fantlab ru

Кир Булычев «Красный олень — белый олень»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.85
Оценок:
607
Моя оценка:
-

подробнее

Красный олень — белый олень

Другие названия: Красный олень, белый олень

Рассказ, год; цикл «Павлыш»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 108
Аннотация:

Он нашел палеолитическую стоянку, первый череп и остатки скелета. Люди не были готовы к войне с громадными обезьянами, организованными в яростные стаи. Плуги пришли сюда тысячи четыре лет назад. К тому времени первые люди на планете уже научились обкалывать камень и зажигать огонь. Лунин слышал голоса леса, но они не мешали ему. Он знал, что в случае опасности успеет одним прыжком достигнуть палатки и включить силовое поле. У древних людей такого поля не было.

© ozor
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Рассказ примыкает к циклу «Павлыш» (заглавный герой которого только упоминается).


Входит в:

— цикл «Павлыш»

— журнал «Знание-сила 1973'4», 1973 г.

— сборник «Люди как люди», 1975 г.

— антологию «Groźna planeta», 1980 г.

— антологию «Люди как люди», 1992 г.

— сборник «Тиран на свободе», 1992 г.

— антологию «Глубина. Погружение 39-е», 2022 г.


Похожие произведения:

 

 


Люди как люди
1975 г.
Кому это нужно? Фантастические истории
1991 г.
Тиран на свободе
1992 г.
Люди как люди
1992 г.
Красный олень — белый олень
1995 г.
Коралловый замок
2000 г.
Коралловый замок
2002 г.
Монументы Марса
2006 г.
Последняя война
2016 г.
Последняя война
2023 г.

Периодика:

Знание — сила № 4, 1973
1973 г.

Издания на иностранных языках:

Half a Life and Other Stories
1977 г.
(английский)
Half a Life
1979 г.
(английский)
Media vida en el espacio
1979 г.
(испанский)
Mag Ik Nina Even?
1979 г.
(голландский)
Groźna planeta
1980 г.
(польский)
Хора като хора
1981 г.
(болгарский)
Kettészakított élet
1983 г.
(венгерский)
Ostatnie sto minut
2014 г.
(польский)
Opowiadania wybrane tom 2
2020 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот как надо писать об оленях! Очень понравилось. Да, много условностей и натяжек, но смысл в том, что искусство — первый шаг к разуму — сделан. И пусть один вид уничтожен другим, но рано или поздно разум проснётся и в агрессивной обезьяне.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ситуация, конечно, очень надуманная: чтобы исследователь присутствовал при первом проявлении разумной деятельности... Да и эта стадия развития — наскальная живопись — далеко (очень далеко!) не начальная, так что плуги должны были вовсю демонстрировать исследователям свою разумность. Да и не могло такое животное не учуять рдом стоящего человека, это уж абсурд полный!

Но! Этим эпизодом автор переводит свой рассказ как бы в иное качество; это уже некий символ, символическое запечатление глобальной проблемы. И допустимости вмешательства в развитие чужой цивилизации, и недопустимость в этом деле поверхностных оценок... Крсивый символ, очень художественный. И весьма сильный на эмоциональном уровне.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ кайфовый. Совершенно замечательная смесь пессимизма по поводу умершего разума и оптимизма с надеждой на будущее. Наскальная живопись вообще очень хорошо описана — как будто сама увидела и восхитилась красным оленем, белым оленем...

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Небольшой, но красивый рассказ о том, как разумная жизнь, едва зародившись на планете была уничтожена сильным и безжалостным врагом. Зверем, который на глазах у исследователей с Земли начал проявлять зачатки интеллекта. Жизнь продолжается и искусство вечно. Очень ясная и понятная философия Кира Булычева.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

На первый взгляд рассказ прост и незатейлив: первая экспедиция на недавно открытую планету земного типа. Разумной жизни не обнаружено, опасности не критичны и штатный палеонтолог спокойно движется по заранее намеченному маршруту.... Никаких сногсшибательных приключений.

Но при этом вещица запоминается. И заслуга Булычева здесь не только в том, что у него очень лёгкое перо и всё написанное им прекрасно читается. Главное, что он сумел заставить читателя в рассказе (!) воспринимать происходящее с позиций главного героя: печалиться по поводу гибели так и не успевшего развиться на планете разума и испытывать сильнейший эмоциональный подъём, когда ему удаётся увидеть плуга, пытающегося нарисовать на скале оленя.

И пусть мы все разумом понимаем, что финальная сцена рассказа очевидно надумана (хотя бы потому, что всё предыдущее повествование говорит о том, что плуги отнюдь не кандидаты на развитие разума — им и так хорошо :)), но в том и секрет мастерства настоящего писателя, чтобы заставить читателя поверить в нарисованную им картину, принять её и начать сопереживать её героям. Здесь это у Булычева блестяще получилось.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Зарождение разума — тема довольно сложная. Отследить это по наскальной живописи можно очень приблизительно. Все зависит от того, в какой степени мы понимаем и воспринимаем разум на своем уровне. Что бы, что-то нарисовать нужно иметь руки (или конечности) приспособленные для этого, хотя мы-люди можем рисовать держа кисточку во рту. У местных гоминидов плуги оказались не преодолимым препятствием что бы выжить, что бы сохранить свой вид. Однако, у нас — людей нет ни клыков ни когтей, как же мы пережили всех своих врагов?

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кир Булычев часто использовал в своих рассказах чужие авторские идеи, при этом он в большинстве случаев улучшал исходную идею, делая её большее сложной. Он был начитанным человеком, свободно владел английским, поэтому ему не приходилось ограничиваться литературой, издаваемой на русском языке. В данном случае Кир Булычев использовал повесть Уильяма Голдинга «Наследники» о кроманьонцах, истребляющих неандертальцев, написанную с точки зрения неандертальцев. Разумеется, Кир Булычев усложнил исходную схему, лишил её мелодраматичности и вообще представил не так однозначно, как у Голдинга. Вдобавок, вместо повести довольно приличного объёма, он ограничился короткой зарисовкой — это пошло на пользу сюжета, мысль автора оказалась высказана более резко и впечатляюще.

Кроме того, предложенное Киром Булычевым описание ситуации более убедительно, так как дано не с точки зрения жертвы геноцида, а с позиции постороннего, как бы объективного, наблюдателя.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

А с какой стати нам на себя брать функции арбитров и решать кого и от кого защищать? Если Плуги победили — значит за ними будущее. Человек вон прорвался ведь:box:

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

А что подумали пришельцы, посетив нашу Землю в каменном веке?

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Генетики утверждают, что человечество дважды проходило сквозь «бутылочное горлышко» — нас на планете оставалось всего несколько десятков. Но мы выжили, теперь нас миллиарды и в будущем, верю, найдём силы для межзвездных путешествий. А «младшим братьям», открытым Луниным уже никогда не изобрести колеса, не построить городов и не освоить полёты. Природа жестока, но и щедра. Возможно, плуги будут удачливее. Ведь никто же не ставит памятников неандартальцам.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Увидеть момент зарождения разума, это самое интересное что может быть в жизни. Нужно только уметь распознать это и отделить разум от неразума. Только никто не знает, где же проходит эта грань. А может скачок происходит быстро, скачкообразно, а может медленно... А вот спасать разум от истребления или не спасать, это классическая этическая проблема, которую так и не решили писатели-фантасты и оставили решать ее нам, читателям фантастики.

Оценка: 7
– [  -2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень сомнительный оптимизм — если уничтожить одну популяцию разумных существ, то разум «возродится» в другой популяции. Лично мне не верится, что разум передаётся воздушно-капельным путём

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что-то мне подсказывает, что агрессивная обезьяна рисовать не может. К тому же — не знающая огня, не знающая даже самой примитивной материальной культуры обезьяна. Наверное, надо было изобразить тот же конфликт — но на примере существ, заметно отличающихся от гоминид. Тогда воспринималось бы нормально.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот что мне не понравилось. Главный герой рассказа ищет в геологических отложениях триас (!), это на другой-то планете. Находит аммонитов в конкрециях. Страдает от москитов. Ну и вершина эволюции, разумеется, человекообразная обезьяна. Вот никак нельзя без этого? За пределы земного шовинизма никак не выйти. Сама мораль этой басни мне показалась очень примитивной

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Один биологический вид съел другой биологический вид. Разум проявляет себя через искусство.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх