FantLab ru

Андрей Лазарчук «Зеркала»

Зеркала

Повесть, год

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 30

 Рейтинг
Средняя оценка:8.02
Голосов:143
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Детективная история с непременным умным следователем — так кажется в начале повести. Сейчас бодро начнем тайны разгадывать...

Все оказывается сложнее — интереснее, но и страшнее. Три разных дела неожиданно сливаются в одно — сбитая автобусом старушка-ведьма, погибшие на заброшенном кладбище женщины, монеты неведомой страны связаны общей тайной. Неторопливый сюжет, поданый от 1-го лица (рассказчик — близкий друг следователя), долго кружит по бытовым обстоятельствам персонажей повести, заставляя припоминать старые добрые времена «развитого социализма». После долгой завязки начинается («будто бы был кто-то, специально подталкивающий события так, чтобы они выстроились коридорчиком, желобом, по которому мы с Бобом пронеслись») — нет, вовсе не долгожданный «экшен», а ночной разговор в лесу, у костра, во время грозы, психологическая прелюдия к решению, которое должен принять следователь. «Ты за справедливость, сказал Боб, понимаю» — «А ты? — спросил я. А я вот мучаюсь сомнениями, сказал Боб.»

Социальная составляющая повести, возможно, и устарела, но фантастическая, философская идея по-прежнему актуальна. «Транквилиум» и «Опоздавшие к лету» без этой идеи не расшифровываются, нужно «четко понимать, что обществу у нас противостоит не какая-то группка дураков или злоумышленников, не каста и не враждебный класс, а интеллект — развитый, всезнающий, почти всемогущий, абсолютно внеморальный — нечеловеческий интеллект».

Действие ускоряется: «Пользуясь паузой, я дозарядил ружье. Странно: руки не дрожали, но внутри, от горла и ниже, было совершенно пусто и тупо и что-то там трепыхалось, как тряпка на ветру...» Детектив, отягощенный философией, внезапно оборачивается интереснейшей фантастикой. Тут и параллельные — зеркальные — миры, и сверхчеловеческая информационная машина. «Поначалу это была просто машина, примитивная кибернетическая машина... но очень скоро она начала преследовать собственные интересы». И все ведут войну против следователя, дерзнувшего принять решение...

© v_by

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 62

Активный словарный запас: средний (2837 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 89 знаков, что немного выше среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 2% — на редкость ниже среднего (37%)!

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (5)
/языки:
русский (5)
/тип:
книги (5)

Тепло и свет. Зеркала. Мост Ватерлоо
1990 г.
Завещание беглеца
1992 г.
Аманжол - 90
1992 г.
Из темноты
2000 г.
Сентиментальное путешествие на двухместной машине времени
2003 г.



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 января 2016 г.

Сомнительная повесть Лазарчука в жанре сомнительного «турбореализма».

«Зеркала» — довольно плохо скрепленное внутри себя произведение, которое включает сразу несколько фантастических идей, что кажется плюсом для повести, ан нет. Несколько этих идей, мало связных друг с другом, да и еще весьма странного характера (последнее фантдопущение строится целиком и полностью на размышлениях рассказчика и опровергаются им же — так что сами зеркала, от которых и получила повесть название, и вся вторая половина работы А. Лазарчука оказались недосказанными и непонятными). Портят и так очень тонкую и хрупкую связность текста разные скорости повествования частей сие произведения, логики в колебании которых мне лично было видно мало. Концовка в принципе ничего не объяснила из снежного кома сюжета, поставив лишь несколько вопросов, одним из которых, основным, для меня стал: «Зачем?»

Зачем нужна была вся эта повесть?.. Никакой связи между параллельными мирами и бюрократической нечеловечески разумной машиной коммунистов я не увидел во время прочтения. Никакой глубины нет — все это так, лишь псевдоинтеллектуальность и псевдофилософия. Герои, правда, вышли живыми, а сами фантастические идеи, если бы между ними была положена автором какая-то связь, ну, и скажем, логика со смыслом... Ничего подобного я не увидел. Зато конъюнктурность, как уже упоминали в комментариях, тут не скрываемая и всеобъемлющая. И вот она-то, вместе со всей нелогичной массой нагромождений «возвышенной философии» и называется самим Андреем Лазарчуком, а также некоторыми критиками и другими авторами «турбореализмом — фантастикой, через которую очень живо и правдиво передается вся глубина проблем современного общества». В общем, типо реализм через НФ-популярную-литературу.

Как я понимаю, Лазарчук и сотоварищи просто забыли, что для подобного жанра уже есть свое название — социальная фантастика он именуется, кстати говоря. Довольно популярное и интересное направление в фантастике, которым еще Стругацкие активно пользовались. Только вот, думается мне, сами братья навряд ли стали называть себя турбореалистами, или, как их... Ведь под собой это, с позволения сказать, «литературное направление» подразумевает лишь обильные объемы пустого текста, наполненные уже перечисленными мною всякими псевдостями, с раскручиваемыми в русскоязычном книжном, киношном и других пространствах однотипными темами: «ужасная Россия 90-ых», «ужасная Россия, не вышедшая из 90-ых», «ужасный Советский Союз, где только репрессии миллиардов человеков с тоталитарными усатыми режимами» и т.д., и т.д., и т.д. И да, чуть не забыл... Для настоящего турбореализма просто необходимо упоминания по типу «у него были такие газоиспускания, что коллеги предлагали одеть ему на задницу противогаз» или «Боб с трудом устоял от показа Тане и Инночке своего коронного трюка — выныривания голой задницой из воды вверх» (цитаты из повести Лазарчука «Зеркала»).

Безусловно, гениальнейшие литературные решения для показа окружающей реальности читателю в столь сложном, запутанном жанре «не для всех».

Оценка: 5
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 августа 2013 г.

Повесть о двух школьных друзьях, один из которых работает преподавателем, а второй – следователем. И попадается этому следователю очень странное дело, расследование которого приводит к ошеломляющему открытию и трагической развязке.

Читаю уже второе произведение Лазарчука и опять убеждаюсь в том, что он хороший рассказчик. Умеет так складно слова составлять, что оторваться трудно. Подробно, с чувством, с расстановкой описывает нам жизнь двух друзей. Сразу хочется оказаться у костра в лесу, с кружкой чая с дымком и слушать, слушать… Вот только, когда рассказ заканчивается, не остается ничего – ни пищи для размышлений, ни бурлящих эмоций. Что называется — ни уму, ни сердцу. Ну, рассказал и рассказал. А мы послушали и пошли дальше по своим делам.

Резюме: хорошо рассказанная социальщина со скучным и вторичным фантастическим элементом.

Оценка: 5
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 июня 2013 г.

Вот сложилось у меня ощущение, что все же не стоит слишком сильно расхваливать сию повесть. Прочитать ее не грех, получить определенное удовольствие от прочтения можно, но восторгаться и прыгать до потолка не буду...

И вовсе не потому, что меня абсолютно не пробивает на ностальгию при чтении описаний советского быта...

И даже не потому, что Лазарчук и в ранних своих вещах устраивал компот-винегрет-салат из разных жанров, забыв их тщательно перемешать и что-то перепутав в пропорциях...

Напрягают меня в этой повести три вещи:

1. Ее очевидная конъюнктурность. Перестройка идет полным ходом, надо вставить в повесть что-то злободневное. А потому один из персонажей вдруг берет и выдает длиннющий (жутко, кстати, банальный) монолог насчет особой злокозненности бюрократического аппарата, подкрепленный ссылками на всепобеждающее учение Норберта Винера...

2. Хотя некоторые и утверждают, что сюжет повести непредсказуем, атмосфера давит триллером и загадочностью, но...

Но откуда такие уверенные суждения взялись-то? Вот именно, что все вполне себе предсказуемо. И ведь можно было изложение событий перестроить так, чтобы было действительно непредсказуемо, а вот сам Лазарчук будто бы этой подлинной непредсказуемости боится...

И по мере чтения надо просто складывать два и два, чтобы получить четыре. Авторство Лазарчука+название повести «Зеркала»+трупы странных людей в непонятной одежде= будет что-то насчет параллельных миров. Те же самые трупы+ золотые монеты с надписями на неведомом языке в руках местных преступных элементов= люди из параллельного мира пали жертвой преступной группы землян (относительно которых Лазарчук во первых строках сообщил, что рассказчик испытывает чувство стыда за принадлежность к сему биологическому виду). А если главные герои поедут на природу предаваться любви и исполнению песен Окуджавы, то на них нападут злые гопники. Обязательно нападут. Так надо, а то сюжет провиснет...

3. А третья моя придирка состоит в том, что не надо было «Зеркала» делать повестью. Потому как повести любят в журналах, но автор вечно рискует получить на выходе то ли рассказ-переросток, то ли засушенный роман. А тут и вовсе произошла гибридизация щуплой в плане оригинальности идеи с желанием вместить в одну обертку кучу жанров...

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 декабря 2007 г.

Отличная вешь, работает на многих уровнях. Казалось бы... Детективная вроде история развивается на фоне эпохи конца развитого социализма, затем перетекает в фантастический боевик... Но здесь и отлично прописанные действующие лица, и смачные описания совкового быта (аж на ностальгию пробивает), и фирменные философские построения автора (позже нашедшие развитие в Опоздавших), и проблемы морального выбора главного героя, и никакого нафиг хеппи энда... Пробирает.

10 баллов.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 апреля 2016 г.

http://kobold-wizard.livejournal.com/774363.html

Неожиданно плохая повесть. Мое знакомство с творчеством Лазарчука раньше ограничивалось гумилевской трилогией, с которой я познакомился еще в школе. По крайней мере первые две книги из нее я часто вспоминаю добрым словом. Тем тяжелее было впечатление об этой повести. Многие моменты из нее, правда, напомнили мне о человеке, благодаря которому, в общем-то, я и познакомился в школе с соавторскими романами Лазарчука: та же зависшая Перестройка в голове с бравируемой внесистемностью, воспоминаниями об уничтоженном крестьянстве, шельмованием Партии и жаждой правды. Я не осуждаю, но наши картины мира слишком разошлись.

Однако нужно все же прокомментировать, чем вызвана такая реакция.

1) Повесть смотрится склеенной из четырех частей. Первая — воспоминания о 82ом годе с кучей деталей; вторая — философская попытка сконструировать «причину всех наших бед»; третья — боевик с фантастическими деталями — попытка притянуть за уши теорию к фактам; четвертая — не объясняющая ничего развязка, в которой кучу деталей додумывает главный герой. Фактов не хватает. Сама по себе такая склейка не грех, но уж больно швы видны.

2) Судя по всему повесть, вырванная из общего контекста творчества Лазарчука, непонятна. Идеи высказаны, но не прожиты героями. Модернистский ход — «история, рассказанная свидетелем» — в данном случае не заиграл красками. В результате получилась повесть ОБС, что печально.

3) Перестроечная желчь. «Ты что думаешь, я за колбасой туда еду? Я работать хочу! Работать, вкалывать — не руками, не горбом — вот этим местом! — он бил себя кулаком в лоб. Я же умею, я же могу в сто раз больше, чем от меня здесь требуется! А там? — спросил Боб. Черт его знает, сказал Юрка, а вдруг? Неизвестно. А здесь все уже навсегда известно — от сих до сих, шаг вправо, шаг влево — побег, стреляю без предупреждения!» Шел 1990й год. Потом пришел 1991й, а потом 1993й и народ сладостно вздохнул от того, что «все уже навсегда известно» рухнуло.

Итого: Читал и думал, что сейчас бы такую повесть отпинал бы табор самиздатчиков.

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 августа 2017 г.

Пожалуй, это первая повесть Лазарчука, которая мне понравилась. Достаточно необычный детектив, привязанный к проходу в параллельные миры. Плюс размышления о мире и выборе человека. ГГ свой выбор сделал — возможно, ошибочный.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Но кто знает, как повел бы себя, скажем, лесничий Меллер из рассказа «День гнева», окажись в его власти создатель чудовищных отарков господин Фидлер? Скорее всего так же, как Боб, а дальше как получится.

Хороший язык, интрига увлекает. Красив образ таинственных зеркал, светящихся по ободу...

Интересно также вернуться к спорам конца 80-х с высоты нынешнего знания о том, что случится дальше.

Будьте осторожнее с зеркалами!

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 сентября 2014 г.

И детективная, и фантастическая составляющие — хороши. Интересно читать. Но главное достоинство — живые герои и очень точно выписанная атмосфера. И рассказ действительно воспринимается как рассказанная история.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 февраля 2010 г.

Отличная повесть.Чувствуется влияние Стругацких, особенно «Жука в муравейнике» и «Подробностей жизни Никиты Воронцова»

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 сентября 2007 г.

Отличный рассказ. Преступная группа наладила переброску на Землю из иного мира беженцев, спасающихся от войны. Только потом их перебрасывают в еще один мир — на съедение неким отвратительным тварям. Раскрывший это дело следователь вершит правосудие сам.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 октября 2017 г.

И вот снова, как многое у Лазарчука — чисто советское произведение. Ну если убрать пару моментов где так или иначе критикуется советская система. По форме же — то, как писали именно в СССР. В том числе и фантастику. Вся структура, приёмы, и даже традиционный моральный выбор главного героя, ведущего к положенному трагическому (и если вдуматься — пафосному) финалу. Но это я так, для точности. А вообще, понравилось, конечно. Напомнило «Подробности жизни Никиты Воронцова» Стругацких. То есть, ситуация, когда рядовой следователь сталкивается с чем-то фантастическим и начинает копать в поисках истины.

Произведения с сюжетом «фантастическое — рядом» меня лично цепляют всегда.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 июля 2012 г.

Читал довольно давно. Из того, что запомнилось, могу выделить сохраняющуюся до конца детективную интригу, но в целом этот экземпляр ничем не выделяется из общего ряда своих сородичей. Повесть (всё-таки большой рассказ) следует отнести к числу «программных» произведений, которые пишутся по преимуществу единственно с целью отточить свои писательские навыки. Неплохо, но все это вы уже сто раз читали в превеликом множестве всех возможных инкарнаций.

Оценка: 8


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу