fantlab ru

Сергей Лукьяненко «Прозрачные витражи»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.66
Оценок:
5096
Моя оценка:
-

подробнее

Прозрачные витражи

Повесть, год; цикл «Диптаун»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 159
Аннотация:

Молодая юрист-стажёр Карина отправляется на первую в своей жизни инспекцию виртуальной тюрьмы Диптауна. По слухам там творится что-то странное. Но действительность оказывается ещё более пугающей, чем можно было бы предположить сначала – из заключенных искусственно пытаются сделать дайверов...

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Повесть была написана по инициативе Андрея Черткова специально для публикации на сайте интернет-магазина «Озон», где Чертков работал тогда выпускающим редактором, и публиковалась еженедельно по главам, по мере их написания, с июля по сентябрь 2000 года. Посетители сайта могли оставлять к каждой главе свои комментарии на счет дальнейшего сюжета, которые могли учитываться автором при написании следующих глав. Это была одна из первых попыток интерактивной сетевой литературы в российской фантастике.

Повесть имеет 2 финала: «Алый» и «Синий».


Входит в:

— цикл «Диптаун»

— антологию «Фантастика 2001», 2001 г.

— сборник «Атомный сон», 2002 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 68

Активный словарный запас: средний (2897 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 49 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 45%, что немного выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Бронзовая Улитка, 2002 // Средняя форма добавлен решением Оргкомитета

номинант
Интерпресскон, 2002 // Средняя форма (повесть)

Похожие произведения:

 

 


Атомный сон
2002 г.
Фантастика 2001
2002 г.
Лабиринт отражений. Фальшивые зеркала. Прозрачные витражи
2003 г.
Лабиринт отражений
2007 г.
Лабиринт отражений. Фальшивые зеркала. Прозрачные витражи
2007 г.
Лабиринт отражений. Фальшивые зеркала. Прозрачные витражи
2011 г.
Глубина
2014 г.
Глубина: Лабиринт отражений. Фальшивые зеркала. Прозрачные витражи
2021 г.

Аудиокниги:

Фальшивые зеркала. Прозрачные витражи
2003 г.
Фальшивые зеркала. Прозрачные витражи
2005 г.

Издания на иностранных языках:

Atomowy sen
2005 г.
(польский)
Lživá zrcadla
2008 г.
(чешский)
Фалшивите огледала. Прозрачните витражи
2009 г.
(болгарский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Примерно год назад я познакомился с циклом «Диптаун», и он мне в целом понравился. Да, у меня были претензии, но в основном впечатления остались приятные. Сейчас я цикл перечитал, и можно сказать, что он не выдержал проверку временем, т.к. оставил после себя больше негатива, нежели позитива. Но и новизны привнес: «Прозрачные витражи» я прочитал впервые.

Данная повесть – нечто вроде любопытного сетевого эксперимента, когда автор выкладывает свое произведение по главкам в интернете, читает комменты, после чего корректирует курс сюжета. «Прозрачные витражи» примечательны еще и тем, что имеют два финала, к которым я еще вернусь.

Сюжет довольно незатейлив. Молодая сотрудница МВД Карина приходит в виртуальные тюрьмы с инспекцией, по ходу сюжета узнавая скрытое назначение этих тюрем и раскрывая несколько тайн Глубины. Впрочем, для человека, читавшего предыдущие романы цикла, Карина не раскроет ничего нового, так что откровений ждать не стоит. Зато будет встреча с Чингизом и Падлой, а также мимоходом упомянут Леонида.

Первая и самая главная беда повести: у нее нет особой сюжетной ценности. Она не является прямым продолжением цикла, не несет в себе значимые события, да и темп повествования довольно неспешный.

Вторая проблема – наполнение. Я про всякие странные перлы и простенькую философию.

Теперь про финалы:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Как я уже говорил, их два: алый и синий. И оба нелепы и неправдоподобны. Первый акцентируется на любви и говорит нам, что все было взаправду, и теперь Карина нашла себе богатого воздыхателя. С определенной долей условности можно сказать, что это положительный финал. Второй финал акцентируется на Глубине и по нему выходит, что Карина – порождение этой самой Глубины и в реальной жизни ее не существует, хотя она себя так почти не осознает, блуждая в иллюзиях о собственной природе. С определенной долей условности можно сказать, что это отрицательный финал. Лично мне обе концовки не по вкусу, но, выбирая меньшее из зол, я предпочту алую. Хотя ее главная фишка с пазлом – та еще глупость, ведь если мозаику разделить так, что останутся небольшие зазоры между фрагментами, то у картины останется лишний фрагмент, но никак не пустое место в середине.

В общем, повесть рекомендуется к прочтению ярым фанатам цикла, т.к. совершенно необязательна.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вовсе необязательное продолжение «Лабиринта отражений». Необязательное потому, что ничего такого, что поразило бы мое воображение, автор придумать не смог. Подумаешь: правительство задумало вырастить собственных дайверов из виртуальных заключенных! Во-первых, непонятно, почему именно из этих отбросов общества, ведь они уже по крайней мере один раз показали, что им глубоко наплевать на проблемы этого самого общества. Говорите, воспитание стрессом? Очень сомневаюсь! Эти негодяи используют стресс вместо аккумуляторной батареи. Именно жажда экстремальных ощущений и толкает их на преступления! Воспитывать таких стрессом — все равно, что обезвреживать ядерную бомбу направленным взрывом. Вполне можно вырастить еще более оголтелого социопата. Во-вторых, если уж на то пошло, для испытуемых можно было придумать куда более безвыходную ситуацию — отключить им все ощущения, как это сделал Дибенко в «Лабиринте отражений». Виртуальное преступление, на мой взгляд, с самого начала уже кажется несерьезным поступком. Многие ль из вас терзались совестью после массового убийства целых народов в «Цивилизации»? А в Half-life есть эпизоды и пострашнее. Так что «серьезные дядьки» могли бы придумать что-нибудь подейственнее, чем пытаться разбудить совесть закоренелых убийц... В-третьих, вообще абсурдна концепция виртуальной тюрьмы внутри тюрьмы реальной. Зачем такая «матрешка миров»? Ведь это лишние расходы на содержание заключенных плюс опасность их побега в гражданскую часть Диптауна. Похоже, автор не особо усердно думал над подобными вопросами. Так обычно бывает, когда писатель создает продолжение какого-либо романа на волне его популярности, не по собственной воле, а по принуждению. В итоге вышел камерный вариант «Лабиринта отражений», где роль самой виртуальности фактически сведена к нулю. Чтобы уж совсем не сгонять сюжет вхолостую, автор повторно поднимает вопрос о спонтанной разумности Глубины — якобы именно она сорвала наполеоновы планы спецслужб, вмешавшись в ход эксперимента. В «Лабиринте...» данная идея не прокатила: Неудачник оказался инопланетным разумом, а не порождением Глубины. Наверно, успех романа натолкнул автора на мысль о необходимости развития данной идеи, но внятно и аргументированно доработать ее он не смог — времени явно не хватило. Еще один вопрос у меня возник по поводу выбора главного героя, точнее, героини: почему именно женщина? Что такого особенного хотел он показать нам в ее внутреннем мире? Ничего интересного я там не обнаружил. Неужели всё дело в застарелой детской травме по поводу несобранного паззла?! Даже не знаю, как выразить свое замешательство приличными словами... Кстати, никаких «допусков» в сборке паззлов не существует: производитель выпускает стандартные составляющие двух-трех типов, которые ИДЕАЛЬНО подходят друг другу. Никакого второго варианта сборки не существует в принципе — смысл подобных головоломок заключен вовсе не в этом.

-----------------

РЕЗЮМЕ: не слишком удачное продолжение цикла о Диптауне, рассказывающее о попытке «компетентных органов» создать собственную армию дайверов. Неинтересно, безвкусно и плоско. Никакой философии и научного обоснования — просто голые факты, взятые «из воздуха». Читать, конечно, можно, но гораздо лучше будет ознакомиться с совместным творением Саберхагена и Желязны «Витки».

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Иногда перед вручением подарка его обвязывают лентой, делая сверху бантик. Так вот, «Витражи» и есть такой бантик для дилогии «Диптауна». Поэтому подходить к этой короткой повести с требованиями как к полноценной части цикла неуместно. Цикл она слегка оживила и разукрасила. Тем более, что у Сергея Лукьяненко это не единственный такой опыт. У «Линии грёз» есть «Тени снов», у «Генома» — «Калеки». Теперь вот у «Диптауна» — «Прозрачные витражи».

Развивая аналогию, можно сказать, что к «Дозорам» сначала сам автор начал вязать авторские бантики, ровные и аккуратные, а затем за дело принялись все подряд, бантики стали , скажем так, разными вплоть до кривых и косых. И теперь уже за бантиками не видно самого подарка. Ну и «Застава» изначально является бантиком от Лукьяненко, к которому навязали множество бантиков от продолжателей. Поэтому в том цикле ничего кроме вороха бантиков и нет.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот и что это было? Дикое разочарование. Тот случай, когда автору лучше было бы воздержаться... Как эксперимент с быстрым написанием в сети — возможно. Мне, кстати, не понравился ни один из финалов.

Оценка: 4
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

В угоду фанам автор решает толкнуть под прикрытием первых двух романов ещё и третью часть. Автор проводит в сети свой эксперимент по быстрому написанию продолжения, а в его виртуальном отображении — Диптауне — проводится свой: правительство наконец то озаботилось, что без его отеческого покровительства появился целый отдельный мир, где его граждане могут чувствовать себя свободно, ну, более-менее. Виртуальность Лукьяненко — это отображение реальности часто в малейших подробностях и первая часть меня сразила новизной (ну, для меня) идей и красивой (в целом) реализацией; вторая часть — уже немного заезжена относительно первой и понравилась меньше, да и от нового там — повторение старого. Так вот данная повесть где-то на уровне второй — виртуальный мир порождён и продолжает теперь жить своей жизнью. Это просто небольшой эпизодик этой жизни, который вскользь затрагивает героев первых романов. А мог бы и не затрагивать, от этого кардинально ничего бы не изменилось. Вообще сам придуманный автором мир Диптауна любопытен и если не зацикливаться именно на героях Лабиринта и Зеркал, можно было бы придумать ещё несколько сборников рассказов по виртуальной жизни города. Там же много людей, должно быть и много историй связанных с глубиной.

Но я ещё про малейшие подробности. В глубине автора — дома, кварталы, отражение реальной Москвы, такси, машины, бары, почта; в глубине едят, моются, спят; в виртуальных борделях, да и не только в них, люди разменявшие реальность на её отражение, удовлетворяют и другие свои фантазии. Здесь есть грузчики, полиция, так почему бы к борделям и барам не добавить ещё и виртуальную тюрьму, заодно совместив её с научным институтом по производству дайверов? — вот такая краткая фабула данного произведения. Странно, почему автор не пошёл дальше и в его отражении не хватает такого важного атрибута реальности как сортир? А обе концовки для меня смотрелись примерно одинаково и если бы в отзывах не объяснили, то вполне вероятно, их «глубинный смысл» от меня бы ускользнул.

Вообще создаётся впечатление, что в произведение, да и в весь цикл, автор пытался подтянуть какую-то философию, глубокую идею, ну чтоб как у Стругацких — была какая-то глубина помимо развлекалова. Но в придуманном мире придуманные проблемы меня интересовали примерно как и морально-этические трудности добывания икры из улиток — где то это делают, возможно в этом и есть какая-то проблема, но.. она уходит мимо меня.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для меня эта повесть стала переломным моментом в творчестве Лукьяненко: концом Лукьяненко — обалденного писателя-фантаста, и началом Лукьяненко — «напишу побольше, продам подороже».

Если первые две книги — это целая субкультура для тех, кто в те времена только пришёл в сеть, невероятно захватывающая дилогия, в которой есть и приключения, и философия, и обычная правда жизни, то «Прозрачные витражи» — это обычный авто-фанфик, выданный быстро, а от того с кучей несвязух и несуразной главной героиней. Вообще герои в этой повести какие-то не живые, шаблонные, что ли.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Оповещение взрослой дочкой родителей о выходе из глубины: «Папа, мама, я дома!», а так же то, что родители обращаются к дочке — «Дочка!» — это всё конечно смотрится очень дико, особенно, когда привык читать раннего Лукьяненко, где такого бреда не было. Замена папой-программистом слова «кулер» на «вентилятор системного блока» с целью не использовать сленг — это вообще финиш. О том, что возраст героев дилогии не изменился, хотя между вторым и третьим произведением по сюжету прошло много лет — я вообще уже не говорю.

В общем, как фанфик — вполне себе произведение, но включать его в печатные издания как полноправную часть теперь уже трилогии — это, по-моему, было большой ошибкой. «Прозрачные витражи» явно портят впечатление от первых двух книг.

Оценка: 4
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как и все поклонники Лукьяненко, рассказ прочитала с удовольствием уже за то, что это рассказ Мастера. Как и всякой нормальной женщине больше понравился романтический алый финал, люблю хеппи-энды (правда не понимаю, как можно так раскроить пазл, чтобы не хватало одного кусочка, скорее уж один должен оказаться лишним). Поскольку люблю перечитывать интересные книги, то и цикл Диптауна перечитывала уже не знаю сколько раз... Вот только «Прозрачные витражи» перечитывала не полностью, ограничивалась любимым алым финалом. Вообще разницу финалов с самого начала восприняла просто — останутся герои вместе или нет.

И вот очередной раз, стоя перед книжным шкафом и выбирая книгу, взяла в руки сборник «Атомный сон». И, наконец-то, внимательно перечитала ОБА финала. Может я просто такая тупая, но до меня только недавно дошло, что романтика девичьих грез здесь и не ночевала, рассказ-то несколько о другом. Что есть вообще Глубина? В первой книге за порождение Глубины приняли Чужого, но он не отсюда, заглянул и ушел. Детство Глубины, игры в песочнице, медаль Вседозволенности... Вторая книга — Глубина взрослеет, люди научились оставлять там слепки себя, а Глубина научилась сама подобные слепки снимать, ведь Ромка не пользовался «Искусственной натурой», но сумел оставить часть себя в Глубине. И вот третья часть. Глубина еще не осознала себя, но детство кончилось. Да и юность как таковая уже практически позади. Появилось огромное количество людей, для которых Глубина не поле боя, не работа, а просто образ жизни, часть объективной реальности. А так же появились те, кто хочет все разобрать по винтикам, разложить по полочкам, всему присвоить бирочку и научиться собирать винтики-шпунтики в нужном только им порядке. И Глубина учится защищаться. Уже не призывая на помощь своих стражей — дайверов, а создавая нужные инструменты сама.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Кто такая Карина — обычный человек или порождение Глубины — вот главный вопрос двух финалов.
Автор не дает ответа, ведь у каждого СВОЯ Глубина. И каждый читатель может сам построить свою линию развития виртульного мира.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Красивый карандашный этюд. Легкий шоколадный десерт. Теплый вечерний ветер.

С таким объемом копнуть куда-то глубоко было невозможно, поэтому я никакой сюжетной метели не ждала. Возможно, поэтому меня и не постигло разочарование, как многих здесь отписавшихся.

Это легкое, приятное чтение без погружения, визит в уже знакомый мир.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Как приятный бонус — новая встреча с Падлой и Чингизом.

Хороший, приятный... рассказ. А потому, мой конец — алый конец.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

С самого дня прочтения этот рассказ казался мне ярким примером того, как созданная вселенная не отпускает своего автора. Мир Диптауна хорош. Без лишних эпитетов. Дилогия хороша без обрастания фансервисом. А именно таким «наростом» кажется этот рассказ. Чтобы не испортить вселенную, надо вовремя остановиться писать по ней книги. Как бы это парадоксально ни было.

Позже узнала, что «Прозрачные витражи» стали результатом эксперимента на поприще интерактивной литературы. В принципе тут и выбор вселенной очевиден, и раздвоенность концовок понятна. Но вряд ли автор стольких вселенных не мог придумать еще одну специально для проекта. Мне тут видится скорее рекламный ход, который в свою очередь свидетельствует о некоей несерьезности и непричастности рассказа к самой дилогии. Ни к селу, ни к городу.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Понравилось меньше чем Лабиринт отражений и Фальшивые зеркала.

Чего то для полного счастья не хватает. Эти сетевые произведения, на мой взгляд, как правило несколько «недотягивают» до «вдумчивых» произведений. Некоторая поверхностность, на мой взгляд, ощущается.

Впрочем, всё равно, всё связанное с компьютерами — люблю.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если воспринимать «Прозрачные витражи» отдельно от двух других частей трилогии, то вполне ничего себе такое произведение. Но как заключительная часть трилогии — очень слабое, и не дотягивает совершенно до уровня нужного. Читать было уже не так интересно, просто ждал большего наверное.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Слабое блёклое подобие романов о Диптауне. Ожидаешь чего-то настолько же сильного и интересного, как предыдущие части… Но не случилось. Работа интересна, только как сетевой эксперимент, но не более… Поскольку в моёй книге два романа и рассказ были под одной обложкой, то по инерции последний тоже был прочитан, но впечатление после абсолютно никакое, из разряда прочитал и сразу же забыл… :frown:

Оценка: 3
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал повесть и не жалею об этом. Но и особого восторга нет. В сравнении с предыдущими двумя частями третья выглядит как — то блекло, сильно нехватает насыщенности событиями, да и в целом сюжет слабенький. На 5 из 10.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Немного скучновато... честно говоря, ожидала большего. Повесть меня разочаровала, но, если читать не опираясь на первые два произведения, то этим можно занять совсем уж лишнее время. На мой взгляд — алый финал был бы уместнее.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Зачем был написан сей труд? Неясно... Эксперимент или «замануха» для посетителей Озона? Мир Диптауна не изменился с приходом этой книги и не приобрёл новые краски. Два финала, гораздо хуже одного — попса, игра на публику.

Светлые моменты повести, как уже отметили предыдущие рецензенты — разгадка истории с пазлом и лисичка — фенёк. Жаль, но Диптаун — это, всё-таки, дилогия.

Оценка: 4


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх