fantlab ru

Лиам Браун «Трансляция»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.50
Оценок:
10
Моя оценка:
-

подробнее

Трансляция

Broadcast

Роман, год

Аннотация:

Когда блогеру Дэвиду Кэллоу предлагают испытать высокотехнологичное устройство, транслирующее мысли и образы прямо из его мозга на любой девайс, он не думает отказываться.

Теперь миллионы подписчиков в реальном времени будут с нетерпением следить за его жизнью, а биограф Алиса создаст книгу о феномене успеха.

Чем грозит герою внезапно обрушившаяся на него по­пулярность?


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)
/перевод:
А. Пудов (1)

Трансляция
2018 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Трансляция» Лиама Брауна из недавно открытой серии «Эксмо» «Фантастика. Новая виртуальность» – это роман о том, как популярному лондонскому видеоблогеру Дэвиду Кэллоу вживили в затылок чип, с помощью которого все мысли и образы, возникающие в его мозгу, транслируются online миллионам подписчиков. И о том, чем закончилось для Дэвида производство ментальных видео. Занятно, конечно, но совсем не ново.

Перевод вроде бы приличный, но местами натыкаюсь на какие-то странные ошибки. Например (с. 18), написано «антикварная гитара закинута за спину», но человек на ней играет, и «пальцы гитариста работают с лихорадочной поспешностью, извлекая из инструмента бешеную мелодию». При этом речь не идёт о каких-то гимнастических трюках с гитарой. Позже выясняется, что гениальный изобретатель-миллионер Ксан Бринкли придумал особую гитару, «играющую человеком», делающую из любого лоха музыкального виртуоза. Но ведь даже эту особую гитару надо держать в руках обычным способом и играть на ней, не закидывая инстумент за спину.

Или — пассаж про МРТ-томограф (с. 32): «Белые стены и пастельно-зелёные занавески обрамляют хромированную койку с какой-то машиной в изголовье: длинная белая труба с полым кругом в центре, достаточно крупным, чтобы протиснуться сквозь человека». Конечно, можно прочесть это, как оригинальную метафору, но, насколько я помню свои посещения кабинета томографии, там всё-таки человека «протискивают» сквозь трубу (круг), а не наоборот. Попадались и другие «трудности перевода», уж не буду про все...

«Трансляция» похожа своим основным посылом на роман «Сфера» Дэйва Эггерса (кстати, экранизированный, но от фильма я не в особенном восторге), запомнившийся мне именно «трансляцией» — оригинальной адаптацией нецензурных выражений. Обсценная лексика в книжном издании «Сферы» дана звёздочками со ссылками, а в примечаниях расшифрована словосочетаниями: «С ума сойти», «Без женского полового органа» и т.п.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга про цифровое рабство. Если коротко.

Теперь по порядку. (могут быть спойлеры, осторожно)

Меня не впечатлили — 1) сюжет, 2) герои, 3) мир, 4) форма.

В остальном все неплохо. Динамика есть, тупой главный герой есть, порабощение интернетом есть, легкий для восприятия текст есть, наивность есть, предостережение на будущее есть.

Теперь про каждый пункт подробнее.

Итак, 1 — сюжет.

В мозг Дэвиду внедряют нечто такое — условный чип, считывающий мысли и транслирующий их на экраны смартфонов, ноутбуков и прочих через интернет. Идея неплохая, и Дэвид как тупой эгоистичный персонаж был бы отличным началом, но автор всё загубил, решив сделать из Дэвида некоего мученика цифровой реальности, причем уложив все это в короткую форму. 252 страницы с самим романом — это… повесть, скорее.

Автор хочет замахнуться по-крупному, но ему не хватает смелости. Это плохо. Можно было потратить время и продумать, но в конце Лиам Браун сам признается, цитирую, что «Эта книга была написано быстро, в состоянии повышенной нервозности». Когда приходит вдохновение, и ты быстро пишешь — это хорошо, но нужно же после продумать некоторые детали, улучшить получившееся творение, но нет…

Про сюжет много не буду, дабы не раскрывать карты. Но лично для меня он неубедителен, хоть и динамичный, пресный и кажется коротким изложением большого 600-800 страничного романа про чипирование мозгов. Этакая лайт-версия для недалеких блогеров а-ля Дэвид Кэллоу.

2 — герои.

Начну с квинтэссенции тупости — Дэвида, блогера, чья жизнь завязана на лайках, просмотрах, количестве фолловеров и прочей бессмысленной ерунде, которая так важна нынешней молодежи. И он тупой. Правда. Прочитав только последние страницы, я это понял. Вроде он живой человек, у него есть свой внутренний — пусть ограниченный — мир, есть какое-никакое прошлое, но он тупой. Или это следствие цифровой зависимости, или это генетика такая.

На протяжении всей повести не покидало ощущение, что автор намеренно делает такого карикатурного главного героя. Или я ошибаюсь. В любом случае, герой не вызывает ни сочувствия, ни переживаний, ничего. Мне очень странно было, когда прочитал про миллиарды людей, которым интересна его жизнь. Ну, сперва интересна его жизнь была сотням тысячам, паре миллионов, но после внедрения в мозг чипа, когда началась трансляция его мыслей, миллиарды стали следить за ним. Наверно, в каком-нибудь утопическом будущем это будет пороком поколения, которое интересуется не построением собственной жизни, а слежением за звездами и кумирами. Как говорится, это печально.

Дальше — Алиса. На волне хайпа она становится тайным литрабом Дэвида, пишет про него автобиографию, но в конце… становится продажной п… персоной. И это ужасно банально, когда твой вроде бы друг, условной говоря, становится предателем. Я такое видел сотни раз в фильмах, не говоря уже про книги. И очень нелогично складывается поведение Алисы с Дэвидом и последующее ее предательство. Как персонаж Алиса типичная картонка с набором шаблонов, ужасно скучный персонаж.

Следующий — Надим. Кулинарный блогер, завистливый и ходячий шаблон парня-кулинара-выдумщика. Ни в какие ворота не годится. Мне он неинтересен.

Ксан — как бы и главный злодей, и в то же время типичный шаблон независимого предпринимателя в сфере IT, которому фанаты иногда надоедают и он становится бомжом как Ричард Гир. В общем… Ксан был бы интересен, если бы не желание автора сделать его безвкусным воплощением коварного ИИ в виде человека. (Он человек, просто кажется, словно это созданное ИИ в человеческом теле, желающее поработить чипами мир, ну правда, очень смешно, особенно диалоги в конце.)

Собственно, больше персонажей нет. Если и есть — проходные. Даже Катя, второстепенный персонаж, полное ничтожество в книге как личность. Ходячий картон. И совсем этот картон не жалко.

3 — мир.

Он тут вроде есть… мир недалекого будущего, Лондон, цифровая зависимость всех и вся… но в то же время, не хватает масштабности. Не хватает перипетий при внедрении МайндКаста с правительством, не хватает реалистичности, в конце концов. Не верю я в мир, описанный автором, и не собираюсь. Он меня не убеждает, и это большой минус.

4 — форма.

Про нее я уже говорил. Уместить такую отличную задумку с ужасным исполнением в короткий роман… ну, это надо уметь так все портить. Автор смог.

Теперь про плюсы. Они есть. Поставил шесть баллов, хотя мышь все время хотела кликнуть на цифру «4» или даже «3». Но все же про плюсы.

1 — динамика.

Плюс маленькой книги в ее короткости. Не нужно продираться сквозь лес из букв, пытаясь выхватить что-либо. Это хорошо, и в то же время плохо. Но в случае с такими персонажами это несомненный плюс. Все происходит быстро, читаешь с увлечением, а на горькое послевкусие потом можно забить и заглушить какой-нибудь книгой получше.

2 — зависимость от интернета и прочих высоких технологий.

В наш цифровой век — это актуальная тема, и здесь она передана убедительно. Стадо со смартфонами, не обращающее внимания на окружающий мир передано убедительно, такие стада можно наблюдать прямо сейчас, стоит оказаться где-нибудь возле учебных заведений или школ. Даже при прогулках все умудряются уткнуться в смартфоны. Здесь автору удалось меня убедить.

3 — легкий текст.

Термины встречаются пару раз, и то они каждому знакомы. Читается легко и быстро, автор не хочет загрузить тебя по полной, а выдает картину коротко и ясно. Здесь автор молодец. Это он умеет, или это старается переводчик — в любом случае, это плюс.

4 — наивность.

Она заключается в той простоте, с которой Ксану удается вживить чип в мозг. Как я говорил выше, правительства словно не существует, как и бюрократии, главгерой итак ясно, что мозгом он обделен, но хоть у него должны быть какие-то мысли… не только про то, сколько фолловеров прибавилось и сколько ушло, а про будущее, про стремление сделать что-то полезное, а не стать подопытной крысой в будущем порабощении мира с помощью мозговых чипов… в общем, наивность и простата мне нравится, но здесь перебор, пусть я и поставил это в плюс. Не будь наивности, пропал бы легкий текст, как я думаю, и роман стал бы больше. Но автор решил не заморачиваться.

5 — предостережение на будущее.

На обратной стороне книги есть курсивом надпись: «По-настоящему поучительная история нашего цифрового века» от Дэйли Мейл. Не читайте ее. И тем более не надейтесь на что-то хорошее после ее прочтения.

История нисколько не поучительная, герой не сделал никаких выводов, герой как был тупым куском карикатуры или шаблонов (автор его знает), так им и остался. Но мысля про то, что цифровая реальность станет клеткой для людей, мне понравилась. И это плюс.

И последний плюс — тупой главный герой. Как видите, это и плюс, и минус. Но когда главный герой тупее тебя, это всегда лестно. Автор, может, на это и надеялся. Не знаю. Будь второстепенные персонажи интереснее, я бы поставил в минус тупого главгероя, а так, когда другие тоже не блещут ничем хорошим, пусть хоть будет плюсом недалекий персонаж переднего плана.

Подведу итог.

История занятная. Идея отличная. Воплощение, простите за грубость, дерьмовое. Прочитается легко и быстро, но запомнится ли?.. Сомневаюсь. С большими скидками можно и купить, чтобы провести в легком чтении два-три часика.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх