fantlab ru

Ника Батхен «Сказка о добре и зле»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.53
Оценок:
15
Моя оценка:
-

подробнее

Сказка о добре и зле

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 5
Аннотация:

Мастер Ханс — добрый, всеми уважаемый человек, несостоявшийся солдат Януш — тоже добрый человек, хотя все считают его неудачиком. И никто не знает, что эти двое скрывают в глубине своих душ.

Входит в:

— журнал «Полдень, ХХI век'05», 2005 г.

— сборник «Остров Рай», 2010 г.



Издания: ВСЕ (2)

Остров Рай
2010 г.

Периодика:

Полдень, XXI век. Журнал Бориса Стругацкого, №5, 2005
2005 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сказка довольно длинная (для своего сюжета, конечно), но мораль у нее весьма простая: сторожи дракона внутри себя и никому его не показывай. Впрочем, отношение к дракону тут явно европейское: недаром автор дает намек на маленький городок где-то в Германии. На Востоке отношение к подобному существу строго противоположное: дракон есть воплощение мудрости, а не силы. Быть драконом в Китае — весьма почетная обязанность. Как правило, все цинские императоры ассоциировали себя именно с этим мифическим животным. Поскольку европейцы не ждали от восточных царств ничего хорошего, то и их символ тоже превратился в нечто ужасное. Сразиться с драконом стало легендарной обязанностью каждого европейского героя. Ланселот в этом ключе далеко не первый, но и не последний. Непонятно, отчего Януш Герт отказался от подобной роли — сговорились они с Драконом, что ли?? Никто из них не хочет демонстрировать свою силу из-за весьма спорной сентенции: где нет Добра, там нет и Зла. Всё сказанное сильно перекликается с известной русской поговоркой: если не хочешь получить от людей зла, не делай им добра. Думаю, в Европе всё же несколько иной менталитет. Здесь прятать Рыцаря в глубине своей души не станут. А уж он-то найдет, с кем ему помериться силушкой...

-----------

РЕЗЮМЕ: сказочная притча, пропагандирующая отказ героями легенд от собственной сути. Философия несколько странная, если не ущербная. Скорее, автор просто предложила нам рассмотреть альтернативный вариант стандартной европейской легенды.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дракон в роли добропорядочного бюргера, Ланцелот в роли бомжа. Это, конечно, выглядит неожиданно. Автор сам подставился, напросившись на сравнение с великой пьесой Е.Шварца...

Философия может быть разной. Но она должна быть последовательной и жизненной. Философия недеяния именно такова, но здесь не о ней: с чего бы вдруг помогать чужим людям? Недеяние не знает добра и зла!

Мысль несостоявшегося Дракона про достойное в трудной ситуации поведение девочки, столь редкое в его окружении, дала надежду, что рассказ вправду будет глубоким по смыслу. Ибо отсутствие Дракона — это ведь в известном смысле тоже плохо... Но вторая часть про недо-Ланцелота смешала все карты, превратив месседж рассказа даже не в толстовское непротивлоение злу насилием, а в какой-то недостоверный гимн замшелому бюргерству.

А ведь у Шварца главный месседж — в словах Ланцелота: «Я три раза был ранен смертельно — и каждый раз теми, кого насильно спасал». Ибо в жизни вовсе не Дракон (ЧК, кровавая гэбня, Путин, Госдеп, Чубайс и т.п.), а именно замшелое бюргерство — главная причина и основа Зла. Именно оно вскармливает бургомистров и генрихов, именно оно питает драконов. («Каждый год Дракон выбирает себе девушку. И мы отдаем ее, не мяукнув!») И это — жизненно! Потому что больших Драконов в обычной жизни нет, зато маленький, внутренний дракон — живет в каждом из нас. А вот с внутренними ланцелотами по жизни некий напряг...

Хотя у Шварца есть еще кот Машенька. («Да, я кот. Но люди иногда так невнимательны! Хозяева мои до сих пор удивляются, что я еще ни разу не окотился»). Это вовсе не шутовской персонаж. Это мой любимый персонаж! Потому что он оставляет надежду. (Захаров выбросил его из фильма — и в фильме надежды не осталось... впрочем, фильм и не претендовал на вечные ценности: нужно учесть, когда он снимался и о чем предупреждал. Сейчас-то уже окончательно ясно, о чем.) В начале пьесы Кот заявляет: «Дайте мне забыться, прохожий!», «Когда тебе тепло и мягко, мудрее дремать и помалкивать, чем копатсья в неприятном будущем». Но обнаружив, что перед ним не очередной болтун, активный борец со злом на словах, а человек, реально готовый что-то делать, даже в безнадежной вроде бы ситуации, Кот начинает активно действовать, помогая Ланцелоту. (И главное — помешав Дракону прикончить Ланцелота втихую.)

И на фоне этого гениально жизненного, вечного произведения — такое вот чмошничество... Но совсем низкую оценку поставить не могу, потому что написано — хорошо! Русским языком Батхен владеет прекрасно, выплетая красивый и фонетический, и особенно ритмический рисунок текста — почти стихи получаются. Но для настоящей Литературы этого мало.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ в своём роде замечательный. Господин Дракон, тот самый, что у Евгения Шварца, который не стал драконом, и рыцарь Ланселот, отказавшийся от воинских подвигов. И далеко не сразу вдумчивый читатель начинает понимать, зачем они так поступают. Поговорка «Худой мир лучше доброй ссоры» — здесь не подходит. Главное, наверное, в том, что горожане имеют возможность просто жить, не догадываясь о двух безднах, что угрожают их бытию. А что там добро, что зло, ещё можно поспорить. Моя скромная точка зрения такова, что добром в данном случае, является недеяние. И раз добрые граждане живут в добром мире, то носителями добра являются обе стороны несостоявшегося конфликта.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх