fantlab ru

Андрей Столяров «Детский мир»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.32
Оценок:
179
Моя оценка:
-

подробнее

Детский мир

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 32
Аннотация:

В городе исчезают дети. Что-то темное, опасное и неотвратимое вползает в жизнь горожан. Умирают (погибают?) учителя. А в магазине «Детский Мир» полки заполнены оружием и монстрами всех видов...

Входит в:

— журнал «Аврора 1995'07», 1995 г.

— журнал «День и ночь № 2-3, 1995», 1995 г.

— сборник «Детский мир», 1996 г.

— сборник «Некто Бонапарт», 2002 г.

— сборник «Изгнание беса», 2005 г.

— сборник «Боги осенью», 2020 г.


Номинации на премии:


номинант
Бронзовая Улитка, 1996 // Средняя форма

номинант
Интерпресскон, 1996 // Средняя форма (повесть)

номинант
Мечи, 1997 // Лунный Меч

Похожие произведения:

 

 


Детский мир
1996 г.
Некто Бонапарт
2002 г.
Изгнание беса
2005 г.
Боги осенью
2020 г.

Периодика:

Аврора № 7, июль 1995
1995 г.
День и ночь № 2-3, 1995
1995 г.

Электронные издания:

Боги осенью
2015 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если вы слышали старые советские страшилки про черную руку и гроб на колесиках (и иже с ними), то знайте, эта повесть вот об этом самом. О советских детских страшилках. Почти как у Успенского в «Красной руке». Только с черной рукой. Ну правда же, если прочитать характеристику детских страшилок на Википедии — то мы увидим все составные элементы этого жанра в повести Столярова.

Главные герои дети — есть (плюс взрослые в нагрузку, куда же детям без них). Объекты, предметы, существа — вредители, при этом акцент сделан на их цвете — есть. Предупреждения и нежелание остановиться у героя — есть. Есть и смерти и даже помощник милиционер. Вроде бы ничего не забыли? И главное действующее лицо — темнота.

Целевая аудитория повести — дети и подростки. Для взрослого сюжет слишком прямолинейный и примитивный. Однако чего не отнять у этого произведения — это атмосферы. Она построена просто отлично. Постепенно нагнетается, от небольшой тревоги, порожденной исчезновениями детей и пустынными улицами, до свирепой паранойи, когда кажется, будто весь окружающий мир ополчился против городка и главного героя. Эта вот атмосфера получилась у автора просто отлично. Равно как и описание городка и быта 90-х годов прошлого века. Будто снова переживаешь то время. Только теперь вместо экономических ужасов — детские страшилки и непроглядная тьма. Интересно, что же страшнее?

Небольшая, достаточно простая и при этом весьма атмосферная повесть. Сражение с тьмой в антураже небольшого ранне постсоветского городка. В этом определенно что-то есть. По крайней мере, читать было интересно.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Постсоветское городское фэнтези. Если бы Стивен Кинг был русским, он бы такое, наверное, и писал. Традиционно для Столярова хорошо написано, но мне лично не приглянулось. Унылая действительность книги какая-то очень живая и родная, а это мешает воспринимать сказочность происходящего. То ли жанр не мой, то ли писатель.

Оценка: 5
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не соглашусь с хвалебными отзывами об этом произведении. Даже на момент написания — 1995 год — это не являлось ни хоррором, ни мистикой, ни тем более триллером.

Городок на краю тайги, но ничего лесного таёжного, тем более местного «духа Вендиго» не ощущается и не наблюдается. Мэр — владыка городка — но никакого реально ощутимого давления с целью сокрыть непотребные дела не оказывается, даже рядовой милицай игнорирует и его, и начальника своего. Дети — подростки со своим культом служения какой-то непонятной твари — но никакого внятного объяснения — как они организовались, и главное — какой им смысл изображать жертв и зачем вообще обрисован этот культ, автором не раскрывается.

Ни главный герой, ни его супружница, ни взрослый тринадцатилетний мужчина — сын и наследник — реальными не выглядят. Гг вообще вроде бы учитель, а вроде и инфантил какой то, хотя и на короткой ноге с мэром, но абсолютно все этого гражданина называют уменьшительным именем. Описания учителей — коллег какие то картонно-халтурные советские, причем образца годов шестидесятых двадцатого века. Судя по обстановке, время действия в романе соответствует времени написания, но никаких примет времени, кроме якобы самовластного и мафиозного мэра, нет и в помине.

И вообще, мелкий городок, все друг друга знают, пропадают дети — и всем пофиг — делов то один — два ребенка в год, дело житейское, причем мэр так и говорит открытым текстом гг, у которого сын — подросток в зоне риска — это уже за гранью логики.

Про несчастное чудище поганое и говорить нет смысла — ни загадки, ни ужаса, ни какого-либо разъяснения, если же автор задумал тонкую пародию на жанр хоррора, то забыл указать, где смеяться, так как хотя нелепица в изображении борьбы с «порождением мрака»» и абсолютная, но уж слишком тупая.

Конечно сам образ монстра (одна из типичных детских страшилок) и может намекать на глубокий стёб автора, но ничего смешного или ироничного в книге не наблюдается.

В общем, «ай, халтура, ой не поверят», причем даже школьники.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивительная вещь , удивительного автора . Очень живые герои и явный «сюр « всего происходящего только на пользу. Живой слог автора действительно оживил детские страхи . Очень интересно как бы повесть оценили дети интересна их реакция

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Радует хороший конец , перед этим читал «Боги осенью « и ожидал чего то подобного

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как великолепно начинается эта повесть!

Автор мастерски и очень профессионально создал атмосферу маленького провинциального городка. Ряд мелких, но важных деталей, немного описаний природы, улиц, старых домов — и город ожил. Настоящими, реалистичными получились и персонажи — семья школьного учителя, со своими ссорами, проблемами и бытовыми неприятностями. Толстый и усталый милиционер, дежурящий на улице, мэр — любящий выпить и поучить жизни своих школьных друзей. Такие разные, но узнаваемые типажи российской глубинки. И все это не картонное, плоское, а живое, реальное, легко узнаваемое.

И на фоне этих знакомых каждому русскому человеку декораций отечественной провинциальной ленивой и спокойной жизни, начинают происходить тревожные и неприятные события...

Очень все это напоминает книги С. Кинга. Да и сам сюжет схож с его романом «Оно». Но, это сходство только говорит о высоком уровне писательского мастерства А. Столярова. Он создал повесть, которую мне было приятно читать не только с целью проследить за развитием сюжета, но и просто из удовольствия от самой атмосферности и образности книги.

Но чего-то мне,все же, не хватило. Финал классический, хотя и шаблонный, но неплохой. А вот в середине повесть немного провисает,что ли. Есть шероховатости, нестыковки какие-то.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Например, почему в магазине игрушек, центре сосредоточения Зла, продают и оружие для борьбы с ним? Или вот роль девочки Муси не совсем ясна. Про «заместителей» не все понятно.
История не совсем проработана.

Получился российский вариант «Оно» С. Кинга. Но, главный герой не ребёнок, а взрослый. А так — очень похоже — некая злая сила материализует детские страхи и питается этим. Очень ярко и атмосферно написано. Порой — страшно. Отличная вещь, но до американского писателя все-же недотягивает.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наткнулся на «Детский мир» в комментариях к «Пищеблоку», кто-то несколько раз упомянул ее в положительном ключе. Почитал, и мне понравилось — простая и короткая книга, хотя последнее вряд ли достоинство. В отличие от «Пищеблока» тут более оригинальная история, там-то просто вампиры, и с ними сразу все ясно — будут ночью пить кровь. А вот Столярову удалось сохранить ощущение таинственного и злого, происходящего на грани понимания.

Но вот имена героев... это просто беда!.. Муся, Пека, Ветка, Дрюня, Семядоля, Котангенс... Что это за цирк? Девочка с именем кошки... Пека? PC что ль? Понятно, с чего это жена героя такая чокнутая стерва, ее ж каждый день с кусом дерева ассоциируют по несколько раз. Короче, все это создает немного оторванную, больную атмосферу сюрреализма, так что если бы это оказался чей-то сон, я бы не удивился. На мой взгляд все эти «погоняла» мешают и отвлекают. Тут же не зона и не начальные классы школы. А нормальные взрослые так себя уже не ведут.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный хоррор на основе детских страшилок советского периода. Действие местами немного провисает, но в целом написано отлично. Я читал книгу в где-то в возрасте 24-х лет и мне было реально страшно.

Жаль что столь богатый материал так слабо представлен в литературе.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Столяров никогда не отличался особой оригинальностью, но всегда — отличным стилем. Да, у этой повести есть много аналогичных книг. Но от некоторых сцен реально становится жутко. И атмосферность в наличии — маленький город, в котором начинается таакое...

Симпатичны основные и эпизодические персонажи. А описания ужасов, по-моему, перебрасывают мостик к нелюбимым мной «Монахам под луной», но здесь вполне к месту — и Черная Рука, и Хрюня в подвале, и прочие... И ненавязчивая идея о смене игрушек на нынешнюю жуть с монстрами и человекопауками. Мир жесток, готовим к этому детей!

А некоторые детки иногда начинают в результате примеривать коричневые рубашки (это другая история, к Дрюне и Нюсе это никак не относится).

В общем, очень неплохая, но очень мрачная вещь. Наверно, так бы писали Стругацкие, если бы у них не было природного веселья и симпатичного юмора.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Странный какой-то ужастик. Для детской повести — детей как действующих лиц в книге почти и нет. А взрослому читателю слишком много ерунды в глаза бросается.

Вдумайтесь. В городе пропал второй ребёнок, а директор школы бормочет о детско-фольклорных ужастиках про Мохнатую Лапу и тому подобное. В присутствии коллектива и сотрудника полиции. Бред-то какой. Прямой путь или в психушку или в подозреваемые.

Бытовые сцены (взаимоотношения, поведение в семье) очень слабые — часто неправдоподобные, несочетаемые перекосы явно видны.

Психология детей и вовсе никакая. Даже и хорошо, что автор детей мало в сюжете задействует, уж больно картонные образы.

Но если отбросить придирки и читать просто как убить время — очень даже прилично. Желание узнать разгадку и хороший, текучий язык Столярова не дают отложить повесть недочитанной, читается влёт.

Оценка: 7
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

У нас в Н.Новгороде в конкурсе на название торгового центра и на слоган о нём победило название Шоколад и слоган Всё в Шоколаде. Так вот рассказ называется Детский мир-без кавычек, хотя источником Зла в нём является директор «Детского мира» ...Замечательный рассказ о мире овеществлённых детских страхов, настоящая литература с подтекстом, что нельзя уступать злу даже в детстве

Оценка: 9
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вполне кинематографичная вещь. Готовая основа для сценария.

Хорошо создано нарастающее напряжение, общая жутковатая атмосфера. Герои, как обычно у Столярова, хороши: живые.

Суть — без особого мудрствования. Темнота порождает чудовищ и превращает в монстров людей. А монстры из «детского мира2 (без заглавных букв!) боятся детского же, то есть, игрушечного, оружия.

Вот только сразу вспоминается рассказик Шекли, где космонавты от одного из неуязвимых чудовищ «детского мира» спаслись тоже вполне по-детски — под одеялом... :wink:

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вещь для Столярова на удивление ясная, без глюкоты, почти реализм. На мой взгляд это перепевка «Что-то страшное грядет» (выбирете удобный вам вариант перевода) Рэя Бредбери в наших перестроечных реалиях.

Хорошая вещь.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх