fantlab ru

Артур Кларк «Спасательный отряд»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.86
Оценок:
528
Моя оценка:
-

подробнее

Спасательный отряд

Rescue Party

Другие названия: Спасательная команда

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 105
Аннотация:

Солнце вот-вот взорвется как сверхновая. Отряд спасателей со всех концов галактического сообщества разумных рас прилетает на Землю, чтобы спасти хотя бы часть человечества.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— антологию «A Treasury of Science Fiction», 1948 г.

— антологию «Beyond the End of Time», 1952 г.

— сборник «Достичь завтрашнего дня», 1956 г.

— антологию «A Treasury of Science Fiction», 1957 г.

— антологию «Rakietowe szlaki», 1958 г.

— сборник «Across the Sea of Stars», 1959 г.

— журнал «SF Magazine Vol. 1 №1 (1)», 1960 г.

— сборник «The Nine Billion Names of God», 1967 г.

— антологию «Alpha 3», 1972 г.

— антологию «The Arbor House Treasury of Modern Science Fiction», 1980 г.

— антологию «Isaac Asimov Presents The Great SF Stories 8 (1946)», 1982 г.

— антологию «Обмен Разумов», 1989 г.

— антологию «The SFWA Grand Masters, Volume 2», 2000 г.

— сборник «Колыбель на орбите», 2000 г.

— антологию «The World Turned Upside Down», 2005 г.

— антологию «A Large Anthology of Science Fiction», 2015 г.

— антологию «Infinite Stars: Dark Frontiers», 2019 г.


Похожие произведения:

 

 


Библиотека современной фантастики. Том  6. Артур Кларк
1966 г.
Обмен Разумов
1989 г.
Фантастика. Книга вторая
1991 г.
Остров Дельфинов. Большая глубина. Рассказы
1992 г.
Солнечный ветер
2002 г.
Девять миллиардов имен Бога
2010 г.
Колыбель на орбите
2013 г.
Спасательный отряд
2020 г.

Электронные издания:

A Large Anthology of Science Fiction. Volume 1
2015 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

A Treasury of Science Fiction
1948 г.
(английский)
Beyond the End of Time
1952 г.
(английский)
A Treasury of Science Fiction
1957 г.
(английский)
Rakietowe szlaki
1958 г.
(польский)
Across the Sea of Stars
1959 г.
(английский)
A Treasury of Science Fiction
1965 г.
(английский)
The Nine Billion Names of God
1967 г.
(английский)
Reach for Tomorrow
1970 г.
(английский)
Alpha 3
1972 г.
(английский)
The Nine Billion Names of God
1974 г.
(английский)
Rakietowe szlaki. Tom 1
1978 г.
(польский)
Spedizione di soccorso
1978 г.
(итальянский)
A Treasury of Science Fiction
1980 г.
(английский)
The Arbor House Treasury of Modern Science Fiction
1980 г.
(английский)
The Arbor House Treasury of Modern Science Fiction
1980 г.
(английский)
Isaac Asimov Presents The Great SF Stories 8 (1946)
1982 г.
(английский)
Isaac Asimov Presents The Golden Years of Science Fiction: Fourth Series
1984 г.
(английский)
The Nine Billion Names of God
1987 г.
(английский)
Great Science Fiction of the 20th Century
1987 г.
(английский)
The SFWA Grand Masters, Volume 2
2000 г.
(английский)
The SFWA Grand Masters, Volume 2
2001 г.
(английский)
The World Turned Upside Down
2005 г.
(английский)
Infinite Stars: Dark Frontiers
2019 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Образцовая научная фантастика. Гуманистическая и с бесконечной верой в Человечество, в то, что мы способны преодолеть любые проблемы и сложности и не просто выжить, а ещё и развиваться. Через спасательный отряд самых разных ксеносов из древних мудрых народов, нам показаны останки человеческой цивилизации — очень понравилась попытка через косвенные признаки осмыслить, кем мы были.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Приятный и несколько наивный рассказ, где от собственно Кларка выпирают лишь средства связи и нежно любимые им скоростные линии транспорта, а остальное чем-то неуловимо напоминает… советскую фантастику. В особенности, писания Сергея Снегова и отчасти фильмы Ричарда Викторова.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ — ода человечеству. Автор представляет наш вид на космической сцене как молодых дарований, а не как бомжей на задворках Вселенной, пушечное мясо или скот для пришельцев, или того хуже — безумных самоубийц. И этим он для меня выделяется среди остальных фантастов, у которых я подобных идей пока не встречал. Если инопланетные цивилизации и превосходят нас, то только потому, что у них была фора по времени; но когда-нибудь мы сами дадим им фору. Вот так вот оптимистично рассуждает Артур Кларк. Но, боюсь, он всё же был слишком высокого мнения о человечестве. Хотя... может, так и надо — поверить в человечество и не терять надежды...

С другой стороны у нас тут пришельцы: автор сделал их действующими лицами, но слишком очеловечил, не наделил какой-то характерной психологией или особенностями поведения (кроме одного героя, который только подчеркнул этот недостаток). Возможно, это и ни к чему в таком коротком рассказе, но в глаза всё же бросалось и выглядело как недоработка. Тем не менее, для начинающего писателя, каким был тогда Артур Кларк, — это хороший результат, без которого не было бы той Космической Одиссеи, которую мы знаем и любим.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мрачный постапокалипсис с неожиданным эпилогом. Перед нами гибель Земли и всего человечества глазами представителей мудрой межпланетной федерации, объединившей множество разумных созданий и рас. Мне понравилась атмосфера безысходности в первой части рассказа, чем то напомнило «Город» Саймака, хотя по размерам эти произведения и несопоставимы. Но концовка меняет восприятие рассказа. Становится страшно уже не за человечество, и за всю остальную разумную жизнь во вселенной.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первое более-менее цельное произведение Кларка, при всей простоте и шаблонности его очень сильно вытягивает концовка. Ведущая тема ранних рассказов Кларка, таких как «Спасательный отряд», «Лазейка» и в некоторой мере «Отступление с Земли» (если считать термитов землянами) — явная недооценка пришельцами жителей Земли, их науки, самоотверженности и находчивости.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

За прошедшие с момента написания 70 лет рассказ безнадёжно устарел. И дело тут не в перфокартах, на которые легко можно закрыть глаза и не замечать. А дело в том, как это всё преподнесено. Кларк разрабатывает и гармонично включает в рассказ передовые по тем временам идеи: об антеннах дальней космической связи, о корабле поколений, о союзе галактических рас и их взаимодействии, ну и много ещё о чём. И включает эти элементы в качестве сюжетообразующих, на них всё и завязано в этом рассказе.

Однако сегодня эти идеи уже далеко не передовые, а давно заезженные многими другими авторами. Да и самим Кларком. При этом очевидно полагать, что в современном произведении или в произведении хотя бы из 90-х тема будет представлена куда как более «по-взрослому». Да хотя бы потому, что современный автор или автор из 90-х писал свою книгу, основываясь на опыте предыдущих поколений, в том числе, вполне возможно, что учитывал и вот этот вот рассказ.

Поэтому сложновато всерьёз воспринимать выкладки Кларка из 40-х. Абстрагироваться и представлять себе, как это смотрелось во времена написания рассказа. Умаляет ли это ценность обсуждаемого произведения? Разумеется, нет. Просто читается сегодня уже без того восторга, какой был у любителя научной фантастики в середине прошлого века.

Оценка: 8
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Через несколько часов Солнце взорвется и тем самым положит конец земной цивилизации. К Земле спешит корабль Космического Дозора с целью спасти как можно больше людей. Однако планета пуста и заброшена.

Главная интрига рассказа — что стало с человечеством? — раскрывается с таким безграничным человеколюбием, с такими светлыми надеждами на будущее, что я просто не могу не оценить это высоко. Да, живя в современном мире, понимаешь, что вариант Кларка очень маловероятен, но так хочется видеть в жизни и позитивные стороны.

Надежда. Надежда помогает выжить. Надежда — это первый шаг к разочарованию. Надежда умирает последней. Именно ею пропитан данный рассказ.

Завершить этот короткий отзыв я хочу словами А. М. Шлезингера: «Будущее полно сюрпризов».

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный рассказ, вселяющий веру в человечество. Чем мне нравятся рассказы — у автора всего несколько страниц, чтобы создать мир, заселить его персонажами, завязать сюжет, создать кульминацию и.. если все написано хорошо, оставить приятное послевкусие. В данном случае у Кларка так и получилось — покинутый мир, рептилоиды и гусеницы, которые прилетели его спасать и... очень сильный финал.

З.Ы. Один только камень в огород писателю — очень немногие фантасты могут писать так, чтобы не выдавать тот период, когда книга была написана. В данном случае торчат уши 40-50-х с их нежным ламповым звуком и перфокартами.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ поразительно напомнил «Чудовище» Ван Вогта и «Город» Саймака. Напомнил не совпадениями сюжетной линии, а именно духом самого рассказа. Футуристические идеи во многом напоминают «Город» – уход от городов, гордые и свободолюбивые люди, вертолёты как основное средство передвижения... А с «Чудовищем» роднит, на мой взгляд, твёрдая уверенность в том, что всё будет хорошо. Видимо, середина 40-х было таким особым временем, когда любая задача казалась по плечу и эта вера в собственную исключительность в каждой строчке многих рассказов. Человечество с ходу удивляет своей «несгибучестью» носителей «абсолютного знания», а через 20 лет, похоже, вся известная Вселенная делает три раза Ку... В целом довольно приятный рассказ от старой школы, без претензий на исключительность. Для тех, кто помнит такую фантастику и верит в счастливый конец.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень слабый рассказ для Кларка, даже не представлял, что он может писать и такие.

Пришельцы, впервые прилетевшие в Солнечную систему, где людей уже нет, откуда-то узнают названия всех планет на английском, меряют расстояния в милях и т.д. А если до чего-то не могут додуматься, то сам автор бесцеремонно влезает в текст и объясняет им, к примеру, что они едут в особом вагоне метро, которым пользуется лично президент.

Пришельцы, кстати, тупые до невозможности. Преспокойно залезают в незнакомое транспортное средство, преспокойно жмут первую понравившуюся им кнопку — и этим почти подписывают себе смертный приговор. Почти — потому что сородичи им таки помогли — вызволили буквально на последних минутах перед взрывом Сверхновой. Хотя могли сделать это же самое сразу. Зачем тянули? Исключительно ради создания драматического эффекта — ничего другого в голову не приходит.

Еще умилило, что они по чистой случайности оказались именно в том вагончике — единственном на всю планету. Кому не лень, подсчитайте вероятность такого чуда.

Кстати, уже после обнаружения странного излучателя читателю становится ясно, что человечество не стало дожидаться гибели и убралось в космос. Но высокомудрым представителям сверхцивилизации на это почему-то не хватило мозгов. Впрочем, какая же она «сверх», если ее разведчики так по-дурацки застряли в вагоне метро, не сумев ни остановить его, ни пробить путь наверх?

Вызывает недоумение и само назначение метро. Вот представьте: чтобы посетить Европу, президент США не садится в самолет, а залезает в вагончик, который везет его, подныривая... под дно Атлантического океана! Смысл?..

В общем, один из самых непродуманных НФ рассказов, какие я когда-либо читал.

Оценка: 3
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Гениально. Какой яркий и живой рассказ. Сколько уважения и гордости за свой народ. Очень патриотично. Спасибо автору, что дал возможность увидеть себя другими: «......Через несколько десятилетий людские массы, зная, что можно за какие-то часы достичь любого уголка земного шара, вернулись в поля и леса, по которым всегда тосковали. Наша цивилизация обладала машинами и ресурсами, о каких человечество прежде и не мечтало, но она во многом была сельской и покинула стальные и бетонные стены, которые веками довлели над людьми. Города, чья жизнь была основана на паре, железе и наземном транспорте, исчезли вместе с промышленными отраслями, которые их питали».

И когда гибель была не минуема «...весь народ Земли отправился в это путешествие...»

А пришельцы оказались человечнее ныне живущего человечества. Вот так.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Знаете, меня как-то совершенно не впечатлило и не затронуло. По сути, для меня это был обычный приключенческий рассказ, суть которого была в попытке найти и спасти людей с гибнущей Земли. Но я не мог сопереживать. Язык был сухим и безэмоциональным, что уже привычно у Кларка, да и не только в этом дело. Ещё дело было в том, что героями были не люди, а всевозможные пришельцы. Да ещё и представляющие одну Галактическую федерацию, проводящие друг с другом огромное количество времени, но при этом знающие друг друга не так уж и полно… что это за развитые цивилизации-то? Да и вообще было много таких каких-то мелочей, которые не давали взглянуть на героев как на людей (и сопереживать) и – тут же – не давали взглянуть на них как на чуждый разум, как на нечто особенное, другое – это бы добавляло рассказу изюма, а так в пришельцах только внешний вид другой и всё, очень это как-то просто и плоско, по-моему. Уж лучше бы была экспедиция землян, пытающихся спасти неизвестных обитателей гибнущей от взрыва сверхновой планеты – по-моему, это интриговало бы сильнее… А так только финальная фраза добавила волн (волну) в эту плосковатую средней руки приключенческо-фантастическую историю. Финальная фраза на почти тридцать страниц рассказа.

Хотя по времени написания рассказ довольно старый – может в этом всё дело?

Оценка: 5
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Классика молодости жанра. Технологии немного наивны, но 1946 год., а главная линия рассказа всё же гумманитарная. Не смотря на жестокое и кровавое время, Кларк сохраняет веру в человечество и любовь к нему. Перечитал лет 35 спустя, и не пожалел.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Последнее предложение в аннотации лишнее. Если можно исправить, то лучше убрать.

Собственно, да. Рассказ о миссии аварийного спасения землян. Аварийного, потому что узнали слишком поздно и спасти смогут только сотню-другую людей, которых ещё надо найти на бушующей, кипящей Земле. Автор умело нагнетает. Читаешь с неослабевающим вниманием, ну когда же, ну вот-вот, ну вот тут поищите.

Концовка очень пафосная. Я бы даже сказал — шовинистическая. Не понимаю, зачем это надо было Кларку, но исходя из года написания (1946), безусловно, накладываются асоциации с восстановлением разрушенного после Второй Мировой войны. И подъём патриотизма, накал героического мирного строительства, видимо, передался Кларку и был им транслирован в рассказе. Ну, в конце концов все мы живём здесь и сейчас, и писатели не исключение, даже если пишут они фантастику и фэнтези. Но для меня сегодняшнего, толерантного и общегуманистического, последняя фраза рассказа прозвучала диссонансом.

А значит, отчасти потерян и смысл истории. Не весь, но отчасти — да. И это грустно. Казалось, что Кларк — это на века. С другой стороны, я рад, что мы сегодня (я, во всяком случае) перерос поледнюю фразу рассказа.

Вот такие впечатления. Приключения, поиски, треволнения, неожиданная развязка и...

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

На тему конца планеты Земля написан не один десяток произведений, автор же предложил свою трактовку и свое сюжетное решение, но являясь самым ярким представителем твердой фантастики мог бы произвести простые рассчеты, как и какими силыми можно вывезти все человечество за пределы солнечной системы, сколько потребуется топлива, времени, продуктов питания и т.п. Поэтому данный рассказ чисто гуманитарная фантастика, в которой главная мысль, что инопланетным цивилизациям придется потесниться. Человек идет...

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх