fantlab ru

Питер Гамильтон «Звезда Пандоры»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.16
Оценок:
1223
Моя оценка:
-

подробнее

Звезда Пандоры

Pandora's Star

Роман, год; цикл «Вселенная Содружества»

Аннотация:

2380 год. Начинается четвертое столетие колонизации Галактики человеком. Астрономы обнаруживают за пределами сферы влияния Галактического Содружества удивительный феномен: исчезновение пары звезд, необъяснимое средствами стандартных космологических теорий. В предположении, что светила эти окружены мгновенно сомкнувшимися сферами Дайсона, туда высылают с разведывательной миссией оснащенный по последнему слову техники боевой корабль.

Но окажется ли довольно его мощи, чтобы захлопнуть крышку ящика Пандоры?

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премия Барри Левина / Barry R. Levin Collectors Award, 2004 // Книга года

Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2004 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 8-е место

номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2015 // Лучший роман / авторский сборник нерусскоязычного автора

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (8)

Звезда Пандоры
2015 г.
Звезда Пандоры
2016 г.
Звезда Пандоры
2022 г.

Издания на иностранных языках:

Pandora's Star
2004 г.
(английский)
Pandora's Star
2004 г.
(английский)
Pandora's Star
2010 г.
(английский)
Pandora's Star
2014 г.
(английский)
Pandora's Star
2020 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Типичный Питер Гамильтон – тысячи ненужных подробностей и сцен (одно заседание суда чего стоит – зачем оно вообще здесь?), корявая структура (самостоятельные сюжетные линии раздроблены и разбросаны по тексту в полном беспорядке), убогий язык (школьное сочинение пополам с канцеляритом), но какая фантазия! Этот Графоман и заклёпочник от НФ создаёт научно-фантастические миры с потрясающей детализацией. Он расскажет вам об устройстве всего: политической и экономической системы выстроенного мира, скафандров, космических кораблей, наземного и воздушного транспорта, средств связи, электростанций, экзотических гаджетов, одежды, холодильника, стола, стульев, футбольного мяча... Не зря его любимая фраза: «...объект представлял собой...» И эти миры действительно смотрятся почти как живые. Но, к сожалению, именно что почти. К могучему воображению да добавить литературный талант – цены бы ему не было. И миры зажили бы полноценной жизнью.

Конечно, не каждому может понравиться такая манера письма, но если проявить на начальном этапе упорство и выдержку, то можно привыкнуть и в дальнейшем даже получать основательное удовольствие. Особенно, когда умеешь и готов пролистывать ненужное.

Оценка: 7
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Межзвездный детектив в стиле cyberpunk и элементами боевика.

Даже не знаю как выразить своё разочарование. Долгие годы у меня было четкое представление, что «Звезда Пандоры» это интересная научная фантастика, которую обязательно надо будет прочитать. Аннотацию к книге знают все, но есть большое НО — книга в общем то оказалась детективным киберпанком с межзвездными террористами, грязной политикой корпораций и странных любовных историй. Настолько не оправдывает ожидания от аннотации, что хочется бросить чтение в самом начале.

Конечно же главная заслуга негатива — сам автор, Гамильтон, точнее его способность сформулировать мысль. Не понимаю что нужно употреблять, чтобы в одну книгу напичкать «всё-что-можно-себе-только-представить», да еще и отвлекаясь, смакуя с таким удовольствием различные второстепенные детали. Ощущение, как будто писатель под стимуляторами. Ну шутка ли, автор постоянно начинает уточнять, что герой идет по светлому деревянному полу, а сбоку от него кирпичная стена красного цвета в щербинку. Я потом заметил, большинство людей тоже поражает ненужные подробные детализации и отсутствие чёткой линии развития сюжета — сюжет раскрывается от лица десятков персонажей, да еще и разбросанных во времени, которые еще и сомневаются в своих убеждениях.

Чтение этой книги похоже на прослушивание радио, когда одновременно слышно несколько радиостанций, которые освещают какое-то мероприятие. Вроде в общем-то тематика одна, но каждая радиостанция рассказывает о своем. Вот такое наслоение происходящего будет в вашей голове. И это не фишка и не особенность — просто автор не может чётко отделить одну идею от другой. Ну зачем все свои идеи и мысли вмещать в одной книге.

У нормального адекватного человека уже к середине произведения появится оскомина от слов «Эль Дворецкий» и «Червоточина».

Так же много вопросов к Гамильтону о его отношение к Христианствую, потому-что чувствуется лёгкий сарказм.

Это было моё первое знакомство с автором и последнее. Автор не смог сфокусировать свои мысли, выдал всё, сразу и еще маленькую тележку. Другие читатели так же отмечают, что писатель показал весь свой потенциал в одной книге и последующие книги идейно ничего нового не раскрывают.

Поставил 3 из 10 за разнообразие идей. Но как чтение — эта книга испытание.

Оценка: 3
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Спустя семь лет взялся перечитывать, тут так кстати и ковид подоспел с его гарантированным диванным временем...

По итогам чтений подтверждаю гекалитры воды и тонны жвачки, но текст весьма качественный и назвать его «графоманским» язык не поворачивается. И чтобы разрешить эту дилемку, я стал смотреть на книгу, не как на цельное произведение, а как на сборник рассказов в единой вселенной-сеттинге. И, вот, передо мной предстала целая россыпь разнообразных и одновременно классных рассказов преимущественно в жанре соцфантастики, но попадаетсся детективная, и производственная, и авантюрная, и даже космическая фантастика... а сквозной сюжет, ну что сквозной сюжет — Найджел Шелдон всех спасет и наши победят.. это же Гамильтон.

Очень советую в качестве прикроватного чтива.

апд: забыл добавить — бросается в глаза жуткий сексизм текста, у всех персонажей любого плана ярко выражена сексуальность и это еще специально подчеркивается в диалогах... утомляет это, перебор.

****

-- оценка 7-летней давности first impression

-- слово «гекалитры» жаргонизм

-- справедливости ради замечу, что ковид тяжелая болезнь и львиная доля диванного времени ушла на сон или горячечный бред (зря тянул с 3-м бустером)

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

На общем фоне тускловатой западной фантастики (мое мнение) последних 20 лет — это просто великолепный роман (как и вторая часть). Много сюжетных линий, но все они доведены до логического конца, оригинальная общая идея, хороший язык и яркая фантазия.

Оценка: 8
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Во-первых, если вы хотите почитать космооперу, то вы не по адресу! Из 750 страниц убористого текста собственно в космосе действие происходит от силы страницах на 100-150. К самой звезде (соблазнившись на полет к которой я и купил данный опус) герои отправляются только во второй половине книги. А что же в книге происходит все остальное время? Описания, бесконечные описания быта западного «развитого капитализма» конца 90-х — начала 00-х годов. Вы спросите: а как же так, ведь действие происходит в 2380 году? А вот так... Мир будущего автора почему-то застрял в развитии где-то на рубеже XXI века.

Я даже не буду говорить, что это глупо — в конце концов, каждый фантаст имеет право на свое видение будущего. Вот только люди, которые прожили по 300 лет, на страницах романа ведут себя зачастую как восемнадцатилетние подростки. Все эти детективные линии качества дешевого бульварного чтива, доллары, акции, политическая возня, вызывающая в лучшем случае горькую усмешку, межзвездные семейства, РЭНД (уже одного этого достаточно) — заставляет громко кричать «не верю«! Это не про будущее — но и не про аллюзии на настоящее. Это исключительно про количество слов! И если поначалу еще хотелось верить, что автор просто таким образом старается как можно глубже макнуть (извините, не получается сюда применить слово «окунуть») в атмосферу, то под конец все становится предельно понятно.

Да, в романе есть светлые места: собственно полет к паре Дайсона, праймы, путешествие Оззи по тропам сильфенов. Но вся остальная безыдейная графомания перевешивает их во сто крат. Все планеты как под копирку — Земля. Огромное количество просто ненужных и бессмысленных героев, не имеющих ни толковых характеров, ни индивидуальности. И как вишенка на торте — жирный клиффхэнгер в конце. Да, в принципе, мне, может, и хотелось бы узнать, кто такой Звездный Странник, кто воздвиг барьер. Но продираться ради этого через 800 с лишним страниц безумной графомании в следующей книге я не готов.

Оценка: 5
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

А что будет если перестать читать книгу её середине? Будет ли чувство, что надо было страдать, и ещё 200 страниц пытаться осилить, что вдруг там дальше будет интересно?

Нет, ничего не будет, кроме провала в сон от бесконечной графомании так тщательно культивируемой автором. У меня так же есть вопрос к читателям, которые поставили 7 и более баллов, а вы точно именно это произведение читали? Понятно что все мы разные, и книги это тоже вкусовщина, но такие высокие оценки вызывают недоумение. Господину Гамильтону явно платили за количество букв, а не за нормальный сюжет и персонажей. Я вот запутался после 400 прочитанных страниц, а про что книга то? Одна пустая болтовня на фоне меняющихся локаций, героев (которые и не герои то вовсе), а я ещё Лукьяненко претензии предъявлял за шаблонных персонажей. Тут же они просто есть, просто набор букв.

Практически бессмертные люди, сотни колонизированных планет, живи и радуйся, невероятные возможности для исследования вселенной, термоядерная энергия, ИИ-невероятных мощностей, а что в итоге? Стандартная модель западного мира. Угнетённые негры (та баба-админ, которая торчит на Высоком Ангеле), аборигены-имбецилы, и конечно дизельное топливо!!! Что за бредни, то есть как чревоточину открыть за 100 и более световых лет это норма, а лучше дизеля ничего не придумали? Это абсолютный бред. Но более четверти книги посвящена идиотскому проекту корабля, и его постройке. При этом палки в колёса вставляют кретины террористы с неясными целями, которых 200 лет поймать лучший сыщик долбанного Содружества не может. Итого: растянутая книженция на 750 страниц, пустой сюжет, корявый мир без логики, и часов 20 потраченного времени на эту чушь. Кто ждёт интересного сюжета, каких-то идей захватывающих, можете не читать, их тут точно нет.

Оценка: 4
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первая часть «Саги..». Ключевое слово — именно «Сага». Как и в классических сагах, уже скоро перестаешь понимать, кто кому кем и зачем приходится... а если еще и отвлечься на денек-другой... Как и в классических сагах — много (слишком!!!) описаний всего чего угодно, вплоть до предметов туалета героев и технических деталей их оснащения (почему-то сразу возникла ассоциация с описанием щита Ахилла). Зачем только это читателю — непонятно. Как и в классических сагах — окончание — суть отсыл к продолжению... «Хотите знать больше? Оставайтесь с нами». Не самая удачная смесь детектива и космооперы (именно в плане их взаимосвязи). На мой взгляд, «Пришествие ночи» более сильное, более оригинальное и, главное, более динамичное. При этом — сюжет достаточно интересен, даже в структуре своего развития. При этом — концовка не прорисовывается даже приблизительно (нет, понятно, что «наши» победят, но вот как именно и за счет чего). А напоминающая произведения Стивенсона кульминация навязчиво подталкивает к прочтению продолжения... ...которое, очень надеюсь, не заставит пожалеть о таком решении. Оценка выставлена, скорее, заочно — читаем дальше.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман может показаться излишне объёмным. Но автор делает это не с целью написать побольше «букаф», а с целью детально передать сюжет. И у него это получилось, благодаря обилию персонажей и множества сцен с их участием (половину которых можно было бы пропустить) получилось монументальное произведение. Читая его ты как бы погружаешься в мир, придуманный автором, уж очень живыми получились его герои.

И, кстати. Кажется, это первая космоопера с эльфами. По крайней мере для меня.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А Звёздный Странник всё-таки существует. Кто-то финансировал работу астронома забытого богом университета, кто-то сделал так что он раструбил о своём открытии на всё Содружество, кто-то был на Втором Шансе и отключил барьер.

Оценка: 9
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересно, но оооооочень затянуто. То, на что я купился в аннотации, случилось примерно на 600й странице из 1000 (полетели к звезде). То есть первую половину автор многословно описывал всю флору и фауну, ландшафты, переживания и мысли каждого второстепенного героя, завел сотню параллельных линий сюжета, заставлял читать целую главу о том, что кто-то куда-то летит или едет (даже если герой второстепенный). Чтобы ввести в сюжет одного персонажа мне пришлось читать детектив внутри фантастики, в котором тоже были с десяток героев. О них потом забыли, прошло сто страниц текста, а я только под конец книги осознал что вся эта Санта-Барбара была ради одной левой цели. Книга, естественно, оборвалась по середине и теперь надо делать моральный выбор на тему того, тратить ли ещё драгоценное время или где-нибудь почитать спойлеры. Вся эта огромная и излишне подробная картина мира конечно хорошо, но я, честно говоря, не понимаю, как она вся относится к основному сюжету и зачем она мне теперь в голове.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Скучная, нудная книга. За что такие оценки, непонятно. Блекло, невыразительно.

Оценка: 1
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

♦ ОСТОРОЖНО: ДАННЫЙ ОТЗЫВ СОДЕРЖИТ СПОЙЛЕРЫ. ♦

Субъективный конспект главных действующих лиц первой книги.

Писал для себя, чтобы разложить запомнившийся сюжет по полочкам и не забыть как зовут ключевых персонажей (в т.ч., что с ними приключилось в первой книге) до того, как примусь за чтение второго тома. Решил, что в случае с «кирпичом» Гамильтона такое резюме окажется полезным не только для меня, т.к. тяжко все упомнить. (Стоит ли говорить, что мне, старому фанату «Песен Гипериона», книга Гамильтона очень понравилась?).

Собственно, весь текст ниже — то, что мне удалось систематизировать о персонажах по более-менее свежей памяти. С незакрытыми под спойлер местами можно ознакомиться без опасений.

=======================

♦ Праймы —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
захватчики, прилетевшие со звездной системы Дайсона. Утес Утреннего Света — главный антагонист (иммобайл — т.е. что-то вроде пчелы-матки, «мозговой центр», воспроизводящий себя и стремящийся к бессмертию путем максимального распространения своей породы (т.е. носителей своего сознания) по Вселенной.
Слепая сила, «абсолютное зло», не признает компромиссов.

♦ РИ (аббр. «развивающийся интеллект») — совокупность организованных на отдельной планете Содружества кибер-мощностей, образующих собой самообучающуюся виртуальную сущность — искусственный интеллект. По отношению к человечеству и Содружеству выступает третьей стороной, союзником и консультантом.

♦ Брэдли Йоханссон: в начале книги — фанатик, возглавляющий экстремистское движение Хранителей Личности (базируется на планете Дальняя), в конце книги —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
вероятно, один из немногих персонажей, располагающий чуть менее чем полной картиной происходящего.
Финансирует и координирует деятельность Хранителей, направленную на «отмщение Дальней» и «борьбу со Звездным Странником». Имеет разветвленную сеть агентов в высших эшелонах власти.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
После событий, приведших к атаке праймов, парадоксально выглядит наиболее благоразумным, сведущим и малораскрытым персонажем. Со слов Оззи (см. «Оззи»), Йоханссон некогда путешествовал по тропам сильфенов (загадочная гуманоидная расса).

♦ Адам Элвин: идеалист, коммунист, наемник и террорист. Много лет находится в розыске. Его дело ведет Паула Мио. Выполняет задачи Йоханссона, хотя не разделяет его взглядов. Организатор некоторых масштабных акций, направленных против экспедиции «Второго Шанса» к Барьеру. Переживает духовный кризис, тяготится своим кровавым прошлым.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Наносит визит Оскару (высокопоставленному помощнику Уилсона Кайма) и просит того проверить журнал «Второго Шанса», т.к., по данным Йоханссона, Дадли Боуз попал в плен праймов не случайно: кто-то на «Втором Шансе» подстроил техническую неисправность в связи ученого с кораблем. Данный разговор между Элвином и Оскаром показывает, что Оскар (ближайший соратник Кайма) некогда был террористом и напарником Элвина.

♦ Уилсон Кайм: командор флота, созданного для противостояния праймам. На корабле «Второй шанс» возглавлял первую разведывательную экспедицию к Барьеру, окутавшему Пару Дайсона.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Исследовав Барьер, ученые приходят к выводу, что его установила цивилизация, чей технический уровень значительно превышает их собственный. Вскоре после приближения «Второго шанса» к системе Дайсона Барьер внезапно исчезает. Под выключившимся «куполом» экспедиция обнаруживает промышленно развитую цивилизацию праймов. Праймы выпускают в корабль людей ракеты и Уилсон отдает приказ отступить, бросив оставшегося на астероиде Боуза. Вернувшись в Содружество, Кайм был вовлечен в политическую игру и учавствовал в решениях относительно организации защиты Содружества от праймов. Пожертвовал кораблем и собой (будучи уверенным в дальнейшем воскрешении), чтобы задержать экспансию праймов во время их первой высадки на планеты Содружества и дать людям время на эвакуацию и перегруппировку сил для обороны/контратаки. Поступок Кайма причинил Утесу Утреннего Света ощутимый ущерб, заставив праймов отказаться от блицкрига.

♦ Дадли Боуз: ученый-астроном, открывший феномен «окутывания» Пары Дайсона. Благодаря этому стал популярным и (к неудовольствию Уилсона Кайма) получил место в исследоветальской экспедиции к Барьеру, не будучи функционально к этому подготовленным.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Во время миссии (не)случайно оказался отрезанным от корабля на небольшом астероиде. Корабль (под управлением Кайма) был вынужден скрыться от выпущенных праймами ракет, оставив Боуза и его напарницу на астероиде. Там Боуза нашли праймы. Его напарницу обследовали и причинили несовместимые с жизнью увечья. Утес Утреннего Света загрузил в свою нейронную сеть память Боуза и благодаря его воспоминаниям получил представление о человечестве, Содружестве и его координатах в космосе. Тело Боуза также уничтожено праймами в ходе исследования. Боуза воскресили в Содружестве. Глуп и труслив, человек-тряпка — был таким на протяжении всей книги. При вторжении праймов был эвакуирован в безопасное место силами Мелани.

♦ Паула Мио: легендарный следователь, много лет безуспешно преследует Адама Элвина и Йоханссона. Ушла в отставку под давлением руководства. Продолжает следствие самостоятельно. К концу книги приходит к выводу, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
в правительстве и/или флоте есть утечка информации. Склоняется к мнению, что Звездный странник действительно существует. Хочет выследить Йоханссона, чтобы заодно узнать больше о Звездном страннике и, предполагаю, после этого определить свое место в данной игре. До сих пор являлась сухим и объективным наблюдателем и типичным «стражем порядка».
Конец первой книги предполагает, что в ближайшем будущем Мио предстоит сделать важный выбор и решить, за кого она играет. Возможно, она уже его сделала.

♦ Мелани: живущая первой жизнью красотка. По ходу сюжета из глупенькой девчушки эволюционировала в решимого и умного игрока-участника происходящих в Содружестве событий.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Благодаря родству с одним из ученых, разработавших искусственный интеллект, имеет прямую связь и поддержку РИ, что проявляется в недоступных для большинства людей технических возможностях, а также (неограниченным?) доступом к любой публичной информации. В конце книги убедилась, что Йоханссон — не просто фанатик и лжец, а за «россказнями» о Звездном Страннике стоят неопровержимые факты. В процессе расследования вышла на Дадли Боуза и обнаружила то же, что удалось узнать Пауле Мио: что исследования Боуза финансировал фиктивный благотворительный фонд. Мелани приходит к выводу, что кто-то (Звездный Странник) подталкивал Боуза к его открытию и заранее спланировал последовавшую далее агрессию со стороны праймов. В конце книги Мелани уличает во лжи Александру Барон и делает вывод, что Барон (возможно) причастна к кругу агентов Звездного Странника. Опасается за свою жизнь, так как копнула слишком глубоко и не уверена, что смогла скрыть это от Александры, которой больше не доверяет.

♦ Александра Барон: влиятельная медиаперсона, ведущая самого популярного «инфотейментного шоу» Содружества. Имеет разветвленную сеть репортеров-ищеек.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Возможно, агент Звездного Странника.

♦ Джастина: конгрессмен, член одного из самых могущественных и влиятельных семейств Содружества по фамилии Бурнелли.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Брата убил неизвестный киллер (тот же, кто помешал осуществиться некоторым планам Хранителей, Элвина и Йоханссона). Влюблена в Казимира Макфостера, но в конце книги предала его «из лучших побуждений». Макфостера убивает тот же Неизвестный киллер — это наталкивает читателя на мысль, что киллер (и тот, кто за ним стоит) получают информацию из круга конгрессменов и/или самых влиятельных лиц Содружества. В конце книги (в сцене с убийством Казимира) пересеклась с Паулой Мио. Теперь догадывается, что Казимир был прав и Звездный странник — не выдумка Йоханссона.

♦ Оззи Айзекс: один из изобретателей т.называемых «червоточин» и сооснователь ККТ — самой могущественной корпорации Содружества, занимающейся прокладыванием и поддержкой межзвездных путей сообщения (червоточин). Оззи владеет громадным состоянием. В начале книги отправился путешествовать по тропам сильфенов.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вместе с мальчиком Орионом побывал в нескольких мирах. Оззи движим тягой к познаниям. Цель его путешествий — постичь тайну технологии сильфенов и, вероятно, тайну мироздания вообще. Предположительно, эти знания могут помочь справиться с угрозой, исходящей от праймов. В конце книги вместе с Орионом и Точи (представитель другой рассы) оказывается на планете, окруженной водяной сферой. Оззи так и не находит объяснения этому феномену. В последней сцене их плот достигает «края» океана и падает в «бездну».

Оценка: 10
– [  30  ] +

Ссылка на сообщение ,

Какая невероятная тя-го-мо-ти-на. Невообразимо невероятная — до чисто физиологических реакций отторжения.

Всегда искренне полагал, что пальма первенства тут прочно удерживается «Гиперионом». Теперь же, после кошмара первых 10 глав «Звёзды...» — творение Симмонса представляется верхом динамизма. Там хоть 20% текста — смело можно было оставлять в качестве смысловой нагрузки. Здесь же — единицы процентов, от силы. Все прочее — ВОДА, бессмысленный, абсолютно пустой, издевательски избыточный набор слов.

Нет, уважаемый товарищ автор, это уже перебор. Я честно пытался тебя понять. Хоть как-то объяснить всю эту воду. НО. 11-ая главв — уже не лезет, честно. Это выше человеческих сил

Оценка: 3
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман Питера Гамильтона “Звезда Пандоры” является характерным представителем космооперы с ярким трансгуманистическим посылом. Что касательно твердости, то стоит отнести книгу к научной фантастике средней прожарки. Где-то на двух третьих дороги между “Песнями Гипериона” Дэна Симмонса и чем-то вроде “Семиевья” Нила Стивенсона. Автор широко использует научные концепции и известные спекуляции на них. При этом Гамильтону свойственно чрезмерное увлечение “накидыванием научности” в некоторых моментах с различными яркими описаниями квантовых полей и неоднократным упоминанием излучения Черенкова в вакууме. Но если не забывать, что это в первую очередь художественное произведение, а не футурологический трактат на основе современных представлений о физике, то это не должно быть проблемой.

Арена действий представляет собой Содружество человечества: межпланетное государственное образование победившего капитализма, о чем неоднократно сокрушается один из персонажей. Еще в середине 21-го века два калифорнийских ученых, эксцентричный гений и его прагматичный напарник с талантом к управлению, открыли технологию создания червоточин, которые позволяют мгновенно перемещаться между планетами на расстояние, ограниченное требуемой энергией. Это привело к последовательной колонизации сотен экзопланет, но полностью убило космонавтику: между планетами сквозь червоточины курсируют пассажирские и грузовые поезда, а в больших космических кораблях и колонизации планет Солнечной системы нет смысла. Примерно в это же время люди овладели технологией омоложения и “оживления”, путем загрузки постоянно сохраняемой памяти в быстро выращенных клонах. Все вместе это привело к бурной экспансии человеческой цивилизации, экономическому процветанию и искоренению множества присущих людям 21-го века предрассудков. В мире книги ярко отсутствует расизм, сексизм и сексуальная дискриминация. Забавно, что на ее место в некоторой степени пришел эйджизм, но в противоположном направлении.

Сюжет крутится вокруг таинственного мгновенного “окутывания” двух звезд в 1000 световых лет от Земли, обоснованно названных Парой Дайсона, неким процессом или сооружением. Дальнейшие события развиваются в полном соответствии с названием романа.

Важнейшей особенностью нарратива является наличие большого числа POV-ов, в том числе и самых неожиданных. Это позволяет в рамках романа существовать детективной истории, приключенческой фантастике поиска, исследованиям космоса и контакту, политическим интригам, истории профессионального становления целеустремленной нимфоманки и многому другому. В некоторых случаях POV может поменяться даже в рамках одной сцены. В итоге, в книге нет строго очерченных персонажей первого плана (можно легко назвать десяток кандидатов), но почти все сюжетные линии читаются без желания вернуться к более интересным. Во многом это достигается благодаря частым переключениям. Отсюда же исходит и главная проблема книги: она ооочень длинная и подробная. Во время чтения иногда не понимаешь, зачем важна эта сюжетная линия и многостраничное описание локации, и обосновано ли развешивать по книге столько ружей. Самым вопиющим примером является описание полета одного из персонажей в урагане между колоссальными вулканами. Да, фантастика и фентези часто склонны быть слишком длинными из-за необходимости построения мира и описания правил игры, с которыми читатель не знаком. Но в данном случае местами это кажется проявлением запущенной графомании.

“Звезда Пандоры” отлично читается, нагружает воображение описанием многочисленных миров, умело выдает детали мироустройства и держит интерес путем высокочастотного переключения персонажей. В то же время книга слегка (или нет) затянута, а некоторые поступки персонажей не выглядят последовательными. Важно понимать, что всю дилогию о Содружестве следует рассматривать как единое произведение, поэтому большая часть даже локальных развязок ожидает вас во второй книге.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Межзвездная диктатура

***

Питер Гамильтон – британский писатель-фантаст, произведения которого с первой строки настраивают на неспешный лад повествования, обилие деталей и долгую расстановку фигур на шахматной доске. И в этом отношении «Звезда Пандоры» не выделяется из общего массива произведений автора.

Итак, это мир будущего, люди вышли в космос, в далекий космос. Осваиваются планеты, устанавливаются контакты с внеземными цивилизациями. Уровень жизни значительно вырастает, люди становятся практически бессмертными – помимо физического омоложения, есть возможность клонирования и переноса памяти (привет из «Видоизмененного углерода», у Моргана эта идея появилась пораньше, но там она – центральное звено истории, а тут – лишь маленький штришок). Нельзя сказать, что мир людей стал утопичным. У верхов власти находятся правящие семьи – те семьи, которые действительно контролируют самые ведущие отрасли. И на всю эту картину будущего накладывается сюжет – пара звезд вдруг….гаснут. Точнее, что-то их окутывает. Что это – сигнал о помощи или предупреждение? Может, это знак того, что чья-то внеземная цивилизация начинает свою экспансию? В итоге человечество решает отправиться «посмотреть». Собственно, это и всё, что будет дальше – контакт – и есть сюжет романа.

Необходимо рассказать о художественных особенностях книги. Детализация у автора запредельная, уж поверьте. Если говорится о том, что какой-то персонаж зашел в свою квартиру, то вы узнаете полную обстановку помещения. Даже при том, что персонаж этот из второстепенных. Сюжет развивается очень медленно. Настолько тягуче, что стекающая патока по стенке стеклянной банки – это образец скорости и экшена. Гамильтон настолько долго расставляет фигуры на доске, что кого-то это может отпугнуть. Поэтому – предупрежден = вооружен. Еще одна особенность – обилие сюжетных линий. Помимо основных есть куча дополнительных. Порой эти дополнительные сюжетные ветви даже больше основных, что может вызвать недоумение. Ещё одна особенность – скинутый с руки джокер, который выкладывается на стол примерно в третью четверть романа. А именно – Гамильтон полностью раскрывает тех, кто прячется за Парой Дайсона. Зачем? Это интересно, но вместе с тем выглядит слишком искусственно и натянуто.

И поскольку речь зашла об особенностях и минусах, то их стоит выделить отдельно. Как было сказано выше, детализация, огромное количество героев и локаций – всё это выглядит громоздко и водянисто. Воды в романе действительно много. Например, сюжетная линия Оззи. Зачем она вообще нужна? Ни одного ответа на этот вопрос в романе вы не найдете. Зачем нужно было давать так много информации о делах юности Меллани? Чтобы читатель сочувствовал брошенной всеми дамочке? А затем Гамильтон берет и создает deux ex machine. Зачем нужна была целая глава про полет Джастин на дальней? Ну а как вам Марк Вернон? Он нужен только для финальной битвы, всё его прошлое статично и пресно. В общем, при таком объеме воды в романе полно, а действия, напротив, мало. Еще один минус – отсутствие глоссария и списка персонажей\локаций. В целом, глоссарий нужен не сильно, но стал бы приятным бонусом. А вот персонажи\локации были бы нужны. Хотя можно справиться и блокнотом с пишущим предметом. Еще один минус – увлечение Гамильтона фигурами (обстоятельствами), поскольку он забывает про персонажей. Вроде бы автор старается дать прошлое (как с Меллани, например), но выглядит это искусственно. Зато те герои, которые действительно на первых ролях, получают слишком мало внимания. Тот же Уилсон, например. Или Паула Мио. Вот про ее прошлое автор не забывает, но рисует краской мазки насколько крупно, что получается лишь Шерлок Холмс в юбке.

Но всё ли так плохо? Определенно нет. Если вы хотите всё-таки узнать историю столкновения с праймами, то стоит потерпеть. Если вы хотите увидеть достаточно объемный мир будущего, то стоит потерпеть.

Заключение: это только начало цикла, «Иуда Освобожденный» — роман-продолжение, где ружья должны выстрелить. А ружей Гамильтон развесил много – это Йоханссон, это Звездный Странник, это Оззи и его путешествие, это сами праймы. И есть шанс ожидать чуть большего действия, ведь «Звезда Пандоры» — это лишь расстановка фигур.

7 содружеств из 10.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Есть много общего с Пришествием ночи, но в целом очень даже. Начало как и в том цикле, его нужно преодолеть, начало читать как сборник рассказов, и только к середине книги начинает затягивать так, что трудно оторваться, особенно когда начинается столкновение с праймами, когда появляется больше космооперных деталей. Есть и очень интересные сюжетные линии, есть и не сильно понравившиеся, возможно они и синхронно вплетутся в канву в конце, но пока вызывают жедание пролистать. Но в целом книга достойна прочтения, и мир интересен.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх