fantlab ru

Игорь Сахновский «Человек, который знал всё»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.40
Оценок:
142
Моя оценка:
-

подробнее

Человек, который знал всё

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Герой повествования вдруг обретает феноменальную способность — видеть всё, что происходит с людьми, где бы они ни находились, хоть за тысячу километров. Скромный и безобидный, он становится лакомой дичью для всех — женщин, криминальных авторитетов и даже международных спецслужб. Одни пытаются его использовать, другие — уничтожить. Но «маленький человек» не вписывается ни в одну высокоумную программу, он живет только по своей...

Награды и премии:


лауреат
Бронзовая Улитка, 2008 // Крупная форма

Номинации на премии:


номинант
Большая книга, 2007

номинант
Русский Букер, 2007 // Русский Букер

номинант
АБС-премия, 2008 // Художественное произведение

Экранизации:

«Человек, который знал всё» 2009, Россия, реж: Владимир Мирзоев



Похожие произведения:

 

 


Человек, который знал все
2007 г.
Человек, который знал все
2010 г.
Человек, который знал все
2011 г.

Аудиокниги:

Человек, который знал всё
2008 г.
Человек, который знал всё
2008 г.
Человек, который знал всё
2008 г.

Издания на иностранных языках:

Човекът, който знаеше всичко
2008 г.
(болгарский)
L'homme qui savait tout
2010 г.
(французский)
L'uomo che sapeva tutto
2013 г.
(итальянский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Польстился на авто-рекомендацию сайта и отзывы и ... боже, какая нудятина! Там, где Мастер типа Шекли обошелся бы десятком страниц, Сахновский растекся мыслью на пару сотен. Причем, львиную долю занимают не какие-то прорывные идеи или необычные действия (при таких-то вводных!), а набившая оскомину чернуха из 90-х: описание ларьков, рэкетиров, взяточников, сисек, интеллигентов, коррупции, барыг и так по кругу. Такой себе «Груз «200» от чернушной фантастики.

Оценка: 3
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вероятно, я бы никогда не добрался до этого произведения, если бы не одноименный фильм. А фильм мне понравился, пересматривал его несколько раз. И книга, надо сказать, не разочаровала. Небольшой роман (на мой взгляд, правильнее было бы назвать этот текст повестью) читается, как говорится, на одном дыхании. Автор, прежде всего, умелый рассказчик и небезупречный, конечно, но хороший стилист.

Идея всеведения противоречит, очевидно, законам сохранения энергии и неубывания энтропии. Но это в данном случае неважно, и сам автор вскользь замечает, что его рассказ не для любителей НФ (а я думаю, что и для них тоже). Главное, как Сахновский воспользовался этой идеей. Он, в частности, удержался от наивного соблазна представить как истину, пришедшую «откуда-то», какие-либо дорогие его сердцу и разуму мысли. А ведь всякий человек, тем более творческий, таковыми обладает. «Только не надо спрашивать о том, что будет после смерти» — заявляет автор устами своего героя. Но у читателя и не возникает такого вопроса – не тот стиль. Ничего «провидческого» в тесте нет и в помине, но при чтении постепенно приходишь к выводу, что ИНФОРМАЦИЯ – это ВСЁ. В определенном смысле информация и сама жизнь суть синонимы. И известная поговорка «Знал бы, где падать – соломки бы подстелил» — лишь самый верхний пласт, оболочка этого факта. Опять-таки, мысль далеко не оригинальная, однако автор сумел придать ей особую художественную выразительность. А ведь в этом и состоит одна из главных задач искусства.

Интересно, что в книге нет «положительных» персонажей. Здесь только истинные мерзавцы разного сорта, либо просто малосимпатичные личности. За исключением, разумеется, самого Безукладникова и автора (ведь он, по сути, и есть тот Игорь, с которым иногда общается ГГ). Да и сам Безукладников, будучи в плену у АНБ, тоже, должно быть, разгласил немало гос. тайн :). Вынужденно, конечно. Он же присвоил себе чужие и явно «грязные» доллары, правда, не из корыстных побуждений. Да, Александр Платонович не святой, не образец высокой нравственности, он просто человек, как и все мы (хе-хе). Вообще, в романе прослеживается некий налет эскапизма, некая «мечта интеллигента» об уходе из грубой действительности, унизительной бедности в какой-то «более достойный» мир и т.п. Эта грубая действительность описана с большим вкусом. Она напоминает некую стилизованную Россию 90-х годов двадцатого века. И тут автор, мне кажется, теряет свою легкую ироничность, увлекается и несколько перегибает палку. Главарь бандитской группировки и одновременно депутат Гос. Думы – это, конечно, мило. Однако стоит ли писать о том, как один из его подручных в школьном возрасте задушил свою одноклассницу? В шерстяных варежках? А в её глазах мелькнуло любопытство… Намечается не вполне уместный переход к какому-то чернушному гротеску.

В целом, это оригинальный, достаточно глубокий для искушенного читателя текст. А разница в оценках – дело вкуса.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Боже, как это было скучно! Узнав, что книга получила «Бронзовую улитку», немедленно достал и принялся читать. Мучительно продирался сквозь бесконечные страницы необязательного текста, дочитал (вон она, лежит на полу в пачке прочитанного) и тут же забыл, о чём там понаписано... Удивительно снотворный том!

Оценка: 5
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

УМЕТЬ ВЫСЛУШИВАТЬ САМОГО СЕБЯ…

Игорь Сахновский начал работу над этой книгой в 2002-м году в средневековом шотландском замке Готорнден неподалёку от Эдинбурга. Награждённый за свой дебютный роман «Насущные нужды умерших» (1999) британской международной литературной премией The Fellowship Hawthornden International Writers Retreat, обеспечивающей месяц комфортного затворничества в Готорндене за счёт Эдинбургского университета, писатель провёл тридцать дней в уединении (гостей приводить не разрешалось), занимаясь исключительно литературным творчеством. Судя по тому, что «Человек, который знает всё» вышел лишь в 2007-м, условия для завершения романа на родном Урале (Сахновский живёт в Екатеринбурге) были не столь благоприятны, как в уютной Шотландии. Тем не менее, вернувшись из творческого отпуска, автор время даром не терял и, успешно сомещая службу в должности редактора глянцевого потребительского гида «Я покупаю» с писательским делом, в 2003-м году получил Гран-при Всероссийского конкурса «Русский Декамерон» за «лучшее произведение любовно-эротической тематики», а в 2005-м выпустил сборник «Счастливцы и безумцы», вошедший в шорт-лист премии «Национальный бестселлер-2006». Роман «Человек, который знал всё» на момент написания этой рецензии включен в список финалистов «Русского Букера-2007» и в шорт-лист самой крупной (по финансовому наполнению) литературной премии «Большая книга-2007». Заинтригованный такой единодушно-высокой оценкой новой книги И.Сахновского критиками «основного потока», а также тем, что в её основе лежит абсолютно фантастический корневой сюжет, я решил непременно прочесть роман. И прочёл.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Главный герой после удара электрическим током (удара неслучайного, это была неудавшаяся попытка самоубийства) приобретает способность мгновенно получать любую информацию. Откуда — неизвестно. Да и кому нужно объяснение... Мысленный вопрос — и ответ тут же всплывает в мозгу «староватого юноши» Александра Платоновича Безукладникова. Естественно, в его положении — безнадёжное безденежье, любимая жена только что ушла к знакомому бизнесменчику, с должности ночного продавца в ларьке почти сразу же выперли за недостачу — одним из первых посланий мэнээса Безукладникова, адресованных мировому информационному пространству, стало сакраментальное: «Где деньги лежат?». И никому не нужный нищий неудачник немедленно узнаёт, в каком месте их можно взять. С этого момента для маленького человека исчезает проблема получения больших материальных средств. Роман начинается с унылых мыслей героя о деньгах («Денег не было ни на что, даже на сигареты»), а ближе к финалу он напишет в письме приятелю: «В последнее время я убедился, что денег в мире настолько много, что их фактически носит ветром по дорогам, как вчерашние листья, как мусор». Конечно же, первые халявные «бабки», добытые Безукладниковым — бандитские, а бандиты эти, конечно же, повязаны с властью и политиками (они сами власть и политика). Героя начинают разыскивать и мафия, и насквозь коррумпированные правоохранительные органы, а он, используя свои суперспособности, водит всех за нос.

Автор романа всецело находится в контексте мейнстрима и (поскольку — ноблес оближ) не ограничивается тривиальным детективным сюжетом, а копает глубже. Во второй части романа Безукладников оказывается за границей, хладнокровно (даже несколько флегматично) воюет теперь уже с международными спецслужбами и прочими охотниками за его феноменальным даром — лакомым куском абсолютно для всех: от политиков и военных до бизнесменов и гангстеров. Претерпевая заметную метаморфозу, из ничтожной личности и слабака он превращается в незаурядного (вроде бы) человека. Я пишу «вроде бы», потому что вовсе не уверен в правильности этого утверждения. Писатель как бы стесняется полноценно и объёмно показать то, что происходит непосредственно с героем, что делается внутри него. В ряде глав книги повествование ведётся от лица второстепенного персонажа, некоего Игоря, не очень близкого приятеля Безукладникова, и читатель вынужден довольствоваться скудными впечатлениями Игоря (судя по всему, это — сам автор, внедрённый в пространство романа) от чрезвычайно редких встреч с Безукладниковым, а также догадками Игоря о скрытой сути происходящего. В тексте есть электронные и обычные послания Игорю от Александра Платоновича и его любовницы, которые помогают пролить дополнительный свет на ряд загадочных обстоятельств. По этой информации читатель достаточно легко достраивает внешнюю картину событий, но совсем не видит картину внутренних эволюций главного героя. Мешает излишняя «сжатость» книги. Для получения более развёрнутого восприятия читателю очень пригодился бы феноменальный дар Безукладникова… К сожалению, обычным людям приходится довольствоваться всего лишь зачатками провидческих способностей, которыми Всевышний наделил нас весьма скупо. Но отчаиваться не стоит. Говоря словами главного персонажа, надо «…уметь выслушивать тишину и самого себя. Ведь буквально всё, что мы хотим знать о своём настоящем, прошлом и будущем, — в нас уже присутствует. Более того, оно страстно желает быть услышанным».

Несмотря на кажущуюся поверхностность, этот занимательный авантюрно-интеллектуальный триллер даёт достаточно пищи для размышлений. Написан роман чрезвычайно лёгким, изящным слогом: Сахновский умеет и любит работать со словом, он — автор двух поэтических сборников. А ещё — роман донельзя кинематографичен. Последнее заметил не только я. Ещё до выхода книги ею заинтересовались киношники. Съёмки уже ведутся. Сценарий будущего фильма написал сам Игорь Сахновский в соавторстве известным театральным режиссером Владимиром Мирзоевым (он же — режиссёр будущей картины). Роль Безукладникова сыграет Егор Бероев, в картине также снимаются Екатерина Гусева и Максим Суханов.

© Владимир ЛАРИОНОВ, ноябрь 2007.

Опубликовано в журнале «Реальность фантастики» #12, 2007.

UPD

Отличная книга, а фильм, к сожалению, не получился...

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Так и не решил для себя смог бы я знать все?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Задать самому себе вопрос и узнать ответ. Это ведь так просто и легко. Но легко ли жить, когда известны ответы на все вопросы? Ты только подумаешь, что-нибудь из разряда «а может попробовать сделать вот это...» и уже знаешь, что получится.

Слегка напоминает фильм «Господин Никто». Во время просмотра к середине возникло ощущение, что сценарий использует идею этой книги (только идею и не в коем случае не сюжет).

В общем книга местами очень интересная, но местами откровенно клонит в сон. Но вот сама идея ...

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как и предыдущий комментатор, книжку я тоже не читал, а слушал. Несмотря на несколько суховатое, малоэмоциональное исполнение, книга вполне хороша, но несколько неровно написана. Лучшие страницы книги — это середина, когда герой получает свой дар и учится его использовать, что приводит к целому ряду довольно комичных сцен — например, сцена спасения из квартиры с помощью обувного барыги. Начало романа несколько вялое, но его выручает фигура главного героя, этакого неудачника по жизни. Вторая часть романа, где действие переносится за границу, выглядит совсем по-другому и как бы противопоставлена первой части. Герой взрослеет, но действие от этого проигрывает в динамике. Картины Европы наводят на мысль, что Европа была сытой и скучной и ничего интересного случиться там просто не могло. Если бы не эти описания музеев и философские рассуждения, оценка была бы выше.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

На вкус и цвет.. Я — наоборот,проглотил за один вечер, наслаждаясь в процессе чтения великолепным русским языком, и правильным, и современным, и уместно образным. Несмотря на простоту и неновизну сюжета, провисаний дествия нет, философские отступления совершенно ненавязчиво и удачно вплетены в нить повествования. На мой взгляд одна из лучших, и, в то же время из недооцененных книг года. И эээ.. Борис Натанович просто так на улитки не выдвигает. Резюме: оч.достойная вещь.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книжку «читал» в формате аудио книги, узнав, что по ней снят фильм. Фильм не смотрел.

Приятно было читать. Ответвления от сюжета напоминают Ильфа и Петрова.

Но. Не понравился финал. Моё личное мнение. Однако было интересно и книга того стоила.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх