FantLab ru

Иван Ефремов «Пять картин»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.33
Голосов:
356
Моя оценка:
-

подробнее

Пять картин

Другие названия: Космос, космос...

Рассказ, год; цикл «Великое Кольцо»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 47
Аннотация:

Крес — оператор головной антарктической станции по управлению водоснабжением планеты. Его работа заключается в переброске огромных масс воды в те районы, где она необходима. Его товарищи также заняты сложными делами: космонавт, археолог, инженер... Но все они находят время, чтобы оценить открытие древних Пяти картин о космосе. Рассказ развивает идею беллетризированной статьи «Космос, космос...».

© Ny
Примечание:

В первоначальном варианте рассказа фигурировало шесть картин и рассказ, соответственно, был на одну главу больше.

Рассказ посвящен художнику Андрею Соколову.

Так же: ЄФРЕМОВ Іван. П’ять картин: Фантастичне оповідання /мал. Г. Яремчук// ЗНАННЯ ТА ПРАЦЯ. 1968. №06 (на укр. яз.).

Входит в:

— журнал «Огонёк № 7 1965», 1965 г.


Похожие произведения:

 

 


Сердце Змеи
1970 г.
Сочинения в трех томах. Том 2
1975 г.
Сборник научно-фантастических произведений
1986 г.
Собрание сочинений. Том 3
1987 г.
На краю Ойкумены
1992 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 1
1992 г.
Туманность Андромеды
1992 г.
Эллинский секрет
2001 г.
Сердце змеи
2003 г.
Эллинский секрет
2005 г.
Собрание сочинений. Сердце Змеи
2006 г.
Туманность Андромеды
2007 г.
Туманность Андромеды
2008 г.
Собрание сочинений в 8 томах. Том 1.
2009 г.
Туманность Андромеды
2009 г.
Собрание сочинений в двух томах. Том 1
2010 г.
Великое кольцо
2013 г.
Туманность Андромеды
2014 г.
Сердце Змеи
2018 г.

Периодика:

Огонёк № 7 1965
1965 г.

Издания на иностранных языках:

Serce Węża
2017 г.
(польский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 июня 2013 г.

Автор сам охарактеризовал этот рассказ как «научно-фантастический этюд в поддержку творчества художника А.К. Соколова».

Однако – в моём понимании – этюд как произведение искусства, при всей его эскизности и незаконченности, должен иметь довольно узкий предмет изображения по содержанию и обладать неким единством стиля по форме. Рассказ Ефремова слишком разнороден, чтобы соответствовать такому пониманию.

Неизвестно, какие именно обстоятельства подвигли Ефремова выступить в поддержку Соколова, но самое запоминающееся в рассказе – это (занимающая примерно страницу и мало уместная в художественном произведении) критическая декларация взглядов автора на современное изобразительное искусство. Он весьма резок в формулировках: «пустяковые открытия в перспективе или игре цветов», «колоссальное количество нелепых произведений» и даже «закономерное в шизоидной психике стремление к извращению окружающей действительности». В памяти всплывают слова Хрущёва на выставке в Манеже в 1962 году… Впрочем, соглашаясь или не соглашаясь с эстетической позицией Ефремова, надо признать, что высказана она ясно и чётко.

Эта декларация и следующее затем краткое описание пяти картин древнего (в контексте рассказа) художника и представляют собой суть рассказа Ефремова. Всё остальное – некая вторичная «обёртка».

Действие происходит в будущем – по крайней мере через несколько сотен лет. Персонажи носят странные имена (Крес, Альк, Ниокан) и прозвища (Та, Не Та). Двое из них недавно вернулись с далёких звёзд. Впрочем, и на Земле хватает дел: «После промывки засоленной почвы Австралии предстояло затопление Сахары, промывка Большой Соляной пустыни Ирана, создание пресноводных озер-морей в Центральной Азии». Просто мурашки по коже… О том, что природу лучше оставить в покое, в 1960-е годы не помышляли.

Встречающиеся в рассказе отдельные черты техники будущего поражают своей противоречивостью: удивительные гибкие башни для наблюдения и управления – и архаичные ленты графиков, медленно проползающие в окошечках приборов. Большие экраны выполняют функцию всего лишь телевизоров, а не современных компьютерных мониторов, да и электронно-вычислительные машины вообще не упомянуты. И к чему аббревиатуры ППВ и ТВФ?

И самое поразительное: Крес контролирует процесс переброски гигантских масс воды, причём это один из первых – если вообще не самый первый – запуск системы; технология новая и экспериментальная («ещё не достигнута возможность работы на любом режиме»); он находится на вершине башни – чтобы «стягиваться в узел напряжения и внимания» – и при всём при этом в ходе своего дежурства… занимается личными делами – видеоконференцией со своими друзьями и просмотром лекции об этих самых пяти картинах. Упомянуты, правда, «охранители-автоматы». Видимо, они надёжны на 200 процентов, и никакие Чернобыли в этом будущем просто немыслимы…

Ещё пара замечаний. Крес говорит, что ему должны открыть гостевой канал. Получается, видимо, что, во-первых, существует некая административно-техническая инстанция (провайдер в современной терминологии), которая открывает этот самый канал (а может и не открыть?), и, во-вторых, соответствующую заявку следует подавать заблаговременно. Как-то это, э-э-э, непрогрессивно, что ли.

А чтобы просмотреть запись с выставки с пятью картинами, Кресу пришлось ждать своей очереди… два месяца. Ефремов невольно спроецировал в далёкое (видимо, коммунистическое) будущее ситуацию советского дефицита.

Как далеко ушёл современный Интернет от этих ограниченных представлений, и как просто для нас увидеть «цветные электронные репродукции» нужных картин (и не только).

P.S. А картины Соколова – действительно замечательные.

Оценка: 6
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 августа 2012 г.

По большому счету, рассказ представляет собой иллюстрацию воззрений Ефремова на современное искусство. Применен при этом не очень честный прием — типа, вот в будущем весь наш текущий сюр отринут и будут выкапывать картины реалистов.

Определенное рациональное зерно в этом, кстати, есть — современное, актуальное и т.п. искусство в огромной степени зависит от контекста, и при его утере смотрится тем, чем и является — нарисованным линейкой черным квадратом, пучком разноцветных линий или помесью паука и слона. Но с другой стороны реализм имеет серьезные ограничения и в общем-то ясно, что все новации художников будут направлены на то, чтобы эти ограничения снять. Ефремов этого то ли не понимал, то ли не принимал. Скорее второе.

Сам рассказ совсем не плох — правда сделан в редком нынче «плакатном» стиле. Все мелочи выпали, остались главные мысли, главные черты и главные функции. Ярко, видно издалека, понятно — но отсутствие полутонов влияет на восприятие сильно. Потому, видимо, многие ставят рассказу низкую оценку.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 июня 2009 г.

Как ни пришивай этот рассказ к другим произведениям Ефремова — лучше он не станет. И, по-моему, ничего хорошего другим вещам (той же «Туманности Андромеды» или «Часу Быка») не добавит. Малоинтересное и малозначащее произведение. К тому же бросаются в глаза просто кучи фактических ошибок — получивший в свои руки планетарную мощь человек начинает «преобразовывать» планету, на потребу устаревшим взглядам — зачем нужно уничтожать пустыни, со всем их растительным и животным миром? Чтобы вырастить ещё пару миллиардов тонн ненужной пшеницы?

А уничтожение полярных шапок — ведь вода-то с планеты не утечет, пол-Европы будет затоплено, окупят ли эти катаклизмы полученные урожаи? В общем мне не понравилось совершенно, есть у писателя такие конъюнктурные рассказы, в духе очередной программы партии, и отдавая дань уважения автору как политическому и общественному деятелю, литературные достоинства таких произведений оценивать высоко не могу.

Оценка: 3
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 ноября 2012 г.

Честно говоря, воззрения Ефремова на будущее человечества, также как и на искусство, выраженные в этом рассказе, мне не очень импонируют. Человек, абсолютный властелин природы, творит с планетой что хочет, меняя климат, уничтожая ледяные шапки, погружая на дно океана целые пустыни, кроя мир под себя. Честно говоря, это мне не очень близко, тем более, что несколько смутили слова о «объединении Эмоций и Интеллекта». А уж картины, где главным критерием является только точность изображённого... Не знаю. Может, грядущая «Туманность Андромеды» меня разочарует?

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 июня 2011 г.

Рассказ-гимн коммунистическому будущему, когда каждый человек достигнет своих вершин. Только в рассказе этих людей не видно — одни названия профессий, ибо личность не нужна. А рассуждения автора о современном искусстве — авторы забавлялись своими пустяковыми натюрмортами и были оторваны от жизни. Да, это напоминает бульдозерную выставку и автор в первых рядах клеймителей такого искусства. Он и литературу не обошел вниманием. А жаль. Ученый должен понимать, а лучше писать о том, что знаешь.

Оценка: 1
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 июня 2007 г.

Слабовато, нет ни прорисовки характеров, ни интересного действия, ни внятного смысла произведения. Словно вырван кусок из чего-то целого.

Оценка: 4
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 января 2018 г.

На полноценный рассказ эта небольшая вещица явно не тянет — скорее у автора получилось что-то вроде зарисовки-размышления о живописи вообще и о космической живописи в частности. Конечно, Иван Антонович постарался закрутить свои мысли в блестящую обертку фантастического рассказа, но сделал это как-то не очень удачно. Да, впрочем, он похоже не очень-то и старался, потому и вся эта история с переносом пресной воды выглядит скорее отрывком из научно-популярной статьи, чем живым повествованием.

Собственно же, изложенные Ефремовым взгляды на живопись, выглядят достаточно спорными, но познакомится с ними, бесспорно, любопытно — оригинальных мыслей у автора всегда хватало. Что же касается картин Андрея Соколова — да, в то время они действительно впечатляли: буйство красок, удивительные пейзажи, героика покорения космоса. Но, наверное, в большей степени от того, что были первыми — других мы тогда не видели. Хотя, по правде, и сегодня они смотрятся очень и очень неплохо.

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 октября 2015 г.

Видимо, не стоит искать особые смыслы и наполненности в этом небольшом рассказе. Это не полноценное продолжение или дополнение к циклу «Великое кольцо», а просто зарисовка не фоне, этакая производственная заметка в стенгазете светлого и далёкого будущего.

Лирические мотивы присутствуют, есть и оригинальная НФ-идея (переброска грандиозных по объёму масс воды через высокие слои атмосферы).

В целом, приятно и вдохновляюще, хотя и надолго в голове не задержится.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 июня 2007 г.

В кои веки соглашусь с Ny — действительно, рассказ в отрыве от прочих произведений автора выглядит незаконченным и малопонятным, однако стоит включит его в соответствующий контекст, и он заиграет, станет маленьким, но всё-таки заметным камешком в оправе творчества Ефремова.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх