Роберт Чарльз Уилсон «Спин»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная ) | Азия (Южная Азия ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования | Терраформирование | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
В романе «Спин» рассказывается о жизни врача Тайлера Дюпре и его непростых отношениях со своими друзьями, братом и сестрой Джейсоном и Дианой Лоутонами. Вся его жизнь проходит на фоне колоссального события, получившего имя Спин, изменившего всю жизнь человечества. Когда Тайлеру было 12 лет, Землю окружил загадочный барьер. После появления барьера с орбиты на землю упали все спутники. Барьер не являлся абсолютно непроницаемым. Он не пропускал свет звёзд и Луны, хотя пропускал свет Солнца, но Солнце при этом выглядело как-то странно. На Солнце ученые не наблюдали никакой обычной солнечной активности, ни солнечных пятен, ни солнечных бурь. Самым же шокирующим открытием для землян стало то, что за барьером изменился ход времени.
Olympus Pictures, компания Роба Морроу Bits & Pieces Picture и продюсер Лесли Урданг готовят экранизацию этого романа.
Входит в:
— цикл «Спин»
Награды и премии:
лауреат |
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2005 // НФ/фэнтези книги - Выбор Редакторов. 1-е место | |
лауреат |
Хьюго / Hugo Award, 2006 // Роман | |
лауреат |
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2006 // Переводная книга НФ (Канада) | |
лауреат |
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2006 // Научная фантастика (Канада) | |
лауреат |
Премия Курда Лассвица / Kurd-Laßwitz-Preis, 2007 // Лучший зарубежный роман | |
лауреат |
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2008 // Роман, переведённый на французский | |
лауреат |
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第40回 (2009) // Переводной роман |
Номинации на премии:
номинант |
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2005 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 3-е место | |
номинант |
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2006 // Лучший НФ-роман. 2-е место | |
номинант |
Локус / Locus Award, 2006 // Роман НФ | |
номинант |
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2006 // Книга года. 2-е место (Канада) | |
номинант |
Премия «Солнечная вспышка» / Sunburst Award, 2006 | |
номинант |
Премия «Боб Моран» / Prix Bob Morane, 2008 // Переводной роман (Канада, 2005) | |
номинант |
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2009 // Зарубежный роман (Канада) | |
номинант |
Портал, 2010 // Переводная книга | |
номинант |
Премия «Италия» / Premio Italia, 2019 // Зарубежный роман (Канада) |
FantLab рекомендует:
- /языки:
- русский (4), английский (1), немецкий (1), французский (1), чешский (1)
- /тип:
- книги (7), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Ю. Балаян (3), Ж. Гулле (1), К. Зингельман (1), А. Полошак (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Доступность в электронном виде:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Black ermine, 15 апреля 2020 г.
Внимание, в конце — критические спойлеры!!!
Знаете, многие жалуются на отсутствие в последние годы хорошего фентези. Не могу сказать, что они не правы, но все же есть жанр, ситуация в котором вызывает куда большую тревогу — научная фантастика.
Если классическое фентези, скончавшись в муках, по крайней мере породило жизнеспособного отпрыска — темное фентези, то Sci-fi просто тихо померло, лишь жалобно всхлипнув на последнем издыхании. Под жалобным всхлипом я подразумеваю хоррор-фантастику — жанр интересный, но уж больно специфичный и узкий.
Попытки современных авторов создавать классическую твердую НФ ужасно страдают от политической моды и написаны как будто под копирку. Есть буквально 3-4 темы, которые каждый автор SC-fi считает себя обязанным впихнуть в роман, независимо от того к месту они там или нет. Это: феминизм, расовые (как вариант национальные) вопросы и вездесущие инвалиды. Почему? Такова мода в западных обществах, эти темы сейчас там принято муссировать, их включение в книгу или фильм, рассчитывающие на коммерческий успех, строго обязательны. По итогам получаем, что вместо фантастики про звезды, пришельцев и науку мы получаем фантастику про «сильных и независимых». При этом сама фантастическая идея уходит куда-то на второй-третий план.
Не избежал этой участи и «Спин».
Идея у романа интересная и довольно необычная. Хронофантастика — тема тонкая, требующая аккуратности, но автор в целом справился (за исключением одного гигантского косяка, о котором позже). Большой плюс книги — в постоянном нагнетании напряжения, попыток понять что же происходит — эта тема была, есть и будет самой благодатной почвой для научной фантастики. Автор дозировано выдает читателю информацию, намекает на истинные причины событий, но не раскрывает их суть до самого gran finale. Успех? Увы, нет.
Проблема в том, что основной, собственно фантастической теме, в романе уделено что-то около четверти текста. А остальной объем посвящен бытовухе и Богатому Внутреннему Миру Героев (тм). Из «Спина» мы узнаем, как живется детям под гнетом строгих родителей (которые, сволочи такие, имеют наглость требовать от детей собранности и прилежания, вместо того чтобы просто потакать их хотелкам). Нам расскажут какие мудрые индонезийцы, в противовес тупым белым. Остается, правда, непонятным почему же это тупые белые создали медицину, технические науки и философию, в то время как мудрейшие индонезийцы жили в кастовом обществе и самостоятельно дошли аж до парусных лодок. Нас просветят о том, как тяжела судьба инвалидов, ведь всем известно, что для того чтобы стать великим ученым обязательно нужно быть либо психом, либо, как минимум, склеротиком. Спасибо, мистер Уилсон, это все очень интересные темы, но, представьте себе, мы читаем фантастику ради фантастики, а не социальной драмы.
Все это можно было бы еще кое-как перетерпеть, если бы не тот самый большой косяк, про который я упомянул ранее. Это — финал. Оказалось, что вся катавасия со временем затевалась ради того, чтобы к людям прилетела арка-телепорт и отправила их в незагаженный мир. Это просто полный абзац. Получается, что развившиеся до практически состояния сверхразума роботы, способные управлять временем, не смогли найти способ перегнать к земле свой телепорт, и он у них летит через пол-Вселенной с досветовой скоростью. При этом сам факт наличия телепорта как бы намекает на то, что технологии мгновенного перемещения в пространстве все же есть. Автор, вы это серьезно? Такое ощущение, что издательство просто ужало сроки и пришлось кое-как закончить роман, не выверив как следует сюжет и не исправив логические ошибки. На этом фоне меркнет даже вопрос о целесообразности переселения людей в другой мир, который они загадят за век-другой точно так же как Землю.
Бред, бред, бред. В итоге получаем, что интересная идея с «временнОй изоляцией» осталась необоснованной, непродуманной и в конечном итоге, была автором загублена. Интересные повороты сюжета и саспенс тонут в нудных диалогах, бытовухе и наивных социальных рассуждениях, и в конечном итоге роман из научной фантастики скатывается в слабую и унылую эклектику.
Но что хуже всего — это все типично. Социальная нудятина и тараканы из головы героев вместо фантастики в произведении, которое заявлено как твердое Sci-fi. Ровно то же самое мы увидим и в «Ложной слепоте», и в «Слепом озере», не говоря уже про шедевры кинематографа, такие как последние части «Чужого». Печаль.
Babai, 20 февраля 2010 г.
Не одолел. С сожалением констатировал девальвацию Хьюго. Но Роберт Чарльз Уилсон — молодец. Нудный, судя по всему автобиографический роман о скучных, часто нелогичных (автор не договаривает?) отношениях подростков, с многостраничными описаниями эпизодов, интересных, как мне кажется, исключительно самому автору (в моменты отправления ностальгии по молодости), обилие деталей из 70-80-х годов прошлого века... в общем, текст, который, по всей видимости, не купило ни одно издательство. И неплохой фантастический рассказ «Спин». Предполагаю, что автора озарило объединить два текста в один. На пару абзацев из фантастическиго рассказа — десяток-другой страниц скучной автобиографии.
Может, я ошибаюсь, но выглядит именно так. Причём, склейка двух текстов заметна невооруженным глазом.
Кто-нибудь объяснит мне, как за такое дают Хьюго?
Неужели тотальное вырождение жанра? Не следил за развитием жанра с тех пор, как мэйнстрим захлестнула волна инфантильных сказок про магов и мечи. Похоже, в литературе процессы те же самые, что на рынках в целом, — дешевое китайское всё. Странно, что китайцы до сих пор не оседлали литературный рынок.
Любителям фантастики рекомендую обходить сабж стороной.
Было бы интересно проделать обратный процесс по разъединению текстов — получился бы неплохой фантастический рассказ «Спин» (вспоминается Чан).
Fantdorn, 9 октября 2019 г.
«Спин» Роберта Уилсона это удивительно тоскливое чтиво. Я не знаю как автор умудрился, придумав такой интересный научно-фантастический элемент как Спин, зачем то сфокусировать весь сюжет на эмоциональных переживаниях героев. Если отбросить всю фантастическую составляющую романа, то в сухом остатке получим трагедию достойную Шекспира —
В очередной раз убедился в том, что получение престижных премий не является показателем отличного, интересного и увлекательного романа. Скорее всего это будет скучно, занудно и ооочень затянуто.
Больше всего жалко потраченного времени, его можно было потратить на более веселые и интересные занятия: посмотреть любой матч третьего дивизиона России по футболу среди женщин, почитать ГОСТ по производству шариковых подшипников или вышить бисером картину Малевича «Черный квадрат» в масштабе 3 к 1.
Sorok-king, 24 июля 2022 г.
Начало — то, что надо, именно такое, как я люблю. Происходит событие, влияние которого на наш мир переоценить невозможно, причём природа происходящего — абсолютно загадочна и необъяснима. Что будет дальше? Это начало конца (очень на то похоже)? Или же благо для человечества (верится с трудом)? Как далёкий мираж дрожит и плавится оценка 10.
Читаем дальше. Автор держит интригу, карты не раскрывает, наоборот, постепенно, мастерски нагнетает обстановку, добавляя новые загадки. Но вместе с тем, на первый план выходят и, прямо так, выпячиваются мелодраматические взаимоотношения персонажей. Ничего не имею против, надо же чем то разбавлять фантастический экстракт, но хотелось бы, чтоб что-то происходило с героями, чтобы их жизнь показалась мне интересней... моей, например. Десятка плавно трансформируется в семёрку.
Прочитана первая треть: фантастики всё меньше — бытовухи больше. И ладно бы эта бытовуха кардинально влияла на сюжет, но нет. Это просто скучное жизнеописание. Всё происходит крайне обыденно, неспешно и вяло (а готовится, между прочим, небывалая миссия, о которой мы знаем только в общих чертах, к сожалению), словно в окно смотришь: вон трое на великах катаются, вон парочка целуется, вон другая парочка, похоже косяк дуют; а вон «скорая» у подъезда стоит, а рядом катафалк; — практически это все события за пять часов чтения. Крепнут подозрения, что будет испорчена неплохая идея, раздражаюсь, семёрка превращается в пятёрку. Печаль...
Ан нет, слава Уилсону, да будет благословенно всё, что его окружает; он как будто слышит мой недостойный ропот и переключает фокус на Спин, на Марс, на гипотетиков. Снова на горизонте семёрка.
Вот чёрт, показалось — не семёрка , а двойка. Автор от начала текста до, приблизительно, последней трети, издевается над читателем, взявшим в руки НФ-роман, заставляя его (меня) продираться через болото «Санта-Барбары», как метко заметил Zorastro. Несколько раз ловлю себя на мысли бросить чтение и ознакомиться с кратким пересказом в вики, чего ни разу ещё не делал (и Вы не делайте), дабы понять, что же всё-таки, есть Спин. Ох, печаль...
Домучился через силу до места, где ГГ поехал спасать Диану, Спин приоткрылся и, слава Красной Телице, описание ожило, покатилось по горячей автостраде, набрало скорость и, воткнувшись в зрачок Джейсона, вылетело таки в чёрный космос, облетело галактику и плюхнулось в Индийский океан рядом с Аркой...
Вот такие противоречивые чувства обуревали меня в процессе. Резюмируя всё, что пришлось пережить, путешествуя по Спину, — поставил бы восьмёрку или даже девятку Повести «Спин», которая была бы втрое короче, а роману — с большой натяжкой 6.
kkk72, 16 декабря 2009 г.
Наконец-то и я добрался до расхваленного всеми «Спина». Что ж, это действительно очень хорошая научная фантастика. Едва ли не самое сложное в этом жанре — удачно соединить научные идеи с человеческими чувствами, сделать произведение и увлекательным и познавательным, дать пищу и уму и чувствам читателей. Не могу не признать — Уилсону это удалось в полной мере. Действие романа все время разворачивается в двух плоскостях, пересекающихся друг с другом.
Один пласт — масштабный научно-фантастический роман. В одну не самую прекрасную ночь некие загадочные существа накрыли Землю частично проницаемым коконом и ускорили ход времени на ней. Там, где для землян проходят минуты и часы, во Вселенной сменяют друг друга тысячи и миллионы лет. Поскольку срок жизни Солнца ограничен несколькими миллиардами лет, нынешнее поколение людей может стать последним. Но человечество не собирается дожидаться своего конца, сложа руки. Крупная аэрокосмическая корпорация «Перигелиум» при поддержке правительства США пытается осуществлять различные проекты, направленные на изучение «Спина» (такое название получило это загадочное явление), на поиски шанса на спасение для человечества. Проекты выдвигаются самые фантастические — от терраформирования и заселения Марса до создания искусственного разума из наночастиц на неорганической основе, ведущего разведку в космосе. Руководят этой корпорацией бизнесмен и политик И-Ди Лоутон и его гениальный сын Джейсон.
Вторая плоскость — история семьи Лоутонов изнутри, показанная глазами Тайлера Дюпре, сына домохозяйки Лоутонов, а затем личного врача Джейсона, страстно и безнадежно влюбленного в сестру Джейсона Диану. Должен признать, именно эта линия меня заинтересовала больше, хотя я отнюдь не являюсь поклонником любовных и бытовых романов. Очень уж искренними выглядят чувства героев, очень уж честным — повествованием, очень удачным оказывается сочетание судеб героев с судьбой всей Земли. По подробности и правдоподобности описаний, по вниманию к деталям, по основательности действия роман напомнил мне классические произведения Кинга или Хайнлайна. В результате иной раз непросто понять, чем же так зацепило и заинтересовало это, на первый взгляд, не столь уж замысловатое описание судеб главных героев.
Герои, кстати, чрезвычайно убедительны. И Тайллер Дюпре, и все семейство Лоутонов и даже более эпизодические персонажи вроде доктора Ины получились очень удачными. Вот образ марсианина показался мне более поверхностным. В романе много сильных эпизодов, Но больше всего мне запомнились начало — вечер, когда пропали звезды, и концовка — плавание к Арке.
В сюжете автор смог уместить очень много всего. В романе есть и сложности семейных взаимоотношений, и политика, и наука, и развитие общества перед лицом внешней угрозы. И все это органично связано в один тесный узел. При этом, несмотря на головокружительные научные идеи, на резкую смену ситуаций, развитие событий кажется основательным и обоснованным. Автор тщательно развешивает на стенах ружья, каждое из которых выстрелит в нужный момент. Если автор упоминает о новой болезни или о бесчинствах бандитов на дорогах — все это будет использовано в развитии сюжета.
Поражает порой широта эрудиции автора и нестандартность его подходов. Ну кто из американских фантастов мог бы перенести часть событий на Суматру, проявив недюжинное знание жизни представителей одного из местных народов, или процитировать стихотворение Тютчева? При этом читается роман очень легко. Даже те страницы, котоые изобилуют техническими терминами и содержат описания разных научных гипотез, написаны простым и доступным для понимания языком. Что касается перевода, то некоторые недостатки в нем есть, но мне они не бросались в глаза и не мешали восприятию произведения.
Не могу не отметить уважение, которое автор проявляет к своим коллегам и предшественникам, особенно к упомянутому уже Хайнлайну.
Есть в романе и недостатки. Так, несколько надуманной кажется линия сектантов. Не всегда, на мой взгляд, правдоподобны научные идеи, положенные в основу романа. В некоторых случаях развитие событий оказывается слишком предсказуемым.
Но, в целом, роман способен заинтересовать самых разных читателей, заставить посмотреть на перспективы развития человечества с иной точки зрения, заставить сопереживать судьбам героев, задуматься, в конце концов, над правильностью собственной жизни.
Смело рекомендую роман к прочтению.
sgowciii, 18 ноября 2019 г.
«Однажды поздним октябрьским вечером двенадцатилетний Тайлер вышел во двор и посмотрел на небо. Как будто дожидаясь этого, звезды вдруг все разом ярко вспыхнули и погасли. Их поглотила тьма.
Зондаж околоземного космического пространства обнаружил чудовищную истину: вокруг земли создан барьер гигантскими объектами неизвестного происхождения . За барьером время ускорило бег, за один земной год там пролетает сотня миллионов лет. Этот темп предвещает смерть Солнца всего ишь через четыре земных десятилетия...»
Гениальная аннотация! 10 из 10! На неё я и купился, да и премия Хьюго к тому же! НО.. книга скучна до безобразия, весь сюжет, действия, весь сок описаны в двух абзацах(см. выше).
Поверьте мне — кроме аннотации, саму книгу читать не стоит. Лучше пару раз перечитать описание.
Ещё и продолжение романа у автора есть.. ужас
zvezdochet2009, 5 апреля 2023 г.
На заре 21 века «твердая» научная фантастика стала редким явлением, поскольку большинство авторов ушло в социальную и гуманитарную фантастику, в фэнтези и магический реализм, в постапокалипсис и киберпанк – то есть жанры, выгодно отличающиеся визуальными эффектами и не требующие серьезного погружения в научные вопросы.
Канадский фантаст Роберт Чарльз Уилсон пошел против мейнстрима и написал интересный полноценный научно-фантастический роман под названием «Спин», открывающий одноименную трилогию. Роман получился интригующим не только благодаря убедительно описанной идее, но и из-за хорошо прописанных героев, живого мира, не натянутого конфликта и драматической составляющей.
По сюжету, в недалеком будущем планету Земля накрывает защитная сфера неизвестного происхождения под названием Спин, тем самым не давая возможность видеть звездное небо, Луну и Солнце, вместо которого появляется зеркальное отражение для поддержания света и тепла. Вскоре ученые устанавливают, что Спин является не только физическим, но и временным барьером, и когда на Земле проходит 1 секунда, за барьером в космосе проносится примерно три года. Таким образом, Земля со страшной скоростью несется в будущее, к тепловой смерти Солнца, когда оно раздуется до размеров гиганта и взорвется сверхновой. Это означает, что человечество погибнет примерно за одно поколение.
Перспектива страшна, а что делать, неизвестно. Главный герой Тайлер Дюпре и его друзья пытаются найти ответы на этот вызов и понять, кто установил Спин, как уничтожить барьер, как спасти человечество в случае неудачи, как уничтожить враждебную цивилизацию, если это ее рук дело (в чем нет сомнений, ведь Спин явно искусственного происхождения).
Здесь Уилсон мог бы уйти в производственный жанр и описать процесс последовательного решения разных инженерных и научно-технических задач, но вместо этого выбрал путь философской драмы. Автор, не спеша и со вкусом решил рассказать о том, как сложилась судьба трех протагонистов на фоне глобального проекта всего человечества по спасению. Уилсон оказался весьма убедителен в психологии, и не столь искусен в технике, ограничившись поверхностным описанием цивилизации «гипотетиков», портала для телепортации и излучателей Спина на полюсах. Ожидания тоже слегка обмануты, возможно по причине растягивания всей истории в трилогию – финал первого романа не разрешается значимым конфликтом и открыт. Книгу это не портит.
Есть некоторая недосказанность в отношении «гипотетиков»: хотя в финале раскрывается их происхождение и суть всего замысла по установке Спина, внеземная цивилизация остается скрытой за завесой тайны, причем не дается вообще никаких зацепок, позволяющих воссоздать их образ, культуру, философию и миссию. «Гипотетики» выхолощены до уровня примитивного и обезличенного ИИ, тем самым превращаясь в Deux ex mashina, отчего возникает ощущение искусственности происходящего.
Тем не менее, «Спин» Уилсона на фоне немногих научно-фантастических романов первого десятилетия 21 века выглядит внушительно. Хоть сама идея некоего Барьера, воздвигнутого могущественной внеземной цивилизацией, не нова, технический ход с ускорением времени придает всему сюжету главный драматизм и остроту – словно несешься в поезде под откос к обрыву, и выскочить невозможно. Невольно, приходится совершать выбор – отсекать лишнее, определять главное. Искать смысл жизни перед лицом надвигающейся смерти.
Прелесть в том, что каждый находит свой ответ, и здесь нет правильных или неправильных решений. Автор очень хорошо это показал на примере героев. «Спин» однозначно заслуживает внимания и вносит свой вклад в развитие жанра на новом этапе.
Zorastro, 27 апреля 2015 г.
Представьте какой-нибудь американский телесериал (нефантастический). Например, «Санта-Барбара. Представьте, что примерно через каждые 5-10 серий какой-нибудь персонаж в разговоре упоминает другу некие новости о событии в жанре научной фантастики. Такова композиция книги. Могу согласиться, что эти вкрапления фантастики интересны. Но в основном книга скорее о взаимоотношениях подростков, затем их же в более взрослом возрасте. Бытовуха с полным размахом. Вываливать на читателя, ожидающего прочитать фантастическое произведение, такое огромное количество бытовухи при столь исчезающе малом количестве фантастики, IMHO, со стороны автора не честно.
Любителям американских телесериалов, женских романов и т. п., думаю, теоретически может понравится.
r9snick, 24 октября 2021 г.
Замечательный роман, который умудрился довольно крепко сесть на все повествовательные стулья.
«Спину» удалось создать масштабную картину будущего Земли, которую накрыл неведомый барьер и описать дотошно планы и идеи человечества разузнать о случившемся и решить эту занятную проблему. Высокие технологии, терраморфинг, исследование космоса — с одной стороны, с другой стороны — грызня правительств и корпораций, раскол общества, появление многочисленных культов — всё это раскрыто в должной степени увлекательно, ярко и правдоподобно.
С другой стороны, роман достаточно приземлённый и повествует о жизни и судьбе доктора Тайлера Дюпре, который оказывается в центре всей истории волею судеб. Личные переживания и отношения Тайлера со своим лучшим другом, его семьёй, коллегами и другими героями немного вылезают за пределы желаемого объёма и глубины, но всё же получились достаточно трогательными, проработанными и увлекательными.
Да, глубокого погружения в философские и этические темы нет, едкого социального анализа — тоже, а сам темп и динамика романа весьма плывущие и неспешные.
Но это важное современное произведение НФ, которое стоит прочитать всем любителям жанра. Понравится или нет — трудный вопрос, это не однозначное «Да», но я остался очень доволен и последние двести страниц проглотил буквально за один вечер.
Shab13, 29 мая 2019 г.
Однажды с неба исчезли звезды. Позже стало известно, что Землю окружил странный купол, впоследствии названный «Спин». Конец света не наступил. Пока. Спин мог пропускать некоторые объекты сквозь себя, например спутники. Так люди узнали, что за один год на Земле, вселенная проживает сто миллионов лет. Луна отдалилась от Земли, Солнце постепенно угасало, хотя его искусственный двойник продолжал кружить вокруг планеты по оболочке Спина.
Конец света все еще не наступил.
Главных героев трое. Ну ладно, формально гг один — Тайлер Дюпре, но близнецы Лоутон, Джейсон и Диана, тоже сильно влияют на сюжет (кто-то больше, кто-то меньше).
Тайлер, сын домоправительницы Лоутонов, и близнецы в детстве были не разлей вода. В этой истории Тайлер скорее выступает свидетелем и хронистом, чем активным участником событий. Он всегда находится рядом с теми, кто творит историю Спиновой эпохи, в частности рядом с Джейсоном.
Джейсона отец, предприниматель и бизнесмен, растил как свою замену. Высокий уровень интеллекта и желание получить ответы не смотря ни на что, толкают Джейсона к изучению Спина и мира вне оболочки.
Диана, в свою очередь, все нужные ответы нашла в религии. Она уезжает, выходит замуж, и истово верит, что религия способна заполнить пустоту внутри.
Спин сталкивает и разводит эту троицу в странном танце. Их жизни связаны неразрывно — мужская дружба и любовь всей жизни, которая переходит в принятие и сожаления.
И-Ди Лоутон, отец близнецов, говорит, что поколение Спина, словно парализовано, как мышь перед удавом. Люди в ужасе перед Спином и ждут конца света. Развиваются апокалиптические секты, по миру прокатываются волны самоубийств, на дорогах, в лучших традициях дикого запада, засады грабителей. Сектанты разводят коров, с целью вырастить идеальную красную телку — жертву Богу, но распространяют только ужасный вирус. Мир катится в бездну страха и отчаяния, а апокалипсис все не наступает.
Это отчаяние ощущается кожей.
Концовка дает все ответы. Да, возможно ответы кому-то не понравятся, но они достаточно логичные, и без недосказанности. Скажем так, они не разочаруют, как было с похожим по духу «Под куполом» Кинга (Там лучше и вовсе убрать концовку, просто купол пропал и все. Почему? Потому что!).
Все-таки это больше драма, чем научная фантастика. Драма людей, которые столкнулись с чем-то настолько выходящим за грань их понимания, что ничего уже не будет прежним. Остается только бороться или жить свои маленькие жизни.
technocrator, 29 мая 2019 г.
Твёрдая НФ «с человеческим лицом». Грандиозные процессы, разворачивающиеся на фоне производственно-семейно-бытовой составляющей (которая чуть-чуть напомнила мне роман «Брат мой, враг мой» другого Уилсона). Ясный, не перегруженный язык.
Образ сферы, изолирующей Землю от звёзд, уже встречался, например, у Брина, и в «Карантине» Грега Игана. С теплотой выдержаны и прямые отсылки к классической литературе о покорении Марса землянами. Вообще, сверхоригинальных новинок в тексте мало, но отлично используются НФ-идеи «переднего края».
Время (внешнего мира) ускорилось. К самим переменам удаётся приспосабливаться, но что случится, когда Солнце расширится и сгорит? Может быть, и ничего, и по-прежнему по небу будет кружиться его имитация на гигантском чёрном экране... А может – всё что угодно, и никто не в силах предсказать ближайшее будущее.
Наверное, можно рассматривать фантдопущение и как метафору социума перед лицом надвигающейся технологической сингулярности.
На протяжении одного-двух поколений всё кардинально изменится, и неизвестно, каким выйдет (и выйдет ли) наш мир в новую эпоху. Но, несмотря на масштабность перемен и признаки надвигающегося коллапса, отчётливо осознают и задумываются об этом небольшой процент людей; основная масса старается жить привычной жизнью.
"— Мы все Рип ван Винкли. Всем нам пора бы проснуться.» – говорит один из главных героев, талантливый учёный и организатор, возглавивший программу активных исследований в эру Спина.
Выходит на новый виток противостояние религии и науки. Тем временем удаётся изобретательно использовать вычислительные и «эволюционные» мощности, ставшие доступными как побочный продукт замедленного времени. Но впереди ждут новые неожиданные повороты...
Что не понравилось: несколько несимпатичных моментов из жизни персонажей и самого врача-рассказчика. Также, повествование иногда слишком неспешно и отвлекается на лишние детали.
Надо ли читать: пожалуй, произведение можно причислить к неоклассике научной фантастики. Нельзя ручаться, зайдёт ли авторский стиль, но попробовать стоит.
Shirley, 27 июня 2017 г.
Интересные фантастические идеи потонули в Санта-Барбаре. Редкие всплески динамики потерялись в словесах.
Для любителей ме-е-едленного нервомотания.
Крайне не советую в виде аудиокниги. Еще уснете за рулем.
солоденко, 4 июня 2016 г.
не понимаю почему роман отнесен к твердой НФ. Фантдопущение толком не прописано, логика не просто хромает а отсутствует в принципе. Пусть планету окружили неким коконом внутри которого время течет медленнее во много раз, тогда любая попытка выйти за пределы пузыря приведет к распылению ракеты на атомы (нос ракеты будет лететь со скоростью десятки км/с, тогда как хвост, оставаясь внутри кокона, будет стоять на месте с т. з. носа). Куда делось притяжение Луны тоже не понятно, ведь теперь Луна летает вокруг планеты на сумасшедших скоростях и должна порождать такое закручивание пространства что можно было-бы запросто путешествовать во времени используя эффект Лензе — Тирринга, но ничего этого нет у автора даже приливы и отливы происходят с той периодичностью что и раньше. Ах да гипотетики всё воспроизвели, и Луну и Солнце, всё кроме звезд. Deus ex machina верхом на белом рояле.
Mynov, 13 ноября 2022 г.
Уникальный коктейль фантастики
Тут стоит сразу заметить, что лучше всего эту книгу читать после «Звезды Пандоры» Гамельтона. Тогда ты понимаешь насколько Р.Уилсон более профессиональный писатель, чем Гамельтон. Если у Гамельтона фантастика выглядит как пластилиновый кусок нашпигованный саморезами — настолько неуместны там все эти выдумки о будущем, то у Уилсона не меньше различных «диковинных штуковин», но они настолько гармонируют с текстом и концепцией, что читать гармонично, ты просто воспринимаешь всё как само-собой разумеющее. У Гамильтона сюжет сводится в какой-то детский лепет — у Уилсона с каждой страницей фантастика набирает более научный подход и свою мощь впечатлений.
Теперь о СПИНе — это удивительный коктейль из:
«Дитя человеческое» Джеймс
«Марсианские хроники» Рея
«Что может быть проще времени» Саймака
и еще много различных фантастически идей, включая совершенно уникальные идеи, которые как раз и легли в основу сюжета СПИНа.
Я довольно много прочитал научной фантастики и Уилсон меня приятно удивил. В лучших традициях Артура Кларка и Филиппа Дика. Единственный отрицательный момент — уж слишком много в книге религиозных фанатиков, различных болезней и странной зацикленности на сексе. Это создаёт возможно атмосферу апокалипсиса, но явно не правдоподобную, потому-что большинству людям нужно только одно — поесть-попить, размножиться и повеселиться. Вся их жизнь так или иначе связана только с этим. Поэтому, никто бы не убивался из-за того что звёзды пропали и вокруг Земли образовался пузырь — всё что им для счастья нужно, никуда не делось. Да и часто ли мы вообще смотрим на небо — не смотря на то, что я увлечен астрофизикой, я бывает месяцами вообще на небо не смотрю. Вот этот момент конечно огорчил у автора. Еще может напрягать сопливое взаимоотношение между героями, которое начинается с самого начала книги и по сути никак не меняет на протяжении. Это своего рода бытовая возня, создающая ощущение что перед нами живые люди, а не картонные декорации. Но всё равно роман занимает 9 из 10 баллов за свою гармоничность и неповторимость идей.
Koriy, 15 февраля 2019 г.
Мое отношение к данной книги можно выразить фразой «Я поражена». Поражена, как мастерски можно сгубить свою же собственную идею и саму книгу. Открывая «Спин», готовьтесь к бесконечному количеству диалогов о погоде, местных новостях, бессмысленности жизни, а также к массе событий, которые больше похоже на бесцельное жизнеописание.
На мой взгляд, самая большая ошибка была совершена при выборе типа повествования. Текст написан от первого лица, и именно этот факт убивает книгу, ибо повествование от “Я” предполагает глубокое погружение в персонажа. Здесь же главный герой не совершает абсолютно ничего, не анализирует происходящие вокруг события, не делает никаких выводов и ничего не чувствует. Изредка нам напоминают о его личной драме — неразделенной любви — но выглядит это так неуклюже, словно в эти моменты вклинивается сам автор с восклицанием: «Эй, ты еще помнишь об этом? Смотри не забудь!». Как мне кажется, гармоничнее было бы писать от «всевидящего ока», давая возможность главному герою быть просто беспристрастным наблюдателем, кем он, по сути, и является. На протяжении всей книги он не предпринял ни одного активного действия. Ехал, куда ему говорили, делал то, о чем его просили, и даже в самом конце истину и суть «Спина» ему разжевали устно и подробно, а затем предоставили копии — записанные на диктофон и на бумаге. Если не понял, прочтешь еще раз, а потом еще послушай для верности. С препятствиями главный герой не боролся, просто потому что их не было. А если вдруг что-то и случалось (что неизбежно в агонизирующем мире), всегда находился кто-то, кто помогал ему справится. Другие персонажи появлялись в повествовании, только чтобы объяснить главному герою что делать, вовремя помочь деньгами, документами, едой, моральным наставлением или постельными утехами. Все возможные конфликты, где мы могли бы узнать героя поближе и понять, из какого теста он слеплен, он просто обходил стороной. Буквально, отворачивался и уходил.
Главный герой не вызывает сопереживания, а, как следствие, и история, которую его глазами рассказывает автор, тоже. Для меня причина кроется в полном отсутствии в тексте чувств. Иногда кажется, что повествование ведется от алекситимика (алекситимия — отсутствие возможности выразить эмоции в устной форме), хотя он даже и не думает ничего ни о своей жизни, ни о мире, который буквально умирает за окном. Книга написана больше в публицистическом стиле и выбор повествования от “Я” входит в противоречие.
Да, идея хороша, хотя и не нова. Обидно, что она не раскрыта в полной мере. На протяжении всей книги идея все время находится где-то на периферии. Она где-то на небе, но лучше об этом не думать, вроде ею занимаются ученые, но нам не стоит туда лезть (хотя один из героев непосредственно руководит космической программой). В НАСА готовятся полеты в космос, ученые собираются изменить судьбу всей галактики, где-то на Земле массово гибнут люди в пароксизмах умирающего мира, но книга не об этом. Она об инфантильном главном герое, который предпочитает не думать, не чувствовать и выполнять ежедневные рутинные обязанности на протяжении 1000 страниц (это объем epab, он может быть иным в других читалках).
Если сократить книгу раза в три, придать герою характер и цельность, показать динамику умирающего мира, а не вялое копание главного героя в собственном пупке (причем даже из этого он не делает никаких выводов), возможно тогда книга и могла бы поразить человека, двадцать лет читающего фантастику и считающего, что за этим жанром будущее, что этот жанр и есть, по сути, будущее. Но пока я могу сказать, что это худшая книга в данном жанре, которую я прочитала за двадцать лет. Не знаю, за что ей дали Хьюго или что уж там такое впечатлило Кинга, но если «Спин» и способен чем-то впечатлить, то только силой растущего недоумения по мере перелистывания страниц.