FantLab ru

Питер Уоттс «Морские звёзды»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.07
Голосов:
877
Моя оценка:
-

подробнее

Морские звёзды

Starfish

Роман, год; цикл «Рифтеры»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

На дне Тихого океана проходит странный эксперимент — геотермальная подводная станция вместила в себя необычный персонал. Каждый из этих людей модифицирован для работы под водой и... психически нездоров. Жертва детского насилия и маньяк, педофил и суицидальная личность... Случайный набор сумасшедших, неожиданно проявивших невероятную способность адаптироваться к жизни в непроглядной тьме океанских глубин, совсем скоро встретится лицом к лицу с Угрозой, медленно поднимающейся из гигантского разлома в тектонической плите Хуан де Фука.

Примечание:

Тексты рассказов «Ниша» и «Дом» были основательно переработаны, прежде чем стать частью романа.


В произведение входит:

7.60 (423)
-
15 отз.
7.13 (182)
-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— цикл «Рифтеры»


Номинации на премии:


номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2000 // Похвальный отзыв

номинант
Аврора / Prix Aurora Awards, 2000 // Крупная форма на английском языке

номинант
Премия «Боб Моран» / Prix Bob Morane, 2011 // Переводной роман (Канада, 1999)

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2012 // Книги — Научная фантастика года

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)

Морские звезды
2012 г.
Морские звезды
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Starfish
2008 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 февраля 2010 г.

После прочтения «Ложной слепоты» никаких сомнений в том что Уоттс — крутой фантаст не было. Соответственно вопрос читать ли остальные его книги просто не стоял. «Морская звезда» слабее. Мельче на идеи. Но по чисто хронологическим причинам. Трилогия о рифтерах — это тот текст, который Уоттс подставлял под ножку письменного стола, когда писал «Слепоту».

Не смотря на разницу в тематике (дно океана и открытый космос) — книги очень похожи. Зарождение некоторых, великолепно раскрытых в «Слепоте», идей можно воочию наблюдать в тексте звезды.

«Звезда» — это еще и психологический техно-боевик. Уотсс виртуозный писатель: повествование в проблем одного из персонажей с легкостью разрастается до масштабов мировой угрозы. Каждый его персонаж максимально функционален. Даже если единственная его функция — в нужный момент умереть.

Очень добротная научная фантастика. Читать всем любителям твердой НФ. Знающим аглийский, конечно — в планах на перевод она, насколько мне известно, не стоит.

Оценка: 7
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 июля 2013 г.

Если хочешь отстраниться, абстрагироваться, углубиться в себя, «залечь на дно» то Морские звезды подойдут как нельзя лучше.

Перед нами предстает глубинный мир, подводная станция на самом дне Тихого, океана, на глубине 4 км, где непроглядная тьма и истоки всей жизни на земле. 6 переломанных жизнью, переделанных для существования в условиях давления в 400 атмосфер людей. У каждого по сундуку прошлого и по гигантскому скелету в спрятанном шкафу. Герои запрятаны в 10 матрешек от внешнего мира. Теперь их свобода — это черная бездна, которая по каким-то причинам становится для них больше чем просто домом. Скорее для них она — единственно подходящая среда обитания.

Здесь герои ведут диалог по большей части сами с собой. Да и атмомсфера не та, чтобы праздно болтать. Они многое понимают без слов. Они сильно изменились в условиях безумного давления, бескрайней бездны и глубины. Они рифтеры.

Книга из раздела фантастики, но в ней очень много реальных научных теорий, которые как будто прописали через кальку, а потом сдвинули ее на миллиметр — то есть немного исказили реальность. По сути почти все, что написано в книге — очень близко к правде, и моя рекомендация — «по ходу пьесы» периодически заглядывайте в интернет, чтобы было понятнее, что нам предлагает автор.

Несмотря на размеренность повествования, погружаешься в чтение с головой почти моментально и неважно, где бы ты ни находился, вокруг тебя будет глубина и океан.

Многие пишут что книга хороша, а могла бы стать шедевром, да автор на столькое замахнулся, планку задал настолько высокую, что взять ее не смог. Согласился бы на 99%, если бы не тот факт, что «Морские звезды» — лишь первая книга из трилогии (почти тетралогии). Так что, леди и джентльмены, Чих не неудался, а лишь только начал сильно щипать нос в преддверии последнего :)

С нетерпением жду перевода следующих частей, где, уверен, автор даст ответы на многочисленные вопросы, а все, расставленные в первой части ружья, выстрелят без осечек.

Оценка: 9
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 декабря 2012 г.

«На недельку, до второго

Я уеду в Комарово.

Сам себя найду в пучине,

Если часом затону.» (с) Игорь Скляр.

Уоттс — мастер стилизации. Я понял это еще читая его новелизацию Крайзиса, где он блестяще справился с атмосферой боевых действий и все события выписал языком недалекого (поначалу) солдата, причем довольно злым языком. «Морские звезды» насквозь пропитаны атмосферой морских глубин, что, кстати говоря, неудивительно, т.к. автор по профессии гидробиолог и специалист по морским млекопитающим. Поначалу чтение романа рождало ассоциации с фильмом «Вожди Атлантиды» 1978-го года и программами Жака Ива Кусто, демонстрировавшимися по ОРТ по утрам в выходные. Строго говоря, я бы не назвал «Морские звезды» «твердой» научной фантастикой, это скорее психологический технотриллер.

В центре сюжета — группа рифтеров, психически поврежденных, травмированных людей, которых отправляют жить на глубоководную станцию. А предварительно им еще и модернизируют организм, чтобы они могли функционировать в кромешной тьме и под колоссальным давлением. Главные плюсы книги: блестяще расписанный подводный мир, со своими красотами и монстрами, а также персонажи, которые ведут себя настолько психологически достоверно, что не остается сомнений в познаниях автора в областях виктимологии и девиантной психологии. Глубоководность романа сказалась и на персонажах: ясно и четко мы видим лишь тех, от лица кого идет повествование, все остальные становятся несколько мутноватыми, и разглядеть их становится тем тяжелее, чем дальше они от главного героя.

К минусам можно отнести тот факт, что в книге очень мало динамики. По сути дела, весь драйв сюжета принесен в жертву атмосфере, и не сказать, что это так уж плохо. Просто субъективно мне не хватило в книге действий.

Что касается русского издания, то тут тоже не все гладко: с одной стороны неплохой перевод и симпатичная обложка, с другой — огромное количество восхвалений автора (3 первые страницы — это 9 восхвалений Уоттса и «Морских звезд», что смотрится уж очень навязчиво) и аннотация. Последняя плоха тем, что бессовестно раскрывает всю интригу книги, а ведь сюжет романа и так обделен динамичностью...

В итоге книгу однозначно стоит прочесть всем любителям «твердой» научной фантастики/технотриллеров, а так же тем, кого привлекают морские глубины.

Оценка: 9
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 декабря 2014 г.

Нужно смириться: Уоттс — гений. Мастер. Садо-Демиург.

Недобрый, педантичный ювелир слова и мысли.

Занятно, что большинство из нас сначала окунулось в «(с)Ложную слепоту», которая, по-моему, более вычурная, наглая, но рахитичная и дегенеративная, по сравнению с «МЗ». Лишь вернувшись в начало, к дебюту и первым несчастным героям Уоттса, понимаешь, что на старте он был проще и убедительней. Как кувалда.

«Звезды» лучше сюжетом, не уступают идеей и столь же хороши стилем, как «Слепота».

Нет сомнения, что Уоттса надо читать дальше, необходимо, обязательно.

Оценка: 8
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 апреля 2014 г.

«Бездна заставит тебя замолчать. Солнечные лучи не касались этих вод сотни лет. Атмосферы нарастают здесь сотнями, впадины, не подавившись, проглотят дюжину Эверестов. Говорят, сама жизнь зародилась на глубине. Возможно. Если судить по кошмарному облику чудовищных тварей, искаженных давлением в кромешной тьме и хроническим голоданием, роды эти были не из легких»

Смена локаций, кардинальная. В романе «Ложная Слепота» события происходили в далеком космосе, здесь же мы оказываемся на дне океана, в глубоководном рифте, на станции «Биб». В мире темных глубин, открытых пастей, странных звуков. Это мир, в котором можно потерять себя.

Персонажи книги – люди с покалеченными судьбами, для которых уединение вдалеке от общества может стать единственным утешением. Но не все способны выдержать испытание глубоководным миром.

По сути, главной героиней книги является Лени Кларк – рифтер, которую тоже потрепала судьба. Девушка с комплексом жертвы, суицидальными наклонностями, нелюдимая и странная. Но очень интересна, как персонаж.

« — Иногда ты пугаешь меня больше Лабина. Ты никогда не взрываешься, никого не трогаешь, черт побери, это настоящее событие, если ты хотя бы голос повышаешь, но оно все внутри, растет. И мне кажется, там, внутри, не бездонное пространство. – Он даже умудряется рассметься. – Ненависть – прекрасный источник энергии. Если кто-нибудь когда-нибудь…тебя запустит, активирует, ты станешь неудержимой. А сейчас ты просто…токсична. Я думаю, ты даже не подозреваешь, сколько ненависти носишь в себе».

Ей пришлось испытать много боли – «Реально лишь то, что происходит медленно, мучительно, когда каждый шаг вырезан криками, угрозами и ударами». Повествование ведется с разных ракурсов, но все — равно возвращается в Лени, впрочем, ею и заканчивается.

Сама атмосфера книги гнетущая, мрачная и апатичная. Множество биологических обоснований некоторых явлений и вещей добавляют реалистичности. Также присутствует глубокая психологическая проработка характеров. Диалоги выстроены мастерски, читать очень «вкусно».

«Бездна может тебя поглотить». Некоторые готовы остаться здесь навсегда. Отринуть память, эмоции, поддаться первобытным инстинктам, и превратиться из человека в амфибию, животное, регрессировать. Обрести желанное забвение. Но это самый легкий из выходов.

В книге также очень много невероятных и оригинальных идей научного характера. Некоторые из них почерпнуты Уоттсом из других источников, список которых указан в конце, другие он придумал сам, но все они очень умело вплетены в общий ход повествования.

Концовка книги, в духе искусственного Апокалипсиса, только подогревает интерес к следующим частям, которые, к сожалению еще не переведены на русский, но в планах, что и обнадеживает. Много вопросов остались без ответов – что случилось с остальными рифтерами, каковы последствия Бетагемота, что предпримет Лени Кларк на пути к отмщению? И как далеко она готова зайти?

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 мая 2015 г.

Рядом с нами, а не где-то на других планетах, существует неизведанный мир. Его местоположение ясно указано на всех географических картах, и любой ребенок знает, как он называется. Более того, большинство из нас хоть раз в жизни были с ним рядом или переступали его границу.

Ну и что, что каждый может объяснить, что такое «Океан»? От этого этот мир не становится более изведанным или понятным. Там, в глубине, по- прежнему обитают создания, которые не ведают о нашем существовании. В вечной темноте, под многокилометровой тяжестью морей и океанов — кишит жизнь, таинственная, чуждая и все-таки — земная.

Об этом мире так мало известно, и так мало написано, что я готова прочитать о нем что угодно. Подвесь перед моим читательским взором что-то типа «Подводная станция», «Глубина», «Гигантский спрут» или «Морские звезды» — и все: я «проглочу» все, до чего дотянутся мои изголодавшиеся глаза.

Я специально подчеркиваю, что готова читать именно на эту тему: об Океане и его обитателях, попытках изучить самые глубины, вариантах использования скрытых там богатств и возможностей, и особенно — о приспособлении человека к условиям непроглядной темноты и невероятного давления. Но вместо этого я получила длинное, на почти половину книги, сумбурное копание в тайнах подсознания кучки психопатов и неврастеников. Практически никакого действия и никаких событий, длинные и очень невнятные, и по большей части, отталкивающие переживания садистов, мазохистов, жертв насилия, педофилов и уж совсем не определяемых извращенцев.

Помнится, у Мартина есть рассказ «Второй род одиночества», про откровенного психа, которому почему то доверили управление космическими вратами в гиперпространство, которые он во время очередного припадка взрывает к чертям вместе с очередным звездолетом. Уже тогда подумала, что странная, однако, кадровая политика у компаний будущего. Так далеко шагнула техника, а выявлять скрытых психопатов не научились...

Тут же автор пошел еще дальше: психопатов нанимают на работу, поскольку они, теоретически, должны быть более устойчивы к стрессу. Хотите проверить такую теорию, доверив подобным субъектам, к примеру, работу в МЧС? Или полиции? Тоже стресс постоянный... Конечно, когда эта психопатия всеобщая, норма жизни, так сказать, затрагивающая даже компьютеры, сети и искусственные интеллекты, то с кадрами образуется большая напряженка.

В общем, если судить по этому роману, мир недалекого будущего полностью и безоговорочно принадлежит психопатам: в широком диапазоне от выраженных и буйных до тихих и забитых. Но все они опасны, непредсказуемы и неприятны.

Это я немного о героях. Но не могу пройти и мимо самого сюжета. Более менее какое-то действие начинается со второй половины книги. Причем начинается довольно резко: в малейших деталях описывали внутренний мир рифтеров, самые незначительные нюансы их восприятия, и вдруг – раз! — на свет появляется глобальная угроза. В виде древней формы жизни, которая такая вредная, что единственное средство борьбы с ней — стереть все с лица земли/дна моря, конечно же/ единым махом/опять вспоминается рассказ Мартина, там герой тоже объяснял свои психопатские решения рациональностью/. Ну и далее, короткое описание катаклизма, довольно сумбурное, без красок и деталей. И все. Финал. Ждите следующую часть.

Я хочу сразу немного забежать вперед: вторая часть «Водоворот» с первых страниц читается совершенно иначе. Хороший баланс между действием и «внутренними» заморочками» героев. И хотя психопатов на страницах меньше не стало, они стали более «контролируемыми», а их действия получили какую-то, воспринимаемую нормальным сознанием, логику. Поэтому сделаем скидку на то, что «Морские звезды» — роман не самостоятельный, а лишь затянутый пролог к основному действию.

Но так жаль, так жаль, что путешествие в Бездну не состоялось. Что неизведанный мир Океана так и остался другим миром, таким же непостижимым, как и неоткрытые еще планеты Вселенной. Он по-прежнему ждет тех, кто про него напишет — внятно, ярко, с использованием современных научных данных. Такова судьба — моя любимая наживка все еще ждет меня впереди.

Оценка: 6
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 августа 2013 г.

Роман Питера Уоттса «Морские звезды» (хотя правильнее читать «Морская звезда»), выросший из рассказа «Ниша» (1990 г.), был написан канадским фантастом еще в 1999 году и стал дебютом Уоттса в большой форме. По рыночной прихоти русские издатели отказались тогда переводить и печатать книжку, мотивируя это якобы излишней мрачностью содержания, однако, после оглушительного успеха в новом тысячелетии романа «Ложная слепота», им пришлось подчиниться даме по имени Выгода — «Морские звезды» наконец-то издали на великом и могучем. С опозданием в 12 лет.

Являясь по сути первой репликой в монологе творчества, роман этот не принес малоизвестному автору значительных лавров. Хватило сдержанного одобрения газеты «New York Times», да мемориальной премии имени Джона Кэмпбелла. Однако произведение все-таки оказало определенное влияние на аудиторию, даже породив в среде подростков целую, впрочем скоротечную, субкультуру.

«Морские звезды» — это первый роман трилогии о так называемых рифтерах, людях, добровольно вызвавшихся работать на большой глубине в специальных подводных станциях, расположенных возле разломов Земной коры, именуемых рифтами. Второй и третий романы цикла «Водоворот» и «Бегемот» на настоящий момент в России еще не изданы, но выложены на сайте писателя в свободный доступ. Думается, их появление в наших книжных магазинах не за горами.

Действие романа разворачивается возле разлома в тектонической плите Хуан де Фука на глубине трех километров, в сумрачных декорациях геотермальной станции «Биб», куда жестокой корпорацией Энергосети отправлены люди с изломанной психикой. Это изгои, отринутые обществом мужчины и женщины – психически неуравновешенные, больные, страдающие депрессиями, перенесшие насилие в детстве, педофилы, маньяки и самоубийцы-неудачники, которым дали последний шанс как-то наладить свою жизнь. Сделать выбор без выбора. Уйти во мрак океана. Их тела изменены, модифицированы для длительного нахождения в воде. Их восприятие мира искажено, словно стекло, попавшее в жерло вулкана. Но их проклятие – это одновременно их оружие. Специалисты из корпорации посчитали, что именно благодаря такому негативному личному опыту рифтеры способны вынести условия, в которых нормальный человек свихнулся бы на третьи сутки. Нормальному человеку здесь делать нечего.

Итак, сцена готова, актеры взошли на подмостки, и эксперимент начинается. Три акта. Все рассчитано точно. Первое, что удалось сделать Уоттсу в романе, это создать нужную гнетущую атмосферу. Метафора выбрана удачно. Давление трех километров Тихого океана над головой как бы символизирует давление пережитого персонажами в прошлом. Каждый из рифтеров таскает на спине тяжеленный мешок собственных страхов, комплексов, демонов. Кто-то выдерживает, как Лени Кларк. Кто-то ломается, теряет свою человеческую сущность. Быстро или медленно. Тихо или с фейерверком. Чистилище работает в штатном режиме. По мере развития сюжета обстановка на станции накаляется, давление увеличивается, как водный пресс за бортом, предвосхищая неизбежный катарсис.

Научно-фантастическая составляющая произведения тоже не подкачала. Роман насыщен научными терминами из разных отраслей знания, от геологии до микробиологии. Здесь Уоттсу очень помогла ученая степень по гидробиологии и серьезный, основательный подход к делу. Эффект налицо. Создается ощущение максимального реализма происходящего. И если уж вас не впечатлит художественная часть, вы неплохо пополните свой понятийный багаж. «Морские звезды» — та самая Hard SF, которой так не хватает на рынке современной фантастики. Умная, информативная, увлекательная.

Сюжет статичен. Может показаться, что большую часть текста в книге не происходит ничего особо значимого, кроме ударов призрачных чудовищ об обшивку станции. Это позволяет вчитываться в каждую строчку, медитировать. Не без помощи художественного таланта, будто бы позаимствованного у самого Гибсона, Уоттс точными мазками создал подводное пространство, до боли знакомое нам по ряду книжек и фильмов. «Бездна» Джеймса Кэмерона, «Сфера» Барри Левинсона… Тень Арчи, гигантского кальмара из бессмертного романа Жюля Верна. Вот те крайне условные координаты позволяющие провести аналогию. Динамика здесь уступает место созерцанию. Если картины можно писать при помощи слов, то «Морские звезды» — это полотно перечитавшего Лавкрафта мариниста. Уоттс как бы подводит нас к краю Бездны и указывает: смотрите, наслаждайтесь. Картина, написанная всеми оттенками радуги. Игры света и тени. Смутные силуэты. Космос, но живой, пульсирующий, смертельно опасный. Скрывающий в себе некую тайну, к разгадке которой автор плавно подталкивает в конце, уготовав каждому из действующих лиц свою судьбу. И виток выходит на новый уровень.

Настоящая литература всегда заставляет думать, задавать вопросы. С данной миссией Питер Уоттс справился, потому что эпитетами вроде «глубоководный триллер» или «техно-детектив» называть роман «Морские звезды» было бы не совсем правильно. Та запредельная глубина конфликта, который вынуждены решать все без исключения герои книги, автоматически выносит роман на новую высоту, где идея, содержание определяет форму, а не наоборот, как это часто можно наблюдать в модных ныне текстах. Поэтому пассажи про Бетагемот, про зельц и присные все-таки идут фоном: в центре проблематики стоит отдельно взятый человек, а не хитросплетения эволюции. Причем человек не совсем нормальный, человек с отклонениями. Со знаком минус. Но что такое норма, когда в танце превращения тебя в принципиально новое существо меркнут традиционно человеческие ориентиры? Ведь при определенных условиях минус может обернуться плюсом, или даже жирным крестом, перечеркивающим будущее Homo Sapiens.

Итак, уравнение решено и надо подвести общую черту. Безусловно, роман «Морские звезды» – не самый лучший в творчестве Уоттса. Но дай бог каждому фантасту начинать карьеру с текстов такого уровня. Роман уникален, прежде всего, редким сочетанием идейных и декоративных компонентов. Подобные литературные коктейли сейчас редкость. Мне бы не хотелось приводить в заключение известную фразу известного философа о той самой Бездне, в которую можно долго вглядываться, и что затем произойдет. Вместо этого воспользуюсь строчкой из романа и дам Вам небольшой совет: прежде чем брать в руки книгу, хорошенько подумайте. Ведь стоит только спуститься в объятия Бездны, и она заставит Вас замолчать.

Оценка: 8
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 октября 2012 г.

Новый мир погружает нас в самое затерянное место на планете. То, где кроме компьютеров в огромных запаянных батискафах не бывал никто, место, в котором постоянно происходят изменения, где ежеминутно меняется облик планеты. Это рифт. Океанический разлом, стык тектонических плит, непрерывные взрывы гейзеров, огромные температуры, гигантские чудовища. С первых страниц мир поглощает. Погружаешься и не можешь всплыть, пораженный его красотой, опасностью, необычностью. Автор скуп на пейзажные сцены, он не описывает красот вокруг. Но это и не нужно. По редким обмолвкам, эмоциям героев, в голове вырастает прекрасная и ужасная картина. Мир, в котором невозможно находиться, но в который влюбляешься с первого вздоха. Кромешная тьма. И свет жизни в ней. Раз светится, значит съедобно.

Здесь до последних страниц нет сюжета в его классическом виде. Только описание мозаики жизни рифтеров. Все они – недоломанные люди. Механические игрушки, способные выжить там, где никто не справится. Настоящие палачи и настоящие жертвы, помещенные под лабораторный колпак. Никогда не забывая о наличии “большого брата”, всевидящей и всемогучей корпорации Энергосети, но в то же время не обращая на нее никакого внимания, они выживают, приспосабливаются, переживают конфликты. Существование каждого героя продиктовано определенной целью. По сути видим всего двух персонажей, олицетворяющих каждый свою ветвь эволюции, находящихся в окружении людей-функций: есть катализатор, есть ингибитор, есть герой, создающий всю эту гремучую смесь.

Две трети книги — психологический триллер. Огромное давление. Невероятная красота. Короткие выбросы адреналина. Отголоски безумного мира сверху. Ломающиеся, мнущиеся люди-игрушки. Эволюция рифтеров: кто знает, куда она заведет и какие тайны души откроет. Последние страницы разрушат этот мир: книга обрывается в самый пик активности, момент перелома, экстремум. Только-только все кусочки любовно составленной мозаики сложатся, герои пройдут свой путь, функции выполнят роль, вместе образовав большую сложную картину, как появляется свой Александр, разрубающий этот гордиев узел и ставящий всю многогранную картинку на одно ребро: простое или сложное? Этот вопрос тянется сквозь все повествование. Противопоставляются шашки с шахматами, герои, модели поведения, ветви эволюции, само построение текста.

Питер Уоттс как-то говорил, что научные статьи — та же фантастика, только без героев и сюжета, да и читателей у них поменьше. Так и получилось — в научную гипотезу, проработанную в деталях, умело добавил живых персонажей, линию повествования, атмосферу. Из-за этого роман может вызвать определенные сложности с усвоением информации. Масса терминов и понятий, комментариев к ним, дотошность автора в мелочах отталкивают неподготовленного читателя. Любителей научной фантастики наукой особо не испугаешь. Тех же, кто с жанром не сталкивался можно смело отправлять читать «Морские звезды». Вдруг из юных читателей вырастет поколение биологов, как из читателей Ефремова вырасло поколение географов и геологов?

ЗЫ. Не верьте аннотациям. Они УГ. И пишут их чаще всего люди, книг не читающие.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 сентября 2012 г.

> [Возьмите дюжину детей. Любых детей. Хорошенько взбейте и смешайте, пока не останется только несколько комков. Двадцать или тридцать лет подержите на небольшом огне; доведите до медленного кипения. Снимите буйных психопатов, шизоаффективных, людей с синдромом расщепления личности и слейте их.

Дайте остыть. Подавать с дофаминовым гарниром.

Что вы получите? Нечто погнутое, но не сломанное. Нечто, подходящее для трещин, слишком извилистых для всех нас.]

Хорошо, что Питера Уоттса нам перевели ещё, а то мы уже успели соскучиться. Cпустя пару лет после выхода «Ложной Слепоты» изголодавшийся по плотной и забористой фантастике человек wants some more. Поэтому вышедшие на русском языке «Морские звёзды» своевременны и очень уместны. Не только для того, чтобы получше познакомиться с творческим миром Уоттса, но и просто чтобы не закиснуть — сильные жанровые вещи медленно выходят на наш книжный рынок.

Так вот, «Морские звезды». Это дебютный роман писателя. Однозначно, таким дебютом может гордиться любой литератор. Будучи гидробиологом и специалистом по морским млекопитающим, Уоттс составляет свой литературный коктейль, во вкусе которого угадываются как минимум: «Бездна» Джеймса Кэмерона, «Гибель Дракона» Сакё Комацу, «Ружья, микробы и сталь» Джареда Даймонда, внутренняя атмосфера размазывающей тишины одновременно и внутри «Дискавери» в «Космической Одиссее 2001 года», и «Луны» Данкана Джонса. Всё это вместе, приправленное настоящим психологическим сумраком, в который то ли ты вглядываешься, то ли он в тебя.

В этом сумраке существуют рифтеры. Их внешний мир — подводная тьма под толщей нескольких километров воды, а внутренний — прокачанное наномодуляторами тело. В котором от тела мало что осталось, но сознание не перестаёт задавать себе неудобные вопросы. И вот в этой глубине, абстрагировавшись от окружающего мира настоящего [будущего?], поместив всех персонажей вместе с читателем и самим собой в замкнутое пространство, Уоттс дергает за нити. Спрашивает. Слушает.

> [«Для его подозрений существует одно слово. Оно описывает человеческий опыт в камере сенсорной депривации, или в виртуальной реальности с изолированным входом данных, или — в самых экстремальных случаях — когда кто-то перерезает сенсорные кабели центральной нервной системы. Оно очерчивает состояние лишения чувств, когда целые отделы мозга отключаются из-за нехватки внешних данных. И слово это «Ганцфельд».]

Только в «Морских звездах» ганцфельд-эксперимент распространяется не на конкретного человека или группу людей, — идёт глубже — на понятия человека, человечности и сознания. Что заставляет тебя оставаться человеком, когда разрушены все основополагающие элементы, что заставляет тебя жить? Что составляет твое понимание жизни? Почему?

Ощущение присутствия внутри книги отдает гнетущим, пробирающим эхом. Текст, несмотря на большое желание, проглотить не получится. Умные, едкие мысли учёного и человека. Хочется ли продолжения? Однозначно.

«Ложную Слепоту» в контексте не упомянуть по-прежнему нельзя, она всё-таки маяк, на который поклонники будут ориентироваться ещё долгое время. Соглашаясь со словами Валерия Маслова aka Goshak, «Трилогия о рифтерах — это тот текст, который Уоттс подставлял под ножку письменного стола, когда писал «Слепоту». Потому что все составляющие на месте. Социопатическое отношение к обществу. Излом души через призму человеческого несовершенства. И, наверное, чуть больше, чем в поздних произведениях, вот эта мораль, что человечеству просто повезло оказаться в определенное время в определенном месте. И поэтому всё так, а не иначе.

В любом случае, позиция фантаста, который способен не просто посредством литературы локализовать *проблему* и обозначить пути выхода из неё, а ещё и лягнуть для придания вектора, наверное, оптимальна. Не мы такие, время такое и способы воздействия такие. Хорошо, когда выплавить из своих творений нечто одновременно умное, жёсткое, хлёсткое, оригинальное, завораживающее и что называется, «с яйцами», удаётся.

Нетрудно догадаться, что Уоттсу удалось. Thank you.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 сентября 2016 г.

-Мне там незачем жить.

-А что там?

-Бескрайняя человеческая глупость.

(с) Куб

Тема подводных исследований была невероятно популярная в кинематографе 80-х. От хорроров «Левиафана» и «Глубоководной звезды шесть» до гуманистической фантастики кэмероновской «Бездны». В 90-е данная тема потеряла былую актуальность, отметившись лишь в конце десятилетия очень противоречивой «Сферой» Левинсона. В начале нулевых Туи снял «Глубину», фильм неплохой, но далеко не идеальный.

В детском возрасте эта тема была интересна лишь с одной своей стороны. Герои глубоководных станций сталкивались с чем-то неведомым (монстром, микроорганизмом, пришельцем) и, осознав ситуацию, пытались этому нечто противостоять (или понять). Однако, став взрослее, интересно становилось не столько то, с чем сталкиваются герои в глубинах океана, сколько сами герои, изменение их психики и характера, под влиянием обстановки и ситуаций. Если обратиться к литературе, то вспоминается отечественная повесть Сергея Павлова «Акванавты», где главный герой, Игорь Соболев, был вынужден столкнуться с явлениями, природу которых было трудно понять. Тем более, что явления имели какую-то загадочную связь с еще незажившей душевной раной самого Игоря. У Павлова так и не получилось сделать некую смесь триллера и научной фантастики, чтобы читатель до последнего гадал: сумасшествие это или научный эксперимент? С другой стороны, ставил ли он перед собой такую задачу?

Питер Уоттс говорил, что долгое время в нём боролись ученый и писатель, и что результатом «схватки» стал некий симбиоз того и другого. Отчасти это так, но стоит заметить, что пропорции этого союза не равнозначные и ученый часто «берет верх» над писателем. Берясь за «Морские звезды», я уже был знаком с творчеством Уоттса по «Ничтожествам» и «Ложной слепоте». Первая, в силу размера и темы, не позволяла получить полное представление о Питере, как о писателе. А вот второе позволяло и представление это оказалось очень противоречивое. С одной стороны, невозможно не отметить авторскую дотошность в вопросах исследования тех тем и проблем, что ставятся в произведении во главе угла. Но талантливый Уоттс-ученый, что первую половину книги «спал», подобно запасным членам экипажа, позволяя Уоттсу-писателю в одиночку строить каркас своего произведения, проснувшись, почти полностью отбирает у него лидерские «вожжи». Т.е. событий в книге много, но они настолько фрагментарны, разрознены и лишены контекста, что раз за разом приходилось перематывать книгу на 5-10 страниц назад. Причем, нельзя сказать, что «Ложная слепота» имеет какую-то запредельную сложность для понимания. Просто автор подает её таким образом, что вызывает невольное отторжение и неприятие, притом что тема произведения действительно вызывает интерес. И именно этот самый интерес подтолкнул, из глубин космической бездны, спуститься в глубины мирового океана.

Корпорация «Энергосеть», для работ в разломе Хуан-де-Фука, решает привлечь людей с не совсем нормальным состоянием психики. Маньяки и люди подвергнувшиеся насилию, собранные в одном месте, под толщей океана, без признаков цивилизации – довольно оригинальное решение. Хотя, стоит отметить, что решение это имеет под собой логическое основание. Маньяк и жертва – что общего может у них быть? Оба они считают окружающий мир таким же мрачным, агрессивным, тёмным дном океана, со спасительной «глубоководной станцией» в центре. Маньяк выходит из этой «станции» на охоту, а жертва, стремиться не стать его добычей. В сухом остатке получается, что маньяки и жертвы, имея психическое отклонение от общепринятых стандартов, обладают, тем не менее, психикой более устойчивой к изменению окружающей действительности. Ведь состояние обычного человека, большей частью, определяет та среда, в которой он, в данный момент, находится. Легко быть интеллигентом и джентльменом на светском рауте и куда сложнее оставаться им на необитаемом острове, в окружении непогоды и диких зверей. Голдинг наглядно показал, как легко смахнуть с человека тот тонкий слой пыли, что именуется им цивилизованностью.

Роман начинается на глубоководной станции «Биб», населенной двумя женщинами-исследователями: Лени Кларк и Дженет Баллард. Замкнутая Лени и говорливая Дженет словно дополняли друг друга в этой, лишенной света, бездне. Но отношения их начинают постепенно накаляться, и лишь один сможет остаться на станции и продолжить работу. С первых же страниц авторский слог начинает вызывать (опять) острое неприятие. Его можно назвать своеобразным, но это едва ли поможет вам к нему привыкнуть. Автор постоянно что-то описывает: «поворачивается», «плывет», «видит», «бьет», но картинка мизансцены упорно не хочет вырисовываться в голове. Казалось, что некоторые сцены начинаются не сначала и не имеют окончания, будто автор нарочито использует рваность эпизодов, чтобы погрузить читателя в мрачный и суровый мир его героев. Читать очень сложно, и часто приходится прочитывать одно и то же место несколько раз.

Дует распадается, но количество действующих лиц очень скоро возрастает. Актон, Нагато, Карако, Лабин, Брандер, Фишер. Имен хоть и много, но, увы, многие так и останутся именами, сюжетными функциями, лишенными индивидуальных особенностей. Исключениями станут лишь маньяк-педофил — Джерри Фишер, чей характер и мотивацию автор постарается исследовать чуть подробнее, некто Актон, кто первым станет задаваться неудобными вопросами и Лени Кларк, с которой повествование и началось.

Очень долго книга будто стоит на одном месте. События происходят регулярно, но общий их контекст так и остается в «тумане» авторского замысла. Причем, автор не старается темнить или путать, просто он выстраивает структуру своего произведения, по собственному усмотрению и пониманию. Помню, учась в институте, к нам на замену пришел новый лектор, читать тему по высшей математике. Эту лекцию я не забуду до конца жизни. За первую половину пары (45 мин) он произнес ровно три (!) фразы. «Допустим что…», по доске поползли иксы, производные и прочие функции. Через двадцать минут, на третьей строке довольно внушительных размеров доски, профессор решает выдать следующую реплику «Отсюда следует…» и формулы начинают постепенно сокращаться, делаться менее объемными. За десять минут до перерыва звучит третья фраза «Таким образом…» и выводимая формула, через несколько минут, принимает свое окончательное очертание. Мораль истории в том, что преподаватель видел свои расчеты настолько понятными и очевидными, что дополнять их чем-то еще, счел ниже своего достоинства. У Питера не совсем так, но что-то похожее, определенно, присутствует.

Основной сюжет, то есть основной сюжетный конфликт, проступает ближе к концу романа. Не последнюю, если не определяющую, роль в сюжете сыграет искусственный интеллект. Шашки или Шахматы? Нелепый, по сути, вопрос, если не учитывать тот контекст, в котором машина будет его рассматривать, станет определяющим для данной книги и последующих продолжений. ДНК — одна из основ нашей жизни. Именно она хранит и передает генетическую информацию о нас и наших видах. Это фундамент всего, что нас окружает, но настолько ли он прочен? Что если история эволюции пошла бы не тем путем, на котором она сейчас, а каким-то другим? Что если другая дорога еще не окончательно заросла «шиповником»? Роман, странным образом, рождает ассоциации с «Лавиной» Стивенсона, где древнее и забытое всеми знание было способно перевернуть сложившийся тысячелетиями мировой уклад, вернув человечество в мир архаики.

«Морские звезды», как известно, лишь первый роман трилогии «Рифтеры», но осилить всю трилогию за один заход лично мне видится трудновыполнимым. Нужен некий перерыв. Книга, которую стоит прочитать, но совсем не та книга, от чтения которой вы получите удовольствие. Может быть, в будущем Уоттс-писатель и Уоттс-ученый смогут найти консенсус, соединив все хорошее и отбросив плохое. Увы, на данный момент, они смотрят друг на друга из соседних «окопов».

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 августа 2015 г.

Смело можно сказать, что я не потратил время зря. Конечно, поначалу было тяжеловато, всё-таки, в авторский метафорический язык нужно вчитаться. Потом пошло легче.

Итак.

В романе Уоттс исследует, видимо, излюбленные свои объекты — сломанные, испорченные, бывшие человеческие существа. Существа, которые волей всесильной Энергосети поставлены в совсем уж нечеловеческие условия. Надо сказать, исследование это занимательно, монстры совершают адекватные поступки, почти нормальные раскрывают перед нами свою внутреннюю тьму. Почти люди, бывшие люди, совсем нелюди. Это немножко монотонно, но довольно забавно.

Кроме характеров персонажей роман интересен несколькими идеями и образами. Например, зельц, мыслящий гель — нейронная сеть из натуральных человеческих нейронов на питательной подложке. Внеэмоциональные, внеразумные мыслящие машины. Это интересно, особенно мир в восприятии узла 1211. Это трудно — описать нечеловеческую логику и нечеловеческое восприятие. Автору почти удалось.

Самое смешное, что зельц более похож на человека, чем канонические люди — корпы. Не любит автор корпорации. Ох, не любит!

В этом романе, первом из трёх, апокалипсис почти случился. Думаю, герои сделают всё, чтобы он случился окончательно.

Конечно, текст уступает лучшим образцам советской и российской фантастики — проблемы слишком глобальны, а решения слишком круты, что маскирует тонкости и полутона — но он вполне читабелен.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 марта 2013 г.

Массовому отечественному читателю имя Питера Уоттса почти неизвестно, но в среде поклонников настоящей, зубодробительной в хорошем смысле слова научной фантастики несколько лет назад оно буквально прогремело с выходом на русском языке его романа «Ложная слепота». В скудном потоке истинно научно-фантастических произведений роман Уоттса оказался событием даже не года, а как минимум нескольких лет. Несомненный его успех позволил надеяться и на выход других книг Уоттса, и в первую очередь его дебютного романа «Морские звёзды», от которого в своё время российские издатели отказались, посчитав слишком мрачным.

Эта книга – первая часть трилогии о рифтерах, людях, живущих и работающих на глубоководных станциях, принадлежащих корпорации «Энергосеть». Но люди это не простые, не обычные. Корпорация подбирает для этой работы изгоев, отшельников, инвалидов – не физических, но психологических, тех, кому по тем или иным причинам нет места в обществе. Впрочем, несмотря на то, что их тела сильно переделывают, добавляя различные импланты, способные обеспечить выживание на таких глубинах, работа эта не постоянная; теоретически, отработав контракт, эти люди могут вернуться наверх. Но это для героев книги дело далёкого будущего, пока же у них есть только настоящее, в котором соседствуют бескрайние, неведомые и далеко не безжизненные океанские глубины и крошечное по сравнению с ними замкнутое пространство станции, на которой несколько человек так или иначе обязаны сосуществовать и выживать.

«Ложная слепота» сочетала в себе тщательнейшую научную проработку описаний, действий, концепций, и глубокое проникновение в психологию персонажей. То же читателю встретится и в этой книге, с поправкой на специфичность и узость выбранной темы. Уоттс также приводит в конце ссылки на научные книги и статьи, из которых были почерпнуты идеи и обоснования для романа, в основном концентрирующиеся в областях биологии, геологии и психологии. Список не настолько обширен, как в «Ложной слепоте», но впечатляющ. По большому счёту, книга о рифтерах — это тоже в какой-то степени научная работа, исследование до сих пор почти не знакомого человеку глубоководного мира и в то же время изучение отношений в небольшой группе людей, каждый из которых отмечен той или иной психологической девиацией. Разумеется, от этого «Морские звёзды» не перестают быть художественным произведением и вымыслом, хотя подчёркнутая нединамичность повествования на протяжении как минимум двух третей романа делает его весьма непростым для чтения. Да и ближе к концу книги, когда привычный героям мир начинает катастрофически меняться, основное внимание автор продолжает уделять не столько происходящим событиям как таковым, сколько их восприятию персонажами.

Что будет дальше с героями и с миром, угадать я не возьмусь; само название второго романа – Maelstrom / «Водоворот» — таит в себе нечто хаотическое и непредсказуемое. Так или иначе, герои вынужденно покидают свой жуткий, опасный, малоизученный, и в то же время уже хоть как-то, но обжитый и привычный мирок. Но они уже не те люди, что когда-то спускались на дно одной из глубочайших океанских впадин, и на мир наверху, возможно, будут смотреть уже совсем иначе. Шансы узнать это на деле невелики, но всё же есть. Будем ждать.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 августа 2015 г.

Ну здравствуй, Уоттс! Это был мой первый прочитанный роман Уоттса… Хотя книг его у меня много, если не все…

Итак «Морские звезды»… Я думаю неспроста автор так назвал свой роман… Всего лишь полстранички упоминание о морских звездах, их особенности передвигаться ножками-присосками и …регенерировать… В действительности, морскими звездами можно назвать и героев глубоководной станции «Биб»…

Едва ли не ближайшее будущее… В поисках источников электроэнергии люди начинают бурить или использовать естественные жерла геотермальных (гидротермальных) источников. Непонятно какой формы собственности, но чрезвычайно могущественная энергокомпания «Энергосеть» нанимает особенных людей для работы на одной из глубоководных станции в Тихом океане в районе рифта Хуан де Фука… Особенности в том, что все они либо подвергшиеся насилию в детстве, либо совершившие насилие в отношении родителей, детей, убийцы, нелюдимые… Возможно «наем» — альтернатива заключения в места отбытия наказаний или психиатрические учреждения… Для длительного нахождения, перемещения на глубине без глубоководного аппарата (в специальных запечатываемых-распечатываемых гидрокостюмах), дыхания в условиях сумасшедшего давления им удаляют одно легкое (они дышат смесью), для острого и в темноте зрения совершают некие операции на глазах (линзы)…и внедряют прочие имплантаты, нейроингибиторы, электролизер… Некоторых (или всех) рифтеров даже специально заражали «прирученным» ретровирусом с дополнительными генами: человеческие энзимы плохо работают при высоком давлении… Их называют рифтерами от рифт – трещина, разлом в земной коре…… Классический образец замкнутого помещения в условиях чрезвычайной враждебности и опасности за его пределами (клаустрофобическое одиночество)… Небольшой экипаж, судя по роману, меняющийся в результате… происшествий… в количестве 5-7 человек… Негласное лидерство Кларк… Большинство акванавтов не нужно понукать выполнять ту или иную работу – они сами постоянно находят работу, благо ее навалом… Но это не только трудовые обязанности, или трудовые обязанности с … человеческими особенностями… Зачастую без помощи невозможно выжить в одиночку… Несмотря на уверения компании в отсутствии крупных хищников ввиду колоссального давления, нередки нападения гигантов с зубами размером до полуметра… Неожиданные выбросы раскаленных гейзеров (температура мгновенно подскакивает от обычных 4 градусов по Цельсию до 280) … «Биб» не обеспечивает абсолютную безопасность – между делом упоминается, что «Лепро» и «Уиншир» …расплавились… Основная работа – чистить какие-то решетки водозаборника, фильтры или что-то подобное, небольшие сварочные работы…. Нечасто организуются экскурсии с адреналином для состоятельных людей…

То ли вследствие своих вышеупомянутых особенностей психологии, характера, то ли в обстановке атмосферы… , которая, видимо как и в условиях космического корабля, вызывает конфликты, многие из рифтеров предпочитают проводить время в … воде: тренируя организм в подъемах, находя работу или … в поисках на свою … приключений… Некоторые даже гидрокостюм не снимают, чтобы съесть «лепешку грязи» из пищемашины и снова в воду… Не часто даже засыпают в воде… Я уже не помню, сколько дней или лет экипажи не сменяются… Смешанные (мужчины и женщины) экипажи неминуемо вызывают …эээ… дополнительные проблемы сосуществования… Но пол нечасто проявляется – автор так подобрал имена Баллард, Лени Кларк, Джоэл Кита, Карако, что долгое время (да и впоследствии приходится вспоминать) несколько трудно узнать пол человека..

Может быть упомянутое добровольное уединение в океане является следствием влияния на организм Бетагемота – сообщества бактерий, обладающего «разумом», зародившегося на земле в районе геотермальных разломов еще до человека…

Смерти есть… Есть и превращения…

Человек научился использовать в качестве управляющих систем умные гели (вроде их еще в романе называют зельцем)…

В чем опасность рифтеров для Энергосети, каковы цели и планы Бетагемота, есть ли планы Энергосети взорвать рифтеров вместе с «Бибом» и Бетагемотом, последствиями чего может явиться гибель нескольких миллионов человек прибрежной полосы, на основании каких размышлений и какое решение примет умный гель: следовать целям Бетагемота или Человека, читайте в романе…

А я жду чтения второй и третьей книг, хотя бы уже потому, что хочу узнать судьбу покинувшей «Биб» группы, судьбу и месть Кларк, судьбу Энергосети, человечества и Бетагемота…

Мало описаний и диалогов…но волшебным путем все понятно, додумывается… Исключительный психологизм, эмоциальность… Мрачный, напряженный, тяжелый роман — драма… И не только сочувствие к рифтерам, а может быть, даже не столько… Трудно охарактеризовать жанр, стиль, фабулу… То ли психологический фантастический роман-приключение-драма, то ли роман-предупреждение, то ли роман-апокалипсис…

Несколько весьма ярких интимных сцен, натуралистично грубоватых… Нецензурная брань и не брань

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(«Да хер его знает»)
. Роман явно 18+…

Роман написан в стиле пьесы: «Шепчет, опускает, дрожит, проверяет»… Малословие вызывает кинематографичность… Редкий автор, умудрившийся без слов или с помощью неких малых слов дать читателю всю палитру чувств героев… Браво!

Сюжет (-ы) параллельно-последовательные с экскурсами в прошлое…

Некоторые «фотографии», «кадры», мысли и страницы ассоциировались с «Человек-амфибия», фильмами «Солярис», «Бездна», «Левиафан», «Луна 44», почему-то с фильмом «Сталкер», и конечно романом Шетцинга «Стая».

Приятное, хотя и не легкое, знакомство с автором, романом… Совсем не пожалел…

До тех пор, пока я узнаю замысел автора, фабулу, прочту 2-й и 3-й роман трилогии, — 8…. Возможно потом мой рейтинг увеличится или уменьшится (маловероятно)…

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 июля 2013 г.

«Морские звезды» прочел после нескольких лестных отзывов на Фантлабе. Долгое время относился к переводной НФ с изрядной долей скептицизма, достали мечи, драконы, колдуны; все надеялся, что и у нас появятся свои звезды НФ, и не будут бесконтрольно плодиться авторы мириадов «попаданцев», «мастербоев» и «саборитян». «Морские звезды» захватили с первых страниц, ощущение было таким, будто и сам погрузился на трехкилометровую глубину и сам подвергся биологическим модификациям для глубоководного существования. Ну а какие личности и характеры плавают по страницам этого угрюмого романа! И всем им предстоит суровый суд Господен. Давненько не получал удовольствия от добротной, твердой научной фантастики. Хороший экспрессивный русский язык, понятные фразы, несмотря на обилие терминов и сносок тоже украшают роман, как и его сюжет. Чем-то он мне напомнил стару и очень хорошую книгу С. Павлова «Акванавты», то же очень тщательно выписанную, хорошо проработанную с точки зрения новых (на тот период) технологий, позволяющих работать на больших глубинах. Вот только люди там нормальные, творчески одаренные, а у Уоттса сплошь — изломанные судьбы, изуродованная психика, мутировавшая физиология и жизнь в мутном иле океанического дна, и одновременно — борьба и сильное желание жить свободными. Буду ждать «Водоворот».

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 апреля 2014 г.

Мне определенно нравится творчество Питера Уоттса!

Уоттс создает невероятную атмосферу в своих произведениях, атмосферу мрачную и гнетущую.

В «Морских звездах» автор погружает нас на трех километровую глубину близ западного побережья США на плато Хуан де Фука. Здесь в непроницаемой мгле, под огромным давлением толщи океана работают люди-амфибии (рифтеры) обслуживающие геотермальные генераторы глубоководной станции Биб.

Герои романа Уоттса — обладатели не совсем здоровой психики, на поверхности в мире нормальных людей они ИЗГОИ. Но, именно такие люди и нужны Энергосети для реализации своих проектов. Сам автор в одном из интервью объяснял психические отклонения своих героев тем что ему не просто дается раскрытие характеров, поэтому ему проще взять героя с отклонениями и сосредоточится на атмосфере произведения и его научной составляющей.

Большая часть романа — это описание быта рифтеров, то как они осваиваются в новой для себя обстановке и как она становится для них новым домом. Повествование довольно не спешное, как мне показалось, нет лихих поворотов сюжета не считая концовки. Вообще роман надо расценивать как эдакую затравку (прелюдию) к остальным частям, которые, я надеюсь, в скором времени мы увидим переведенными на Русский язык. Надеюсь продолжение не разочарует.

П.С. Так же меня приятно порадовали концепции геотермальной энергетики, умногеля и прочих технологий описанных в романе. Ну да ладно, спойлерить не буду. Читайте и Вы не останетесь равнодушными!

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх