FantLab ru

Виктор Пелевин «Девятый сон Веры Павловны»

Девятый сон Веры Павловны

Рассказ, год

Перевод на английский: Э. Бромфилд (Vera Pavlovna's Ninth Dream), 2003 — 1 изд.

Жанрово-тематический классификатор:

Всего проголосовало: 56

 Рейтинг
Средняя оценка:7.25
Голосов:536
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Вера Павловна работает уборщицей в туалете. Она придерживается солипсизма — философского учения, согласно которому все вокруг — порождение человеческого сознания.

Входит в:

— сборник «Синий фонарь», 1992 г.

— сборник «Сочинения», 1996 г.

— сборник «Все рассказы», 2005 г.

— журнал «Завтра. Фантастический альманах. Четвертый», 1992 г.


Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1992 // Малая форма

номинант
Интерпресскон, 1993 // Малая форма (рассказ)

номинант
Бронзовая Улитка, 1993 // Малая форма

Похожие произведения:

 

 


Синий фонарь
1991 г.
Бубен Нижнего Мира
1996 г.
Желтая стрела
1998 г.
Собрание сочинений в 3-х томах. Том 3. Generation
1999 г.
Желтая стрела
2000 г.
Generation
2001 г.
Встроенный напоминатель
2002 г.
Пятиконечная звезда
2003 г.
Желтая стрела
2004 г.
Все рассказы
2005 г.
Колдун Игнат и люди
2007 г.
Все рассказы
2010 г.
Желтая стрела
2011 г.
Колдун Игнат и люди
2012 г.
Колдун Игнат и люди
2012 г.
17 рассказов
2014 г.
Полное собрание сочинений. Том 1. Синий фонарь
2014 г.
Желтая  стрела
2015 г.
Истории и рассказы
2015 г.
Оружие возмездия
2015 г.
Бубен Верхнего Мира
2016 г.
Музыка со столба
2016 г.

Периодика:

Завтра. Фантастический альманах. Четвертый
1992 г.

Аудиокниги:

THE BEST. Повести и рассказы
2007 г.
Девятый сон Веры Павловны
2010 г.
Виктор Пелевин. Лучшие романы. Избранная проза. Выпуск 2
2013 г.
Девятый сон Веры Павловны
2015 г.
Собрание сочинений
2016 г.

Издания на иностранных языках:

A Werewolf Problem in Central Russia and Other Stories
2003 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 декабря 2015 г.

Очень приятный здоровский рассказ, в котором поднимается ряд интересных вопросов.

— Солипсизм.

Конечно же, главным образом рассказ о солипсизме. Об игре в солипсизм. Когда настолько увлекаешься этим течением, что теряешь связь с реальностью. Когда тебе мерещится то, что сам себе выдумываешь, как было у Веры. Сознание — созидающая сила мира. Вот и пожалуйста, сюжет, описывающий к чему это привело.

— Уборщица-философ.

Цитата: «Всё было прекрасно, если б не одна странность, сначала почти незаметная и даже показавшаяся галлюцинацией. Вера стала замечать какой-то странный запах, а сказать откровенно — вонь, на которую она раньше не обращала внимания. По какой-то необъяснимой причине вонь появлялась тогда, когда начинала играть музыка, — точнее, появлялась, а проявлялась. Всё остальное время она тоже присутствовала — собственно, она была изначально свойственна этому месту, но до каких-то пор не ощущалась из-за того, что находилась в гармонии со всем остальным, — а когда на стенах появились картины да еще заиграла музыка, вот тут-то и стало заметно то особое, непередаваемое туалетное зловоние, которое совершенно невозможно описать и о котором некоторое представление разве что словосочетание «Париж Маяковского».»

