fantlab ru

Марина и Сергей Дяченко «Метаморфозы»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.51
Оценок:
1144
Моя оценка:
-

подробнее

Метаморфозы

Условный цикл

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 102
Аннотация:

В цикле «Метаморфозы» пока вышло три романа: «Vita Nostra», «Цифровой, или Brevis Est» и «Мигрант, или Brevi Finietur». Первый написан в жанре городской фэнтези, второй стоит на грани между фэнтези и научной фантастикой, третий — планетарная фантастика. Три главных героя — Саша Самохина, Арсен Снегов и Андрей Строганов — под руководством своих наставников проходят свои метаморфозы, взрослеют, мудреют и делают свой нелегкий выбор.


Содержание (части, тома):


8.04 (120)
-
8.34 (5284)
-
361 отз.
6.87 (257)
-
19 отз.
 
7.72 (2637)
-
126 отз.
7.99 (1933)
-
93 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Vita Nostra: Собирая осколки
2024 г.

Издания:

Vita Nostra
2007 г.
Vita Nostra
2008 г.
Цифровой
2009 г.
Мигрант, или Brevi finietur
2010 г.
Метаморфозы
2011 г.
Vita nostra. Цифровой, или Brevis est. Мигрант, или Brevi finietur
2014 г.
Vita Nostra
2019 г.
Vita nostra
2021 г.
Vita nostra: Работа над ошибками
2021 г.
Цифровой, или Brevis est
2021 г.
Мигрант, или Brevi finietur
2022 г.
Метаморфозы
2022 г.
Vita Nostra
2023 г.

Аудиокниги:

Vita nostra: Работа над ошибками
2021 г.

Электронные издания:

Vita Nostra
2013 г.
(английский)
Горизонт, № 6 (32), июнь 2022
2022 г.
Assassin of Reality
2023 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

Vita Nostra
2007 г.
(украинский)
Vita nostra
2008 г.
(польский)
Цифровий
2009 г.
(украинский)
Alekszandra és a Teremtés Növendékei
2009 г.
(венгерский)
Мігрант
2011 г.
(украинский)
Віта Ностра
2013 г.
(украинский)
Arszen és a jéték hatalma
2013 г.
(венгерский)
Andrej és a Föld zarándokai
2014 г.
(венгерский)
Vita Nostra
2018 г.
(чешский)
Vita Nostra
2018 г.
(английский)
Vita Nostra
2019 г.
(французский)
Numérique
2021 г.
(французский)
Vita nostra
2021 г.
(португальский)
Vita nostra
2021 г.
(итальянский)
Assassin of Reality
2023 г.
(английский)
Migrant
2024 г.
(французский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мигрант — это книга, после которой началось моё увлечение творчеством Дяченок (прочитано почти всё). Чрезвычайно заинтересовывает.

Цикл рассказывает о преодолении себя, о становлении настоящим, самостоятельным человеком. С точки зрения художественного оформления — великолепно, психологические особенности персонажей и психологическое воздействие на читателя, как и всегда у Дяченок, на высоте. Собственно, это умение, думаю, составляет главный предмет их гордости. Книги заставляют задуматься, производят впечатление.

Постановка социально-психологических проблем — это то, что Дяченки умеют делать. Вспомнить хотя бы «Скрута» или «Медного короля» (вопросы, соответственно, о лжи и правде и о пределах человеческих амбиций), или «Казнь», где тема заслуженного и незаслуженного наказания (повторяющая тему рассказа «Судья») столь сложна, имеет столько оттенков, что трудно выразима. Вышеперечисленные романы (и многие другие) в полноте выполняют свой замысел и не замахиваются на большее.

Этого нельзя сказать о цикле «Метаморфозы». Идея развить в цикл историй вопрос противопоставления материального и идеального сама по себе неплоха. Но только если вы в достаточной степени разбираетесь в том, о чём пишете. Конечно, это не единственный вопрос, который поднимается в цикле, но именно он является мотором, движущим действие. Рост человека как личности — безусловно, тема, заслуживающая внимания. Представление человека как носителя и творца идеи(й) вполне имеет право на жизнь. Но представление противопоставления материального и идеального в том ключе, в котором это было осуществлено, нежизнеспособно. По мере чтения в мой разум даже закралось подозрение, что авторы действительно считают вышеозначенное противопоставление главным вопросом философии, о чём нам любезно было сообщено в «Vita nostra» (человек, преподающий философию в провинциальном институте, может быть марксистом-ленинистом советского толка либо просто страшным лентяем и скрягой, не желающим тратиться на новые учебники — правда жизни, реалистично).

По мере прочтения во мне крепло разочарование и нарастало ощущение обманутости. Я понимаю, что философствовать имеет право каждый, но не дурно было бы при этом обращаться к традиции, особенно если вы не член пиво-рыбных посиделок, а писатель, который создаёт целую трилогию (!) на данную тему. А то получается конфуз: контур от слона есть, но вместо слоновьего мяса мы получаем почему-то мясо моськи.

Что это было? Попытка популяризации философии? Очень сомневаюсь. Скорее, попытка нажиться на идее. Реализация философских идей в художественной литературе действительно имеет большой потенциал, и замечательно, что писатели это заметили, но прискорбная нехватка философского образования реализующей стороны подпортила картину. Их поверхностные знания — явно недостаточное подспорье в деле написания подобных романов. В связи с чем предлагаю авторам либо заняться самообразованием, либо не выставлять себя в не очень привлекательном свете.

P.S. Человеку, не разбирающемуся в философии, книги должны понравиться. Читайте на здоровье, но не доверяйте.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Цикл это наверно неподходящее определение, скорее триптих как у картин.. только вместо одного стиля, продолжения сюжета итп тут стили разные, сюжеты разные и объединяет их только воля авторов. ну, т.е. во всех сюжетах используется идея влияния идей\информации на материю, но если в Vita Nostra «вначале было слово», то Цифровой просто использует возможность влиять информацией на материю в изначально материальном мире, а мигрант сообщает о многобразии миров со всем спектром и чисто идейных и чисто материальных.

Можно вывести какое-то развитие\приемственность итп, но если глянуть без навязанной идеи что произведения что-то объединяет, то видно — они самостоятельны.

при том что окончание Цифрового... даже не скомкано, его просто обрезали тупым ножом

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
идея убить половину человечества, чтобы отучить от зависимости — гораздо слабее остального произведения

последняя сцена вполне могла быть очередным поворотом сюжета в более длинной череде поворотов или предверять заключение

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
где цифровой таки объясняет как именно он нанесёт благо человечеству или там министр его побеждает без геноцида \сам становится цифровым итп

короче продолжение там напрашивается, но Мигрант оным ни в коем случае не является.

Единственное развитие — это каждое новое произведение интереснее предидущего... но это лично для меня.

1. мрачное фентези о превращении человеческой личности — отражения слова в часть речи, читать было не то чтобы совсем не интересно.. характеры и взаимотношения героев прописаны, как всегда у этих авторов на высоте но на этом и всё

2. киберпанковсякая смесь хацкеров с матрицей уже держала в большем интересе и радовала кроме вышеозначенного психологизма идеями социальных аспектов перехода жизни в виртуальность и природы ксенофобии... но такое впечатление, что на середине автоы так и непоняв кудаже они ведут решили закруглится

3. ещё более социальная фантастика о представителе мира материального в мире изначально идиальном ... ну как авторы смогли его себе представить — полная безопаность и гарантированное удовлетворение всех прочих базовых потребностей на высоком уровне, меритократическое самоуправление где индивидуальный рейтинг беспристрастно и точно вычисляется системой-мечтой криптоанархиста и даже цель для острия пирамиды маслоу готова и осталось только её взять с полочки... а если протормозить... то с полочки всё равно возьмут и сунут в руки.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Долго собирался с мыслями, чтобы написать отзыв на этот цикл, но вот, наконец, случилось. С момента прочтения прошло чуть больше месяца, поэтому, думаю, утряслось уже всё в голове. Сразу оговорюсь, что от всего цикла в целом и от каждой книги в отдельности я ждал гораздо большего. «Цифрового» вообще даже на бумаге купил, хотя места на книжных полках катастрофически не хватает. Но киберпанк от Дяченко... Мимо пройти никак не мог.

Добавлю ещё, что я прочитал ВСЕ отзывы уважаемых лаборантов, а это ой как не мало! Одни только 285 отзывов на Vita Nostra чего стоят =))) Очень уж хотелось мне разобраться, как воспринимаются эти три романа другими людьми.

Теперь о каждой книге в отдельности.

Vita Nostra. Охарактеризовать могу одним предложением: сильно, но не понятно. От души позабавили высказывания о «тексте, который меняет читателя» и «лучшей книге отечественной фантастики за последние сколько-то лет». Ну вот ни разу не согласен!!! Это нисколько не означает, что книга мне не понравилась, и свою заслуженную оценку она получила, но лично для меня роман этот показался Кастанедой для девочек-подростков. Да простят меня авторы за такое сравнение!

Цифровой. Начало заинтриговало. Середина показалось нудноватой. Финал — откровенно слитым. В книге присутствует множество по-настоящему сильных моментов, одно только описание игры «Преступления и наказания» чего стоит, но вот общей картины, как ни крути, я лично не увидел. Ну и не киберпанк это вовсе, если уж на то пошло, а очередное «компьютеры — это страшно». Так и подмывает поинтересоваться у авторов — а книгу издателям они рукописью принесли?

А вот «Мигрант» неожиданно порадовал. И нет в нём, вроде, ничего особо нового, но всё-равно понравилось. Во-первых, я очень люблю заморочки с «биологическими» цивилизациями и планетами, покрытыми джунглями. Во-вторых, ОЧЕНЬ впечатлило описание приёма галлюциногенов-психоделиков во время инициации. А в-третьих, я всегда удивлялся, как супруги Дяченко умудряются буквально парой предложений нарисовать совершенно иной мир. Для простого примера: «...волна тихо набегала и беззвучно скатывалась по песку, и в линии прибоя возились, мерцая, шестиногие рыбы со светящимися глазами.» Лично для меня — вполне достаточно, чтобы осознать, что события происходят в совершенно других условиях. И таких моментов в книге — множество.

В итоге могу сказать, что ожидал гораздо большего, но от прочтения получил удовольствие. Поклонникам Дяченко рекомендую однозначно, людям, кто с творчеством авторов не очень знаком, рекомендую «Мигранта». На мой взгляд — самая сильная вещь цикла. За весь цикл — заслуженная 9.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепный цикл. Все три романа — максимальная оценка, каждый хорош по-своему, все вместе — создают изумительное сочетание тематической коллекции, подобранной с умом и с любовью.

На все три «составляющие» цикла отзывы сваять вдохновился, как положено. Ибо эпитеты ранга «изумительно» и «великолепно» требуют, безусловно, некоего обоснования.

Более добавить нечего. За исключением одного: такие «коллекции» — действительно чрезвычайная редкость. Это большая удача, что Вдохновение так «покрошило щедрот на стол авторам».

И — это чистокровная, полноценная, стопроцентная фантастика. Без преувеличений — эталонный образец жанра. Не единственный — да. Иных авторов тоже периодически «прорывает».

И тем не менее

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

По большому счету, каждый роман трилогии — самодостаточное произведение. Очень сильно отличается антураж (городское фэнтези, киберпанк, социальная фантастика), герои, место действия. Но, между тем, у романов есть общие черты: метаморфозы, разделение героев на учеников и наставников, а между собой они связаны довольно очевидной логической цепочкой: теза-антитеза-синтез.

1.Теза. «Vita Nostra».

Стоит сказать, что роман был принят довольно неоднозначно: от вознесения в ранг мировой литературы, до полного неприятия. На фантлабе даже существует отдельная тема, посвященная этому роману. И сказано в ней немало. Процитирую лишь одно мнение, которое полностью совпадает с моим.

«Вообще-то для такого «обучения» есть более подходящий термин — дрессура.

И место, в котором «обучали» с помощью страха, в том числе и за жизнь своих близких, тоже известно, даже не одно — фашистский концлагерь и гестапо. … Приравнивать воспитание к дрессуре, на мой взгляд, приравнивать людей к животным, а применять к людям методы воспитания животных (дрессуру) — низведение людей до уровня животных».

Умом я понимаю, что, прежде всего, мы наблюдаем здесь выход за человеческую мораль, отказ от человеческой природы, а все истребленные добрыми наставничками бабушки, по сути, лишь необходимые потери. Вот только принять я этого не могу. Грязно. Неприятно. После прочтения хочется вымыть руки и глаза. С мылом. Потому и оценка моя была довольно низкой.

Метаморфозой в данном случае является саморазрушение, отказ от человечности ради неявной, неясной и ненужной для субъекта цели. Полное самопожертвование и самоотречение (а если не захочешь жертвовать собой, мы тебя заставим, гы-гы-гы).

2. Антитеза. «Цифровой».

Резкая смена антуража. Авторы сразу же дают понять, что мир «Цифрового» не имеет к миру предыдущего романа никакого отношения: один из эпизодических персонажей, встреченных Арсеном, читает «Виту ностру».

Собственно, с «Цифровым» я здорово сел в лужу, по началу приняв испытания, подкидываемые Арсену и Ко за то, чем они не являются (см. мой отзыв на этот роман). На самом деле, они аналог текстовых модулей из «Виты» и цель у них примерно та же.

В отрыве от остальных романов «Цифрового» можно рассматривать как предупреждение от чрезмерного увлечения интернетом и всем, что с ним связано. Мы видим семью, которую интернет разрушает изнутри: сын сидит в онлайн-игрушках, уже давно забил на учебу, мать все свободное время проводит в уютной ЖЖшке, не замечая, что муж давно ходит налево…

Метаморфозой здесь является выход за грань человеческих возможностей ради манипуляции другими, для достижения своих, эгоистичных целей. Так действует наставник, Максим, именно к этому он пытается приучить своего ученика, Арсена.

3. Синтез. «Мигрант».

Внимательные читатели уже давно, до меня, провели ниточку между «Витой» и «Мигрантом». Некоторые намеки дают понять, что Раа – тот самый мир, который создала Саша. Мир без страха. Тут нет хищников, не нужно заботиться о пропитании и даже смерть, пусть и с трудом, можно преодолеть. Мир искусственный (вряд ли естественным путем жизнь в таком Эдеме вышла бы за уровень полуразумных обезьян – стимулов к эволюции-то нету), а главное, забывший, ради чего он был создан.

И, вот парадокс, единственное, что удерживает цивилизацию Раа от краха – Проба, жестокое, в духе африканских племен, испытание, которое проходят подростки (аналог текстовых модулей и «игр с подвохом» Максима). Они преодолевают себя, делают шаг над своей природой, что, в результате, удерживает мир на плаву. Но одной Пробы оказывается недостаточно.

В «Мигранте» логическая цепочка, начатая в «Вите» приходит к своему логическому завершению. Целью метаморфоз является совершенствование не только личности, но и социума, постоянное покорение новых рубежей. «Жизнь мы краткую живем, призрачны границы», но границы эти можно переступить, устремившись к новым высотам. Без постоянного преодоления рубежей цивилизация Раа обречена на гибель. Застой приведет к гибели. Но разве не справедливо это и к нашей, человеческой расе?

Итог. Очень достойный и совершенно «не мой» цикл. Семерку ставлю, как знак уважения перед проделанной работой.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почему-то после прочтения трилогии сразу хотелось оставить отзывы на 3 произведения по-отдельности. Потом собрав мысли в кучу, решил, что правильнее написать один общий отзыв. Пишу.

Каждая из книг абсолютно независима от других, может читаться вразброс, линейность или последовательность действий вы не упустите. Объединяет части трилогии общая идея или правильнее сюжет, т.е. Становление и взросление главного героя, а также общие характеристики, имеется в виду психологическая и филосовская.

Я не могу однозначно сказать, что все три книги читаются взахлёб, хотя размеры каждой из книг не велики, и соблазн засетить на целую ночь возникал.

Начало первой книги было восхитительным. Оно было таким простым, живым и легко читалось, что не по воле случая хотелось узнать, «а что же дальше»?

Первая книга получилась достаточно ровной, местами предсказуемой, но это вовсе не значит, что не вызывало переживаний за главного персонажа Александру. Прекрасная концовка и желание продолжить чтение трилогии.

Вторая книга «Цифровой». Ай, если честно, то слабая. Я без стеснения поставил ей 6-ку. Может быть в школьные годы я бы оценил её выше, но не спустя 10 лет после окончания. Как-то всё по наивному. Ввязавшись в игровой мир, стоило заинтриговать ещё больше. Хотя стиль был узнаваем и читалось легко.

Третья и заключительная «Мигрант». Очень серьёзное произведение. Я даже отдельно для неё повысил возраст читателя до «для взрослых». Многовато философии и религии (той искреннее веры инопланетян (не жителей Земли)). Но к концу книги мне не надоело. Поставил оценку 9.

Возможно, как один из вариантов, я бы третью книгу или разбил на 2 подкниги или завершил бы немного раньше. Дабы не спойлить, лишь скажу, что «Проба» как таковая стоит отдельного, если не произведения, то рассказа точно.

Спасибо авторам за приятно проведённое время. Думаю, с ними на книжных полках я ещё не раз встречусь. А вам, сомневающие или раздумывающие, читать или не читать, отвечу — «Читать!».

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Так уж повелось на Земле, что область относящуюся к самосовершенствованию, к познанию человека себя и окружающего мира через работу над собой так называемый ПУТЬ наиболее полно глубоко разработан на Востоке с соответственным романтическим колоритом другой культуры (для европейцев) и древних веков (основы религий и школ Пути заложены много веков назад а истоки ясно прослеживаются из неолита!)

А что же Европа? Там тоже достигнуты не малые, скорее всего даже громадные успехи но не в области самосовершенствования человека а скорее в военно прикладной — контроль над человеком, группой , обществом, человечеством. Запад это генетически наиболее агрессивная часть человечества заостренная на гегемонию этой группой над всем миром.

И на мой взгляд именно Дяченко разрабатывают новую альтернативный подход и стилистику этой темы.

Мне кажется эти романы много больше чем просто нф произведения. Они то, что отличало гениальное от великолепного. Как бы я не обожал Мартина (Песни льда и пламени это супервеликолепно). Но все равно не выше чем Пикник на обочине --гениально.

Теоретически 5-= 4+ /крупная дворняжка сильнее подростка Алабая / Сейчас авто ездит быстрее самолетов начала века. Но те хоть и плохо — но летали !!!

Теперь личное. У меня почему то оценка по произведениям сильно не совпала с общим. У меня 9...7....10.

Глобально я скорее всего не прав. Просто я очень эмоциональный человек и худ. произведению высочайшего уровня ( по всем стаьям) но которое меня эмоционально сильно не задело не поставлю 10 а произведению без сомнений по всем статьям более слабому но которое само или герой стал мне «Родным» могу против всей логики поставить 10 хотя при этом там где то глубоко внутри себя понимаю (перехвалил). А потом мысль и че? да и пошли все мировое общественное мнение все эти Хьюги , « Оскары» и рейтинги подальше. Как поется в песне.... может не красавица но она мне нравится.

Первое произведение великолепно но я как бы наблюдал со стороны.

Второе даже не дочитал в середине. Мне вдруг стало очень неуютно, не комфортно и даже плохо. Возникло желание кому то там (и не понимаю кому) в книге дать в морду. Просто бросил.

А вот в последней вдруг я оказался внутри. Вместе с героем проходил испытания, резал ножом руку и бежал с закрытыми глазами по камням по краю водопада, решал возникшие проблемы и делал запредельно, убивающий своей непереносимой сложностью и ответственностью выбор. Я БЫЛ ТАМ !!!

P.S. Зря я написал про агрессивный Запад. Похоже многим это не нравится. Минусуют.

Страшные санкции Запада начались :)

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

На фоне обширных и весьма положительных отзывов коллег буду краток. Данный цикл я бы рекомендовал в качестве внеклассного чтения в старших классах общеобразовательных школ. Юношам и девушкам, «обдумывающим житье», будет очень полезно.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да, пожалуй, первая книга трилогии оставила самое сильное впечатление, но и вторая, и третья, тем не менее, очень хороши. Хороший киберпанк (Цифровой) — это в принципе, само по себе уже ценность. Мигрант — социальная фантастика, утопия, с легкими вкраплениями хронооперы и планетарной фантастики, наверное, в сравнении с первыми двумя историями выглядит менее выигрышно, но, сам по себе очень интересен. Тут справедливо указывали в отзывах на общие черты объединяющие эти абсолютно разные книги в трилогию. Да это и «метаморфозы, происходящие с героями», и «разделение героев на учеников и наставников»: «жестокие наставники, желающие добра ученикам — добрый наставник, на самом деле использующий учеников в своих целях», и «могущество, добытое потом и кровью — могущество, полученное «на халяву»», и взаимосвязь книг между собой «довольно очевидной логической цепочкой: теза-антитеза-синтез».

Но наверное наиболее общий аспект объединяющий эти книги — это размышления авторов на тему первичности духа. С этим сложно спорить. Материальным миром движут идеи. Материальный мир без носителя идей — становится бессмысленным. Рефлексия (самоосознание) неотъемлемое свойство материи и появление жизни, как способа самоосознания вселенной — это закономерное явление.

Без субъекта восприятия непонятно — какая разница, что описывают законы Ньютона, квантавая механика, общая теория относительности. Сама физика мира может быть какой угодно, если нет жизни способной ее воспринимать, понимать, изучать и м.б. даже влиять на нее.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Цикл «Метаморфозы», любезно рекомендованный мне фантлабом, действительно выделяется на фоне современной российской фантастики, наводнённой сталкерами, «Попаданцами», космодесантниками, и прочими картонными химерами. Три романа, разные по своему жанру, и по значимости. Скажем, «Vita Nostra» взорвала мозг отечественных читателей, этот роман как-то резко приобрёл популярность, став практически культовым. Он как-то особняком стоит, его нельзя продолжить, нельзя как-то дополнить — абсолютно цельная, монолитная работа. Описание метаморфоза Саши Самохиной, жёсткого, страшного, привлекает именно своей картиной изменения психики девочки, превращения её в Слово, в творца. Очень необычное творение киевской четы, совершенно самобытное и неповторимое, которое можно сравнить с экзотическим вином.

недавно читанный «Цифровой» — более приближенная к нашей реальности социальная фантастика, книга о том, насколько способна преобразовать человека власть, и как при этом им остаться. Здесь описывается, насколько изменилось общество с появлением социальных сетей, причём коснулись опять же именно психологических метаморфоз.

Последний роман, «Мигрант», на мой неискушённый взгляд — практически провальный. Дячнко пытаются выйти на более широкие планы социаьной фантастики, описывая массовый метаморфоз жителей 2мира без страха», созданного Сашкой, но терпят фиаско — никакой убедительной картины не получилось, роман в конце концов оказался скомканным.

Несмотря на неутешительное завершение, цикл остаётся весьма любопытным явлением. Пусть эти романы и не являются моими любимыми, их когда-нибудь всё-таки можно будет перечитать.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Серия несомненно необычная и выделяется на фоне современного фантастического шлака про попаданцев, космодесантников, мэри сью и фантастических квестов принеси/убей. Написана отличным языком. Претендует на глубину и довольно глубока. По крайней мере мне так кажется.

В каждой книге присутствует пара главный герой — наставник. Причем если в первой книге лучше проработана и симпатична главная героиня, то во второй в с третьей это несомненно наставники.

Ложкой дегтя может служить довольно слабая связь между книгами, хотя возможно я её просто не увидел.

Оценка: 9
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Есть такая байка — о девочке, дочке психологов, которая показывала гостям родителей свой рисунок, а те пытались понять, что же это такое (лошадка? бабочка?). Девочка обошла всех, на пороге обернулась и сказала: «Дураки. Это тест Роршаха».

Цикл «Метаморфозы» — такой же тест. Я не без изумления наблюдаю, что и «Vita nostra», и «Цифровой» трактуются читателями — даже на уровне фабулы — с прямо противоположных точек зрения. И каждый уверен, что уж он-то понимает, о чем эти книги. Я тоже уверен.

А значит, «Метаморфозы» требуют определенной интеллектуальной и эмоциональной зрелости, хотя бы для понимания того, что первый роман — не о магическом университете, а второй — не об угрозах интернета. Оба они — о способе существования человека и человечества: страх и любовь, манипуляции и свобода, подчинение и преодоление. А поскольку второй роман выстроен как очевидный антитезис к первому, по целому ряду параметров, — нам остается только ждать обещанной третьей части, чтобы понять, будет ли окончательный ответ и возможен ли он вообще.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что объединяет романы этого цикла, это выход за границы реальности. Brevi finietur (призрачны границы), к этому выводу в конце концов приходит главный герой каждой из книг. Приходит своим путем, кто через изуверскую мясорубку промывания мозгов, кто через манипуляцию, кто через личное самоутверждение — «Мы здесь по праву!». Приходит чтобы творить свой мир, свою реальность. И процесс становления творца описан у Марины и Сергея Дяченко достаточно интересно и психологично, за что плюс.

Минус — сама новая реальность нелогична и вызывает больше вопросов, чем дает ответов. Такое впечатление, что ввторы хотели показать процесс, а над его детализацией заморачиваться не стали, за что минус.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эти три романа я располагаю в таком порядке: Vita — Цифровой — Мигрант.

О достоинствах и недостатках каждой книги уже написано по отдельности и нет желания повторяться. А в целом — нужные и интересные рассуждения о людях, их взаимоотношениях и способностях меняться в тех условиях, куда их загоняет жизнь.

Не скажу, что это лучшее из написанного авторами. По-моему, отнюдь нет. Но внимания заслуживает безусловно.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

При написании рецензии на литературное произведение рекомендуется уделить внимание его названию: смысл, содержание и т.п. Конечно, это не полновесная рецензия, а всего лишь отзыв, но названия книг цикла настолько оригинальны, что пройти мимо них я никак не мог.

Дадим слово авторам:

— Несколько слов о вашем новом романе. «Vita nostra» — «наша жизнь». …почему он назван цитатой из «Гаудеамуса»?

— Vita nostra brevis est, Brevi finietur;

«Жизнь мы краткую живем, призрачны границы…»

А что, не так ли на самом деле? Эта цитата из «Гаудеамуса» отражает суть вещей. Только не под знаком пессимизма, а в стремлении преодолеть эти самые границы.

Это интервью появилось перед выходом первого романа трилогии «Метаморфозы».

В дальнейшем остальные слова строки студенческого гимна, распеванию которого уделено несколько страниц в первом романе, соавторы разбили ещё на две части и использовали полученные словосочетания в названиях остальных книг цикла.

Попытка дать русское название каждой из трёх частей, по отдельности, представляет определённую в проблему. Для начала, широко известное: «Жизнь мы краткую живём,/ призрачны границы…» – не дословный перевод с латыни, и на самом деле звучит несколько по-иному.

В самом простом случае – для первой книги – это «Наша жизнь». А вот brevis est самостоятельного значения не имеет, но в приложении к Vita nostra переводится как «коротка». Поэтому, по аналогии, название второго романа может звучать как «Цифровой, или Недолговечный (кратковременный, короткоживущий)». С третьей книгой всё не столь сложно, но выглядит это крайне тяжеловесно: «Мигрант, или Конец уже определён, и он наступит скоро», а самое главное – диаметрально противоположно по смыслу распространённому варианту русского перевода [b][2][/b].

Пытаясь понять, какой же смысл вкладывали авторы в эту игру словами, следует признать, что только во втором случае название можно напрямую связать с содержанием романа. Поле же для толкований Vita nostra настолько широко, что с учётом остальных слов строки «Гаудеамуса», но без подсказки авторов предполагаемый оптимистический настрой уловить сложно. Ну, а название третьей книги, доставшееся ей по остаточному принципу, не говорит вообще ни о чем, кроме очевидной решимости авторов завершить цикл любой ценой. А может Марина и Сергей не знали точного перевода и имели в виду как раз вариант русской версии студенческого гимна – как в интервью: «Призрачны границы»? В этом случае в названии появляется некая многозначная философичность, долженствующая обозначать предполагаемый синтез концепций, о чём ниже.

В целом, поправьте меня, если я ошибаюсь, но всё это выглядит всего лишь как дань оригинальности, красивой форме, и мало связано с содержанием.

В этой связи, возвращаясь к названию всего цикла, замечу, что вызывает вопросы само объединение книг в единый цикл под общим названием «Метаморфозы». Если к первым двум романам смысл этого слова относится в полной мере, то к третьему – уже не столь очевидно. «Мигрант» совершено выбивается из общего контекста, так как главный герой не претерпевает никаких особых изменений, сравнимых с описанными в первых книгах. Скорее, под влиянием неизменного персонажа метаморфозы происходят с описываемым инопланетным обществом. То есть, формально приличия соблюдены, но уж слишком резко меняется точка приложения усилий.

Именно в связи с появлением, в целом, неплохого «Мигранта» я, тем не менее, полностью утратил ощущение единства замысла и внутренней целостности цикла. Нет, я всё понимаю: сначала тезис, потом антитезис… Вот, только, на мой взгляд, с синтезом что-то не заладилось.

А поскольку впечатления от книг слишком разнятся, поэтому – при всех восторгах от первого романа – высокой оценки поставить не могу.

Отзыв — часть обзора, размещённого в АК: http://fantlab.ru/blogarticle12962

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх