Питер С. Бигл «Тихий уголок»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Городское фэнтези ) | Мистика
- Общие характеристики: Психологическое | Философское | Лирическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Жизнь после смерти
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой | Для взрослых
Майкл скончался внезапно и вполне определённо, и когда сознание вернулось к нему, сразу понял, где он. Гроб покачивался и накренялся на плечах четверых носильщиков, и тело Майкла стукалось о тесные стенки. Сперва он лежал тихо, так как никогда не исключено, что это – просто-напросто сон. Но Майкл слышал, как совсем рядом напевает священник, и как скрипит гравий под ногами носильщиков, и что-то вроде звона колокольчиков (должно быть, это плакала Сандра), и тогда он всё понял. Он подумал, что либо он мёртв, либо его ошибочно приняли за умершего. Он знал, что такое случалось с другими людьми, и было вполне возможно, если не сказать естественно, что случилось и с Майклом Морганом. И тогда его охватил неистовый страх, что он задохнётся под землёй, он заколотил по крышке гроба кулаками и закричал. Но ни звука не сорвалось с его губ, а удары по крышке вышли совсем не слышными. В отчаянии он стал бранить и проклинать жену, Сандра же продолжала свое изысканное оплакивание покойного. Священник произносил нараспев всё, что положено, и сурово посматривал на мальчиков, когда они принимались волочить ноги. Носильщики передвигали гроб на плечах туда-сюда. А Майкл Морган безмолвно сокрушался о своём безмолвии. Затем он внезапно успокоился. Безумно утомленный, он теперь лежал тихо и знал наверняка, что мёртв.
Входит в:
— сборник «Fantasy Worlds of Peter Beagle», 1978 г.
Номинации на премии:
номинант |
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1992 // Фэнтези - Роман (США) | |
номинант |
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2011 // Фэнтези или хоррор (США) |
- /языки:
- русский (1), английский (3)
- /тип:
- книги (4)
- /перевод:
- Г. Усова (1), Т. Усова (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
flying_kitten, 11 декабря 2023 г.
Дебютный роман Питера Бигла — очень лиричная и задумчивая книга. По духу и атмосфере чем-то неуловимо перекликается с произведениями из гринтаунского цикла Рэя Брэдбери, что, наверное, неудивительно, время написания и место действия — условная провинциальная Америка — совпадают.
Кладбище — это очень тихое, спокойное место, здесь ничто не мешает предаваться размышлениям, воспоминаниям и вести с друзьями неспешную беседу. В принципе, тут даже можно вполне комфортно жить, ведь частенько безутешные родственники возводят милые уютные склепы. Джонатан Ребек так и поступил — сбежав от мира людей, поселился в мире призраков, заодно обнаружив, что жизнь после смерти есть и многие покойники вполне милые люди (если так можно выразиться) и приятные собеседники.
Весьма спокойное, даже несколько сонное повествование тем не менее не вызывает зевоту и желание закрыть книгу и больше к ней не возвращаться. Роман, как я уже отметил выше, очень лиричен, читая его, отдыхаешь душой. Странные сюрреалистичные персонажи вполне понятны и человечны, более того, вызывают симпатию. Главный герой, такой несуразный, как раз из тех, про кого можно сказать «не от мира сего», действительно в мире живых будто бы лишний, а тут очень даже к месту, призраки, влюблённые друг в друга, говорящий ворон-альтруист... С такими героями недолго скатиться в разухабистую китчевую клюкву, но, к счастью, этого не происходит. Многое в этом мире преходяще, но есть и вечные ценности — автор глубоко в этом уверен.
Можно ещё долго говорить об этой книжке, пересказать сюжет и выдать всю интригу, но это совершенно лишнее, её надо просто читать, она — хорошая. :)
stas-no, 8 сентября 2023 г.
Несмотря на камерность и умиротворенность данное сочинение производит сильное впечатление. Конечно, весь секрет в писательском мастерстве, которое книгу без сюжета, наполненную на 80 процентов (условная прикидка, конечно) разговорами и мыслями немногочисленных персонажей, сделало настолько увлекательной и сильной, что после ее завершения, жалеешь, что волшебство оказалось столь кратковременным. Обаятельные герои, которых скорее нужно счесть неудачниками (или не вполне состоявшимися с обычной точки зрения людьми), рассуждают о жизни, смерти, чувствах, дружбе, любви и это воспринимается естественно, а не натужно. Героям сопереживаешь и их понимаешь. Это очень трогательная и человечная история, из тех, которые довольно редко попадаются не только в современной нам литературе, но и в истории литературы вообще. Удивительно, что книга издана, когда автору было всего 21 год. Удивительно хотя бы потому, что содержание книги отнюдь не юношеское, а зрелое, похожее на плод размышлений уже изрядно пожившего человека.
Очень жаль, что эта книга была издана по-русски всего раз. Спасибо переводчикам за труд.
Иван Скогорев, 5 ноября 2018 г.
Честно говоря, я разочарован. Рассуждения о смерти у Бигла присутствует чаще здесь, чем в других произведениях. Как будто человек лишился смысла жизни и хочет умереть. Конечно, со мной могут быть не согласны другие. Однако, мне кажется что у Бигла слишком много страданий у персонажей. Удивительно, и этот человек писал сценарий для разных мультфильмов. Ну, мне кажется что Леди Смерть и Тихое место очень переоценены как романы. Герои не имеют какого-то особого развития. Разве что диалоги и рассуждения. Наверное, поэтому я так люблю его Единорога. В этом произведении, герои не только страдают, но и достигают своей цели. Это хорошо. В других же, постоянное перетирание разных эмоций и чувств. В общем, если начистоту. Это все очень красиво, хорошо описано. Но при этом, затянуто и скучно.
elninjo_3, 22 октября 2018 г.
Это очень сильно написанный, серьезный роман, который имеет малое отношение к фантастике, не смотря на все эти говорящие вороны и загробную жизнь. Я не сталкивался до этого с творчеством Питера Бигла, но теперь понятно, что здесь все очень серьезно. Так серьезно, что не всегда понятно.
Иногда я думаю, что слишком уж много внимания уделяю фантастике и мало «настоящей» прозе. Боевиков с фэнтези я почти не читаю, но все равно иногда чувствую, что что-то проходит мимо меня. Что-то серьезное. И вот неожиданно я это «серьезное» нашел в романе, который по классификатору значится мистикой и городским фентези, хотя, ей богу, это введение в заблуждение читателя.
По сути дела, роман представляет собой набор хлестких философских диалогов главных героев, с помощью которых Бигл выплескивает на нас свои мысли. Это само по себе не очень обычно, такая «диалоговая» форма. Она помогает сохранять интерес к сюжету и к этим людям, вопреки тому, что в романе, по сути, ничего не происходит. Мы видим трансформацию мыслей и мироощущения главных героев, живущих в трех мирах и в трех состояниях. Перерождения души, которую больше не волнуют потребности тела и соблазны внешнего мира. Человека, который находится где-то посередине между этими состояниями. И людей, которые меняются от общения с «потусторонним».
Я не могу сказать, что я понял весь потаенный смысл, который вкладывал Бигл в каждую фразу героев. Плохой из меня читатель реализма. Но я старался. Я вообще-то люблю философию. Но мне нужен сюжет. И хоть какие-то тайны. Здесь тайны есть, но они автору не очень-то и нужны и раскрывать он их не собирается. Ему интересен человек и смысл его бесполезной земной жизни. Этот роман, чтобы подумать, а не чтобы получить удовольствие. Можно, конечно, и думать и получать удовольствие, но такие вещи достаточно редки.
«Когда мне было восемнадцать или двадцать, я знал всё, кроме того, что хотел знать. Всё – о людях, о поэзии, о любви, о музыке, о политике, о бейсболе, об истории, и довольно бойко играл джаз на пианино. А затем я отправился путешествовать, потому что мне казалось, будто я могу что-то упустить, и было бы недурно научиться этому, прежде чем я получу диплом, – он слегка улыбнулся молчаливой Лоре и чуть повернулся, чтобы обращаться и к мистеру Ребеку. – И чем старше я становился, чем дальше заезжал, тем делался моложе, тем меньше знал. Я чувствовал, как это со мной происходит. Я мог всего-навсего брести по грязной улице и чувствовать, что вся моя мудрость улетучивается, всё, о чём я писал в студенческих работах. Пока наконец перед тем, как всё потерять, я не сказал: «Хорошо. Извини меня, я был молод, у меня была девушка, и я не знал, что может быть лучше. Нелегко остаться совершенно невежественным. Прости. Оставь мне самую малость, ровно столько, чтобы завести семью. И я буду этим удовлетворён, и не стану никого беспокоить. Я выучил свой урок. Возможно, я напишу книгу». Затем немногое, ещё остававшееся, тоже ушло, и я очутился посреди мира в полном одиночестве -вне сомнений, я был теперь глупейшим из людей, когда-либо почесывавших голову. Всё, что, как я думал, я знал о людях и о себе – всё это пропало. И только и осталось, что голова, полная смятения. И я даже не понимал в точности, что меня гложет. Я лишился всего. И я сказал: «Какого дьявола! Ведь я – дурак!» Мысль эта показалась мне достаточно разумной. И тогда я вернулся домой и стал преподавателем.»
Я прекрасно понимаю, что большинство современных писателей-фантастов никогда не напишут роман такого уровня. Для этого нужно быть не только умным и умеющим гладко излагать свои мысли. Для этого нужны мысли. Здесь есть что записать. Отложить книгу и посмотреть в потолок. Это редкость. И как я могу выставить такому роману восьмерку за то, что мне не хватило интриги? Кто я вообще такой, чтобы оценивать такие романы?
primorec, 1 марта 2013 г.
Представьте себе обычный современный город...Хотя о чем это я, для большинства из нас это просто привычная жизнь. Мы просыпаемся утром, иногда заранее уставшие от наступающего дня, иногда — преисполненные ощущением его значимости, с твердой уверенностью, что это именно тот день, когда мы совершим нечто совершенно замечательное или просто сделаем то, что давно планировали, о чем мечтали годами.
Но выходим на улицу, и нас подхватывает круговорот повседневных дел, нас проглатывают жадные утробы офисов и кабинетов, растворяют в себе социальные сети и форумы... День пролетает совершенно незаметно, время утекает, как вода, и перед сном мы вновь с сожалением думаем, что сегодня снова не поговорили с родителями, не сказали соседской девушке, как она красива, не узнали, как дела у давнего друга. И засыпая, думаем: вот еще один день прошел, не оставив следа. Так проходят дни, которые складываются в месяцы и годы, целые десятилетия из отложенных надежд и неисполненных свершений.
Вот о таких же, как и мы, людях, откладывающих жизнь на потом, этот небольшой роман. Минимум героев и странное место действия. А, с другой стороны, почему странное? Есть ли еще в наших городах, где за грохотом машин, звонками телефонов, криками рекламы мы уже и не слышим ни голосов друзей и любимых, ни собственных слов, такое место, которое будто накрыто непроницаемым куполом тишины?
Пожалуй, в любом большом и имеющем свою историю городе есть такое место: старое Кладбище. Обычно оно отгорожено от всего мира высоким забором, так, что и не понять, кого охраняют: живых от вида смерти и мыслей о вечном или мертвых — от шума и суетности. Этот забор проводит черту, где заканчивается шум города и начинаются особые, нигде более не встречаемые, тишина и покой, лишь изредка нарушаемые едва слышным шорохом траурных лент, глухим всхлипом подавленного рыдания, оборванным словом. Место тишины, раздумий и сожалений.
Вот так и проходят здесь дни героев: призраков юных Лоры и Макса, которые только за чертой смерти поняли, что зря потратили годы жизни без любви, а лишь в ожидании и боязни потерь, и двух живых, уже пожилых и побитых жизнью, Ребека и Клэппер, для которых еще есть малый шанс забыть о потерях, боли разлуки и поражениях, и окунуться в водоворот жизни, наслаждаясь обществом друг друга ровно столько, сколько отпустит им судьба.
Роман о Вере, Надежде и Любви. Не о пламени страсти — о тихом мерцании свечи нашедших друг друга душ, не об ураганном порыве желания — о легком дуновении, незримом, благословенном понимании — каждая минута ценна и ее следует проживать, а не откладывать, потому что нового дня может и не быть. И все это — практически без событий, через монологи и диалоги, настолько поэтичные, что так и стремятся перелиться в тихую, светлую и грустную балладу, где рефреном будет гимн одной единственной минуте истинной любви:
смотри на меня...
люби меня...
помни меня...
Rush17, 7 июня 2012 г.
Великолепный роман. Вспоминая его в душе возникают два противоречивых чувства. Первое — осознание того, что это не просто фантастика, а описание реальных событий, что так и происходит с нами после смерти... А второе — дикое, яростное нежелание принять ТАКУЮ правду жизни! Это один из самых страшных моих кошмаров, а описан так тихо и спокойно... Вечная стагнация и вечное безделие приводящее к закостенелости и засыпанию души...
Признаюсь, не сюжет меня поразил, а сама возможность существования такого пыльного, скучного и тихого ада.
urs, 5 января 2011 г.
Нет, роман действительно слабоват, и до уровня Последнего Единорога ему далеко. Мешают лишние сюжетные темы. насчет перевода ничего сказать не могу, читал только в подлиннике.
Egorro, 5 января 2011 г.
Книга привлекала не вычурным построением сюжета, не бравадой знаниями или ученостью и уж тем более не «боевитостью». Нет данное произведение интересно мне как тихий, красивый и немного печальный парк в центре огромного и шумного города. Это не попытка представить жизнь после смерти как можно подумать прочитав рецензию. Это повествование о жизни, о жизни сейчас и здесь. Фантастический прием дал возможность автору отбросить условности большого города и сосредоточиться на главном на жизни людей и их любви.
Avex, 14 ноября 2008 г.
История из разряда «как я прекратил жить и начал беспокоиться» -- простая, незатейливая, но и притягательная одновременно.
Наверное потому, что это была первая (ну, или почти) вещь о загробном существовании, она произвела впечатление. И для меня визитными карточками Бигла еще долго оставались не «Последний единорог», а именно эта повесть и рассказ «Приходите, Леди Смерть«!
Наверное, каждый задумывался -- что ждет нас Там? Кто-то рассчитывает попасть в рай или ад, кому-то видится бездонный мрак несуществования. А быть может, кому-то, как герою этой повести, уготовано нечто иное?
Восприятие этой вещи (впрочем, как и многих других), сильно зависит от настроения. Настройте себя на мрачный и романтичный лад, останьтесь одни темной прохладной ночью -- и прочитайте эту повесть, надеясь, что нам уготована иная судьба. Впрочем... как знать?
Veronika, 19 января 2008 г.
Интересный роман, но мне он нравится меньше других произведений Бигля. Может, перевод не очень. А может, слишком хороши последующие романы... Но в целом — трогательная история о любви. Точнее, две истории:wink:.