FantLab ru

Сергей Лукьяненко «Сумеречный Дозор»

Сумеречный Дозор

Роман, год; цикл «Дозоры»

Перевод на английский: Э. Бромфилд (The Twilight Watch), 2007 — 4 изд.
Перевод на немецкий: C. Pöhlmann (Wächter des Zwielichts), 2006 — 2 изд.
Перевод на французский: К. Зейтунян-Белоус (Les Sentinelles du Crépuscule), 2008 — 1 изд.
Перевод на финский: A. Konttinen (Hämärän Partio), 2014 — 1 изд.
Перевод на чешский: Л. Дворжак (Šerá hlídka), 2005 — 1 изд.
Перевод на польский: E. Skórska (Patrol Zmroku), 2007 — 2 изд.
Перевод на венгерский: W. Györgyi (Alkonyi Őrség), 2008 — 1 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 184

 Рейтинг
Средняя оценка:7.96
Голосов:7134
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Рожденный человеком — не способен стать Иным.

Так было всегда.

На этом стоит равновесие между Ночным и Дневным Дозорами. Между Светлыми и Темными магами.

Что случится, если кто-то сможет превращать в Иных самых обычных людей?

Если Светлый маг Гесер и Темный маг Завулон будут вынуждены действовать вместе?

Если в элитном жилом комплексе «Ассоль», в маленькой подмосковной деревушке и в скором поезде Москва — Алматы будет поставлено на карту само существование Иных — и людей?

В произведение входит:

7.94 (584)
-
  • Ничьё пространство
  • Ничья сила

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— цикл «Дозоры»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 277

Активный словарный запас: средний (2768 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 45 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 50%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
РосКон, 2003 // Повесть, рассказ. 2 место ("Серебряный РОСКОН")

лауреат
Звёздный Мост, 2004 // Лучший цикл, сериал и роман с продолжением. 1 место ("Золотой Кадуцей")

лауреат
Портал, 2004 // Бомба года

лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2004 // Книги — Лучшее продолжение отечественного цикла (цикл «Дозоры»)

Номинации на премии:


номинант
Портал, 2004 // Крупная форма

номинант
Русская фантастика, 2004 // Премия "Русская фантастика"

номинант
Бронзовая Улитка, 2004 // Крупная форма

номинант
Интерпресскон, 2004 // Крупная форма (роман)

номинант
РосКон, 2005 // Роман

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2004 // Книги — Лучшая отечественная мистика, триллер, городское фэнтези

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2004 // Книга года

номинант
Сигма-Ф, 2005 // Крупная форма, романы

Похожие произведения:

 

 


Дозор
2004 г.
Ночной Дозор. Дневной Дозор. Сумеречный Дозор
2004 г.
Ночной Дозор. Дневной Дозор. Сумеречный Дозор
2004 г.
Сумеречный Дозор
2004 г.
Сумеречный Дозор
2004 г.
Сумеречный дозор
2004 г.
Сумеречный Дозор
2004 г.
Дозоры
2006 г.
Сумеречный Дозор. Последний Дозор
2006 г.
Дозор
2012 г.
Дозоры. От Ночного до Шестого
2015 г.
Сумеречный дозор
2015 г.

Периодика:

Если № 9, сентябрь 2002
2002 г.

Аудиокниги:

Сумеречный Дозор
2004 г.
Сумеречный дозор
2011 г.

Издания на иностранных языках:

Šerá hlídka
2005 г.
(чешский)
Wächter des Zwielichts
2006 г.
(немецкий)
Patrol Zmroku
2007 г.
(польский)
The Twilight Watch
2007 г.
(английский)
The Twilight Watch
2007 г.
(английский)
The Twilight Watch
2007 г.
(английский)
Die Wächter-Trilogie
2008 г.
(немецкий)
The Twilight Watch
2008 г.
(английский)
Twilight Watch. Les Sentinelles du Crépuscule
2008 г.
(французский)
Alkonyi Őrség
2008 г.
(венгерский)
Hämärän Partio
2014 г.
(финский)
Patrol Zmroku
2014 г.
(польский)
黄昏使者
2014 г.
(китайский)




Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 марта 2008 г.

Честно говоря, после первых двух Дозоров я не ждал продолжения. Мне показалось, что, установив равновесие в «Ночном...» и «Дневном...», автор оставит этот мир. Ко всему, ещё и «Лик Чёрной Пальмиры» увиделся мне явным поворотом «налево». Во всяком случае, если бы новой книги не появилось, я бы совсем не удивился и не требовал бы следующего свидания с этим миром.

Но «Сумеречный дозор» всё-таки вышел, и в начале 2004-го года я с волнением и радостью дежал в руке только что приобретённую книгу. Правда, несколько настораживала вызывающая надпись на обложке — «НОВЫЙ супербестселлер». Признаться, не очень люблю вещи, которые уже загодя объявляются «супер», «гипер», «мега» и т. д.

Но в случае с этой книгой иноземные слова по праву можно заменить нашими, привычными и понятными — «очень хорошая книга».

Здесь идея борьбы «Дозоров» уже не является главной, и события не оказываются не только производными от этой борьбы.

Понимаете ли, на мой взгляд, эта книга — вершина дозорной серии. Сразу скажу, мне всегда по нраву был откровенный, немного интимный стиль Лукьяненко, я люблю изложение от первого лица, хотя это и не является обязательным условием того, чтобы я высоко оценил книгу. Но такое изложение всегда накладывает на автора обязанность описывать не столь события, сколь мысли и переживания главного героя, мотивы его поступков, внутреннюю борьбу, сомнения и тревоги. Читатель в этом случае уже не является сторонним наблюдателем, он воспринимает мир книги глазами и умом главного героя. Конечно, иногда это замедляет скорость повествования и многим может прийтись не по вкусу, но при умелом использовании автором этих приёмов делает книгу полней, многоплановей (ИМХО!) Мне показалось, что в этом плане «Сумеречный дозор» — одна из лучших книг автора.

Повествование разбито на три части, но каждая из них подчинена общей цели, является фрагментом мозаики, которую автор умело складывает на протяжении книги. Привлекает детективная составляющая сюжета, появляющиеся новые персонажи весьма колоритны и органично вписываются в картину повествования, а некоторые старые раскрываются с неожиданной стороны. В этой книге ещё не видно вырождения сюжета и повторения его ходов, мир ещё развивается, и мы с удовольствием дополняем его картину новыми сведеньями, которые логично и непротиворечиво укладываются в наши представления о ней из прошлых книг. Ещё одна интересная особенность немалого количества книг автора — в них очень мало однозначно негативных, злых персонажей, почти каждого можно понять и принять — присутствует и здесь. Время от времени возникают персонажи нашего, человеческого мира, в которых мы с удивлением узнаём людей, окружающих нас, и уж если в нашей жизни не остаётся времени, чтоб обратить на них внимание, то стоит это сделать хотя бы в книгах Сергея Лукьяненко. Они того достойны.

Прочитал (нет, не то, — проглотил) мгновенно, и перечитывал потом неоднократно, но на этой книге с дозорной серией мысленно попрощался (хоть и хотелось узнать, что там, на пятом слое Сумрака:wink:). Я не мог тогда предполагать, что...

Оценка: 10
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 декабря 2012 г.

Третья книга городской саги об Иных очень похожа на компьютерную игру: только что второй слой сумрака был тяжёлым, а вот и нет — раз долг зовет — сразу на третий. Раз! И на четвёртый! Материнская ярость — опа! и без потерь из реального мира — сразу (!) на пятый слой Сумрака. Вот как надо! Читерство!)

Дочку похитила ведьма, а все равно её преступницу отпущу, потому что я, дескать, увидела на пятом слое что-то такое, что теперь поняла смысл жизни)).

Я добуду книгу, дающую безграничные возможности, про которую все думают, что её не существовало, но не убегу, не спрячусь и не использую её — я буду всё время ходить рядом с тремя магами вне категорий и ещё кучей Иных, пока кто-нибудь наконец не догадается, что я — главный злодей. И только после этого попытаюсь осуществить свой страшный и коварный план.

Я — главный герой, и я настолько крут, что смотрю на всех свысока и плюю на всех, даже на своих друзей и хороших, нормальных, адекватных людей, несмотря на то, что они правы, а я нет, и я это прекрасно понимаю, более того, я согласен с ними, но слишком, повторюсь, крут, чтобы это признать.

А потом в меня вливают силы, я ещё круче, а потом ещё круче и ещё, и ещё, я супер крут, и никто не против, никто не использует эти способности никогда, все плетут коварные интриги, калеча судьбы, убивая людей и Иных, чтобы прокачать Светлану до жалкого третьего уровня, как во второй части первой книжки, тем более, что Светлана, оказывается, особо то и не нужна. А потом оказывается, что... А потом нет, всё по-другому, а потом снова по-другому, а потом ещё круче, и ещё, и ещё.

И таких вещей про нелогичность можно написать ещё много. Но книгу читать интересно. Язык книги хорош. Легко, просто, непринуждённо, с юмором и философией.

Оценка: 7
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 декабря 2012 г.

>Кто-то упрекает Лукьяненко что тот «приспособился к вкусам массового читателя», а я Лукьяненко за это хвалю.>

Книги Лукьяненко это примитивная фантастика с «красивым» антуражем. Все равно что хот-доги или гамбургеры. Любят их многие, но пользы от них никакой. Если только ими питаться то получишь вред.

Оценка: 8
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 января 2011 г.

Вы когда-нибудь пробовали когда-нибудь смотреть сериалы, сделанные на идее и персонажах какого –нибудь известного хорошего фильма? Я сейчас не говорю о безобразных халтурных поделках, а о тех случаях, когда более-менее честно старались не уходить далеко от оригинала. Но, как мудро заметил классик «в одну повозку впрячь не можно коня и трепетную лань». «Дозоры», по сути, не что иное как шпионский детектив про противоборство спецслужб. Попробуйте заменить Гесера – на М, Городецкого – на Бонда, заклинания – на чудо-гаджеты, спятившего Иного, решившего при помощи артефакта совершить что-то глобальное на какого-нибудь доктора Ноу с водородной бомбой – и вуаля! А такому жанру вялость противопоказана. Можно, конечно, придать такой расслабон в духе Джона Ле Карре, но чтобы это получилось вкусно, надо быть, пардон, Джоном Ле Карре.

Я все это к тому, что «Сумеречный дозор», перечитанный недавно, напомнил мне такой сериал. Спешить автору некуда, серий много, действие размазывается тоненьким слоем по булочке эфирного времени. Создается впечатление, что два первых «дозора» написаны автором веселым, злым и голодным, а «Сумеречный» — только что пообедавшим, отдувающимся и цыкающим зубом:wink: :smile: Все как-то вяленько как дачный отдых Антона Городецкого в первой части книги.

Впрочем, написано некоряво, Лукьяненко все же автор грамотный и мастеровитый, несмотря на кажущуюся примитивность. Но вяло. Лениво. Нехотя. Без искорки.

Оценка: 7
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 марта 2015 г.

Третья книга, полет нормальный. Правда, уже начинаю уставать от мира Дозоров, а ведь еще три книги впереди. В целом «Сумеречная» часть цикла получилась лучше «Дневной»: где-то на уровне «Ночной». Вновь три повести, вновь в конце все взаимосвязано и все случайности just as planned. Итак, что мы имеем:

- история о том, как Антон Городецкий расследовал дело о попытке инициации обычного человека (неплохой детектив, не слишком загружающий мозг);

- история о том, как Антон Городецкий, отдыхая на даче, наткнулся на забытую всеми старую ведьму вне категорий (это уже почти приключения, сильно разбавленные диалогами и размышлениями);

- история о том, как один Иной решил сделать всех людей Иными, чтоб никто не был белой вороной.

На этот раз у повестей сильная завязка друг на друге, семена первой части дают всходы уже во второй, а не в третьей, как это было раньше.

Мегаплюс: исследование более глубоких слоев Сумрака.

Микроминус: персонажи по-прежнему не закодировались от спиртного.

Герои уже не совсем безлики, однако, возможно, это я к ним привык и наделил для себя индивидуальностью вместо автора.

Роман неплох, но это лишь часть цикла, не имеющая самостоятельной ценности.

Рекомендую данную книгу всем преданным поклонникам «Дозоров».

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 июля 2012 г.

Переломная для серии книга, знаменующая (имхо) переход от Литературы с большой буквы к простой добротной беллетристике. То есть с одной стороны именно здесь выстраивается шаблон, позволяющий далее, путем введения все новых сверхмощных артефактов и Великих магов, клепать эпические квесты хоть до бесконечности. С другой, здесь же автор делится теми мыслями и идеями, ради которых, по-видимому, все и затевалось.

Это уже не полный перспективных планов и надежд на светлое будущее «Ночной Дозор». Не «Дневной», утверждающий, что несмотря на наличие сил, поддерживающих равновесие, борьба за умы и души людей все равно должна продолжаться. «Сумеречный Дозор» — это книга о прощании героев с детством. Своеобразная метафора того переходного периода, когда человек понимает, что мира ему не изменить, и все, что он может – попытаться прожить достойную жизнь в тех далеких от совершенства условиях, которые ему достались.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И превращение Антона в Великого мага, и гибель Кости Саушкина
— все это символы такого взросления. Наверное у юношей с горящим взором роман вызовет протест, а у зрелых, солидных дядек, так и не успокоивших внутреннего революционера-максималиста – баттхёрт. Но полезен он будет в равной степени и тем и другим.

На этой книге знакомство с серией можно прекратить. Или продолжить, отдавая себе при этом отчет, что дальше вас ждет лишь набор остросюжетных историй. Но «Сумеречный» я безусловно рекомендую прочесть, воспринимая цикл «Дозоров» как полноценную и законченную трилогию.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 марта 2009 г.

Спасибо, тебе, профессор, что ты положил перо…

А. Свиридов

Чем отличается писатель хороший от писателя посредственного? Даже посредственный автор может написать весьма достойное произведение, создать интересный мир и ярких героев. Но если хороший автор пишет разнообразно, меняет стиль повествования, подступается к решению новых проблем, с легкостью расстается с одними героями, чтобы создать других, не менее интересных, то посредственный автор понимает: второй раз такая удача может и не случиться. Да еще и издатель частенько требует от автора не чего-то оригинального, а продолжений получившей популярность книги. Вот и начинает писатель строчить сиквелы один за другим, отправляя своих героев на все новые и новые однообразные приключения, выжимая из своего мира все до капли и доводя свою эпопею до неслыханных размеров.

Долгое время Сергей Лукьяненко успешно избегал подобных соблазнов, ограничиваясь максимум дилогиями. Но, увы, в этот раз не устоял и он. Не знаю, что было основной тому причиной: Коммерческий успех первых Дозоров или действительно богатые возможности противостояния Светлых и Темных, которые автору хотелось использовать сполна, но Лукьяненко впервые изменил себе и написал третий полноценный роман на ту же тему.

И ведь неплохая получилась книга! Читается она по-прежнему очень легко. Интриги весьма остроумны и занимательны. Знакомых по первым двум книгам персонажей автор пытается показать с несколько другой стороны. В противоборство двух основных сил все серьезней вмешивается третья – Инквизиция. Да и вообще мы видим, что ничто человеческое не чуждо и Иным

Но, несмотря на все старания автора, видно, что он начинает все больше повторяться, что многие сюжетные ходы уже знакомы нам по предыдущим книгам, что, несмотря на некоторое усложнение декораций, новых идей уже начинает не хватать.

В целом, книга написана еще на довольно высоком уровне, но, увы, это оказался лишь первый шаг на пути погони автора за коммерческим успехом в ущерб качеству книг

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 января 2010 г.

Третья книга цикла о дозорах. Завершающая. По крайней мере, должна была быть последней. После прочтения романа почти не остается вопросов, разве только лишь непонятно, что же увидели персонажи на самых последних слоях сумрака. Для меня «Сумеречный дозор» из всей троицы наиболее тяжелый для прочтения. Философские вопросы, подымаемые автором в книге глобальны и вечны. Извечное противостояние одаренного меньшинства и усредненного большинства. Понимание мелочности сознания обычного человека, не видящего и не желающего видеть ничего за пределами своей убогой скорлупки. Нравственные метания главного героя пытающегося найти компромисс между человечностью-обыденностью и сверхспособностями вкупе с нестандартным мышлением. Кстати, если б не типично интеллигентские рефлексии Антона Городецкого, цикл не читался бы так живо. Соблюден принцип развития героя и его постоянный душевный раздрай заставляет вдумчивого читателя внимательно следить за сюжетными перипетиями. По итогу, основные точки над i расставлены, цикл талантливо завершен, последующий «Последний дозор» ничего основополагающего не добавит. Десять.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 сентября 2014 г.

Самая слабая книга цикла. Лукьяненко вероятно сдулся под напором жадных издателей и писал через силу, через стоическое «немогу». Книга напичкана дичайшим сленгом, Иные которым по сотни и тысячи лет вдруг заговорили бадитским/подростковым говором. К тому же наблюдаются нестыковки (так Светлые научились врать, хотя в Ночном дозоре утверждалось, что это невозможно; плюс — чтение памяти. Раньше было нельзя, но автор походу пьесы подзабыл, и теперь можно).

Первые две истории — унылые. Персонаж Ларса вообще непонятно зачем введен. Третья заслуживает внимания, но, разумеется, книгу на уровень предыдущих частей вытащить не может.

Ну и доставляют в неприятном смысле этого слова шовинистические мыслишки Городецкого про великую страну, коммунизм, как могло бы быть если и тд. И это при том, что сей товарищ не раз (в предыдущих частях) обозначал, что для Иного страна и Родина имеет лишь косвенное значение. Что Сумрак — вот их дом родной, а страны сегодня есть, а завтра их нет. Как и народности.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Плюс пару слов о Косте и последней истории. Ну не бред ли? Почему он изначально не замел следы, почему не нашел записку Арины? Скажете неопытный? Но Городецкий сам в конце сказал, что для ввсшего иного (тем более абсолюта) все по другому. Он иной среди иных. А то как Костя с легкостью читал мысли высшего? В общем сюжет третьей истории полностью завязан на рояле в кустах (венском, с гнутыми ножками)

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 августа 2011 г.

На мой взгляд, это лучший из Дозоров. Здесь нет как такового противостояния Света и Тьмы, здесь есть умелая игра и неумелые игроки. Да и сюжет выверен и нескучен, в отличие от первых двух частей.

Очень нравятся разговоры Эдгара и Антона. О, эти темный Светлый и светлый Темный просто создают атмосферу книги!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Косте – туда и дорога. Сомнения, построенные на жалости к себе, ни к чему хорошему не приводят. Жалко Витезслава. Большую жалость вызывает разве что то, как он был убит. Ну, не верится, что чех, не доверявший даже своей тени, пошел на поводу у Кости, да и Костя шарахался от убийств, как черт от ладана, и вдруг хладнокровно прикончил фактически собрата.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 февраля 2011 г.

Собственно на мой взгляд, это лучшая книга дозорного цикла. Все линии прописаны, все фигурки расставлены, все правила обговорены, вперед — начинаем Игру!

Опять же книга писалась в период работы над сценарием к фильму, что тоже наложило свой отпечаток, это отличное городское фентези с мыслями о жизни, о людях и о будущем.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 марта 2014 г.

Читал 5 книг Луьяненко про « ДОЗОРЫ « всегда дочитываю книги до конца, хотя признаюсь, было

желание прекратить вникать в сюжет книги и забросить книги на дальнию полку... Повествование

автора про магию было замечательное. Модель магии, её деление на добро и зло, сумрак с вам-

пирами и оборотнями, всё на высшем уровне.Но как известно в мире нет идеального, так же и у

Лукьяненко. Раздражают персонажи, особенно главный герой — бесхребетная бактерия Антон Горо

децкий со своей НЕдофилософией. Много позёрства, все эти высшие, ВЕЛИКИЕ волшебники,« я могу

сравнять этот город с землёй, ведь я высший маг, но я не могу ведь я высший светлый иной «

. Вы не когда не забудите что Гесер великий волшебник, автор на каждой страни-

це вам будет об этом напоминать, а если автор забудет, то он напомнит что жена у Городецкого

великая волшебница. а если забудет и это то напомнит что дочка у городецкого ещё круче в пла-

не магии. Но не думайте наивные что всё так просто, ГГ сам об этом думает постоянно чтобы не

забывать. Ну в общем вы меня поняли. Ещё автор любит вставлять тексты разных рок исполнилей

10 страниц сюжета-текст песни, 14 страниц сюжета-текст песни, итд. Как в индийском кино

музыкальная пауза. Видно что автор натягивает резину на полноценную книгу из короткого рас-

сказа, что по сути так и есть.

PS. Если вырезать всё это соплежевание, тупую философию не к месту и тексты песен вышел

бы средний рассказ страниц на 100, и читатели бы не потеряли суть сюжета.при помощи несложной

арифметики 5 рассказов можно соединить в 1 хорошую полноценную книгу и назвать её « Дозоры «

всё честно.

Оценка: нет
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 августа 2012 г.

Практически уровень первой книги, «Ночного Дозора». И уж однозначно лучше второй, «Дневного Дозора».

Автор — молодец. Не мается экспериментами, а пишет так, как умеет. От души.

Кто-то упрекает Лукьяненко что тот «приспособился к вкусам массового читателя», а я Лукьяненко за это хвалю. Если девяти человекам из десяти нравятся апельсины, а десятому подавай анчоусы (а то и вовсе какашки), и при этом у автора лучше всего получаются именно апельсины, так с какой радости Лукьяненко было бы с создания апельсина на что-то другое пытаться переквалифицироваться? Поперёк себя идти и новые стили изобретать? Вопросы риторические.

Более чем достойное продолжение предыдущих «дозоров». Читается на одном дыхании. Интересный сюжет + отличная динамика подачи материала + этическая смысловая нагрузка.

Единственная возможная претензия и та чисто субъективная — уже пропало ощущение новизны и идёт чисто цикл произведений.

--------------------------------

Цитата из книги:

«При наличии чёрного цвета серый считается белым.»

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 февраля 2011 г.

Наверно мой любимый дозор — Сумеречный! С первых книг о дозорах я была потрясена как замечательно пишет Лукьяненко.Такой необычный взгляд на магию, на вампиров, оборотней, ведьм, существование сумрака, иных, понравилось как он описывает события. Очень увлекательно

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 января 2009 г.

Ну что тут скажеш, Лукьяненко окончательно сдулся. Такое ощющение что автор сам не знает что писать, а серию бросать жалко. Дозор превратилась в какую то мыльную оперу, которую читать физически противно. Самая слабая книга цикла. Читать могут только самые преданые фанаты. Остальным не советую.

Оценка: 5


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу