fantlab ru

Сергей Лукьяненко «Лабиринт отражений»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.56
Оценок:
9855
Моя оценка:
-

подробнее

Лабиринт отражений

Роман, год; цикл «Диптаун»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 277
Аннотация:

Отпусти меня глубина…

Виртуальный мир – это теперь не просто абстрактное слово, а целый город под названием Диптаун куда хочет попасть каждый. Ведь там можно все — примерять любые маски, играть, работать, общаться, творить, как что-то благое, так и сеять негатив.

Теперь сидящие за монитором люди перестают воспринимать нарисованное, а видят окружающее реальным. В этот мир легко погрузиться, но тяжело выплыть. Именно поэтому виртуальность теперь называется ГЛУБИНА.

Биологические потребности это последнее, что связывает человека с реальностью, ведь многие хотят остаться там, в виртуальности.

Но есть среди бесчисленного количества рядовых пользователей, везунчики, которые по непонятным причинам оказались наделенными особыми способностями. Здесь их называют ДАЙВЕРАМИ – они способны входить в глубину и покидать ее по собственному желанию. Они никогда не перестают путать нарисованное и реальное.

Именно на дайверов ложится ответственность за глубину…

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— цикл «Диптаун»

— антологию «Странники», 2000 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 289

Активный словарный запас: средний (2925 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 43 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 40%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Зиланткон, 1998 // Большой Зилант

лауреат
Литуаникон / Lituanicon, 2001 // (Россия)

лауреат
"Сталкер" / Stalker, 2006 // Переводной роман (Россия)

Номинации на премии:


номинант
Сигма-Ф, 1998 // Крупная форма, романы

номинант
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2018 // Переводная книга НФ (Россия)

Похожие произведения:

 

 


Лабиринт отражений
1997 г.
Лабиринт отражений
2000 г.
Лабиринт отражений. Фальшивые зеркала. Прозрачные витражи
2003 г.
Лабиринт отражений
2006 г.
Лабиринт отражений
2007 г.
Лабиринт отражений. Фальшивые зеркала. Прозрачные витражи
2007 г.
Лабиринт отражений. Фальшивые зеркала. Прозрачные витражи
2011 г.
Лабиринт отражений
2012 г.
Глубина
2014 г.
Лабиринт отражений
2017 г.
Глубина: Лабиринт отражений. Фальшивые зеркала. Прозрачные витражи
2021 г.

Аудиокниги:

Лабиринт отражений
2002 г.
Лабиринт отражений
2005 г.
Лабиринт отражений
2005 г.

Электронные издания:

Labyrinth of Reflections
(английский)
Странники
2000 г.

Издания на иностранных языках:

Labirynt odbić
2002 г.
(польский)
Лабиринтът на отраженията
2002 г.
(болгарский)
Peegelduste labürint
2005 г.
(эстонский)
Bludiště odrazů
2007 г.
(чешский)
Labirynt odbić
2009 г.
(польский)
Лабиринтът на отраженията
2009 г.
(болгарский)
Labyrinth der Spiegel
2011 г.
(немецкий)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отзыв CJIAu затронул интересную тему. Хотел бы выразить и свои размышления на этот счет.

При моем негативном впечатлении от книги, я застал все то, что было перечислено из лихо... новорожденного интернета 90х. Я даже испытал небольшой приступ ностальгии от комментария CJIAu, за что ему отдельное спасибо — его отрезок текста был мне более ценен, чем произведение.

Так вот, когда я, к примеру, читаю «Непобедимый» Лема, то несмотря на сверх-устаревшую техническую часть, где на «ферромагнитном источнике накопления информации» того и гляди записано байт 8, за этой стариной есть что-то ценное — это модель внеземной жизни, модель её необычной истории, её влияния на эволюцию других живых существ. Именно поэтому я могу назвать эту книгу ценной, ей не страшно время.

А что есть за устаревшей оболочкой ЛО? Нет, стоит только задуматься, что было бы, представь все действо книги не в вирт.реальности, а обычной жизни. А будет совершенно рядовой сюжетец, который не создает никаких моделей и не затрагивает никаких важных тем. Думаю ценность ЛО одна — воспоминания молодости. Так может добавим в каталог книг такое произведение — «Воспоминания молодости», поставим ей десятку, а этому шлаку выставим взвешенную оценку — текст, не представляющий художественной ценности.

Оценка: 1
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Каюсь, никогда не читал Лукьяненко. Это — первая его книга для меня. Дочь подарила. Как говорится, теперь ты знаешь о современной российской фантастике ФСЁ!!! Шняго необыкновенное. Прочитал и выбросил. Теперь привожу себя в норму Саймаком.

Оценка: 2
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман неплох, но для меня лично после Шекспира и Достоевского производит впечатление детского сада.

Во-первых, я не понял насчет этих «выныриваний». Ну, дайвер может в любой момент выйти из реальности, подправить физиономию, припудрить носик, глотнуть пивка. А что в это время делают другие виртуалы, не-дайверы, которые только что вели с ним милые беседы? И вдруг собеседник пропадает. А появляется уже с другой внешностью. И у всех ноль реакции! Да по таким выныриваниям любого дайвера можно раскусить в два счета. Еще бы парашют раскрытый на спину нацепил.

Дальше. Лукьяненко не обошелся без своих обычных извращений. Когда я читал про «Всякие забавы», как вы думаете, какой была моя первая мысль? «О, боже, как мерзко!»? Или, может: «Ура! бордель!»? Нет! Первой моей мыслью было: «Шо?! ОПЯТЬ?!»

ПРичем позиция автора по поводу этих «бедных девочек», с которыми, видите ли, плохо обращаются. Да кто их просит работать проститутками? А если ты проститутка — какого еще отношения ты ждешь? Что тебя будут розами усыпать и стихи тебе читать? В паланкине носить? Тут поневоле вспоминаются слова великого советского писателя Фазиля Искандера: «Единственная мотивация женщины, которая становится проституткой — это глубокое, стойкое и неизменное желание быть именно проституткой». Знаешь, на что идешь. Иди в офис работай, тварь!

В общем, Лукьяненко поддался общей либеральной мании восхвалять проституток. Конечно, они в Диптауне ненастоящие, но все одно. А я как-то либералов не очень люблю.

Дальше. Потуги автора на глубокую философию просто бесят. Такие перлы, типа: «Вся человеческая мораль — что-то вроде отрыжки». Извини, Сережа, может, ТВОЯ мораль — это отрыжка, а моя — нет. Это уже несет Маркизом де Садом. Хотя я не стал бы сравнивать с ним Лукьяненко — это унизило бы светлую память маркиза.

В общем, все эти философствования ни к чему не приводят, результат один: «Бей всех, ври, предавай, ты прав!». Прав, потому что ты дайвер. А другие — не-дайверы, они не правы. хороший, у кого ружье! Это же, мляха-муха, ФАНТАСТИКА ЖЕСТКОГО ДЕЙСТВИЯ. То есть, боевичок. Ну, а раз жесткого действия, так какого рожна корчишь из себя Иммануила Канта?

Про Неудачника не понял вообще. Ну, вроде как инопланетянин, и что он делал в Диптауне? последние пятьдесят страниц пролистал, как всегда у Лукьяненко, там не пойми чего, какая-то розовая муть.

Несмотря на это оценка неплохая. Почему? Потому что остальная российская фантастика еще хуже, во-вторых, «Фальшивые зеркала» все-таки реабилитируют.

Оценка: 7
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Итак, Сергей Лукьяненко и его «Лабиринт отражений».

В своей градации произведений я отнесу ее к весьма немногочисленной категории книг, которые в некотором роде «вывернуты наоборот» — изначально захватывают и завораживают, но по мере развития сюжета теряют все свое магическое очарование, окончательно скатываясь к банальностям. Постараюсь аргументировать свое мнение и объяснить все по порядку.

Первая половина романа была прочитана мною за день. Достаточно быстро, и тому я нахожу сразу несколько причин: легкий пластичный язык повествования, стремительное развитие сюжета, и, конечно, загадка. Автор знакомит нас с главным героем – дайвером Леонидом, обозначает диспозицию сил в своем мире и определяет точку (в данном случае персонажа Неудачника), вокруг которой и будет закручиваться весь сюжет. И закручивается он поначалу действительно здорово: мы вместе с героем ломаем голову, кто же такой этот Неудачник, и почему его невозможно спасти. Здесь, по моему скромному мнению, все просто великолепно.

Однако далее в сюжет вторгается образ виртуального борделя. Неожиданный поворот, не правда ли?

Признаться честно, я не пользуюсь и никогда не пользовался услугами подобных заведений. Более того, в нашей стране это, в общем-то, нелегальный бизнес. Поэтому автор сильно рисковал, выводя в число главный героев труженицу злачных тылов. Читая, я пообещал себе, что не буду преждевременно гневиться на автора, подожду финала – быть может, без подобного сюжетного хода невозможно раскрыть основную идею; возможно, автор скажет этим что-то важное, как-то по-новому раскроет образ блудницы в современной литературе. К сожалению, этого так и не произошло. Конечно, определенные объяснения даны, но я не счел их столь вескими, чтобы выводить в главные герои жрицу любви, описывать жизненный уклад публичного дома и всех его обитателей. Эти элементы мне показались неуместными, как показалась странной и логика самого главного героя, влюбившегося в путану. Ну, да и Бог с ними.

Следующим моментом, который вызвал некоторое разочарование, стала развязка всех неприятностей Леонида. Автор, как мне видится, все делал мастерски: нагнетал угрозу от незначительной до колоссальной, наращивал мощь и натиск противостоящих герою сил. И вот настал момент, когда антипод обрушивает на героя свое самое главное оружие. Кажется, что Леониду уже ничем не помочь. И... И тут автор не находит ничего лучше, чем включить страдальцу «режим Бога». И я не шучу. В принципе, на этом книгу можно было бы и заканчивать: наделенный просто невероятной силой, Леонид сметает всех своих могущественных врагов, словно пыль со стола. А раз так, то и мечтать о какой-то неожиданной концовке было уже бесполезно. За несколько глав до конца можно с непозволительной точностью угадать финал.

Однако впереди у нас еще оставалось решение главной загадки.

Но и тут, к сожалению, все скатилось к абсолютно банальному ходу. Как мне кажется, в попытке придумать, кто же такой этот самый Неудачник, автор выбрал ну самый избитый вариант. Не скажу, что этот вариант плох, но он даже близко не оправдывает все те огромные и, самое главное, заслуженные авансы, что я выдавал произведению на первых порах. Это идентично тому, что, начав обед с омаров, закончить салатом из крабовых палочек. Все-таки очень высоко установлена планка в самом начале.

Ну и, конечно, в избытке моментов, притянутых за уши, в то же время совершенно непонятно, для каких целей. Например, довольно быстро выясняется, что главная героиня обладает теми же способностями, что и прожженный, видавший виды главный герой. Хотя, изначально оговаривалось, что подобных людей на Земле единицы... А два супер-пупера случайно встретились и полюбили друг друга.

Подводя итог, скажу, что книга мне понравилась, и я с удовольствием порекомендую ее тем, кто с ней еще не знаком. Однако мне несколько жаль, что она так и останется в моих ранжирах лишь одной из десятков хороших книг, но так и не станет книгой, по-настоящему выдающейся и где-то даже великой. Хотя, все перспективы для этого у нее были.

Оценка: 8
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лукьяненко определенно не лишен писательского дара, но стать действительно хорошим писателем ему ИМХО мешают две вещи.

Первая — ему особенно нечего сказать своим читателям. Какую собственно смысловую нагрузку несет «Лабиринт отражений»? Ну придумал он как совместить реальный и виртуальный миры, а что дальше то? Сколько нибудь глубокого анализа как у того же Лема нет даже близко.

Второе — он халтурщик. Его знакомство со всем, что он описывает откровенно поверхностное, можно сказать на журналистком уровне. Если кому приходилось читать журналисткие статьи по тематике, в которой они действительно разбираются, или о чем то, что действительно знают, то они сказу поймут о чем речь. Описания геймеров или ролевиков именно журналисткие, все же от писателя ожидаешь чего то большего, но у Лукьяненко этого просто нет.

Да и характеры героев весьма поверхностны и схематичны.

Короче именно глубины, о которой Лукьяненко столько пишет у него самого то и нет...

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересно и необычно. В 1997-м году думаю в России такие темы в романах никто не затрагивал, в этом плане низкий поклон для Лукьяненко. В целом сюжет интересный, немного просел он правда в середине романа, за это собственно оценка и снижена, а в целом очень даже неплохо.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга моей школьной юности). В ней есть всё, что приводило меня в восторг на тот момент – виртуальная реальность, хакеры, компьютерные сети, хитрые компьютерные вирусы, секреты и тайны, изворотливый главный герой и его друзья. И конечно невероятные ситуации в которые они попадали. Чего стоит одно только описание прохождения DOOMa! Его уровни, оружие, монстры и прочие сладости радости -)! Перечитывал эту книгу ни один раз и никак не мог насытится фантазией автора и построенным им миром. Лет 7 назад пробовал перечитать снова, но оказалось что вырос из нее. Она уже не вызывала таких бурных эмоций, язык казался сухим а повествование растянутым. В общем если вам все еще 16 и вы любите фантастику, компьютеры, верите в счастливое будущее с виртуальной реальностью, то смело берите ее в руки и читайте. Будет не оторваться!

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Есть одна очень существенная промашка. Виртуальность никогда бы не стала подобием реальности. Там многое было бы иначе. По улицам расхаживали бы далеко не только люди. Не было бы там никаких официантов в ресторанах, мадам в борделях и многого другого. Обслуживающий персонал присутствует в нашей жизни просто как неизбежное зло. Но хороший сервис — это незаметный сервис. Поэтому во многих отношениях условность виртуального мира очень даже удобна. Лукьяненко недостало фантазии и проницательности это понять. Конечно, интернет в момент написания книги только зарождался, но... Поэтому описания виртуальности несколько веселят и вызывают неловкость.

Смущает также некая претензия на элитность обитателей Диптауна. Это все, конечно, понятно и естественно для конца 90-х. Но по нынешним временам прямо таки смешно. Ну и вообще, повествование какое-то избыточно пафосное.

Задалбывает еще и то, что герои на каждой странице что-нибудь бухают. Мелочь, но сколько ж можно.

Тем не менее все ведь относительно. Большая часть русскоязычной фантастики вообще нечитабельна. А тут как-никак занятная идея, живенький текст. Так что 7 баллов.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сам любитель компьютерных игр, в том числе и думер, и нюкер, и хрюкер, и крякер, и даже квакер. Так что в сюжет погрузился по самое «нихачу». Скорее всего эти две книги именно для таких людей, которые имеют к этому прямое отношение. Всем же остальным вполне может не понравиться.

Задумка мне понравилась — кто бы не хотел с легкостью погружаться в виртуальный мир? Конечно, за это и плата соответственная: только избранные, случайные люди (дайверы) могут с такой же легкостью возвращаться в реальный мир как и погружаться в виртуальный. Всем же остальным нужен таймер, чтобы пробудиться.

Честно, не читал книг с подобным сюжетом. Поэтому с легкостью ставлю оценку 10.

Глубина-глубина, я не твой,

Отпусти меня, глубина...

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не понравилось. Неплохая идея, неплохо (отчасти) реализованная в части завязки, однако чем дальше, тем хуже. Интересное и динамичное начало сюжета, а дальше топтание на месте (выпил пива, завис в сети, поспал, начал день с пивка, потом в сеть и т.п.), банальные, но пафосные разговоры и рассуждения, и на закуску получение суперменом сверхспособностей и суперприза (оффлайновой девушки). Персонажи неестественные до уродства — что ГГ (дегенеративный сисадмин, начинающий день с пивасика и подкрепляющийся им же перед важным делом; пиву в книге уделено вообще несоразмерно много места), что подруга ГГ (виртуальная проститутка Мармеладова -«кандидат наук» — а в душе, разумеется, романтик-художник), что лица в эпизодах (типа невозможной журналистки-сектантки из «Коммерсанта» или великого, но жалкого владельца Гугля).

Язык суконный, но в целом гладкий, особых претензий нет. Поначалу, повторю, читать было интересно, дальше скучнее, а под конец многословная «философия» и «отношения» парочки отморозков уже просто напрягали.

Вкрапления авторского юмора — «рэкет заказывали?», «хоббит это не только ценный мех» и т.п. — к счастью, были нечастыми.

Оценка: 6
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Поскольку люблю подобные жанры, было очень любопытно взглянуть на трактовку виртуальной реальности в древнем 97 году. Конечно, сейчас на многое нельзя не отреагировать с доброй улыбкой — компьютеры с памятью по три гига (и ведь тогда это было аж фант-допущение!), пиксельные нарисованные картинки (пиши Лукьяненко этот роман годика три спустя, он бы наверняка сменил бы слово «нарисованные» на «смоделированные»). Сейчас все это ушло в прошлое, и люди, которые лет через десять будут читать эту книгу, наверняка многое не поймут. Но по мне, книга во многом ценна еще и тем, что она пробуждает ностальгию даже у меня — хотя мой первый компьютер был приобретен в 2006 году, когда все было уже круто, и люди грезили о грядущем Crysis :)

Сюжет, на мой взгляд, у книжки почти никакой. Конечно, завязка интригует, но решение встающих перед героем проблем и развязка, тянут максимум на троечку по пятибалльной шкале. Стоящей книгой «Лабиринт Отражений» делает Диптаун, его быт и атмосфера. Вот уж в чем Луке не откажешь, так это в умении создать мир из ничего, почти не имея той базы знаний, которую явно собирают такие маститые авторы, как Симмонс и Мартин. Куча мелких деталей в описании борделя, «форумных» улочек, куда люди приходят поболтать, спамера с рекламой вида «работал в компании N, но был уволен и теперь хочу отомстить», которая, видимо, никогда не устареет. Все это — именно то, чем ценна эта книга. Со всеми этими деталями я бы и без сюжета обошлась — просто читала бы про жизнь виртуального города и работу дайвера Леонида.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Очень разочаровал Неудачник. Может быть, он внезапно всплывет во второй книге, и это сделает его существование более осмысленным, но на финал «Лабиринта» он — всего лишь какая-то амеба, непонятная для человеческого разума, чье главное достоинство — неспособность выстрелить в человека. Не то чтобы это было чем-то плохим. Но проблема в том, что сам Неудачник прекрасно осознает, что эти человеки — всего лишь пиксели на экране, но почему-то просто не может и все. И это не делает его кем-то особенным, потому что и некоторым людям неприятно убивать компьютерных людей, даже прекрасно понимая, что они неживые. И строить интригу на таком вялом персонаже без изюминки, кажется мне делом странным и проигрышным.

В общем, я ожидала от книги большего. Она хороша и увлекает, но в ней столько же минусов, сколько и плюсов. За атмосферу приятного и притягательного виртуального городка я ставлю «Лабиринту» 6 баллов, но это и все остальное понравится скорее всего только любителям интернета и игр, а также верным поклонникам творчества автора. И для знакомства с Лукьяненко лучше выбрать «Спектр», или «Звезды — Холодные игрушки», в которых и сюжетная линия, и атмосфера, и персонажи, проработаны по высшему разряду.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читал несколько раз. Такой манящий и загадочный мир Диптауна помноженный на ностальгию по фидо, модемам, и irc.

А потом, познакомился с остальными его книгами, а также с творчеством Нила Стивенсона и Уильяма Гибсона. И эта книга мне начала казаться очень вторичной и поверхностной.

Оценка: 7
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга понравилась. Не описанием боев в Лабиринте Смерти и многочисленными батальными сценами в киберреальности, не филигранно выписанными Автором персонажами, и даже не юмором, коего по сюжету хватало. Что-то есть в этом описании виртуального мира, так похожего на настоящий. Может быть, виновата легкая грусть человека, заставшего расцвет и падение ФИДО, азартно рубившегося в Doom и С&С, переживавшего восторг от обладания Пентиумом одной из первых моделей. А может – то самое послевкусие книг «додозорного» Лукьяненко, заставляющее снова и снова размышлять над вопросами, которые щедрой рукой Автора рассыпаны по тексту. Каким он будет – первый контакт? И в реальной жизни ли он состоится? Какими увидят нас «они» — пришельцы из далекого мира? Очень понравилась мысль Автора о том, что мы слишком многого требуем от «чужих» — а ведь на самом деле они нам абсолютно ничем не обязаны. Они вовсе не должны раскрывать нам секрет земного благоденствия, хотя бы потому, что почти ничем не отличаются от туристов «Диптауна». И волею судьбы этот турист вдруг попадает туда, где выплескиваются самые примитивные стремления человеческой сущности: агрессия и сексуальное удовлетворение. Лабиринт и бордель. Так-то вот. Оправдывайся потом, дескать, мы лучше и сложнее. Куда уж. Были бы мы сложнее, не несли бы это за собой в глубину.

А ведь эта книга не так проста, как это может показаться на первый взгляд. Это – предостережение. Человечество подарило себе Глубину (интернет?) – величайший подарок, до которого еще не доросло. Подарок, который может помочь человечеству, а может и напрочь его погубить. Блуждая по виртуальным мирам мы забыли о реальности. Мы не хотим наяву лететь в космос и строить дворцы. Мы погружаемся в виртуальность, и… начинаем играть. Господи, да Автор просто кричит: ПОРА ВЗРОСЛЕТЬ, ВАШУ МАТЬ!!! Пора созидать, творить Добро, делать хоть что-то для того мира, в котором мы живем наяву. А мы глотаем «Лабиринт отражений», словно бодренький экшен, говорим себе: «неплохо!» и… опять пропадаем в сети. Стыдно, господа. Ей-Богу, стыдно…

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из самых любимых. Наверное, это связано с компьютерной романтикой того времени. Такой необычный интернет. Такая мистическая свобода действий. Огромное поприще для фантазий людей. Печалит лишь полная отрешенность от внешнего мира... Уже тогда люди были больны виртуальной реальность, и тяжело больны.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

я много восторженного слышал об этой вещи Лукьяненко, и поэтому приступил к чтению наверное с несколько завышенными ожиданиями, что в итоге и предопределило сильное разочарование.

Ну и что мы тут имеем? Довольно симпатичный язык (по меркам русскоязычной фантастики это ГИГАНТСКИЙ ПЛЮС), российский колорит вселенной, типичного для автора — мятущегося-мнущегося героя, невнятный не очень интересный сюжет

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(ну появился некий Неудачник, зачем, почему, не понятно, да и не важно) , ну гоняются за ним все и что с того-то?
множество невразумительных графоманских страниц с описанием богатого внутреннего мира героев, которые по идеи должны были добавить роману психологизма, но получилось не очень.

Оригинальных свежих идей я вообще не увидел, концепция дайверов вообще показалось невразумительной

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(ну может человек сам по себе отключаться от глубины и чо? что мешает остальным вообще к ней не подключатся и также бегать например по лабиринту смерти, и вообще что даёт отключение само по себе, какие супер бонусы в мире глубины помимо того что ты можешь видеть пиксели? очень, очень все неубедительно)
уж в жанре-то киберпанка есть вещи несоизмеримо посильней.

В общем — достаточно уныло, но по своему симпатично. Твердый середнячок.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх