fantlab ru

Артур Кларк «Девять миллиардов имён Бога»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.02
Оценок:
1608
Моя оценка:
-

подробнее

Девять миллиардов имён Бога

The Nine Billion Names of God

Другие названия: Девять миллиардов имён

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 230
Аннотация:

В одном из тибетских монастырей монахи собирают все имена Бога, используя для этого специально изобретенный алфавит. Но в один прекрасный день они решают купить компьютер, который проделает эту работу гораздо быстрее...

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Вариация на тему — рассказ Кена Рэнда «The Nine Billion Names of Arthur C. Clarke».


Входит в:

— антологию «Star Science Fiction Stories», 1953 г.

— антологию «Stories for Tomorrow», 1954 г.

— сборник «По ту сторону неба», 1958 г.

— сборник «The Nine Billion Names of God», 1967 г.

— антологию «Apeman, Spaceman», 1968 г.

— антологию «One Hundred Years of Science Fiction», 1968 г.

— антологию «Science Fiction Hall of Fame, Volume One», 1970 г.

— сборник «Of Time and Stars», 1972 г.

— антологию «The New Awareness: Religion Through Science Fiction», 1975 г.

— антологию «Kroki w nieznane 6», 1976 г.

— антологию «Thinking Machines», 1981 г.

— антологию «Yesterday’s Tomorrows», 1982 г.

— антологию «R-A-M: Random Access Messages of the Computer Age», 1984 г.

— антологию «Histoires de catastrophes», 1985 г.

— антологию «Isaac Asimov Presents The Great SF Stories: 15 (1953)», 1986 г.

— антологию «Обмен Разумов», 1989 г.

— антологию «Чего стоят крылья», 1989 г.

— антологию «Black Water 2: More Tales of the Fantastic», 1990 г.

— антологию «Другое небо», 1990 г.

— антологию «Звездные короли», 1991 г.

«Модель для сборки», 1995 г.

— антологию «A Century of Science Fiction: 1950-1959», 1997 г.

— антологию «The Greatest Science Fiction Stories of the 20th Century», 1998 г.

— сборник «Колыбель на орбите», 2000 г.

— антологию «Masterpieces: The Best Science Fiction of the Century», 2001 г.

— сборник «From Narnia to a Space Odyssey: The War of Ideas Between Arthur C. Clarke and C.S. Lewis», 2003 г.

— антологию «Антология мировой детской литературы», 2003 г.

— журнал «Супер Триллер №10 (15)», 2003 г.

— антологию «The Sixth Science Fiction Megapack: 25 Modern & Classic Stories», 2013 г.

— антологию «Созвездие Льва», 2015 г.


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1954, ретроспективная // Рассказ

Похожие произведения:

 

 


Библиотека современной фантастики. Том  6. Артур Кларк
1966 г.
Обмен Разумов
1989 г.
Чего стоят крылья
1989 г.
Другое небо
1990 г.
Звездные короли
1991 г.
Конец детства
1991 г.
Фантастика. Книга вторая
1991 г.
Остров Дельфинов. Большая глубина. Рассказы
1992 г.
По ту сторону неба
1998 г.
Солнечный ветер
2002 г.
Антология мировой детской литературы. Том 3 (Е – К)
2003 г.
Утро магов
2005 г.
Девять миллиардов имен Бога
2010 г.
Колыбель на орбите
2013 г.
Спасательный отряд
2020 г.

Периодика:

«Супер Триллер» №10 (15), 2003
2003 г.

Аудиокниги:

Элементы — модель для сборки
1995 г.
Созвездие льва
2015 г.

Электронные издания:

The Sixth Science Fiction Megapack: 25 Modern & Classic Stories
2013 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

Star Science Fiction Stories
1953 г.
(английский)
Star Science Fiction Stories
1953 г.
(английский)
Stories for Tomorrow
1954 г.
(английский)
Stories for Tomorrow
1955 г.
(английский)
From the Ocean, From the Stars
1961 г.
(английский)
Star Science Fiction Stories
1961 г.
(английский)
The Nine Billion Names of God
1967 г.
(английский)
Apeman, Spaceman
1968 г.
(английский)
One Hundred Years of Science Fiction
1968 г.
(английский)
Apeman, Spaceman
1970 г.
(английский)
The Science Fiction Hall of Fame, Volume One
1970 г.
(английский)
Science Fiction Hall of Fame
1971 г.
(английский)
Science Fiction Hall of Fame, Vol. Two
1972 г.
(английский)
Apeman, Spaceman
1972 г.
(английский)
One Hundred Years of Science Fiction, Book Two
1972 г.
(английский)
Of Time and Stars
1972 г.
(английский)
Star Science Fiction Stories No. 1
1972 г.
(английский)
Of Time and Stars
1974 г.
(английский)
The Nine Billion Names of God
1974 г.
(английский)
The New Awareness: Religion Through Science Fiction
1975 г.
(английский)
The Science Fiction Hall of Fame: The Greatest Science Fiction Stories of All Time
1975 г.
(английский)
Kroki w nieznane 6
1976 г.
(польский)
The Other Side of the Sky
1978 г.
(английский)
Spedizione di soccorso
1978 г.
(итальянский)
Apeman, Spaceman
1979 г.
(английский)
Thinking Machines
1981 г.
(английский)
Of Time and Stars
1981 г.
(английский)
Yesterday's Tomorrows
1982 г.
(английский)
R-A-M: Random Access Messages of the Computer Age
1984 г.
(английский)
Microworlds: Tales of the Computer Age
1985 г.
(английский)
Histoires de catastrophes
1985 г.
(французский)
Isaac Asimov Presents The Great SF Stories: 15 (1953)
1986 г.
(английский)
The Nine Billion Names of God
1987 г.
(английский)
Le grandi storie della fantascienza 15
1987 г.
(итальянский)
Black Water 2: More Tales of the Fantastic
1991 г.
(английский)
A Century of Science Fiction: 1950-1959
1997 г.
(английский)
The Science Fiction Hall of Fame, Volume Onee
1998 г.
(английский)
Masterpieces: The Best Science Fiction of the Century
2001 г.
(английский)
The Science Fiction Hall of Fame, Volume One, 1929-1964
2003 г.
(английский)
From Narnia to a Space Odyssey: The War of Ideas Between Arthur C. Clarke and C.S. Lewis
2005 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Артура Си Кларка часто вписывают в категории «твёрдой фантастики».хотя очевидно , что этот рассказ вполне можно охарактеризовать как научно-фантастическую притчу, уж настолько она универсальна и абстрактна в тоже время. Огромный компьютер перебирающий все варианты имён Бога не более чем метафора для науки и познания сокровенных тайн мироздания.Сдаётся мне что так оно и будет. Как только человечество познаёт все тайны мира-система перезапустится и «на горизонте будут гаснуть звезды».

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Увы и ах. 9 млрд. имён за 100 дней — это примерно 1042 имени в секунду. С учетом 9 букв — это 9375 символов (это если печатать подряд, без пробелов). В строке АЦПУ — 128 символов. Итого — необходимо печатающее устройство с производительностью примерно 73 строки в секунду, или — в более привычной терминологии — 4394 строк в минуту. Это — без учета профилактик, технического обслуживания и т.а.

Производительность АЦПУ в год публикации составляла 400 строк в минуту, то есть в 10 раз меньше. Через 10 лет, в 1963-м принтер выдавал уже 1100 строк минуту, но и это — жалкие крохи от реальных потребностей.

Итого: Кларк ошибся примерно в 10 раз. То есть для выполнения засвеченной в рассказе работы потребовалось бы не 100 дней, а 1000, или — почти три года (2.74).

Кстати, и 15 тыс. лет, на которые рассчитывал лама при использовании ручного труда — это тоже не вариант. 9 млрд. 9-ти символьных конструкций вполне способны «выдать на-гора» чернилами на бумаге всего-навсего 10 монахов — и всего лишь за 3000 лет. Если подключить профсоюз, обеспечить 8-часовой рабочий день и т.п., то общее время удлинится до 4000 лет. А если монахов будет не 10, а 100, то потребуется не более 400 лет. В тексте же указана «плановая» продолжительность работы в 15 000 (!!!) лет. То есть — опять — ошибка более чем существенна.

Вот что означает поверхностное освоения компьютера. На ровном месте, в простейшей задаче, «мудрствуя лукаво» по поводу оного компьютера, вместо того, чтобы его же и грамотно использовать для подготовки адекватного материала перед написанием рассказа — автор ошибся НА ПОРЯДОК, причём — дважды

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вы меня хоть ножом режьте, но если убрать из рассказа всю воду, то его можно сократить до строчки «Тибетские монахи заказали компьютер для брутфорса имён Бога. Компьютер подобрал имя и, вроде бы, наступил конец света.» Всё остальное — пустопорожние разговоры и немножечко околоинженерной шелухи. Если бы что-то подобное написал наш безвестный современник, Вася Пупкин из Урюпинска, к примеру, то никто бы и не заметил. Но это ж сам Кларк! Он же ж столп! Он априори не может писать плохо. Куда там старику Хемингуэю с его неношеными ботиночками. Рука сама тянется нажать 10 из 10.

Оценка: 4
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень любопытно сегодня отзывается этот рассказ о том, как поставщиков технологий нисколько не заботит, как будет использоваться их продукция; лишь бы перед носом помахали чеком на достаточную сумму, а остальное неважно. Оружие? Сколько угодно. Инфраструктура для массовой слежки? Пожалуйста, берите не стесняйтесь. Разработчики ИИ в принципе сюда же.

«Мы просто делаем свою работу.»

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный рассказ. Читал его не единожды и каждый новый раз с большим удовольствием.

По сюжету есть в горах Тибета монастырь, в котором монахи пытаются записать все имена Бога. По их же расчетом на это дело уйдет уйма времени (тысячи). Но благо на дворе не средневековье, и прогресс позволяет монахам завершить свою миссию намного быстрее с помощью компьютера «Модель 5» и парочки «айтишников». На все про все уйдет каки-то несколько дней. Но что случится, когда имена Бога будут записаны?

История совсем небольшая, на десять минут вдумчивого чтения. Финал мощный, даже немного жуткий. Идея рассказа в различии ценностных ориентиров и устремлений условно западного и восточного человека (при этом не всякого человека, а человека определенного пошиба). С одной стороны, корпоративный менеджер и пара технарей — продукты своей цивилизации, ну, той самой, потребительской. С другой — тибетские монахи, живущие как будто во сне, для которых понятия смерти, жизни, вопросы смысла бытия и вообще воспринимаются иначе.

Вторая, чуть менее очевидная идея затрагивает проблемы научно-технического прогресса, семимильными шагами покрывающего исторический процесс современности. Создатель «Модель 5» вряд ли осознавал, куда способны завести человечество вычислительные способности этой машины. Вернее, не осознавал всего ее потенциала. Это что-то из области научной этики, из разряда создания атомной бомбы.

Для себя из рассказ я выделили три основных тезиса:

1. Мир не такой (или может быть не таким), как нам кажется;

2. Материальные блага и ценности не обладают ценностью в той мере, какую человек склонен им приписывать;

3. Научному сообществу следует внимательней относится к возможным последствиям своей деятельности.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень мощно написанный рассказ соединяющий в себе иронию и философию. Кларк показывает легкомысленность европейцев / американцев и то как пренебрежительно относятся они к чужим верованиям.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пусть меня извинят поклонники Кларка, но рассказ — банальщина в стиле «молотком можно забивать гвозди, а можно старушек за 20 коп».

Вопросу о вреде-пользе технологий в зависимости от намерения того, кто их использует тысячи лет. Он возник еще тогда, когда первый питекантроп разбил камнем орех, а потом и голову соседа.

Если же Кларк хотел зайти со стороны как человечество может самоубиться со вкусом, используя высокие технологии... ну что, к 1953-му и тут оттоптались уже десятки, если не сотни авторов.

Возможно, есть еще какой-то глубинный смысл, но я его не нашел.

Оценка: 2
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Раньше мир был другим, и литература была другой, и фантастика, естественно, тоже. Поэтому старые произведения так часто кажутся странными и наивными одновременно. Этот рассказ странный и наивный, и ещё у него пробирающая концовка.

Сейчас бы такого не написали — потому что у каждого второго наркомана ноутбук, планшет и четыре телефона. И холодильник с выходом в интернет. А тогда шёл пятьдесят третий год. Моих родителей ещё не было в проекте, а персональный компьютер был чем-то вроде помазанника божия.

К высоким технологиям относились серьёзно, в них натуральным образом верили. «Битва» Шекли оттуда же — от осознания науки как источника божественных возможностей и божественных последствий. Только если у Роберта прослеживалась авторская позиция, то Артур дальше идеи не идёт — толкуйте сами, соразмерно личной испорченности.

Сейчас мысль о том, что верхом на пк можно прокатиться по путям господним, даже как аллегория воспринимается с трудом. Слишком она чужда современному быту. Вот и начинаешь поневоле видеть чёрти что между строчек — кое-кто вон даже насмешку над религией углядел.

А потом рассказ подходит к концу и на спине одна за другой разгораются мурашки. Вместо звёзд из последней фразы. В груди теснится странное, наивное и пробирающее чувство, а рука уже сама тянется к бутылочке пива «Убик».

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очередной рассказ о конце света по совершенно надуманной причине. Тибетские монахи заказывают компьютер, который должен перебрать все буквосочетания определённой длины, найти среди них удовлетворяющие заданным критериям и таким образом перечислить все имена какого-то бога. Если всё это сделать то наступит конец света и вселенная исчезнет. Этот рассказ можно было бы воспринимать просто как посредственный если бы автор не взял за основу тибетский буддизм о котором он не знает совершенно ничего. Он даже не открыл справочник или словарь чтобы прочитать короткое описание тибетского буддизма. По моему это откровенное неуважение к читателям. Дело в том что в буддизме вообще нет богов, и понятие конца света полностью противоречит самой основе буддизма, который основан на бесконечном вращении колеса перерождений.

Оценка: 1
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Изящная, душевная и остроумная история. Не единожды Кларк синтезировал в своих произведениях науку и религию, словно пытаясь найти некий компромисс и сопряжение — и пусть каждый сам решает, удалось ли ему это. Рассказы всё равно получались великолепные, в «Девяти миллиардов имён Бога» есть где и посмеяться, и подумать, и восхититься хитроумию персонажей.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Какое-то двоякое чувство по прочтении...

С одной стороны, умилила сама идея тибетских монахов обратиться за помощью вычислительной машины. Вот считали они, считали. Писали, перебирали варианты. Триста лет прошло, сменялись поколения, высшая цель передавалась потомкам, но тут один старик (так его автор называет), видимо, решил на своем веку захватить исторический момент, потому ускорил события по переписи имен Бога.

С другой стороны, возникло ощущение, что основная мысль рассказа прошла мимо меня, Потому что я не смогла в полной мере оценить значимость этого произведения. Столько восторженных отзывов, что я даже неловко себя чувствую. Для меня — это просто одна из вариаций, объясняющих возможную причину наступления конца света. Тихо, обыденно гасли звезды, потому что кто-то сильно умный решил усовершенствовать механизм переписи и вместо пятнадцати тысяч лет подарил человечеству всего 100 дней. От щедроты душевной, наверное ))

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тибетские монахи ставят на службу последние достижения вычислительной техники с целью вычисления всех имён Бога. Изящный рассказ о смысле жизни, всеобщем, так сказать. Здесь есть возможность поспорить о том, чего хотел автор. Но, казалось бы, Кларк — атеист и жизнелюб, я — тоже. Так почему же в конце рассказа я почувствовал облегчение, как в конце долгого пути? А потому что наступила Определённость, достигнута Цель, и появились ответы на Вопросы.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасное произведение в жанре философской фантастики. Вне времени, и, как говорится, для всех времён и народов. Интересная завязка, развитие основной темы и душераздирающий финал. Иногда необходимо читать такие вещи, чтобы в полной мере почувствовать себя частью Вселенной.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Впервые прочитал ещё в юности, но до сих пор под впечатлением. Изящный рассказ, написан настолько умело, что споры о трактовке не затухают и сегодня.

Кто-то говорит, что Кларк хорошо пошутил, выражаясь современным языком — тонко потроллил, причём — всех: и придерживающихся религиозной точки зрения, и адептов научной картины мира. Кто-то считает, что мэтр сел в лужу, приписав буддизму то, чем он никак не является. Однозначно, пожалуй, лишь одно: идея точно непростая, рассказ сложный, а факт бурных обсуждений свидетельствует об интересе к поднятой теме.

Своё мнение по поводу замысла автора высказывать не буду, поскольку его тяжело выразить, оно так и осталось где-то на глубине, в дебрях юношеской впечатлительности и далёких воспоминаний. Добавлю лишь, что ещё лет пятнадцать назад встретил этот рассказ на просторах проекта «Модель для сборки», поэтому сегодня, когда перечитывал, в голове звучал голос Влада Коппа и музыка DJ Инкогнито.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из шедевров Мировой Фантастики и, наверное, одно из лучших произведений в творчестве Артура Кларка. И, кстати, отличный пример того, как НАДО писать фантастические рассказы: очень просто, очень кратко и... поразительно эффектно. Финал рассказа просто ошеломляет, в него не сразу веришь, а поверив, испытываешь чувство сродни «морозу по коже». И только потом осознаешь, каким же красивым получился этот рассказ у автора.

К сожалению, нынешним просвещенным любителям фантастики вряд ли получится испытать те же чувства — слишком много фантастов после того 1953 года успели «потоптаться» на этой идее и читатель к финалу рассказа скорее всего уже «подготовлен». Но в 60-х, когда рассказ впервые был опубликован в нашей стране, этот финал был шоком. И это при том, что возможно Артур Кларк и сам не сознавал, что написал — просто решил пошутить, а получилось что-то гораздо более значительное, гораздо более впечатляющее, гораздо более серьезное....

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх