FantLab ru

Урсула К. Ле Гуин «Искатель»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.85
Голосов:
392
Моя оценка:
-

подробнее

Искатель

The Finder

Повесть, год; цикл «Земноморье»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 41
Аннотация:

В этой повести речь идет о временах весьма далеких, о том, что происходило лет за триста до описанных в романах о Земноморье событиях. Трон Архипелага тогда пустовал. Многие претендовали на него, да никто не мог удержаться. Любой, у кого было достаточно амбиций и денег, мог объявить себя лордом-правителем какого-нибудь города, а то и целого острова. Но именно тогда на острове Рок был основан Дом Мудрецов.

Входит в:

— сборник «The Found and the Lost», 2016 г.

— сборник «The Books of Earthsea», 2018 г.


Награды и премии:


лауреат
Локус / Locus Award, 2002 // Повесть

Номинации на премии:


номинант
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 2002 // Повесть


Издания: ВСЕ (9)

Сказания Земноморья
2003 г.
Сказания Земноморья
2004 г.
Земноморье. Полная летопись волшебной страны
2007 г.
Сказания Земноморья
2007 г.
Сказания Земноморья
2010 г.
На иных ветрах
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Tales from Earthsea & The Other Wind
2001 г.
(английский)
The Found and the Lost: The Collected Novellas of Ursula K. Le Guin
2016 г.
(английский)
The Books of Earthsea: The Complete Illustrated Edition
2018 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Итак, на дворе Темные Времена...

Волшебники стали торговать своим искусством и продавали свои знания и умения тому, у кого толще кошелек и больше власть...

Настоящие волшебники теперь уступили место услужливым хитрецам, вооруженным не мудростью, а лишь набором расхожих заклятий и жалких фокусов...

Талантливых детей боялись особенно сильно, и судьба их могла стать поистине трагической...

Вот если кто скажет, что фэнтези не умеет отвечать на злободневные проблемы современности и представляет собой сплошное бегство от реальности, пусть он попробует представить, что эти горькие фразы написаны про наш с вами мир. Не про вымышленных волшебников, а про вполне реальную ситуацию, в которой оказались ученые, которые добывают знания, а не гранты и премии, в которой находятся талантливые дети, стремящиеся раскрыть свой потенциал, а не просто успешно поступить в престижный вуз и получить вожделенный диплом. Все чаще и чаще на первых ролях не великие ученые, а великие пройдохи, с умным видом бубнящие непонятную заумь и величающие себя директорами Института Исследований Проблем Неведомой Хрени имени себя любимых. И продвигают они не тех, кто талантлив и пытлив, а тех, кто разинув рот будет слушать и затем ретранслировать под именем Самой Важной Мудрости ахинею про Эффективный Менеджмент, Грамотного Потребителя и прочие многочисленные ныне Громкие Слова...

Но это что-то меня стало нести в дебри, а вот в некотором царстве, в некотором государстве жил-был волшебник Геллук, он же Тинарал, он же надменная и бесчеловечная сволочь, претендовавшая на владение сокровенным знанием, умевшая слушать только собственные высокопарные разглагольствования. И мечтал сей Геллук об огромных жарких кострах, в которых вместо дров горели бы живые люди. Бесполезные, ничтожные людишки, чья смерть откроет господину Геллуку дорогу к наивысшему могуществу, и тогда он осчастливит человечество чем-то таким, о чем он еще пока не думал, но может быть и придумает, если, конечно, снизойдет до таких мелочей...

И жил тоже где-то там в Земноморье ничтожнейший простолюдин по имени Выдра, он же Медра, обладавший волшебным даром, но сам этот дар ценивший не очень сильно. Единственное, чему он научился хорошо, это презирать тех волшебников, что позволяют страху или алчности превращать волшебство в злодеяние. Этот Выдра постоянно колебался и сомневался, проклинал себя за свои ошибки. Он не стремился стать самым великим волшебником, а разменивался на мелочи: спасал каких-то ничтожных рабынь, разыскивал старинные рукописи, изгрызенные мышами. Он предпочитал делиться знаниями, а не сколачивать с их помощью капитал...

Этот самый Выдра, он же Медра, будет тем самым человеком, тем самым волшебником, который сделает первый шаг на дороге из Темных Времен в эпоху. Нет, не полного и абсолютного счастья. В эпоху, когда возможность быть счастливым появится и у честных и трудолюбивых людей, а шарлатаны будут всего лишь шарлатанами. Мир перестанет принадлежать мошенникам...

Вымышленный мир. Придуманный мир. Придуманный в назидание нам. Вечно спешащим уследить за тем, что ярко блестит и громко звенит, а не тем, что действительно ценно...

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После Техану мне практически понравилось...

Но вновь феминизм берёт верх над здравым смыслом. Автор вновь даёт читателю понять, что она не намерена отказываться от чрезвычайной и черезмерной роли женщины в истории Земноморья. И где только все эти женщины были в первых трёх романах цикла...

Что понравилось: автор значительно смягчила свой феминизм, но — явно недостаточно для адеквантного отражения собственных замыслов. Вновь везде и всюду подчёркивается, что мужчины не только род продолжить, но и магией адекватно заниматься без женщин совершенно не в состоянии. Ладно хоть главный герой — мужчина... Хотя и не совсем адекватный.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сумбурновато, да к тому же и разностильно. Уж слишком много событий, чтобы вычленить из них какую-то общую идею... соответственно, не очень понятно, в чём же СМЫСЛ этой истории (нам просто показали: вот человек, с которым происходило то-то и то-то.... НУ И ЧТО? Ну, происходило — вывод из этого какой?!)

Начальные главы — о добывании ртути рабами — это чистейшей воды НФ, весьма отдающая «хайнскими» произведениями, и Земноморье тут решительно НИ ПРИ ЧЁМ. Как самостоятельная вещь — смотрелось бы неплохо; да, вероятно, это и была самостоятельная вещь, которую автор непонятно зачем «приплела» к другому циклу... Пролог же, в котором как бы даётся нам «краткая выжимка» из всего, что было написано ДО этой повести о Земноморье (т.е., основной трилогии + «Техану») — это вообще без комментариев... Называется — пересказ прекрасного цикла в двух словах «для любителей гамбургеров»...

Нет, Ле Гуин можно понять. Сейчас время коммерческой литературы, от всех авторов сейчас требуют «писать так, чтобы укладываться в формат» — что же ей ещё оставалось делать?.. Она, кстати, и сама прекрасно это объяснила в предисловии к «Сказаниям Земноморья»; так чего ещё вы ждали? :wink: Понять можно... невозможно лишь читать эту, псевдо-земноморскую по антуражу, но совершенно не такую по духу, насквозь глянцево-гламурную, безыдейную и просто-напросто пустоватую повесть...

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Странно, что столь хорошая и добротная повесть по миру Земноморья встречает в лучшем случае равнодушие, в худшем – резкую (и при том необоснованную под час) критику. Нет идейности? Имеется и ее предостаточно. Ради коммерции написанное произведение? Да ладно вам – творчество Ле Гуин никогда не пользовалась особой коммерческой успешностью и раскруткой. Не тот мир? Все то же Земноморья. Но по порядку.

Собственно в этом произведении в отличии от остальных, события происходят не во времена, когда жил Гед и Тенар, а во времена более ранние – за 300-350 лет до событий трилогии и всеми горячо любимыми продолжениями (т. е. Техану и На Иных ветрах). Жизнь в Земноморье никогда не была сладкой – достаточно прохладный климат, изоляционизм связанный с разделением земель океаном, скудные природные ресурсы островов, аграрный-ремесленный характер экономики и прочие факторы не делали жизнь островитян слишком уж достаточной благополучной, однако во время, когда происходят события повести, жизнь в Земноморье по-настоящему плохая. Государство распалось после пресечения правящего рода что пошел от Морреда и Эльфаранн, и ко власти во многих регионах пришли не слишком подходящие на эту роль люди: например пираты вроде Лозена, что свой двор устроил не много не мало в самой столице. Из-за постоянных войн, грабежа и поборов с населения, торговля, ремесла и сельское хозяйство пришли в упадок и Архипелаг обеднел, а вслед за этим пришел и морально-нравственный упадок общества. Ситуация усугублялась и тем, что в этом мире магия вышла из под какого либо контроля – люди, что владели Высшими Искусствами в той или иной мере, не имея нравственных ограничений, продавали свой талант правителям в качестве оружия, либо сами становились использую свое могущество правителями и вели войны с другими магами. Все это приносило в мир разрушение, так как любое, даже незначительное использование магической силы вносит незримое изменение в миропорядок. Вот такая вот картина.

В центре сюжета – история сына корабела по прозвищу Выдра, обладающего с детства врожденными магическими навыками, которому были с ранних лет не по душе порядок, что имел место в мире, и который бросил вызов миру, отправившись в странствие в поисках знаний которые могут принести в Земноморье мир и порядок. Во время странствий герой находит дом (остров Рок) и соратников (а так же возлюбленную). Здесь герои и приходят в ходе обсуждений мысль, в последствии изменившая мир. Мысль о сборе всех знаний о магии, систематизации их в научные знания, придаче им морально – этических рамок, и созданию училища где бы любой желающий мог изучить магические искусства под руководством наставников. Так собственно и появляется школа на острове Рок, за порог которого многие десятилетия спустя и вступил один парнишка с Гонта…

Естественно книга не обходится без некоторого экшена – имеют место магические поединки, превращения людей во всевозможных животных, походы морских армад и прочее. Кроме того, из всех произведений в цикле это наиболее жесткое и мрачное – убийства, пытки и мучительные смерти имеют место, правда автор не сводит все к мясорубке, наоборот преимущественно имеет место «тихий ужас» — вместо описания вопиющих злодеяний в наличии обыденная и организованная несправедливость (вроде молчаливого избиения родителей Выдры при задержании) что придает большую реалистичность происходящим событиям.

Главным же плюсом книги можно считать наличие ЦЕЛИ у героев. Вообще, из всех героев цикла Выдра и Ко наиболее деятельные и активные герои что мало сидят на месте и постоянно странствуют в поиске чего либо, и чаще всего находят.

Так что в наличии в книге имеется 1) подробное описание древнего мира Земноморья 2) история создания магической школы и возникновения магических наук 3) цели и мотивы герое, 4) хороший язык произведения и четкое изложения что к чему, и пр. пр. и имхо не беда что, атмосфера и идейность произведения отличается от трилогии. Это не умаляет художественных достоинств книги и труда автора

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

История повествует о жизни человека по имени Выдра (впоследствии он обретет еще некоторые имена), обладавшего даром искать и находить вещи. Скитания его описаны, правда, вязким язяком, каким описывается все, что касается Земноморья. Это повествование — словно патока. Оно одновременно и вкусное, и тягучее.

Вкусное это произведение благодаря нескольким ингридиентам: продуманность мира, в котором происходит действие, богатая мифология и история, красочность и масштабность отдельных моментов, четкая прорисовка героев.

Тягучее оно потому, что динамика здесь — слово несуществующее. Повествование льется медленно, словно заторможенное, размеренным шагом отмеряя жизнь главного героя. Повествование настолько спокойное, что с этой книгой можно ложиться спать, не страшась внезапных поворотов в судьбе Выдры.

Произведение затрагивает также остров Рок и школу волшебников, о которой много говорится в «Волшебнике Земноморья». Здесь, правда, школа только начинает строиться — с подачи Выдры, — и читателю предоставляется возможность понять, откуда оно все пошло.

В общем и целом, это достаточно самостоятельное произведение, его можно читать и без предварительно знакомства с «ВЗ».

+10

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Разочарован. Опять феминистские мотивы, в них может ничего плохо и нет (хотя и навязчиво на мой взгляд), но то на каком уровне они поданы...вся повесть вымучена, схематична, сюжет рыхлый. Грустно.

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сначала не очень нравилось... Но когда пошло про Аниеб. Очень правильно говорится, что он потерял ее, как только нашел. Аниеб была для Медры чем то большим, чем спасительницей — ее образ прошел с ним через всю его жизнь. Лично мне так показалось. И, между прочим, во времена Геда, в Школу женщин не пускали, хоть они, по большей части и хранили мудрость Рока, и помогали строить Школу, лишь ПОЗВОЛИВ мужчинам принять участие. Честно говоря, так я и не поняла, что же он ИСКАЛ, но в конце концов, Медра нашел любимую женщину и удел Мастера, одного из девятки.

Немного грустно, когда понимаешь, что все в конце концов уходт и забывается...

:appl:

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Было интересно прочитать про то, как всё начиналось. Создание школы и выбор Мастеров.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх