fantlab ru

Марина и Сергей Дяченко «Пандем»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.03
Оценок:
1896
Моя оценка:
-

подробнее

Пандем

Роман, год (год написания: 2002)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 139
Аннотация:

В один прекрасный день каждый человек услышал, как кто-то зовет его по имени. А некоторое время спустя в одной больнице стали выздоравливать самые безнадежные пациенты. Но это было только начало, ибо в наш тихий спокойный мир пришел Пандем. Пришел, чтобы повести человечество вперед по пути прогресса. Чем обернется приход Пандема? Добром или злом? Друг он или враг? Это каждый решает для себя сам.

Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 300

Активный словарный запас: средний (2842 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 63 знака, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 34%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Звёздный Мост, 2003 // Лучший роман. 2 место ("Серебряный Кадуцей")

лауреат
РосКон, 2004 // Роман. 1 место ("Золотой РОСКОН")

лауреат
Премия Кира Булычева, 2004

Номинации на премии:


номинант
АБС-премия, 2004 // Художественное произведение

номинант
Мраморный фавн, 2003 // Роман

номинант
Русская фантастика, 2004 // Премия "Русская фантастика"

номинант
Бронзовая Улитка, 2004 // Крупная форма

номинант
Интерпресскон, 2004 // Крупная форма (роман)

номинант
Сигма-Ф, 2004 // Крупная форма, романы

номинант
РосКон, 2008 // Премия премий

Похожие произведения:

 

 


Пандем
2003 г.
Утопия
2005 г.
Пандем
2006 г.
Пандем
2008 г.
Пандем
2008 г.
Пандем
2019 г.

Издания на иностранных языках:

Пандем
2010 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  38  ] +

Ссылка на сообщение ,

Странная история у меня случилось с этим романом. Первый раз я купил эту книгу лет пять назад, когда она только вышла, поставил на полку в длинный ряд произведений Олди и Дяченко, несколько раз вспоминал о том, что надо бы ее прочесть — и забывал опять. Второй раз эту книгу мне подарили года три назад, когда я уже не помнил, есть ли она у меня. И снова я не собрался ее прочесть сразу, поставил на другую полку — и снова не прочел ее. В третий раз я получил эту книгу на «Звездном мосту» за участие в брейн-ринге на темы фантастики, подписал ее у Марины и снова поставил на полку. И только теперь, устроив глобальный разбор своих книжных сокровищ и обнаружив даже не два, а три «Пандема», я наконец-то прочел эту книгу. Ну что я могу сказать о себе? Дурак, дурак и еще раз дурак. Шесть лет лучший, на мой взгляд, роман Дяченко без толку стоял у меня на полке, а я читал книги, 90 процентов которых слабее этой на несколько голов. Но лучше поздно, чем совсем поздно. В результате я получил массу удовольствия от чтения этого чудесного роман и богатую пищу для размышлений.

Поражает смелость авторов, положивших в основу романа очень смелую и очень непростую идею. В жизнь каждого человека на Земле вмешивается Пандем — всемогущее, всеведущее, вездесущее и всеблагое существо. Кто же это: Господь, решивший наконец-то помочь человечеству всей своей мощью или Антихрист, искушающий людей? А может, это просто компьютерная программа, достигшая невероятного уровня?

И как же теперь будут жить люди? Ведь каждый их шаг, каждый поступок, каждая мысль становятся известными Пандему. Может ли Пандем изменить человечество к лучшему? Избавить его от войн, болезней, голода и нищеты? Обернется ли такая попытка добром или благом? Смогут ли люди избавиться от агрессии, от своих пороков и остаться при этом людьми? Или зло слишком глубоко коренится в сущности каждого из нас.

Сколько страхов коренится в каждом из нас: боязнь смерти, старости, нищеты, преступности! Не стоит ли пожертвовать частичкой своей свободы воли, чтобы раз и навсегда избавиться от всего этого?

Можно ли перевоспитать воров, убийц, насильников, не прибегая к силе? Куда девать тысячи бывших военных, милиционеров, врачей, политиков? Ведь их профессии уже больше не нужны. Чего сможет добиться человечество под чутким и мудрым руководством Пандема, каких высот достигнет? Как будут строиться отношения близких людей? Ведь даже в моменты интимной близости супругов с ними всегда рядом будет третий — Пандем. Все это — лишь малая толика вопросов, которые ставят и пытаются решить в своем произведении Марина и Сергей Дяченко. Не могу не признать того, что авторы очень серьезно продумали возможное развитие событий и на большинство этих вопросов дали вполне убедительные ответы. Впрочем, каждый новый ответ порождает новые и новые вопросы.

Не могу не восхититься тем, как удачно авторы описали огромный скачок в техническом развитиии человечества, как ненавязчиво и аккуратно они вставили в свой текст описания множества технических новинок, которых кому-то другому хватило бы на пять романов. А ведь развитие техники отнюдь не главное в этом произведении Дяченко. Гораздо больше их интересовало социальное развитие человечества и изменения в психике людей, вызванные вмешательством Пандема. Не всегда построения и предпрположения авторов показались мне убедительными, но во многих случаях они, на мой взгляд, попали не в бровь, а в глаз.

Понравилось и то, что история изменений, происходящих с человечеством, показана через призму жизни одной семьи, поначалу — весьма типичной. Впечатляет то, насколько по-разному каждый из них воспринял Пандема, какие изменения произошли с каждым из них. Главные герои получились очень живыми и человечными. Впрочем, иной раз больше запомнились эпизоды, с ними не связанные, например, история двух яхтсменов. А еще очень удачным получился образ священника, почти эпизодический, но важный для романа.

Не могу не сравнить роман Дяченко с прочтенным недавно «Спином» Уилсона. Оба романа показывают масштабную картину изменений, происходящих с человечеством через призму жизни одной семьи. При всем уважении к творчеству Уилсона, не могу не признать, что роман Дяченко масштабней, продуманней, интересней, этичней, в конце концов.

Конечно, охватить все возможные аспекты вмешательства Пандема в жизнь человечества авторам не удалось. Видимо, это вообще не в человеческих силах. Но давно уже мне не приходилось так серьезно задумываться при чтении фантастического романа. Большое спасибо авторам за сложную и мудрую книгу.

P.S. Не могу отделаться от навязчивой мысли. А что, если когда-то Он уже приходил к нам, а потом оставил?

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сталкер из «Пикника на обочине» когда-то пожелал: «Счастье для всех даром, и пусть никто не уйдёт обиженным». На этом повествование Стругацких обрывается. Но вот те слова оказались услышаны кем-то или чем-то, способным выполнить эту мечту, способным навсегда избавить все человечество от болезней и печалей, от войн и катастроф, от несчастной любви и одиночества, способным всегда протянуть руку помощи любому нуждающемуся. Здесь начинается совсем другая книга — «Пандем» М. и С. Дяченко.

На Земле откуда-то появился иной, нечеловеческий разум, даже скорее сверхразум. Не столь уж важно, честно говоря, кто он и откуда, может быть он и впрямь новый бог, может гость из дальнего космоса или параллельного мира, а может быть порождение нашей ноосферы. Главное, что он искренне желает добра всем и каждому и обладает возможностью воплотить свои замыслы в жизнь.

Казалось бы, отталкиваясь от такого замысла, можно было бы создать новую утопию — описать «прекрасный новый мир», где все счастливы, где каждый человек получил возможность полностью реализовать себя, раскрыть свой внутренний мир. Под влиянием Пандема меняется все человеческое общество, практически все люди уже начинают жить по принципу «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям». Пандем бескорыстно стал каждому другом, учителем, доктором, спасателем и т.д. и т.п. Если исходить из того, что любой человек изначально чист и неиспорчен, на земле должен был возникнуть рай.

Увы, авторы выносят нелицеприятный приговор человечеству, которое в большинстве оказалось, как и говорил классик, «ленивым и нелюбопытным». А к тому же еще эгоистичным и инфантильным. Все, что было преподнесено даром, оказалось не имеющим никакой ценности для людей, которые слишком быстро привыкли к хорошему. Зачем что-либо делать, к чему-либо стремиться, когда уже все преподнесено на тарелочке с голубой каемочкой? Люди перестали взрослеть морально, утратили всякую самостоятельность и способность и, главное, желание управлять своей жизнью, перестав в итоге ценить саму жизнь.

Пандем пытается что-то изменить, его поступки напоминают судорожные метания человека, старающегося исправить ход неудачного эксперимента, но в конце-концов он покидает Землю, потому что это единственный шанс для человечества вновь обрести свободу выбора, обрести себя. Ибо невозможна жизнь человека в стерильном и безопасном раю, который означает остановку в развитии, то есть конец жизни.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень необычный роман. И в то же время традиционный уже для Дяченок. Проблема богооправдания помимо этого романа, была позже затронута в знаменитой Вита Ностре... Оба романа замечательны, и безусловно перекликаются, по крайней мере, я вижу много общего...

1. Кем являются «боги» в этих романах? «Предположим, что информация, преодолев некий порог, получается способность... нет, предположим, что есть такой комплекс свойств — всеведение, вездесущность, всемогущество» (Пандем. Глава 1.) Пандем — это «информация», а Саша — «понятие», тоже нечто, связанное с информацией, часть информации.

2. В конце «Виты Ностры» главная героиня превращается в «бога» определенного мира, где уничтожает страх. Пандем тоже «бог» и тоже инфомарционная сущность, как и в «Пандеме», также становится всем и пытается улучшить мир, путем уничтожения болезней, развитием человека и т.д. Мы видим, что эксперимент с миром не удался у Пандема, из чего можно заключить, что возможно и у Саши не все получится в ее мире...

3. Мне кажется эти персонажи очень похожи, почему-то мне и пришла мысль, что Пандем и Саша — уникальные одношкольники университета «Виты Ностры», которые, сдав выпускной экзамен, получили всемогущество в разных мирах, и как новые «боги» пытаются улучшить общество путем решения наболевших проблем: бесстрашие, бессмертие.

В общем роман «Пандем» удался, безусловно, и вместе с «Пещерой» и «Витой Нострой» образуют вершину творчества этих замечательных авторов.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тут говорится не о Творце, не о самосоздавшемся боге, а о человечестве, которое нечаянно обнаруживает действующую машину чудес с телепатическим интерфейсом и встроенными ограничениями. Интереснейший мысленный эксперимент получился: чтобы всем было хорошо, нужно, чтобы все изменились — о да, в лучшую сторону, но...

«Пандем» — критическая утопия. Социально-философское исследование под «крышей» фантастики.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как всегда потрясающая идея, как всегда грустная концовка, как всегда -мечта, вывернутая наизнанку. Не перестаю удивляться, как простым, даже, обыденным языком можно описывать невообразимые вещи, как «розовая мечта человечества» превращается в удобный кошмар, как лучшей помощью оказывается отсутствие помощи. а,главное, как люди со всем этим живут. У Дяченко мне произведение либо нравится либо потрясает. Пандем- потрясение.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

На фоне «кирпичей» с фентези жвачкой на тыщи страниц (привет Ротфусу), Пандем — просто находка. Наверное неправильно сравнивать фастфуд и шефскую кухню, но ощущения именно такие.

Роман компактный, прочитан буквально за два дня, зато пищи для размышлений — как минимум на неделю, причем пища эта подана — красиво и легко, не приходится продираться через тяжеловесные словесные конструкции, брать тайм аут на переваривание авторских идей или давиться очень твердо научно-фантастическими комками. Нет, я не против погрызть гранит науки и у Уотса, питание должно быть сбалансированным и разнообразным.

Но от Пандема остались очень яркие впечатления.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Всемогущий, вездесущий, всеведающий Пандем... Неужели не слышал, куда мостят дорогу благие намерения? И тридцать лет по этой дороге вел человечество. Интересно, способна ли всемогущая и всеведующая сила на раскаяние и сожаление? Или только на признание ошибки? И если бы Пандем мог вернуться в двадцать девятое февраля- что бы он сделал?

Роман поднимает столько вопросов, дает толчок таким размышлениям, что читать однозначно стоит. Вкусно и полезно, сочетание не самое распространенное в жизни.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень добротная вещь... Прочёл полгода назад, но было необходимо, чтобы книга улеглась, как говорится, настоялась. Подобное испытал всего лишь раз, лет двадцать назад с произведением Айрис Мёрдок «Под сетью», в нём совсем не помню сюжет, но послевкусие помню до сих пор. Конечно, к «Пандем» можно предъявить много претензий, прежде всего, в небольшой сыроватости идеи, незаконченности, как бы, но даже Библия не отвечает на все вопросы, а её переписывали две тысячи лет величайшие умы человечества.... 10, и это заслуженно. Спасибо вам, ребята, дерзайте дальше

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я коротенько, потому что тут уже о многом написано, разложено по полочкам, обдумано...

Мне книга показалась, помимо прочего, попыткой смоделировать Мир Полудня Стругацких. А точнее — попыткой построить подобное общество, руководствуясь принципом «пятилетку — за три года!». Вспомните Максима из самого начала «Обитаемого острова» — такой же «homo ludens», практически бессмертный (или же трудноубиваемый, с какой стороны посмотреть), умный, эрудированный, разносторонне развитый, счастливый... ребенок.

Пандем попытался осуществить за несколько десятков лет то, на что человечеству Стругацких потребовалось больше ста, да и то... Уже в «Стажерах» и «Хищных вещах века» показана разница между людьми «счастливого советского завтра» с победившими идеалами звучащего гордо человека, кузнеца своего счастья, и обществом Запада. Эта разница похожа на непреодолимую пропасть (особенно в «Вещах»). И через эту пропасть Пандем заставляет прыгнуть человечество, вмешавшись во все, от социо-культурных процессов до животной психологии и физиологии человека.

Это сверхсущество, за несколько лет промчавшись из революции в утопию — какую же цель оно преследовало?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Неужели — продвинуть человечество рывком вперед согласно законам диалектики? Воспитать самых сильных и смелых и отправиться покорять с ними Вселенную, бросив остальных на произвол судьбы без Пандема? К чему вообще было делать человека счастливым и почти богоподобным, чтобы потом постепенно лишить и счастья, и всемогущества?
Что должен был понять человек? Неужто в полной мере осознать свою природу?

И правда — социально-философское исследование. Эксперимент. Моделирование. Оставляющее в итоге гораздо больше надежды на лучшее будущее человека и человечества, чем окончание «Полуденного цикла».

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кому из нас не случалось мечтать о том, чтобы пришел кто-то и решил все наши проблемы, выслушивал нас, давал дельные советы и всегда был рядом? Дяченко спроектировали такую ситуацию в своей книге – и назвали такое «божество» Пандемом, от пандемии. С удивительным мастерством авторы моделируют поведение и реакцию на Пандем не только отдельных людей, но и всего человечества. А также социальные последствия, к которым может привести появление Пандема. Слог, сюжет, развитие, герои – на высоте. Хочется сказать авторам спасибо за очень интересную книгу.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Могучая вещь. Авторы достойны всяческого уважения за то, что в великой мечте человечества о ком-то добром и всемогущем, поддерживающим в трудную (а можно и не в трудную :) ) минуту, смогли разглядеть совсем, казалось бы, маленькую струйку негатива. И, дальше, с великим мастерством препарировать эту струйку и показать читателю во что она может вылиться. Причем сделано это а) в динамике, б) до мельчайших подробностей и в)очень убедительно.

К сожалению, ткань повествования в романе такова, что в нее практически невозможно вплести судьбы героев, которым можно было бы сопереживать. Но и здесь Дяченки справились с блеском — эмоциональная составляющая в произведении совсем не слаба. Только переживать приходится не за отдельных героев, а за судьбу человечества в целом.

Увы, но поражаясь и восторгаясь талантом авторов, приходится в очередной раз отмечать, что это всего лишь очередное явление в русскоязычной фантастике и за ними, по сути дела, никого нет. У Стругацких оставались хотя бы ученики....

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вопрос вопросов — можно ли сделать человечество, все человечество счастливым, не применяя при этом кардинальные изменения в психике?

Кто может справиться с этим? Может быть почти всеведующий и почти всемогущий голос?

А не пошлют ли его люди? А не поймет ли он, что лучше заняться чем-то другим и предоставить людям находить свое счастье как они привыкли — через боль, страдания, агрессию, смерть?

Кто знает?

Авторы пробуют догадаться.

А главный герой как всегда поплатится за их гадания...

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивительно резонансная для меня вещь. При том, что рассудком я прекрасно понимаю умозрительность всемогущего Пандема, что в середине почувствовал некоторое равнодушие к описываемому (мне бы те проблемы!), что только к концу понял основную функцию этого самого Пандема, которая по большому счету меня совершенно не трогает (равно как и авторов, насколько я разумею). И всё равно очень созвучно тем мыслям, которые меня занимают в последнее время. Не идеально созвучно, но в начале я об этом не догадывался.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд эта книга о том, что нельзя взять нас (человечество) за руку и отвести в Светлое Будущее.

Да, можно избавить людей от голода и болезней, подтолкнуть прогресс,

НО! люди при этом останутся просто людьми : хищниками без шерсти...

А вот чтобы стать ЧЕЛОВЕКОМ надо пройти через испытания, а не получать всё на халяву.

Невольно вспомнился Николай Заболоцкий :

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Гони её от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому

Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в чёрном теле

И не снимай с неё узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвёт.

А ты хватай её за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пандеми́я (греч. πανδημία — весь народ) — эпидемия, характеризующаяся появлением нового вируса либо инфекционного заболевания, против которого у человеческой популяции нет иммунитета. (http://ru.wikipedia.org/wiki/Пандемия). Собственно, уже отсюда можно трактовать смысл романа.

Сюжет сего произведения можно сравнить с процессом распространения колебаний, на которое накладывается еще одно колебание (точнее — волна), то есть на фоне жизни обычных людей рассматривается детство, юность, зрелость и старость Пандема.

Собственно, но этом и закончу. Каждый вынесет из этого романа то, что вынесет. Что-то типа каждому по его возможностям.

Единственное — концовка несколько мелковата для такого величественного романа.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Потрясает. Изумительно сильная вещь. Человек и Бог из Машины. Кто без кого не может существовать? И кто в ком быстрее разочаруется? И главное, как жить, если Золотой век уже кончился, а твоя жизнь продолжается?

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх