FantLab ru

Андрей Лазарчук «Жестяной бор»

Жестяной бор

Повесть, год; цикл «Опоздавшие к лету»

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 46

 Рейтинг
Средняя оценка:8.05
Голосов:388
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Может ли «осколок будущего» превратиться в реальность настоящего?

Может. Даже если мы этого не хотим.

Потому что будущему не интересно — хотим мы его или нет. Потому что прогрессу плевать на людей. Особенно — на тех, кто этот прогресс творит.

Потому что будущее, вырвавшееся из-под контроля настоящего, может стать кромешным адом. Возможно, когда-нибудь у людей достанет сил построить иное будущее. А пока...

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 131

Активный словарный запас: средний (2884 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 53 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 42%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Интерпресскон, 1997 // Средняя форма (повесть)

номинант
Бронзовая Улитка, 1997 // Средняя форма

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (5)
/языки:
русский (5)
/тип:
книги (5)

Жестяной бор
1996 г.
Опоздавшие к лету. Книга вторая
1996 г.
Жестяной бор
2001 г.
Опоздавшие к лету
2005 г.
Опоздавшие к лету
2005 г.



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 марта 2015 г.

Неожиданно очень сильная вещь. Не понимаю, почему некоторые читатели считают, что не стоит начинать знакомство с автором именно с этой повести? По-моему так это первая, мягко говоря, достойная внимания вещь.

Чувство сходства с «Хищными вещами века» возникает лишь поначалу. На самом деле тут всё закручено гораздо сложнее. По общей сумбурности эта повесть может сравниться, пожалуй, с «Симулякрами» Филипа Дика. Только если роман Филипа Дика больше похож на юмористический мультфильм, эта повесть написана скорее в жанре жесткого реализма.

Вообще, многие люди в наше время испытывают чувство разворачивающейся на наших глазах большой заварушки, в которой не ясны ни действующие лица, ни их побуждающие мотивы. Не ясно даже, сколько примерно действующих лиц и какие коалиции они между собой образуют. Всё это — признаки близящегося фазового перехода. Когда возможности развития системы по старым правилам исчерпываются, система начинает терять устойчивость и рыскает в поисках нового равновесного состояния. О чём то подобном нас уже давно пытается предупредить «Римский клуб». Повесть Лазарчука, как мне показалось, именно об этом.

Лечение звуком уже применяется. Правда это ультразвук. В Британии у пожилого человека при помощи ультразвука вылечили тремор рук. Главное — правильно сфокусировать ультразвук в нужной точке мозга. От воздействия ультразвука в этой точке мозга нервные клетки просто разрушаются. Какие ещё возможности могут принести исследования в областях психофизиологии, химии феромонов, информатики, особенно если эти исследования будут объединены в единую синергетически действующую систему — остаётся только гадать. Сейчас невозможно это спрогнозировать, но можно попытаться представить, пользуясь интуицией. Повесть можно рассматривать как одну из таких попыток, оказавшуюся, как мне кажется, весьма достойной.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 июня 2013 г.

Предпоследняя часть великого лазарчуковского труда. Мир живущий по своим правилам, жестокая реалия мира где все якобы прекрасно, но есть то что отвратно, и с этим нужно бороться, биться, сражаться. И из раза в раз, в небо идет огонь вражды, а железные люди схватываются с эмоциями, и все гибнет, рушится когда система выбирает — смерть, тем кто её хочет сломать и изменить во благо социума. Примерно такие ощущения, мировоззрения загнала меня повесть Андрея Лазарчука из концептуального романа «Опоздавшие к лету», такая жестокая и мрачная вещь как «Жестяной бор». И снова дорогой читатель добро пожаловать в изувеченный, бесчеловечный мир «Опоздавших...»

Это повесть о прогрессе, что стал абсолютно непредсказуем и бесконтролен в руках человека, о его стремлениях и даже о человечности бытия, о том ради чего мы создаем этот мир, что в него добавляем и с какими целями. «Жестяной бор» это скорее часть лазарчуковского откровения, его осмысления будущего и настоящего человечества, для цели понимания контроля, абсолютного системного божества, где человек лишь винтик очередной системы, крутит педали заместо мыши и играет её роль. Лазарчук, не фанат разжевывать свои идеи и пихать их в рот привередливому читателю, он глубокий эстет размышлений и мастер вопросов где нет явных ответов. И в «Жестяном бору» мы вместе с Андрисом и самим Лазарчуком пытаемся найти ответы, чтобы восстановить полную картину и увидеть полный занавес происходящего.

Сейчас найдешь мало столь мощных неоднозначных произведений на поприще фантастики. «Жестяной бор» это часть огромного целого, единой безумной антиутопичной системы с которой сложно бороться.

Я до сих пор в вопросах с малым количеством ответов. Что хочет сказать, что показать Лазарчук? Гениальная антиутопия, однозначно советуемая мною к прочтению. Сложная, многогранная, метафизическая и стройная как идейно так и динамически. Скорее уж очередное предупреждение Лазарчука, чтобы не опуститься до уровня его псевдо мира и его бесчеловечности.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 июля 2011 г.

Теперь так почти не пишут... К сожалению. Серьезный, умный, чрезвычайно плотный текст, который нельзя читать по диагонали. В нем очень подробно выписаны и мысли, и переживания, и действия, и окружающая обстановка, и, даже, природа и ее эмоциональное восприятие главными героями. Здесь для понимания и правильного восприятия часто оказываются важными даже не то, что отдельные абзацы, а и отдельные предложения, и, даже, слова. Когда-то, лет двадцать назад, в такой манере начинали писать большинство участников семинара Стругацких — и Столяров, и Рыбаков, и, вот. Лазарчук..

Идея повести — непредсказуемые последствия быстрого и бесконтрольного развития науки — достаточно традиционна для 90-х, когда она и писалось, но вот ее сюжетная реализация просто внушает уважение. Вещь серьезна и интересна, но вся «беда» в том, что читая ее, надо задумываться практически над каждым предложением, настолько повесть просто насыщена оригинальными мыслями и идеями. Современный же читатель, как правило, развращен легкими текстами и к такому просто не приучен.

Конечно, книга не предназначена для быстрого чтения, но зато какое удовольствие получаешь, прочитав и осознав для себя что-то новое, интересное чуть ли не на каждом ее очередном листе.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 апреля 2016 г.

Очень тревожная вещь. Эта тревога лично мною ощущается на протяжении четния всего цикла ,, Опоздавшие к лету'', но именно в этой повести она наиболее явственная, пронзительная и, к сожалению, подтверждённая и действием и результатом.

На мой взгляд написано очень серьёзно, умно, структурно, плотно, чтобы максимально точно передать положение вещей, настроение, обстановку, обстоятельства, благодаря чему эта часть цикла и,соответственно, как часть целой истории предстаёт мощной и в то же время чувствительной. Здесь очень много подробно выписанных мыслей, действий, переживаний, догадок, окружающая обстановка и её эмоциональное восприятие главными героями истории.

Для того, чтобы плотнее приблизиться к общему пониманию и восприятию текста здесь важна каждая мелочь, каждый обзац и каждая строка. Наверное поэтому у меня не получилось её прочесть за один раз – повесть то совсем небольшая. Приходилось вчитываться в каждую строку, а небегло перебирать слова текста – ведь вся повесть насыщена оригинальными идеями и мыслями, их множество и каждая заслуживает внимания. Ведь Автор здесь затрагивает тему бесконтрольного развития науки и его непредсказуемых последствий, и в связи с этим трагедию общую и лично кадого человека, где идёт борьба, гибель, где система выбирает – смерть тому, кто стремится её сломать, нарушить её течение, изменить направление. Где смерть от системы стала настолько естественной и не является чем–то невероятным, что от этого становится жутко. Человек – винтик, от этого зависит его судьба, эксперементы над ним. А тот, кто пытается разгадать замысел, пытается противиться – для них существует только выбор сиситемы и он может достать любого и в любой момент.

Несмотря на маленький объём повесть очень насыщена событиями и эмоциями, от которых становиться вовсе не весело, а печально и постоянно тревожно. Слог Автора невероятно притягателен. Его хочется читать, его хочется понять, его хочется знать. Автор замечательно передаёт свои идеи, многое он скрывает, что–то ускользает от понимания, но его невероятно хочется разгадать.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 октября 2010 г.

Лазарчук здесь, пожалуй, в самом своем «чистом» виде. Читателя не щадит, сюжет закручен в четырех измерениях, понять без перечитывания практически невозможно. Ну, во всяком случае — мне.

Ощущения от повести двоякие. С одной стороны — очень даже чувствуется мощь и сила. С другой ... Мне очень нравится аналогия Кинга — роман как скелет доисторического ящера, который автор откапывает и выставляет на всеобщее обозрение. Вот если ею пользоваться — Лазарчук своего ящера откопал, но потом окружил прожекторами и сложной системой кривых зеркал — так что полюбоваться скелетом просто не удается.

Лазарчук прочитан весь, но ответа на вопрос — почему он это делает — я так и не нашел.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 января 2014 г.

Лучшая, на мой взгляд часть цикла. Без излишних пируэтов, как «Солдаты Вавилона», например.

Принесла немалое наслаждение тем, что натолкнула на множество мыслей, позволяя оставить за бортом литературные изыски и словесную игру.

Антиутопией вырисовывающуюся картину не назвал бы. Говоря словами самого Лазарчука «новые цивилизации возникают из говна предыдущих поколений, которые начинают задыхаться в произведённом собой». (не дословно, но близко к тексту)

Потому да. Боль, кровь, непонимание и шок переходного периода. С точки зрения отдельных людей и даже государств — несомненно трагедия.

Начинать знакомство с автором с этой книги, и с этого цикла, не рекомендую.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 августа 2014 г.

Очень серьёзный и жёсткий текст, насыщенный до предела. Действие идёт очень плотно, густо, затягивает в себя. Конечно, вовсю продолжает возникать ассоциация с АБН — ну, от этого уже никуда не деться, этот стиль уже авторский...

Традиционно классно прописаны «боевые» сцены: полный эффект присутствия, чуть ли не мышцы начинают ныть... Это мастерство, и мастерство очень редкое.

Сюжет... если вы не задумались, вы читали как-то не так )); тут есть повод для мыслей и споров. А в целом — отличное чтиво, я считаю.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 ноября 2008 г.

Жесткая вещь...даже жестокая,может быть...Автор своих героев вообще редко щадит.:mad:

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 мая 2011 г.

неоднозначная повесть, есть очень увлекательные моменты, оргинальные решения, точно подмеченные характеристики, но из-за ломающегося повествования нарушается ритм рассказа, тяжело следить за мыслью и сюжетом.

еще хотел бы заметить, что эта гуманитарная «мягкая» НФ очень даже твердая, временами даже жёсткая, «жестяная», но, на мой взгляд, не переходящая в жестокость. а за финал автору большое спасибо, без иронии.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 сентября 2015 г.

Откровенно не понравилось. Скучно, вторично. Уже только списанный с Каддафи диктатор откровенно раздражает...Не советую. Но это только мое мнение.

Оценка: 3
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 мая 2009 г.

Хорошо, что знакомство с Автором началось не с этого произведения, иначе не были бы прочитаны высококлассные «Гиперборейская чума», «Посмотри в глаза чудовищ».

Читать тяжело. Мне идея и сюжет показались размытыми, а потому — не понятыми. Удовольствия никакого. Оценка — за имя Автора.

Оценка: 7


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

  




⇑ Наверх