fantlab ru

М. С. Парфёнов «Самая страшная книга 2019»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.33
Оценок:
106
Моя оценка:
-

подробнее

Самая страшная книга 2019

Другие названия: Шёпот крика

Антология, год

Аннотация:

Хотите встретиться с огромным взбесившимся слоном или узнать, кто ждет монголо-татар в чаще проклятого леса?

А может вы хотите побывать в интернате уродов или столкнуться в подвале с монстром?

А не желаете встретить зловещего олгой-хорхоя в монгольских степях или вурдалака в его логове?

А может вы хотите покататься на детском автобусе с мертвецом за рулем или продать в ломбард ребенка сестры?

Если заинтересовались — добро пожаловать в миры Самой страшной книги 2019!


В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


6.76 (70)
-
1 отз.
7.29 (154)
-
7 отз.
  • Семечко (2018) // Автор: Александр Матюхин  
7.06 (145)
-
5 отз.
7.32 (140)
-
8 отз.
  • Лепила (2018) // Автор: Вадим Громов  
6.68 (140)
-
6 отз.
7.47 (138)
-
6 отз.
6.94 (145)
-
6 отз.
6.16 (117)
-
5 отз.
6.54 (134)
-
7 отз.
  • Ползущий (2018), написано в 2017 // Автор: Максим Кабир  
7.29 (152)
-
5 отз.
7.11 (123)
-
5 отз.
7.65 (240)
-
9 отз.
6.79 (121)
-
3 отз.
  • Колобок (2018) // Автор: Юлия Саймоназари  
6.20 (120)
-
5 отз.
6.51 (122)
-
3 отз.
6.92 (124)
-
4 отз.
7.37 (128)
-
3 отз.
  • Пустоты (2018), написано в 2017 // Авторы: Александр Матюхин, Александр Подольский  
7.09 (135)
-
2 отз.
  • Сделка (2018) // Автор: Мария Анфилофьева  
5.76 (115)
-
4 отз.
6.77 (132)
-
5 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— серию антологий «Самая страшная книга», 2014 г.


Награды и премии:


лауреат
Хоррор-итоги на ФантЛабе, 2018 // Лучшая антология (Выбор читателей. 1 место)

лауреат
Хоррор-итоги на ФантЛабе, 2018 // Лучшая антология (Выбор экспертов)

Номинации на премии:


номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2018 // Лучшая антология

номинант
Мастера Ужасов, 2019 // Лучший сборник/антология русскоязычных авторов


Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)

Шепот крика
2019 г.
Самая страшная книга 2019
2019 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

В этот раз я читала сборник по одному-двум рассказам в день, смаковала, растягивала удовольствие.

Что сказать — серия держит марку, качество из года в год не снижается, а то и возрастает. Несмотря на ажиотаж вокруг домыслов о том, что «новичкам в серию не пробиться», сборник эту теорию опровергает: Юлия Саймоназари, Михаил Закавряшин, Мария Анфилофьева, Станислав Минин до этого ни разу не публиковались в «Самой Страшной Книге», а для Алана Кранка, Ивана Белова, Ксении Кошниковой, Оксаны Ветловской, Юрия Лантана (если мне не изменяет память) — это всего лишь второй заход в серии.

Сборник получился упитанным, толще предшественников. Из 19 рассказов понравились почти все, общий уровень высок, проходных рассказов минимум.

Из наиболее понравившегося могу выделить:

«Ползущий» Максима Кабира — атмосферная (как водится) история про мифических олгой-хорхоев в пустыне Гоби.

«Фиолетовая тряпка» Михаила Закавряшина — история о помешательстве и детских травмах, поданная интересно и довольно оригинально.

«Шепот крика» Александра Матюхина — отличный рассказ про глухонемого маньяка.

«Немного любви» Елены Щетининой — всем знакомый персонаж, существующий в реальности, «Безумная бабка-кошатница, несущая домой с помойки все подряд» — сама по себе тот еще ужас (особенно если вам не посчастливилось и вы ее сосед). А вот если в заваленной квартире под тоннами мусора еще и заведется нечто необычное?..

«Хулиганка» Станислава Минина — опять про бабку, а точнее, бабушку, которую начинают донимать странными звонками по телефону. То пригласят на зимний заплыв в честь Дня Утопленника, то предложат «сдать ненужных бабок и дедок в библиотеку». Атмосфера безумия по мере повествования нарастает. Бабушку очень жалко :(

Вообще, если предыдущий сборник, «ССК 2018», отличается обилием исторического хоррора, то в «ССК 2019» преобладает тема безумия: как минимум в половине рассказов оно присутствует в той или иной степени.

«Семечко» — морок, напускаемый на деда, «Моя вторая половина» — полубезумный врач и его эксперименты, «Лепила» — у героя из-за издевательств едет крыша, и с этого все и начинается, «В домике» — окружающим ГГ кажется ни кем иным, как опасным психом (а может, так и есть?..), «Немного любви» — сумасшедшая бабка, сошедший с ума паренек, «Стрекот» — до финала читателю не понятно, существует ли «стрекот» на самом деле, или это выдумки безумных отшельников, «Зов высокой травы» — аналогично, «Ползущий» — [спойлер!], «Хулиганка», «Фиолетовая тряпка» — все об этом))

Читать про эти разнокалиберные безумства было интересно, а местами и жутковато.

Оценка: 10
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Скоро уже наступит 2019 год, самое время начать готовиться к нему с «Самой страшной книгой 2019». Не то чтобы это поможет новогоднему настроению, но точно продлит настроение хэллоуинское, которое еще не совсем выветрилось. Итак, 19 рассказов, о которых я бы хотел немного высказаться.

Для начала поговорим о тех рассказах, которые получили от меня 6 баллов из 10:

• «Хулиганка», Станислав Минин. Не очень люблю тему безумия, здесь же этим пропитано все. Более того, градус безумия еще и повышается. Сюжет строится вокруг странных звонков по телефону пожилой женщине, которые становятся все навязчивее и навязчивее. Неплохо, но затянуто и совершенно не мое.

• «Господин Элефант», Анатолий Уманский. Хороший пример исторического хоррора, который, опять же, мне не особо нравится. Но атмосфера цирка начала ХХ века передана отлично, да и за развитием сюжета следить интересно. Но перечитывать, увы, не буду.

• «Зовущая тьму», Иван Белов. Еще один исторический хоррор, с жуткой атмосферой, но прямолинейным сюжетом. Неплохо, но слишком уж прямолинейно.

• «В домике», Ксения Кошникова. Нечто близкое к современному городскому хоррору. Сюжет крутится вокруг пропажи ребенка и действий отца в попытке вернуть свое чадо. Рассказ достаточно драйвовый, местами жуткий, но слишком много в нем нелогичностей и непонятков.

• «Сделка», Мария Анфилофьева. Вариация на тему сделок с нечистой силой. Написано неплохо, но слишком тривиально.

Теперь по паре слов о произведениях на 7 баллов:

• «Стрекот», Юрий Лантан. Лесной ужастик с привкусом Лавкрафта. Трое геодезистов в глуши находят выложенное слово «ПАМАГNTE». Естественно, ни к чему хорошему эта находка не приведет. Рассказ атмосферный и достаточно интересный.

• «Зов высокой травы», Алан Кранк. Рассказ – больше научная фантастика, нежели хоррор. Написано неплохо, но меня как-то не впечатлило.

• «Ползущий», Максим Кабир. Отличный ужастик, с неожиданным финалом. Сначала кажется, что он о червеобразных монстрах, но это ощущение быстро проходит. Мне не по вкусу созданная автором атмосфера, но не признать качество рассказа я не могу.

• «Ванькина любовь», Иван Белов. Скорее сказка, нежели ужастик. Простенький квест в антураже сказочной Руси с привлечением всякой нечисти. Персонажи простые, атмосфера хорошо имитирует сказочную. Читать было интересно, но опять же, не мое.

• «Фиолетовая тряпка», Михаил Закавряшин. Вновь безумие, но безумие показанное очень ярко и органично. По сути рассказ о том, как обычный ОКР перерастает в маниакальный психоз. При прочтении не раз приходится поежиться.

• «Немного любви», Елена Щетинина. Начинается рассказ очень здорово, автор проходится по нервам читателя как по струнам гитары. А затем начинается вторая половина рассказа и градус интереса снижается. Здесь есть очень жуткий монстр, напоминающий существо из «Нечто», есть неплохие персонажи, но в процессе история вырулила куда-то не туда. Тем не менее, рассказ запоминается.

• «Пустоты», Александр Матюхин, Александр Подольский. Неплохой ужастик про секты и прочее. Все персонажи живые, даже собака запоминается, сюжет напряженный, атмосфера на месте, но чего-то мне тут не хватило.

Ну и наконец те рассказы, которые мне понравились больше всего и заслужили 8 баллов из 10:

• «Семечко», Александр Матюхин. Хороший ужастик. И про маньяков тут, и про монстров, и про проблемы межличностных взаимоотношений. Образы рассказа врезаются в память надолго.

• «Лепила», Вадим Громов. История напоминает фильм «Тыквоголовый», он же «Адская месть». Подростки неудачно выбрали жертву для своих издевательств, в результате чего жестоко поплатились за свои действия. Главный плюс рассказа – необычный монстр, за него можно простить и отсутствие интриги, и гипертрофированные образы подростков.

• «Моя вторая половина», Оксана Ветловская. Этот рассказ не пугает, но читать его было интереснее всего. В центре внимания различные патологии и уродства, которые завернуты в обертку детектива. Автору немного изменило чувство меры, но мне все равно понравилось.

• «Чучело-мяучело», Елена Щетинина. Отличный ужастик про монстра из подвала. Классика, можно сказать, но классика драйвовая, не нуждающаяся в интриге. Один из лучших рассказов сборника.

• «Нет места на земле», Ярослав Землянухин, Лариса Львова. Неплохая смесь фэнтези и ужастика. Не пугает, но цепляет. Занимательная история становления героя.

• «Шепот крика», Александр Матюхин. Добротный мистический триллер про маньяка. Персонажи живые, действие напряженное, атмосфера густая, сюжет интересный. Что еще надо для счастья?

• «Колобок», Юлия Саймоназари. Самый неоднозначный рассказ сборника. С одной стороны тут «мальчишечьи» ужасы, которые я люблю, и которые выписаны очень даже неплохо. С другой стороны, рассказ вторичен и стилистически неровен. Авансом я ставлю восьмерку, все же удовольствие от рассказа получил, но надеюсь, что в следующий раз автор подтянет свои слабые стороны.

В целом сборник получился достаточно ровный и занимает достойное место на полке. Хотя, кажется, «ССК 2017» и «ССК 2018» понравились мне больше.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

К долгоиграющему бренду «Самая страшная книга» подступался очень долго. С одной стороны, обожаю ужастики — собрал на книжных полка почти всего Стивена Кинга, Лавкрафта, Адама Нэвилла и Клайва Баркера. Плюс, само начинание дать старт новому русскому хоррору безмерно уважаю — пока на западе из готической литературы и хтони вырос за столетие огромный масштабный жанр, у нас не считая баек-страшилок из-за торжества материализма и социалистического реализма УЖАСОВ по сути и не существовало.

Но браться за ССК было боязно именно по этой причине — ну неужели малоизвестные и нетиражные отечественные авторы смогут меня, давнего поклонника жанра чем-то удивить? СКК-2019, на удивление, действительно смогла!

Сначала о грустном — да, настоящих шедевров и открытий в сборнике из двух десятков рассказов нет, равно как и довольно мало тех, кому с чистой совестью и удовольствием поставить оценку выше 7 баллов. Общий букет проблем довольно предсказуем и кочует в разных комбинациях из рассказа в рассказ: где-то авторы спотыкаются о повествование, где-то всё плохо с ритмом и темпом, где-то у хорошей идеи появляется дурная реализация, где-то не хватает ощущения завершённости и цельности. Про стилистику, язык, структуру говорить вообще порой очень тяжело — нередко авторы заменяют всё хорошее литературное банальной, красочно-омерзительной чернухой и безысходностью, что работает не всегда. Бывают и дурные ляпсусы — например, в рассказе «Немного любви» злые соседи приходят с обоссаной штукатуркой к поехавшей бабке, но только неоднократно в тексте рассказа говорится, что та живёт на первом этаже — откуда они к ней шли, из подвала что ли? Это очень глупая авторская дырка и слепота редактора, не иначе. С Кингом, как бы не старался составитель сборника в просьбах остановить сравнения с Королём Ужасов, такого не случается.

Тем не менее, несмотря на гору проблем, общая оценка сборника — строго положительная. Русская депрессивная действительность передана на отлично, а даже самые банальные приёмы и тропы благодаря родному духу и сопричастности оборачиваются довольно сильным впечатлением.

Именно поэтому отдельно хочется выделить три самых сильных рассказа сборника:

1) «Моя вторая половина» Оксаны Ветловской — совершенно жуткая социальная драма-триллер о сиамских близнецах, живущих в спецучерждении. По атмосфере и духу напоминает лучшие моменты «Американской истории ужасов», только с поправкой на нашу очень неуютную действительность. Главный момент и отдельный жирный плюс рассказа, неожиданно, достаточно позитивный и даже где-то воодушевляющий субтон рассказа. Окунуть читателя в лютый и беспросветный ад, конечно, тоже надо уметь, но ловко оставить лучи надежды и позитива в окружении тотального абзаца — очень сильное писательское умение. И надо ли говорить, что сам рассказ написан очень аккуратно, красиво и стильно?

2) «Ванькина любовь» Ивана Белова — «Вечера на хуторе близ Диканьки» пополам чуть ли не с Пратчеттом и «Ведьмаком». Прописная история о том, что люди могут быть хуже упырей подана ярко, с тонким чёрным юмором, интригующими поворотами и интересными, выпуклыми персонажами. Рух Бачило, конечно же, не Регис, но тоже занятный представитель некарикатурной нежити.

3) «Стрёкот» Юрия Лантана — эдакий отечественный вариант мини «Хребтов безумия». Экспедиция, странные жители охотничьего посёлочка, космический ужас. Атмосферно, отношения героев очень всамделишные, ощущение нагнетаемого удушающего и непознанного кошмара выстроено по всем лучшим лекалам.

По итогам из горы оценок 6, 7 и горстки 8-к я всё же склонен поставить такую оценку. Всем причастным — огромных успехов и спасибо за прекрасные три дня чтения!

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

А почему бы не оставить короткий отзыв на ССК19? — подумал я. И оставил.

Лучшим рассказом сборника считаю «Хулиганку» Станислава Минина — блестящую, лихую, по-хорошему безумную историю. Что характерно, попавшую в сборник исключительно благодаря правилу вето ¯\_(ツ)_/¯ на данный момент перечитал рассказ уже трижды, и каждый раз наслаждался безюминкой и отличной задумкой. «Хулиганка» прочно занимает место в ряду моих любимцев со всей серии ССК.

Отличные работы: «Моя вторая половина» Оксаны Ветловской, «Семечко» Александра Матюхина, «Немного любви» Елены Щетининой, «Ползущий» Максима Кабира. Все четыре мастерски исполнены, увлекательны и годны к повторному прочтению.

Не понравились: «Сделка» и «Колобок» от Марии Анфилофьевой и Юлии Саймоназари соответственно.

Остальные рассказы, на мой взгляд, имеют стабильный высокий уровень (6-8 баллов по шкале фантлаба), антологии не портят, однако и не выделяются особо.

Отдельное спасибо, что стало меньше истхоррора.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Надо же, «Самая страшная книга» меняется, в лучшую сторону или нет, не знаю, но меняется. ССК-2019 содержит только половину рассказов в жанрах хоррор и мистика, которыми были заполнены предыдущие сборники. Остальная половина это триллеры, городская и темная фэнтези и даже детектив. Тем интереснее будет увидеть ССК-2020. Какие рассказы составят следующую антологию?

Оценка: 7
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Господин Элефант», Анатолий Уманский

Текст, открывающий сборник, одновременно приятно удивляет и несколько огорчает. Отличное начало, сумбурно развивающаяся середина и похрамывающий, но очень вкусный конец. Вероятнее всего, что дело в размере рассказа, чей герой находится на обложке. Автор мог бы сделать повесть, не впихивая прописные истины там, где следовало пустить интригу, уделить больше времени самому цирку и его обитателям, добавить чуть больше исторической атмосферы.

Но, что куда более важно: здесь нет графомании и МТА. История, страдающая из-за ограниченности объема, содержит в себе все необходимое и написана очень качественно.

«Семечко», Александр Матюхин

Весьма достойно показанное сумасшествие, имеющее в себе сразу две сюжетные ветки и поданное читателю живо, атмосферно и ощутимо. Здесь совершенно четко чувствуется именно аутентичность написанного к нашей действительности и вполне знакомым вещам.

Написано местами жестко, местами с недосказанностью, местами с эффектом, полагаю, 5Д, включая одоро-эффекты.

«Зовущая тьму», Иван Белов

При всей отличной части, связанной с хоррор-составляющей в описательном плане и рисующейся картинке, мне не хватило нескольких моментов. Чуть больше интриги, без которой легко читался финал. Чуть больше природной смекалки степным находникам, идущим за странноватой сущностью также уверенно, как Ганзель и Гретель шли к пряничному домику.

Ну и чересчур сильно прописана фэнтези-составляющая, где пропиши что-то более спокойно-историческое, без чрезмерной выдумки, беря как пример схожее в уральско-сибирско-исторических книгах Иванова. Просто замени непонятность появления черноволосой матери на достаточно ясных болгар\эрзя\мокша\древлян и стало бы уда более закончено в плане именно хоррора.

«Лепила», Вадим Громов

Главным, субъективно, показались прописанные характеры и типажи подростков. От современной «Железной Кнопки», совмещающей в себе несколько разных функций, до ее жертвы. Жестокость подрастающих поколений была всегда и именно ее использование автором Громовым написана очень достоверно.

Пугающая составляющая, по факту являющаяся хардкорным развитием «зеленых пальцев, красной руки и гроба на колесиках», тем не менее, экзотична и интересна. Никаких скриммеров, никаких раззявленных покойницких пастей и, тем не менее, весьма живописно и жестко.

«Моя вторая половина», Оксана Ветловская

Один из самых понравившихся текстов. Жутко сделанная социалка о, опять же, подростках, с очень нужными вставками, что так и тянуло назвать а-ля Паланик. Вновь упомянутые подростки, но куда более интересные по содержанию, чем в предыдущим рассказе. Очень харизматичная манера подачи читателю собственного творчества, от того читаемого легко и с желанием не так быстро добраться до конца, как бывает при стандартных стилевых оборотах жанра.

Отлично созданные моменты, когда страх вызывают непонимание, переживания за судьбу героинь и неприятие всего, творящегося в больничном блоке, так сильно отдающее тем ужасом, что читатель жанра полюбил со времен Шелли и доктора Франкенштейна.

Субъективно, но одно из главных украшений антологии.

«Чучело-мяучело», Елена Щетинина

В сборнике ССК-2019 есть рассказ одного из самых любимых русскоязычных ужасных-дел-мастера, Максима Кабира. Но, как ни странно, главным открытием книги стал именно этот, начавшийся с мяукающего котенка. Почему? Все очень просто.

Именно «Чучело-мяучело» пронзительно своей настоящестью и нашим миром, что за окном. Русский хоррор тут прячется, как и антагонист, в огромных подвалах многоэтажек. И, этот самый подвал, просто жутко настоящий. С запахами, звуками, неожиданной темнотой, чем-то хрустящим и шуршащим во тьме и пониманием – это не крысы. Момент с трубой отопления и бомжом, как ни странно, оказался неожиданным. Ну и то, что ждало героя в лабиринте паутины, пыли и черных теней, есть кошмар любого жителя городских массивов.

Отлично. Десять Уэсов Крейвенов из пяти этой чудесной особе за такое чудо.

«Нет места на земле», Лариса Львова, Ярослав Землянухин

Как и первый рассказ, этот таил в себе, субъективно, хорошее и не очень. Но, в отличие от «Господина Элефанта», здесь скорее дело в самой подаче. Выбранные локации, дремучая тайга, выселки и отсутствие людей, что-то древнее и совершенно не фэнтезийное, что тут могло пойти не так? Оно и не пошло, но в том и фишка – не пробрало так, как хотелось. И, в данном случае, это именно эмоциональная оценка.

Но, будучи честным в оценках, ответственно могу заявить следующее: одно из лучших исполнений сборника.

«Зов высокой травы», Алан Кранк

Вы любите сумасшествие Лавкрафта и его Древних? Вам хочется чего-то похожего, но не кальки и современно, жестко и живо? Это как раз то самое. Пусть и порой провисающее в паре мест, но очень и очень холодное, нечеловечески безумное в своей странной рациональности и зовущее прочесть полностью

«Ползущий», Максим Кабир

Все в духе автора Кабира: атмосферно, с деталями и мелочами, делающими картинку и персонажей. Включая Чойбалсана, после смерти Сухэ-Батора совершенно сорвавшегося с цепи от ощущения собственной важности и незаменимости.

Очень качественно прописанная пустыня, жующая людей своими песками и безумием, кроющимся в ее тихом шелесте. Очень откровенная скромная сцена, как и все, имеющее отношение к сексу у Кабира – сделана отлично.

Фольклор, перевернутый с ног на голову, вписан в духе современности. Это, наверное, очень хорошо. Читать про поединок только со странным червем, плюющимся электричеством – от автора Кабира было бы неинтересно.

Текст, отставший от «Чучела-мяучела» на один шаг лишь по той причине, что подвалы постСССР мне все же ближе по ожидаемому ужасу, чем монгольская пустыня.

«В домике», Ксения Кошникова

Тут можно сказать лаконично: браво, автор. Всем читать и все тут.

«Ванькина любовь», Иван Белов

Т.к стоит подозревать автора рассказа в авторстве же «Зовущей тьму», то все становится на свои места. Отлично прописанная фэнтези составляющая, со своим сложным миром, вроде бы нашим, но по факту лишь именно похожим. Заступа, прописанный автором, вроде бы должен казаться чумовым персонажем, но Эмиель Регис Терзиек-Годффрой мне куда ближе. И интереснее.

Тем не менее, это вкусовая придирка и не более. Читателю, любящему фэнтези с миром, похожим на наш, лежащий в периоде между Василием Темным и Алексеем аКа Тишайшим, да еще где-то на границе Речи Посполитой, Дикого Поля и растущей Москвы – тебе сюда. Тем более, что по сравнению с первым текстом автора в антологии, здесь куда как более живой, богатый и интересный язык.

«Шепот крика», Александр Матюхин

Годная городская история о маньяке с небольшой каплей потустороннего, сделанная с четко прописанной детективной линией. Подработать – готовый сценарий российского кино-хоррора, встающего на ноги все увереннее.

Хорошо, ярко, запоминаемо.

«Колобок», Юлия Саймоназари

Снова городская страшилка. Снова дети. И вот тут, то ли из-за уже бывших ранее представителей молодого поколения, то ли еще из-за чего, не вставило от слова совсем. История, более всего похожая на странным образом переработанный кусок фильма о Фредди, увозящим школьников на смерть в школьном же автобусе. Здесь автобус другой, вместо упыря в красно-зеленом свитере дядя Саня, но впечатление схожее.

«Фиолетовая тряпка», Михаил Закавряшин

Отличное начало и застопорившийся катарсис еще одного безумия в книге. Безумие выписано на отлично, криповые моменты слабее. И жаль именно этого момента. Пропиши автор бабку страшнее, сделай немного неожиданности, отражающихся в зеркале с окном, в повороте головы и замеченном краем глаза – смело можно ставить «отлично». Но вышло, как вышло и, субъективно, «хорошо».

«Немного любви». Елена Щетинина

Все, касающееся жизни подобных старух, заводящихся у них НЁХ и остальное, не может не трогать. Причина простая – бабок не любят, в отличие от бабушек. Ну, а сама тварь, сделанная странной и мясной, на мой взгляд, удалась. Крайне запоминающиеся моменты, от пса с братом мальчика и до последнего момента на кухне. Автор – молодчина.

«Стрекот», Юрий Лантан

Наиболее прошедший «мимо меня» рассказ антологии. Вновь вспоминаешь космический холод Лавкрафта, снова видишь глухомань и… расстраиваешься, прочитав полностью.

«Пустоты», Александр Матюхин, Александр Подольский

Прочитав имя и фамилию первого со-автора, особенно после «Шепот крика», настроился на что-то настолько же яркое. Результатом оказалось некоторое непонимание сказанного двумя авторами и, что куда важнее, недопониманием простого момента: когда надо хотя бы немного начать бояться? Бояться не вышло и это, уважаемые авторы, все же огорчает. Но, думаю, мое личное огорчение вряд ли как-то огорчит, в свою очередь, вас.

Возможно, добавь авторы больше макабры с церковью и всем, связанным с нею. Погрузи в нее, покажи не просто нечто в виде неожиданно возникшего районного «батюшки», и тут все раскрылось бы с нужной стороны. Наверное, что именно этого и не хватило. Но, кто знает, почему? Мне уже довелось как-то читать полный и урезанный вариант одного годнейшего постап-триллер-боевика. Из кастрированного оказался как раз момент с типа-священником, распятием и мясом. Так что, кто знает, почему вышло именно так?

«Сделка», Мария Анфилофьева

Уважаемая автор, вы меня обманули. Вы написали триллер-притчу в духе Де-Линта, а обещали хоррор. Но притча оказалась интересной, яркой, ощутимой и вполне себе такой настоящей.

«Хулиганка», Станислав Минин

Отличный макабр в качестве окончания, carnival bizarre по-русски, лихо, воняя серой и разложением, отдавая отпечатками раздвоенных копыт и мазнувшего рядом хвоста, ночным кошмаром, совершенно логичным в своей адовой нелогичности и чаде кутежа пучин мглы Ада, творящейся рядом с отставной поварихой, творящей настоящие шедевры, являя аналогию с известным выражением о пире во время Чумы.

Прекрасная жирная точка.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

*** Метаморфозы плоти

Вызванный необратимыми изменениями собственного тела страх не исчезнет до того фантастического будущего, когда медицина в своём развитии превзойдёт природу. Увы, сейчас всех равно пугают старость, болезни и травмы. Любое нарушение нормы и целостности ужасает не столько болью, сколько невозможностью его отмены. Вероятно, некоторые из нас регулярно щекотали бы себе нервы, записываясь на приём к пыточных дел мастерам, а Всемирная организация здравоохранения доказала бы полезность этой процедуры – при условии, что после всё можно легко исправить. Напротив, необходимость посещения парикмахера при допущении, что волосы есть только «молочные» и «постоянные», как зубы, станет весьма неприятной.

Обычно авторы ужасов эксплуатируют этот страх, банально насыщая свои произведения расчленёнкой, подробно описывая стадии неведомых хворей и переселяя героев в дряхлые или монструозные тела (недалеко ушли от этого вампиры, оборотни и зомби). Да, страшно – вернее, было страшно, но уже надоело. Разные авторы решают проблему пресыщенной публики по-разному. Одни могут позволить себе тактику боксёров-свормеров, втираясь в доверие и нокаутируя читателя несколькими сериями взрывных и мощных «ударов» на ближней дистанции. Другие, как бодипанчеры, долбят и долбят тяжело и однообразно по «корпусу», изматывая глава за главой, и не факт, что к финалу пробьют «печень» – возможно, читатель просто упадёт от изнеможения. Лично мне кажутся интересными современные писатели, способные нарушить правила и выйти на «ринг» со шпагой или пистолетом. Позвольте представить: «убийца» Вадим Громов («Лепила») и «матадор» Оксана Ветловская («Моя вторая половина») – и да простят они меня за эти странные сравнения.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Первый ход сделан обоими авторами одинаково: рассказы ведутся от лица подростков периода полового созревания, когда недовольство собственным телом и происходящими с ним изменениями и без того на пике. Однако разница видна сразу. «Лепила» жёстко и реалистично описывает группу хулиганов из трёх пареньков, возглавляемую агрессивной пацанкой, но совершенно упускает главную скрепу этой компании – влюблённость и вожделение в отношении лидера. Казалось бы, какая разница? Но градус накала уже не тот, что мог бы. «Моя вторая половина» постепенно, исподволь награждает читателя знанием о том, что неунывающая и милая героиня – одна из пары обречённых на смерть сиамских близнецов. Второй ход: хулиганьё издевается над сверстником, а близняшка рассказывает о своей жизни в интернате для «особенных» детей. Персонажи Громова осознанно преступают моральные принципы, ломая себя и жертву, а девушка Ветловской воспринималась бы полностью нормальной – не будь она от рождения сломанной куклой. Естественность близнецов ранит больнее подростковой жестокости. Третьим ходом Громов вводит в сюжет проклятие, которое может стать наказанием, а Ветловская использует классический любовный треугольник, который априори трагичен из-за особенности её героини. Колдовство или естество – что страшнее? Я голосую за естество.

Наконец, «фаталити». Лепила пришёл, и плоть виновных деформировалась самым ужасным образом, и это не сон, а жуткая реальность. Но сопереживания пострадавшим нет, поскольку причина раздута из мелочи, а следствие фантастично настолько, что в него не веришь. Автор подошёл к читателю, нагнул, завернув ему руку за спину, приставил пистолет к голове, оповестил о причине «заказа» и выстрелил. «Убийство» без сантиментов! Что делает Ветловская? Она весь рассказ дразнит «быка» красной мулетой, ведя интригу запрещённых медицинских экспериментов, а после даёт забодать её пошлейшим, казалось бы, хэппи-эндом. Тру-ля-ля, любовь-морковь! И вдруг шпагой в сердце вонзается понимание того, что естественная для героини ненормальность непоправимо нарушена. Катарсис в стиле «дарк» достигнут.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх