кострами. Но истина-то одна! Как указывал В.И.Ленин, тот, кто убежден, что открыл истину, должен добиваться не сосуществования ее с заблуждением, а замены заблуждения истиной. Так, собственно, и развивается наука. Разумеется, Сковорода и Дмитрук не чета тем, кто (по выражению Ленина) «кокетничает с боженькой», протаскивая его в науку под именем «космического разума». Уж лучше верить в традиционного Яхве или Святовита, чем уподобляться дельцу, продающему лежалый товар под новой этикеткой.

Однако хорошо уже, если эта замечательная книга заставит кого-то задуматься над великими философскими и социальными проблемами. Написана она увлекательно, читается легко, но не бездумно. Герои яркие и запоминающиеся, их исторические эпохи автор хорошо изучил. Лучше прочитать одну такую книгу, чем десяток «крутых» фантастических боевиков, авторы которых умеют только переносить в космос и фэнтезийные миры все мерзости нашего мира. И загребать на этом «крутые» гонорары, развращая и отупляя читателей.

Остается добавить, что недавно в Харькове прошел первый фестиваль левой и патриотической фантастики «Краснозвездный мост». Душой этого фестиваля был Андрей Всеволодович. А еще он издает замечательный журнал «Искатель. Украина». На сотне страниц небольшого формата умещается все: приключения, фантастика, поэзия, детская литература, загадки науки… Нет там только скучных и низкопробных сочинений. Советую всем прочесть новый роман киевского фантаста и подписаться на его журнал. Отдохнете душой и станете духовно богаче – как от творений великого Сковороды, вдохновившего Андрея Дмитрука.

Д.М.Дудко (Дм.Баринов), кандидат исторических

наук, сковородиновед, писатель-фантаст

P.S. Эта рецензия частично опубликована в «Новой волне» (газета ЛКСМУ). Добавлю лишь, что отзывы Dart Maul не только неоднозначны и спорны, но и написаны в развязном тоне. Андрей Всеволодович — не «либерал», а убежденный коммунист, ищущий пути синтеза коммунистических идеалов с идеалами свободы. Отнюдь не в либеральном ее понимании — как свободы разнуздывания всего низкого в человеке и наплевательского отношения к обществу. Его книга как раз о том, как совместить свободу и многообразие с социальной ответственностью и высокой нравственностью. Что же до любви и семьи в будущем, то здесь и взгляды Ефремова не бесспорны (ср. Энгельса). Однако речь идет о любви и браке, а не о либеральной «свободе» хуже чем скотства.

Оценка: 10
⇑ Наверх