fantlab ru

Иэн Бэнкс «Алгебраист»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.45
Оценок:
1019
Моя оценка:
-

подробнее

Алгебраист

The Algebraist

Роман, год

Аннотация:

Насельники, обитатели газовых гигантов, чья цивилизация насчитывает миллиарды лет. Медленная раса, принципиально не входящая ни в какие союзы, альянсы и прочие империи более «быстрых» народов. С ними общаются наблюдатели, пытаясь понять этот народ и получить какие-либо новые знания. Один из таких наблюдателей, Фассин Таак, случайно получил то, что поставило на уши половину галактики и стало началом самых странных поисков в его жизни…

Награды и премии:


лауреат
Дни Фантастики в Киеве, 2011 // Переводной роман (Великобритания)

Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 2005 // Роман

номинант
Локус / Locus Award, 2005 // Роман НФ

FantLab рекомендует:

Иэн Бэнкс «Алгебраист» / «The Algebraist»


Похожие произведения:

 

 


Алгебраист
2011 г.
Алгебраист
2018 г.

Аудиокниги:

Алгебраист
2012 г.

Издания на иностранных языках:

The Algebraist
2005 г.
(английский)
The Algebraist
2005 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

К сожалению вынужден поставить плохую оценку и все ниже сместить рейтинг этого произведения. Возможно, тем самым дам возможность другим обойти это произведение стороной.

При чтении привык уж очень пристально представлять то, что пытается описать автор книги. Но, в Алгебраисте это просто ну никак не получалось. Временами казалось, что читаю абсолютный бред. Делал множество поблажек, но в итоге смог осилить только до половины книги. Помогал осилить половину книги только непомерный интерес к насельникам. Хотелось побольше узнать о них на фоне омерзительных описаний других рас. Насельники казались чем-то «высоким». Но как я ошибался.

Крайне не рекомендую к прочтению. Мне очень жалко потерянного времени.

Оценка: 3
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

В далеком будущем разделившееся земное человечество, равно как и представители иных галактических рас, открыло способ быстрого межпланетного перемещения — при помощи специальных порталов в червоточины. Протянувшаяся до самых отдаленных уголков Вселенной транспортная сеть дала мощный импульс развитию космических цивилизаций, в итоге объединившихся в Меркаторию. Кто владеет транспортом — тот владеет миром: Меркатория монополизировала червоточины, продолжала без конца расширять свое господство и спокойно делала бы это и дальше… если бы не внезапные слухи о наличии иной сети, скрытых червоточин и тайных порталов к ним, государству недоступных. Слухи расползались. С одной стороны встревоженные галактические чиновники и военные, с другой — головорезы всех мастей — все устремились на поиски заветного ключика к свободе, ну а в центре этого столкновения оказывается наблюдатель Фассин Таак, человек, который, собственно, когда-то и открыл возможность существования иных порталов…

«Алгебраист» — роман, увлекающий прежде всего своими масштабом и выдумкой. Здесь Бэнкс занимается тем, что удается ему лучше всего: поражать читателя. Начав с сочного описания фирменного психопата (Люсеферус, главный антагонист космооперы — наводящий на всю галактику жуть красноглазый маньяк с заточенными алмазными зубами и страстью к изощренным пыткам), автор пускается в описания необычного быта и явлений на планетах с различными физическими условиями, диковинных рас и хитросплетений их отношений, уходящих корнями в далекое — на миллионы, а то и миллиарды лет — прошлое. И ведь первые двести страниц романа — это лишь разминка, призванная сориентировать в происходящем. Куда более невероятное начинается, когда главный герой отправляется на газовый гигант Наскерон. Нас знакомят с обитателями планеты — насельниками, совершенно не похожими почти ни на кого из меркаторийцев — ни внешне, ни образом жизни. И снова неистощимая выдумка Бэнкса не дает заскучать ни минуты — вот парящие в атмосфере гиганта города и корабли, вот герой замедляет процессы метаболизма у себя в теле, чтобы поговорить с насельником (те живут буквально в ином временном ритме, опережая в долголетии иных существ на миллионы лет), вот грандиозная картина шторма на газовом гиганте, сменяющаяся не менее ошеломляющей — регаты прямо в сердце бури… И не успеет читатель подумать, что все возможное о планете и быте насельников автор уже рассказал, как Таак перенесется в еще более невообразимые места…

Жанрово эта история колеблется где-то между военным боевиком и шпионским триллером. В то время как на систему Юлюбиса надвигается возглавляемый архимандритом Люсеферусом флот, главный герой пытается разыскать тайные порталы в стремлении опередить надвигающуюся катастрофу. Приблизительные-то координаты у него есть, но одного этого мало: нужно еще некое алгебраическое уравнение, при помощи которого можно будет свести координаты порталов к точным. А его секрет насельники хранят ревностно. Да и самому Фассину Тааку есть что скрывать — не только от них, но и от государства Меркатория, с властями которого у него, похоже, не самые безоблачные отношения… Сюжет романа закручен, фигу в кармане в «Алгебраисте» держат многие. Беда заключается в том, что в их рядах — и сам автор.

Есть линии, почти никак не прописанные — прежде всего, это касается эпизодов из прошлого. Кажется, нужны оные лишь для того, чтобы пояснить мотивацию героев (почему Фассин так не любит правительство? за что Таинс точит зуб на Салууса?). Короткие персонажные истории, буквально никак не развивающиеся дальше по сюжету. Соответственно, и закрытие связанных с ними арок воспринимается скорее с разочарованием, как будто была надежда на то, что хотя бы конец не подкачает.

Подкачал Бэнкс, словно увлекшийся своей издевательской загадкой с порталами настолько, что воплотил в аналогичном духе и, собственно, роман. Ожидали эпичного сражения с армией кораблей «заморышей» Люсеферуса? Обломитесь. Бог из машины — вот это круто. (В первый раз, кстати, действительно круто, вот только шутка, повторенная дважды, перестает работать.) Сумрачные могилайнеры и живые облака, манипуляции временем и сны в виртуальных реальностях, отстукиваемые пальцами на груди шифровки и инопланетная алгебра, водная планета, газовые гиганты, всяческие живописания культур крайностей — сложной, забюрократизированной донельзя Меркатории и анархически веселой насельнической — из множества красочных деталей Бэнкс скрупулезно собирает свою громадную картину мира… однако она оказывается пустой декорацией.

Жалко ли мне потраченного на книгу времени? Ни разу: свою миссию развлекать она успешно выполняет. Но был ли в «Алгебраисте» хоть какой-то смысл?

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тяжело назвать эту книгу иначе, чем масштабным полотном, несмотря на всю затасканность такой фразы. Попытка Бэнкса создать анти-культурианскую книгу блестяще удалась. И, в очередной раз, у автора превосходно получилось выстроить в одном романе целую Вселенную (чего большинству авторов и близко не удается на протяжении многотомных натужливых эпопей). Но, будьте готовы к тому, что книга получилась довольно страшная. Не в смысле ужасов или хоррора, совсем нет, тут даже главный злодей архимандрит Люсеферус выглядит то откровенно ярмарочно-балаганным персонажем, то героем порно-пародии. Страшна книга в плане идей, мыслей и философских концепций автора, которые местами, особенно в середине романа, встречаются регулярно, вот, например: «…Общество… функционирует, основываясь на силе, власти и принуждении. Люди держат себя в рамках не потому, что они такие хорошие. Это либеральное заблуждение. Люди держат себя в рамках, потому что в противном случае они будут наказаны. Все это хорошо известно. Это даже не обсуждается. Цивилизация за цивилизацией, общество за обществом, вид за видом — все действуют по этой схеме. Общество означает контроль, а контроль — это награда и наказание. Награжденным разрешается пользоваться плодами общества, и существует правило, хотя и не абсолютно непреложное: никто не наказывается без причины…» Или вот здесь: «всегда лучше находиться на подъеме, в особенности потому, что единственный надежный способ двигаться вверх — ступать по спинам других людей, используя их как ступеньки, как платформы, как мостки».

И действительно, о различных наказаниях в романе «Алгебраист» говорится достаточно много.

Итак, события романа происходят в галактической империи Меркатории, жесткая иерархическая структура которой (кстати, описанная автором с задорным сарказмом) является полным противопоставлением вселенной Культуры. Апогеем этого противопоставления является тотальный запрет ИИ, действующий в Меркатории: любые признаки ИИ преследуются и выжигаются, как страшная зараза, причем иногда в стиле средневековых казней еретиков. При этом в Меркатории существует своеобразная религия – «Правда», этакая разновидность солипсизма, вера в иллюзорность окружающего мира. А названия многочисленных меркаторийские институций, построенные на латинской терминологии, сами по себе вызывают улыбку: Кульмина, Омнократия, Доминация, Шерифская Окула, Люстралии…

Но Меркатория, хоть и существует уже несколько тысяч лет, является мгновением на фоне масштабной истории Галактики, особняком в которой несколько миллиардов (да-да!!) лет существует цивилизация насельников – обитателей газовых гигантов, вроде Юпитера и Сатурна.

Главный герой, Фассин Таак, относится к особой касте «наблюдателей» — обществу людей, выполняющих функции исследователей и дипломатов от имени Меркатории в обществе насельников. В разгар очередного кризиса: с одной стороны – военный мятеж «культа Заморыша» (ещё один объект сарказма автора в романе), а с другой – разрушение межзвездного портала Меркатории в провинциальной системе Юлюбиса, всплывает старая легенда о том, что насельники скрывают тайную всегалактическую сеть ходов-червоточин, ключ к которой дает загадочный «насельнический список». И Фассин Таак помимо своей воли становится главным охотником, но увы, не единственным, за этим самым списком.

Вначале насельники чем-то напоминают Хамов из «Эксцессии», но постепенно автор вырисовывает их нечеловеческую природу: охота на собственных детей; многомиллионолетний жизненный цикл; положение в обществе, основанное на баллах (хотя, глядя как сейчас в соцсетях гоняются за «лайками», это уже скорее человеческий признак). Несмотря на то, что происхождение материальных ресурсов общества насельников в условиях существования газового гиганта остается достаточно туманным, цивилизация насельников – это, пожалуй, самый лучший образец описания негуманоидного общества, который мне встречался в фантастической литературе. Общество насельников сложно и неоднородно, но им удобнее выставлять себя идиотами перед всякими «быстрыми наблюдателями». И если эти самые наблюдатели считают, что «… насельники на самом деле нецивилизованный народ… у них толком нет общества даже в планетарном масштабе, а в галактическом — они не являются цивилизацией, скорее всего, они существуют в состоянии высокоразвитого варварства» – то насельникам это только на руку. В какой-то момент мне начало казаться, что автор изобразил цивилизацию насельников как своеобразное «альтер эго» Культуры. Так или иначе, насельникам довольно успешно удавалось водить за нос многочисленные цивилизации «быстрых», а уж тем более – сторонников солипсизма, сомневающихся в реальности окружающего мира.

Более – ни слова, читайте, рекомендую «Алгебраиста» всем, при всех составляющих это никак ни философский трактат, а увлекательнейшая приключенческая книга с немного мелодраматическим и слегка пафосным финалом. Так что получите удовольствие, если конечно Вам нравятся книги, которые заставляют думать.

А что же насельнический список, спросите Вы, удалось его найти? Ну, ответ будет не совсем простым, даже когда Вы прочитаете книгу. Потому что список этот и в самом деле окажется словно алгебра, а еще сигнал, средство и немного частота. А много ли Вы помните из алгебры? Лично я – почти ничего. Но, что Вы точно поймете, когда дочитаете до конца: почему родиться на водяной луне – это действительно круто!

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Иен Бэнкс всегда похож на Иена Бэнкса. Прочитав почти весь цикл Культура — я теперь легко узнаю его стиль. А уж его прологи — это вовсе некий стандарт, нас всегда окунают в какие-то активные или не очень активные события, где несколько незнакомых нам участников что-то делают. Уверен, ко второй половине книги я допру зачем это всё было...

В первой главе мы знакомимся с неким архимандритом Люцифериусом, который изменением генов добился увеличения глаз (привет Культура). Персонаж довольно неприятный, как будто бы не характерно для Бэнкса, он чаще выбирал серую мораль, а тут довольно однозначный злодей. 

Потом нас перекидывают в компанию молодых людей, словно бы из типичного американского триллера или драмы — разве что они ни едут на машине в заброшенный старый дом, а вместо этого летят на флайере к древнему разбившемуся кораблю пришельцев. Выросшие вместе, но уже достаточно взрослые, чтоб понимать разницу в общественном положении. Один «мажор», сын владельца космостроительной компании, двое пилоты, парень с девушкой, вторая девушка в экипаже. Куча гормонов в воздухе, потенциальный любовный многоугольник. Что же может пойти не так в этих развалинах? 

Далее мы переносимся на много лет вперёд, и участники тех событий уже взрослые и теперь обстоятельства, развивающиеся вокруг — уже галактических масштабов! И конечно же травматический опыт тех событий будет преследовать их до сих пор... Этим мне Алгебралист почему-то напомнил Спин Уилсона, тот самый — его первый из трилогии, самый лучший в цикле. Такой приём не нов, будет интересно как он здесь будет развиваться.

А ещё Бэнкс кажется, очень полюбил искусственные разумы, от того он возвращается к ним раз за разом, вот и здесь не обходит их стороной, но спойлерить я вам не буду, что там с ними и как. 

Раса насельников — попытка конструирования чего-то невозможного, неантропоморфного — удались ли она?

В какой-то мере... но получились какие-то космические эльфы, помнящие начало времён и владеющие тайными знаниями, нежели неведомыми жителями газовых гигантов. Людям трудно придумать НЕ-людей, чаще получаются около-люди...

Антиглобализм, левацкие идеи, заигрывание с повесткой — это тоже здесь есть — впрочем обыграно, вполне неплохо и гармонично. 

С антагонистом, правда подкачал, ну что ж бывает...

Не лучшая книга Иена Бэнкса, но и не худшая, вполне твёрдый середняк, и не пугайтесь объёмов — читается довольно легко, так что не пожалеете.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читаю, постоянно прерываясь. Пытаюсь представить насельников внешне, их постройки и не могу ничего «увидеть». На большинстве артов насельники изображены летающими, они не касаются пола. По книге, они

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
спят в углублениях, катаются по полу вперед и назад, падают с высоты, то есть летать не способны.

При этом, насельники каким-то образом умудрились отстроить огромную инфраструктуру в условиях жесточайших штормов — как они это сделали? В обществе насельников каждый занимается работой по душе, важен интерес к профессии в данный момент, а не квалификация. Как тогда построены города, космические корабли, огромные межполосные кольца? Где-то же должен быть в таком случае металлургический завод))) Об этом ни слова, как будто все появилось само по себе, было, есть и будет всегда. Характер у такой необычной расы вполне и даже слишком человеческий — кроме того, что они охотятся за своими детьми.

Ну просто ватафак. Не касаюсь сюжета, потому что только этот один огромный косяк с насельниками меня очень расстраивает. Ноль интереса к такой инопланетной расе, к ее технологиям. Вижу кучу несостыковок, сплошное очеловечивание — читать просто не интересно, на мой взгляд тут просто сова на глобус натянута — точнее, насельник на газовый гигант. Такая идея, такая задумка.... Потрачено.

Оценка: нет
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Умные люди учатся на чужих ошибках, а остальные — на собственных. Почему бы, прежде чем нырять в очередные объятия Бэнкса, было не ознакомиться с наиболее популярными комментариями и не делать вновь этой ошибки (а ведь был уже опыт)?

Нырнул с размаху. Ожидаемо резался головой в кирпич, еле выплыл. Многословная, пустословная, голословная и безусловная авторская фантазия, за которую по-человечески радостно, но по-читательски грустно. Ибо, с одной стороны, в отличие от автора, мы лишены счастья сопровождать его по волнам его воображения и для каких-то само собой для него разумеющихся вещей нам не помешали бы пояснения; с другой стороны, наш несчастный мозг и так перегружен безжалостным авторским принципом «что вижу, то пою, причем как можно более витиеватее, даже если увиденное никогда больше не возникнет на следующих страницах».

Возможно, конечно, что книга просто-напросто случайно провалилась к нам как раз из того будущего, которое описывает Бэнкс, тогда это многое объясняет. В таком случае, если вы тот самый насельник и у вас есть в запасе лишний миллиард лет жизни, то отчего бы вам не побаловать себя неспешным чтением о хорошо известных вам событях и явлениях?

А вот землянам 21 века с их смехотворной продолжительностью жизни рекомендовать, пожалуй, не стал.

Оценка: 3
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне достался, наверное, самый худший перевод этой книги, содержащий ненормативную лексику. (Не могу понять — это сейчас модно что ли!?) Но не смотря на эту прескорбную деталь, книга была дочитана до конца.

От прочтения осталось неизгладимое ощущение того, что автор преднамеренно «наделал» огромное количество пространных текстовых вставок дабы увеличить количество страниц, а не качество произведения. Да, вставки содержат некие размышления, но они обыденны и абсолютно лишены каких бы то ни было философских рассуждений — от того и кажутся плоскими и ненужными. Иногда казалось, что автор бредит. Так мало того, все эти вставки написаны сложносочиненными предложениями на пол-листа перегруженными всяческими оборотами.

Назвать эту книгу хорошей не могу, так как считаю, что язык изложения был самым наихудшим какой лично я встречал.

А вот идея. Идея о алгебраическом преобразовании, некоем уравнении, решение которого предоставляет доступ к порталам-червоточинам... Как то автор её изжил в нуль к концу книги. Все ожидания крутой развязки превратились в пшик. Не могу сказать, что сама идея была такой захватывающей, но она же заставила меня сделать выбор именно этого произведения. Видимо на тот момент мне она показалась значимой.

Интересным в этой книге оказалась не сама первопричина (идея), а общество насельников — сюжетное окружение.

Оценка: 3
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вдумчивый, эрудированный, изобретательный, работоспособный Иэн Бэнкс так и останется (к моему глубокому сожалению) творцом мыльных опер для ближайшего поколения, а не создателем книг, преодолевающих столетия. Увы, выше “The Player of Games” он, по-видимому, не соизволил прыгнуть, предпочитая накручивать себе счётчик написанных страниц пространными описаниями всего, что в голову приходит.

Понравились физически обоснованный (в отличие от «Культуры») вымышленный мир, правдоподобный фон галактического конфликта, живописания достижений техники, древний разумный вид с газовых гигантов (хотя название “Dweller” выбрано для них явно неудачно, ну хотя бы “Hydrogen Dweller” сделал), основанная на вере ‘Truth’ государственная церковь.

Замеченные упущения и ляпы:

• Никак не прокомментирована проблема синхронизации часов. Хотя называлась дата по земному календарю Anno Domini (с точностью до дня) применительно к месту, удалённому на тысячи световых лет.

• В описании вида звёздного неба в околосветовом полёте преобразование Лоренца применено к трём измерениям пространства, а нужно — к световому конусу. Хотя вышло всяко правдивее ерунды, написанной Карлом Шрёдером в «Permanence».

• Используемый для погружений gascraft спасает человека даже от суровых условий глубин, т. е. мы видим технологии защиты на достойной высоте. С чего тогда нагрев до жёлтого каления и последовавшее

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
гравитационное обрушение мелкого тела в каких-то 30 км диаметром убило все двести человек, прятавшихся в бомбоубежище?
Какой из поражающих факторов ядерного, кинетического или лучевого оружия оказался столь неожиданным, что с ним не сумели справиться? Простил бы отсутствие подробностей умертвия Стругацким или Азимову, но не Бэнксу, смакующему кровавые сцены убийств во «Флебе».

• Как дредноут (снабжённый старомодными винтовыми пропеллерами) борется против силы тяжести, раз в пять превышающую земную в среде, состоящей преимущественно из H₂?

Могу рекомендовать читать лишь тем, кто готов безропотно потратить на ознакомление с романом свободное время нескольких своих дней.

Оценка: нет
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

LeVoNDeM ниже писал, что это средний роман и даже очень средний. Полностью согласен, особенно учитывая номинации на Хьюго и Локус. По описанию и тематике ожидаешь чего-то философско-эпического вроде “Пламя над бездной” Винджа.

Но это совсем не то. Я бы это описал как остросюжетный детектив в футуристических декорациях. Автор вроде бы и создал мир будущего в котором есть галактическое сообщество с огромной историей, метацивилизациями, расами и в т.ч. и древней расой насельников. Но тема не развита, а основное внимание уделено разгадке «тайны», то есть детективу. В разрез с ожиданиями, тут нет чувства новизны или чужеродности, в том числе когда читаешь о насельниках (они то вроде должны очень сильно отличатся от всего, что нам знакомо). Короче, по сути в книге отсутствует основной заявленный актив.

Не особо люблю писать негативные отзывы, но из-за рейтинга я потерял время на посредственное чтение (он ещё и длинный), ведь роман серьезно недотягивает до ранга ему приписанного.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения чувствовал себя обманутым. Правда, в хорошем смысле этого слова. Во-первых, на заднем плане Бэнкс отгрохал огромную, интересную вселенную, в которую было бы интересно погрузиться еще как минимум на 1-2 романа. А в Алгебраисте был лишь крохотный кусочек этого пирога. Во-вторых, сюжетный твист. Чувствуется эдакая восточная мудрость из Кунг Фу Панды о секретном ингредиенте. Это совершенно точно не шедевр, который обязателен к ознакомлению, но его точно можно назвать очень и очень приятным романом.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень средний роман. Очень. 2/3 книги такое нудное и практически безэмоциональное повествование, что садясь почитать пару глав перед сном, меня хватало просто на несколько страниц – книга действовала тупо как снотворное, чего со мной давно не случалось при чтении. Описание рас галактики и империи, в которой они проживают тоже очень сухое, довольно краткое и не развернутое, ну может только за исключением насельников, остальные 90% представителей империи удосужились максимум по пару страниц описания. Из-за этого нет того погружения в историю галактики, да и вообще в саму историю, как во многих других книгах жанра.

С одной стороны есть интересная затравка, в виде довольно спорной, но харизматичной, веселой и очень древней цивилизации насельников и их секретных «кроличьих нор» в галактике, с другой – несвязная история, основная и самая интересная часть которой займет отсилы четвертую часть книги. Все остальное мишура. И даже противостояние и экшн в конце повествования не вытягивает произведение, т.к. читателю просто не интересно читать про тех персонажей, про которых ранее писатель коснулся только вскользь – ну погиб очередной «герой», про которого я читал мельком вначале книги, и что с того, мне плевать что он и как, я его не знаю почти. Оттого нет сопереживания и переживания за героев, нет погружения в книгу, нет интереса(почти). В итоге какое-то неоднозначное вышло произведение, поставлю 6 баллов, но от советов к прочтению воздержусь.

Оценка: 6
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Весьма объемная книга, и мир в ней тоже объемный: много героев, много населенных планет, много разумных гуманоидов, негуманоидов и человекоподобных машин. Планы личные и политические сплетаются в разветвленный плотный сюжет. А вот ответить на вопрос, о чем эта книга, я затрудняюсь. На первый взгляд, центральная линия заключается в поиске смотрителем Фассином Тааком инопланетной книги «Алгебраист». Во всяком случае, именно эта сюжетная линия раскрывает тему, которая была наиболее интересна для меня — из тютчевского «Silentium!».

«Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь?»

Герои романа настолько разные по условиям жизни и физическим параметрам, что понять друг друга им невероятно сложно. Но некоторые из них пытаются. Среди людей создана целая социальная группа, специализирующаяся на исследовательских контактах с наиболее загадочным и не похожим на людей инопланетным видом — насельниками. Люди пытаются осмыслить чуждую культуру. К чему стремятся насельники, сказать сложно. Они непохожие и необычные, но, во всяком случае, не враждебные — на контакт идут, некоторыми знаниями иногда делятся, помогают опять же иногда. Складываются отношения на уровне отдельных личностей, тоже не до конца понятные ввиду неясности мотиваций инопланетного разума. И это дает надежду, что война всех против всех не завершиться всеобщей катастрофой.

Люди и насельники существуют в разных скоростных потоках времени. Игорь Росоховатский считал, что «в конце концов побеждает тот, чье время течет быстрее». У Бэнкса этого не видно. В его мире у медленно живущих больше шансов на победу. Во всяком случае, они смогли сохраниться на протяжении огромных временных интервалов и освоить огромные пространства. Суетливые агрессивные люди и прочие гуманоиды рядом с ними кажутся довольно бестолковыми. Но почему-то интересуются насельники короткоживущими существами, переговоры ведут, крохи знаний открываю, на индивидуальном уровне, но предполагая возможность распространения дальше.

Насельки вообще ведут себя странно. Иного уровня организации, кроме индивидуального, у них не просматривается. Каждый действует только лично от себя, и при этом сообщество как-то существует, сохраняет себя, обеспечивает безопасность. Людям переданы крупицы знаний весьма специфического свойства. Воспользоваться ими практически возможности нет. Зато они указывают место, где находится то, что такую возможность даст. И место это на планете насельников. Это выглядит как провокация войны со стороны отдельных субъектов. В то же время война уже идет, и в ходе ее неорганизованные безалаберные насельники неожиданно демонстрируют высокие технологические возможности. В этой связи то, что казалось провокацией войны, становится еще одним шагом к установлению взаимопонимания. Короткоживущим дан мотив, более действенный, чем интересы чисто научного плана.

Ну и главная проблема контакта с иным разумом обозначена четко, и для героев, и для читателей — не верь глазам своим, человек, и не пытайся объяснять поступки носителей иного разума с позиций человеческой мотивации. То, что с позиций человеческой логики кажется слабостью, может и не быть таковой. То, что человек воспринимает как великую ценность и благо, может совершенно иначе оцениваться теми, кто не являются людьми.

В рамках одной планеты люди привыкли действовать с позиций силы. В космосе так не получится. Наверное, именно это пытались донести до короткоживущих юных цивилизаций мудрые древние, позволяя проникнуть в тайну Алгебраиста. А может, им было просто любопытно, что предпримут шустренькие соседи по галактике, если дать им еще и такую игрушку.

В романе не звучит голос автора. Никто не помогает читателю понять иной разум лучше и глубже, чем герои. Мы следуем с ними одним путем. Наверное, в этом главное достоинство книги.

Роман мне очень понравился. Автор создал огромный мир, в котором ничто не однозначно и не объяснено до конца, как в реальной жизни.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ужасно нудный, абсолютно нереальный роман.

Если читатель хоть немного знаком с естественными науками — уже к середине произведение достигает апогея раздражения.

Оценка: 2
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень и очень неоднозначная книга. Бросала и возвращалась четыре(!) раза.

1455стр. И до последней страницы я совершенно не предполагала, чем вся эта эпопея закончиться.

Все настолько чуждо, не понятно, и потому трудно читаемо. «Эхопрапксия» и «Огнепад» мне дались легче.

Написан роман качественно, довольно продумано, и его оценка десять, но это не мое, поэтому восемь.

Интереснее всего было читать про насельников. К ним я прониклась симпатией. :)

Остальные ГГ не впечатлили совершенно. Фассин, Тайнс, Сал... Они живые, но не затронули ничего во мне.

«уракапитаны» это отдельная песня)) Название просто потрясающее.

Много социальных намеков, но сам сюжет, как основа, не очень впечатляющ. Возможно как раз из-за своей непредсказуемости. Чрезмерной, я бы сказала. Хотя, может я просто не догадливая :))))

В общем довольно необычная книга. Заслуживает, что бы ее прочитали, но будьте готовы потратить на нее мнооого времени.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Моя оценка данного произведения – 7 баллов.

Сюжет романа прямолинеен, но с небольшими вкраплениями, отступлениями из прошлого (правда, зачем они были нужны не понятно, никакого смысла о характерах героев или «эффекта бабочки» они не вносят). Ученый-исследователь на периферийной планете, изучающий древний вид под названием «насельники» сам того не зная натыкается на тайну, которая может изменить всю галактику. Об этом становится известно слишком многим силам, и они спешат защитить\захватить планетарную систему и заняться поисками древнего артефакта. Сам ученый, Фассин Таак получает приказ отправится в гости к насельникам и распутать клубок, основываясь на нескольких строках информации столетней давности. Собственно, вокруг этого и строится все повествование.

Твердым планетам внимания почти не уделяется, основное действие происходит на газовом гиганте либо в открытом космосе. Описание Наскерона – газовой планеты не впечатляют, хотя созданная автором инфраструктура довольно занятна.

Основа галактической цивилизации в романе – сеть порталов-червоточин, которые доставляются к обитаемым системам и тем самым появляется возможность для взаимодействия с остальной галактикой, если же из-за несчастных случаев или преднамеренной атаки портал уничтожен, это означает трагедию для жителей системы, и единственным способом перемещения остаются около световые скорости и сопутствующие им проблемы с относительностью времени. Идея в общем-то стара как мир. Про остальное в принципе нет смысла упоминать, стандартный набор, космические корабли, бластеры, антивещество, гибернация и т.д.

Фактически, в романе только один главный герой – наблюдатель Таак, остальные же персонажи носят сугубо декоративный вид, позволяющие автору строить сюжет и довести его до логического конца. Зачем в романе введены такие герои как вице-адмирал флота защиты Тайнс или кораблестроитель Саллус и им уделено столь большое внимание, мне понять не дано. Ничего нового они не дают для повествования, только позволяют автору добавить в текст десяток другой страниц и переключить не на долго внимание читателя. А уделенное в начале книги время для описания правителя Люцефериуса, где продолжение? Лишь в конце этот персонаж возвращается, чтобы возглавить провальную атаку на систему и затем отступить? Эта линия явно имела большой потенциал, но была нещадно слита автором.

Из интересных идей – классификация рас на «медленные» (живущие миллиарды лет и никуда не спешащие) и «быстрые» (которым отведены десятки, реже сотни тысяч лет, беспокойные, быстро прогорающие цивилизации), ну и концепции «Правды» или «Истины», кому как больше нравится (с большой буквы) – этакая пост-религия, мета-религия, которая ничего не навязывает и ждет, пока к ней своим естественным путем доберутся все виды существ в галактике, столкнувшиеся с вопросом, а что же дальше?

В целом же «Алгебраист» читается довольно легко, автор не утруждает читателя заумными конструктами, все описано простым понятным языком, местами повествование провисает, тогда хочется сделать перерыв и отложить книгу до следующего раза. Как таковой интриги и нету, поиск тождественен поиску и на себе зациклен, финал не сказать, что неожиданный, но может несколько удивить и даже озадачивать, стоило ли выдумывать 700+ страниц, чтобы закончить так, как это сделал Бэнкс, вот вопрос. Прочитав текст вы не будете разочаровано, но и какого-либо очарования у этого произведением тоже нет. Стандартный, проходной – вот его главная особенность. Несмотря на наличие престижных премий читать на свой страх и риск, я бы рекомендовал пропустить и взять что-нибудь более яркое.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх