fantlab ru

Элена Ферранте «Моя гениальная подруга»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.00
Оценок:
56
Моя оценка:
-

подробнее

Моя гениальная подруга

L'amica geniale

Другие названия: My Brilliant Friend

Роман, год; цикл «Неаполитанские романы»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 7
Аннотация:

В бедном квартале Неаполя живут две девочки, ставшие подругами ещё в детстве. Они вместе ходят в начальную школу. Лену отмечают как способную ученицу, но никто не догадывается что своими успехами она обязана своей дерзкой подружке — Лиле.

Проходят годы. Они обе меняются, но живут всё в том же районе, среди тех же людей, знакомых им с юных лет.

Входит в:


Экранизации:

«Моя гениальная подруга» / «L'amica geniale / My brilliant friend» 2018, Италия, США, реж: Саверио Костанцо





 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жить = дружить

«Она была нужна мне как стимул, как опора, как потайной ход в мир, расположенный за пределами нашего квартала.»

Вопрос: «Ты Лила или Лена?» — среди кодовых фраз сегодняшней жизни не на том месте, какое раньше занимали «заграница нам поможет», «господин назначил меня любимой женой» или «жить хорошо, а хорошо жить еще лучше». Прежнее общество было монолитным, все смотрели и читали более-менее одно и то же, нынешнее сегментировано. Мы находим компактные ниши по интересам и размещаемся там с максимальным удобством, но по-прежнему нуждаемся в социокультурных кодах, по которым свои опознают своих. Одним из таких стала эта история, воплощенная в книгу и фильм, который посмотрели миллионы.

Дружба длиною в жизнь от одной из самых загадочных писательниц современности. Элена Ферранте в 2019 когда я читала четырехкнижие, была свершенным литературным призраком. Она как-бы существовала: кто-то же написал все эти книги, но никто никогда не видел ее. И публика не знала абсолютно ничего о том, кто скрывается под псевдонимом. Миллионные тиражи, переводы на два десятка языков и строжайшее инкогнито.

Сейчас ситуация немного прояснилась, в сетях появился портрет приятной немолодой женщины, и мы уже знаем, что писательнице семьдесят восемь лет. И это еще подогревает интерес. Только представьте: литературный дебют случился на пятидесятом году жизни («Любовь в тягость» L'amore molesto 1992), а подлинный успех пришел, когда синьоре Ферранте было за семьдесят. Обнадеживающий пример самореализации, не правда ли?

О тетралогии. «Неаполитанский квартет» включает четыре книги, к музыке, вопреки заглавию, отношения не имеющих. Но идея назвать четверку романов с двумя сквозными героинями квартетом, сразу выводит цикл из круга сериальных ретро-историй. Да, придумать что-то новое об отношениях двух людей в подлунном мире невозможно однако не стоит пытаться оценивать литературное произведение на основе критерия «о чем». Важнее «как сделано» и «что автор дал читателю» Сделано мастерски. а сказать госпожа Ферранте сумела важные вещи — честь ей и хвала.

В первую очередь это о том, что дружба — не только сорт отношений, делающих реальность чуть более приемлемой и дарящий поддержку, внимание, понимание. Важнее, что она может стать стимулом подниматься над окружением, расти над собой, извлекать свою Галатею из мраморной глыбы. О ментальном голоде, которого не утолить ничьим обществом, кроме общества одного человека. О радости расцветать под внимательным, любящим, ревнивым взглядом. О счастье быть подругой лучшей девушки на свете (скажи мне, кто твой друг и я скажу...)

Во вторую, это книга учебы, а такого рода произведений очень немного. Среди романов взросления, где герой ищет и трудно находит свое место в жизни, удельный вес учебы удивительно мал. Чаще школа, колледж, университет выступают в роли скучных декораций, на фоне которых развиваются действительно важные для героев события. Что до любовных романов, в них учебному процессу и вовсе отводится роль досадной помехи. «Моя гениальная подруга» выстраивает логистику учебного процесса, дает четкие действенные алгоритмы — как для традиционной системы образования, так и для экзотического экстерната.

И лишь потом это мыльная опера жарких неаполитанских страстей середины прошлого века. Элена Ферранте так аккуратно завернула в них свои главные темы, что читатель проглотит, не поморщившись. Может даже и не заметив. Но они начнут прорастать в нем, независимо от степени осознанности и желания понимать. Чуточку меняя к лучшему.

Отличное четырехкнижие. Браво, «Синдбад», браво, синьора Ферранте!

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если судить по книге «Моя гениальная подруга» Элены Ферранте, то в город Неаполь лучше даже не приезжать, не говоря уже о том, чтобы там родиться. Просто сволочь на сволочи сидит и сволочью погоняет. Проще сдохнуть, чем там жить. Но сдохнуть почему-то никто не торопится, так и копошатся в грязи, ни на что не надеясь.

А это наши две девочки-героини Лила и Лину, они встречаются в этом аду, чтобы начать свою странную дружбу. Одна — воплощение гениальности и непокорности, вторая — предпочитающая идти в фарватере первой и одновременно пытающаяся превзойти её. Конечно, главные героини не такие гады, как их родители, родня, учителя, соседи и прочие люди, встречающиеся им на пути. Ведь они-то две заслуживают оправдания, раз героини. Хотя... они ничем не лучше других, пусть и считают себя иными.

И вот читаешь всю эту мерзость… и читать не хочется, и бросить не получается. Всё время побеждает любопытство: что ж эти все товарищи ещё натворят такого, и что ж с ними в итоге-то будет. Такой вот парадокс книги. Так что если хочется окунуться в блеск и нищету Неаполя, то начинайте читать. Но потом уже придётся дочитывать до конца.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да… Те, кто рассчитывают на книгу о дружбе подруг – ничего подобного тут не найдут. Я не рассчитывала ни на что. Ну может быть чуть чуть. Сбивает название –МОЯ, да еще и гениальная, ПОДРУГА. В итоге имеем книгу о соревновании 2-х девушек, которые пусть и не враждуют в открытую, но ведь это и не дружба! Хотя может разные народы вкладывают разный смысл в это понятие?

Лену выбрала Лилу. За её характер, за её смелость, решительность, независимость от чужого мнения, бесстрашие и не только. Именно Лену начала дружбу (назову это так только потому, что так считает автор) – стала ходить хвостиком за Лилу, помогала там, где не просили – короче активно стала соваться в жизнь Лилу. Ну Лила и привыкла…

Мое понятие подруги – отличается от авторского. Мое мнение – поведение Лену и Лилы – поведение соперниц. Когда стараются перепрыгнуть одна другую. А здесь? Ах, ты делаешь так, а я сделаю еще лучше! Ах, тебя допустили до экзаменов – я вот отвлеку тебя, чтобы ты не сдала его! Ах, обащают на тебя внимание мальчики – а мне на фиг оно надо (что Лилу еще скажет, здесь всё от природы зависит). Ах, вот смотри, теперь и на меня мальчики обращают внимание! Ах, посмотри да сколько их! Ах, а мне уже и предложение сделали! А ты, моя гениальная подруга, учись дальше. Тебе это дано, ну чтож поделаешь, мне этого не дано…

Читать интересно. Идет не один сюжет, а много много историй из жизни девочек. Но в целом книга вызывает противоречивые чувства! Неужели всё-таки из-за названия? Если бы книгу не преподносили нам, как историю о дружбе – может и судили мы о ней по другому?

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первая книга цикла задает фундамент всей истории и открывает для нас главные персонажи — двух девушек Лену и Лилу, судьбы которых так тесно переплетаются между собой и миром Неаполя с самой первой страницы этой истории. Эта необыкновенная история заслуживает быть прочитанной каждым читателем во всем мире.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх