fantlab ru

Виктор Колюжняк «Эль Пунто»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.26
Оценок:
59
Моя оценка:
-

подробнее

Эль Пунто

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Мудрецы утверждают: сон — это маленькая смерть. Кристина слышала об этом, но не придавала значения. Жила, как ей нравилось, и делала, что хотела. Но однажды наступил переломный момент — две странные девочки и таинственный город Эль Пунто явились ей во снах и не пожелали уходить оттуда. Пытаясь их прогнать, Кристина вступила на скользкую дорожку из предположений, тайн и неслучайных совпадений, обрушившихся со всех сторон. И с каждым прожитым днём и увиденным сном Кристине всё чаще кажется, что в словах мудрецов скрыто зерно истины…

Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 272

Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2648 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 53 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 23%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2019 // Книги - Магический реализм года

номинант
Интерпресскон, 2021 // Крупная форма (роман)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Эль Пунто
2019 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

У читателей обычно разные цели. Одному нужна просто интересная история, другому драма, эмоции, третьему головоломки и загадки. Один начинает читать, чтобы отдохнуть, другой любит покопаться в книге, связать сны, цитаты, события между собой, найти аллегории, аллюзии, раскрыть замысел. Третьему – эмоциональная разрядка. Чтобы переживать вместе с персонажем чужую жизнь и трагедию, и в конце счастливо вздохнуть, что это произошло не с ним. Здесь есть всё. Для каждого.

В этом романе всё начинается с простой и современной истории, настолько легкой и затягивающей, что даже нелюбители современных легких историй не заметят, как доберутся до первого сна. А сон – это каждый раз уже новая интересная история, и поначалу тоже легкая, но ближе к концу все более неожиданная и всегда немного чересчур. К концу каждого сна и героиня, и читатель чувствуют себя, как после тяжелого морального испытания и потрясения, и уже с благодарностью воспринимают паузу в современном мире, которая постепенно тоже усложняется, обретает многослойность, и много ниточек, связующих реальность со снами, сперва незаметных. Словно в песочных часах, Эль-Пунто и реальный мир перетекают друг в друга, замещая, сливаясь и разъединяясь, тут больше всего удовольствия получат именно те читатели, что привыкли думать над текстом, работать, искать, составлять пазлы из полунамеков и полутонов. Добро и зло, черное и белое, помощники и враги также перетекают из одной чаши в другую и обратно, каждый раз меняясь на что-то противоположное. И отношение героини к себе, миру и тому, что с ней происходит, меняется аналогично.

Мне было трудно определиться с жанром, пока я не дочитала до конца. Исходя из концовки, это все же, видимо, магический реализм. Но настолько ли это важно, если к концу книги меняешься сам и меняется твое отношение к реальности. Словно очнулся от долгого сна и только теперь видишь, как всё обстоит на самом деле…

Я бы сказала, что эта книга напоминает мне одновременно несколько вещей. Мистическую, отдельными элементами – «Рукопись, найденную в Сарагосе», литературную – размышления о жизненном пути женщины (мне все же кажется, женщины, не только потому, что тут героиня, но и девочки, и темы: судьбы и образы матери, жены, любовницы, дочери, королевы, нищенки, сестры – и все в одном персонаже, это сложная задача, с которой справились просто и ярко). А моральную – как духовное испытание, как путь через муки и искушения. Потому-то к концу не только героиня, но и читатель приходит немного иным.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Говорят, случается, что с человеком сразу хочется пойти в поход. Петь под гитару, обниматься под звездами, мечтать, строить и просыпаться рядом.

Точно известно, что подчас знакомство начинается с хрестоматийного учебником по макушке и пинка по портфелю, чтобы закончиться стылой горечью утраты после полувека немеркнущего жара в груди, семейного гнездышка и мира, который несли вместе и подарили детям, внукам…

Я помню, о чем говорю, не спешите. Не перебивайте.

Я говорю о книге Виктора Колюжняка «Эль Пунто».

Что скрывать: для меня знакомство с ней началось в классическом стиле — захотелось здорово пнуть текст за типичный для нынешних креативов фронт трудоустройства героя, рекламу. Да, на сей раз у нас свадебный фотограф, и буклеты для фирмы, и все убедительное, но пресное, пустое, растворенное в неуловимо-зыбкой пастельности.

На самом деле каждая свадьба, при всей однотипности, — настоящий срез реальности, и многие в курсе, сколько всего вкусного, смачного, раблезианского можно открыть в элементарных вещах, в стандартных-заученных позах и ракурсах, отрабатываемых свадебным фотографом. Не отведав терпкого зелья этой самой жизни в ее густоте, я заподозрил, что это условная профессия, условная графа в анкете, условное все, и только мужское имя на обложке спасает от яростного негодования: ромфант, ми-зе-рабль!

Ох уж, эти учебники по макушке…

А вот потом начинается трудное.

Потом ты долго умещаешь в себя настоящий латиноамериканский магический реализм про затерянный в нигде городок Эль Пунто, про то, какие занятные истории в нем разворачиваются, про то… впрочем, зачем портить сюрприз, верно?

Странным образом мешает чтению еще и то, что истории Эль Пунто – истории вполне себе в духе Кортасара, Борхеса или Маркеса, — постоянно смещаются, смешиваются с историей героини в реальном мире в духе Пелевина… снится ли мудрец бабочке, как говорится.

История, рассказанная автором, — все эти эпизоды, каждый из которых по отдельности иллюстрирует ту или иную проблемную зону внутреннего мира современной женщины, является картой очередной улочки в человеческой душе: будь то брошенные дети, захолустный городок, не позволяющий вырваться из себя, муж, которого нельзя бросить из-за детей, отец, мнящий себя обузой… несть числа этим испытаниям на прочность, на человечность, на… история Эль Пунто есть история пробуждения человека. Она своеобразна и, как и положено штучной вещи, не сводима к какой-либо другой, или даже сумме других историй.

В конечном итоге героиня находит свой мир и собственное место (ах, как хочется написать: счастье, и как бессовестно рвется рука дописать: женское… но не все так просто!), а мы… остаемся у последней страницы, познакомившись с автором, имеющим собственный характер, слог и манеру.

И ждем новой встречи.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ты живешь обыденной и скучной жизнью. Ешь, спишь, гуляешь. Все твое время занимают работа и дом, и немного — искусство фотографии. Ты даже не подозреваешь о том, как может преломиться реальность, когда мир из твоих грез коснется ее. Эль Пунто – по-испански «точка» – маленький городок среди диких земель; он и ловушка, из которой нельзя сбежать, и перекресток вселенных. Короткий отрезок во времени и пространстве, словно щелчок затвора фотоаппарата. Но Эль Пунто это лишь декорация, на самом деле ты — и есть этот перекресток. В тебе заключена судьба живущих здесь людей, которые вдруг становятся для тебя ближе самых родных, в тебе их надежды и страхи.

Декорация отсылает нас к мирам Стивена Кинга, Хорхе Луиса Борхеса и Габриеля Гарсиа Маркеса. Миры пересекаются в Точке посреди латиноамериканских пустошей. Здесь ветер гоняет сухую траву по выжженной палящим солнцем земле, в туманной дымке дремлют далекие силуэты гор, а в песке у дороги свернулись клубочками сытые гремучие змеи. В воздухе разлито едва уловимое предощущение опасности, и хрупкая героиня неизбежно встречает ее, сворачивая за каждый угол — в холмах прячется отшельник-колдун, в трейлере у дороги – жестокий убийца, а в обычае местных жителей – странные карнавалы, после которых не каждый участник остается в живых.

Это история о становлении личности, о взрослении и преодолении комплексов и страхов. Каждый из нас рано или поздно проходит точку, в которой приходиться стать другим, более смелым и сильным; очиститься и подняться над собой прежним. И часто очищение происходит через страдание. В жизни русской девушки Кристины это преображение начинается через сны об Эль-Пунто – и невероятным, но в то же время простым образом Эль Пунто из снов становится частью ее реального мира. Зато сама Кристина все больше увязает в жутковатом мире грез.

Отдельно отмечу прекрасную обложку, на ней в одном кадре-изображении переданы и сюжет, и внутренний мир героини.

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда в рутинную явь просочатся странные сны, когда совпадения встанут в расплывчатый ряд, то ты не кричи и не бойся, пощады не жди от судьбы, но упрямо шагай вперед. Вряд ли жизнерадостная и беззаботная Кристина, главная героиня романа «Эль Пунто», могла заподозрить, чем обернется для нее работа фотографом в рядовой строительной компании ООО «СтройДом». Да и не было никакой прямой взаимосвязи между убийственно яркими снами и офисными буднями с периодическими выездами на объекты. Будто бы не было.

Погружение в книгу происходит на удивление легко, но вскоре появляется ощущение, что тебя намеренно держат на мелководье, настолько поверхностно скользишь по страницам романа. Украдкой подброшенные автором мелочи – стопка книжек на лавочке, путаница с фотографией – лишь разжигают интерес. И тогда сны один за другим обволакивают тебя и плавно уводят все глубже и глубже, пока в толще повествования не начнут проплывать зыбкие тени архетипов и прамифов.

Первое время сюжетные линии реальности и снов выглядят едва пересекающимися, но чем дальше, тем сильнее они переплетаются, смешиваются, пока грань не станет обманчиво тонкой и зависящей лишь от точки зрения смотрящего. Именно сны служат ключом к разрастающемуся шару загадок. Во многом они похожи на артхаусные короткометражки, пестрый фестиваль разномастных историй, которые объединены несколькими обязательными элементами. Местом – провинциальным городком El Punto, а также рядом персонажей – самой Кристиной и таинственной парочкой Х&М, предстающими то в образе девочек, то мужчин, то зрелых женщин.

Каждый сон – своеобразная притча с моралью и одновременно зарисовка о психологической проблеме или травме, об угрозе, которую нужно преодолеть. Муж-тиран, подавляющий и унижающий близких. Муки неразделенной любви. Толпа, обезумевшая от засухи и потому жаждущая крови уже смирившейся жертвы. Отец, отдавший дочери все, что имел, а получивший в ответ лишь досаду и злость. А еще каждый сон – это своеобразный квест, шарада из символов, психологический ребус взаимоотношений и самооценки.

В реальности же героиня колеблется от паники или депрессии до азарта или рвения, от попытки раствориться в буднях, идеально подстроившись под окружение, до рьяного самоотречения в стремлении достичь цели. И порой оба варианта кажутся лишь разными сторонами одной монеты. Тем временем, вокруг Кристины течет жизнь, вертится круговорот работников «СтройДома». С кем-то из них она дружит, с кем-то старается больше не пересекаться. Внезапной вспышкой ворвется в ее мир немного странный, но забавный и милый сомнолог Иоанн, которого Кристина будет звать просто Ио.

По большому счету, перед нами гигантская игра, собранная из маленьких игр. Во снах Кристина ищет ключ, размыкающий тусклый и давящий купол над Эль Пунто, и для этого нащупывает нужную роль. В реальности она подстраивается под окружение, а заодно пытается понять, в каком сверхъестественном и таинственном театре оказалась марионеткой, и что нужно сделать, чтобы все это остановить. Одновременно автор ненавязчиво играет с читателем как на уровне прямых цитат из классиков магического реализма, так и аллюзий на уровне стиля. Впрочем, для того чтобы получить удовольствие от книги, опознавать все отсылки вовсе не обязательно. Это литературная игра для поклонников жанра и единомышленников.

Виктор Колюжняк давно и уверенно отмечается на литературном конкурсе «Рваная Грелка», что не могло не наложить отпечаток на его стиль в виде любви к коротким и ярким зарисовкам. На фоне напряженных и камерных снов основное повествование часто кажется ровной и гладкой рекой, которая забурлит лишь ближе к финалу. Однако не стоит обольщаться. Сюжетный пазл сложится из разрозненных деталей в многослойную картину далеко не сразу, зато потом можно лишь удивляться – как же мы так долго ничего не замечали?! И затаив дыхание, ждать ответа, который две девочки, два Оле Лукойе, снова и снова требуют от героини «Ты нам скажешь». Требуют, тем самым выворачивая наизнанку внутренний конфликт между естественным и навязанным, между свободой и гетто, между выбором и покорностью, который коренится, наверное, в каждом из нас.

Итог: яркие краски магии, сшитой из снов и совпадений, проступающие сквозь серые будни реальности.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нежданно-негаданно в российской фантастике появилась серия «Сломанный миф», в описании которой сказано следующее:

«Романы на стыке жанров, постмодернизм, оригинальные герои и сложная композиция. Мы строим удивительные миры, любим странные совпадения и творим волшебство. И всегда рады поделиться им с читателями.»

Звучит очень заманчиво, более того, в рамках серии уже вышли две книги, очень непохожие друг на друга. Сегодня речь пойдет о первой из них – «Эль Пунто» Виктора Колюжняка.

«Эль Пунто» – это своеобразная дань уважения латиноамериканскому магическому реализму. Роман достаточно простой по своему сюжету, но замысловатый по структуре. По сути, перед читателем сборник рассказов внутри романа.

Итак, Кристина неожиданно для себя получает предложение работы штатным фотографом в небольшой строительной фирме. Предложение поступило очень своевременно, так как девушка буквально на днях потеряла работу, и вопрос трудоустройства встал очень остро. Вот только помимо новой работы Кристина получает еще и загадочные, и до ужаса реалистичные сны про место под названием Эль Пунто. Сюжеты снов всегда разные, а ощущения от них сильно мешают реальной жизни…

Первое, за что хочется похвалить автора, так это за отличный слог повествования. Роман читается очень легко, и если в тексте и есть шероховатости, то я их не заметил.

Второй приятный момент – персонажи. Достаточно реалистичные, чтобы напоминать живых людей и достаточно разнообразные, чтобы вызывать интерес. В этом плане лучше всех получилась, конечно, Кристина, чей образ мышления не только развивался на протяжении всей книги, но и претерпевал изменения в каждом сне.

Ну а теперь немножко про плохое. К сожалению, автору не удалось выстроить глобальную интригу так, чтобы она меня захватила. При этом сны Кристины получились очень даже ничего, но магистральный сюжет слишком вязнет в бытовухе и завершается несколько странной концовкой. Но это все вкусовщина.

Ах да, чуть не забыл: в романе огромное количество интересных отсылок и присутствует неплохой юмор. Мне особенно понравилась отсылка на «Темную башню», прямо очень позабавила. Ну а про песню «Мария и Хуана» группы Сплин я вообще молчу.

Роман рекомендую всем любителем магического реализма, особенно если вам хочется чего-то особенного, но не сильно нагружающего мозг.

Вторая книга серии называется «Золотая пуля» и она уже попала в цель моего читательского интереса.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Фотограф-фрилансер Кристина по стечению обстоятельств получила хорошо оплачиваемую постоянную работу в строительной фирме, даже не догадываясь, что с этого начнётся новый, очень странный этап её жизни, в котором совпадений — неслучайных, разумеется — будет очень много. Немалую роль на этом этапе сыграют сны — удивительные, причудливые, страшные, всякий раз связанные с затерянным в латиноамериканской глубинке городком Эль Пунто, где наша героиня в реальной жизни никогда не была.

Поначалу сны и жизнь пересекаются слабо, и то, и другое предстает яркой мозаикой, чей узор просматривается с трудом. Кристина фотографирует сотрудников фирмы, выполняет задания начальства, решает мелкие и не очень проблемы, с которыми каждый сталкивается на новом месте работы. Живёт обычной жизнью. И время от времени к ней приходят — ну, конечно, мы быстро понимаем, что называть их просто «снами» не совсем правильно — видения, в которых разворачиваются маленькие драмы с философским подтекстом и моралью, которая как будто бы ясна. Но только если рассматривать каждый элемент мозаики по отдельности.

А вот если взглянуть на неё целиком, учесть символы и знаки, которые повторяются раз за разом — по сути, если не по форме, — то всё заметно усложняется, и маршрут Кристины от первой главы до последней из прямой линии превращается в хаотичный жутковатый лабиринт, в котором очень просто затеряться.

В романе множество деталей, недвусмысленно указывающих на то, что на автора повлияли мастера магического реализма, и в «Благодарностях» кое-кто из них назван, вместе с другими, не менее достойными авторами. Действительно, в «Эль Пунто» постепенно проявляется атмосфера мистики и тайн, пронизывающих обыденную действительность, подталкивающих героиню к определенным выборам и отчасти предопределяющих её судьбу. Кристина чувствует, что стала игрушкой неких странных сил, и от растерянности, недоумения и отчаяния постепенно переходит к решительным действиям, позволяющим выбраться из лабиринта.

Главная героиня у В.Колюжняка получилась удачно, следить за её метаниями и своеобразным взрослением интересно. А вот со второстепенными героями, на мой взгляд, не всё так хорошо: почти все показались мне статистами, наделенными недостаточным количеством характерных черт, чтобы привлечь внимание и, самое главное, запомниться. Их лица размываются, расплываются уже через несколько дней после прочтения — они, в отличие от Кристины, в чистом виде придуманные люди.

Ещё один, на мой взгляд, недочёт — чрезмерно густой туман в финале, сквозь который я пробралась с некоторым трудом. Но, быть может, я просто недостаточно сильно люблю магический реализм.

Так или иначе, роман получился необычный, и о потраченном на прочтение времени я совершенно не жалею.

P.S.

Придуманные люди за окном

Диктуют нам последние страницы

Все ночи напролет глаза

Марии и Хуаны будут сниться

(c) Сплин

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Изначально история Эль Пунто привлекла меня хорошей заманчивой аннотацией. И наверное это тот случай, когда книжный «трейлер» не обманул. Перед нами очень интересная и атмосферная история про девушку Кристину и ее погружение в таинственный ирреальный мир потустороннего города Эль Пунто.

Сюжет начинается с устройства на работу и таинственных снов. Автор постепенно начинает расставлять ружья и медленно неторопливо раскручивать сюжет, в котором все взаимосвязано. Новый коллектив, новая работа, изменившаяся жизнь, а также сны. Прекрасные и пугающие, завораживающие и отталкивающие фантасмагории, которые постепенно утягивают за собой героиню, которая вынуждена, то сгорать, то погибать от чужих рук, то делать непростой и чужой выбор. Скорее всего, это сделано намеренно, но эпизоды со снами выглядят гораздо более яркими, а их персонажи более живыми по сравнению с эпизодами из реальной жизни. И постепенно вырисовывается общая картина и роль Кристины в этом странном и безумном круговороте событий. По правде концовка мне показалась чуть смазанной и

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
финальный выстрел с «подарком» и обретением Кристиной таланта «лицедея» не слишком удивил. Но видимо будут новые истории о ней, и мы узнаем еще больше о ее таланте, а также о силе, исполнявшей ритуал. Намек на продолжение достаточно явный.

В целом достойная и очень атмосферная история, которая непременно найдет своего читателя.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Магический реализм – жанр особый и подходить к нему с обычными мерками не стоит. Книга Виктора Колюжняка «Эль Пунто» — как раз яркий представитель этого направления. В ней не так много событий (в общей сложности наберется на небольшую повесть), а книга построена на психологии, переплетении сна и яви, смысловых играх с читателем, подтексте, иносказаниях и аллегориях. Кому интересны подобные игры – добро пожаловать, книга затянет и не отпустит от первой до последней страницы. Главная героиня и ее «сонное» альтер-эго живут в разных мирах, и одна видит другую во сне, вместе с ней переживает ужасные события и многочисленные смерти. Да-да, альтер-Кристина постоянно умирает, чтобы затем воскреснуть для новых страданий. Неведомая сила ведет с обеими героинями эту игру с непонятными целями. Вроде бы Кристина должна что-то понять, извлечь какой-то урок из того, что происходит с ее сонным «Я», но какой? Чем дальше, тем теснее переплетаются сон с явью, и тем сильнее сон проникает в реальную жизнь, нагнетая атмосферу страха и тревоги в духе Страуба и Кинга, пока наконец все не переворачивается с ног на голову.

На мой взгляд, очень неплохо проработана психология, хотя это тот случай, когда мужчина пишет о главном герое женщине, и насколько он попал в точку, пожалуй, смогут ответить лишь читательницы. Кстати, для женской аудитории книга эта, как мне кажется, будет весьма интересна, несмотря на отсутствие ярко выраженной романтической линии. Стиль изложения также весьма неплох, и в плане умения нарисовать словами картинку автор вполне преуспел. Главная героиня вызывает симпатию, что немаловажно. Но, собственно говоря, кроме нее ярких персонажей я в тексте не нашел. Там нет героев второго плана – только главная героиня в двух ипостасях (сонной и реальной) и все остальные где-то плане на четвертом, включая представителей мистических сил.

Динамики тексту, пожалуй, недостает, зато в нем определенно есть над чем поломать голову. Любителям вдумчивого неспешного чтения, загадок и мистической пугающей атмосферы рекомендуется.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Название романа откровенно намекает на классику магического реализма и название не обманывает. А еще автор благодарит, среди прочих, Борхеса, Маркеса, Макса Фрая и Роберта Ирвина, «которые так или иначе повлияли на автора и эту книгу». И их влияние действительно очень заметно.

Это история Кристины, фотографа-фрилансера, которая неожиданно получает слишком хорошую работу в строительной компании. А ночами Кристина попадает в маленький городок Эль Пунто, где все не то, чем кажется, где ее жизнь стремительно меняется, где ей приходится принимать странные решения. В снах нет особого смысла, и связи между ними тоже нет, как обычно и бывает во сне. Но постепенно происходящее в Эль Пунто начинает проявляться в настоящей жизни. К сожалению, тема взаимопроникновения снов и реальности очень не нова, и истории из Эль Пунто выглядят несколько вторичными. До поры до времени реальная жизнь Кристины и интереснее, и описана лучше, и вообще две части романа поначалу сочетаются довольно плохо. Постепенно, впрочем, две жизни сливаются, и к концу все становится с ног на голову.

Это очень эмоциональный текст и довольно добротный, крепко выстроенный, но при этом совершенно лишенный красивостей (даже наоборот, местами встречается явная и неприятная языковая небрежность). Возможно, хотелось бы чуть более подробного описания персонажей второго плана. Но в целом – это хороший полноценный роман, хотя автору есть еще, чему учиться.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Эль Пунто» как художественная книга лично мне оказалась интересна тем, что я пыталась решить головоломку и подглядеть подсказки по ходу развития сюжета, но не преуспела. А сюжет-то каков! Фраза «сон – это маленькая жизнь» стала не только лейтмотивом, но и частью образа главной героини Кристины, которая начинает видеть странные, пугающие сны ни с того ни с сего. Ну то есть как ни с сего… устроилась на новую работу – и начала видеть. Связаны ли эти вещи? Я пыталась связать, да, но так как вязальщица из меня та ещё, я не столько вязала, сколько наблюдала за снами Кристины. Вот ещё штука – то ли нарочно, то ли нечаянно, но у Колюжняка Кристина во снах вышла более интересной, чем наяву, и некоторые места книги про реальную её жизнь я читала просто по инерции. Я искала подсказки именно во снах, понимаете? Не в реальной жизни героини. Это была такая бледная жизнь, что там просто не могло быть никаких загадок, чтобы они ТАК отгадывались.

Книга хороша тем, что героиня в ней постепенно меняется под влиянием снов – или в них? Она бледна как реальный герой и не вызывает какого-то яркого отклика в душе, но следить за перипетиями её судьбы (лучше сказать – снов и яви на протяжении года) очень интересно. Колюжняк живописал сны и механически прописал явь, оттого и начинаешь искать ответы там, где ярче светит свет. Когда накал страстей немного нарастает, в реальной жизни Кристины тоже появляются загадки, и тоже думаешь: «Чёрт, да что же происходит? Что это за хреновы загадки?!»

Колюжняк то ли хитрецом оказался, то ли лично мне просто в этот раз не угодил.

Никаких отгадок в книге нет. Это вообще не головоломка. Это магический реализм, который не призван что либо решать, он привносит в жизнь странность и объясняет её странностью же, а создаёт ощущение чего-то мистического, но без помощи автора ни в чём разобраться нельзя, и мистику без автора же не объяснить. «Эль Пунто» в этом смысле – книга-обманщица. Хорошо написанная, завораживающая, местами пугающая книга о снах, которые снами не являются. Хитрож*пое чтение без обязательств.

+8

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Признаться, магический реализм я практически не читал, хотя творчество авторов некоторых упомянутых главной героиней книг мне знакомо. (Это я к тому, что оценка наверняка могла бы быть выше, если бы я был больше «в теме» всех особенностей этого жанра.) Как уже писали многие, первая треть, если не половина книги, даются с определённым трудом. Уж слишком чужеродными казались линии с бодрствованием и снами, и даже те мелкие ниточки, которые их связывали, достаточно долго не давали линиям сплестись вместе. Поэтому и интерес к сюжету рос постепенно, по мере накопления странностей, атмосферы мистичности и тому подобных моментов, делающих книгу «Сломанным мифом». Мне кажется, роману не хватает какого-то яркого, динамичного вступления, способного зацепить каждого — но от этого он после прочтения не становится сильно хуже.

Из других «минусов лично для меня», которые стоит упомянуть — всё же, мне не очень близок внутренний посыл, заложенный в трансформации героини. Принцип обретения счастья через отрицание (а, по сути, побег) всего, что «требует» от современной девушки общество и возвращение в чистое творчество — очень спорный для меня. В то же время, подозреваю, что современным хипстершам этот роман этим очень понравится, другое дело, что, возможно, глубина «ответов» на подобные важные вопросы (про карьеру, про семью, про детей и т.д.) была заложена автором несколько более глубоко, чем прочиталось мной непосредственно из поступков главной героини.

А вот что понравилось — так это то, что роман в т.ч. и про трудоголизм. Про то, как «карьера» может съесть человека, выдавить из его души всё творческое, всё социальное и сделать его бездушным роботом, рабом проекта. На встрече с читателями автор упомянул, что сам уже давно не видит сны, но атмосфера нереалистичности и алогичности, которая и характеризует дримпанк и магический реализм, в сценах с Кристиной точно ощущалась. Очень понравилась атмосфера Эль Пунто, этот привкус пыли на зубах и звуки пост-блэка/дроуна, звучащие в ветре между строений.

Финальный аккорд добавил произведению плюсов. Возможно, кому-то такое сюжетное решение покажется спорным, но меня

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
перья и проникшие в наш мир Мария и Хуана

вполне себе удивили.

В общем, роман «не для всех», и, боюсь, больше для прекрасной половины человечества, чем для мужчин, но однозначно стоит почитать, если вы любите магический реализм, дримпанк и сюр.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вы любите квесты? «Эль Пунто» не столько фантастика, сколько фантастический квест от первого лица. Вы- девушка, живущая в очень реальном мире, и в то же время вы то девушка, то взрослая женщина, то сестра, то мать.. Вы безработная, сотрудник в офисе, тут же руководите бизнесом, вершите судьбы, распоряжаетесь деньгами и при всем это вы марионетка в чьих-то руках. Чьих? Удастся ли догадаться самому или придется ждать, пока героиня во всем разберется? Сюжет закручен во времени и пространстве, реальность кажется то по эту сторону сна, то по другую. Интрига не отпускает до последних страниц. Загадки все усложняются и облегчения от уже решенных нет. Но вам знаком этот мир, героиня похожа на вашу соседку, подружку, коллегу, поэтому всему, что написано, верится безоговорочно. А это и нужно хорошей истории. И еще ждать продолжения. А его уже ждать очень хочется )

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Бойтесь своих снов. Они не то, чем кажутся.

«Эль Пунто», Виктор Колюжняк

Если честно, я совсем не знакома с творчеством этого автора. Вот просто абсолютно. Тем интереснее было открывать роман (да еще одной из первых, этот момент меня всегда радует). Да еще тема снов, это мне всегда интересно.

Книга оказалась весьма достойной. Правда, первые страниц 70 было немного тяжело — происходящее в реальности и во сне казалось совсем не связанным. Но постепенно затянуло так, что оторваться было сложно.

История вполне обычной девушки, которая просто видит сны. Очень странные, яркие, реалистичные сны о городе, которого не существует. Или существует?... Довольно скоро и героине, и читателю уже кажется, что во сне девушка попадает в иную реальность. Ночные видения становятся более яркими, более... настоящими, чем жизнь.

Не хочется пересказывать сюжет. Если коротко — это настоящий, полноценный магический реализм. Самая обычная, знакомая нам реальность здесь тесно переплетена с магией, магией сновидений...

Но для меня лично в книге не хватило психологии персонажей, хотя бы тех, что в реальности. Кроме главной героини, более полно прописанной, остальные кажутся персонажами-функциями, а не живыми людьми. Не хватает истории до того как, глубины.

Книга заканчивается так, что наводит на мысль о продолжении. И это хорошо, возможно, там появится то, чего мне несколько не хватало. Продолжения история однозначно заслуживает.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Новая серия «Сломанный миф» открывается романом Виктора Колюжняка. По заверениям создателей серии в ней будут печататься в ней планируются к изданию нестандартные вещи. И первая книга в этой серии полностью попадает под это определение.

Не скажу, что идея книга нова. История взаимопроникновения снов и реальности штука не новая, хотя и нечасто сейчас встречающаяся. Уже само название произведение отсылает нас к основам — латиноамериканскому магическому реализму. Неважно, кого вы читали — Хорхе Луиса Борхеса, Габриэля Гарсия Маркеса, Хулио Кортасара, Мигеля Анхеля Астуриаса или других авторов, вы легко уловите авторский оммаж (ну а в благодарностях вы найдете и других вдохновителей). И вот тут, на мой взгляд, кроется один из подводных камней. Читая части романа, посвященные городку Эль Пунто вы невольно понимаете, что что-то подобное вы уже где-то читали и пытаетесь вспомнить у кого же из авторов это было.

Перед нами история фотографа-фрилансера, которая волей случая попадает на хорошо оплачиваемую постоянную работу, которая связана со строительством. Наверное первые страниц сто я сдерживал себя на мысли, что читаю новое произведение Лукьяненко. Очень уж стандартно и четко все выстроено. И только к середине книги действие стало все более и более уходить от привычного и образовывать завихрения. Именно сны девушки добавляют книге необходимую безуминку и заставляют держать в голове сюжетные линии, которые под конец автор сплетает в тугой клубок. В этих снах девушка попадает в странный город Эль Пунто — этакую «отправную точку», где по ходу действия она должна принимать те или иные решения. Но постепенно героиня замечает, что то, что происходит во снах, постепенно начинает вторгаться в реальную жизнь. По сути это некий плод, который вызревает по ходу книги в нечто в реальности (и в принципе напрашивается достаточно очевидная аналогия, что Кристина вынашивает беременность). А параллельно происходящему во снах бывший фотограф становится директором строительной компании, которая должна построить в Подмосковье этот самый городок. Ну и основная интрига конечно кроется в вопросах «кто стоит за этим?», «зачем все это?» и «что это за божественные игры, в которые вляпалась героиня?». Не беспокойтесь — автор благополучно довёдет вас до конца истории. Однако, это совсем не значит, что этот путь будет постой и прямой. Мне не совсем остался понятен финал произведения, но автор видит окончание этой истории так.

Для открытия серии это хорошая книга, необычная и вполне в рамках заявленного проекта. Однако, меня не оставляло впечатление, что это добротно сделанная компиляция из разных авторских стилей, которые автор умело связал в единое произведение. Нет, это не сырая вещь, а вполне завершенная, но требующая, наверное, любви к магическому реализму, которой мне не хватило в полной мере.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Коэльо и Кастанеда — вот кого я вспомнил, когда знакомился с этой книгой. Ни того, ни другого я, надо сказать, не читал, но ассоциация почему-то не отпускала до самого конца.

Итак, берёте представителя офисного планктона и переносите его сознание в некий абстрактный испаноязычный городишко, населённый призраками. Почему в испаноязычный? А фиг его знает. В книге это никак не объясняется. Очевидно, автор вдохновлялся магическим реализмом, но гармонично увязать его с московской действительностью не получилось. Этот морок просто падает с потолка, не вызванный никакими обстоятельствами.

Ну ладно. Выписана эта призрачная реальность, следует признать, весьма неплохо, с фантазией и живыми героями. Там даже есть парочка логических вывертов. Но всё это не увлекает, поскольку существует как бы само по себе. Любителям мистики, вероятно, понравится, я же, честно скажу, мучился. Все эти хождения по пыльным улочкам и разговоры с непонятными людьми вгоняют в зелёную тоску. Отшельники, гадалки, помощницы психопомпа... Оно бы, может, зашло лучше, если бы героиня сама была из Испании или, допустим, Чили. Но с какой стати москвичка, не увлекавшаяся ни Маркесом, ни Борхесом, попадает в их фольклор, решительно непонятно. И к чему это всё, тоже неясно.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Некое существо заключило некий договор с некой силой, а потом ещё один договор, противоречивший первому, а затем выполнило их, не нарушив ни одного пункта. Замечательно. Наша жизнь-то тут при чём? Хотя фанаты Владимира Мегрэ или там Ричарда Баха, вероятно, будут в восторге. Для них самое то.

Странно, но с литературной точки зрения московская реальность выписана хуже. Там много подробностей, точно описывающих офисный мир, но сам стиль позаимствован из творений Донцовой или Шиловой. И я сомневаюсь, что это сделано нарочно. Просто автор решил описать женское мышление, и не нашёл ничего лучше, как копировать романы для домохозяек. В соединении с магическим реализмом выглядит это как сочетание ужа и ежа.

В общем, не моя книга.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх