fantlab ru

Кир Булычев «Наездники»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.20
Оценок:
68
Моя оценка:
-

подробнее

Наездники

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 11
Аннотация:

Тот день, когда началась эта страшная история, ничем особенным не выделялся в череде остальных дней, правда, шел противный колючий осенний дождь...

и откуда же Верке было знать, что странная молодая женщина с детенышем, вежливо предложившая девочке зонтик, вовсе не человек, а...

Вот кем оказались новые Веркины соседи и какие события разыгрались в подмосковном дачном поселке, вы узнаете, прочитав фантастическую повесть Кира Булычева.

© От издателя

Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 98

Активный словарный запас: очень низкий (2293 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 43 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 42%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)
/языки:
русский (4)
/тип:
книги (4)

Наездники
2002 г.
Два билета в Индию
2006 г.
Меч генерала Бандулы
2010 г.
Наездники
2017 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Советская действительность накладывала на писателей свой отпечаток, свои рамки. В одном из интервью Кир Булычёв рассказывал, что в советские годы для широких масс писал повести про девочку Алису из светлого будущего, а серьёзные, взрослые произведения писал «в стол».

Перестройка и последовавшие 90-е внесли свои коррективы. Стало можно практически всё. Темы «сисек», «кровищи», «бандосов» и прочая «чернуха» не только вышли из под запрета, но и стали востребованы. На отечественный рынок хлынул поток забугорной фантастики, как шедевров, так и откровенного трэша. Неискушённый читатель это потреблял, а у отечественных писателей зародилась мысль «А чем мы хуже? Мы тоже так могём!» Не устоял и Игорь Всеволодович. Более поздние его произведения значительно отличаются от написанных ранее. Жёсткость, безразличие, цинизм в его книгах, если не и стали доминирующими, то неплохо освоились на почве новых тенденций.

Повесть «Наездники» вполне читабельна. Характеры персонажей, диалоги, описания локаций отлично прописаны — автор Профессионал с большой буквы «П», этого не отнять.

Сюжет... Вот тут беда. Возможно для отечественного читателя тех лет тема «подменышей» была свежей и незатёртой (да, был отечественный «Дом скитальцев», но широкой известности не имел). Иностранцы же годов с 50-х эту тему педалировали, начиная «Кукловодами», «Кукушатами Мидвича» и «Вторжением похитителей тел» и заканчивая «Мутантами» (в оригинале «Mimic»). Очень похоже, что автор в последнем черпал вдохновение, между выходами фильма и книги небольшой промежуток времени.

Начинается всё бойко, автор чётко выставил рамки — светлое будущее не настало, на дворе жесткая постсоветская реальность, идеи гуманизма второстепенны в условиях становления капитализма, никакой доброй детской фантастики, правит young adult. Главная героиня — девочка Верка выживает одна в пустеющем дачном посёлке. Мать её несколько лет назад пропала без вести, у отца другая женщина, бабка в больнице требует дорого лечения (уколы за доллары). На фоне всего этого, чтоб жизнь не казалась мёдом, жизнь подкидывает Верке странных соседей, странные и страшные встречи и явления. Такой вот средненький, но крепенький триллер с элементами фантастики и хоррора. Но где-то с середины повести автор, как те самые работники Автоваза, которые чтобы не делали, получают «ладу», начинает выруливать в привычную для себя колею. И начинаются кульбиты в духе «бога из машины». Тут и доктора, которые на самом деле не доктора, и супер-секретный институт в кустах, и одинокий милиционер с автоматом, наводящий страх на семейку нелюдей, и пламенная речь главной антагонистки, должная вызвать если не жалость к ней, то точно сочувствие, и воссоединение героини с пропавшей мамой. Как результат, относительный хеппи-енд с открытым финалом.

Общие ощущения (при моём глубочайшем уважении к писателю) — повесть получилась неоднозначной. Автор попробовал себя в новом жанре, получилось, как, наверное, получилось бы у водителя автобуса пересесть за руль фуры.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я бы мог, конечно, разныться на тему «Как мог Кир Булычёв, создатель «Алисы», этот добрый волшебник для детей, написать такую жуткую повесть?» Мог бы — но не буду, т.к. читал довольно много книг этого автора, и знаю, что лучшие его работы — совсем не про Алису. Лучше всего у Булычёва получались именно книги для взрослых, причём довольно страшные: «Посёлок», «Смерть этажом ниже», «Любимец».... и вот эта, «Наездники».

Да, сюжет банален и в некотором роде наивен. Да, главная героиня демонстрирует чудеса глупости

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
сначала — когда портит спецоперацию по поимке злодеев, и потом — когда призывает не убивать их.
Да, тут явный перебор с секретными агентами для такой короткой повести. Однако автор отлично передал мрачную атмосферу дачного посёлка. Всего парой предложений очень точно описал безысходность жизни главной героини. Создал достаточно интересных Главных Гадов, и даже попытался вызвать к ним сочувствие (хотя это, имхо, не очень удалось).

Моя главная претензия — то, что это повесть, а не роман. Хотелось бы узнать, что было дальше.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Беспризорная девочка в полузаброшенном дачном поселке среди самозанятых взрослых на руинах советской страны: такова экспозиция повести К. Булычева «Наездники». Немудрено, что в этой общей неустроенности завелась нечисть. То есть паразиты. Тема паразитов достаточно разнообразно представлена в мировой фантастике. Новизна произведения К. Булычева в том, что он попытался выступить в роли «адвоката дьявола», предоставив слово Чужим.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почему-то при чтении этой повести я не столько сопереживал персонажам, сколько сочувствовал автору: мне кажется, ему самому вряд ли понравилось то, что получилось. Было ощущение, что писать «как раньше» (времен классических повестей про Алису), Булычеву, по всей видимости уже не хотелось, а писать «по-новому» — (еще?) не моглось. Как результат — получилась повесть, которая имитирует творчество Булычева так же, как наездники имитируют людей — имя на обложке знакомое, а содержание совсем чужое и неправильное.

Оценка: 5
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кир Булычев.

Писатель, за седой бородой которого всегда скрывалась добродушная и, может, чуть грустная улыбка. Алиса Селезнёва, доктор Павлыш, Великий Гусляр... Всё это — старая добрая советская фантастика.

Тем удивительнее метаморфоза, произошедшая с Булычевым в 1990-е годы. Его творчество стало злее, циничнее, мрачнее. Это была реакция на события, творившиеся в постперестроечной России. Однако, несмотря ни на что, писатель никогда не позволял себе декларировать исключительно пессимистический взгляд на мир.

В наследии Булычева можно найти немало интересных мрачных произведений, которые до того, что обычно называют хоррором, не дотягивают, но к этому званию приближаются. Например, рассказ «О страхе», написанный ещё в 1971 году и впервые опубликованный в 1992, способен доставить любителю «мрачняка» истинное удовольствие. Или вот повесть «Смерть этажом ниже» — впечатляющая катастрофа в одном отдельно взятом промышленном городке.

Между тем, повесть «Наездники», выпущенная за год до смерти писателя, — вообще может сойти за настоящий фантастический хоррор. Это произведение вышло в книжной серии для детей, но не только юных читателей оно способно напугать. Уж чего-чего, а мрачности «Наездникам» точно не занимать.

История начинается в обычный день, правда, дождливый, в обычном подмосковном посёлке. Главная героиня — девочка Верка — существо несчастное. Бабушка лежит в больнице, родители ей не помощники, а тут целое хозяйство на ней висит. И вроде в школу надо бы ходить, значит, следует уехать в Москву, но ведь бабушку одну не оставишь. Крутится Верка как белка в колесе.

Как водится, происходит судьбоносная встреча. Выбежала Верка под дождь, а тут как раз новая соседка — дама, сразу показавшаяся девочке странной, предложила ей зонтик. Ещё вокруг женщины крутился какой-то ребёночек, он тоже не понравился Верке. Объяснить она себе этой антипатии не могла, но позднее мрачные подозрения девочки подтвердились.

«Наездники» — это не только фантастика, не только почти хоррор, но ещё и детектив. Автор умело держит интригу, не давая читателю информации большей, чем собственным персонажам. Мы вместе с героями расследуем это дело, теряемся в догадках, кто же эта женщина с ребёнком.

А сюжет между тем идёт своим ходом, причём довольно динамично. Кроме постоянно льющегося с неба дождя, Булычев живописует неблагополучный подмосковный посёлок с его ветшающими домами и спивающимися жителями. Верка живёт здесь уже давно, многих знает и, что удивительно, некоторые жители оказываются связанными с тайной, которую девочка пытается разгадать. Она, как сыщик, идёт по следу и всё больше и больше крупиц знания находит. А впереди прячется нечто страшное и опасное.

Хотя особых ужасов в повести нет, но один мощный взрыв в морге с оторванными частями тел присутствует. Да и странное «хранилище» главных злодеев может произвести впечатление. Подобных вещей от Кира Булычева, кажется, и ожидать невозможно, однако писатель умеет удивлять!

Но финал «Наездников» расставляет всё по своим местам: злодеи оказываются непреднамеренными злодеями, Верка обретает маму, а работникам, которые должны защищать окружающую среду (но делают это недостаточно тщательно), по всей видимости, прибавляется хлопот. Булычев остаётся верен себе — даже когда пытается писать нечто похожее на хоррор.

Так или иначе, произведение это — явно не из удач автора. Написано неплохо, читается влёт, но до лучших вещей этой повести, как ни посмотри, не дотянуться. Старый добрый советский фантаст и должен таким оставаться для массового читателя, а подобные «Наездникам» вещи пусть пробуют на вкус гурманы.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

5 лет назад у Веры пропала мама — уехала на дачу и не вернулась. С тех пор Верка никому не нужна, папа снова женился, баба Элла уже не совсем в себе да ещё и в больнице. Вот так на Верке оказалось хозяйство — коза и куры, на улице уже неделю идёт ливень. Посёлок наполнился странными соседями. И вся эта безнадёга легла тяжким грузом на плечи двенадцатилетней девочки.

Во-первых, сам по себе жанр явно не мой. Во-вторых, это ещё и не жанр Кира Булычева, и это чувствуется. Все эти насекомые, откладывающие в людей яйца, кажутся до ужаса банальными. Сюжет, то быстро скачет, то медленно плетётся. Верка эта ведёт себя раздражающе, спецслужбы тоже ведут себя странно донельзя. Общее объяснение происходящему абсурдно, сумбурно и банально — ядерный взрыв, мутанты, гигантские осы. Я уже не говорю о том, что пары десятков лет для эволюции ну очень мало, что если вымерли златки от радиации, то мыши вымерли бы тем более и что оса размером даже с собаку летать не сможет принципиально. Ко всему прочему от повести остаётся ощущение незаконченности.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наездники — попытка Кира Булычева создать произведение в жанре детского хоррора. Реалистичные сцены из жизни девочки Верки 12 лет из неблагополучной семьи, живущей в подмосковном поселке и вместо учебы вынужденной заботиться о бабке в больнице, о козе и коте написаны достоверно и с сатирическими подколами в адрес современных порядков. Интрига и хоррор по мысли автора адаптированы под восприятие детского читателя, но вполне могут быть интересны и взрослому человеку. Безусловно, есть пересечения/ заимствование идей из известных фильмов ужасов 80-90 годов, но, поскольку детям смотреть такие фильмы не положено:), для юного читателя образы и сюжетные ходы с монстрами будут внове. По моему мнению, книга вполне достойная, хотя не шедевр в своём жанре. По мнению детёныша 13 лет сцены ужасов неприятные.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Признаюсь, с творчеством господина Можейко я знакома очень односторонне. Исключительно по любимой в детстве серии про Алису Селезневу и по циклу «Павлыш». Разница между ними заронила во мне подозрение, что автор писал очень разноплановые произведения. Но чтоб настолько! Чтобы такой треш написал человек, придумавший доброго Гай-до и бескрышного Громозеку? Этого просто не может быть!

Итак, что же можно сказать об этой повести? Как получилось эдакое, не побоюсь сказать, варево? Взяли ложку бытового ужаса Кинга, прибавили уныло-жестокую безысходность «Лиля навсегда», капельку отвратительности «Чужих» и пару аккордов мрачного реализма «Ночного смотрящего», приправили виртуозным владением словом и убрали, за ненадобностью (зачем? при таком-то наборе ингредиентов), здравый смысл, логичность сюжета и поступков персонажей. Взболтали, не смешивая, и получили на выходе коктейль «Наездники». Бр-р-р.

Читать поначалу интересно и страшно. Но! Хоть я не поклонник жанра ужасов, все-таки способна отличить элегантный тонкий хоррор, цепляющий изящной идеей или мастерски прописанной атмосферой, от каши по принципу: «а намешаем-ка всего побольше, погаже и попротивнее, авось испугаются». И в данном произведении именно тот случай. Нищета, пропавшие люди, мутации, личинки, взорвавшиеся реакторы, маскирующиеся под людей инсектоиды, паутина Шелобы, мрачные подвалы, секретные институты, поедание заживо, страшные карлики, зомби-инкубаторы, одним словом, треш, господа. Любителям подобного – вэлкам. Остальным – десять раз подумать.

Оценка: 4
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Все смешалось в этой повести: Чернобыль, Зоя Космодемьянская, мутанты, мрачная действительность, полное отсутствие государственного управления. Но поразило другое: не булычевская атмосфера произведения. Минимум юмора, мрачное начало, чувство страха и безысходности, не жизнеутверждающая концовка. Да и идея то в принципе не нова, хотя и имеет вполне оригинальное практическое воплощение. Но в целом написано интересно, чтение увлекает своей таинственностью, напряжением, поиском разгадки.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх