fantlab ru

Майкл Флинн «Танцор Января»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.16
Оценок:
404
Моя оценка:
-

подробнее

Танцор Января

The January Dancer

Роман, год; цикл «Вселенная «Огненной звезды»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 59
Аннотация:

Амос Январь, капитан грузового звездолета «Нью-Анджелес», из-за досадной поломки вынужден посадить свое судно на пустынной планете где-то на задворках галактики. Для ремонта необходима руда, и члены экипажа активно принимаются за ее добычу, однако находят нечто совершенно иное. Таинственный артефакт, с виду напоминающий брусок из песчаника, вызывает множество вопросов и споров. Что это — просто необычный инопланетный предмет или могущественное оружие, которое может погубить человечество? Прозванный Танцором за свою способность удивительным образом менять форму, этот загадочный артефакт становится настоящим камнем преткновения. Слишком многие стремятся завладеть им любой ценой…


В произведение входит:


10.00 (1)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Прометей / Prometheus Awards, 2009 // Лучший роман

FantLab рекомендует:

Майкл Флинн «Танцор Января» / «The January Dancer»


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)

Танцор Января
2014 г.

Издания на иностранных языках:

January Dancer
2008 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Автор так хотел оживить свой мир, насытить его подробностями, обогатить красками, что в потоке описаний, объяснений, лингвистических игр и кулинарных изысков утопил собственную историю. Пришлось пересказывать и добавлять в неё смысла в коротеньких перебивках между главами. Ближе к концу он, правда, проснулся и вполне изящно спас ситуацию. А запоминается лучше всего, как известно, последнее.

P.S. И да, это не космос с его бесконечными пространствами — это какая-то Калькутта, в которой герои перемещаются от базара к базару, от трущоб к ещё более диким трущобам. Как они в этом средневековье умудряются создавать межзвёздные корабли?

Оценка: 7
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман, который необычен прежде всего стилем. Сюжетная завязка достаточно проста. Команда космического корабля Января высаживается на пустынной планете в поисках ресурсов для починки корабля. Там они находят артефакты загадочной цивилизации предтеч. Капитан Январь забирает с собой единственный артефакт, который можно унести, − кусок песчаника, который сам по себе медленно поворачивается и изгибается. Впоследствии знающие люди выясняют, что этот танцующий камень дарует своему обладателю способность властвовать и отдавать приказы, которых никто не может ослушаться. За Танцором начинается охота. В игру вступают могущественные конфедерации, лиги, агенты, двойные агенты, тройные агенты…

Безымянная арфистка в баре на Иегове расспрашивает безымянного завсегдатая бара – старика со шрамами. Собственно, он и рассказывает всю эту историю в стиле ирландских песен. У арфистки есть какой-то личный интерес узнать подробности легенды, человек со шрамами явно был не сторонним наблюдателем в этой истории.

Интриги, недомолвки, недосказанности, намеки; персонажи, которые оказываются не теми, за кого себя выдают; подоплека многих событий оказывается не той, что казалась вначале… Все это очень усложняет восприятие романа.

И самое главное – стиль. Стилизация под строй ирландских песен: чередование гянтрей, лолтрей и сунтрей (веселой песни, грустной и колыбельной). Человечество разбросано по многим звездным мирам, оторвано от легендарной Терры, которую терране хотят вернуть как землю обетованную. Но это человечество сохраняет национальный колорит. Колорит проявляется прежде всего в говоре (речь многих персонажей искажена диалектами, которые, наверное, чертовски трудно было передавать на русском), но также в обычаях, еде, одежде.

Чтобы проникнуться атмосферой романа, нужно было попасть в одну волну с этими ирландскими арфовыми песнями. Мне это, к сожалению, так и не удалось. Я понимаю, что роман красив и необычен, но я не прониклась. К тому же за сюжетными интригами было очень трудно следить. Это первый роман цикла, продолжения читать вряд ли буду.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Танцор Января». Почему-то название мне показалось несуразным, особенно для космооперы. В названии не ощущался, даже не знаю, как сказать, масштаб что ли. Но книгу отложил в список «К прочтению», и не зря.

С сюжетом все довольно просто. Капитан Амос Январь находит на некой планетке, в храме предтеч, странный артефакт, похожий на кирпич песчаника. Странно в артефакте то, что он очень удобно лежит в руке и незаметно меняет свою форму, словно танцует.

Маленький Хью О'Кэрролл, правомерный правитель мира Новый Эрен и вождь повстанцев, бежит со своего мира, но клянется вернутся. В пути он встречает терранина Фудира, который обещает помочь ему вернуть мир в Новый Эрен, и даже вернуть Терру – колыбель человечества. Нужен только артефакт, похожий на кирпич песчаника.

Гончая Фир Ли сторожит Разлом – точку перехода между Конфедерацией Центральных Миров и Периферией. К нему в руки попадают данные пойманного курьера, и он отправляет своего старшего Щена, Грейстрока, под маской курьера, чтобы добыть нужную информацию.

Молодая арфистка встречается со странным человеком со шрамами, который готов рассказать ей историю о Танцоре, о Маленьком Хью, о Грейстроке и Фудире.

Я очень люблю манеру подачи «А теперь я расскажу вам историю…». При такой подаче рассказчик играет с собеседником, а через него и с читателем в занимательную игру. Это очень похоже на пазл – собрать общую картину произошедшего из полунамеков, домыслов, оборванных фраз… Кто такой человек со шрамами? Что случилось с танцором? Почему он говорит о некоторых участниках в прошлом времени, но не подтверждает их смерти? И т.д. и т.п.

По ирландской традиции есть три вида музыки, исполняемой на арфе – гянтрэй (веселая песня), голтрэй (грустная песня) и сунтрэй (спокойная песня). Вместе с арфисткой, читателя поглощает история – каждая глава, каждая часть истории мужчины со шрамами, называется и подается в гянтрэе, голтрэе или сунтрэе, сплетая мелодию Танцора Января и судеб героев. Это и то, как это написано – чертовски красиво. Богатый язык, приятный слог, да и, думаю, перевод не подкачал, многие персонажи разговаривают с заметными акцентами, глотая согласные или растягивая гласные. Стилистически роман выдержан в ирландском, с примесью ближневосточного колорита, сэттинге.

Красивый и вкусный роман, в нетривиальной вселенной со своими законами, которым хочется наслаждаться подольше. Песня про Танцора Января спета (а может и нет), но история продолжается. Будем читать дальше.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Качественный образец Новой Космической Оперы с элементами детектива про спецслужбы.

Будущее. Человечество рассеялось по галактике, был период упадка, потом все опять собрались в кучу.

Много различных планет, устройств общества, необычный способ перемещения от звезды к звезде и так далее.

Артефакты Предтеч, битвы в космосе, погони и интриги на планетах.

Неплохой твист в конце.

История закончена, но потом автор написал ещё три вещи, события которых происходят в той же вселенной.

Прошло 2,5 года. Перечитал ТАНЦОРА ЯНВАРЯ, чтобы освежить воспоминания и подготовиться к чтению второй и третьей частей, вышедших с той поры.

О книге, пока не начал перечитывать, помнил только, что был в полном восторге. Перечитал с удовольствием.

9 (ОТЛИЧНО).

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как я изначально опасался, глядя на жанр «космоопера», книга умеренно не понравилась. И дело тут не в самом жанре, а в той совершенной неувлекательности, которая, чередуясь с постоянными плаваниями по терминологии, топонимии, заимствованным из других языков словам, как будто заставляет забывать то, что было в предыдущих главах. Автор иногда любезно напоминает, кто же здесь кто, но персонажи – это одно, в них не путаться легче, а вот куча всяких подробностей, которые описаны малопритягательным для меня языком – совсем другое.

А начиналось все неплохо: таинственное место, несколько заброшенных и удивительно описанных артефактов, древняя раса… Всё было так загадочно, интригующе, что дальнейший полный отход от данных событий и сосредоточивание на совсем других приключениях и героях вызывали только еще большее раздражение. Особняком стоят многочисленные (но, блин, короткие) вставки Рассказчика и арфистки, вот их было читать истинным наслаждением, особенно, музыкальные «номера». Они были крохотными лиричными и прекрасными оазисами в бесконечных пустынях скучных и тоскливых описаний и диалогов. Сама структура романа, его цель – рассказать через многочисленные перерывы историю, у которой имеются начала и конец, регулярно вставляя свои ремарки и словно подчёркивая, как надо уметь слушать, слышать и отделять главное от второстепенного, как надо вплетать в историю подсказки и возвращаться к ним, – в общем, подобная нить повествования была не то, чтобы в диковинку, но она цепляла. И чувствовалось, что автор, как и Рассказчик, избрал Цель в качестве доведения истории до конца. Ну, ещё было интересно следить за вечно и так мило някающей бан Бриджит, единственным персонажем, который вызывал симпатию после того, как стало ясно, что Январь уплыл навсегда из поля зрения. Эпизод с меняющим пол ради неё Пулавайо и последующим «дам дёру с инфой» – это, пожалуй, самое лучшее, что было в книге для меня. Не считая арфистки, конечно.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

В целом книга хорошая. Космические течения мои любимые, опять же, вообще мир довольно симпатичный своей «разбросанностью». С одной стороны она вполне объяснима, с другой — позволяет делать все, что хочешь.

Довольно живые герои, правда живость у них немного заданная, автор добросовестно проштудировал соответствующие главы учебника и реализовал то, что там написано практически в лоб. Но это лучше, чем ничего, большинство авторов и учебников-то не читает.

Но книга уж очень рыхлая, распадается в руках — и по местам/описаниям, и по героям. То есть читаешь один эпизод, потом второй, потом третий, каждый по отдельности хорош, а вместе — почти не соединяются. Конец — вообще бог из машины.

Но свое удовольствие я получил, так что оценка высокая.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Моя оценка данного произведения – 8 баллов.

Роман выполнен в форме повествования о истории давно минувших дней. Рассказчик, завсегдатай бара и новый посетитель-музыкант ведут беседу о событиях приблизительно двадцатилетней давности. Главной темой сказания стал древний артефакт, оставшийся от инопланетной расы и усилия различных сил в желании им обладать.

Что нас ожидает в тексте? Вольный торговец и его невезение, бунтовщик-революционер, который не желает победы, изгой-посредник и его тайная миссия, спецслужбы и блоковое противостояние, а также изначальная линия в баре, которая ближе к концу романа заиграет новыми красками.

Автор не пожалел времени на описание мира, в котором происходит действие. В начале книги даже есть карта, чтобы читателю было легче ориентироваться в переходах от одной планеты к другой в поисках заветного артефакта. Детальностью они конечно же не отличаются, но несколько исправляет ситуацию описание истории заселения и освоения каждой из них, отсылая в современной истории планеты Земля.

Внимание по части использованных в тексте технологий заслуживает концепция межзвездных перелетов по т.н. «трассам» которые идут от одной звезды к другой и заметно ускоряют движение. Ну и забавный момент организации межпланетной связи с помощью артефакта предшествующей цивилизации для торгово-банковской деятельности одной из корпораций.

Чего-нибудь убедительного по персонажам сказать не могу, самый интересный и живой из них – это сам рассказчик, герои же его рассказа не зацепили.

Не решил для себя что это плюс или минус, пусть будет просто особенность данной книги – как бы «музыкальные вставки».

Из минусов – трудная для восприятия смесь стилей, традиций и языков, которой автор пытается придать налет давности в описываемой вселенной, а также введение в текст линий и персонажей, которые потом никак не раскрываются и существуют сами по себе, отдельно от основного сюжета.

Размеренное повествование, местами затянутое, но в то же время и интересное, динамики не чувствуется, но ждешь чем же все завершиться, интрига появляется на последних страницах книги, но развязка ждет только в следующей книге серии, рекомендовать не буду, но любителям жанра стоит ознакомится.

Да, есть надежда, что появившееся оживление в заключении книги будет доведено до логического конца в следующей части цикла «Спиральный рукав» и автор доведет до ума не самую плохую идею.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Однажды арфистка заходит в бар и встречает там незнакомца, который рассказывает ей необычную историю об артефакте древних цивилизаций и о том, как множество разных людей за этим артефактом гонялись. Читателю же предлагается рассказ в рассказе и опыт, который не от каждой книги получишь.

С одной стороны, это интересная и интригующая история, наполненная множеством живых персонажей. Она продумана до мельчайших подробностей, а колоссальная детализация позволяет возвращаться к ней еще несколько раз и находить что-то новое. Сюжет помимо интриги содержит еще и необычную структуру с несколькими началами и нетривиальной композиционной формой. Многое в истории отсылает читателя к ирландским сагам: начиная от мелких пасхалок среди персонажей, заканчивая сюжетными поворотами.

С другой стороны, это очень многословная история, в деталях которой легко можно утонуть. Здесь огромное количество описаний, а сложная структура повествования временами сбивает с толку. Иногда создается ощущение, что форма преобладает над содержанием. Знакомство с ирландскими сагами необязательно, но очень желательно, иначе большая часть удовольствия просто пройдет мимо. В сюжете нет остроты, он интересен, но не захватывающ. История излагается хорошим языком, но обилие терминов и специфических словечек может если не отпугнуть, то сильно затормозить читателя.

Глобально, «Танцор Января» — хорошая, но очень специфическая научная фантастика. Книга не для всех, но если спустя четыре главы вам все еще интересно, что будет дальше, то положительных впечатлений вы получите гораздо больше чем отрицательных.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Уф, еле осилил книгу... Казалось бы если разложить по составляющим (сюжетные линии, характеры, описание среды и вещей) — то всё вполне неплохо. Но! Вместе это выглядит как неисправный автомобиль: только-только поехали и всё — заглохли! В общем — концепция преподнесения основного сюжета мне абсолютно не понравилась.

Также надоели постоянные музыкальные отсылки с

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Арфисткой
, которые напомнили назойливые и вездесущие вплетения Китса в «Паденим Гипериона» Симмонса — они сначала сбивают с хода повествования, а потом раздражают.

Может и локализация подвела, но судя по количеству сносок в тексте, автор явно хочет показать читателю свой неимоверно глубокий уровень знаний в каких-то второстепенных для повествования (на мой взгляд) вещах навроде древних, с точки зрения текущей сюжетной линии, индийских, ирландских, датских и т.п. этносов «старой Земли» — они только сбивают и без того нестройный темп повествования.

В романе очень много персонажей и ещё больше имён, что тоже не добавляет ясности — порой даже теряешься и путаешь кто есть кто и откуда — приходится возвращаться и перечитывать заново.

По моему это тот случай, когда искусственное усложнение произведения, больше вредит, нежели помогает.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

У этой книги много достоинств: самобытный мир, яркие персонажи, любопытный сюжет, певучий стиль текста... Мир раскрывается, как цветок с множеством лепестков, знакомый и незнакомый, сотворенный из лоскутков нашего мира. Персонажи, как и положено героям эпоса, неординарны и уникальны, их истории трогают и увлекают. Сюжет подается ниточка за ниточкой, и все ниточки закономерно сходятся в конце истории. Текст яркий, цветной, с множеством сравнений и метафор, не чета бедноватому стандарту современной фантастики. Ближайшее сравнение — Райаниеми, тот же постмодерн, та же игра со стилизацией и цитатами, но у Флинна значительно лучше проработка персонажей и значительно меньше нагруженность текста, так что читается легче.

Главный недостаток книги — мало. Всего мало. И продолжения не спасут ситуацию. Неспешный темп повествования приводит, конечно, к нарастанию объема. И, в результате, каждый персонаж получает слишком мало места, слишком мало сюжетных сцен, что диссонирует с их филигранной проработкой. Грейстрок, бан Бриджит, Маленький Хью, Фудир, Амос Январь и его команда, Фир Ли — каждый из них мог бы получить свою собственную историю длиною в книгу, за каждым из них было бы интересно наблюдать целый роман, но автор бросает их в довольно нелюбопытную интригу вокруг поиска артефакта, где каждая побочная история интереснее, чем главная. Флинн создает галерею ярких персонажей в течение восьмидесяти процентов книги, а потом за оставшиеся двадцать по-быстрому все разруливает, так и не дав народу как следует разгуляться.

Хорошая, сильная книга, вместо которой я бы действительно хотела прочитать серию книг на шесть про тех же персонажей.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Купил сразу 3 части этого повествования, доступные на русском языке. Начал читать Танцора, и меня постигло разочарование...Что за хрень? Другого в голову не приходило. Но потом втянулся, отличные образы, герои, разнообразные расы, каждая со своим характером, различные проблемы мира будущего, в общем хорошая книга для любителей космической фантастики. Так что жду не дождусь, когда руки дотянутся до Реки Джима, чтобы опять погрузиться в мир Спирального Рукава. Кстати, стоит отметить, что книга так классно написана под сериал...так и хочется, чтобы кто-то его снял.) И ещё одна ремарка, 8 баллов ставлю за фантазию Флинна, за перевод романа, оценка гораздо ниже.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лингвистическое болото. Надеюсь переводчику хорошо заплатили.

От космической оперы я ожидаю динамику и захватывающий сюжет. Здесь же вместо приятной прогулки с разглядыванием окрестных пейзажей — едва вытаскиваешь ноги из топи исковерканной речи, полупонятных недосказанностей и глубо-о-ок'х мыслЕй за лайф (как бы написал автор), а по сторонам и смотреть некогда. Эдакий философский культурологический трактат, маскирующийся под популярный жанр. Языковедам может понравится находить искаженные слова из дюжины языков.

Роман был бы намного читабельнее как сборник рассказов.

Как развлекательное чтение — малопригоден.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Приступал к чтению с опаской ,думал, что буду разочарован (незнакомый мне автор, новые тенденции фантастики, мифология кельтская о которой я ничего не знаю), а все случилось наоборот остался доволен. История началась с простого капитана корабля Января а закончилась совсем другими героями. А виной всему артефакт предтечей, небольшой каменный булыжник который своим танцем закрутил всю историю героев. Персонажи мне понравились, описание и характеры. Понравились беседы арфистки и человека со шрамами. Хороший масштаб событий, но нужно привыкнуть к не стандартному изречению героев (суржик). И мне не хватает технических описаний (космических кораблей, верфей, станций....) Хороший развлекательный роман. Буду читать дальше (Река Джима), посмотрим как там идут дела.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне кажется, что главные задачи автора при написании книги — стиль и показ сложного мира будущего. Поэтому он вывалил на читателя мешок сложнопроизносимых имен, названий и терминов. И появляется такое впечатление, что вот ради этого мешка и была написана вся книжка. Продираться через все эти выверты скучно.

В общем, рекомендовать не могу. Если только для ознакомления с современными тенденциями в научной фантастике

Оценка: 7
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ох, так и хочется сказать на это: «черт ногу сломает». Книга, в принципе, не сказать чтоб совсем слабая, НО обилие отталкивающих моментов не дает ей поставить высокую оценку. В первую очередь в глаза бросается неимоверное желание автора написать «необычную» космооперу, которое я скорее охарактеризовал бы как выпрыгивание из штанов. Уж очень здесь Флинн старался наворотить что-нибудь эдакое, с расчетом сорвать овации критиков и, как следствие, вызвать интерес к новинке у читателей.

Не знаю чего ему не хватило — настоящего таланта или творческого вдохновения, но вышедший роман меня не заинтересовал от слова «совсем». К сожалению, ни нагромождением заумных терминов (к месту и ни к месту); ни беспроигрышной, но бесконечно заезженной темой «артефакты Предтеч»; ни мега-шпионской «рекурсией», в которой агент А притворяется агентом Б, изображающим агента А; ни «изысканным» Ирландским антуражем; ни вычурным стилем повествования в своем излишестве иногда напоминавшем мне барокко а-ля Олди, короче, ничем меня эта космоопера не зацепила, а скорее, наоборот, вызвала отвращение. К тому же, роман написан намеренно издевательски сложно! Из опыта, могу сказать, что многие книжки по спец-предметам читаются в разы легче и быстрее. В «Танцоре» же мне постоянно приходилось перелистывать назад и перечитывать некоторые моменты, в которых, как мне казалось, я мог что-то не до запомнить или неправильно воспринять. В общем, пойду читать фэнтезню, — современная космоопера разочаровывает... А Флинну — «троечка» с натягом...

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх