FantLab ru

Артур Кларк «Конец детства»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.35
Голосов:
1361
Моя оценка:
-

подробнее

Конец детства

Childhood's End

Другие названия: Конец Детства

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 135
Аннотация:

Почти прямо на финише космической гонки СССР и США на Землю прибывают корабли иной цивилизации, получившей имя Сверхправителей, и с этого момента дорога в космос человечеству была закрыта. Не из враждебности, нет — просто земляне еще слишком плохо развиты, чтоб адекватно воспринять открытый космос. Но взамен Сверхправители устраивают на Земле настоящий рай: людям больше не угрожают ни войны, ни болезни, ни голод, каждый может заниматься тем, чем хочет и что любит, не заботясь о завтрашнем дне. И лишь над двумя вопросами мучаются самые пытливые умы — куда стремиться людям теперь, и зачем всё это делают Сверхправители? Ответ рано или поздно будет получен, но принесет ли он радость людям?..

© Nog
Примечание:

Переписан из рассказа «Ангел-хранитель».

«Книга о последнем поколении людей и о самом последнем человеке» – как гласит анонс на обложке – с каждой главой становится все более трансцендентной. Финал книги потрясает воображение. «Конец детства» переиздается вот уже почти пятьдесят лет почти непрерывно. В 1990 г. Кларк даже переписал первую главу, приблизив действие к новым реалиям, а в 1997 г. Голливуд позаимствовал для фантастического боевика “День независимости” один из наиболее впечатляющих моментов книги – гигантские звездолеты, зависшие над мировыми столицами. (с) Тигран Магакян

Входит в:

— сборник «Across the Sea of Stars», 1959 г.

— сборник «An Arthur C. Clarke Omnibus», 1965 г.

— антологию «Конец детства», 1991 г.

— антологию «Антология мировой фантастики. Том 5. Контакт. Понимание», 2003 г.

— журнал «Химия и жизнь 1988'05», 1988 г.

— журнал «Химия и жизнь 1988'04», 1988 г.

— журнал «Химия и жизнь 1988'06», 1988 г.

— журнал «Химия и жизнь 1988'07», 1988 г.


Награды и премии:


лауреат
Премия Геффена / Geffen Award, 2005 // Переводная книга НФ (Великобритания)

Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1954, ретроспективная // Роман

номинант
Великое Кольцо, 1988 // Крупная форма (перевод)

Экранизации:

«Конец детства» / «Childhood's End» 2015, США, реж: Ник Харран



Похожие произведения:

 

 


Конец детства
1991 г.
Конец детства
1991 г.
Одиссея длиною в жизнь
1991 г.
Конец детства
1992 г.
Миры Артура Кларка. Земной свет
1998 г.
Космическая одиссея
1999 г.
Солнечный ветер
2002 г.
Антология мировой фантастики. Том 5. Контакт. Понимание
2003 г.
Свидание с Рамой
2007 г.
Пески Марса
2009 г.
Конец детства
2017 г.
Конец детства
2018 г.

Периодика:

Химия и жизнь 5 1988
1988 г.
Химия и жизнь 4 1988
1988 г.
Химия и жизнь 6 1988
1988 г.
Химия и жизнь 7 1988
1988 г.

Аудиокниги:

Конец детства
2011 г.
Конец детства
2013 г.

Издания на иностранных языках:

Childhood's End
1953 г.
(английский)
Across the Sea of Stars
1959 г.
(английский)
Childhood's End
1990 г.
(английский)
Childhood's End
2001 г.
(английский)
Childhood's End
2010 г.
(английский)
Childhood's End
2010 г.
(английский)
Childhood's End
2017 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  28  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 июня 2013 г.

Я всегда воспринимала Кларка, как мечтателя и оптимиста, который верил, что достоинства Человечества — жажда нового и неизведанного, любопытство и упорное стремление выйти за рамки обыденного — перевесят алчность, агрессивность и мелкую завистливость. И сможет это самое Человечество отыскать не просто дорогу к Звездам или чудесам технологий, но и к духовному совершенству. Вот такое было мое мнение об Артуре Кларке до этой книги.

В этом романе много неожиданного. Начать хотя бы с того, что, в отличие от большинства книг Мастера, оставляет он достаточно тягостное и мрачное впечатление. Все, казалось бы, оптимистично: Человечество получает право присоединиться к элитному клубу Разума, стать гражданами самой Вселенной. Но есть во всем происходящем нечто неправильное, отталкивающее и безнадежное.

Сюжет исключительно прост. Сбылась давняя мечта человека и он, наконец, обрел Братьев по Разуму. Да каких! Решающих все насущные проблемы. Нет больше голода, энергетических кризисов, страшных болезней, нужды, войн, тяжкого труда ради куска хлеба. Вот он счастливый билет для Человечества! Но цена у этого счастья оказывается так высока, что вряд ли кто из людей захотел бы ее добровольно заплатить. Цена эта — само будущее Земли, самое дорогое, что у нас есть — наши дети.

Вроде бы, надо радоваться: дети в романе обретают невиданную духовную мощь, мгновенно переходят на новый уровень развития, получая возможность присоединиться к элите Вселенной. Но вот почему-то не испытываешь счастья от такого финала.

Может потому, что вся наша цивилизация основана на связи поколений, на миллионах нитях, которые соединяют нас с теми, кто был до нас, и кто приходит нам на смену? Мы рождаемся, пользуемся тем, что нам оставили предки, добавляем к этому наследию что-то свое и передаем его эстафетой следующему поколению. Порой мы ссоримся и обвиняем друг друга в косности или излишнем максимализме, но идем вперед вместе. И, хотя нас шатает из стороны в сторону, все-таки выдерживаем верное направление, поскольку мы все еще здесь. Не сгорели в пожаре всеобщей войны, не скатились к каменным топорам и дубинкам, не застыли в неизменности. Мы по-прежнему открываем, исследуем, создаем и мечтаем о Звездах.

Вот это самое трагичное в романе: оборванная связь поколений, когда дети отказываются без сожаления от своего наследия, отбрасывая родителей, как исполнившую свое предназначение оболочку. Не надо, оказывается, ни бомб, ни смертоносных вирусов, порви эту связь — и Человечества не станет!

Вот так я прочитала эту книгу. В ней есть еще много чего: о духовном и технологическом путях цивилизации, об опасных мечтах, о необходимости самим решать свои проблемы. Но об этом напишет уже кто-нибудь другой.

Оценка: 9
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 июня 2015 г.

А теперь представьте, что у вас поселился домоправитель.

Мягко но настойчиво, используя сверхсовременные технологии, НЛП и, в крайнем случае, электрошок он не дает вам есть после шести, спорить с тещей и писать на стульчак. Заставляет сделать ремонт, снять ковры-пылесборники, и заменить смеситель в душе. Принуждает заняться здоровьем, жить по режиму и прочая, прочая...

Сколько пройдет времени, прежде чем вы решите спустить такого сверхправителя с лестницы?

По мнению Кларка этого не произойдет никогда. Вы примиритесь с подобным управлением и будете получать удовольствие.

Что будет дальше?

Вы привыкнете, что домоправитель решает за вас. Любой посыл к творчеству и деятельности, сверх того, что вас заставляет делать сверхправитель, угаснет.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А еще вы нарожаете детей-индиго, с которыми не сможете общаться, с горя совершите самоубийство, а детишки перед уходом спалят вам всю хату.

Может, все-таки стоило спустить сверхправителей с лестницы?

Этот роман нагло попирает два основных завета, которые диктует вся человеческая культура. Это борьба за свободу, и спор с судьбой. И мне очень трудно принять, что человечество так просто примирилось с добровольным рабством (пусть даже благостным и всесторонне положительным), а узнав об уготовленной им участи так легко, по-овощному пошло на заклание.

Хотя второе как раз понятно. Ведь первое, что сделали сверхправители это уничтожили человеческую культуру, стремление к развитию и совершенству. И тем самым подписали человечеству приговор.

Книга очень мощная. Провоцирующая на полемику, анализ и обсуждение идей. На спор с автором (а с Кларком здесь я не согласен практически по всем пунктам). Одно это делает ее достойной прочтения и рекомендации.

Оценка: 9
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 октября 2007 г.

Эта небольшая книга (интересно, кстати, куда девалось умение фантастов писать коротко?) вместила в себя около полувека истории Земли под властью Сверхправителей (с большими перерывами, конечно же), от их первого появления в небесах нашей планеты до завершения того... ну, скажем, процесса, во исполнение которого они и прибыли. Здесь нашлось место и проявлениям богатого воображения Кларка в описаниях будущего, и интереснейшим диалогам, особенно между людьми и Сверхправителями, и приключенческим элементам (хотя история с похищением Стормгрена в первой части выглядит довольно чужеродной), и авторским размышлениям о будущем человечества (Кларк здесь выступил одним из предсказателей развития общества потребления), и многому, многому другому. Правда, это многообразие было отчасти достигнуто за счет пожертвования некоторых чисто литературных достоинств: так, к примеру, персонажи в большинстве своём получились какими-то схематичными набросками, первая из трёх частей книги практически не связана с остальными, из-за чего возникает эффект разобранности повествования. Но несмотря на это, читается книга по-прежнему замечательно, а финальные эпизоды потрясают своей грандиозностью, продуманностью и неожиданностью.

Итог: очередной повод дать себе подзатыльник за то, что так долго не обращал внимания на подобные книги :) Отличное произведение, давно выдержавшее, к тому же, проверку временем.

Оценка: 9
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 июля 2015 г.

«Насильно мил не будешь» — мудра память предков, что ни говори, чтобы так просто и лаконично выразить глубинные инстинкты человека. Впрочем, это касается не только человека. В отношении животных это особо ярко проявляется. Попробуйте сдвинуть осла, если ему «надо» в другую сторону. И никто ж не сомневается, вы умнее его, проворнее, смекалистей, да мало ли еще в чем превосходите. А вот в упрямстве — нет. Осел, что с него взять-то...

Тоже самое с инопланетянами и людьми. А попробуйте-ка заставить людей жить в мега-утопических условиях!! Не надо думать о хлебе насущном, еда какая хочешь и когда хочешь, болезней нет, кругом — новинки техники, только успеваешь «поюзать», новое появилось, бесплатно. Знай себе, ходи на рауты да по театрам. Хочешь, в Антарктиде живи, все равно не замерзнешь, там уже все освоено, а хочешь — на дне кораллового рифа, рыбки в иллюминаторах, тишина, уют... Только вот этому «ослу» по имени человечество совсем в другую сторону...

Позабавил и улыбнул очень необычный, но и недвусмысленный намек на то, что человечество двинулось в своем развитии не по тому пути. Вместо твердонаучного изучения мира, надо довериться сверхъестественному в понимании людей. Колдуны, шаманы — вот они доценты и академики будущих наук!!)))

Конечно же, Кларк перестарался с этими «четырехмиллимитровыми кинопленками» и «гроссбухами» в 22-ом веке. И с библиотеками он погорячился, их еще в 21-ом, помнится, почти все позакрывали, ну те, что не в музеях ))) Но первая часть идеи автора реализована успешно: инопланетяне с далекой звездной системы принесли людям мир и покой, благополучие и стабильность. Правда, «из-под палки». Отобрали свободу и стремление к чему-то новому, к творчеству. Одно большое потребительское общество, без передряг и катаклизмов, без взлетов и падений... но и без ЦЕЛИ.

А Человек, ну такой уже неуемный, вечно ему что-то надо доказать, кого-то догнать, с кем-то посоревноваться, пусть даже с большим и сильным, типа инопланетного разума, явно превосходящего человечество в технологиях. И среди большого потребительского бума всегда найдется какой-нибудь «осел», которому «не туда», которому «больше всех надо». А все потому, что «вечное лето это тоже скучно» (с).

Без холодных взглядов мы бы не узнали, насколько прекрасно тепло объятий, тепло любви. Без тьмы неведения не поняли бы всю глубину света знаний. Сравнить было бы не с чем... Конечно же, чтобы что-то сделать, надо сначала что-то потребить, но жизнь и так слишком коротка, чтобы ее тратить только на потребление...

А вторая условная часть романа действительно фантастика. Причем, такая пронзительно-грустная история окончания человечества как цивилизации, что сразу же появляются мысли «погодите-ка, а действительно, что же будет дальше...». И эти бессилие и беспомощность в противостоянии внеземным цивилизациям угнетает. Да, они мощнее, да, они продвинулись дальше в освоении космоса. Все это так, но хочется, даже не поспорить (зачем?), а просто ответить господину А. Кларку — мы-то, люди, ЖИВЫ )))

Оценка: 9
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 августа 2012 г.

Великолепная земная симфония Кларка — яркая, поэтичная, оригинальная и пронзительно грустная.

Человечество не может себя контролировать и самостоятельно развиваться. Оно способно само себя уничтожить. Поэтому нуждается, попросту, в няньке или Учителях.

В роли таковых выступают загадочные Сверхправители, чьи могущественные звездолеты нависают над земными городами. От них ничего нельзя скрыть! Они уже когда-то были на Земле, в далеком средневековье — во младенческие годы Человечества. Тогда их принимали за воинство дьявола. Но тогда они решили не вкушать незрелого яблока и оставили в покое развлекающихся земных детей. До той поры, пока игруши детей не стали опасными для всего мира...

Сверхправители появились и все исправили. Даже облик их: рога, крылья, хвост — не очень- то шокировал человечество.

Им удалось создать, воистину, Золотой Век! Кларк очень точно описывает, как изобилие, покой, развлечения приводят к упадку различные виды искусства, литературу. Некуда стремиться, не с чем бороться. Эволюция проявляется именно на маленьком островке в океане, где колонисты отказались от многих благ, комфорта и вдохновенно творят.

Меня тронули эти страницы. Не то ли грозит нам сейчас, когда постепенно забывается даже искусство читать книги, атрофируется умение воображать и сопереживать...

Появление нового Человека и гибель Земли дана писателем ярко и впечатляюще. Очень хорошо, хотя и лаконично, обрисованы герои книги.

Роман можно перечитывать бесконечно, задумываясь над вечными вопросами бытия....

Кто мы? Откуда? Для чего? Что же будет с нами дальше?

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 сентября 2010 г.

Перечитывая эту книгу, происходит столкновение прошлого и настоящего. Из прошлого выплывает аура произведения, окрашенная эмоциями восхищения. Настоящее – это жёсткое размышление, опирающееся на опыт и знание. И в этом противостоянии, восхищение необычного пути развития людей, разбивается об окончательное убийство человеческой расы.

Многие задумывались о возможных путях развития эволюции, в том числе и скачкообразном изменении самой природы человечества. Артур Кларк в «Конце детства» предлагает рассмотреть концепцию взросления, перехода на другие материи в развитии. Да завлекает, но форма подачи, для меня сегодняшнего, крайне неприемлема.

Во-первых, не приемлю роль овец на бойне. Потеряв своих маленьких детей (какието 5% от всего населения), люди никак не могут просто умереть. Где молодежь с её любовью и страстью к жизни. Где зрелые мужи и жены, которым брошен вызов и у которых остались ещё дети (старше 10 лет). Где старики, способные зажечь мудрым словом. В этой книге ничего этого нет! Там только безволие и пустая смерть.

Во-вторых, Сверхправители и сверхразум убогие, какие-то. Первые много умеющие, но нечего не могущие сделать – просто инструмент. Второй обычный паразит, хапающий всё до чего дотянется. Нет здесь ни мысли, ни смысла. Одно животное завладение пространством и ресурсами.

Ну и в-третьих, самое главное! В этой книге нет никого развития. Есть захват пищи, переваривание и всасывание в свой сверхорганизм.

«Эти дети – не люди». Данные слова чётко впечатались в моё сознание, перечеркнув всё былое восхищение данным произведением. Очень не хочется такого конца для нас с вами.

P.S. Очень мрачное получилось осмысление данной книги. Но розовые очки иногда разбиваются…

Оценка: 7
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 февраля 2009 г.

Прочитала с огромнейшим интересом и получила уйму удовольствия. Хорошо написано и блестяще придумано. Образ Сверхправителей, то, какими они оказались внешне, — супернаходка, очень остроумно и свежо. Да и вообще весь образ их цивилизации, ее роль во Вселенной, — интересно и небанально. Конец, уготованный человечеству в привычном нам понимании этого слова, тоже небанален, хоть и по-своему жутковат.

Касательно детей нового поколения, которые переступили границы человеческого, тут мне Кларк показался таким себе антагонистом соавторства Каттнера и Мур. Он показал нам с позиции взрослого фактически ту же ситуацию, которая во «Все тенали бороговы...» и в «Авессаломе» показана больше со стороны детей. Правда, у Кларка любая конфронтация оказалась сама по себе невозможна, взрослый человек поставлен в положение полной беспомощности.

Что касается преображения, так сказать, человечества, то тут мне особенно бросились в глаза подсознательные, подспудные стремления автора:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
на рациональном, внешнем уровне, он описывает утрату людьми разума (в нашем привычном понимании) и их ассимиляцию со Сверхразумом с отвращением, но под этим отвращением лично я очень ярко ощущала тоску человеческой души, самой природой своей обреченной на одиночество, по растворению в безопасном и теплом лоне чего-то большего, несоизмеримо большего. Мне кажется, именно благодаря этому «новое человечество» показано Кларком с такой великолепной неоднозначностью и даже противоречивостью.

Чтением осталась очень довольна, смело ставлю десятку.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 августа 2010 г.

Очень неожиданная и шокирующая концовка.

После объявления Каррелена, что звёзды не для людей, возникла злость на этих угнетателей. Кто дал им право решать, что для нас, а что не для нас? Да, пусть мы похожи на муравьёв, пытающихся прикрепить ярлык к каждой из песчинок в огромной пустыне, но человечество и не ставит цели навесить ярлык на каждую песчинку. Полёты к соседним звёздам — это неизбежное и нужное людям занятие, в этом суть всего живого — осваивать новые места обитания, стремиться сохранить непрерывность жизни. Это высшая степень любопытства — исследовать галактики, звёзды, планеты, изучать различные формы жизни на них. Почему они решили, что им этим заниматься можно, а нам — нет?

В следующей части всё становится понятно, но не понятен образ мысли Сверхправителей — что же для них вообще ценно? Они вот так спокойно подчиняются Сверхразуму и не пытаются защитить своих собратьев по разуму. Ведь люди имеют гораздо больше общего именно с ними, а не со Сверхразумом. Хорошо, пусть даже всё человечество обречено. Почему они не попытались спасти всю остальную жизнь Земли? У них вполне имелась возможность взять каждой твари по паре, погрузить всё это в ковчег и высадить на другую планету, если уж Земля обречена. Пусть живое продолжает жить. Но нет — они спокойно наблюдают, как уничтожается всё живое целиком со всей планетой. Наблюдают аж в пятый раз!

Потом не понятно, почему Сверхправители так хотят присоединиться к Сверхразуму? Разве им близки или хотя бы понятны ценности этого Сверхразума? Было бы о чём переживать, ведь раз им не понятны ценности Сверхразума, то им и не стоит становиться его частью.

Сверхправители — это образ человечества, которым оно не должно быть. Почему? Потому что Сверхправители — это технологическая цивилизация, потерявшая способность к сопереживанию, потерявшая цель своего существования. Иными словами, у них нет души и воли. Всё это способствует тому, чтобы Сверхправители стали марионетками в первых попавшихся более сильных руках: их ничто не остановит, им не к чему стремиться, а потому они легко принимают цели более сильного поработителя за свои и пытаются их достичь.

Если люди успеют вырваться в космос до возможного посещения подобными Сверхправителями, главной задачей людей станет сохранение души (способности к сопереживанию) и воли (наличие собственных целей). Только тогда человечество может быть получит возможность сохранить свою самобытность. Иначе исхода только два — либо человечество становится частью Сверхразума, либо встаёт на путь слуг Сверхразума — Сверхправителей.

Может быть смысл произведения именно в этом? Человечество должно всеми силами стремиться сохранить свою самобытность и ключи к этому — сохранение души и воли.

Оценка: 8
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 марта 2010 г.

Досадное упущение состоит в том, что этот роман я прочитал только сейчас, а не двадцать лет назад, когда он впервые появился на русском языке. Начинал читать с опаской (как собственно любое произведение подобного жанра, написанное полвека назад), предполагая некую наивность и изрядное количество анахронизмов. Не заметил ни того, ни другого. Роман действительно очень хорош. Лучший он в творчестве патриарха НФ или нет, — судить не берусь. Но знаю твердо: если бы меня попросили назвать тройку лучших произведений писателя, «Конец детства» туда несомненно вошел бы.

Если в «Городе и звёздах» масштабность — непременный атрибут всех самых знаковых произведений Кларка — «сводилась» к миллионам лет и миллионам парсеков, то в этом романе данная категория имеет иную основу – это масштабность осмысления эволюции человеческого вида. Каков будет финал человеческой цивилизации, и каково оно — предназначение человечества? Вот тот главный вопрос, на который пытается ответить Кларк.

Очень интересное (и ценное) отличие «Конца детства» от десятков других книг, затрагивающих подобную тему (включая Уэллса, Саймака, Азимова и многих-многих других писателей-фантастов, рисовавших далекое будущее людского рода), заключается в том, что Кларк доводит описание заката человеческой расы до самого конца, до финального аккорда, до точки. Не допуская никаких двояких толкований, несообразных мечтаний и бесплодных надежд. Единственная недоговоренность (и простор для спекуляций) касается вопроса о том, что же такое всё-таки получилось из гомо сапиенс, и можем ли мы себе это хоть как-то наглядно представить.

Минус у романа, как и у большинства произведений Кларка (имхо), один: «полуфабрикатные» персонажи. Психологизм и жизнестойкое правдоподобие большинства героев – не самая сильная сторона его писательского дарования. Но всё это с лихвой компенсируется «остальным».

Одним словом, достойный роман достойного писателя. Может и не шедевр, но что-то близкое к этому.

PS 2 888: Когда говорят о трех законах в контексте фантастики, вспоминают всегда Азимова. А ведь у Кларка тоже имеются «свои законы». И третий из них гласит: «Любая достаточно развитая технология неотличима от магии».

Это я по поводу несуразных обвинений в «зачатках мракобесия» и «ширпотреба».

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 ноября 2010 г.

Это мое первое знакомство с творчеством автора. коего я знаю как отличного научного фантаста. Поэтому, а так же благодаря высоким оценкам, я надеялся на увлекательное чтения. И поначалу оно было таким — вторжение чужих, контакт с более могущественной цивилизацией и куча загадок — кто они и зачем они?

Однако, то что началось потом трудно объяснить словами. Сюжетная линия резко обрывается и нам подсовывают новых главных героев. Зачем это было нужно, я не знаю. Такое ощущение что два разных рассказа склеили в один. Причем, на этом отрицательные моменты не кончаются.

Далее со сменой героев, вместо научной фантастики, начинается какой то астрал. Вселенский сверхразум, внезапная ничем не обоснованная эволюция, телепатия вне времени и прочее. И даже если эту антинаучную хрен еще можно как то вытерпеть, то, как автор обращается с людьми терпеть просто невыносимо.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Во-первых, меня просто бесит то, что автор не верит в людей, считая, что без сверхправителей люди уничтожили себя (вообще, меня дико раздражает эта истерия 50-60-х в научной фантастике по поводу атомной войны)

Во-вторых, люди ведут себя как бессловестные скоты, которые покорно идут на бойню, а после того, как теряют детей, опускают руки и массово убивают себя. какая дикость!

Благодаря этому дикому астралу и неверию автора в людей, этот небольшой роман я осиливал почти месяц через нехочу.

Оценка: 6
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 февраля 2011 г.

Ещё одно замечательное произведение прочитано мною.

Несмотря на то что книга написана уже более 55 лет назад. она по сей день вызывает интерес, вдохновение, захватывает.

Начало книги всё таки со временем потеряло актуальность — постоянная (холодная) война между СССР и США, которая в наше время уже не существует. Но, страниц через 20-25 прочтения о начале и не вспоминаешь. С появлением инопланетного разума, читатель постоянно знакомится, узнаёт новое о них (такими какими может увидил или представил себе автор).

Артур Кларк охватил очень много проблем, затронул глобальные войны и катастрофы, перенаселение, ядерные войны и другие...

Но человечество не столь потеряно, и оно прожило ещё более 100 лет, пока не произошли коренные изменения (благодаря этим «инопланитянинам») с нами. (о чём читатель сможет узнать сам).

цитата из книги: «Все перемены, какие раньше пережило человечество, совершалось веками. Однако сейчас преображается не тело, но дух. По меркам эволюции перемена будет мгновенной. как взрыв. Она уже началась. Придется нам понять и примириться с этим: мы — последнее поколение Homo Sapiens».

Такой речью «они» обращались к нам.

И после всех этих ГЛОБАЛЬНЫХ перемен спустя «немного» лет можно сделать вывод: в них (людях) нет ничего от личности, как не обладает личностью отдельная клетка человеческого тела. Но в единстве мы составляем нечто несравнимо более великое, чем человек.

Ставлю крепкую 9-ку.

Спасибо.:smile:

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 июля 2009 г.

Один из лучших романов Кларка. Если сравнивать с более поздними авторами, то ближе всего идея наступления технологической сингулярности Винджа (хотя у Кларка сингулярность всё же не технологическая, а скорее духовная). Полное перерождение человечества после некоторого момента и бессмысленное угасание тех, кто не испытал перерождение. И на фоне всего этого могучие Сверхправители, которые ведут человечество железной рукой к этому перерождению, не давая людям отклониться от пути (заданного Сверхправителями) или уничтожить себя. Сами же Сверхправители почему-то не смогли пройти сингулярность и застыли на пике своего технического могущества. Присматривая за людьми они надеются и самим когда-нибудь понять принцип наступления такого рода сингулярности и, быть может, тоже преодолеть этот этап развития.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 августа 2016 г.

«Конец детства», по моему глубокому убеждению, у Кларка стоит особняком — роман не похож на остальные его произведения. Этот крепче стоящий на ногах, по-житейски более прочный, мудрый, основательный, с проработанными и раскрытыми человеческими чувствами, с размышлениями, хотя по большей части здесь присутствуют горечь и разочарования. Роман очень грустный и безнадежный – ну еще бы, абсолютно все мечты и достижения человечества пошли прахом. В этом романе меньше науки, меньше романтики, меньше описательного. Я был до крайности удивлен, что автор создал его в 53-м году. Очень зрело и проникновенно.

По мере развития романа все больше глав грамотно заканчиваются интригующими фразами, подстегивая дальнейший интерес читателя, например: «И лишь Кареллен знал, с какой быстротой Золотой век близится к неотвратимому концу», «И он был прав, хотя и не в том смысле, как думал»; либо какими-то запоминающимися фразами, подводящими некий итог: «И помните – мы всегда будем вам завидовать», «Ян всегда был неплохим пианистом, а теперь он – лучший в мире» и т.д.

Следует отметить работу талантливой переводчицы Норы Галь, которая в очередной раз на отлично выполнила свою работу — если уж она берется за дело – а дело свое она делает с умом, гибко, творчески — то получается литературный красивый, сочный, образный русский текст. Хотя есть и другие переводы, но я почти уверен, что они хуже, чем у Норы Галь.

Для Кларка этот роман не характерен прежде всего тем, что в нем автор отходит от «чистой» науки и погружается в область сверхъестественного, мистики, того, чего мы еще очень долго не сможем внятно объяснить хотя бы приблизительно. А точнее Кларк сводит воедино научную фантастику и эзотерику-мистику с ее высшими слоями мироздания, тонкими материями и Сверхразумом, сила которого находится в запредельных для нас областях, над физикой, над грубой материей. А переход «детей» в энергетическую форму жизни по сути очень напоминает то, чего нам преподносят религии – вечная душа, переход после смерти физического тела в тонко-материальный мир т.д. То есть некий новый этап эволюции. А что будет за ним – Бог весть… для человека это нечто совсем уже невообразимое…

Очень мягко, естественно, ненавязчиво получились переходы от одних персонажей к другим, а также разброс по времени повествования. Ничего лишнего. При этом глобальное, величественное весьма искусно переплетено с привычным, житейским, с хорошо знакомыми нам всем сценками из жизни, с размышлениями героев. Но, что немаловажно, величественное, глобальное не давит на житейское, а житейское, в свою очередь, не опошляет величественное.

Судьба. Предопределенность, предначертанность пути. Неизбежность. Становится страшно, что, возможно, мы лишены свободы воли. Ведь даже в обычной жизни мы так не любим исполнять чужую волю и всячески подчеркиваем собственные мнения и желания! А между тем, новейшие научные данные в области исследования мозга как раз доказывают именно безволие нашего «Я», ибо принятие решения происходит в нашем мозгу на подсознательном уровне, и лишь задним числом мы осознаем «свое» решение. Более того, существует теория, что наше «Я» — лишь иллюзия, созданная мозгом и происходящими в нем и во всем теле процессами. Опять-таки прослеживается связь с коллективным бессознательным, которую давно и с аппетитом рассматривают философы, а Кларк подхватил и развил в контексте научной фантастики…

Мы очень привязываемся к привычному и цепко за него держимся – эту человеческую особенность Кларк передал очень проникновенно. Смерть для нас что-то ужасное. Мы воспринимаем новое опять-таки в пределах наших скудных понятий. Мы усердно растим древо наших познаний – сучья его ветвятся и множатся, а сами сидим на этом древе, крепко прижавшись, обхватив руками и ногами. Но корни его подгнивают, и вдруг дерево со скрипом падает… Чего-то по-настоящему нового мы боимся до одури, оно — чужое, пугающее до оцепенения. Может смерть и есть то «по-настоящему» новое? Непостижимо новое, как те «дети» у Кларка, играючи уничтожившие часть Солнечной системы вместе со своей «родной» планетой – малость развлеклись по-детски, поупражнялись, теперь надобно браться за НАСТОЯЩИЕ, взрослые дела — в масштабах всей ВСЕЛЕННОЙ:)

Человек по сути своей — очень противоречивое существо. Он любит стабильность и традиции, а с другой стороны он невероятно любопытен и имеет страсть к познанию. Но всё то новое, что приносит познание, человек воспринимает скорее задним числом, в рамках уже сформировавшихся понятий и традиций. Так вот: в романе любознательность (а именно она движет эволюцией сознания) человечества безоговорочно победила, я бы даже сказал — наголову разбила, устои. Это и прекрасно и ужасно. Но, собственно, такова и вся наша жизнь. Конец детству — и баста! И никого не интересуют наши нытье и сожаления...

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 января 2010 г.

  Не знаю, можно ли считать этот роман вершиной творчества Артура Кларка, но это, наверное, самое значимое произведение после «Космической Одиссеи». Неоднозначное произведение, необычное, оставляющее много вопросов, и имеющее не меньше минусов. Затрагивающее важные вопросы и очень глубокую идею.

  Но стиль подачи немного смущает. Несмотря на небанальную фабулу, роман воспринимается довольно обыденно, как будто и нет ничего необычного во всем происходящем. Нет никакой атмосферы паники/безысходности/радости и т.п. Все это описывается уж слишком схематично. Все дело в авторском стиле повествования. По большому счету, тут нет сюжета как такового — такие общие вопросы, вроде «Как, почему, зачем и доколе?», и те, кажется, не должны особо волновать читателя. Сами главные герои напоминают скорее бесхарактерных болванчиков, которыми автор-кукловод управляет на сцене, что бы ввести читателей в курс дела. Кларк как-будто наблюдал за всем происходящим с высока, а тут решил рассмотреть в лупу ключевые моменты всей истории. Всего три акта. Три места и времени действия. Три поворотных момента истории. И вся идея раскрывается лишь в самом конце, в третьей части, связанной с предыдущими очень условно. Идея конца детства всей цивилизации, и перехода на высшую, нематериальную ступень развития.

  Роман понравится не всем: здесь нет захватывающего сюжета, интересных героев и интриги, пронизывающей все 180 страниц. Но этой книге есть действительно глубокий смысл, заставляющий читателя задуматься. Ну и оценить талант Кларка не только как знатока техничекой стороны НФ.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 июля 2013 г.

В какие времена и на чём именно не явись он людям, чёрт всегда остаётся чёртом. И цель у него одна во все времена: души человеческие заполучить.

И было так: разверзлись небеса, и слуги врага всего живого явились на Землю в кораблях космических; и подчинили слуги диаволовы род людской воле своей, и навязали человечеству свой порядок, новый порядок мировой; и со смирением скота отдали люди себя диаволу вселенскому на съедение; и пожрал сверхразум, сатана диавол имя коему, живые души человеческие...

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх