Аркадий Гайдар «Горячий камень»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Философское | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Детская литература
Сказка о волшебном горячем камне, мальчике Ивашке и одиноком старике.
В журнале «Мурзилка» за 1941 год, No 8, 9.
Экранизации:
— «Лето на память» (1987, СССР, реж: Юрий Кузьменко)
Входит в:
— антологию «Лукоморье. Сказки русских писателей», 1952 г.
— антологию «Остров сказок», 1974 г.
— антологию «Преображение», 1977 г.
— антологию «Волшебные краски», 1978 г.
— антологию «Артельные мужички», 1980 г.
— антологию «Сказки русских писателей», 1984 г.
— антологию «Драгоценный ларец», 1985 г.
— антологию «Наши сказки», 1987 г.
— антологию «Десять сказок», 1989 г.
— антологию «Сказки России. Сказки современных писателей», 1993 г.
— антологию «Лукоморье», 1994 г.
— антологию «Три Толстяка», 2004 г.
— антологию «Десять сказок», 2006 г.
— антологию «Полная хрестоматия для начальной школы. 1-4 классы», 2006 г.
— антологию «Сказки русских писателей», 2017 г.
— журнал «Смена № 8, 2022», 2022 г.
Экранизации:
— «Горячий камень» 1965, СССР, реж: Перч Саркисян
- /языки:
- русский (118), немецкий (1), болгарский (1), венгерский (1)
- /тип:
- книги (118), периодика (1), аудиокниги (2)
- /перевод:
- А. Далчев (1), К. Саллоши (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Инна ЛМ, 3 мая 2022 г.
«Кто снесет этот камень на гору и там разобьет его на части, тот вернет свою молодость и начнет жить сначала».
Каким образом произойдет возвращение молодости, по надписи на камне неясно – перебросит ли человека в ту эпоху, когда он был молод, или он станет молодым в настоящем времени? Мысль от лица автора в конце рассказа указывает на второй вариант: «Э-э! — думаю, скажут, увидав меня помолодевшим, соседи. — Вот идет молодой дурак! Не сумел он, видно, одну жизнь прожить так, как надо, не разглядел своего счастья и теперь хочет то же начинать сначала».
Но по какому бы сценарию ни возвращалась молодость, разбивание камня, по-моему, отлично вписывается даже в ту идеологию, по которой написан этот рассказ. Если для старика-сторожа главное, за что он ценит свою жизнь, несмотря на все выпавшие ему испытания и мучения – что он принес много пользы своей стране и внес свой вклад в строительство нового справедливого общества, то из этого должно логически вытекать стремление воспользоваться шансом принести такой пользы вдвое больше, потратив на это еще одну жизнь. Вернуть так молодость – это ведь не отрицание и забвение уже прожитой жизни, а шанс прожить вторую. Что плохого и не согласующегося с коммунистической идеологией в том, чтобы старик – помня весь свой революционно-военный опыт и заслуженно гордясь им – опять стал бы молодым и здоровым и все свои силы отдавал на благо страны уже в нынешних мирных условиях, хотя бы работая в колхозе уже не сторожем сада, а, например, трактористом или еще кем-нибудь? Если для него величайшая ценность – служба своей стране, то как он может отказаться от того, чтобы продлить эту службу на максимально доступный срок и нести ее с наибольшей эффективностью? Лишний работник, сильный, честный и трудолюбивый, колхозу бы ну никак не помешал.
А вот обычные люди, думающие в первую очередь о своем счастье, вполне могут попросту побояться такого риска – прожить еще одну жизнь. Вдруг она окажется хуже той, которая уже прожита? Вдруг в ней будет еще больше потерь и всяческих проблем, бед и неудач? У людей может не хватить душевных сил на то, чтобы решиться повторить все это – или аналогичное – еще раз. Так что весьма вероятно, что камень остался лежать на горе целым и неразбитым как раз по этой причине.
StasKr, 5 апреля 2012 г.
Жизнь прожить надо так, что бы ни о чём потом не жалеть. Все об этом знают, но мало у кого так получается. И трудно представить, насколько счастливым должен ощущать себя человек, который на склоне лет нисколько не жалеет о прошедшей молодости, у которого нет (по его мнению) упущенных возможностей, который добился много большего, чего он мог мечтать.
Эта история вневременная и коммунистическая идеология, которой придерживался автор сказки, не делает её хуже. Чрезвычайно мощная вещь, возможно даже самая сильная в творчестве Аркадия Гайдара.