fantlab ru

Сергей Сизарев «Претенденты»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.23
Оценок:
22
Моя оценка:
-

подробнее

Претенденты

Роман, год

Аннотация:

Будущее может быть разным: высокотехнологичным, хорошо вооруженным, умело выбирающим оптимальные варианты, но при этом… нечеловеческим. А может быть человеческим, но несколько более корявым и не без труда выбирающимся из передряг. Автор романа столкнул два этих будущих. Идут бои, обе стороны несут тяжелые потери, но у людей, кажется, появилась надежда… Или нет?

© авторская
Примечание:

Рабочее название «Имперский кандидат».


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 233

Активный словарный запас: чуть выше среднего (3036 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 60 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 54%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Премия "Проксима", 2020 // "Большая Проксима" (книга года) ?

лауреат
Басткон, 2021 // Премия им. Вл. Одоевского

лауреат
Филигрань, 2021 // Большая Филигрань


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Претенденты
2020 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начать хочется с того, что эта книга прекрасно написана. Герои в ней — живые, проблемы — актуальные, ирония — едкая, а язык — русский. Хороший язык, крепкая фабула, свободное дыхание.

И кажется, что это такая монархическая утопия. Да, формальности соблюдены: монархия, космос, Империя, Россия — вновь православная страна. Вот только на утопию эти не похоже ни в малейшей степени. Да, кланы элит играют в «Государя» и возвращают-таки монарха на престол, вот только их борьба окончательно приняла вид феодальных клановых разборок. Да, в монархическом «прекрасном далеко» верующим стала быть не только модно, но и выгодно (вот это, пожалуй, самое смелое фантастическое допущение в книге), но цена этой веры напоказ, мягко говоря, не высока.

Сергей Сизарев, используя приемы космической фантастики и традиционной русской сатиры, показывает настоящий филиал ада, в котором, чтобы выжить, человек должен потерять человечность, оскотинится, оносорожиться. Ну, то есть — «одракониться» или, как не без жеманства выражаются герои Сизарева, «принять драконье достоинство». Не до сантиментов. Не до эполет, не до прекрасны принцев и принцесс. Меньше пафоса, господа драконы!

За право взойти на вновь восстановленный престол сражаются 20 претендентов, но автор следит за судьбами двух героев. Первого в списке и последнего. Зрелый мужчина, верующий христианин, идеалист, прекрасный семьянин, военный герой, этакий космический Добрыня Никитич против космического короля Артура — малолетнего бандита, который только и умеет, что выживать в любых обстоятельствах, который может стать «разводящим» для элиты ли, для бандитов ли. Кто из них вытащит меч из камня? Не все ли равно? — ехидно вопрошает автор.

В общем-то нет. Фигура победителя важна. И то, что на вожделенное царство достается в конце концов

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
претенденту из самых низов
— недвусмысленно говорит об отношении автора к
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
избранничеству и элитарности любого рода
.

Но важнее другое. Что если мечта о возвращении монархии — задается он вопросом — это мечта о красивой форме из красивого прошлого? Что останется от этой мечты, если форму — видоизменить? «Тоска варана по мезозойской эре»?

«Это нельзя вернуть по-настоящему», — говорит одна из ключевых фигур романа, — «Любить — можно. Тосковать — можно. Вернуть — нет. <...> Вы можете построить что-то новое <...>. Это будет по-честному и взаправду».

Это вожделенное «новое», по мысли автора романа, по сути дело, социальное государство. Государство для народа, в котором, ок, ну, пусть будет монарх, — нормальный человек. Чуть лучше президента.

А что делает человека — человеком? Тоже интересный вопрос, хотя, совсем их другого «вопросника», с проблемой власти никак не связанный. А делает человека человеком — норма как основа жизни. Не только биологическая, но и нравственная. Биологически-модифицированные уже-не-люди из романа Сизарева, которые бесконечно гордятся своей уникальностью, не могут элементарного — родить детей, потому что они уже не являются одним биологическим видом и потому что они бесконечно ненавидят друг друга. А продолжение жизни дает только любовь. Биологически одинокое существо — это безумная «вершина» мира самодостаточных потребителей. Они, эти одинокие драконы, не способные на нормальные чувства, могут только паразитировать на цивилизации, которую создали те, кто согласен жить в мире норм и иерархий. И одна из черт нормального мира, показанная в книге Сизарева — церковь. По правде сказать, его герои не блещут религиозными дарованиями, да и купала церквей не так, чтобы особо сильно сверкали на фоне космического пейзажа. Но религиозность показана именно как неотъемлемая часть нормального мира, настолько «нормальная», что нет необходимости заострять внимание читателя на том, как герой в очередной раз перекрестил лоб.

В книге Сизарева звучит вечные неразрешимые традиционные русские вопросы. А то, что их задает девочка-дракон, у которой выпотрошили все нутро, и поэтому она никогда не вырастет — это художественная условность.

Нет и не может быть на них рационального ответа, такого, чтобы процитировать и успокоится. И никому не будет спокойно на страницах этой хулиганской книги — ни либералу, ни патриоту, ни монархисту… Достанется всем.

А все-таки читать ее легко и приятно, потому что в адских декорациях у Сизарева действуют, хорошие люди, в чем-то аномальные, конечно, но не утратившие способности любить. У страшного мира, который изображает Сизарев, есть не только красивое прошлое, но и живое будущее.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

За монархию — против трансгуманизма

С творчеством Сизарева познамился в антологии «Кто правит миром». Его повесть «Ландсир», о последствиях Кибергражданской и тайном правительстве, крайне понравилась! Тогда, видимо, и взял на заметку его единственный печатный роман.

Космоопера в пределах Солнечной системы.

Цивилизационное противостояние. Постлюди хеленмарцы (экс-США) против базовых людей Российской Федерации.

Сразу сюжетное совпадение: в «Дзен-пушке» Баррингтона Бейли тоже было звероватое постчелоаечество, в том числе и свинолюди. Примерно в том же амплуа. На вершине генетической иерархии хеленмарцев — люди-драконы. Единственные из постлюдей сохранившие людской облик, но с совершенно другой начинкой. Регенерация, молниеносная реакция, устойчивость к перегрузкам и криозаморозке, скорость и мощь.

Поначалу, в космосе, всё достаточно жёстко: расчленёнка, постлюди-людоеды, туши людей на крюках, принудительное кормление рвотными массами рот-в-рот в духе «Чужих».

Двух людей в двух совершенно разных ситуациях пленяют две драконихи.

Внезапно оказывается, что тайные организации хотят посадить на престол РФ монарха. Причём у монархистов единства нет: одни хотят видеть царём наследника дворянских родов, другие — человека из новой знати.

И оба похищенных на начало романа персонажа — претенденты на престол.

«Национальную элиту жмут по всем фронтам. Она боится всё потерять, поэтому смена строя на монархию видится им спасением – если, конечно, государь будет блюсти их интересы. А для этого он должен происходить из новой знати. За это отвечает второй индекс. У тебя он высок. В твоём роду – Путины, Медведевы, Сечины, Якунины, Рогозины, Шойгу, Грефы, Чубайсы, Ковальчуки и Тимченко.»

Ещё про монархию:

«Это нельзя вернуть по-настоящему, Графен. Любить – можно, тосковать – можно, вернуть – нет. Вы можете построить что-то новое – да, монархию, да, империю, но это будут новая монархия и новая империя, основанные на тех реалиях, что есть сейчас. В новом, современном антураже. Это будет по-честному и взаправду. Причём реставрация не ради реставрации, а ради блага людей. Ваш новый царь непременно должен быть лучше, чем текущий президент.»

В романе присутствует прекрасная обличительная речь против коррупции.

Книга оборачивается сатирой на текущие российские реалии. Потомственные должности, рейдерские захваты рудных метеоритов и разборки с участием космических крейсеров. Но автор не любит и расчеловеченый Запад и постлюдей, живущих по законам джунглей.

Автор хорошо работает с омонимами: учёного-создателя драконов звали Хаяо Кодзима, пудледемона кличут Азор, космический крейсер «Шойгу», президентом РФ финка баронесса Харконнен, нейротоксин «Старичок».

"– Мы что – опять Финляндию присоединили?

– Ага. Поделили с Хеленмаром, как и Украину.

– Мне уже страшно идти в Россию. У меня дурные предчувствия, – признался Илья.»

Но парадокс — неглупая сатира мешает фантастическому политическому триллеру, а тот ставит подножку приключенческой фантастике.

А ещё вставные демагогические лекции о вреде транс/постгуманизма:

«Единственное спасение для всех нас – скорейший возврат к базовому генотипу, традиционным ценностям, исконным формам правления и вероисповедания, потому что это проверенные веками устойчивые системы, способные к самовоспроизведению и саморегуляции…»

Похоже, что автор сам не верит во вред постчелоаечества, но отрабатывать выход в серии «Бастион» необходимо.

В чём Сизареву не откажешь — в искусном миропостроении и придумывании кучи реалий и деталей будущего. Этим в своё время и «Ландсир» понравился.

Проведя несложную библиографическую работу, узнал, что, по всей видимости, роман вырос из повести «Со скамьи запасных», впервые вышедшей в антологии, посвящённой реставрации монархизма. Переделывать повести в романы — любимое занятие создателя Вечного Воителя и классика Новой волны Майкла Муркока. Почему бы и русским авторам этим не заниматься?

Хорошее издательство «Снежный ком М». Знак качества практически. Печатает/печатало качественную фантастику. Но вот в какой-то момент у издательства появилась серия «Бастион». Такое же название носит консервативная московская литературно-философская группа, проводящая литературно-практическую конференцию «Басткон» и вручающая одноимённую премию. Естественно, книги в серии «Бастион» носят совершенно определённую политическую окраску, монархически-консервативную.

«Когда решаешь проблемы оружием, их становится только больше, и, в конце концов, они берут тебя в кольцо, которое сжимается с каждым нажатием на спусковой крючок.»

В самом конце оба претендента и обе драконицы наконец-то пересекаются.

Ну, превратили Российскую Федерацию в Российскую же Империю.

Главные герои закрутили остроумную, по мнению автора, интригу. Я же скажу, что Империя, начавшаяся с большой лжи, вряд ли закончит хорошо.

Допускаю, что может быть продолжение. Совсем не раскрыта тема демонических гигазухов из подо льдов Титана, кои гигазухи и передали Хаяо Кодзиме секрет генетических манипуляций. Да и угроза третьей хеленмарской войны никуда не делась.

7(ХОРОШО)

Если бы не натужная и неубедительная ангажированность и проповедь традиционных ценностей по методичке, оценка была бы выше.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Солнечная система будущего, противостояние России и нового межпланетного государства Хеленмар. В России традиционалистское общество находится под властью западнического либерального правительства (что естественно нравится не только лишь всем). В Хеленмаре заправляют драконы — сверхчеловеки, генетически-модифицированные до полной отмороженности, а обслугу составляют созданные ими (кажется, по приколу) зверолюди. Основные герои — две пары взрослый-подросток. Одна («Леон и Матильда») — русский спецназовец с позывным Графен и невзрослеющая девочка-дракон, стремящаяся уничтожить Хеленмар. Другая («Мисато и Синдзи») — русский подросток с весьма богатой биографией и дама-дракон, служащая некой могущественной корпорации. Им четверым предстоит приключаться по-всякому в пост-кибер-космо-бионпанковском мире, полном анимешной аляповатости. А замешано все это не только на борьбе России и Хеленмара, но и на интригах «бояр» — влиятельных неомонархистов, мечтающих возродить самодержавие и поставить на царство своих претендентов.

Если коротко о впечатлениях — это очень «моя» книга как читателя. Кичетреш, отсылки, космос, будущее, НФ, приключалово — все как я люблю. Идеологически лично мне тоже почти все по нраву, плюс тут есть моральная неоднозначность — жена главного героя вроде бы воплощает традиционные ценности православной России, но как персонаж не особо симпатична, а либеральная президентка, которую герои стремятся свергнуть, искренне желает стране добра. На удивление органично смотрится даже то, что анимешники называют фансервисом (например, пульт управления космическим кораблем в виде сисек, которые нужно мять, щипать и зажимать) — наверно потому, что он явно направлен не на пубертатных подростков чтобы возбудить, а на адекватных читателей, чтобы поржать. Ну и реминисценций много и разных, от совсем лобовых — среди героев есть гений Кодзима (создатель драконов), папа Гендо (начальник кровавой гебни) и баронесса Харконнен (Президент России) — до хитроспецифичных (кто в теме инфобеза, может прийти к выводу, что действующий в книге клан Касперских пошел скорее не от Евгения с Антивирусом, а от Натальи с Инфовотчем). Мне это метамодерн был местами ту мач (например на диалоге из Цельнометаллической оболочки), но тут уж по вкусу.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да, роман о восстановлении Империи, да, роман о восстановлении монархии как о единственном и, в сущности, последнем средстве против омута расчеловечивания.

И очень хорошо.

Понимаете, какая штука, у нас в русской фантастике страшный дефицит вариантов хорошего или хотя бы приемлемого будущего собственно для русских. Всё какие-то унылые катастрофы... Сергей Сизарев его предложил — приемлемое для русских будущее в сложной, субкультурно-навороченной форме. Так и слава ему!

Простота в вопросах утопии/антиутопии в наши дни выглядит архаично. Вот Сизарев и строит — как его персонажи строят принципиально новую монархию будущего — принципиально новую форму для современной утопии.

И, на мой взгляд, у него это получается.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Снача мне книга показалась простенькой скучной пропагандой скрепных ценностей.Потом завуалированным продвижением западных неполживых ценностей.

Однака книга в этом плане просто выворачивает наизнанку ватнолиберальную промывку обнажая людоедскую убогость ,,тех и других,,

В целом динамика есть .Мир ну так... он есть герои все таки достаточно выпуклы их чуствуешь и сопереживаешь

Автор местами с ними поступает как га...нехорошо в общем

Читается легко но местами затянуто

Слог конечно не Рэй Бредбери

Но эта книга чуть больше чем почитать в электричке и забыть

Однако не назовешь

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх