fantlab ru

Робер Мерль «Мальвиль»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.12
Оценок:
748
Моя оценка:
-

подробнее

Мальвиль

Malevil

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 95
Аннотация:

Пережившие века, древние стены средневекового французского замка Мальвиль вновь, как и в глубокую старину, спасают в 1977 году от гибели горстку друзей. Спасают от смерти в огне глобальной термоядерной катастрофы и от радиации, убившей практически всё живое на планете Земля.

Они потеряли всё, но решают не просто продолжать жить, а бороться ни больше ни меньше как за возрождение человечества. Но это вовсе не роман в приключенческом жанре, а очень серьёзный, многопланово-социальный и глубоко полемический роман-предостережение.

Возможно, жизнь стала короче — рассуждают герои романа — но течёт теперь она медленнее, годы не проносятся стремительно мимо нас и, поскольку у нас появилось время жить, — так ли уж много мы потеряли?

Примечание:

Впервые на украинском: ж. «Всесвіт», 1974г., NoNo 2—4.

Посвящение: Фернану Мерлю


Награды и премии:


лауреат
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 1974 // Лучший НФ-роман

Экранизации:

«Мальвиль» / «Malevil» 1981, Франция, Германия (ФРГ), реж: Кристиан Де Шалонж



Похожие произведения:

 

 


Мальвиль
1977 г.
Мальвиль
1988 г.
Мальвиль
1990 г.
Робер Мерль. Сочинения в 2 томах. Том 2. Мальвиль
1999 г.
Остров
2001 г.
Остров
2001 г.
Мальвиль
2011 г.
Мальвиль
2011 г.

Аудиокниги:

Мальвиль
2005 г.

Издания на иностранных языках:

Malevil
1973 г.
(английский)
Мальвіль
1975 г.
(украинский)
Malevil
1975 г.
(английский)
Malevil
1983 г.
(французский)
Malevil
1983 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну да это не рубилово с радиоактивными монстрами и кровожадными рейдерами. Кто ждет современный постапокал может разочароваться. Сцены перестрелок в книге конечно есть, но они не самоцель. Тут не «Вселенная Метро» или какой-нибудь «Древний», а робинзонада в духе «Таинственного острова». Гораздо интереснее автору исследовать психологию людей «до» и «после» катастрофы, фактически оказавшихся в условиях средневековья, но не утративших современные понятия о нравственности. Главы о детстве-юности главного героя как раз для этого. Автор неторопливо знакомит читателя с действующими лицами — рассказывает чем они жили и к чему стремились пока не упали бомбы. Да, жизнь французской провинции может показаться кому-то скучной и небогатой событиями, но Мерль на ней особо и не зацикливается. Рисует портреты своих героев и переходит к главному — день «Д» и тому что будет дальше. В книге есть и мародеры и религиозные фанатики и даже «фашистская» диктатура, но все это подано очень камерно, без лишнего пафоса. Просто люди проявляют другие качества в изменившемся мире. И тут Мерль показывает себя с лучшей стороны — все герои у него живые и разные. После современной литры, набитой шаблонными персонажами, читать мастерское описание характеров — истинное наслаждение. Конфликты не выглядят надуманно, они проистекают из свойств личности каждого. А центральный персонаж — Эммануэль Конт просто завораживает. Сила его характера, знание людей не могут не привлекать. Община Мальвиля обязана своим выживанием его умению обходить острые углы, сглаживать конфликты и настоять на своем не лишая людей выбора. При этом не чуждаясь некоторой доли «макиавеллизма». Прекрасное произведение, сейчас так уже не пишут. А фаны Тармашева и Глуховского пускай лепят минусы ))

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Произошел обрыв. Поступательное движение прервалось. И нам уже не ведомо, когда, в каком веке мы живем и будет ли у нас хоть какое-то будущее»

«С адским воем, лаем и скрежетом на нас обрушилась невиданной ярости лавина грохота»

«Я ухожу. Но это не означает, что я расстаюсь с ней. Я уношу ее с собою в мыслях…»

Мальвиль – это предостережение всему человечеству, взывающее мировых лидеров к моральной и социальной ответственности. Недавно Трамп грозил бомбить ядерными ракетами Корею. И подобные заявления сейчас мало кого шокировали. Хотя люди должны падать под стол от страха, осознавая угрозу, которую несет созданное ими оружие.

Романов постапокалипсисса много. И в большинстве из них уцелевшие, часто мутировавшие персонажи бомбят друг друга, делятся на два лагеря, чтобы продолжить противостояние. Часто в таких историях все упрощенно сводится к перестрелкам на фоне руин. Но есть и другие. Например эпичная «Песня Сван» Роберта Маккаммона. Драматичная и полная скрытых смыслов.

Мальвиль сильно отличается от классических представителей жанра. Борьба здесь скорее идет не между группами людей, а в их душах. Каждый по своему глубоко переживает потерю считай всего и воцарившееся на столетия новые реалии. Между ними строятся сложные отношения, основанные на доверии. А уцелели они благодаря замку.

Главный герой купил задолго до катастрофы, реконструировал и обустроил всеми удобствами. А главное, Мальвиль закрытый скалою. Когда Эммануель пригласил друзей и они пробовали в подвале его вино, взрывная волна прошла стороною. Некоторое время компания мужчин и старуха думали, что стали последними жителями на Земле…

Затем оказалось, что уцелевших больше и среди них есть молодые ЖЕНЩИНЫ! Чего стоит одна

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
немая
Мьета. С ее появлением страсти начали просто кипеть. И явно после долгого воздержание в ничто хорошее не вылились, если бы не дальновидность и стратегии Эммануеля.

Рассказать хорошего о романе можно много, но лучше самому прочитать. Рекомендую абсолютно всем.

В двух словах, это – книга мудрости!

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Странная книга. Но вот нисколько не фантастика — писано о цели человеков. Натуралистичность скорее литературная, сюжет неспешный и предсказуемый, но прочитана в тех 70-х с потрясением и доныне памятным.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

читаешь-читаешь,а конца и края книге нет. Роман начинается как сладкое пирожное,а дальше растекается тонким блином,в конце превращаясь в червствый французский батон. Самая дотошная, и до мелочей прописанная постапокалиптика с иглой надежды,воткнутой в повествование. Книга обязательна к прочтению всем любителям фантастики и еще тем,кого интересует жизнь недавней французской провинции.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

(Можно я сделаю одно замечание по поводу терминологии. Больше не могу терпеть. АПОКАЛИПТИКА — финский инструментальный коллектив, название которого предполагает некоторое противопоставление американской группе МЕТАЛЛИКА, так как изначально репертуар состоял исключительно из инструментальных аранжировок именно этой группы. Поэтому, ПОСТАПОКАЛИПТИКА, по логике,- это период музыкального творчества коллективов после Апокалиптики. Так и только так (я в свое время был свидетелем рождения термина «Апокалиптика»). В связи с этим прошу называть все своими именами.)

Книга.

Есть такой установившийся термин — атмосферность (сюжета), который подразумевает создание целостного ощущения описываемого автором мира. На мой взгяд «Мальвиль» создает такое ощущение. Причем такое стойкое, что оно не отпускает еще на протяжении длительного времени. Особенно если книга была прочитана на фоне истерии по поводу конца света. Я и мои знакомые, кто прочитал эту книгу в недавнем прошлом, долгое время темой общих разговоров избирали именно «что нужно сделать, чтобы достойно пережить апокалипсис». Это, что называется, — зацепило.

А по поводу аграрного (и (меж)полового) коммунизма, по моему эти темы не главные, значимые, но не главные. Главное это все таки проблема выживания в сложившихся условиях. И какие для этого выбираются средства — дело другое. Да, симпатии коммунистическим взглядам чувствуются. Даже быт в Мальвиле был организован по принципу коммуны. Но относительно роли женщин в этой коммуне я могу сказать одно. Если у вас есть стойкая привычка (именно так) к женщине (жене), любое, даже самое непродолжительное, ее отсутствие приводит к определенному внутреннему дискомфорту. Отсюда раздражительность и т.п. И как в таком случае строить межличностные отношения в коммуне? А они мужики-то взрослые и кое-что повидали и привычку эту имели. Так что, я считаю, что отношения данного рода были построены совершенно справедливо.

А еще книга заставляет задуматься о вреде урбанизации. В случае какого-либо катаклизма в городе выжить практически не возможно. А те кто выживет будут сбиваться в стаи и становиться самыми опасными хищниками. А, грубо говоря, в деревне больше приспособленность к выживанию в сложных условиях: здесь и продовольственные запасы, и запас инструментов, и умение ими пользоваться. Кроме того последствия любого катаклизма будут мягче: ракетные удары в первую очередь будут наноситься по местам с высокой концентрацией промышленности, техники и живой силы противника; при возникновении какого-либо биологического поражения — ниже плотность населения и т.д.

И конечно — замок. Какой мальчишка не мечтал в свое время о замке (или о хоббичьей норе)? Я мечтал. Правда в разное время и о том, и о другом. Тут нет смысла описывать эти ощущения: кто с этим знаком, тот меня поймет.

З.Ы. Первое личное замечание. И еще. Между делом в тексте где-то упоминалось парижское метро.

З.З.Ы. Второе личное замечание. Согласны — не согласны с сюжетом и автором, но в общем «Мальвиль» не оставил никого равнодушным. Отзывы в большинстве своем все таки не похожи на отписки.

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Постапокалипсис — без брутальности, жутких монстров и кровожаждущих маньяков? Без бурного экшна со стрельбой на каждой странице? Да! Это как раз «Мальвиль». И смею заметить, отсутствие вышеупомянутого «штатного набора» постапокалиптики не делает повествование менее напряженным и увлекательным. Книга сразу задает свой ритм — внешне очень неспешный, размеренный, как и крестьянское бытие героев. И совершенно не случайно книга начинается с детских воспоминаний Эмманюэля Конта, главного героя. Воспоминаний о жизни ДО. До катастрофы. До Дня Происшествия, уничтожившего прежний мир.

Выжившие — идут разными путями. Иные объединяются в банды, чтобы выжить. Или создают замкнутое тоталитарное общество (Фюльбер в Ла-Роке) — от того, что в общине чуть более двух десятков человек, менее тоталитарной она не становится... Или — даже в таких условиях пытаются сохранить остатки человеческих ценностей, жить по законам гуманизма, как община Мальвиля, строй которой герой Мерля не без иронии определяет как «первобытно-аграрный коммунизм».

Конечно, «гуманизм» Эмманюэля весьма выборочен, он проявляется главным образом по отношению к своей общине, состоящей в основном из друзей детства, и отчасти — к ларокезцам, попавшим под власть Фюльбера. Ни на банду Вильмена, ни на банду — точнее, стаю — истощенных людей, опустошающих его поле он не распространяется, более того, он диктуется прежде всего целями выживания. Катастрофа вынуждает переоценивать ценности, заставляет вчерашних «цивилизованных» людей выглядеть такими, как они есть. Впрочем, и тут существуют свои «актеры и роли» — лжесвященник Фюльбер убедительно прикрывается традиционными христианскими идеалами для достижения целей вполне своекорыстных. Причем, как ни парадоксально, остается искренне верующим человеком — с его, фюльберовой, точки зрения, помянутые идеалы он никоим образом не предает... Да и сам Эмманюэль не чужд актерства и — по выражению одного из героев романа — определенного «макиавеллизма».

«Мальвиль» — не из тех книг, что проглатываются за сутки. Это — чтение не одного дня, внимательное, вдумчивое, неторопливое. И надо сказать, очень затягивающее. Однозначно — рекомендую к прочтению.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Атомная робинзонада Робера Мерля» — так назвал роман один из советских критиков.

«Мягкий» вариант ядерной катастрофы, — человечество (в доступной восприятию главного героя части Европы) уничтожила «чистая» бомба, да и «ядерная зима» не наступила...

Читателю, приняв правила предложенной автором игры, остаётся следить за выживанием маленькой общины людей, связанных приятельскими отношениями ещё с «докатастрофных» времён. Автор облегчает задачу, сообщая точнейшие психологические мотивировки каждому из действующих лиц, а главный герой с успехом и до конца выполняет функции «харизматического лидера».

Повезло и с переводами, — они выполнены профессионально.

Автор оставляет своих героев после нескольких перипетий успешного выживания с горько-ироничным комментарием в завершение:«теперь мы можем с оптимизмом смотреть в будущее...»

Один из лучших «постатомных» романов, переведённых на русский. И одно из лучших произведений Р. Мерля.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Французов нельзя назвать особенно плодовитыми по части научной фантастики. Вспоминается всего-то пара-тройка имен, причем первый это создатель приключенческого фантастического романа Жюль Верн, а остальные – Пьер Буль с его «Планетой обезьян» и Робер Мерль, автор знаменитого фантастического романа «Мальвиль» 1972 года, выполненного в стилистике постапокалипсиса. А, ну и конечно Франсис Карсак, тоже интересный и самобытный автор. Количество небольшое, но зато качеством эти писатели берут отменным. И действительно, каждая их книга запоминается прочно и надолго.

Что касается Мерля и его «Мальвиля», этот роман сложно назвать традиционно постапокалиптическим. Возможно виной тому происхождение и культура автора, возможно, само время написания, когда о таком поджанре никто на континенте ничего и не слышал – следовательно он не был в моде и не мог породить грязную волну дешевых подражаний. Соответственно, Мерль писал свой роман, опираясь на традиционные для фантастики каноны. Получилось хорошо.

Действие произведения происходит во французской провинции сразу после удара термоядерной бомбы. Обитатели замка Мальвиль чудом спасаются от радиоактивного пламени за толстыми стенами крепости, после чего вынуждены собирать по крохам то немногое, что уцелело после конца света. Автор последовательно описывает жизнь выживших в этом новом изуродованном мире, их борьбу за существование и отчаянные попытки наладить систему самообеспечения, их вылазки в соседние городки, столкновения с другими выжившими, борьбу с другими коммунами и исход всего этого действа.

Первое, что сразу бросается в глаза по прочтении этого замечательного текста – язык. Обстоятельный, очень богатый язык высокообразованного человека, который со вкусом может подать и описание ландшафта, и разговор, и сцену действия. Чувствуется школа большой литературы, не испорченная влиянием популярной культуры. Но это также вылезает Мерлю боком – местами описания уж чересчур дотошны.

Еще одной особенностью является медленное раскачивание сюжетной линии, поскольку автор ударяется в различного рода лирические отступления, бесконечные воспоминания главного героя о прежней жизни и уходит в любовную лирику. Все это размывает напряженность, отчего роман читается как производственное произведение – словно нам рассказывают, как на пепелище мира пришла группа рабочих и обстоятельно, по деревяшке стали выкладывать новые стены, балки, стропила. Нет, здесь конечно присутствуют и боевые сцены, и психологическое противостояние, но они не являются самоцелью.

В целом же «Мальвиль» выгодно отличается от собратьев в поджанре своей витиеватостью – нет ни одного постапокалиптического романа, который бы так спокойно и размерено, но крайне реалистично и с учетом объективных факторов описывал ужасы постатомного мира. И в то же время акцентировал действие не на постоянной грызне выживших, а на попытках реконструировать этот мир. Удивительно, но среди своих собратьев это самый оптимистичный роман, герой которого верит в лучшее будущее! Да, «Мальвиль» такой один.

Очень хорошее произведение, которое можно отнести к лучшим представителям европейской научно-социальной фантастики.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный роман. Второе в моей жизни доказательство — после «Дороги» Маккарти — того, что постапокалиптика может быть Литературой. Не «Сталкеры», «Метро» и прочие порождения российской книжной блевосферы, а — книгой. Просто когда ты поднимаешься из подвала своего замка, а наверху только что пронёсся огненный смерч, ты начинаешь выживать. Ты спасаешь едва живой скот, ты пытаешься возродить обожжённую землю, ты пашешь и пашешь, и твоя задача — не стрелять, а строить. И ты строишь, строишь, строишь свой замок, свой Мальвиль. Да.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая книга, мне понравилась. Предупреждаю вначале книга нудная и скучная, потом после взрыва сюжет медленно начинает раскачиваться. Далее и до конца романа автор неспешно и потихоньку будет нас знакомит с проблемами с которыми столкнуться мальвильцы.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Это что это было? Взрыв? Если взрыв, то где радиация? Как жить? Что есть? Как продолжить род человеческий, если в живых остались одни мужчины и старуха? и так далее...
Мне кажется книгу эту надо читать уже в более поздним возрасте, после того как вы насытитесь Метро 2033, Сталкером, Fallout и прочими... Так как тут нет мутантов, разных мистических тварей, минимум перестрелок и драк. Мальвиль это роман, который открыл для меня жанр постапокалиптика с другой стороны, рекомендую.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Постядерная робинзонада. Когда книга вышла на русском языке, ее восприняли как исключительно талантливый роман-предупреждение. Собственно, насчет талантливости мало кто сомневался. Запоминающиеся персонажи. Острое сопереживание физическим ощущениям главных героев, оказавшихся в каменном мешке замка, когда был нанесен ядерный удар. Попытки выжить в опустошенной местности. «Взрослые» физиологические потребности в условиях постапокалипсиса. Столкновение нормальности и брутальности. И главное — полное отсутствие ответа на вопрос — а что же будет потом. Лишь в конце чуть-чуть оптимизма и надежды. Роман захватывает, а потом пдолго-долго вспоминается. В свое время в Советском Союзе много шума наделал американский телевизионный фильм «На следующий день», о ядерном ударе по США. Враг — там не указан, но есть ядерные ракеты, атомные грибы, рассеивающийся прах сгоревших в ядерном взрыве, гибель и разрушение. И, конечно же, американский оптимизм. Удивительно, но этот оптимизм показан через коллективизм: «вместе мы все преодолеем». В «Мальвиле» же все по другому: там все индивидуалисты, со своими характерами, недостаткам и заморочками, оптизима не так уж и много. Не все просто развивается в этой выжившей сельской общине. Гораздо больше проблем и противоречий, поисков пути, как выжить и что оставить потомкам, если они будут. И тем не менее, верится, что этот путь уже найден.Тем болеее, что где-то есть и другие выжившие.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень хорошая книга. Даже дело не в жанре и сюжете, мне очень нравится манера и стиль автора, как он развивает сюжетную линию. С одной стороны размеренная и постепенная, а с другой стороны даже самые незначительные повороты в сюжете кажутся ключевыми. Так же мне по нраву описание быта и местности того времени, возникает ощущение что автор пишет свою биографию.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читал книгу много лет назад еще в бумаге). Произвела на меня сильное впечатление. В отличие от большинства фантастики, забыть книгу не получилось — периодически примеряю действия главного героя на себя. Мальвиль — это робинзонада полузакрытой группы людей после ядерной катастрофы. Очень реалистично. Вцелом, рекомендую к прочтению

Оценка: 9
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Классика постапокалипсиса и одна из 100 лучших фантастических книг по версии журнала «Мир Фантастики». Что же представляет из себя «Мальвиль»?

Слово «классика» здесь имеет особое значение. «Мальвиль» напоминает прозу прежних веков – неторопливое, подробное повествование, с особым вниманием к деталям, полное чувств и воспоминаний. Да, это еще одна старомодная книга – даже для своего 1975 года.

Не знаю, насколько научно описана катастрофа – смущает полное отсутствие проблем с радиацией при столь чудовищных последствиях. Но Бог с ним, я не специалист по ядерному оружию и не физик. В любом случае, автора больше волнует психологический и социальный аспект происходящего – короче говоря, люди.

Эмманюэль Конт, его друзья детства Колен, Мейсонье и Пейсу, а также новый приятель Тома, а также домоправительница Мену с умственно отсталым сыном Момо – всем им удалось выжить после чудовищной бомбардировки, уничтожившей их поселок. Но мало пережить бомбардировку – нужно ежедневно бороться за жизнь на руинах цивилизации. А бороться придется – и с природой, и с людьми.

Неторопливость повествования придает ему особую убедительность, «эффект присутствия». Как медленно пробуждается в людях Мальвиля надежда, как постепенно восстанавливают они хозяйство и быт, так и читатель продвигается по тексту.

Многие сочли «Мальвиль» чрезмерно пасторальным – дескать, никакой жести, ни конфликтов, ни безумия. Но, в общем-то, это не так – просто в замке изначально собрались доброжелательно настроенные друг к другу люди, да еще и под руководством харизматичного лидера, который объединял. А вот их столкновения с прочими выжившими признаков идиллии не обнаруживают. Стихийную расправу над грабителями еще можно оправдать (не спойлерю, но у Эмманюэля было веское основание устроить Postal в реале), но вот решение поступать так в дальнейшем – жестокость, продиктованная обстоятельствами и дикая для нормальной цивилизации.

Жестокости в книге хватает, но вот дидактическая составляющая выпирает, что не есть хорошо. Собственно, неудивительно, что эту книгу очень быстро издали в СССР – коммунистический пафос произведения виден невооруженным взглядом. И ничего плохого в этом нет, но подача этих идей зачастую топорна. Герои начисто лишены неоднозначности: если они «свои» — то уже никаких неприятных сюрпризов от них ждать не стоит. В худшем случае поднимут вопрос на голосование и немного пошумят. А уж если злодеи – то эталонные фашисты, а то и вовсе маньяки-извращенцы. И биография у них липовая, и врут они на каждом шагу, и похотливы, и до чужого добра охочи…

Хотя повторюсь – выписано это так тщательно и с любовью, что поневоле веришь. Даже тому, как мальвильцы в считанные дни становятся воинами не хуже Рэмбо и без потерь выносят отряды, двукратно превосходящие по численности. Потому что жалко было бы, если было иначе.

Есть еще один неприятный момент – герои уж слишком зациклены на сексе. Видимо, не зря считают французов сладострастниками – найдя молодую женщину, они сразу же начинают думать о том, как она будет осуществлять свою личную жизнь в Мальвиле. Причем Эманнюэль считает, что она должна спать со всеми – дескать, чтобы все были довольны и не ревновали. Да, с Мьеттой им повезло, да и с другими девушками тоже – но далеко не всякая согласится на такой образ жизни. Понятное дело, в романе никто никого не принуждал к такому типу отношений – но, похоже, что сам автор согласен с главным героем. Но в чем смысл подобного образа жизни? Неужели автор полагает, что взрослые мужчины настолько одержимы сексуальными страстями, что не смогут прожить и дня без бабы? И настолько психически неустойчивы, что передерутся от ревности? Ладно бы, если все это преследовало демографические цели – но от избытка половых партнеров чаще рожать женщина не станет. Конечно, если дети буду от разных отцов, это может смягчить последствия близкородственного скрещивания в замкнутой популяции, в следующих поколениях. Но герой и автор подобную мысль не высказывают, объясняя необходимость промискуитета исключительно психологическими причинами. И представления о браке, как форме собственности, по меньшей мере, однобоки, а, точнее, в корне неверны и проистекают из того, что в традиционных обществах зачастую женщина рассматривается, как собственность мужчины. Но в современном обществе суть брака давно уже не в том, что один партнер «приобретает» другого в собственность! Понятное дело, Эмманюэль – человек деревенский, а на селе сильны старые традиции и архаичные представления о жизни, но все же, Франция, 70-е годы… Заблуждение о собственнической природе брака во многом подкреплялось тем, что исторически сторонники капитализма являлись одновременно сторонниками консервативных ценностей, и борцы за сексуальную революцию неизбежно оказались в лагере «левых». Но, в конце концов, и ханжеская консервативная нравственность с обязательной дискриминацией женщин и общественным контролем за личной жизнью человека, и желание «обобществить всех баб» — это просто две радикальные и нездоровые тенденции, одинаково, на мой взгляд, противные человеческой природе.

Впрочем, автор допустил оговорочку по Фрейду – рассказав, как Эмманюэль сотоварищи мечтали жить в замке с какой-нибудь девицей. Вот и мне кажется, что вся «естественность» ситуации – не более, чем сексуальные предпочтения автора.

Но несмотря на то, что роман совершенно отчетливо продвигает определенные идеи (причем не все из них мне близки), впечатление он все равно оставляет хорошее. Добротная, неглупая книга, написанная с патриархальной деревенской основательностью, и при этом полная революционной веры в будущее. Впрочем, насчет безудержного пафоса не все так просто. Основной текст рассказа – дневник Эмманюэля, и он, в полном соответствии со своим характером и убеждениями, «гнет партийную линию». А если обратиться к «комментариям» Тома, становится ясно, что положение в Мальвиле далеко не столь радужное, да и сам Эмманюэль не идеален. А уж эпилог, написанный также от лица Тома, и вовсе полон тревоги за будущее. Так что не так уж прост Мерль и его книга. Просто в его задачу входило создать определенный тип персонажа – лидера, стратега, оптимиста; и показать ситуацию его глазами.

Итог: постапокалипсис в классическом стиле. Неторопливый и основательный «постъядерный соцреализм». Любителям старомодной психологической прозы, а также старомодных приключенческих романов. Противопоказано при непереносимости к коммунизму и эротике.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для меня роман стал совершенно неожиданным откровением в жанре постапокалипсиса. Привыкнув за последние годы (благодаря кинематографу и многочисленным НОВЫМ постапокалиптическим произведениям) к «жёсткому» «концу света» и его последствиям как-то совершенно выпускаешь из виду, что возможен и другой вариант постапокалипсиса — «мягкий». Разумеется, книга сейчас смотрится несколько наивно, тем более, что лет ей уже немало. Тем не менее, крайне интересно было ознакомиться с книгой, где постядерный мир показан без каннибаллов, радиоактивных осадков, мутантов, схронов патронов и продовольствия, мародёров и «временных администраций» и, уж тем более, без метро :smile:

Ничего этого здесь нет. А есть только люди, которые больше интересуются больше не тем, сколько у них осталось продовольствия, а тем, что на восемь мужчин у них всего две женщины. Этакий изощрённый сексизм цинично используется героями на полную катушку, например, когда они (ну или точнее ОН — собственно Эмманюель) предлагают (-ет) третей женщине перебраться к ним под предлогом, что трём женщинам будет легче с восемью мужчинами, чем двум. На первый план у выживших выходит не вопрос выживания, а проблемы межличностного плана. Недаром автор в заключительных примечания Тома показывает, что, по большому счёту, весь Мальвиль держался

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
на одном Эмманюеле — его харизме и умении ладить с людьми

Собственно этим роман и интересен. Тягучее повествование не позволит проглотить его моментом, а заставит смаковать книгу несколько дней. Некоторый «экшн», разбавляющий неспешный рассказ автора, вторичен и призван лишь разнообразить общую картину. Недаром персонажи периодически жалуются на скуку)))

Вообще книгу можно рекомендовать любителям постапокалипсиса для ознакомления с классическим и при этом небанальным представителем жанра.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх