FantLab ru

Андрей Лазарчук «Из темноты»

Из темноты

Рассказ, год

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 42

 Рейтинг
Средняя оценка:6.95
Голосов:194
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Все они боятся темноты, потому что из темноты приходят кошмары. Вместе им легче пережить время темноты. Но однажды к ним приходит понимание того, что их единение нужно тем, кто насылает кошмары, для того, чтобы прорваться в наш мир...

© Lucy

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1989 // Малая форма


Издания: ВСЕ (3)

Из темноты
2000 г.
Сентиментальное путешествие на двухместной машине времени
2003 г.

Аудиокниги:

Элементы — модель для сборки
1995 г.



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 января 2008 г.

Все люди чего-то боятся.

От самых младых ногтей и до старости среди других чувств сопровождает человека в жизни страх. О, сперва очень часто это страх темноты, но не просто отсутствия света, а страх перед тем, что в этой темноте может скрываться — всякими немыслимыми чудовищами, каких может себе вообразить детский ум. Потом мы взрослеем, и наши детские чудовища уходят совсем или же в такие глубокие тайники и подвалы нашей души, что для них совсем не остаётся места. А страхи становятся совсем другими — вещественными, материальными.

И ничего постыдного тут нет. В конце концов страх — лишь выражение древнего как мир инстинкта самосохранения, в детстве он словно бы учебный — мы познаём страх, а уж потом, узнав мир, в котором живём, пользуемся страхом — чтоб жить было не так опасно, ведь страх защитит нас от глупых решений и поступков.

Но что, если глупый детский страх остаётся на всю жизнь? Если он подавляет и парализует разум, чудовищным образом изменяя восприятие мира, подчиняя человека так, что вся жизнь — лишь череда коротких передышек между всё новыми приступами кошмара? И остаётся искать — нет, уже не спасение, а хотя бы облегчение какое-то — среди тех, кто тебя понимает и сочувствует, среди таких, как сам.

А если всё это — часть ужасного замысла, коварного плана кого-то или чего-то извне, что хочет проложить дорогу в наш мир, воспользовавшись твоим страхом? Тут уж надо делать выбор между собой и миром, потому что если не устоять, то можно принести в мир настоящий ужас — и уже для всех...

В этом рассказе чувствуется настоящий страх. Тот, которого никогда не добиться, сколько бы вампиров, мертвецов или другой нечисти не впихнули в книжку.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 июня 2013 г.

Почти все недостатки можно простить этому рассказу за великолепную фразу, произнесенную одним из героев. А звучит она так:

— Вывелась новая природа людей, которые просты в обращении, как дураки, и почти так же полезны, как умные.

Именно в этом главный смысл сего произведения и состоит. Страшные видения и кошмарные откровения, какие-то крысолюди из параллельного мира, стремящиеся прожечь себе путь в наше измерение, призваны служить иллюстрацией для данного тезиса...

Ну а поскольку люди особенно просты в обращении и весьма полезны для ловких манипуляторов именно тогда, когда они сбиваются в сплоченный коллектив, то далее следует гневная отповедь тем, кому милы идеалы коллективизма. Особенно тем, кто любит фразу «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке». Нет уж, утверждает в этом рассказе Лазарчук, браться за руки не стоит, ибо сей акт превращает здраво мыслящего одинокого сапиенса в неспособный рассуждать элемент толпы, легко подвергаемой дрессировке...

Выводы сии весьма спорны, но интересны. Интересен и рассказ, в котором Лазарчуку все же удалось отказаться от своей компотно-винегретной привычки смешивать несмешиваемое хотя бы на время...

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 февраля 2013 г.

Каждого мучают кошмары и ужасы приходят с изнанки, вот и героев «Из темноты» они мучают. Страшные, мрачные, а то и вовсе заползающие в души и в само сознание. Вот оно увидеть нечто из темноты. А вы видели, как что то там появляется из темноты и аморфным сознанием тянется к вам? Припомните чтобы вспомнить это.

Рассказ не о ужасе, а о страхе что гложет нас. Иногда изнутри, пожирая сомнениями, домыслами и всем подобным, иногда снаружи трогая все самое сокровенное и откровенное. О пугающем страхе что забирается в людей и использует на свое усмотрение, мы сами ему открываем двери как герои рассказа, впускаем, разрешаем войти и он этим довольно пользуется. Жуткий на осознание рассказ, как всегда у Лазарчука не примитивный, а именно искренний и вдумчивый на этот раз о природе страха и его проявлениях в людях. Акцент сделан, не на том что есть монстры, а на том что человек вырисовывает себе из темноты и что запускает в свой разум в причудливых формах. Можно часами рассуждать о страхе лазарчуковского пошиба, задумываться над ним лелеять его, сравнить с страхами Кинга или там например Страуба. Но в чем соль? Лазарчук старается выписать не ужастик, основанный на страхе, он не пугает он рисует картину почему мы боимся того из темноты, в отличие большинства авторов, что пугают тем что из темноты.

Отличный и грамотный рассказ, впечатляет на ура. Не ужасы, но страшно, скорее социальный хоррор триллер, о причинах страха и наших человеческих проявлениях ужаса в легком исполнение Лазарчука. Не банально и однозначно к прочтению.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 декабря 2014 г.

Странновато-мрачный рассказ о людях, якобы боящихся темноты. Абсолютно разных взрослых людей связывает страх темноты. Кто-то из них ночью видит Чёрную руку и Белые перчатки, кто-то жутких пауков, а кто-то вообще «пищеварительные ворсинки». Иногда, когда особенно страшно они собираются все вместе. Так легче боятся. Им всем всё также страшно, но вместе переносить страхи легче.

Автор здорово описывает бредовые страхи: практически материализующийся свет, который течет от электрической лампочки, желтый и сырой, как яичные макароны; приказы на непонятном языке, которые невозможно не выполнить; комната с мебелью, но без стен, пола и потолка... и т.д., и т.п. Казалось бы — чистый сюр и бред, но автор так всё сочно описывает, что этому невозможно не верить.

Концовка рассказа так и веет тоской и безысходностью. Понимаешь, что у героев нет будущего. Даже у тех, кто до сих пор остался жив, не выбросившись из окна и победивши свой страх, даже у них у них впереди ничего нет. Все обречены.

Увы, зря на мой взгляд, автор придумал «рациональное» потустороннее объяснение всем их страхам в лице некой третей силы, которая таким образом пытается прорваться в наш мир. Лучше бы оставил немного недомолвок. Так было бы страшнее

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 мая 2008 г.

Книжку «Из темноты» необходимо купить неофэнам, чтобы знать, из чего собственно, выросла современная российская фантастика с перестрелками и беготней по параллельным мирам, откуда пошли леденящие душу мирного зашуганного пролетария ужасы про красных коммунистических вурдалаков и сказки про затерянные секретные лаборатории. Все это с лихвой представлено на страницах нового авторского сборника Андрея Лазарчука. Только помимо непременных атрибутов социалистического хоррора и политического триллера читатель найдет колоссальный анализ устройства бюрократической машины, превосходящий по полноте анализа иные газетные разглагольствования, и вынужден будет задуматься над своим местом в этом нечеловеческом мире.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 мая 2017 г.

Вспомнился мне и рассказ Дашкова (мерзостно-грязный «Жилец»), и рассказ Константинова «Зверинец» (в котором, как теперь ощущается, вся пугательная составляющая держалась в основном на смене от байки к месиву) – вещи, которые я прочитал совсем недавно, и которые вот этим рассказом просто деклассировались (хотя, в случае с «Жильцом» – там и падать-то было некуда). Невероятно сильная и объёмная вещь – этот рассказ. Всё настолько осязаемо, всё настолько реально… И эмоционально – не так, не с перегибами и нажимом, а как-то естественно и от этого убедительно и сильно. Нет, это не из тех рассказов, в которых вас удивит какой-то поворот, что-то неожиданное и внезапное – он из тех, что окутает и заставит ощущать всё своей кожей, нервами и сердцем – все, что там происходит от первой до последней строчки. Да, с самого начала этот рассказ «задевает» – странные испуганные люди, таинственный недуг, и всё в живом объёме настоящей, нашей, российской действительности (и вот тут действительность «Зверинца» Константинова по сравнению с этой становится уже какой-то мультяшной, карикатурной и, соответственно, неубедительной). Прекрасный сочный язык, который делает всё осязаемым. Яркие и играющие детали, делающие всё узнаваемым, будто всё показанное автором, ты видишь вокруг. И напряжение. Муторное тяжкое ожидание. И все эти разговоры (да за них одних уже можно зацепиться и обдумать) – и о книгах, и о системе образования, и, уж конечно, эта гениальная фраза о новом виде комаров и людей («Вывелась новая природа людей, которые просты в обращении, как дураки, и почти так же полезны, как умные.») – это же одновременно всё наше, узнаваемое до боли и, тут же, усиляющее жуткую тревогу ожидания страшного. А уж когда начинается… С этим-то умением передать ощущения, умением так ярко и правдиво описать – становится жутко, дух перехватывает, и даже голова начинает слегка кружиться. И где-то в самом апогее, когда смысл этих видений становится ясен, это не просто становится жутко – это, благодаря такой прорисовки нашей действительности, становится… как будто это нечто пытается прорваться в наш мир здесь, сейчас прямо через, например, вашу кухню с горой непомытой посуды, или ванную с проржавевшими текущими кранами – настолько это кажется реальным, и что ещё хуже – возможным. Но когда всё кончается и волна видений, агрессивная атака объёмных образов сходит на нет, то из-за этой жути начинает выходить что-то другое, но такое же ясное – человеческие эмоции, чувства, живые и пронизывающие. И в чём-то это новое даже страшнее апокалипсических ударов – вся душевная мука и боль двух любящих друг друга людей, которые уже не могут быть вместе. И вот за это, за этот переход, за то, что через череду кошмаров, главным и непреодолимым становится именно оно, человеческое и грустное, вот за это, пожалуй, отдельное спасибо автору.

Невероятно сильный по эмоциям и осязаемости рассказ (а как вам, например, арбузно пахнущий дождь, а? ведь прекрасно же! – и таких живых описаний тут много!) – теперь я понимаю, почему Лазарчук не просто один из «модных» авторов современной российской фантастики, а действительно один из лучших. Достаточно прочитать один этот рассказ, чтобы ощутить, насколько он, автор, мастеровит.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 июля 2012 г.

Невнятная история с претензией на психологизм и лавры Стивена Кинга. Оба задания благополучно провалены. Представляет интерес исключительно с точки зрения эволюции писательского дарования А. Лазарчука и как проявление одной из его возможных граней, поэтому оценка авансом за дальнейшее творчество.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 сентября 2014 г.

Иногда надо отказаться от того, что тебе помогает. Потому что это поможет и чему-то чуждому, злому, Иному. Иногда со страхом нужно бороться в одиночку...

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 октября 2007 г.

Рассказ конечно бредовенький и малопонятный, и идея стара как мир. Видно, что рассказ начинающего автора, много лишних и неправдоподобных переживаний героев...

Оценка: 6
–  [  -1  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 мая 2007 г.

Рассказ откровенно бредовый, вроде про дружбу, но не уверен.

Оценка: 1


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу