FantLab ru

Брюс Стерлинг «Схизматрица»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.87
Голосов:
680
Моя оценка:
-

подробнее

Схизматрица

Schismatrix

Роман, год; цикл «Шейперы и Механисты»

Аннотация:

Схизматрица — способ организации общества будущего, в котором люди населяют космические станции, астероиды и спутники больших планет. Земля заброшена: на ней уже выработаны все минеральные ресурсы. Утрачено единство человечества: каждое поселение — не просто самостоятельное государство, но отдельная цивилизация с собственной идеологией, мифологией, жизненным циклом, ресурсной базой и стратегией развития на ближайшие тысячелетия. Находящиеся у власти группировки постоянно конфликтуют между собой, и эта политическая игра перерастает в войну двух основных сил — шейперов и механистов. Мир приходит в Солнечную систему с появлением пришельцев — Инвесторов, межпланетных торгашей, определивших новые правила игры и хрупкое равновесие людских цивилизаций-схизофреников. И они уложились, словно алгебраические переменные, в клеточки Схизматрицы — замкнутые на себя, враждебно-настороженно относящиеся ко всему чужому, движимые миражами стратегических сверхидей...

© Из статьи Сергея Некрасова "Разделение Человечества"

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Небьюла / Nebula Award, 1985 // Роман

номинант
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 1987 // Роман

номинант
Сигма-Ф, 1998 // Перевод (Лучшее зарубежное произведение)

номинант
Литературная премия "Хатафи-Кибердарк" / Premios Literarios Xatafi-Cyberdark, I (2006) // Зарубежный роман (США)

Похожие произведения:

 

 


Схизматрица
1997 г.
Схизматрица
2007 г.

Самиздат и фэнзины:

Схизматрица
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Schismatrix
1985 г.
(английский)
Storming the Reality Studio: A Casebook of Cyberpunk and Postmodern Science Fiction
1991 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  30  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 июня 2009 г.

До жути приятно писать отзывы на такие произведения, — и трудно не сорваться на общие, скомканные, шаблонные слова. Трудно не захлебнуться впечатлениями. Ибо «Схизматрица» — произведение исключительное: яркое, значительное, из тех, что созидают направления и задают пути. При всём при том необычайно цельное, так что даже непонятно, с какого боку к эдакой громаде подступиться, чтобы начать анализ.

Можно поставить роман у истоков киберпанка. «Схизматрица» разительно отличается от классических образцов жанра, — но отличается прежде всего по форме. А вот идеологически им очень близка: здесь и технологическая модификация человека, и далеко не последняя роль информационных технологий в описываемом мире, и чёткая общественная позиция героев, близкая генетически «левым» идеям. Однако Стерлингу удалось даже больше, чем задать тон киберпанку. Изначально сформулированной целью Стерлинга, Гибсона и компании была ревизия и глубокая реформа научной фантастики. Очищение НФ от устаревших шаблонов, оживление важнейших принципов в новых условиях. Подходом именно к такой задаче и стоит считать «Схизматрицу». И подходом во многом успешным.

«Схизматрицу» по праву можно назвать произведением футурологичным. Конечно, здесь вы встретите множество явных анахронизмов — бросаются в глаза магнитные ленты и видеокассеты, другие детали. Стерлинг не стал выдумывать «неизвестных технологий 22-го века». Однако сам подход к построению картины будущего — вот он как раз системен и интересен. Он построен на нескольких основных положениях.

Первое — применение синергетического подхода к рассмотрению общественных процессов. В 1977 году Илья Пригожин, неоднократно упоминаемый в книге, получил Нобелевскую премию за свою теорию диссипативных структур, так что синергетика была на слуху. Стерлингу оставалось поймать эту волну.

Схизматрица, эта фантастическая общественная форма, представляет собой разбитое на множество мелких неравновесных ячеек человечество. Здесь порядок неустойчив, и самая маленькая флуктуация — действие одного человека, одна безумная идея, одно лишь событие — ведёт к хаосу, переорганизации и кристаллизации новой системы отношений. Система открытая и принципиально неравновесная: то это связано с космической экспансией в Солнечную систему, эдакое расширение «человеческого газа», то с приходом Инвесторов — пришельцев с других звёзд, то с иными событиями, сотрясающими общество. Едва установится хрупкое равновесие, так тут же мир рушится на глазах и потом, долго и мучительно, ищет новые решения и выстраивает Новый Порядок.

Второе основание мира «Схизматрицы» — философия постгуманизма. Человек не приспособлен, почти беззащитен перед Космосом, этой новой средой обитания. Оставшись прежним, ему не выдержать ударов судьбы. И единственный выход для жителей Схизматрицы — меняться вместе с миром. Технологическая модернизация организма, генетические модификации, «шейперский» и «механистский» подходы в их противостоянии, слиянии и взаимодействии, развитие информационных технологий и нанотеха, тонкая химическая регуляция — только этот колоссальный набор ухищрений позволяет человеку остаться на плаву и участвовать в громадной творческой деятельности: научной, культурной, идеологической — самоорганизации человечества.

Человек в нарисованном Стерлингом мире — часть сложной и многогранной, неустанно эволюционирующей системы. И часть активная, определяющая будущее всей структуры, часть развивающаяся и эволюционирующая вместе с ней.

Но вся эта философия в «голом» виде, в самой живой формулировке, не имеет и толики силы воздействия стерлинговского романа. Глубокие и новаторские размышления неразрывно связаны здесь с остросюжетным повествованием, перед нами боевик, эдакий философский триллер — редко кому удаётся сочетать столь разнородные элементы. И неслучайны неоднократные отсылки к Шекспиру — именно с великого драматурга старается брать пример Стерлинг. «Публика-то у нас какая? Бляди, фермеры, два десятка пиратских шаек да полсотни беглых математиков. Драки и танцы всем им понравятся». В результате роман читается на одном дыхании. Уже на протяжении полугода после прочтения не могу избавиться от почти детского восторга по поводу этой книги.

А уж то желание нового, желание развития и совершенствования, что оставляет «Схизматрица» Стерлинга — вообще бесценно.

Так что прошу прощения за, возможно, несколько излишне эмоциональный отзыв, но... произведение до сих пор не оставляет мне выбора.;)

Оценка: 10
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 ноября 2011 г.

Не понимаю. Совершенно не понимаю всеобщего восторга. Да, есть некая интересная концепция, есть некая попытка прорисовать мир необычный и довольно-таки мрачный.

Но боже мой — воплощение! Может, перевод убогий — не знаю. (Хотя вроде бы эти переводчики в явной халтуре замечены пока не были). Но речи — «он пошел — она сказала». Сама борьба Механистов и Шейперов — какие-то чистые декларации, вроде идет, а в чем, собственно, уж такой конфликт идей — непонятно. Ощущение, что люди просто бесятся с жиру. Поступки слабо мотивированы (ну, может разве что для американцев). Ни один из миров не имеет какой бы то ни было внятной структуры — конечно, мастер может это давать не страницами текста, а мазками — но внутренняя связность должна при этом все равно возникать. А так — сплошные рояли в кустах.

Как отцу-основателю жанра — можно простить многое. Но чтение получается чисто познавательное — «а знаешь, как все это начиналось...»

Очень надеюсь, что не весь Стерлинг таков.

Оценка: 3
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 ноября 2009 г.

Очень противоречивое впечатление оставили книга. Как по мне, задумка отличная — эволюция развития главного героя с развитием человеческой вселенной. При этом есть и главный антигерой, и любовная линия, и приключения. Но как же это представлено (может это особенности перевода:confused: или особенности стиля киберпанк?). Каких-то плавных переходов, присутствующих звеньев между отдельными частями романа нет вообще или они описаны очень расплывчато. Мотивация героев книги (как и мотивация отдельных сообщест-социумов в своем равзитии) не всегда понятна до конца, структура описанного мира вообще не понятна. Сами миры, отдельные ячейки расбросанного по космосу человечества вообще упоминаются только косвенно, что называется «мимо проходили». Представить эти миры как элементы какой-то системы довольно сложно (а они должны составлять одну систему, каждый внося свою индивидуальность). Герои раскрыты неярко, дуэль «хорошего» и «плохого» тоже довольно неясно показана (а ведь эта линия продолжается больше половины книги). Много вещей непонятны: например, почему стал таким востребованным театр, который создал главный герой? Какая все-таки причина исчезновения главного героя в омолаживающей фирме? Собственно говоря (не судите строго и не подумайте, что не внимательно читал книгу), но какой-то философско-глубинной разницы или какой-нибудь другой фундаментальной между механистами и шейперами я не заметил (ну одни используют механизмы, другие отдают предпочтение биологии)

Итого: книга оставляет НУ ОЧЕНЬ МНОГО неясностей и недописаностей. А 7 баллов ставлю только из-за ГРАНДИОЗНОЙ задумки, воплощение которой оставляет желать лучшего.

Оценка: 7
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 ноября 2013 г.

Слышал про Стерлинга много — по прочтении сего опуса абсолютно соглашусь с Переслегиным, что Стерлинг — один из самых крутых интеллектуалов Запада. То, что он делает, — это можно сказать изобретение жанра: приключенческий роман для интеллектуалов (ну, или Александр Дюма 20 века, начитавшийся книг Ильи Пригожина; что до киберпанка, то если здесь он и присутствует, то просто в микроскопических дозах)... В каком-то смысле в этом же жанре работает Дэн Симмонс, но он всё-таки попозже Стерлинга стал известным... Пропихивая свои многочисленные и порой весьма нетривиальные идеи в сознание читателя, увлекшегося забавной интригой, Стерлинг делает именно то, что должен: управляет вниманием, а с ним и сознанием масс и направляет действия масс... в конце концов главное в книге не то, кто победил — шейперы или механисты, — а то, что людишки, оставшиеся на Земле и не захотевшие вливаться в неостановимое движение Homo sapiens novus к звёздам и к новым достижениям в борьбе со своим физическим телом, быстро превратились в дикарей, поклоняющихся идолам и живущим просто как в каменном веке, в деревнях, поглощённых джунглями, без всякой связи с соседями... И их не жалко ничуть! А значит, ребята, по-шейперски мы будем себя перекраивать или по-механистски, какая разница? Главное, что нам придётся ПЕРЕСТАТЬ БЫТЬ ЛЮДЬМИ... если мы, конечно, хотим жить, а не влачить жалкое существование... это не первый прочитанный роман «оттуда», в котором толкается данная идея, но, судя по всему, один из первых по времени создания... Стерлинг уже в 1985 году знал то, о чём только недавно стали талдычить разные апологеты «перерождения» человека типа Рэймонда Курцвейла... И в который раз поражаешься — в 1985 году американские интеллектуалы думали о том, как будут через совсем немного лет ломать Человека через колено, а наши интеллектуалы в 1985 году сидели на кухнях и обсуждали недостаточное количество колбасы в магазинах и невозможность ездить «смотреть мир»... банально, но верно: ставь великие цели и достигнешь хоть чего-то; занизь планку и пробарахтаешься всю жизнь в мелкой луже. Недостатки у романа есть, но они чисто художественные: некоторая скомканность некоторых сцен, некоторые прорехи в мотивации героев, некая поверхностность в некоторых деталях. Но по поводу стиля совершенно не согласен с некоторыми отзывами: стиль очень хорош; просто на голову выше среднестатистического американского НФ, — а уж перевод совершенно роскошный, и за него отдельное спасибо переводчикам.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 августа 2013 г.

Что делает нас людьми? Процент органики в теле? Доля оригинального, немодифицированного генома? Душа? Вот, например, человек с кардиоводителем или механической рукой остаётся человеком, по крайней мере, покуда речь не идёт о представителях совсем уж ортодоксальных сект, которые не приемлют никакого вмешательства в сотворённое богом. Но вот клоны или генетически усовершенствованные существа, хоть и существуют пока только в смелых фантазиях учёных, успели уже породить немало споров.

Что делает нас человечеством? Все эти миллиарды людей, раздираемых конфликтами из-за веры, национальности, убеждений, что позволяет по-прежнему считать их одним целым? Не тогда ли случится раскол человечества, когда фраза «они не люди» будет брошена уже не в запале фанатизма, но взвешенно, обдуманно, как единственный оставшийся выход? Когда человечество расколется на виды, равно не похожие на оригинал и друг на друга, что позволит по-прежнему видеть некую общность, систему там, где есть лишь раскол?

Таково будущее по Стерлингу. Путь шейперов и путь механистов, стагнация и одичание землян, отказавшихся от выворачивающих живое наизнанку технологий. Триумф науки, открывающий, кажется, двери в золотой век. Но вокруг — склоки, интриги, грызня за власть. Уж не эта ли черта то немногое, что осталось в генетически спроектированных гениях и надменных киборгах от «основы»? И в довершение всему — испытание бессмертием, невыносимое, непосильное для человеческого разума. Человечество, оседлав эволюцию, как сёрфер волну, стремится к новой ступени сложности, к манящему идеалу трансчеловека. Но что останется в этих полубогах от нас с вами, где та лакмусовая бумажка, которая подтвердила бы аутентичность, восходящую к цивилизациям Междуречья цепь родственных уз? Какова дефиниция человека в мире, где сознание разобрали по косточкам, а любовь загнали в шприц для инъекций? Стерлинг выбирает любопытство, стремление к непознанному. Интересный ответ, хотя и не бесспорный этически.

При всём этом очень легко воспринимается мир, расклад сил в нём, бэкграунд технологий и группировок. Философия крепко повязана с действием, пронизывает его от первой до последней страницы. Линдсей, мессия Стерлинга, любопытен, но не вызывает эмоционального отклика, ходячая демонстрация идей автора и заветная мечта Макиавелли, авантюрист и политик без страха и упрёка. Оригинальные, а на момент написания и вовсе революционные построения мира будущего. Варварски много роялей в кустах, особенно для романа подобного уровня. Знаковый роман, хотя и не эпохальный. Советую почитать всем, интересующимся футурологией, это занимательное и нетребовательное к специальной подготовке читателя чтение, хотя и очень-очень интересное.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 июля 2008 г.

Эта книга заставила себя перечитывать несколько раз (никаких шуток, так оно и было) и для Стерлинга стала лучшим достижением крупной формы. В рассказах он поднимался и выше, но те романы, с которыми я ознакомился гораздо примитивнее.

В Схизматрице есть азарт, задор и поиск, пришедшие из докиберпанковских времен. Вечная жизнь для тех, кто не смущается начинать заново и выбрасывать хлам — даже завидно. По тексту множество приятных сюрпризов в виде микрорасказов. Структура изложения вроде веревки фокусника — со стороны кажется, что всё запутано, а на самом деле никаких узлов. Характеры объемные, эмоции представимые.

Стерлинг использовал несколько классических рецептов — судьба юных радикалов, анархическое общество, культурный человек среди дикарей, свое любимое программирование поведения, расширяющие сознание наркотики и экологическую катастрофу, жизнь на нейтральной территории между империями, добавил несколько удачных находок — например, насильственное омоложение как акт терроризма, режиссер поневоле, человек-мир, — присолил боевиком и получил весьма аппетитное блюдо.

Не все равноценно. Отказываюсь верить в жизнеспособность его коллективов. Существование людей в крошечном пространстве пиратского корабля у него больше похоже на какую-то шарашку, из которой все отправляются по домам. Сохраняется культурное единство, хотя население живет по автономным герметичным островам. Полным полно гениев. Можно устроить себе подходящую загробную жизнь, если есть что предложить. Экономики смехотворны и т.п.

Тем не менее, читать стоит.

Оценка: нет
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 марта 2012 г.

Неправдоподобно и натянуто.

Изложено плохим языком.

Характеры попросту безумные. В этом есть какая-то доля человеческого, но не всегда это к месту.

Интересные идеи, яркие, хоть и маловероятные сюжетные повороты оказались погребены некачественным текстом — такое ощущение, что студент филфака и тот напишет лучше, дай ему те же идеи.

Так вот за идеи, но не за их развитие я ставлю 7.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 января 2009 г.

Стерлингу удалось создать впечатляющую панораму будущего. Человечество, сбежавшее от проблем родного мира, расселяется по Солнечной Системе. Роман охватывает почти два столетия, при этом ритм повествования подчинён восприятию жизни главным героем: по мере его старения всё более короткие эпизоды разделены всё большими промежутками времени. Вторая половина книги воспринимается как яркий калейдоскоп, в котором новые персонажи, едва успев появится, тут же пропадают или необратимо изменяются, напоминая рой бабочек-однодневок.

Понравилась насыщенность романа идеями. Чувствуется характерное для киберпанков тщательное внимание к описываемому антуражу, но Стерлинг не зацикливается на технологических примочках, ставя вопросы о дальнейших путях развития человечества. Киберпанк временами проявляет свою «панковскую» сущность во всяких маргинальностях вроде Дзайбацу Моря Спокойствия, но к счастью не чрезмерно. Удачно обыграна тема конфликта поколений.

Недостатки присутствуют, но в определённом смысле роман — основоположник целого направления, причём не столько киберпанка, как «Нейромант» Гибсона, сколько традиционной НФ, так же как «Пасынки Вселенной» Хайнлайна в своё время послужили основой для многих произведений о кораблях-ковчегах. «Вакуумные цветы» Суэнвика, «Илион» Симмонса, «Accelerando» Стросса продолжают традицию «Схизматрицы».

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 февраля 2010 г.

Странная книга- эдакий коктейль из всего, что можно связать с космосом. Устаёшь от недосказанностей, сюжет подаётся урывками, многие вещи приходиться додумывать самому. Есть очень хорошие идеи из которых можно написать несколько инетересных книг. Не понравились политические войны.

В-общем, сложилось впечатление, что Брюс Стерлинг писал краткий эпос по не менее 12 романам. ХорошИЕ идЕИ- плохая реализация.

Оценка: 5
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 января 2010 г.

Странный гибрид киберпанка, космической оперы и политического триллера. Книга оставила двойственное ощущение: с одной строны — грандиозный масштаб, похожий на Академию Азимова; с другой стороны — отрывочное повествование, невнятная мотивация поведения героев, масса непрописанных деталей, упомянутых мимоходом (названия анклавов, группировок, территориальных образований и т.д.), в итоге нет ощущения целостности мира, где существуют герои книги. Поэтому — не выше 6...:insane:

Будем читать Нейроманта и иже с ним )))

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 декабря 2017 г.

Здесь содержание отвесило форме громкую оплеуху, идеи задвинули сюжет в темный угол. Кибер-механисты, биологические шейперы, праздник «равенства» с произвольными соитиями, странные инопланетяне, люди, добровольно вернувшиеся к первобытному строю… Все это запоминается. А вот сами герои и их действия совершенно выветриваются из памяти, стоит лишь перевернуть последнюю страницу.

Наверное, из подхода при написании подобных книг в последствии и выросли миры всяческих настолок, где антураж и проработка мира куда важнее сюжета. В качестве набора идей и образов «Схизматрица» замечательна, а вот как нормальное фантастическое произведение с четким сюжетом и яркими героями она весьма средняя.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 июня 2009 г.

Прочитав эту книгу, я понял, что родился слишком рано. В ней описано то общество, в котором мне хотелось бы жить. Общество тысяч разных сообществ, в которых стерлось само понятие о единых стандартах, моральных и мировоззренческих. Даже понятие физического тела человека больше не нормируется. После прочтения возникло чувство горечи, что до таких прорывов не доживешь, скорее всего…

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 октября 2007 г.

Мир, придуманный автором, получился очень ярким, фантастически правдоподобным и одновременно жутковатым. Но не это поразило в первую очередь, а главный герой. До последних страниц не мог понять, чем же так интересна судьба Абеляра, и вдруг, в самом конце романа снизошло озарение — да ведь мы с ним родственные души! Выбор героя, это и мой выбор.

Людям, в которых никогда не умирает интерес к жизни, посвящается.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 сентября 2012 г.

Долго писать не буду. Прочитал эту книгу в детстве и она перевернула мое сознание. Для тех кто только привыкает к киберпанку лучше вещи не найти, потому что это что-то промежуточное между классической нф и новым киберпанком.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 ноября 2010 г.

первая половина далась с некоторым усилием, было, признаться, не очень интересно.

дальше пошло бодрее. более всего понравился описательный язык автора или, точнее, перевод оного на русский)

некоторые отдельные моменты и авторские изобретения по части технологий также весьма порадовали.

однако восторга не испытал.

оригинально, в итоге довольно интересно, вкусно, но нет того ощущения, что хочу перечитать вновь, в будущем.

ощущения, которое во мне оставляет шедевр.

ps

удивлён что это произведение классифицируют как киберпанк.

от оного там лишь некоторые элементы, не более.

в некотором роде ожидания обманулись.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх