Пелевин Принц Госплана

Информация о произведении Виктора Пелевина «Принц Госплана»: аннотация, издания, оценки и отзывы читателей. Подсказка book'ашки

Виктор Пелевин «Принц Госплана»

Принц Госплана

Повесть, год

Перевод на английский:Andrew Bromfield (Prince of Gosplan)

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 80

 Рейтинг
Средняя оценка:7.97
Голосов:999
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:

Главный герой рассказа живет в двух мирах. В одном он компьютерщик, служащий Госплана, во втором — самый настоящий Принц.

© Lord_of_light


Входит в:

— сборник «Синий фонарь», 1992 г.

— сборник «Сочинения», 1996 г.

— сборник «Все повести и эссе», 2005 г.

«Модель для сборки», 1995 г.

— журнал «Сериал острых сюжетов 2», 1991 г.


Лингвистический анализ текста:

Приблизительно страниц: 44

Активный словарный запас: очень низкий (2439 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 77 знаков, что немного ниже среднего (82)

Доля диалогов в тексте: 32%, что близко к среднему (36%)

Стиль Виктора Пелевина в этом произведении немного разнится со средним стилем автора

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:

Великое Кольцо, 1991 // Крупная форма
Интерпресскон, 1993 // Малая форма (рассказ)

Номинации на премии:

Бронзовая Улитка, 1993 // Малая форма
Странник, 1994 // Малая форма


Похожие произведения:

 

 

В планах издательств:

Желтая стрела
2012 г.
Затворник и Шестипалый
2014 г.

Издания:

Сериал острых сюжетов 2
1991 г.
Синий фонарь
1991 г.
Омон Ра
1992 г.
Бубен Верхнего Мира
1996 г.
Желтая стрела
1998 г.
Собрание сочинений в 3-х томах. Том 2. Омон Ра. Жизнь насекомых. Затворник и Шестипалый. Принц Госплана
1999 г.
Желтая стрела
2000 г.
Затворник и Шестипалый
2001 г.
Омон Ра. Жизнь насекомых. Затворник и Шестипалый. Принц Госплана
2001 г.
Желтая стрела
2003 г.
Желтая стрела
2004 г.
Виктор Пелевин. Все повести и эссе
2005 г.
Желтая стрела
2007 г.
Виктор Пелевин
2009 г.
Generation
2010 г.
Виктор Пелевин. Все повести и эссе
2010 г.
Принц Госплана
2011 г.
Желтая стрела
2012 г.

Аудиокниги:

Элементы — модель для сборки
1995 г.
Бубен Верхнего Мира. Принц Госплана
2004 г.
Желтая стрела
2006 г.
Лучшие рассказы и повести. Выпуск 2
2011 г.

Издания на других языках:

A Werewolf Problem in Central Russia and Other Stories
2003 г.


В магазинах:



Доступность в электронном виде:




Отзывы читателей о «Принц Госплана»:Рейтинг отзыва 

Страницы: [1] 2  3 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 19 ]  +

Не об играх эта повесть, господа, совсем не об играх... Как и любое другое стоящее произведение  Пелевина, «Принц Госплана» — нечто большее, чем просто забавная повестушечка про старые игрушечки (хе-хе). По мне, она гораздо больше напоминает кубик Рубика, нет, скорее даже конструктор, из которого сам читающий собирает для себя что-то свое. Кто-то вспоминает, как раньше сам допоздна просиживал на рабочем месте, уставясь слезящимися воспаленными глазами в монитор. Кто-то (а есть и такие)взгрустнет по старым добрым временам и пятиконечным звездочкам в кислой капусте. Кто-то вспомнит старые игры — приятные островки воспоминаний в безликом и сером мире... А кто-то представит героев книги: подмятых и перемолотых системой, переработанных и выброшенных вон. Бегущих от рутины реальности в такой притягательный иллюзорный мир, где все не так. как здесь, и на каждом шагу ждут опасности.

Идет время, и реальность и иллюзия сплавляются в одно целое. И становится трудно понять — где реальность, а где — вымысел. Да и зачем? Так — гораздо проще. А для некоторых — такой вариант, несмотря на кажущееся безумие — единственно верный способ не сойти с ума в этом еще более сумасшедшем мире. Самый простой вариант: просто уйти от проблем под звуки свирели  по узкому, усеянному ловушками, коридору. Уйти, заранее зная, что путь обернется тупиком.

  Оценка: 9 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 11 ]  +

Допустим, что к компьютерным играм я теперь практически равнодушен. Во время оно, когда собственно компьютер в нашем маленьком городке и то считался чудом, подростки собирались по восемь человек на квартире у какого-нибудь Пети и увлеченно...

Нет, сами они не играли!!! Они увлеченно наблюдали за тем, как играет Петя. Давали ему полезные советы, переживали за персонажа, которым Петя управляет. Расстраивались, если Петя тупил и никак не мог выйти на следующий уровень. И, допустим, я мечтал, что когда-нибудь будет у меня собственный компьютер и тогда я уж наиграюсь от души без всяких Петь, раздувшихся от важности...

И типа не сложилось. То я книжки читаю в свободное от работы время. То работаю во время, свободное от чтения книг. И уход от реальности старым дедовским способом ничуть меня не напрягает. И даже читать повесть, основанную на игре «Принц Персии» мне приятнее, чем, если бы я играл в нечто подобное...

Стало быть, повесть нравится мне не потому, что она посвящена жизни и приключениям геймеров. И не только потому, что  в ней  остроумного антисоветизма больше, чем антисоветизма плоского и унылого. И даже не совсем  потому, что Пелевин, дескать, тщательно и подробно раскрыл тему ухода от реальности, бегства от действительности, умудрившись обойтись без многостраничных экскурсов в историю вопроса начиная с пещеры Альтамира и заканчивая творчеством группы «Сектор газа»  ( каковое творчество, по моему скромному мнению, как бы символизировало возвращение человечества в указанную выше пещеру).

Возможно, меня заставил ценить эту повесть образ обычной, ржавой советской разрезалки пополам. Я ведь и сам некоторым образом разрезан пополам, начав всерьез свой жизненный путь с заучивания наизусть в школе стихотворения «Ленин и печник» одновременно с чтением по вечерам статей Солженицына. Я даже помню первые выпуски программы «Прожектор перестройки».  Я коллекционировал фотографии Джеки Чана, будучи принят в пионеры.Мне триста лет, я выполз из тьмы...

  Оценка: 9 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 11 ]  +

Да, было такое чудо на рубеже 80-х — 90-х. Компьютерные игры. Не знаю, как в Госплане и Госснабе, у нас играли только в обеденный перерыв. Начальник был строг и справедлив, если кого застукал — отнимал клавиатуру. Кто-то приходил на работу раньше, чтобы дорваться до свободного 286-го, кто-то засиживался допоздна, как в анекдоте: «Жене сказал, что у любовницы, любовнице — что у жены, а сам к компьютеру, и играть, играть, играть». Да, ездили к старшим товарищам, и как бы невзначай спрашивали, ну, с работой все ясно, а что у вас новенького поиграть? Компьютеры в ту пору были скорее общественными, а не персональными. Главный герой в метро прыгал как принц Персии, а мне иногда в машинах ездить было неуютно без лазеров, ракет и пулеметов, как в «Death Track«e.

Устарело, разумеется — прежние игры были довольно примитивны. Но и в нынешних нет того ощущения новизны и чего-то волшебного. И все-таки, наверно, это первое художественное произведение о связи человека с виртуальным миром.

Очень неплохо. Особенно, для тех, кто застал ту эпоху.

  Оценка: 8 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 9 ]  +

Атмосфера 90-х переплетается с атмосферой первых в стране персоналок и «молодых» ещё игр. Царит безвременье, наполненное, однако, гнетущим ощущением — пугающим наступлением «чего-то», от которого герой, да и все его окружающие, сбегают в мир игр. Отвратность и серость обстановки столь сильна, что даже пиксельная реальность оказывается гораздо привлекательнее.

Стоит, спускаясь в метро, вслушаться — не несётся ли из-за стены простенькая, но притягательная мелодия.

  Оценка: 9 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 8 ]  +

Страна уже почти развалилась, снабженцев взрывают каждую минуту, в Госплан можно попасть через какую-то дыру, начальники разъезжают на Абрамсах, в небе горят МиГи. Маленький принц бежит, бежит, чтобы спасти прекрасную принцессу.

       «Сейчас мне кажется, что хуже того, что со  мной  происходит,

и быть ничего не может. А ведь пройдет пара этапов, и вот по этому именно  дню

и наступит сожаление. И покажется, что держал что-то в руках, сам не  понимая,

что — держал, держал, да и  выкинул.  Господи,  к ак  же  погано  должно  стать

потом, чтобы можно было жалеть о том, что  происходит  сейчас... «

        Читеры скоро захватят заводы, газеты и пароходы. Великая мечта близко. Потерявшийся во времени и пространстве  принц,на какой-то миг задумался — а он ли это бежит? Выпей зелья, удар клинка, выпей еще. Нет сил.  Ну, хоть краешком глаза увидеть ее,  ждущею спасения от деспота, его избранницу. Вот она. Коридор, решетка, чулан, окно выходящее на кирпичную стену, принцесса.

      

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Саша сначала долго смотрел на нее, потом  несколько  раз  о бошел  вокруг  и

вдруг сильно залепил по ней  ногой.  Тогда  все  то,  из  чего  она  состояла,

повалилось на пол и распалось — сделанная из сухой тыквы голова с  наклеенными

глазами и ртом оказалась возле батареи, картонные  руки  согнулись  в  рукавах

дрянного ситцевого халата, правая нога отделилась, а левая повалилась  на  пол

вместе с обтянутым черной тканью поясным манекеном на железном шесте,  упавшим

плашмя, прямо и как-то однозначно, словно застрелившийся политрук.»

И причем здесь «Принц Персии», спросите вы?

  Оценка: 9 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 6 ]  +

Многие видят эту повесть по-своему. Мне же она показалась притчей о бегстве людей из реальности, их отдыхе в играх и иллюзиях. Причём даже там они далеко не всегда честны. Ибо читеры и взломщики были всегда.  Подобная виртуальная «работа» полностью заменяет персонажам работу реальную. И низшее звено, и высшие начальники — все выполняют свою «работу» посреди пикселей.

P.S. Чувствуешь себя немного... гм, «гиком», когда в рассказе, написанном ещё до твоего рождения, узнаешь по описанию все упоминаемые игры.

  Оценка: 6 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 6 ]  +

Когда читал впервые, игра «Принц» была еще вполне актуальна, повесть впечатлила очень — в то время ничего подобного не читал. Тема погружения в иллюзорный, виртуальный мир захватила. Перечитывал не так давно, нахлынула ностальгия по тем временам, и все равно очень понравилось. В конце концов не так уж и важно, от какой игры фанатеет главный герой (будь это «Принц» или «Биошок») — главное его чувства и переживания. А то, что центром повествования по современным меркам оказалась культовая игра почти двадцатилетней давности даже плюс — уж ее-то отлично представляет себе большинство читателей, в отличие от новомодных игрушек, вызывающих фурор при появлении и очень быстро уходящих в безвестность, освобождая место очередному ресурсопожирающему монстру.

P.S. Хотя атмосферу старых игр, наверное, самым молодым современным геймерам уже не оценить.

Разве что прочтут «Принц Госплана«!

  Оценка: 9 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 5 ]  +

Прочла несколько вещей Пелевина, общий вердикт — циничное, издевательское надругательство над реальностью. Его героям там плохо. Вот и бегут, кто в игры, кто в астрал, кто в приход. Причём плохо не только в советской реальности, издевательство над которой и сделало Пелевина культовым писателем 90-х. Гитлеровская Германия, дореволюционная Россия — не, везде пелевенскому герою неуютно. Вот так и отточился фирменный авторский стиль — выверни реальность наизнанку и проедь катком по тому что осталось. Если бы Пелевин дебютировал этими же вещами сейчас, такой популярности так не собрать. Таки это литература постсоветского периода.

Теперь непосредственно по Принцу. Кажется это одно из первых, если не самое первое произведение о геймерах. О незабугорных точно. Ух и.закрытый же клуб, однако! Советский человек и о компах не знал, а эти только и знают что по клавишам колотить, вместо работы. Вот по этому и развалился Союз...

Много раз потом писали про влияние игры на реальность, но переплюнуть старую советскую разрезалку пополам, прикуривание от факела персонажу другой,игры, звуковую атаку на советский гастроном, по моему невозможно. Это вам не вылезший из подвала дядя с катаной, это круче.

  Оценка: 6 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 4 ]  +

Прочел с монитора году в 94. В электронном журнале который выходил на дискетах... Вот в том же номере, где вышла моя статья по квесту «Little Big Adventure» публиковался некий В. Пелевин (Витёк какой-то подумалось мне).

Сказать, что я был просто потрясен значит ничего не сказать. Я не мог поверить, что какой-то компьютерщик (ну, а кто еще?) взял вот так и написал такую стильную вещь.

В то время мне как человеку тоже по-админившиму (почти в госплане) и в «Принца» немало погонявшего, было очень по доброму завидно и даже гордо за то, что есть такие ребята как Витя Пелевин. :-)

  Оценка: 8 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 3 ]  +

    В свое время с удовольствием резалась в Принца Персии, для чего использовала компьютер на работе у матери. Поэтому всю ситуацию видела собственными глазами. Вот только в реальности такого полного погружения в игру не замечала — только непреодолимый азарт. Позже познакомилась с людьми, которые действительно с головой уходили в игру — они оценили Пелевина по достоинству. Мне же повесть показалась преувеличением. Хотя переходы от настоящей реальности к виртуальной, а потом их перемешивание изображены очень интересно. Возможно, азарт мешает так воспринимать игру.

   Можно еще усмотреть в повести тонкие намеки на начинающий с развал в стране, на «ветер перемен», как любили говорить. Но я думаю, что не  стоит: теряется вся романтика, связанная с игрой.

   Что касается игр на работе, то когда не было компьютеров, многие находили другие способы, как занять свободное рабочее время.

  Оценка: 7 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 3 ]  +

»..Что наша жизнь? — Игра!..» :) Иронично посмеиваясь над совдеповщиной и бюрократией, Пелевин показывает их с позиции заядлых игроманов, которым на самом деле наплевать на всё — лишь бы поиграть побольше. Потому что столкновение с реальным миром сулит одни неприятности, да и вообще обыденная жизнь скучна и сера, как очередь за портвейном в гастрономе.

Думаю, рассказ будет интересен только тем, кто ночами играл раньше в компьютерные игры, особенно старенькие, типа того же «Prince of Persia». Иначе будет непонятно, как можно в реальности видеть разрезалки и падающие решётки :)

  Оценка: 7 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 3 ]  +

Когда прочитал в первый раз – такая ностальгия нахлынула! Собственно, ностальгией этот рассказ для меня и ценен – помню, как страшно хотелось поскорее пересесть с «двушки» на 386-й... там был вертолетный симулятор «Команч», о крутизне которого говорили с расширенными глазами (когда пересел сразу на 486-й – «Команч» меня не зацепил). Приятно вспоминать, как в упомянутые Пелевиным игры резался сам – до боли в глазах и пальцах. Правда, из всех упомянутых игр я серьезно увлекся только авиасимуляторами – но все равно... И, пожалуй, это первое произведение на тему виртуальной реальности – с вечным вопросом, на который так и не найдено ответа: «Где все-таки лучше – в реальности или виртуале?» Произведение, где все четко пригнано друг к другу... и читается на одном дыхании... ЗЫ. Когда прочитал, подумал – а ведь вполне мог бы оказаться на месте Кузьмы Ульяновича! Вполне...

  Оценка: 10 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 1 ]  +

8/10 Виктор Пелевин «Принц Госплана» -- необычная фантастическая повесть задающая вопрос существования человека в обществе. Прочитана 26.03.2002. Вся повесть -- это сплошная философская аллегория. Не все идеи повести, к сожалению, новы и захватывающи, но повествование интересно и свежо. Постмодернизм.

Резюме: смыслово нагруженная аллегорическая повесть

  Оценка: 8 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 1 ]  +

Увы. Не зацепило. Несмотря на то, что прекрасно помню те древние компы, с винтами объемом, от которого рассмеется любой современный ребенок, и графикой, сравнимой с графикой калькулятора))

Но так и не захватила меня атмосфера этого рассказа — не мое, увы. Хоть и занимательно — но не проникся.

  Оценка: 7 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 1 ]  +

Немножко устарело, но очень хорошо, очень. Сам иной раз по улице иду и вижу знак врат Обливиона и вздрагиваю)

  Оценка: 8 
Страницы: [1] 2  3 

Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители! регистрация