Ник Перумов «Воин великой тьмы»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези | Эпическое фэнтези | «Классическое» фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Возраст читателя: Любой
Трогвар и Арьята — дети последнего короля Халлана, потерявшего престол в междоусобице — оказались разлучены; судьба забросила их в разные уголки мира Хьёрвард. Принц стал учеником мага, а его сестра скиталась по свету и лелеяла планы мести...
Встретятся ли они? И если да — то как примут друг друга? И самое главное — сумеет ли кто-то из них отвоевать свой законный престол?
Входит в:
— цикл «Миры Упорядоченного» > цикл «Хроники Хьёрварда»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 451
Активный словарный запас: средний (2872 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 96 знаков, что гораздо выше среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 26%, что гораздо ниже среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Manowar76, 3 апреля 2024 г.
Ниндзи Хьёрварда
Перечитываю трилогию «Хроники Хьёрварда». Если первый том, «Гибель богов», это ван лав и несколько перечитываний, то второй и третий оценивал всегда спокойно и не возвращался к ним. Но понимая, что за тридцать лет в памяти осталось буквально «пара кадров», решил вслед за «Землей без радости» перечитать и «Воина».
Первая часть — фэнтезийный выживач про принцессу-воина. Лихо, мегадинамично.
Вторая — про то, как её младший братик-принц «к успеху шёл».
Какое-те невероятное количество поддавков и хороших людей и не только, встречающихся сиблингам на пути. И даже со всей авторской помощью умудряются то в тюрьму на семнадцать лет попасть, то ещё что.
А концовка вообще смазанная. Пришедший к успеху Трогвар на последних страницах вызвал интерес самих Молодых Богов, что вынудило его к принятию экстраординарных мер, не совместимых с жизнью.
Тем не менее, это прекрасное фэнтези, выдержавшее проверку временем. Нет никаких признаков, что вещь написана четверть века назад.
9(ОТЛИЧНО)
Селеста, 28 декабря 2023 г.
Графоман всея России, Великий и Ужасный Ник Перумов — в детстве, когда достать любое другое фэнтези было сложно, я обожала его книги. Теперь, конечно же, былой блеск восторга поугас, но я всё ещё безмерно люблю Ника за его безграничную фантазию. «Воин великой тьмы», однако, никогда не была моей любимой книгой Ника, не стала и теперь, после перечитывания спустя пятнадцать лет.
Это вторая по дате написания, но первая по хронологии книга из цикла «Летописи Хьёрварда» (которые Ник почему-то переименовал в «Хроники Хьёрварда», чем ему слово «летописи» не угодило — непонятно). Ракот Восставший, Истинный Маг и враг Молодых Богов (да, всё именно с заглавных букв) здесь ещё всего лишь тень, нависающая над миром. И это хороший ход — когда могучие силы остаются за кулисами, лишь изредка напоминая о себе. Многим, я знаю, не понравилось то, что после эпичного замеса в «Гибели богов» Ник решил рассказать локальную историю о простых смертных, но — почему нет? Смертные, по итогу, всё равно оказались не простыми, да и вот такие зарисовки возни муравьёв, пока сильные мира сего сталкиваются лбами, подчас интереснее, чем баталии богов и магов, стенка на стенку.
Проблема данной книги кроется в другом — она кривая и скучная.
«Воин великой тьмы» поделён на две части: первая рассказывает о злоключениях юной принцессы Арьяты, чью венценосную семью свергли и перебили. И, боги, как же тяжело было эту часть читать. Ник не особо умеет писать женских персонажей. Они у него получаются формочками для запекания, а тесто — это одна-две характеристики. Вот Арьята — она смелая и одержимая местью. Всё. Больше ничего за всю книгу мы о ней не узнаем, хотя с начала и до финала пройдёт девятнадцать лет. Арьята никак не изменилась, никак не развилась, не обрела объём. Она как терминатор, запрограммированный на одну-единственную задачу — уничтожить врагов. А, ну и ещё одна личностная черта — тупость. Арьята тупая, как пробка. Сколько откровенной херни она сделала за свою половину книги, даже сосчитать трудно. Плюсом к этому она невероятно высокомерна, а учиться — «это не по мне», так она и сказала. Буквально. И этот человек собрался на трон садиться. Бедный Хьёрвард.
Вторая часть, посвящённая её младшему брату Трогвару, намного интереснее. Трогвар далеко не самый яркий персонаж Ника, я бы даже сказала, один из худших в плане проработки, однако он имеет тот самый пресловутый объём. Он развивается, меняет мнение, достигает целей. Кроме того, именно в части Трогвара нам, наконец, показывают Красный замок, которым пугали всю первую часть. И если историю Арьяты я читала три недели, по несколько страничек, зевая от скуки, то историю Трогвара проглотила залпом за день.
В книге очень много ненужного. Например, Арьята — она сюжету вообще без надобности. Собственными силами она не достигла ничего — всё для неё и её триумфального возвращения в столицу сделал Трогвар. Она, как бешеная собака, носится туда-сюда, чуть ли не вращая глазами и выкрикивая: «Месть! Месть!». Или любовная линия между Трогваром и эльфийкой, жрицей богини Ялини. Она могла бы придать повествованию глубину, но обрывается и никуда не приводит. Трогвар просто походил с эльфийкой за ручку пару раз, и на этом их светлая любовь завершилась. Или частые отсылки на «Тысячу лет Хрофта» — мол, подробнее об этих событиях вы можете прочесть вот в этой книге. «Воин великой тьмы» был написан в 1995 году. «Тысячу лет Хрофта» Ник написал в 2013 году, то есть, спустя почти двадцать лет. Нафига козе баян? Зачем делать отсылки на книгу, которая ещё не была написана?
Ну и самое сложное, с чем предстоит столкнуться читателю, который решит взять в руки «Воина великой тьмы», это, конечно, знаменитый стиль Ника. Заглавные Буквы, Которыми Он Задолбал Всех. Любой титул, любое рандомное слово посреди предложения он может написать с заглавной буквы, и глазам от этого действительно больно. Далее — ничем не мотивированные преувеличения, к которым и сейчас склонны иные авторы фэнтези. «Шестнадцать тысяч видов мечей» — это в какой вселенной может существовать столько видов холодного оружия? Вводные слова и словосочетания — как Ник их обожает. По ним, к слову, легко вычислить неопытного автора: «как ни странно», «конечно», «разумеется», «и так далее», «всякое такое», «короче говоря». В каждом абзаце. Да, сложно строить текст без разговорных костылей, этому нужно учиться. Это называется литературное мастерство. И если спокойным сценам подобные словосочетания особо не мешают, то экшн-сцены превращаются в какой-то кошмар. Нагромождение слов ломает всякую динамику.
Ну и повторы — моё любимое. Доходит до абсурда. «Странным мог показаться странный водопад волос», или «Во всяком случае, на крайний, последний случай» — это цитаты из текста. У меня книга 1999 года с иллюстрацией Анри на обложке, может быть, в новых изданиях такой лютой халтуры нет, но у меня чуть глаза не выпали от столь великолепной редактуры.
Что до сюжета — его тут толком нет. Арьята бегает-бегает, выпендривается-выпендривается, получает на орехи и сидит. Трогвар бегает-бегает, выпендривается-выпендривается, выполняет главный квест, получает на орехи и падает. Всё. Арьяте и Трогвару постоянно невероятнейшим образом везёт. Причём, Ник сам же собственными руками вписывает это слово в каждую сцену: ему повезло, ей повезло, о, им так повезло! А к чему в повествование было введено пророчество, я вообще не поняла. Оно ни на что не влияет, просто раз фэнтези, значит, нужно пророчество. Спишу это на славные девяностые и законы жанра тех лет. Кое-какие ружья выстреливают, Ник о них не забывает — это приятно. Много глупой беготни туда-сюда, много странных сюжетных решений, которые нормальный зрелый автор попросту вырезал бы из итогового текста.
Второстепенные персонажи в целом неплохие. Чудовищно скучные гномы, но их было не так уж много. Колоритная предводительница клана убийц — эту линию испортил только обрывочный финал: к чему она вылезла в конце, зачем, почему? Насколько я знаю, больше никогда Ник о ней не вспоминал в последующих книгах. Владычица — высокомерная эльфийка-полукровка с интересной внешностью. Её линия тоже закончилась по-тупому:
Ну и конец, конечно, странный. Любит Ник своих героев погружать в сон. Один известный персонаж свой путь длиной в кучу книг закончил сном, Трогвар свой путь закончил сном. Беззубый финал, когда хочется трагизма, но при этом жалко расставаться с персонажем, вдруг захочется достать его из коробки и накатать пару десятков томов о новых приключениях?
К сожалению, при всей моей любви к Нику, выше шестёрки поставить не могу. Книга очень слабая. Её можно читать, часть Трогвара вполне увлекательная, но — не больше.
Ivan Chis, 22 марта 2021 г.
Продолжил читать «Хроники Хьерварда» и ни разу не пожалел — понравилось еще больше «Гибели Богов». Классный сюжет, вообще не скучно, при условии, что также сильно любите фэнтези. Хватает моментов над которыми можно задуматься... 10/10 Можно теперь браться за «Земля без радости»
NightStorm, 1 ноября 2019 г.
Пришлось бросить книгу. Пока читал, чуть не умер от скуки. Думаю, тут виновато однообразное описание по виду «бежал, бежал, но тут окружили/нагнали враги, но он их всё-таки победил, и продолжил дальше бежать». Интересных сюжетных ходов тут мало, оттого и книга неинтересная.
olpo70, 20 апреля 2017 г.
Ник входит в число моих любимых писателей. Я стараюсь читать «Миры Упорядоченного» по порядку( насколько это возможно). И в глаза бросается как постепенно растет писательское мастерство писателя. Язык всё лучше и лучше. и этот роман уже достойно написаное произведение.
Сюжет. Классическое фэнтези. В лучших традициях, но в тоже время и с огромным количеством оригинальных идей. Скучать Ник не дает не одной минуты. Да сама история стара как мир. Свергли династию и выжившие наследники пытаются вернуть себе власть. Но история хоть и стара, но всё зависит теперь от автора. Как эти наследники вернут себе всё? И вот здесь писательский талант и отменная фантазия Перумова раскрылись во всей красе. Это стоит прочтения.
Отдельно хочу отметить философские рассуждения автора на тему тьмы и света, зла и добра. Очень интересно.
Игорь Швец, 18 июля 2016 г.
Брат и сестра,ищущие друг друга,злобная и таинственная Владычица и тьма,Тьма,ТЬМА...Хотелось ввбросить эту книгу где-то на середине повествования,но дочитал...и пожалел,что не выбросил.Перумов для меня весьма спорный автор,но этот цикл скорее всего поставит точку на дальнейшем знакомстве с произведениями автора.
Hobel, 16 июля 2016 г.
Вторая книга порадовала больше первой. Лихой сюжет, цельные герои, а главное — меньше магии. В принципе — почти идеальное fantasy. Предательство, благородство, любовь, достижение цели, качественное описание боёв — есть всё. Читал легко и с удовольствием. Полный баланс. Недостатков не увидел. Твёрдая десятка.
Shining, 13 июня 2016 г.
Книга оставила противоречивые впечатления. С одной стороны, понравился главный герой — весь такой отважный и вообще Воин Великой Тьмы. С больших букв. Приятно впечатлили батальные сцены.
С другой — стиль изложения немного хромает. Концепция тоже вызывает удивление. Автор решил совместить два классических сюжета: «Поиск» (первая половина книги) и «Оборона города» (вторая половина). Так вышло, что части между собой сочетаются не идеально.
Эта книга станет отличным подарком подростку, имеющему склонность к прослушиванию тяжелой музыки.
karlan, 22 января 2016 г.
Неумелая халтура — если коротко.
Сюжет — в целом совсем неплох, но дело как раз не в сюжете. Сам стиль изложения автора поражает своей примитивностью и подростковостью исполнения. Герои комично скачут по декорациям туда-сюда высунув языки от усердия, вдвоем берут приступом крепости полные злодеев и чудовищ, в одиночку побеждают огромные армии. Есть и плюсы — концовка совсем неплоха. Снова как и в первом романе автору очевидно немилы сражения на холодном оружии — несмотря на их наличие в романе выполнены они на «отлюбись» — затянуто, скучно и уныло, отсутствуют описания доспехов и одежды героев. Но любимая автором «волшба» прописана совсем неплохо. Кроме того у Перумова очевидные проблемы с описаниями внешности персонажей — как выглядит Ггерой — не сказано вообще, только имя и возраст, возможно автор просто забыл об этом.
Вообще у Перумова большие трудности с описанием окружающего мира. Из за этого полностью отсутствует визуализация происходящего. Я не «видел картинку» во время чтения.
Не понятно почему оргазмирующие от восторга в рецензиях ниже подростки присвоили Перумову звание «Капитан» он скорее «Прапорщик» — все очень плохо. Это пятый роман Перумова и тем не менее даже к цифре «пять» писать он так и не научился. Прогресс есть, но совсем небольшой.
Рекомендую к прочтению под музыку из «Шоу Бенни Хилла» — будет полное совпадение звука и текста.
4 из 10.
Sedric, 13 ноября 2014 г.
Так уж сложилось, «Воина великой тьмы» я прочитал за много лет до «Гибели Богов». Тогда он в целом понравился. Но после эпичной и размашистой «ГБ» эта книга выглядит откровенно слабо. Можно предположить, что книга должна была дать понять, как шли дела в Хьерварде во времена восстания Ракота. Но именно этого она не рассказывает. Вместо этого появилась простенькая история сверженной королевской семьи одного из заштатных королевств.
Более-менее интересна только история Трогвара, хотя бы потому что он будет иметь значение в последующей эпопеи об Упорядоченном. Простенький сюжет, незамысловатые персонажи, прямое, как меч, повествование, полное отсутствие атмосферы. В итоге, как мне кажется, книга представляет собой ценность исключительно для фанатов, которые должны знать все. Остальным при чтении «Хроник Хьерварда» ее можно смело пропустить без всяких опасений.
Greensign, 1 января 2013 г.
Роль этой книги в цикле об Упорядоченном — более наглядно представить читателю жизнь во времена Молодых богов и суть «тёмной стороны» силы, в частности Ракота. Получилось, увы, слабо.
Королевское семейство в бегах — штамп уже сам по себе, за краткое знакомство с четой не успеваешь начать сопереживать ей. Огромный драматический потенциал не удалось реализовать; напрашивается сравнение с «Дюной» Герберта, где за несколько десятков страниц складывается образ герцога Лето, блещущего такими фразами, что из них можно составить атрейдесовский вариант поучения Владимира Мономаха. Но Халлен с супругой ничем таким не блещут, а просто уходят из сюжета навсегда, оставляя двум своим отпрыскам призрачный шанс отомстить. Вот и вся завязка.
Первая героиня, принцесса Арьята — классическая перумовская девушка. Заносчивость, недалёкость, наглость и идея-фикс (в данном случае, месть) не позволяют ей сопереживать. Драки, погони, тюрьмы, чудесные и высосанные из пальца освобождения. Героиня вообще никак не растёт по сюжету, а главный приз достаётся ей совсем уж непонятно за какие заслуги.
Второй герой, Трогвар. Тут попытка сыграть на образе «хорошего плохого парня». На троечку такая попытка. Обучение в стереотипной воинской школе (причем, за исключением пары сцен мы видим его лишь постфактум), появление в Красном замке... Из встречи с однокашниками могла получиться хорошая сцена, но герой вместо этого ретировался. А начавшийся конфликт с Молодыми богами и их протеже почти сразу сливается покровителем главгероя, и наступает конец книги. Любовная линия тоже призвана поставить героя в неловкое положение, но опять же, никакого выбора он сделать не успевает.
Итог: книга нереализованных возможностей. Если ищете экшна — можете почитать, если любите книги Перумова — вам может понравиться.
mpk, 15 декабря 2012 г.
Мне понравилось. Интересная история, нет переизбытка персонажей, очень легко читается. Отличный вариант для вечернего отдыха. Местами правда события развивались как-то уж очень быстро. По-моему автор перегнул палку, когда Арьяту бросают в темницу во второй раз и тут же ее спасает предводительница черного ордена, и все это происходит на одной странице книги.
Green_Bear, 16 октября 2012 г.
Уже после первой книги цикла стало ясно, что Перумов не питает теплых чувств к Молодым богам, предпочитая героизировать Хедина и Ракота. Именно о последнем, также известном, как Познавшим тьму, и идет речь в книге, а точнее, о людях, связанных с ним. Пусть появления Ракота на сцене кратковременны, тем не менее, постепенно создается сложный и противоречивый образ этого героя. Как же другие персонажи книги, спросите вы? А вот с ними дела обстоят намного печальней.
Арьятта и Трогвар, сестра и брат, последние наследники королевского рода, меня по большей части разочаровали. Плюс описывающей Арьяту части заключается в непрерывном движении, погонях, бегстве, схватках. Почти никакого развития героини, зато море трупов и груда изрубленных роялей. Впрочем, для бега с препятствиями весьма неплохо.
Что касается Трогвара, то события здесь происходят медленнее и продуманее, но предугадать их не составляет большого труда. И все же кое-что зацепило меня — финальный выбор Трогвара, выбор между Ракотом и молодыми богами, между гордость и покорностью, между ненавистью и счастьем. Казалось бы, здесь и выбирать нечего, но то, чем обернулось решение Трогвара, окончательно расставило для меня все точки над i. Пусть, молодые боги далеко не ангелы, но и Ракот, по сути, мало чем от них отличается, только с виду держа слово, а на деле оборачивая все так, как ему нужно.
Итог: яркое отражение Ракота в судьбах доверившихся ему людей.
smartosmail, 11 октября 2012 г.
Великолепная книга, которая однако не дотягивает до уровня Гибели Богов. Самая динамичная (здесь её ГБ, у которой имеются сверхдинамичные моменты уступает), самая лёгкая книга Перумова.
master_slave, 6 ноября 2011 г.
История становления воина Трогвара, которому уготована великая судьба. История принцессы Арьяты, на чью долю выпало множество бед и испытаний.
Вторая (или скорее первая) книга «Хроник». На фоне сверхмасштабности «Гибели» действия «Воина великой тьмы» происходят в пределах одного мира, сверхсилы здесь тоже присутствуют, но в основном незримо, лишь как фон. Персонажи понятны, их мотивы ясны и объяснены. Все происходящее менее глобально, а потому более ясно и связано. Читается легко и интересно. В конечном итоге получаем хорошую книгу.