Вера Павловна, Вера Павловна... Уборщица, вечно озадаченная поиском смысла жизни, а позже (эврика!) поиском тайны жизни. Женщина, пытающаяся найти утешение в абстрактных категориях, выросшая в детском доме, одинокая, измученная жизнью женщина... Зато фанатеющая от солипсизма:) Очень забавные диалоги происходят между Верой и Маняшей, можно просто разбирать на цитаты. Ну и напоследок, возвращаясь к той цитате про вонь: уборщица, подсевшая на солипсизм и прочие философские концепции, — это выглядит крайне дурновкусно. Об этом, как мне кажется, и хотел сказать автор, ведь когда включалась музыка, вонь становилась всё сильнее... Такое чувство, что видя всё это, Вселенная достигает максимального дисбаланса и начинает разлагаться и вонять.

— Философия говна.

Черно-коричневая масса, заливающая последнюю треть рассказа, на самом деле описывает всё то, что произошло в 90-тые на витринах, на полках и на людях-вешалках. Все начали обмазываться говном и вешать на себя говно. В итоге весь Тверской бульвар залит говном, и плывет этот поток в сторону Тверской улицы. Согласен, говна действительно многовато, но читается это забавно, глазами уборщицы-то.)

В целом, рассказ написан очень приятным, хлестким и живым языком. «Девятый сон Веры Павловны» — рассказ, который я буду периодически перечитывать для душевного удовольствия и для возобновления размышлений о ряде проблем, поднимаемых в нем.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 октября 2017 г.

Рекордное количество употреблений термина обозначающего отходы жизнедеятельности на страницу текста.

Что же, вполне допустимо применить сей термин и к оценке этого произведения

Оценка: 1
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 декабря 2013 г.

В некотором роде Виктор Пелевин — это клоун Пенниуайз нашей литературы. Понимать сие сравнение надо исключительно в качестве комплимента. Завсегда необходим такой вот санитар, не брезгующий окунуться в сточные воды литературного процесса, а затем внезапно выпрыгнуть из-под крышки коллектора и утащить в темные глубины зазевавшегося прохожего, возомнившего себя было властителем дум...

Достается от него и целым социальным группам. Пока вы размышляете на тему того, что в данном произведении происходит некий синтез антисоветизма и буддизма, злобно усмехающийся Виктор Олегович Пелевин подкрадывается незаметно сзади и делает такое...

Великое, страшное, жуткое, ужасное святотатство. Надругательство над родной нашей интеллигенцией с последующим ее развоплощением и насильственным возвращением в исходную точку ее существования...

Сразу оговорюсь, что имеется в виду здесь не та интеллигенция, собирательный образ которой подразумевает Антона Павловича Чехова вкупе с Дмитрием Сергеевичем Лихачевым, сонм безвестных ныне праведников из числа земских врачей и учителей, из числа выживших в ГУЛАГе или погибших в оном несломленных людей с неподкупной совестью...

Имеются в виду взращенные на статейках господ Писарева, Добролюбова и Чернышевского нахальные поповичи вместе с их потомством, включающим в себя советскую, антисоветскую и постсоветскую образованщину...

Те не особо приятные люди, которые по меткому замечанию Георгия Федотова, объединены «идейностью своих задач и беспочвенностью своих идей». Которые как социальная группа страдают острой формой солипсизма, полагая, что именно их мировоззрение ( народничество, коммунизм, радикальный либерализм и прочее, прочее, прочее, что входит в моду, доходя до таких противоположных полюсов мракобесия как роман Чернышевского «Что делать» и труды Блаватской) является единственно верным...

И им якобы дозволено переделывать страну на свой лад всеми разными способами. Хотя хозяева жизни все же пытаются держать уборщиц Веру и Маняшу (предлагаю считать их карикатурой на образованщину) в черном теле, дозволяя, однако, не только любоваться картиной «Товарищи Киров, Ворошилов и Сталин на строительстве Беломорско-Балтийского канала», но и краем глаза посматривать фильмы Фасбиндера и Бергмана...

Пелевин же выхватывает тот момент, когда мечта оных людей о свободе, о превращении типичного совдеповского сортира в капиталистический туалет плавно перетекает в лихие девяностые...

Свободы вроде бы стало больше, но почему-то все сильнее стало вонять. Пока чьи-то прекраснодушные мечты не были смыты потоками дерьма, парадоксальным образом порожденными именно этими оторванными от реальной жизни порывами...

Жуткое наказание в виде заключения в роман Чернышевского ( роман, который и читать то сродни Акатуйской каторге) следует считать заслуженным. Нечего тут своим интеллектуальным солипсизмом нарушать исконное многообразие и противоречивость живого и яркого мира...

Нечего заключать его в рамки черно-белых клише и выдавать за свободолюбие склонность периодически менять черное и белое местами, хаять прежде почитаемое и курить фимиам прежде презираемому, делая вид, что кое-кто святее далай-ламы...

Забавно, но сей отзыв вышел скорее не попыткой объяснить суть рассказа «Девятый сон Веры Павловны», а попыткой пробудить к нему интерес, вывернув в некотором роде наизнанку и слегка извратив его смысл. Чтобы вы его перечитали и поразмышляли сами. Конечно, если сочтете достойным размышлений. Видеть в нем обычный пасквиль — это тоже священное и неотъемлемое право вдумчивого читателя...

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 декабря 2011 г.

Основная суть рассказа – разоблачение солипсизма. В том смысле, что человек может представлять себе что угодно, но если он сидит по уши в дерьме – то в нем и останется, и неизбежно это рано или поздно поймет. Вообще, странное у автора отношение к субъективно-идеалистическим концепциям в философии: то он их популяризирует, то высмеивает, и довольно жестко.

Так же рассказ позабавил, как иронически-абсурдный взгляд на метаморфозы отдельно взятого общественного туалета в неспокойные годы – начало 90-х. Но в целом рассказ не слишком впечатлил – весь он какой-то нечеткий, расплывчатый, избыточный.

Достоинства рассказа:

разоблачение нездорового мистицизма и солипсизма;

забавная сатира на перемены в общественной жизни.

Недостатки:

некоторая избыточность, сюжетная и композиционная;

нечеткость главной идеи.

Итог: достаточно забавный сатирический рассказ, являющий собой отсылку к классике; но у Пелевина есть куда более содержательные вещи.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 сентября 2008 г.

Не знаю почему, но рассказ ужасающе сильно напомнил мне известный роман того же Пелевина «Чапаев и Пустота». Читаю, и не покидает ощущение, что это одна из глав сего почтеннейшего произведения. И действительно, вся задумка, вся идея очень похожи. Также и Петр Пустота остался навсегда в российской истории, а для него самого все события были не более чем путешествием в глубины сознания. Кстати, если кто-нибудь обратил внимание, последний абзац в рассказе написан в стиле письма девятнадцатого, начала двадцатого веков. Я имею в виду твердый знак в конце слова. Автор хотел схитрить дважды, первый раз, когда назвал рассказ СОН Веры Павловны, а второй раз, когда она якобы проснулась в своей постели и так и не осознала, что видела будущее и отчасти сама его спроектировала. Но на самом-то деле всё действительно началось с картины на стене и музыки. И это не было ничьим сном :-)

А знаете, я Вере Павловне нисколько не завидую. Знать Тайну Жизни для того, чтобы субъективно менять реальность вокруг себя совсем не обязательно. Если у человека яркое, богатое воображение, если он не мыслит шаблонно, то достаточно всего лишь открыть книгу хорошего писателя — да хотя бы того же Пелевина,- и мир изменится навсегда. Иногда совсем незаметно, неуловимо, на уровне подсознания, а порой и очень сильно. В таких случаях человек загорается идеей и начинает исполняться его Предназначение. Так же и с хорошей музыкой.

Хороший рассказ. Один из моих любимых.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 апреля 2013 г.

Изменение окружающей действительности в перестроечное время через призму уборщицы городского сортира. Меняется обстановка, но сущность остается прежней. Если 2/3 произведения читаются вполне интересно, то потом начинается какой-то трэш. В итоге и вовсе: а утром они проснулись.. мдя. и это считается крутым произведением? даже сложно комментировать, боюсь неосторожной фразой обидеть...

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 апреля 2012 г.

Это первое произведение Пелевина, которое я прочитал. После него Виктор Пелевин стал моим любимым автором. Рассказ о том как страна изменилась, а люди остались теми же. О том, как мир меняется вокруг нас, а мы стоим на том же месте.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 сентября 2009 г.

В этом произведении, наконец-то прямо написано, что это сон. Вот как сон я и воспринял его. И в общем обыденные моменты жизни уборщицы туалета, перемежаемые различными мыслями о самых различных вещах, вдруг приводят к существенным изменениям — а кто нам скажет, правда ли эти изменения вызваны желаниями героини, или же всё как раз наоборот?

Читаю интересный и объёмный отзыв господина Kriptozoy, которому автор (не без оснований!) нравится, многое замечаю, что сам в рассказе упустил, но вот последний абзац, который должен изображать цитату из Чернышевского («Что делать?») у меня без всяких твёрдых знаков...

Аллегорическое затопление всего и вся нечистотами на меня впечатления не производит, какой-то «маршал» кажется необязательным вставным героем. Финальная сцена, типа посмертного суда, тоже кажется ненужной, а предыдущие, когда героиня работала в магазине и всюду видела только одно — типовая ситуация съезжающей крыши...

В общем опять же — написано хорошо, но что именно? Прекрасно сшитый костюм для огородного пугала...

«Хороший рассказ. Один из моих любимых» — пишет Kriptozoy. Какие разные у нас с ним вкусы! Вот совсем не по душе мне, и ничего с этим поделать не могу. Только оценка у почитателя по-моему низковата; я любимому рассказу поставил бы больше, тем более, что написано-то и вправду качественно.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 сентября 2008 г.

Две уборщицы думали, что живут в реальном мире, а оказалось, что мир настолько призрачен (рассказ начала 90-х годов, когда СССР действительно стал развоплощаться в призрак), что они сами могут менять ход его истории. Вот они и выступили застрельщицами перестройки. После чего выяснилось, что они обе всего-навсего литературные героини, а миром вообще правит какой-то кампучийский держиморда. Типичный Пелевин. Лучшее в этом рассказе — симпатичные детальки, метафорки. Ну и описание потопа.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 июня 2012 г.

9/10 Виктор Пелевин «Девятый сон Веры Павловны» -- одна из лучших фантастических повестей Пелевина. Как всегда, тема произведения -- отношение сознания с окружающим миром на фоне событий в реальности. Написано с большим юмором и не затянуто.

Резюме: отличная повесть в духе Пелевина

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 сентября 2006 г.

Мне в целом рассказ не понравился. Начало было интересным, ироничным, но когда потекли реки... В такой момент наверное все же лучше отключать свою фантазию, а то ощущение не из приятных. За начало поставила 8, а за концовку 2.

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 ноября 2005 г.

Какое неудержимое дерьмо. Так оно все и случилось. Деньги потом отмыли — а рожи?

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 января 2008 г.

Ай да ну, вот так история! Взгляд на развитие общества через призму общественного туалета...

Ох, не торопитесь свысока смотреть на уборщиц, порой им подвластны судьбы мира... :dont: До поры до времени, естественно.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 октября 2014 г.

К сожалению, мы все спим, не только Вера Павловна. Вся страна уже давно спит в обнимку с пятиногим псом

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 марта 2006 г.

имхо, субъективный идеализм имеет некое отношение к буддизму. ещё наблюдение — «девятка» имеет значение, девятой аватары Кришны — Будды, я так подозреваю.

Оценка: 9


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх